Студент ФЭФ, 4 курс, ФФ -
4
|
Д.
В. Славников
|
Руководитель
|
И.
П. Заева
|
МИНСК
2000
Банк
Франции (Bank of France) был основан в 1800 г. и получил
официальное разрешение на деятельность в 1803г., когда еще не существовало
никаких других французских банков, Банк Франции более века оставался крупнейшим
коммерческим Банком Франции, который не только выполнял функции Центрального
банка страны, но и непосредственно обслуживал клиентов через широкую сеть
отделений и контор. В настоящее время он не осуществляет операции с частной
торгово-промышленной клиентурой, хотя до сих пор сохраняет обширную сеть
отделений по всей Франции
Для
истории Франции, начиная со времен королевских гобеленовых мануфактур и
производства фарфора и кончая концессиями в пользу торгового и промышленного
развития, характерно традиционное вмешательство государства в экономику страны.
Кроме того, Франция установила контроль над предприятиями, создала
государственный сектор.
В
1936-1937 гг. правительство Народного фронта приступило к выполнению программы
национализации, затрагивающей некоторые отрасли по производству оружия и
авиацию, а также оставшихся частных железных дорог. В конце второй мировой
войны одним из первых законов временного правительства, возглавляемого
генералом де Голлем, были законы о национализации угольных шахт (ныне Шарбонаж
де Франс (Charbonnages de France), автомобильной компании `Рено`, Мотер
Гном-э-Ронe (Moteurs Gnome-et-Rh^on) (авиационные моторы, сейчас это СНЕКМА
(SNECMA), Havas (пресса, путешествия и реклама) и воздушных аэролиний (в
настоящее время Эйр Франс (Air France).
В
1945-1946 гг. последовала национализация центрального банка (Banque de France),
четырех ведущих коммерческих банков (на их долю приходилось в то время 55%
депозитов), 34 страховых компаний (аккумулировавших 62% премий) и частных
электрических и газовых компаний (в настоящее время - Электрисити де Франс и
Газ де Франс (Electricite de France and Gaz de France). Национализированные
предприятия, за некоторым исключением, продолжали функционировать как частные и
остались составной частью конкурентоспособного сектора французской экономики.
В
соответствии с Законодательством 1945 г., на основании которого был
национализирован Банк Франции, а также четыре крупнейших депозитных банка -
Креди Лионне (Credit Lyonnais), Сосьете Женераль (Societe Generale), Банк
Насьональ Пур ле Коммерс э Л`Эндюстри и Комтуар Насьональ д`Эсконт де Пари
(Banque Nationale pour le Commerce et l`Industrie, and Comptoir National
d`Escompte de Paris) (два последние банка слились в середине 1966 г. в Банк
Насьональ де Пари (Banque National de Pari), был также создан Национальный
кредитный совет (the National Credit Council).
В
его состав входили министр финансов (в качестве президента совета), управляющий
Банка Франции (председательствовал в совете при отсутствии министра финансов) и
43 члена - представители финансовых учреждений, предпринимателей и профсоюзов.
Совет, первоначально задуманный как консультативный орган, постепенно стал
органом, вырабатывающим денежно-кредитную политику. Считалось, что фактически
через своего управляющего Банк Франции мог играть ведущую роль в разработке
кредитной политики. Фактически это не означало, что министр финансов не мог
играть более влиятельную роль в совете, а также не означало, что
денежно-кредитная политика играла доминирующую роль в экономической политике
страны. В действительности денежно-кредитная политика была подчинена бюджетной
политике и рассчитана на оказание помощи в реализации экономических планов и
других правительственных программ. Безусловно, управляющий Банка Франции
совместно с министром финансов мог давать рекомендации относительно
экономической политики.
Управляющий
Банка Франции в силу занимаемой должности возглавил Банковскую контрольную
комиссию, созданную в 1941 г. в качестве органа надзора и контроля за
соблюдением банками и небанковскими финансовыми институтами установленных
регулирующих норм.
