|
принцип
|
процесс
|
результат
|
принцип
координации
|
власть,
или координация
|
осуществление
координации
|
эффект
координации
|
скалярный
процесс
|
лидерство
|
делегирование
|
функциональная
дефиниция
|
функциональный
результат
|
законодательно
установленный, определяющий все другое функционализм
|
прикладной,
или исполнительский функционализм
|
Согласно
подходу Муни и Рейли, первым и самым важным принципом организации выступает
координация. Потенциально она содержит в себе все другие принципы. Если
произвести логическую развертку принципа координации, то окажется, что он
включает в себя скалярный процесс и функциональный результат. Последний же
выражает предписание каждому члену организации того или иного круга обязанностей,
а значит, определяет место и функцию индивида в иерархической пирамиде. Таким
образом, принцип координации имеет 1) процесс (scalar) и 2) результат, или
функционал. Точно так же расшифровываются и остальные принципы, подчиненные
принципу координации.
Рассмотрим
более подробно концепцию Муни и Рейли. Как мы уже видели, основным здесь
выступает понятие «принцип». Этот термин употребляется в двух значениях — в
дескриптивном и нормативном. С одной стороны, принципы описывают самые
характерные и распространенные черты современных организаций. Они как бы
вбирают в себя лучшее из практического опыта успешных компаний. Ведь какие бы
цели ни преследовала та или иная организация — прибыльные, благотворительные
или сервисные, — обойтись без координации она никак не может. Это
универсальная, типическая черта организации любого масштаба и вида — в бизнесе,
религии, военном деле, просвещении, правительстве.
Изучая
различные учреждения, компании и государственные организации, Муни и Рейли
убедились, что действия людей должны иметь предписанный набор обязанностей и
увязываться между собой. В совместной деятельности люди достигают большего эффекта,
нежели порознь. О том и гласит принцип координации.
Такова
дескриптивная сторона принципов. Нормативная же часть заключается в том, что
принципы, каждый в своей области, требуют определенных и строго увязанных
между собой действий. Принцип координации как норматив обязывает согласовывать
должностные функции не только по горизонтали, но и по вертикали. Например,
поднимая тяжелый предмет, который не по силам каждому отдельно, группа рабочих
координирует свои действия в направлении к общей цели и общей выгоде. В такой
согласованности и выражается преимущество организации.
4.
Лидерство и скалярный принцип
Но
для того чтобы координировать действия не двух-трех, а десятков и сотен людей,
необходим центр, который регулирует и синхронизирует общие усилия. Иными
словами, должен быть лидер, наделенный соответствующими полномочиями или
властью.
Для
одноразовых операций, например, поднятия тяжести, подходит неформальный лидер,
взявшийся руководить лишь на время. Для долговременных организаций необходим
постоянный лидер, в котором бы подчиненные не сомневались.
Личностные
качества лидера здесь не так важны. Конечно, подчиненные не должны сомневаться
в нем как в человеке, но главное — наличие права командовать и отдавать
приказы. Законную силу им придает формальная структура власти, ее
институциональный авторитет.
Менеджер
в такой структуре должен рассматриваться не как «владелец» или носитель
власти, а как представитель законной власти. Можно захватить власть или
каким-то иным способом получить ее на время, но осуществлять эффективное
координирование от имени такой власти нельзя. Необходим иной мандат и иные гарантии.
Когда за спиной стоит иерархия власти, оформленная юридически, люди
подчиняются не личности руководителя, а той структуре, что стоит за его спиной.
Вначале
люди принимают легенду или миф об истоках власти, ее законном авторитете и
лишь после этого соглашаются подчиняться. Кроме того должна быть некая
доктрина, т. е. относительно стройная концепция или учение о том, какие высокие
цели преследует данная организация, как она намеревается достичь успеха и
принести счастье всем членам организации.
Скалярный
принцип описывает вертикальную координацию. Термин «скалярный» произошел от
слова «скейл», что означает лестницу, движение по социальным ступенькам вверх,
карьеру. Скалярный принцип означает иерархическое построение организации,
расположение уровней управления сверху вниз.
