Номер пары
|
Соперничество
|
Сотрудничество
|
Компромисс
|
Избегание
|
Приспособление
|
1
|
|
|
|
А
|
Б
|
2
|
|
Б
|
А
|
|
|
3
|
|
А
|
|
|
Б
|
4
|
|
|
А
|
|
Б
|
5
|
|
А
|
|
Б
|
|
6
|
Б
|
|
|
А
|
|
7
|
|
|
Б
|
А
|
|
8
|
А
|
Б
|
|
|
|
9
|
Б
|
|
|
А
|
|
10
|
А
|
|
Б
|
|
|
11
|
|
А
|
|
|
Б
|
12
|
|
|
Б
|
А
|
|
13
|
Б
|
|
А
|
|
|
14
|
Б
|
А
|
|
|
|
15
|
|
|
|
Б
|
А
|
16
|
Б
|
|
|
|
А
|
17
|
А
|
|
|
Б
|
|
18
|
|
|
Б
|
|
А
|
19
|
|
А
|
|
Б
|
|
20
|
|
А
|
Б
|
|
|
21
|
|
Б
|
|
|
А
|
22
|
Б
|
|
А
|
|
|
23
|
|
А
|
|
Б
|
|
24
|
|
|
Б
|
|
А
|
25
|
А
|
|
|
|
Б
|
26
|
|
Б
|
А
|
|
|
27
|
|
|
|
А
|
Б
|
28
|
А
|
Б
|
|
|
|
29
|
|
|
А
|
Б
|
|
30
|
Б
|
|
|
|
А
|
СУММА
|
4
|
8
|
10
|
2
|
5
|
При Компромиссе действия участников направлены на поиски решения
за счёт взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего
обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль
поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью,
имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск
лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определённый период
времени.
Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в
поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая
при это и свои интересы. Предлагается открытый обмен мнениями,
заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная
форма требует продолжительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов
есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком
подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и
выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.
Задание
№ 4
«5» -
Вариант характерен для Моего поведения;
«4» –
Скорее характерен, чем не характерен;
«3» –
Нечто среднее;
«2» –
Скорее не характерен, чем характерен;
«1» –
Вариант не характерен для Моего поведения.
Ситуация
1. Ваш работник, который получил от Вас и выполняет срочную работу, сообщает,
что получил только что задание от вышестоящего начальника. Вы и Ваш начальник
считаете свои задания неотложными.
Варианты
решения.
«5» А
(1) Предложу подчинённому выполнить задание вышестоящего начальника.
«1» Б
(2) Всё зависит от того, насколько авторитетен в моих глазах начальник.
«1» В
(3) Выражу недовольство действиями начальника, предупрежу его, что впредь буду отменять
его задания.
«4» Г
(4) Выясню, какое задание, моё или начальника, важнее для дела и приму решение
в пользу более важного.
Ситуация
2. Вы получили два срочных задания - от непосредственного и вышестоящего
начальников. Времени для согласования сроков и условий у Вас нет.
Варианты
решения.
«1» А
(5) В первую очередь буду выполнять задание того, кого больше уважаю.
«2»
Б (6) Сначала буду выполнять задание наиболее важное, на мой взгляд, для пользы
производства.
«3»
В (7) Независимо от моего убеждения буду выполнить задание вышестоящего
начальника, даже если оно не самое важное.
«4»
Г (8) Буду заниматься плановой работой, предоставив моим начальникам выяснить
между собой, чьё задание более важное и срочное.
Ситуация
3. Между двумя Вашими подчинёнными возник конфликт, что мешает им успешно
работать. Каждый из них обращается к Вам с тем, чтобы Вы приняли его сторону и
разрешили конфликт.
Варианты
решения
«2» А
(9) Моё дело – выполнение плана производственных заданий, а решать конфликт –
это их личное дело.
«1» Б
(10) Конфликтом должен заниматься общественный орган, а не руководитель.
«4» В
(11) Разберусь в причинах конфликта и найду способ их примирить.
«3» Г
(12) Выясню, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и
буду воздействовать на них через этих людей.
Ситуация
4. В самый напряжённый период завершения планового задания в коллективе
нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак.
Варианты
решения
«3» А
(13) Оставить выяснение фактов по этому вопросу до окончания плановой работы.
«5» Б
(14) Виновных в проступке вызвать к себе и круто поговорить с ними с глазу на
глаз, предложив им впредь не подводить коллектив.
