Продукция
|
Материальные затраты, тыс.
|
Зарплата с начислениям, тыс. у.е.
|
Прочие переменные издержки, тыс. у.е.
|
УО
|
СО
|
ПЛ
|
УО
|
СО
|
ПЛ
|
Астра
|
50
|
35
|
35
|
35
|
85
|
85
|
85
|
Тюльпан
|
100
|
70
|
70
|
70
|
170
|
170
|
170
|
Пион
|
100
|
100
|
70
|
70
|
200
|
170
|
170
|
Нарцисс
|
100
|
120
|
100
|
70
|
270
|
250
|
220
|
Цеховые
расходы составляют 10 тыс. у.е. за один цех в квартал. Накладные расходы 100
тыс. у.е. в год и распределяются равномерно по кварталам. Если цех
«простаивает» без оборудования, то цеховые расходы на него не начисляются.
Нереализованная
готовая продукция, хранящаяся на складе, отражается в балансе по себестоимости .
Финансы
=> Кредитование
Краткосрочное
кредитование. Предприятию может быть представлена кредитная линия на
1500 тыс. у.е. из расчета 20% годовых. Кредит можно взять в любое время,
неограниченное количество раз. Срок погашения – 1 год.
Долгосрочные
займы. В зависимости от финансового положения предприятию могут предоставляться
долгосрочные займы из расчета 10% годовых. Максимальная величина ссуды – 70%
величины собственного капитала. Максимальный срок – 7 лет.
Примечание:
Так как курсовой проект предполагает обоснование производственной программы на
срок 5 лет, то в конце 5-го года долгосрочные займы, предоставленные на
максимальный срок (7 лет) погашать не обязательно.
=> Факторинг
При
наличии дебиторской задолженности можно воспользоваться ее «продажей».
Стоимость услуг по факторингу составляет 15% от величины дебиторской
задолженности.
=> Банковские депозиты
Кассовая
наличность может быть положена на депозит в банк. Ставка процента по депозитам
составляет 7% годовых.
Деятельность предприятия в 0 году
На
начало 0-го года у предприятия имеется корпус старый корпус «А», в котором три
цеха оснащены универсальным оборудованием (УО) и один цех – специализированным
оборудованием (СО). Здание и оборудование находятся в аварийном состоянии и
требуют замены. На всем оборудовании изготавливается продукция типа Астра (запуск
очередной партии производства был произведен в предыдущем году) (см. Приложение
1). Продукция продается только на внутреннем рынке.
Остаток
денежных средств в кассе на начало 0 года составляет 4990 тыс. у.е. Денежные
средства – собственные, краткосрочные и долгосрочные кредиты предприятием не
привлекались. Расход и приход денежной наличности по 0 году представлен в Приложении
4. Денежные средства расходуются на оплату в каждом квартале накладных и
цеховых расходов, причем цеховые расходы в третьем квартале на 10 тыс. у.е.
меньше, т.к. цех II в третьем квартале простаивает. В
первом квартале также оплачиваются расходы на рекламу, в третьем – штраф за
неуплату налога, начисленного в предыдущем году. В третьем квартале 0 года
предприятие продает специализированное оборудование, а в четвертом квартале –
универсальное оборудование (по остаточной стоимости, которая составляет 100
тыс. у.е. для специализированного оборудования и 50 тыс. у.е. для каждой линии
универсального оборудования). Также в четвертом квартале предприятие продает
старый корпус «А» по остаточной стоимости 100 тыс. у.е. и в это же время
покупает новый корпус «А» и новое оборудование (одну линию специализированного
и три линии универсального оборудования). В четвертом квартале предприятие
несет производственные издержки по оплате запасов сырья и материалов на 4
Астры, которые будут производится в 1 году. Таким образом, на конец 0 года
предприятие имеет остаток денежной наличности в размере 1500 тыс. у.е.
