Студент ФЭФ, 4 курс, ФФ - 4
|
Д. В. Славников
|
Руководитель
|
И. П. Заева
|
МИНСК 2000
НАЛОГИ
ГЕРМАНИИ
Налоговое
законодательство в Беларуси только формируется. Пытаясь сформировать
собственный проект Налогового кодекса, можно обратить внимание на позитивный
опыт зарубежных стран. Возможно, он будет способствовать совершенствованию нашей
налоговой системы.
Взгляд
в историю
При образовании в
1871 году Германской империи установление всех основных прямых налогов являлось
прерогативой входящих в нее государств (нынешних земель). Империи же было
передано право устанавливать лишь таможенные пошлины и общеимперские налоги на
предметы потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль.
Закрепление права
сбора таможенных пошлин и акцизов положило начало созданию общего
экономического пространства. Но для финансирования общих расходов этого, естественно,
не хватало. Источником средств явились доходы от почтового и телеграфного
ведомств и мартикулярные взносы отдельных земель, имевшие характер подушного
налога. Для покрытия чрезвычайных потребностей предусматривалась возможность
прибегнуть к займам.
Их достаточно
четко определил в свое время канцлер Германии Отто Бисмарк при обсуждении
вопроса о введении таможенных пошлин на сельскохозяйственные продукты. В своей
речи в рейхстаге 2 мая 1879 г. он высказался так: “Я бросаю упрек нынешнему
состоянию в том, что оно чересчур много требует от прямых налогов и слишком
мало — от косвенных, и я добиваюсь того, чтобы отменить прямые налоги, а
поступления от них заменить косвенными налогами... Бремя прямых налогов в
Пруссии с помощью различных надбавок для провинции, округа, общины достигло, по
моему мнению, такого уровня, который не может более быть терпим”.
Регулярные
мартикулярные взносы отдельных государств ставили империю в серьезную
зависимость от них. Именно это и определило пути развития налоговой системы
Германии.
В девяностые годы
прошлого века были введены гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные
карты, в 1906 г.— налог с наследства, в 1913 — налог на имущество и
одновременно налог на прирост имущества. С 1916 г. Германия уже активно
использовала возможности прямого налогообложения; развивалось и косвенное
обложение, ибо пошлин и акцизов не хватало на покрытие расходов, связанных с
военным поражением и выплатой контрибуции. В июле 1918 г. Германия ввела налог
с оборота по ставке 0,5 процента, который просуществовал до перехода к
налогообложению добавленной, или вновь созданной стоимости, что произошло
только в шестидесятые годы.
Налоговая
реформа и ее результаты
В декабре 1919
года с утверждением имперских правил налогообложения, разработанных министром
финансов Эрцбергером, началась крупнейшая налоговая реформа Германии. Ее
главное значение состоит в том, что был ликвидирован финансовый суверенитет
земель. Государство получило исключительное право взимания налогов и управления
ими. Был повышен налог с оборота, введено налогообложение предметов роскоши,
дополнительный налог уплачивали владельцы крупных состояний. Действовавшие
ранее 26 земельных законов о подоходном налоге были заменены имперским
подоходным налогом с дифференцированной шкалой и максимальной ставкой
налогообложения 60 процентов. Эти и другие меры позволили в достаточно короткое
время в пять раз увеличить расходы государства на социальные нужды.
После
второй мировой
Экономическое
развитие послевоенной Германии во многом связано с именем видного экономиста и
государственного деятеля, сначала министра хозяйства, а затем канцлера ФРГ
профессора Людвига Эрхарда.
Л. Эрхард
выступал поборником свободных рыночных отношений, что требовало немалой
самостоятельности хозяйствующих субъектов, общин, земель, а это несовместимо с
жесткой централизацией финансовых ресурсов. В послевоенной Германии было
законодательно установлено, что государственные задачи должны распределяться
между федерацией и землями, входящими в ее состав. При этом федерация и земли
раздельно несут расходы, возникающие при выполнении ими своих функций:
федерация и земли самостоятельны в вопросах своего бюджетного устройства.
Наряду с
федеральным государством и землями носителями определенных общественно-социальных
функций выступают общины, обладающие местными бюджетами. Ключевые же позиции в
налоговом законодательстве принадлежат федерации. В то же время для обеспечения
финансирования всех трех уровней управления налоговая система Германии построена
таким образом, что наиболее крупные источники формируют сразу два или три
бюджета.
Так, подоходный
налог с физических лиц распределяется следующим образом: 42,5 процента
поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5 процента — в бюджет
соответствующей земли и 15 процентов — в местный бюджет. Налог на корпорации
делится в пропорции 50 на 50 процентов между федеральным и земельными
бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными
органами управления, но им остается только половина сумм, а вторая половина
перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость
также распределяется по трем бюджетам: соотношения распределения этого налога
могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит
регулирующим источником дохода.
Нужно отметить,
что Германия — одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное,
но и горизонтальное выравнивание доходов: высокодоходные земли, как например
Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих
финансовых ресурсов менее развитым землям — таким, как Саксония,
Шлезвиг-Голштейн. Следует подчеркнуть, что такое положение явилось итогом
многолетнего развития налоговой системы.