«2» В
(15) Предложить авторитетным членам коллектива обсудить создавшееся положение и
принять решение.
«4» Г
(16) Не теряя времени на разговоры, провести собрание коллектива и потребовать
объяснения и наказания виновных.
Ситуация
5. Вам представлена возможность назначить себе заместителя. Имеется несколько
кандидатур. Каждый из претендентов характеризуется следующими качествами.
Оцените,
каждую кандидатуру с точки зрения приемлемости её в замещении для Вас,
пользуясь следующей шкалой оценки: 5 – полностью подходит; 4 – скорее да; 3 –
нечто среднее; 2 – скорее нет; 1 – не подходит.
Варианты
решения
«1»
А (17) 1 - й предпочитает избегать конфликтов с людьми, стремится к тому,
чтобы наладить доброжелательные отношения, создать в коллективе атмосферу
взаимного доверия и дружеского расположения, даже если это будет иногда мешать
выполнению производственных задач.
«5»
Б (18) 2 – й предпочитает строго придерживаться должностных прав и
обязанностей, от всех требует чёткого выполнения инструкций и распоряжений.
«2»
В (19) 3 – й предпочитает в интересах дела идти на личные конфликты с людьми.
«5»
Г (20) 4 – й всегда сосредоточен на достижении цели, напорист в
организационных вопросах и всегда стремится добиться своего, не придавая
большого значения возникающим конфликтам и недоразумениям во взаимоотношениях с
людьми.
Ситуация
6. Ситуация такая же, как предыдущая (5). Кандидаты отличаются следующими
особенностями во взаимоотношениях с вышестоящими начальниками:
Варианты
решения
«3»
А (21) 1 – й быстро соглашается с мнением, указаниями вышестоящего начальника,
безоговорочно и пунктуально выполняет его задание, независимо от своего
отношения к делу и к начальнику.
«1»
Б (22) 2 – й может быстро согласиться с мнением, указаниями начальника,
безоговорочно и пунктуально выполнять любое его задание, но только в том
случае, если начальник авторитетен в его глазах.
«4»
В (23) 3 – й обладает неуживчивым характером, склонен к спорам, бывает,
замкнут, труден в контакте, но очень опытный специалист, умелый организатор,
творчески выполняет любую работу и добивается оптимальных результатов.
«5»
Г (24) 4 – й обладает богатым опытом и профессиональными способностями в
области предстоящей работы, но всегда стремится всё решать самостоятельно,
избегая лишних контактов с начальником, не любит, когда ему мешают. Имеет
высокое чувство ответственности и собственного достоинства.
Ситуация
7. Ваш подчинённый не выполнил задание в срок по причине
недисциплинированности, хотя и заверял, что выполнит.
Ваши
действия:
«5»
А (25) В первую очередь, добьюсь, выполнения задания, а вопрос о наказании
подчинённого решу в зависимости от обстоятельств, но так, чтобы не страдало
дело.
«4»
Б (26) Сам поговорю с ним, выясню причину срыва и после этого приму решение о
наказании подчинённого и способах ликвидации «прорыва».
«2»
В (27) Сначала поговорю с теми, кто больше знает провинившегося, посоветуюсь о
том, какую форму меры воздействия применить к нему.
«1»
Г (28) Провинившемуся предложу написать объяснительную записку и в месте со
своей докладной передам эти документы вышестоящему начальнику.
Ситуация
8. Ваш подчинённый игнорирует Ваши указания, делает всё по-своему.
Варианты
решения
«4»
А (29) Подготовлю докладную для решения вопроса административными и
профсоюзными органами в соответствии с установленным порядком.
«2»
Б (30) Ещё раз проанализирую соответствие отданных мною указаний интересам
дела и на основе этого анализа определю свои действия по отношению к
подчинённому.
«1»
В (31)Вызову его на откровенный разговор и постараюсь переубедить, расположить
к себе. Попытаюсь воздействовать на него через авторитетных сотрудников.
«3»
Г (32) Не вдаваясь в подробности, строго накажу. Сам приму меры для устранения
в будущем подобных фактов.
Ситуация
9. Вы начинаете руководить коллективом, в котором имеется конфликт между двумя
группировками по поводу внедрения новшеств. Прежний руководитель поддерживал
противников нововведений.
Варианты
решения
«4»
А (33) Буду добиваться всеми возможными способами осуществления работы по
внедрению новшеств. А сам ход событий докажет противникам ошибочность их
позиции.