Предприятие в 0 году выпускает 4 Астры
и продает их по цене 420 тыс. у.е. Чистая выручка от реализации и переменные
издержки отражены в счете прибыли и убытков. В 0 году начисляется амортизация
на старое здание (2% от полной первоначальной стоимости, которая составляет
2500 тыс. у.е.) и на старое оборудование (20% от остаточной стоимости
оборудования, что составляет 20 тыс. у.е. для специализированного оборудования
и 10 тыс. у.е. для каждой линии универсального оборудования). На конец 0 года
предприятие имеет валовую прибыль в размере 680 тыс. у.е., прибыль до уплаты
налога в размере 580 тыс. у.е., чистую прибыль в размере 290 тыс. у.е. (налог
составляет 50% от прибыли до уплаты налога, т.е. 290 тыс. у.е.).
Счет
прибыли и убытков, а также счет постоянных издержек представлен в Приложении 2.
Баланс с данными за 0-ой год представлен в Приложении 3.
ВВЕДЕНИЕ
Выполнение
курсового проекта является заключительным этапом изучения курса «Экономика
предприятия». Курсовой проект представляет собой сокращенный вариант
бизнес-плана или технико-экономические обоснования нового дела, сделки,
варианта обслуживания или отдельных видов деятельности.
Цель
курсового проекта состоит в приобретении навыков внутрифирменного анализа и
планирования.
Бизнес-план составляется в целях эффективного
управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов
управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности.
В условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы
предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения,
происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия.
Это становится возможным, когда выполняется несколько условий:
- администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое
положение предприятия и его место на рынке;
- существуют конкретные цели к достижению которых должно стремиться
предприятие;
- планируется и выполняется каждый шаг по достижению этих целей;
- администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов
происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой организации.
Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем
большинстве случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план начинают
составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только
одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей.
Внешние цели, для которых составляется бизнес-план - обоснование необходимости
привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация
имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и
банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта
и высоком уровне менеджмента предприятия.
Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый
инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и
рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и проанализировать
бизнес-план инвестиционного проекта.
Бизнес-план,
по сути - визитная карточка инвестиционного проекта. Он дает инвестору ответ на
вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких
условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска
и верности допущений сделанных разработчиком инвестиционного проекта.
Обязательным условием получения банковского кредита является предоставленный
банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у
заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне
администрации предприятия и делает получение банковского кредита невозможным,
кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию,
как более высокорисковую операцию, что обязательно повлияет на величину
процентов по кредиту в сторону увеличения.
Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для которых
составляется бизнес-план.
Внутренние цели - проверка знаний управляющего персонала, понимания ими
рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны
достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических
целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного
инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.
Таким образом, составив бизнес-план, предприятие станет более эффективным и
управляемым , можно с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на
будущее.
РЕЗЮМЕ
Переход
к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности
производства , конкурентоспособности продукции на основе внедрения
достижений научно-технического прогресса , эффективных форм
хозяйствования и управления , преодоления бесхозяйственности , активизации
производства , инициативы и т.д.
В
данной работе производится разработка плана развития действующего
предприятия с целью максимизации объема продаж ( в стоимостном выражении)
к 5-му году.
Предприятие
на момент разработки плана выпускает продукцию типа Астра и реализует
ее на внутреннем рынке.Производство осуществляется в корпусе «А» на
универсальном и специализированном оборудовании.
Для
достижения поставленной цели в 1-м же году предлагается предприятию
выйти на западный рынок Кроме того предлагается резко увеличить объем
выпуска продукции типа Астра ,с целью ее реализации как на
внутреннем ,так и на западном рынках.Кроме того в 1-м году ,в 4-м
квартале предлагается начать выпуск новой продукции типа Тюльпан .
Для
производства новой продукции предприятие приобретет новый корпус «Б»
стоимостью 1500 тыс.у.е.В этом корпусе будет размещено два цеха ,в
которых будет работать специализированное оборудование и поточные линии
по производству новой продукции.Все это оборудование будет приобретено
новое. Во втором году предприятие планирует произвести реализацию
малоиспользуемого универсального оборудования ,а на освободившееся место
будет приобретено и установлено новое специализированное оборудование
стоимостью 1000 тыс.у.е.
Это
ползволит предприятию начать выпуск новой продукции типа Пион. Первый
выпуск которой планируется на 4-й квартал 2-го года.
Все
эти мероприятия требуют финансовых затрат.Поэтому в этот период
предприятие планирует использование краткосрочных кредитов сроком на 1
год ,под 20% годовых.