Лидерство
как организационный принцип подразумевает власть и проявляется в делегировании
полномочий. Некоторые свои полномочия начальник обязан передоверять
помощникам. Если он этого не делает, то обрекает себя на выполнение чрезмерно
широкого круга обязанностей, даже малозначительных, второстепенных.
Оптимальное делегирование покоится на соблюдении меры. Излишнее делегирование
чревато отказом от власти и ответственности, оно грозит размыть основу
единоначалия. Лидер должен сосредотачиваться на решении только самых важных
обязанностей, второстепенные он делегирует подчиненным.
Лидерство
входит в скалярный принцип и конкретизирует его. Другой стороной данного
принципа выступает понятие «функциональная дефиниция». Оно предполагает, что
должностные обязанности на каждой ступеньке управления определены настолько детально
и конкретно, насколько это возможно. Главный критерий — пределы ответственности
должностного лица. Функциональная дефиниция, или функциональный принцип
утверждает: три и только три функции лежат в основании всех других
организационных функций — детерминирующая, прикладная и интерпретативная. Их
можно назвать иначе, соответственно планированием, выполнением и контролем.
Когда эти функции увязаны между собой, они составляют базис принципа
координации.
Муни
и Рейли иллюстрировали действие организационных принципов на исторических
примерах. Так, экклезия — собрание жителей Афин — была вправе устанавливать,
применять на практике и интерпретировать все гражданские законы. Иными
словами, народное собрание управлялось в соответствии с функциональным
принципом. Классическим примером управления по скалярному принципу служит
римское правительство. Император Диоклетиан построил на нем иерархическую
структуру территориального управления страной.
Муни
и Рейли убеждены, что принципы формальной организации универсальны, они
применимы во всех сферах, в том числе и в промышленности. Их вклад в развитие
менеджмента заключается в создании причинно-следственной модели организации.
Язык Муни и Рейли, особенно в книге «Прогрессирующая индустрия», очень труден
для понимания, требует немалого напряжения и знаний. Однако все окупается
систематичностью полученных знаний и точностью логических доказательств.
5.
Дальнейшее развитие классической теории
управления в Англии.
От
Франции, Германии и Соединенных Штатов вернемся к Англии. После деятельности
основоположников «научного менеджмента» в области менеджмента здесь наступило
некоторое затишье. Правда, оно было относительным, так как внимание в конце XIX
— начале XX века было сосредоточено больше на индустриальной психологии, где
англичане достигли определенных успехов.
Однако
к середине XX века Англия вновь заявляет о себе. В 30 — 50-е годы Лютер Гьюлик
и ЛиндаллУрвик выпустили ряд книг, где проявили себя как систематизаторы и
популяризаторы идей «классической школы»
менеджмента.
В обобщенном виде здесь излагается то, что у Тейлора, Вебера и Файоля еще не
приобрело законченной формы. Кроме того, Гьюлик и Урвик попытались как-то
гуманизировать теорию своих предшественников. В докладе «Менеджмент как
система мышления» (1955) Урвик высказался с решительной критикой тех, кто
стремился представить тейлоризм в качестве бесчеловечной системы, а самого
Тейлора — как холодного и расчетливого технократа.
Линдалл
Ф.Урвик учился в Оксфорде, с 1928 по 1933 г. былдиректором Международного
института по управлению в Женеве, вице-президентом Британского института
управления, много раз приглашался для консультаций в США и другие страны. В
1934 г. основал собственную консультативную фирму, ставшую одной из крупнейших
в Англии. Он автор более 40 книг и научных исследований в области менеджмента.
В
1934 г. Урвик издал книгу «Элементы администрации», в которой задумал
соединить в одно целое идеи Файоля, Тейлора, Рейли и Муни. Он считал, что
менеджмент является социальной наукой, которой не хватает строгости и точности
естествознания. Однако и существующих знаний вполне достаточно для эффективного
управления, надо только систематизировать их на основе научного метода.