Таким
образом, банковская система включала:
1. Депозитные банки, которые
принимают вклады до востребования и срочные депозиты на срок не более двух лет;
сумма привлеченных ими срочных и сберегательных депозитов очень небольшая (менее
10% всех депозитов); среди срочных депозитов преобладают срочные депозиты
предпринимателей, часто в форме обращающихся депозитных сертификатов со сроком
погашения до 24 месяцев. Среди депозитных банков преобладали государственные
депозитные банки, упомянутые выше. Кроме того, к депозитным относились три в
тот момент 3 ненационализированных банка: Креди Коммерсьяль де Франс (Credit
Commercial de France), Креди Эндюстриэль э Коммерсьяль (Credit Industriel et
Commercial) и Сосьете Женераль (Societe Centrale de Banque), а также парижские
депозитные банки (активно кредитуют внешнюю торговлю, осуществляют валютные
операции и операции на рынке золота), которые в 1945 г. решили
зарегистрироваться как депозитные в отличие от других парижских банков, которые
были зарегистрированы как деловые банки (инвестиционные банки); региональные
банки и местные банки.
Крупные
депозитные банки сочетают операции коммерческих и инвестиционных банков
(покупка, андеррайтинг и продажа ценных бумаг; прямые инвестиции в предприятия
нефинансового характера в размере до 10% (а с 1966-1967 гг. - 20%) акционерного
капитала этих предприятий, или до 75% собственного капитала банка (с 1966-1967
гг. - 100%), а также в других банках и финансовых институтах, при условии
обоснования их необходимости; деятельность в качестве дилеров и брокеров как
членов Парижской биржи; консультативные услуги и функции депозитария для
инвестиционных компаний и т. д.).
2.
Деловые банки (инвестиционные банковские фирмы, которые в 1945 г.
предпочли зарегистрироваться в качестве таковых и подчиняться соответствующему
регулированию), которые, кроме инвестиционных банковских функций (приобретение,
андеррайтинг и реализация ценных бумаг), осуществляют постоянные инвестиции
(участие в капиталах и управлении предприятиями), а также принимают
краткосрочные депозиты от этих фирм, в которых инвестиционные банки владеют не
менее 15% разрешенного к выпуску акционерного капитала. В каждый регулируемый
деловой банк назначается правительственный комиссар, который может делать рекомендации
по политике банка и обладает правом наложить вето на решения, которые
противоречат общей экономической политике. Это вето можно опротестовать в
Национальном кредитном совете. Таким образом, инвестиционные банки, хотя и
ненационализированы, находятся под пристальным надзором.
3.
Государственные и полугосударственные финансовые институты, каждый из
которых специализируется на определенном виде финансовых операций.
а.
Крупнейшая Кэсс де Депо э Консиньясьон (Caisse des Depots et Consignations),
созданная в 1816 г. в качестве депозитария средств сберегательных банков, за
исключением наличности в расходной кассе (с 1950 г. сберегательные банки могут
по их желанию использовать до 50% привлеченных депозитов для покупки ценных
бумаг местных органов власти), плюс пенсионные фонды системы социального
страхования и др. сберегательные фонды, включая частные страховые компании.
Приблизительно равная по размеру четырем национализированным депозитным банкам,
Кэсс размещает более половины своих активов в среднесрочные векселя, связанные
с кредитованием предприятия, строительства и оборудования; большая часть этих
векселей учитывается банками и акцептуется специализированными государственными
и полугосударственными институтами и переучитывается в Кэсс. В свою очередь Кэсс
может переучитывать некоторые из этих векселей в Банке Франции. Важнейшими
функциями Кэсс являются: кредитование Казначейства и инвестирование в
государственные ценные бумаги; покупка необеспеченных облигаций
полугосударственных институтов (Креди Насьональ (Credit National), Креди Фонсье
(Credit Foncier) и Кэсс де Креди Агриколь (Caisse de Credit Agricole); торговля
казначейскими векселями и покупка долгосрочных государственных ценных бумаг у
населения по цене поддержки этих бумаг; периодическое предоставление
однодневных ссуд учетным домам на французском денежном рынке.
б.