В
этот же период ,в связи с большими материальными затратами несколько
снизится общий уровень рентабельности .К 3-му году он составит 52%.
Но
выпуск новой продукции с выходом предприятия на западный рынок
позволит к 5-му годуувеличить общий уровень рентабельности до 62%.
К
концу 5-го года предприятие планирует освоить выпуск четвертого вида
новой продукции типа Нарцысс.В 4-м квартале его выпуск составит 3
единицы.
Для
расширения производства и выпуска новой продукции в 4-м году
предприятие планирует постройку нового корпуса «В» ,в котором будет
работать поточная линия по производству новой продукции.
Все
эти мероприятия позволят предприятию к 5-му году получить чистую
прнибыль в сумме 27386 тыс.у.е. за счет увеличения объема производства
продукции 4-х видов и ее реализации как на внутреннем , так и на
западном рынках.
Следует
отметить ,что рост выручки значительно превышает рост суммы прямых и
переменных расходов.Все эти факторы в конечном итоге дали прибыль
намного превышающую настоящую -290 тыс.у.е.
Рассматривая
маркетинговый план ,план прооизводства и финансовый план можно более
детально проследить процесс реализации поставленной задачи предприятия.
1. ПЛАН МАРКЕТИНГА ( МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ )
В о –м году предприятие выпускало только продукцию типа
Астра , которой было выпущено и реализовано 4 штуки по цене 420
тыс.у.е. на общую сумму 1680 тыс.у.е. Реализовывалась продукция только
на внутреннем рынке . Для максимизации объема продаж и увеличения прибыли
предприятие планирует выпуск продукции типа Тюльпан ,Пион , Нарцисс с
выходом на западный рынок.
Проанализировав ожидаемый спрос на продукцию в
1-5 годах рассчитаем объем продаж по годам и разработаем номенклатуру
продукции .
Рассмотрим внутренний рынок.Согласно задания ,
ожидаемый спрос на продукцию типа Астра в 1-5-м годах составит
соответственно :28 шт.,23 шт., 20 шт.,18 шт.,17 шт..Т.е. прогнозируется спад
спроса на эту продукци.
В 1-м году планируется начать выпуск продукции
типа Тюльпан. Ожидаемый спрос на нее соответственно по годам составит
: 2 шт.,4 шт. ,5 шт., 8 шт. 13 шт.
В 3-м году планируется начать выпуск продукции типа
Пион.Ожидаемый спрос на эту продукцию в 3-5 годах составит
соответственно : 2 шт.,4 шт., 7 шт.
Используя прогноз цен на внутреннем рынке рассчитаем
объем продаж по годам в соответствии с ассортиментом :
Продукция типа Астра :
1-й год : 28 шт.* 420 = 11760 тыс.у.е.
2-й год : 23 шт.*410 = 9430 тыс.у.е.
3-й год : 20шт.* 410 = 8200 тыс.у.е.
4-й год : 18 шт. * 400 = 7200 тыс.у.е.
5-й год : 17 шт.* 410 = 6970 тыс .у.е.
Продукция типа Тюльпан :
1-й год : 2 шт.*660 = 1320 тыс.у.е.
2-й год : 4 шт.*660 = 2640 тыс.у.е.
3-й год : 5 шт.* 650 = 3250 тыс.у.е.
4-й год :8 шт.* 650 = 5200 тыс.у.е.
5-й год : 13 шт.* 650 = 8450 тыс.у.е.
Продукция типа Пион :
3-й год : 2 шт.*680 = 1360 тыс.у.е.
4-й год : 4 шт.*680 = 2720 тыс. у.е.
5-й год : 7шт.*680 = 4760 тыс.у.е.
В 1-м году предприятие планирует выйти на западный
рынок с продукцией типа Астра и Тюльпан , а во 2-м году еще и с
продукцией типа Пион.В 5-м году планируется выпустить и реализовать на
западном рынке продукцию типа Нарцисс.
Согласно графиков ожидаемого спроса на продукцию на
западном рынке , планируется реализация продукции типа Астра в 1-5-м
годах соответственно : 21 шт., 15 шт., 13 шт., 11 шт., 8 шт.
