Теоретическое значение антропологии
Московский
гуманитарно-экономический институт
Нижегородский филиал
Факультет психологии
Реферат
По дисциплине: «Антропология»
Тема: «Теоретическое значение
антропологии»
Выполнила:
студентка I курса
факультета
психологии
Ладугина Наталья Александровна
Проверила:
сотрудник
кафедры
психологии
Васильева Татьяна Николаевна
Нижний Новгород, 2001
План
1.
Предмет антропологии
2.
Систематизация антропологии
3.
Значение антропологии
Предмет антропологии
АНТРОПОЛОГИЯ — область научного познания, в рамках которой
изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной
среде.
Систематизация антропологии
Основываясь на разграничении исследовательских
полей, можно дать следующую систематизацию А.
А. философская концентрирует свое внимание на изучении проблем бытия
человека в мире в целом, ищет ответ на вопрос о сущности человека. Она возникла
как закономерное продолжение поисков решения проблемы человека в западной философии,
как один из вариантов ее решения. “Что такое человек?” — проблема, поставленная
Кантом, была позднее подхвачена Шелером, который полагал, что в известном смысле
все центральные проблемы философии можно свести к вопросу: что есть человек и каково
его метафизическое место в общей целостности бытия, мира и Бога. Рассматривая культуру
в качестве гуманизации природы, Шелер задачу создаваемой им философии А. видел в
том, чтобы точно показать, как из основной структуры человеческого бытия вытекают
все специфические свершения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие,
государство, руководство, изобразительные функции искусства, миф, ремесла, наука,
историчность и общественность. Проблематика философской антропологии разрабатывалась
Геленом, Э. Ротхакером, М. Ландманом, Плеснером и др.
А. теологическая рассматривает взаимодействие человека с миром сверхреального,
божественного; для этого направления важно определить человека через призму религиозной
идеи. Теологическая А. представляет собой одно из направлений современного религиозного
модернизма, в рамках которого религиозные мыслители ставят вопросы о сущности человека
как двойственного по своей природе существа, рассматривают проблемы бытия человека
в современном мире, трагические процессы роста бездуховности, исходя из основополагающих
принципов христианского вероучения. Протестантские теологи Нибуры, Тиллих, иудаистский
философ Бубер, католические антропологи Тейяр де Шарден, К. Ранер, православные
богословы, в частности Флоренский, А.С. Позов — таков далеко не полный перечень
религиозных мыслителей, представляющих различные течения в теологической А. Подчеркивая
возрастающее значение теологической А. в современных условиях, ее сторонники видят
различие между философским и теологическим подходами к человеку в том, что теология
(как и философия) занимается поисками ответа на вопрос о смысле жизни, но она при
этом предполагает опыт веры и связанный с ним опыт спасения. Теологическая А., следовательно,
критически осваивает достижения естественнонаучного и философского знания о человеке.
Она должна быть открытой перед науками о человеке, но и эти последние должны быть
открыты более высокому измерению, в конечном счете, — спасению.
А. культурная — особая область научных исследований, концентрирующая
внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Эта область познания сложилась
в европейской культуре в 19 в. и окончательно оформилась в последней четверти
19 в.
В зарубежной литературе существуют различные подходы
к выделению предметного поля этой науки. Понятие культурной А. используется для
обозначения относительно узкой области, связанной с изучением человеческих обычаев,
т.е. сравнительные исследования культур и сообществ, науки о человечестве, которая
стремится к обобщениям поведения людей и к самому полному возможному пониманию разнообразия
человечества.
Культурная А. концентрирует внимание на проблемах
генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом
плане. Главные проблемы культурантропологических исследований связаны со становлением
человека как феномена культуры: культурирование основных инстинктов человека, возникновение
специфически человеческой конституции, строение тела человека в его связи с культурной
средой, поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью
человека в систему социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние культуры
на половой диморфизм, семью и брак, любовь как культурный феномен, становление мироощущения
и мировоззрения человека, мифология как культурное явление и др. Не менее важны
в современную эпоху вопросы экологии человека и культуры, исследование закономерностей
функционирования экокультуросистем, поскольку становление человека как носителя
культуры не может не включать в себя оценку его места и роли в сохранении природы
и культуры современности.