6.
Синтетический подход Урвика и Гьюлика
Их
подход состоял в расширении числа управленческих принципов и функций. В
системе Файоля было 5 функций и 14 принципов. У Гьюлика появляется 7 функций,
а Урвик перечисляет 29 принципов управления. Но благодаря такому расширению
система элементов администрации Гьюлика, включающая планирование, организацию,
комплектование штатов, руководство, координацию, отчетность и составление
бюджета, приобрела более законченный вид. В ней не было пропущено ничего
важного, и она учитывала все многообразие реальных ситуаций.
Файолевский
принцип порядка («место для каж- __„ дого и каждый на своем месте»), игравший
у него не самую главную роль, в концепции Гьюлика и Урвика становится
главенствующим. Только теперь он повествует о необходимости «соответствия
людей структуре». И вообще, организационная структура должна разрабатываться
хладнокровно, но со знанием дела, как и любой технический проект. Строить
организацию под людей — самый неперспективный путь, полагает Урвик.
К
сожалению, именно этот принцип чаще всего нарушают на практике, особенно в
научной сфере: раз имеется авторитетный специалист, то под него создается
специальный отдел или лаборатория, независимо от того, нужен такой сектор для
пользы дела или нет. Такая технология называется «пристраивать нужных людей».
Рациональный
метод построения организации требует как раз иной логики: сначала создается
продуманная структура, в которой нет лишних подразделений или уровней
управления, а потом уже предпринимаются усилия для того, чтобы найти
подходящих людей [131, с. 34-39].
Второй
важный элемент эффективной администрации — принцип единоначалия, который иначе
называется административной ответственностью одного лица. Фактически он
совпадает с файолевским принципом, гласящим, что одно лицо не может подчиняться
сразу двум руководителям. Если один исполнитель получает непротиворечивые, т.
е. совпадающие приказы сразу от двух руководителей, то в этом ничего страшного
нет. Налицо лишь ненужное дублирование, показывающее неэффективность
управления. Но если приказы разные или даже противоречивые, то неэффективным
становится само исполнение. Кроме того, распыляется ответственность
административных лиц, неясно, кто должен отвечать за неправильный приказ.
«Классическая
школа» первой выдвинула так называемый принцип департаментализации, который и
сейчас эффективно применяется на практике. Согласно такому принципу,
предлагалось строить организацию снизу вверх, тщательно анализируя на каждом
этапе необходимость создания новых подразделений. Чтобы решить вопрос, нужны
они или нет, надо было действовать в соответствии со следующей схемой:
7.
выделить цель,
8.
определить процесс или тип деятельности,
9.
установить лицо или объект, с которым имеют
дело,
10.
определить место.
Если
менеджер положительно ответил на все вопросы, т. е. выяснил, с какой целью
создается новое подразделение, на чем оно будет специализироваться, кто и где
этим станет заниматься, то это означает, что он точно установил функции и роль
нового подразделения, его место в общей структуре организации.
Принцип
департаментализации (создания новых подразделений — департаментов) тесно связан
с принципом разделения власти, который требовал, чтобы каждому подразделению
выделялась конкретная область (тематика, круг задач), где он бы обладал исключительной
властью. В оточенной форме идею выразил в конце 40-х годов Г.Саймон. Он полагал,
что индивид может получать приказы от разных начальников, но в случае
конфликта должно быть только одно лицо, которому он обязан повиноваться.
Другой
принцип, игравший важную роль в «синтетической» теории, получил название
диапазона контроля. Гьюлик считал, что если работа разнообразна по содержанию
и результату, рассредоточена территориально, то один начальник способен
эффективно руководить небольшим числом людей. Правда, он не ставил
количественных рамок, ограничившись общей постановкой вопроса. Количественную
меру диапазона контроля определили другие представители «классической школы»,
в частности, А.Файоль, Я.Гамильтон, В.Грайкунас и Л.Урвик.