Ожидаемый спрос на прдукцию типа Тюльпан в 1-5-м
годах соответственно : 3 шт., 4 шт.,5 шт.,8 шт.,14шт.
Ожидаемый спрос на продукцию типа Пион на западном
рынке во 2-5-м годах соответственно : 2 шт.,4 шт., 7 шт., 8 шт.
В 5-м году планируется начать выпуск продукции типа
Нарцисс. Ожидаемый объем продаж в 5-м году – 3 шт.
Используя
прогноз цен на западном рынке рассчитаем объем продаж по годам ,
аналогично внутреннему рынку .
Однако
, следует иметь ввиду , что при принятии решения о выходе на западный
рынок предприятие вкладывает в освоение рынка 100 тыс.у.е. Кроме того ,
в первом квартале каждого года предприятие тратит 20 тыс.у.е. на
рекламу , выставку и т.п.
Для
выпуска продукции другого типа предприятие проводит
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Инвестиции
на проведение исследований и разработку технологии производятся
ежеквартально по 100 тыс.у.е.
Результаты прогноза представим в виде сметы объемов
продаж по годам.
Таблица 1.1.
Смета объемов продаж
по годам
Наименование рынка и продукции
|
Объемы продаж
|
0 год
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
4 год
|
5 год
|
шт
|
тыс. у.е.
|
шт
|
тыс. у.е.
|
шт
|
тыс. у.е.
|
шт
|
тыс. у.е.
|
шт
|
тыс. у.е.
|
шт
|
тыс. у.е.
|
Внутренний рынок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Астра
|
4
|
1680
|
28
|
11760
|
23
|
9430
|
20
|
8200
|
18
|
7200
|
17
|
6970
|
Тюльпан
|
|
|
2
|
1320
|
4
|
2640
|
5
|
3250
|
8
|
5200
|
13
|
8450
|
Пион
|
|
|
|
|
|
|
2
|
1360
|
4
|
2720
|
7
|
4760
|
Нарцисс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего
|
4
|
1680
|
30
|
13080
|
27
|
12070
|
27
|
12810
|
30
|
15120
|
37
|
20180
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Западный рынок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Астра
|
|
|
21
|
9240
|
15
|
6600
|
13
|
5720
|
11
|
4730
|
8
|
3440
|
Тюльпан
|
|
|
3
|
1950
|
4
|
2600
|
5
|
3250
|
8
|
5120
|
14
|
8820
|
Пион
|
|
|
|
|
2
|
1680
|
4
|
3360
|
7
|
5880
|
8
|
6720
|
Нарцисс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
3600
|
Всего
|
|
|
24
|
11190
|
21
|
10880
|
22
|
12330
|
26
|
15730
|
33
|
22580
|
Всего по предприятию
|
4
|
1680
|
54
|
24270
|
48
|
22950
|
49
|
25140
|
56
|
30850
|
70
|
42760
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом , расчеты показали ,что в
1-м году за счет выпуска продукции типа Тюльпан и резкого увеличения
объема продаж продукции типа Астра планируется резкое увеличения обема
продаж до 24270 тыс.у.е. Во 2-м году - некоторое снижение объема
продаж ,за счет снижения спроса на продукцию типа Астра , до 22950
тыс.у.е.Однако ,начиная с 3-го годак объем продаж увеличивается каждый
год ,за счет увеличения спроса на новые виды продукции типа Тюльпан
, Пион и в 5-м году -Нарцисс.Кроме того ,большую роль сыграл выход
предприятия на западный рынок.В 5-м году наблюдается увеличение объема
продаж на западном рынке по сравнению с внутренним на 2400 тыс.у.е.
Все
эти мероприятия помогут предприятию в решении постапвленной задачи.
2. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
2.1.Производственная
мощность
Для достижения поставленной цели , предприятию необходимо
увеличение выпуска продукции .Для этого необходимо увеличение
производственных мощностей .
Территория прредприятия ограничена и рассчитана
только на 3 корпуса : «А» , «Б» и «В».
По состоянию на начало 1-го года предприятие имеет
новый корпус «А» ,в котором три цеха оснащены универсальным
оборудованием (УО) и один цех – специализированным оборудованием (СО)
.Все оборудование налаженное и новое.