Большое значение для становления теоретической
программы исследования человека и культуры имели труды Тайлора “Первобытная культура”,
“Введение к изучению человека и цивилизации (Антропология)”, “Доисторический быт
человечества и начало цивилизации” и др., в которых он с позиций эволюционизма дал
антропологическую трактовку культуры, положив тем самым начало культурантропологическим
исследованиям. В русле эволюционизма развивались исследования Фр. Фрезера, Дж. Мак-Леннана,
Дж. Леббока, Ю. Липперта и отечественных ученых К.Д. Кавелина, М.М. Ковалевского,
М.И. Кулишера, Н.Н. Миклухо-Маклая, Д.Н. Анучина, В.Г. Богораза (Тан) и др.
Этот период развития культурной А. принято называть
эволюционистским (1860-95). Американский исследователь Дж. Стокинг полагает,
что эволюционистскому этапу предшествовал этап этнологический (1800-60).
Следующий этап развития культурантропологии связан с деятельностью американского
ученого Боаса и носит название исторического (1895-1925). Боас выступил с критикой
позитивистского сциентизма. Его методологический скепсис оказал большое влияние
на исследователей: некоторые из них отказались от естественнонаучных стандартов
познания (“научное пораженчество” П. Радина и др.) в пользу эмпирической описательности
и декларации релятивизма и эмпиризма (Херсковиц).
В 20-30 гг. в США возникла А. психологическая,
которая первоначально именовалась направлением “культура-и-личность”. Широкую известность
она получила благодаря книгам М. Мчд, Бенедикт, И. Халлоуэла, Дж. Долларда, Дж.
Уайтинга, И. Чайлда, Дж. Хонигмана, Э. Хьюза. Основным предметом было исследование
того, как индивид действует, познает и чувствует в условиях различного культурного
окружения.
А. биологическая (или естественнонаучная) концентрирует свое внимание
на биологии человека как вида. К настоящему времени А. понимается не только как
наука о древнейших формах человека, об его эволюции (т.е. антропогенез и палеоантропология),
а чаще всего как анатомия, физиология и морфология человека (учение о закономерностях
роста и общих для всего человечества вариациях в строении тела).
После Второй мировой войны исследователи обращаются
к методологии структурно-функционального анализа, что приводит к появлению А.
социальной (Малиновский, Радклифф-Браун и др.). Кризис традиционной А. некоторые
ученые связывают с тесным сотрудничеством антропологов с колониальной политикой
метрополии. Новые перспективы в этой науке раскрылись в анализе аспектов социального
поведения человека. Социальная А., по признанию западных ученых, пришла на место
этнологии как центральная, “сердцевинная” область А. культурной.
А. социальная исследует становление человека как социального существа,
а также основные структуры и институты, которые способствуют процессу социализации
человека, и ряд других вопросов. Идеи социальной А. развивали Малиновский, который
понимал культуру как совокупность институтов, служащих для удовлетворения первичных
(физиологических и психических) и вторичных, т.е. порожденных самой культурой, потребностей
людей; Радклифф-Браун, утверждавший, что современная А. является функционально обобщающей
и социологичной, это наука сравнительной социологии. Социальная А. уделяла внимание
процессам взаимодействия человека и культуры на стадии цивилизации (это и интерес
к урбанистической культуре в работах американского исследователя Р. Редфилда, что
отчасти связано и с проникновением в культурантропологическое направление методологии
структурно-функционального анализа, с усилением влияния социологов — Дюркгейма,
Парсонса).
В послевоенный период выкристаллизовывается также
культурно-экологический подход, взаимодействующий с “экологической психологией”,
“культурной географией”, “социальной географией”, “экологией человека”. Этот подход,
именуемый “экологической А.”, объясняет взаимовлияние природной среды и культур.
Это направление представляют М. Бейтс, Дж. Стюард, М. Салинс, а с российской стороны
— М.Г. Левин, С.П. Толстов, Н.Н. Чебоксаров и др.
Одно из ведущих структуралистских направлений в
А. — А. когнитивная (Гуденаф, Ф. Лаунсбери, X. Конхлин, С. Брунер и др.),
которая занимается выявлением и сравнением “когнитивных категорий” в разных культурах.
Это направление возникло в середине 50-х гг. в США в рамках развития методов формального
семантического анализа. Окончательно оформилось в середине 60-х гг. В основе когнитивной
А. лежит представление о культуре как системе символов, как специфически человеческом
способе познания, организации и ментального структурирования окружающей действительности.
