Карл Ясперс (доклад)
Сообщение ученика 10 класса Алещенко
Дмитрия.
Карл Ясперс
ЯСПЕРС Карл (1883 - 1969) -
немецкий философ, один из основателей экзистенциализма ("философия
существования"). Изучал право в университетах Гейдельберга и Мюнхена,
медицину - в университетах Берлина, Геттингена и Гейдельберга. С 1908 по 1915
год работал в психиатрической клинике Гейдельберга. В 1913 году защитил
докторскую диссертацию "Общая психопатология" у Виндельбанда.
Вышедшая в свет в 1919 году работа Ясперса "Психология мировоззрений"
может считаться первой публикацией по философии экзистенциализма в Германии. С
1922 года Ясперс работает профессором философии в Гейдельбергском университете.
В 1937 - 1945 годах отстранён от преподавательской деятельности, в 1938 году
запрещена публикация его работ. С 1948 по 1961 год - профессор философии
Базельского университета. На формирование философских взглядов Ясперса особое
влияние оказали Платон, Плотин, Фома Аквинский, Николай Кузанский, Спиноза,
Кант (критического периода), Шеллинг, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль и Вебер.
Его философию можно
было бы с полным основанием назвать самым гуманистическим вариантом
экзистенциализма, поскольку она более всего соответствует духу общечеловеческой
системы ценностей. Более того, в своих поздних произведениях Ясперс прямо
поставил перед философией задачу утверждения системы общечеловеческих
ценностей. Но поздние произведения Ясперса с большой натяжкой могут быть
отнесены к экзистенциализму, поскольку в этих произведениях Ясперс выражает
уверенность в построении общества, основанного на гуманистических принципах,
т.е. общества, где будут преодолены человеческое одиночество и непонимание, а
такой оптимизм противоречит экзистенциалистскому мироощущению. Дело в том, что
поздние произведения Ясперса были написаны в результате осмысления философом
тех ужасов фашизма, которые Ясперс пережил в 30-х годах в Германии. Поведение
Ясперса в эти годы делает честь всей немецкой философии. А из более ранних
философских идей Ясперса наибольшую известность приобрела идея о пограничных
ситуациях. Учение о пограничных ситуациях связано с основным положением
экзистенциализма об уникальности экзистенции и с тем, что она чаще всего
закрыта для человека, погружённого в мир вещей, безличное массовое
существование. Но в особых, критических ситуациях, подчёркивает Ясперс, любой
человек способен мгновенно прозреть, мгновенно понять уникальность своей
экзистенции, понять смысл своего бытия или трагическое отсутствие этого смысла.
Причём это озарение не имеет ничего общего с интуицией Декарта, с озарением
сатори в духе дзэн - буддизма. В этих случаях озарение наступает в результате
долгих поисков ответа на какие - то вопросы. Экзистенциальное же озарение
происходит и с человеком, который никогда прежде не задумывался о проблемах
познания или смысла жизни. Но это наступает только в исключительных и
трагических ситуациях. Человек может оказаться в пограничной ситуации и в
результате переоценки своих прежних идеалов.
Все эти состояния можно
назвать пограничной ситуацией - пограничной между экзистенцией и Ничто.
Возможно, не каждый человек в таких ситуациях вдруг постигает истинный смысл
бытия, но большинство людей способно на это. Как способно на это и всё человечество
в целом, которое в ХХ веке само оказывается в пограничной ситуации - на грани
атомной катастрофы, например, или на грани экологической катастрофы, или перед
угрозой человеконенавистнической диктатуры. Но Ясперс видит выход из этих
ситуаций не в уходе в своё одиночество, как Кьеркегор, не в фашизме, как
Хайдеггер, не в социалистическом плановом обществе, как Сартр, а в реальном
гуманистическом сотрудничестве людей всех национальностей и религиозных
верований.
Что же, по мнению
Ясперса, может внушить уверенность в возможности такого сотрудничества людей?
Такую уверенность могут внушить 3 вещи: это прошлое, настоящее и будущее
человечества.
Настоящее - прежде
всего страхом перед фашистской и коммунистической диктатурой. Ясперс имеет в
виду страх, который не парализует волю человека, а, наоборот, побуждает к
действию.
В прошлом человечества
Ясперс указывает на время между VIII и II веками до н.э. Это начало осевого времени,
которое знаменует собой продвижение человечества к взаимопониманию. Осевое
время - это продвижение в общем русле мировой, общечеловеческой культуры. До
этого времени можно говорить только о раздельных культурно-исторических
регионах - о Египте, Индии, Месопотамии, - каждый регион жил сам по себе, хотя
и были какие-то контакты. Но в какое-то время в разных регионах выступают со
своими учениями религиозные пророки, выступают нравственные учителя
человечества. Они учат людей одним и тем же нравственным ценностям - учат добру
и взаимопомощи, взаимопониманию. Ясперс имеет в виду Будду и Зороастра, Лаоцзы,
а также Конфуция, ряд пророков Ветхого Завета. Этот ряд завершает Иисус, а
несколько позже в Аравии эти же ценности проповедует Мухаммед. С течением
времени практически все народы нашей планеты принимают религии, в основе
которых лежат общие принципы нравственности. То есть в прошлом человечества
была заложена основа общей духовности.
А что же в будущем? А
будущее - в руках самих людей. Вернее, в их стремлениях. Как говорит Ясперс,
тот, кто всё время твердит о неизбежности войны - работает на войну, ибо в
глубине души желает прославиться проницательным предсказателем. Кто хочет мира
и единения людей - работает на эти благородные ценности. Для пояснения своих
идей Ясперс часто пользуется понятием философская вера и понятием философская
коммуникация. Философская вера - это вера людей в свои возможности, это
источник энергии, помогающий человеку работать ради повсеместного
распространения нравственных ценностей, лежащих в основе общей духовности
человечества. Коммуникация - это и есть единение людей на основе
гуманистических общечеловеческих ценностей. Любая идеология, основанная на
подчёркивании классовых, узкорелигиозных или национальных принципов, и может
служить только разобщению людей. Философская коммуникация - это движение к
взаимопониманию людей не через отрицание отдельных религий, а через выделение в
них нравственной общедуховной стороны. На такое выделение способны, правда, в
основном только образованные люди. Для большинства людей слишком значима
обрядовая сторона религий, т.е. то, что отличает одну религию от других. Но
образованное меньшинство - это прежде всего учителя школ и университетов, в их
руках находится образование общества, в их руках души учеников. Если принципы
общечеловеческой духовности начинает исповедовать вся интеллигенция, то
философия, построенная на этих принципах, сможет выполнять роль своего рода
интеллектуальной религии, которая сделает возможной коммуникацию
человечества.