Однако в 1-м году предприятие планирует резкое
увеличение выпуска продукции типа Астра и выпуск новой продукции типа
Тюльпан . Для этого необходимо увеличение производственных площадей и
оборудования.
Предприятие принимает решение о покупке корпуса «Б»
во втором квартале ,цена которого 1500 тыс.у.е. В данном корпусе два
цеха , в которых планируется разместить специализированное оборудование
и поточные линии. Данное оборудование планируется приобрести в третьем
квартале . Расходы на увеличение производственных мощностей представлены
в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Смета затрат на
развитие производственных мощностей
в 1-м году
Мероприятия по развитию производственных
мощностей
|
1 год
|
1 кв.
|
2 кв.
|
3 кв.
|
4 кв.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
Покупка зданий
|
|
|
1 «Б»
|
1500
|
|
|
|
|
Аренда зданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Строительство зданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Покупка оборудования
|
|
|
|
|
1 СО
1
ПЛ
|
1000
2000
|
|
|
Лизинг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переналадка оборудования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Во
втором году планируется выпуск новой продукции типа Пион.Для ее
выпуска предприятию необходимо приобрести специализированное
оборудование.Но для его размещения не хватает производственных площадей
,а в корпусе «А» находится универсальное оборудование ,используемое не
на полную мощьность.Поэтому было принято решение о продаже 1 –УО в
1-м вкартале и во 2-м квартале планируется приобрести
специализированное оборудование для выпуска продукции типа Пион.
Универсальное оборудование предполагается реализовать за 400 тыс.у.е. Расходы
приобретение специализированного оборудования отражены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Смета затрат на развитие
производственных мощностей
во 2-м году
Мероприятия по развитию производственных
мощностей
|
2 год
|
1 кв.
|
2 кв.
|
3 кв.
|
4 кв.
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
Покупка зданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аренда зданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Строительство зданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Покупка оборудования
|
|
|
1 СО
|
1000
|
|
|
|
|
Лизинг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переналадка оборудования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В
3-м году для более рационального использования оборудования , для
улучшения качества выпускаемой продукции предприятие планирует произвести
переналадку специализированного оборудования в 3-м квартале в цехе
корпуса «Б».Расходы на переналадку отражены в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Смета затрат на развитие
производственных мощностей
во 3-м году
Мероприятия по развитию производственных
мощностей
|
3 год
|
1 кв.
|
2 кв.
|
3 кв.
|
4 кв.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
Покупка зданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аренда зданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Строительство зданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Покупка оборудования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лизинг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переналадка оборудования
|
|
|
|
|
СО
|
100
|
|
|
В
4-м году предприятие планирует построить еще один корпус «В» для
размещения в нем поточных линий для производства нового вида
продукции в 5-м году типа Нарцисс. Приобрести поточные линии
планируется во 2-м квартале 4-го года.Расходы на строительство корпуса
«В» отражены в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Смета затрат на развитие
производственных мощностей
в 4-м году
Мероприятия по развитию производственных
мощностей
|
3 год
|
1 кв.
|
2 кв.
|
3 кв.
|
4 кв.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
Покупка зданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аренда зданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Строительство зданий
|
1«В»
|
125
|
1«В»
|
125
|
1«В»
|
125
|
1«В»
|
125
|
Покупка оборудования
|
|
|
1ПЛ
|
2000
|
|
|
|
|
Лизинг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переналадка оборудования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как
уже отмечалось ранее в 5-м год предприятие планирует выпуск нового вида
продукции типа Нарцисс.Для его производства требуется произвести
переналадку специализированного оборудования в цехе 4 корпуса «А».Расходы
на переналадку оборудования отражены в таблице 2.5.
Таблица 2.5.
Смета затрат на развитие
производственных мощностей
в 5-м году
Мероприятия по развитию производственных
мощностей
|
3 год
|
1 кв.
|
2 кв.
|
3 кв.
|
4 кв.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
Покупка зданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аренда зданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Строительство зданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Покупка оборудования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лизинг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переналадка оборудования
|
1 СО
|
100
|
|
|
|
|
|
|
Полный
расчет производственной мощности ,с учетом ввода в эксплуатацию новых
корпусов и нового оборудования , представлен в Приложении 1.