«5»
Б (34) Попытаюсь разубедить и повлечь на свою сторону тех, кто выступает против
или не соглашается с нововведением, хочет работать по-старому.
«3»
В (35) В решении конфликта буду опираться на актив, общественные организации,
поручив им разрешить возникающие споры и устранить разногласия.
«3»
Г (36) Постараюсь примерить сторонников нового и старого стилей работы путём
постановки перспективных задач, поддерживая лучшие традиции и отвергая косное и
вредное для дела.
Ситуация
10. Один из членов вашего коллектива внезапно заболел. Каждый работник занят
срочной работой, но и работа отсутствующего сотрудника также должна быть
выполнена в срок.
Варианты
решения
«4» А
(37) Для выполнения задания распределю работу отсутствующего работника между
всеми, даже если это вызовет недовольство у подчинённых и вынудит меня отложить
запланированные дела.
«5» Б
(38) Посоветуюсь с людьми. Выясню, у кого больше возможностей, и попрошу их
выручить коллектив.
«1» В
(39) Вызову заместителя (бригадира, мастера и т. п.), попрошу его ликвидировать
«прорыв», предупредив, что при срыве задания все будут наказаны лишением
премии.
«3» Г
(40) Решу этот вопрос самостоятельно – изыщу резервы либо выполню работу сам.
Ситуация
11. У Вас создались натянутые отношения с руководителем одного с Вами уровня.
Причины этого Вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо.
Варианты
решения
«2»
А (41) Официально попрошу начальника принять меры к разрешению этой ситуации.
«4»
Б (42) Попытаюсь разобраться в своём собственном поведении по отношению к
коллеге.
«3»
В (43) Попытаюсь привлечь внимание товарищей, которые хорошо его знают, и
попрошу их быть посредниками в нормализации наших отношений.
«4»
Г (44) Попробую обратить внимание коллеги на деловые вопросы, которые страдают
от наших отношений.
Ситуация
12. Вы вызвали подчинённого к 8 часам, т.е. к началу рабочего дня, для
выяснения причин его частых опозданий на работу, но неожиданно сами опоздали на
15 минут.
Варианты
решения
«1»
А (45) Независимо от своего опоздания потребую письменного объяснения причин
его частых опозданий.
«5»
Б (46) Обстоятельно выясню причины его частых опозданий, в случае объективных
причин предложу свою для их устранения. А если объективных причин нет, попрошу прекратить
опоздания.
«4»
В (47) Объясню причину своего опоздания и, используя своё опоздание, покажу
подчинённому, чего можно было бы ожидать от меня как от руководителя, если бы я
так же часто опаздывал, как он.
«2»
Г (48) Выясню обстоятельства и, установив, что опоздания происходят по
уважительной причине, разрешу изменить время начала и окончания работы
подчинённого.
Ситуация
13. Подчинённый обратился к Вам с просьбой дать отпуск за свой счёт на 4 дня по
поводу женитьбы. «Почему же 4?» - с недоумением спрашиваете Вы. «А помните, когда
женился Иванов, ему разрешили?» - невозмутимо отвечает подчинённый. «Я могу
отпустить только на 3 дня согласно действующему законодательству» - отвечаете
Вы и подписываете заявление. Однако подчинённый вышел на работу через 4 дня.
Варианты
решения
«4»
А (49) Напишу докладную вышестоящему начальнику.
«5»
Б (50) Разговоров разводить не буду. Потребую от подчинённого отработать 4-й
день за счёт выходного, ибо интересы дела не должны страдать.
«3»
В (51) В виде исключения ограничусь публичным замечанием,- ведь люди женятся не
часто. В табеле поставлю день без выработки.
«2»
Г (52) Возьму всю ответственность за прогул на себя. Подчинённому скажу, что
впредь так поступать нельзя
.
Ситуация
14. В период ночного дежурства один из Ваших подчинённых выпил и в состоянии
опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь отремонтировать
оборудование, получил травму. Виновник звонит Вам домой. По телефону
спрашивает, что теперь делать.
Варианты
Вашей реплики.
«2»
А (53) Что с оборудованием? Будет ли оно находиться в рабочем состоянии к
началу дневной смены?
«3»
Б (54) Действуйте строго по инструкции. Поставьте в известность оперативного
дежурного.
«4»
В (55) Без меня ничего не предпринимайте, я сейчас приеду и разберусь.