В языке, по мнению сторонников когнитивной А., заключены все когнитивные категории,
лежащие в основе человеческого мышления и составляющие суть культуры. Эти категории
не присущи имманентно человеческому мышлению; они воспринимаются человеком в процессе
инкультурации. Главным объектом, на который направлена исследовательская деятельность
когнитивной А., являются разнообразные классификационные и таксономические системы,
функционирующие в культурах.
С 50-60-х гг. в среде американских культурологов
наметилось направление, получившее название неоэволюционизма (Л. Уайт, Дж. Стюард,
Э.Р. Сервис, М. Салинс и др.).
Л. Уайт, еще в 1939 предложивший создать особую
науку культурологии как общетеоретическую дисциплину, зафиксировал назревавший в
то время кризис А. культурной; ее отличие от культурологии Уайт видел в том, что
антропологи замкнулись в экзотическом мире бесписьменного прошлого, как в убежище
от жгучих проблем современности. Культурология понималась им как общетеоретическая
и методологическая база для антропологических исследований и как возможность нового
этапа развития и осовременивания А. культурной.
Дальнейшая эволюция культурной А. осложнена появлением
компромиссных методологических установок, связанных с влиянием фрейдизма на американскую
культурантропологию (Кардинер и его школа “изучения культуры и личности”) и со стремлением
Эванс-Причарда переформулировать структурно-функциональную методологию в терминах
“значений” элементов культуры и его попытки слияния А. с историей.
В послевоенный период в А. начинают превалировать
направления, ориентированные на понимание значений “других” культур и привлечение
в антропологию методов лингвистики (структурная лингвистика Ф. де Соссюра, фонология
Н.С. Трубецкого и Р. Якобсона), связанных с выработкой на этой основе приемов формального
анализа феноменов культуры. В науке появляется много вариантов А. символической
(Леви-Стросс, Э. Лич, В. Тэрнер и др.).
Примером синтеза культурной А. и герменевтики
(Гадамер, Рикёр), аналитической философии языка (Г. Райл, Витгенштейн), философии
символических форм (С. Лангер) и литературоведения (К. Бёрк) выступает А. интерпретативная
Гирца, в свою очередь влияющая на становление таких направлений, как “А. как
культурная критика” (Дж. Маркус, М. Фишер, Дж. Клиффорд) и “экспериментальная этнография”
(М. Агар, Дж. Лофланд, Э. Хьюз), к-рые особое внимание уделяют дискурсивному аспекту
антропологического знания (знание трактуется не только как отражение исследователем
“другой” культуры, но как диалог между ними) и поиску адекватных риторических стратегий
передачи исследователем личного опыта понимания “другой” культуры.
Приведенная выше систематизация антропологии
позволяет сделать следующие выводы о ее теоретическом значении.
Основная задача
антропологии – проследить процесс перехода от биологических закономерностей к
социальным.
Антропология занимает
особое место в системе наук. Под антропологией понимают целый комплекс наук, нацеленных
на изучение человека с разных сторон. Такой междисциплинарный подход позволяет
выявить закономерности, которые остаются скрытыми при изучении человека только
с одной точки зрения. В этом – основная ценность, основное значение
антропологического подхода к изучению человека и общества.
Литература
1.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного
человекознания. М., 1977;
2.
Аверкиева Ю.П. История теоретической
мысли в американской этнографии. М., 1979;
3.
Буржуазные концепции культуры:
кризис методологии. Киев, 1980;
4.
Иванов Вяч.Вс. Культурная антропология
и история культуры // Одиссей: Человек в истории. М., 1989;
5.
Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию.
СПб., 1992;
6.
Степин B.C. Философская антропология
и философия науки. М., 1992;
7.
Антропология и история культуры.
М., 1993;
8.
Пуляев В.Т., Шаронов В.В. Социальная
антропология: статус, предмет, проблемы // Социально-политический, журнал.
1993. N 7;
9.
Барулин B.C. Социально-философская
антропология. М., 1994; Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человекознание.
М., 1994;
10. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную
антропологию. М., 1994;
11. Этнология. М., 1994;
12. Тэйлор Э.Б. Введение к изучению человека и цивилизации:
(Антропология). М., 1924;
13. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.,
1985;
14. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии.
М., 1988.