2.2.Производственные издержки
При
производстве продукции предприятие несет ряд постоянных и переменных
издержек.Согласно учетной политики предприятия к постоянным издержкам
относят инвестиции в рынок , расходы на маркетинг , расходы на НИОКР ,
накладные расходы ,цеховые расходы , арендная плата , расходы на
переналадку , плата за факторинг , прочие расходы (штрафы за неуплату налога
, исчисленного в прошлом году.
Согласно
плана выпуска продукции произведем расчет производственных издержек по
годам с 1-5-ый соответственно,используя расценки на единицу продукции
,указанные в задании.
Следует
иметь ввиду,что предприятие в 1-м году планирует выход на западный
рынок,поэтому в первом квартале 1-го года вкладывает в освоение
западного рынка 100 тыс.у.е.
Кроме
того в первом квартале каждого года предприятие должно вносить 20
тыс.у.е.на рекламу ,выставки и т.п.
В
1-м году предприятие принимает решение о выпуске новой продукции типа
Тюльпан. Поэтому , начиная с первого квартала 1-го года предприятие
проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)
, связанные с выпуском Тюльпана. На его освоение необходимо 600 тыс.у.е.
с инвестициями по 100тыс.у.е. ежеквартально.
Накладные
расходы составляют 25 тыс.у.е. ежеквартально,согласно задания.
В
1-м году в 1-м и 2-м квартале работали 4 цеха в корпусе «А» ,а,в
3-м и 4-м квартале в новом корпусе «Б» производилась наладка нового
оборудования.Поэтому цеховые расходы в 1-м и 2-м кварталах составят
4*10=40 тыс.у.(10тыс.у.е. за один цех) , а в 3-м и 4-м кварталах
:6*10=60 тыс.у.е. (т.к. работать будут уже 6 цехов).
Расчет
сметы производственных расходов представлен в таблице 2.6.
Таблица 2.6.
Смета производственных расходов на 1-й год
Наименование расходов
|
Объем затрат
|
1-й год
|
1 кв.
|
2 кв.
|
3 кв.
|
4 кв.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
Сырье и материалы
|
28А
|
1400
|
21А
5Т
|
1050
500
|
|
|
|
|
Зарплата
|
|
|
|
|
28А
|
980
|
21А
5Т
|
735
350
|
Прочие переменные издержки
|
|
|
|
|
28А
|
2380
5Т
|
1785
850
|
Итого переменные издержки
|
|
1400
|
|
1550
|
|
3360
|
|
3720
|
Инвестиции в рынок
|
|
100
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Расходы на маркетинг
|
|
20
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Расходы на НИОКР
|
|
100
|
|
100
|
|
100
|
|
100
|
Накладные расходы
|
|
25
|
|
25
|
|
25
|
|
25
|
Цеховые расходы
|
|
40
|
|
40
|
|
60
|
|
60
|
Арендная плата
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Расходы на переналадку
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Плата за факторинг
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Прочие
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Итого постоянные расходы
|
|
285
|
|
165
|
|
185
|
|
185
|
Всего общая сумма расходов
|
|
1685
|
|
1715
|
|
3545
|
|
3905
|
Во
втором году планируется выпустить 38 единиц продукции типа Астра и 8
единиц продукции типа Тюльпан .Кроме того планируется начать выпуск
новой продукции типа Пион в количестве 2 штук.в 1-м квартале с этой
целью планируется продать универсальное оборудование из 1-го цеха
корпуса «А» и во втором квартале приобрести специализированное
оборудования для выпуска Пиона.
Произведем
согласно нормам ,указанным в задании расчет материальных и трудовых
затрат на производство проодукции .
В
1-м квартале предприятие вносит средства на рекламу , выставку и т.п.
В
1-м и 2-м кварталах заканчиваются НИОКР по вводу в производство
продукции типа Тюльпан и в 1-м квартале начинается вложение средств
на НИОКР по производству нового вида продукции типа Пион,которую
планируется выпустить в 4-м квартале в количестве 2 шт. На НИОКР по
выпуску продукции типа Пион потребуется 8 кварталов с инвестициями по
100 тыс.у.е.ежеквартально.