«5»
Г (56) В каком состоянии пострадавший? Организуйте оказание необходимой
помощи.
Ситуация
15. Несколько руководителей разговаривают о том, как лучше обращаться с
подчиненными.
Варианты
суждений.
«4»
А (57) Чтобы подчинённый хорошо работал, необходимо подходить к нему
индивидуально, учитывая его характер, считаясь с его личностью.
«4»
Б (58) Главное в оценке людей – это их деловые качества, исполнительность,
каждый должен делать то, что ему положено.
«2»
В (59) Успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчинённые
доверяют своему руководителю, уважают его.
Ситуация
16. После реорганизации Вам необходимо срочно переукомплектовать ряд рабочих
групп в коллективе, согласно новому штатному расписанию.
Варианты
решения
«5» А
(61) Возьмусь за дело сам, изучу все списки кандидатов, предложу администрации
свой проект групп и фамилии их руководителей.
«2»
Б (62) Предложу решить этот вопрос службам, - ведь это их работа.
«1» В
(63) Соберу актив коллектива и попрошу подать предложения и пожелания составить
группы. Исходя из этого и будет составлено новое штатное расписание.
«4»
Г (64) Прежде всего, постараюсь вникнуть в суть предстоящей работы,
проконсультируюсь со специалистами и в соответствии со спецификой новых задач
определю рациональный способ составления штатного расписания.
Ситуация
17. В вашем коллективе имеется человек, который скорее числится, чем работает.
Уволить его нет юридических оснований, а предоставить работу по специальности –
пока нет возможности.
Варианты
решения
«5»
А(65) Лично переговорю с ним с глазу на глаз и предложу временно выполнять те
работы, которые имеются, либо уйти по собственному желанию.
«2»
Б (66) В докладной сообщу вышестоящему руководителю о сложной ситуации
просьбой решить её.
«5»
В (67) Поскольку на участке план не обеспечен людьми , попытаюсь привлечь все
средства для исполнения этого работника на вспомогательных работах, чтобы не
страдало дело.
«4»
Г (68) Вместе с активом попытаюсь убедить работника в необходимости выполнения
вспомогательных работ, поскольку его безделье (хотя и вынужденное) отрицательно
сказывается на климате коллектива.
Ситуация
18. При распределении премии некоторые работники коллектива посчитали, что их
незаслуженно «обошли». Они обратились к вам с жалобой.
Варианты
Вашей реплики.
«5»
А (69) Согласно положению, премии распределяются и утверждаются руководителями
отделов. Я тут не при чём. Напишите заявление, разберемся.
«4»
Б (70) Все хорошо работали, трудно было выбрать лучших, не волнуйтесь – в
следующий раз вы получите премию.
«3»
В (71) Считаю, что премию распределили правильно и этот вопрос обсуждать не
собираюсь.
«1»
Г (72) Мы тщательно взвесили вклад каждого в успех коллектива и распределили
премию строго в соответствии с трудовыми затратами каждого.
Ситуация
19. Вы недавно назначены руководителем большого коллектива. Еще не все знают
Вас в лицо. Идя по коридору, Вы видите трех Ваших сотрудников, о чём-то
оживлённо беседующих. Возвращаясь через 30 минут, Вы застаёте ту же картину.
Варианты
Вашей реплики.
«5»
А (73) В чём дело, почему вы не работаете? Если нет работы, зайдите ко мне в
кабинет, я разберусь.
«4»
Б (74) Спрошу, кто их непосредственный начальник, и попрошу, чтобы он зашел ко
мне.
«2»
В (75) Кратко побеседую с ними, не раскрывая себя.
«2»
Г (76) Не буду вступать в разговор с ними, возьму этот случай на заметку.