Л. Эрхард
признавал весьма справедливыми пожелания граждан и хозяйственных кругов снижать
налоговое бремя. Но при этом, подчеркивал он, важны средства достижения этой
цели: “если удастся добиться требуемой стабилизации расходов и развитие
производительности будет расти теми же темпами, легко себе представить и
вычислить, какое снижение налогов окажется возможным. Только таким путем можно
добиться настоящего и реалистичного решения угнетающей всех нас налоговой
проблемы”.
Важнейшие
принципы налогообложения
Со времен Л.
Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы
налогообложения:
— налоги по возможности минимальны;
— минимальны или, точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание;
— налоги соответствуют структурной политике;
— налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;
— система должна строиться на уважении к частной жизни человека; в связи
с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою
частную жизнь; налоговый работник не имеет права никому дать какие-либо
сведения о налогоплательщике; сохранение коммерческой тайны гарантировано;
— налоговая система исключает двойное обложение;
— величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая
защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.
Основные
налоги Германии
Основные виды
сложившихся налогов в Германии — это подоходный налог с физических лиц, налог
на корпорации, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество,
поземельный налог, налог с наследства и дарения, автомобильный налог, акцизы на
кофе, сахар, минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия, таможенные
пошлины.
Из налогов на
юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству НДС; его удельный
вес в доходах бюджета равен примерно 28 процентам — это второе место после
подоходного налога. Общая ставка налога в настоящее время составляет 15
процентов, но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная
продукция облагаются по уменьшенной ставке — 7 процентов.
Налог на доходы
корпораций взимается по ставке 45 процентов: здесь широко используется
ускоренная амортизация; проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды
выплачиваются из прибыли за минусом налога; льготы приводят к тому, что
фактическая ставка налога в среднем составляет 42 процента.
Промысловым
налогом — это один из основных местных налогов — облагаются предприятия,
товарищества, физические лица, занимающиеся промысловой, торговой и другими
видами деятельности. Базой для исчисления налога служат прибыль от занятия
промыслом и капитал компании, налоговая ставка определяется муниципальными
органами.
Нужно
подчеркнуть, что местные налоги носят не столько фискальный, сколько
регулирующий деловую активность в регионах характер.
Особо
— о налогах с граждан
Подоходный налог
в Германии прогрессивен, его минимальная ставка — 19 процентов, максимальная —
53. Необлагаемый минимум — 1536 марок в месяц для одиноких граждан и 3072 марки
для семейных пар. Далее идут льготы на детей, возрастные льготы, льготы по
чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай). Например, для лиц в
возрасте 64 лет и старше необлагаемый минимум увеличивается до 3700 марок; у
лиц, имеющих земельный участок, не облагается подоходным налогом 4750 марок.
Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120
тыс. марок, или 240 тыс. марок для семейной пары.
Объектом
обложения подоходным налогом являются все доходы человека, а именно: от
наемного труда, самостоятельной работы (свободные профессии), промысловой или
сельскохозяйственной деятельности, от капитала, сдачи имущества в аренду и в
наем, все прочие поступления. Для определения облагаемого дохода из поступлений
вычитаются затраты. При этом учитываются и особые расходы, как, например,
алименты после развода супругов, взносы на медицинское страхование и
страхование жизни, церковный налог, затраты на профессиональное образование и
т. д.
Ставка налога на
наследство и дарение зависит от степени родства и стоимости имущества. Не
облагаемые налогом суммы также различны для разных категорий: для супругов она
составляет 250 тыс. марок, для детей — 90 тысяч, внуков — 50 тысяч, братьев и
сестер — 10 тысяч марок.
Дополнительные
функции налогов
Подчас
установление новых налогов в Германии преследует чисто регулирующие цели.
Классическим примером может служить введенный еще в начале века и сохранившийся
до сих пор налог на уксусную кислоту. Его тогда породила необходимость создать
искусственную уксусную кислоту и прекратить расходовать на эти цели вино.
Денежные поступления от данного налога едва-едва покрывали расходы на его
взимание, но техническая задача была решена и экономическая цель достигнута.
Налог сохраняется нынче как историческая реликвия, принося бюджету Германии
несколько миллионов марок.
Через налоги
решаются и проблемы экологии. В свое время промышленность страны сопротивлялась
оснащению автомобилей катализаторами. Тогда был резко снижен налог на
автомобили, оснащенные ими, понижен акцизный сбор на те виды бензина, которые
используются в машинах с катализаторами. Так “компенсировались” дополнительные
расходы на внедрение катализаторов.
Опыт эволюции
налоговой системы Германии может быть весьма поучительным и для Республики
Беларусь.
Используемая
литература
1. Князев В. Г. Налоги в странах
- членах ЕЭС. // Финансы №5 1993.
2. Мещерякова О. Налоговые
системы развитых стран мира. Справочник. - М., 1995.
3. Налоговые системы зарубежных
стран. - М., 1995.
4. Хаузер Х. Г. Система
финансового выравнивания между федерацией и землями в Германии. // Финансы №5
1995.
5. Черник Д. Г. Налоги в
рыночной экономике. - М., 1997
Автор: Славников Дмитрий Васильевич
slavnikov_d@mail.ru