Они
установили, что руководитель крупного предприятия должен иметь не более 3 — 6
подчиненных. Почему нельзя держать в подчинении большее число людей? Ответ
прост: человек не способен контролировать одновременно множество людей, его
диапазон внимания определен психологическими и физическими особенностями
организма. При арифметическом увеличении численности подчиненных количество
возможных связей между ними, полагал Урвик, возрастает в геометрической
пропорции. егодня ученые нашли более точные цифры, Так, Р.Дэвис считает: при
физической работе число подчиненных равняется 30 человек, при умственной — не
больше 8.Чтобы снизить нагрузку на руководителя, Урвик предлагал делегировать
часть его полномочий помощникам. Максимально возможное делегирование особенно
необходимо для высших менеджеров. Им же Урвик рекомендует применять
тейлоровский «принцип исключения» : уделять внимание лишь значительным исключениям
и нарушениям установленных правил.
Управление
будет еще более эффективным, полагали Гьюлик и Урвик, если высшие менеджеры
помимо всего прочего станут неукоснительно придерживаться «принципа
соответствия». Этот принцип гласит, что на всех уровнях управления власть и
ответственность должны совпадать и быть равными. Если власть велика, а
ответственности никакой, то это дорога к произволу, а если на менеджера
возлагают слишком большую ответственность, но не дают ему никакой власти, его
действия окажутся безрезультатными. Поэтому ответственность лиц, наделенных
значительной властью, является абсолютной только в известных границах,
обозначенных статусом и полномочиями данной должности. И в рамках своих
полномочий руководитель несет всю полноту личной ответственности за действия
подчиненных ему людей.
Значение
работ Гьюлика и Урвика состоит в том, что они смогли соединить в единое целое
подходы Тейлора, Файоля и Вебера, подогнали друг к другу различные принципы
управления. Хотя сделать это было не так просто. Они не внесли ничего
кардинально нового, не совершили никаких открытий, но после них теория
менеджмента приобрела гораздо более научный и систематизированный вид.
Подводя
итоги рассмотрению отдельных персоналий и направлений «классической школы»,
целесообразно описать ее методологию.
7.
Методология классической школы
Если
оценивать ситуацию с точки зрения логики __ науки, то нужно сказать, что
«классическая школа» в целом и движение «научный менеджмент» в частности в
первой четверти XX века переживали очень важный период. Он характеризовался
превращением разрозненных, возникающих на практике методов и принципов
рационализации производства в относительно целостную научную дисциплину. Можно
говорить, что период накопления наукой отдельных фактов сменился периодом их
систематизации и обобщения. Выдвигаются новые идеалы и ценности рационального
переустройства капиталистического общества, формируются исходные принципы и
концепции, образовавшие ядро первой парадигмы в зарубежной социологии менеджмента.
Поначалу
«классическая школа» представляла собой довольно аморфное образование. Каждый
мыслитель придерживался собственного подхода, никто не думал согласовывать его
с другими или следовать единым нормам. Файоль, Урвик и Вебер по-разному оценивали
одни и те же события, интерпретировали ключевые понятия и принципы
организации. Тем не менее между ними существовало нечто общее, что и позволило
историкам судить о них как о единой научной школе, имеющей собственную
теоретическую платформу и даже свою философию управления. Ведь все они были
порождением одной исторической эпохи. Отсюда общность мировоззрения и
концептуального взгляда на мир у Тейлора, Файоля и Вебера.
Благодаря
усилиям Гьюлика, Муни и Урвика теория «классической» школы приобрела
наконец-то целостность и единство. Применение формально-логических методов к
систематизации материала позволило выявить круг положений, ставших аксиомами
управленческого знания. К ним относятся принципы специализации,
департаментализации, диапазона контроля и единоначалия. Именно тогда
иерархическая модель организации стала называться формальной: деятельность по
достижению поставленных целей регулировалась формальной процедурой. Задачи
распределялись как официальные обязанности, и все внимание администрации
сосредотачивалось на поддержании функционирования организации.