Банк Креди Насьональ (Credit National) создан в 1919 г. для кредитования
восстановления экономики путем непосредственного предоставления средне- и
долгосрочных кредитов промышленности и торговле. Он играет важную роль в
предоставлении среднесрочных кредитов сроком до пяти лет, особенно мелкому и
среднему бизнесу с целью покупки оборудования и строительства; векселя по этим
кредитам он может учитывать или индоссировать, делая, таким образом, их
приемлемыми для переучета в Кэсс де Депо (Caisse des Depots) (упомянутой выше).
в.
Креди Фонсье (Credit Foncier) основан в 1852 г., выдает ипотечные ссуды под
залог имущества и ссуды местным органам власти, а через свой филиал
предоставляет среднесрочные ссуды для строительства.
г.
Система сельскохозяйственного кредита включает местные кредитные ассоциации,
объединенные в региональные ассоциации, которые в свою очередь являются членами
Кэсс Насьональ де Креди Агриколь (Caisse Nationale de Credit Agricole); это
главное учреждение Центрального сельскохозяйственного кредита пользуется
льготами при переучете векселей в Банке Франции; предоставляет кратко-, средне-
и долгосрочные сельскохозяйственные кредиты.
д.
Популярные банки (городские кредитные кооперативы) предоставляют через
Центральную кассу кооперативного кредита банковские услуги мелким местным
фирмам, обществам взаимных гарантий и ассоциациям, обслуживающим рыболовство и
добычу морских продуктов.
Денежная
политика. Банка Франции обладает обычными правами центрального банка, но их
применение имеет специфику с учетом французской институциональной системы.
Операции
на открытом рынке имеют относительно небольшое значение как средство денежного
контроля, за исключением последнего времени, когда они стали применяться для
выравнивания спроса и предложения и оказания помощи банкам, имеющим соглашения
об обратной покупке ценных бумаг по краткосрочным сделкам. Кэсс де Депо,
государственные и полугосударственные кредитные институты обеспечивают спрос и
поддержку долгосрочных государственных ценных бумаг.
Учетная
операция всегда являлась преобладающей функцией Банка Франции, однако она
обычно осуществлялась в сочетании с качественными показателями, такими, как
лимит переучета и селективное предоставление кредита, а также система
множественных учетных ставок, включая штрафные ставки, применявшиеся при
переучете, сверх установленного `потолка`, в целях обеспечения гибкости. Кроме
того, произошли изменения в стандартах приемлемых к учету бумаг, а переучетные
ставки остались номинально постоянными.
В
80 – е гг. во Франции произошла реорганизация банковской системы. Центральным
положением избирательной программы, которая позволила М. Франсуа Миттерану
стать французским президентом 10 мая 1981 г., было обещание того, что
социалистическое правительство будет стремиться к национализации отдельных
дополнительных отраслей национальной экономики и финансовых учреждений.
Стремление Франции сохранить свое место среди лидеров промышленно развитых
стран опиралось на расширение государственного сектора.
Предвыборное
обещание Миттерана стало реальностью в 1982 г. 11 февраля 1982 г. был
окончательно утвержден план национализации пяти промышленных групп, 39 банков и
двух финансовых учреждений. Решение о проведении национализации основывалось на
трех основных принципах администрации Миттерана. Первое: некоторые секторы
французской экономики, в силу характера своей деятельности, должны служить
общественным интересам, чтобы помочь Франции преодолеть экономический кризис.
Второе: в эру ускоренных технологических преобразований крупные производства
должны использовать свои ноу-хау для разработок нововведений, которые могут
быть использованы на благо всех. Третье: национализированные предприятия могут
служить примером новых взаимоотношений между рабочим и его рабочим местом.
Новые
французские лидеры считали, что теперь перед ними стояла задача укрепления
экономики `не только для того, чтобы выстоять в конкуренции на современном
мировом рынке, но также чтобы не отставать от технологических новшеств,
одновременно обеспечивая экономическое и социальное развитие нации`.
Отрасли,
которые были национализированы в 1982 г., соответствовали экономическим целям
правительства Миттерана. Некоторые из них лидировали в сфере телекоммуникаций,
компьютеров и аэрокосмических исследований, где, как считала администрация,
технологическая независимость Франции была поставлена под угрозу в наибольшей
степени. Другие, такие, как сталелитейные и химические фирмы, представляли
собой основу процесса производства и поэтому являлись определяющими для всей
производственной цепочки. Наконец, среди национализированных были компании, чья
деятельность в таких областях, как здравоохранение и фармацевтика,
непосредственно касалась благополучия французского народа.