Веса
альтернатив для вычисления суммарной продуктивности руководителя
Номер ситуации
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
1
|
0 x«5»
|
0 x«1»
|
-1 x«1»
|
1 x«4»
|
2
|
0 x«1»
|
3 x«2»
|
-2 x«3»
|
-2 x«4»
|
3
|
-2 x«2»
|
-2 x«1»
|
3 x«4»
|
0 x«3»
|
4
|
0 x«3»
|
1 x«5»
|
1 x«2»
|
1 x«4»
|
5
|
0 x«1»
|
-3 x«5»
|
2 x«2»
|
2 x«4»
|
6
|
0 x«3»
|
0 x«1»
|
2 x«4»
|
2 x«5»
|
7
|
2 x«5»
|
2 x«4»
|
0 x«2»
|
-3 x«1»
|
8
|
2 x«4»
|
2 x«2»
|
0 x«1»
|
0 x«3»
|
9
|
0 x«4»
|
3 x«5»
|
0 x«3»
|
0 x«3»
|
10
|
1 x«4»
|
2 x«5»
|
-1 x«1»
|
-1 x«3»
|
11
|
-3 x«2»
|
2 x«4»
|
2 x«3»
|
0 x«4»
|
12
|
1 x«1»
|
1 x«5»
|
0 x«4»
|
1 x«2»
|
13
|
0 x«4»
|
3 x«5»
|
0 x«3»
|
-3 x«2»
|
14
|
0 x«2»
|
0 x«3»
|
2 x«4»
|
2 x«5»
|
15
|
0 x«4»
|
2 x«4»
|
2 x«2»
|
-3 x«5»
|
16
|
0 x«5»
|
-3 x«2»
|
2 x«1»
|
2 x«4»
|
17
|
0 x«5»
|
0 x«2»
|
3 x«5»
|
0 x«4»
|
18
|
-2 x«5»
|
-2 x«4»
|
0 x«3»
|
3 x«1»
|
19
|
0 x«5»
|
0 x«4»
|
0 x«2»
|
0 x«2»
|
Продуктивность
руководителя в принятии решения
Величина
продуктивности руководителя
Номер
ситуации
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
СУММА
|
1
|
1 0
|
2 0
|
3 - 1
|
4 4
|
3
|
2
|
5 0
|
6 6
|
7 - 6
|
8 - 8
|
- 8
|
3
|
9 - 4
|
10 - 2
|
11 12
|
12 0
|
10
|
4
|
13 0
|
14 5
|
15 2
|
16 4
|
11
|
5
|
17 0
|
18 - 15
|
19 4
|
20 8
|
- 3
|
6
|
21 0
|
22 0
|
23 8
|
24 10
|
18
|
7
|
25 10
|
26 8
|
27 0
|
28 - 3
|
15
|
8
|
29 8
|
30 4
|
31 0
|
32 0
|
12
|
9
|
33 0
|
34 15
|
35 0
|
36 0
|
15
|
10
|
37 4
|
38 10
|
39 - 1
|
40 - 3
|
10
|
11
|
41 - 6
|
42 8
|
43 6
|
44 0
|
-4
|
12
|
45 1
|
46 5
|
47 0
|
48 2
|
8
|
13
|
49 0
|
50 15
|
51 0
|
52 - 6
|
9
|
14
|
53 0
|
54 0
|
55 8
|
56 10
|
18
|
15
|
57 0
|
58 8
|
59 4
|
60 - 15
|
-3
|
16
|
61 0
|
62 - 6
|
63 2
|
64 8
|
4
|
17
|
65 0
|
66 0
|
67 15
|
68 0
|
15
|
18
|
69 - 10
|
70 - 8
|
71 0
|
72 3
|
1
|
19
|
73 0
|
74 0
|
75 0
|
76 0
|
0
|
ИТОГО:
|
|
|
|
|
131
|
Оценка
линии поведения руководителя
Оценка поведения
руководителя при принятии решения
|
Номера альтернатив
данной линии поведения
|
Сумма баллов
альтернатив данной линии поведения
|
Делитель
|
Средний балл
|
« 5 »
|
1;14;18;24;25;34;38;46;50;56;60;61;65;67;69;73
|
80
|
16
|
5
|
« 4 »
|
4;8;11;16;20;23;26;29;33;37;42;44;47;49;55;57;58;64;
68;70;74
|
84
|
21
|
4
|
« 3 »
|
7;12;13;21;32;35;36;40;43;51;54;71;
|
36
|
12
|
3
|
« 2 »
|
6;9;15;19;27;30;41;48;52;53;59;62;66;75;76
|
30
|
15
|
2
|
« 1 »
|
2;3;5;10;17;22;28;31;39;45;63;72
|
12
|
12
|
1
|
« 5
» Умение ставить цели, компетентность, умение общаться и слушать людей.
Интересоваться жизнью своих подчинённых. Строить отношения на доверии
подчинённых. Доверять часть выполнения работ своим сотрудникам.
« 4
» Самостоятельное принятие решений, контроль за подчинёнными. Не
интересоваться жизнью коллектива.