Без
малого полвека длился процесс изобретения, опытной проверки и шлифовки
управленческих принципов «классической школы». Занимались грандиозной работой
представители нескольких поколений. Однако здание классической теории
управления еще не было достроено, когда ему уже пришлось выдержать мощные
удары критиков.
Уже
в 30-е годы бюрократическая модель, как рациональный тип организации,
подвергается принципиальному пересмотру. Обнаружились противоречия (по
терминологии А.Гоулднера — дисфункции) в святая святых управления — формальной
структуре. Неплодотворной показалась и попытка преувеличить роль самого
функционирования организации (управленческого аспекта) в ущерб усилиям по
достижению реальных задач (собственно производства). В частности, Ч. Барнард и
Г. Саймон доказали методологическую противоречивость исходных принципов
«классической школы». Как оказалось, на практике они использовались во взаимно
исключающихся ситуациях.
8.
Основы «классической» парадигмы организации
Фундамент
«классической» теории управления заложили представители первого поколения —
Тейлор, Файоль и Вебер, и сделали они это еще в первой четверти XX века.
Исследования представителей второго поколения — Урвика, Гьюлика, Муни и Рейли
велись уже в рамках оформившейся программы. Свои усилия они направили на
расширение и детализацию исходных принципов, уточнение понятий и методов, повышение
практических возможностей инструментов. Отчасти подобной работой занимались
даже пионеры нового движения. Так, Джилбретт распространил рациональные приемы
работы Тейлора на новые области, а Файоль переинтерпретировал управленческие
принципы Тейлора, что привело к возникновению системы делегирования. Отчасти
их деятельность разворачивалась уже в рамках «нормальной науки».
Однако
завершение «классической» парадигмы представляло собой довольно сложный
процесс. Некоторые принципы, в частности 4 научных принципа Тейлора, принципы
бюрократии Вебера (особенно разделение труда) получили и теоретическое
обоснование, и практическое применение. Ими широко пользовались менеджеры.
Но
другие принципы, в частности принцип делегирования, «классической школой»
быллишьпредвосхищен. Он приобрел широкую популярность позже, во второй
половине XX века, когда достигла расцвета совсем другая научная школа — движение
«человеческие отношения».
Представители
«классической школы» первыми натолкнулись на роль человеческого фактора, однако
потомки не ставили этого в заслугу ветеранам. Честь открытия человеческого
фактора на производстве принадлежит школе «человеческих отношений». «Классики»
говорили о нем, но как-то между прочим. Только сторонники другой школы — школы
«человеческих отношений» — уделили ему должное внимание, сделав его
центральным пунктом своей теории. Человеческий фактор (мотивация,
психологический климат, ценностные ориентации) для «классиков» оказался
чужеродным. Он мало состыковывался с формальными законами организации, которым
они посвятили основное внимание.
«Классическая»
парадигма как обобщенная модель управления включала четыре компонента.
1.
Символические обобщения, например, «каждая
организация должна иметь четко определенную иерархическую структуру» или «чем
выше уровень организационной иерархии, тем выше административная
ответственность». Это своеобразные законы мира, регулирующие социальный порядок
и предустановленность бюрократической гармонии.
2.
Социально-философские обобщения о природе человека
и социальной реальности, роли корпорации и бизнеса в обществе, которые
составляют своеобразную картину мира.
3.
Ценности. Они включают обоснование полезности
менеджмента как управленческой дисциплины, его этические нормы, а также внутри
научные принципы типа непротиворечивости данных, направленности теории на
изменение практики.
4.
«Экземпляры» или образцы, в соответствии с которыми
решаются новые задачи, например, тейлоровские стандарты «правильной» работы,
нормы и таблицы, составленные с помощью хронометража, должностные справочники.
Формирование
парадигмы свидетельствовало о достижении наукой определенного уровня зрелости.
Критерием зрелости может выступать наличие картины мира или концепция
человека. В «классической школе» человек интерпретируется как функциональное
продолжение организации, сама же организация представляет некоторую сумму
капиталов и рабочей силы.
В
такой организации соблюдается приоритет общих целей над индивидуальными.