Был
также расширен государственный сектор кредита, в силу `уверенности
правительства в том, что оно не сможет приступить к осуществлению новой
индустриальной политики без эффективного контроля над финансовыми ресурсами
Франции. Правительство надеется, что эти банки будут лучше служить нации после
изменений в их системах кредитования и стратегии`.
Раздел
III Закона о национализации разрешил национализацию двух финансовых учреждений:
Компани Финансьер де Пари э де Пэи-Ба (Compagnie Financiere de Paris et des
Pays-Bas), известной под названием Париба (Paribas), и Компани Финансьер де
Суэз (Compagnie Financiere de Suez). Обе эти холдинговые компании осуществляли
деятельность в области промышленности, банковского дела, страхования и
недвижимости. Обе являлись крупными акционерами пяти национализированных
промышленных групп, напр., Суэз (Suez) и ее филиалы контролировали 20,3%
капитала Сэн-Гобэн (Saint-Gobain). Известный Сэн-Гобэн был основан по приказу
Людовика XIV в 1665 г. для обеспечения оконным стеклом королевского дворца в
Версале. В современных условиях эта группа расширила свой контроль над
производством разнообразного промышленного стекла путем приобретения компании
Пон-`a-Муссон (Pont-`a-Mousson), и в 1968 г. она стала называться Сэн-Гобэн-Пон
а Муссон (Saint-Gobain-Point-`a-Mousson) и распространила свое влияние на
строительство и упаковочные материалы. Она контролирует 51% Компани дэ Машин
Бюлль (Compaignie des Machines Bull), к-рая, в свою очередь, является
владельцем 53% производства компьютеров C.I.I.-Honeywell-Bull.
Закон
о национализации обеспечил передачу правительству материнских компаний
указанных промышленных групп и финансовых учреждений путем перехода их акций из
частных рук правительству. Это в значительной степени отличалось от предыдущих
национализаций шахт, электрических и газовых коммунальных предприятий и `Рено`,
когда правительство взяло под свой контроль, кроме акций, также и имущество.
Общая
сумма компенсации, выплачиваемая компаниям, чьи акции продавались на бирже,
значительно превышала совокупную рыночную стоимость этих акций на период,
непосредственно предшествующий выборам в мае 1981 г., а также совокупную
среднюю рыночную стоимость таких акций в течение предшествующих шести- и
двенадцатимесячных периодов.
Администрация
Миттерана заявила о своей уверенности в том, что участие правительства в
национализированных компаниях должно быть минимальным, а Закон об управлении
национализированными компаниями отражал эту философию. Фраза `управление по
типу `Рено` применялась для отражения намерения администрации передать текущее
ведение дел в руки руководства компании так же, как это осуществлялось в
отношении национализированных автомобильных заводов. Каждая компания должна
была определять свои собственные долгосрочные цели. Контракты между
национализированной компанией и правительством отражают стремление
правительства реализовать комплексную промышленную политику. Министр
промышленности изложил новые отношения между правительством и государственным
сектором в письме к президентам национальных компаний.
Официально
заявлено, что Закон о национализации никаким образом не влияет на права
иностранцев создавать банки во Франции, о чем и гласит Закон от 10 июля 1975 г.
Запросы на открытие новых иностранных банков во Франции, либо в форме
отделений, либо через мажоритарное участие в учреждении, созданном по
французским законам, будут и далее рассматриваться в соответствии с теми же
критериями, которые преобладали в прошлом, а именно `в духе либерализма,
который исключает любую дискриминацию на почве национализма`. То же положение верно
в отношении условий, на которых эти банки ведут свою деятельность во Франции.
Используемая литература
1. Андреев
Н. Развитие банковской системы Франции. // Банковские технологии №3 1994.
2. Денежное
обращение и кредит при капитализме. / Под ред. Л. Н. Красавиной – М., 1989.
3. Смит
В. Происхождение центральных банков. //
#"mailto:slavnikov_d@mail.ru">slavnikov_d@mail.ru