Человек заслуживает доверия ровно настолько, насколько оказывается полезным;
даже обычное общение между людьми содержит элементы влияния и подчинения, в
основании которых лежит формальный авторитет. Распоряжения выполняются
автоматически, а психологической компенсацией личностного дефицита служит
гарантия безопасности, которая реализуется через ограничение ответственности
исполнителей.
Создание
парадигмы сплачивает научное сообщество вокруг общих ценностей и задач,
снабжает их единым концептуальным языком, позволяет эффективно
взаимодействовать друг с другом, обмениваться опытом и результатами
исследований. Но она же становится определенным тормозом для дальнейшего развития,
являющегося невозможным без отказа от фундаментальных принципов, которые в
какой-то момент устаревают.
Тогда
парадигма превращается в нечто самодовлеющее, навязывая ученым отжившие нормы
и методы. Она нацеливает их на изучение только разрешимых средствами данной
теории проблем и требует избегать всего того, что не поддается объяснению или
измерению привычными способами. Так, например, хотя поведение человека и роль
группового фактора представители «классической» школы никогда не игнорировали,
но и не рассматривали их как самостоятельную, т. е. социально-психологическую,
а не инженерно-экономическую проблему. Никто из них не думал, что со временем
второстепенная проблема разрастется до грандиозных размеров и буквально свалит
с нее грандиозное и казавшееся многим очень прочным здание классической теории
управления.
Заключение
В
течение пятидесяти лет плодотворной научной деятельности — десятков и сотен
экспериментов в средних и крупных компаниях, учреждениях и организациях;
активной теоретической работы; выступлений в печати; проведения научных
семинаров, конференций, университетских лекционных курсов, формирования первых
школ бизнеса и частных консультативных фирм — лидеры «научного менеджмента» и
тысячи их сторонников заложили прочный фундамент науки управления, фактически
изменили индустриальное лицо общества, создали качественно новый тип культуры
труда.
Тейлор
и Гантт, Эмерсон и Хелси, Джилбретт и Томпсон были не только талантливыми
инженерами, но и выдающимися личностями, обладавшими широкой гуманистической
ориентацией. То была новая генерация менеджеров, резко отличавшаяся по образу
мысли и стилю жизни от своих предшественников — основоположников «научного
менеджмента» викторианской Англии. Несомненно, каждый из них был по-своему
индивидуален: Фредерик Тейлор скорее тяготел к практике и эксперименту, хотя
его считают основателем философии менеджмента, а Гаррингтон Эмерсон по складу
ума скорее являл собой прирожденного философа и в то же время был неплохим
консультантом, практиком-рационализатором. Генри Гантт, ученик Тейлора,
большое значение придавал человеческому фактору, а Фрэнк Джилбретт увлекался
фактически только процедурно-математической стороной менеджмента.
Сегодня
их идеи считают архаичными, и новые поколения менеджеров посматривают на них
свысока. И Тейлора — отца научной организации труда, и Эмерсона —
первосвященника эффективности поругивают за гипертрофирование роли физических
условий труда и материального вознаграждения, ограничение уровнем заводского
цеха и невнимание к «человеческим ресурсам».
Список литературы
1.
Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное
пособие для студентов вузов.— М: Академический Проект, 2002.— 560 с.
2.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы
менеджмента. - М.: "Дело ЛТД", 1994.
3.
Мотивация труда и повышение эффективности
работы. Н. Комарова. // Человек и труд, №10, 2007.
4.
Травин В.В. , В.А Дятлов. Основы кадрового
менеджмента. - М.: Дело, 2005.
5.
Основы управления персоналом Б.М. Генкин, Г.А.
Коновалова, В.И. Кочетков и др. - М.: Высш. школа, 2006.
6.
Психология управления. - М.: , 1996/97.
7.
Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.:
"Акалис", 2006.
8.
Уткин Э.А. История менеджмента – М.: Ассоциация
авторов и издаталей «Тандеш»: Издательство ЭКМОС, 2007.