Накладные
расходы составляют 100 тыс.у.е. в год с равномерным распределением по
кварталам.
Во
2-м году работали в 1-м квартале 5 цехов (в первом цехе оборудование
было продано) ,а вв 2-4-м кварталах - 6 цехов,т.к. в 1-й цех было
приобретено новое специализированное оборудование. Цеховые расходы
составили 10 тыс.у.е.за каждый цех в квартал.
Расчет
производственных расходов во 2-м году представлен в таблице 2.7.
Таблица 2.7.
Смета производственных расходов на 2-й год
Наименование расходов
|
Объем затрат
|
2-й год
|
1 кв.
|
2 кв.
|
3 кв.
|
4 кв.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
Сырье и материалы
|
23А
|
1150
|
4Т
2П
|
400
200
|
15А
4Т
|
750
400
|
2Т
2П
|
200
200
|
Зарплата
|
|
|
23А
|
805
|
4Т
|
280
|
15А
4Т
2П
|
525
280
200
|
Прочие переменные издержки
|
|
|
23А
|
1955
|
4Т
|
680
|
15А
4Т
2П
|
1275
680
400
|
Итого переменные издержки
|
|
1150
|
|
3360
|
|
2110
|
|
3760
|
Инвестиции в рынок
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
|
Расходы на маркетинг
|
|
20
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Расходы на НИОКР
|
|
100
100
|
|
100
100
|
|
100
|
|
100
|
Накладные расходы
|
|
25
|
|
25
|
|
25
|
|
25
|
Цеховые расходы
|
|
50
|
|
60
|
|
60
|
|
60
|
Арендная плата
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Расходы на переналадку
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Плата за факторинг
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Прочие
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Итого постоянные расходы
|
|
295
|
|
285
|
|
185
|
|
185
|
Всего общая сумма расходов
|
|
1445
|
|
3645
|
|
2295
|
|
3945
|
В
3-м году планируется выпуск продукции типа Астра в количестве 33
штук , продукции типа Тюдьпан в количестве 10 штук и продукции типа
Пион - 6 штук.
Кроме
того,планируется произвести переналадку оборудования в цехе № 1
корпуса «Б» для улучшения качества выпускаемой продукции и более
рационального использования оборудования.Расходы на переналадку
составляют 100 тыс.у.е.
Согласно
норм , указанных в задании , произведем расчет материальных и трудовых
затрат на производство продукции.
В
1-м квартале 3-го года были внесены 20 тыс.у.е. на рекламу и
выставку.
В
течении всего года с 1-го по 4-й квартал осуществлялись инвестиции
на НИОКР по выпуску продукции типа Пион.
Кроме
того ,в 4-м квартале 5-го года планируется начать выпуск новой
продукции типа Нарцисс в количестве 3 шт. Для выпуска этой продукции
требуется на протяжении 12 кварталов осуществлять инвестиции на НИОКР
по 100 тыс.у.е. ежеквартально.
Накладные
расходы составляют 25 тыс.у.е. ежеквартально.
Цеховые
расходы составляют 10 тыс.у.е.за один цех в квартал. В 3-м году
работало 6 цехов в корпусах «АУ и «Б».
Расчет
производственных рапсходов на 3-й год представлен в таблице 2.8.
Таблица 2.8.
Смета производственных расходов на 3-й год
Наименование расходов
|
Объем затрат
|
3-й год
|
1 кв.
|
2 кв.
|
3 кв.
|
4 кв.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
Сырье и материалы
|
20А
2П
|
1000
200
|
2П
|
200
|
13А
8Т
|
650
800
|
11А
4Т
3П
|
550
400
300
|
Зарплата
|
2Т
2П
|
140
140
|
20А
2П
|
700
140
|
2П
|
140
|
13А
8Т
|
455
560
|
Прочие переменные издержки
|
2Т
2П
|
340
|
20А
2П
|
1700
340
|
2П
|
340
|
13А
8Т
|
1105
1360
|
Итого переменные издержки
|
|
2160
|
|
3080
|
|
1930
|
|
4730
|
Инвестиции в рынок
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Расходы на маркетинг
|
|
20
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Расходы на НИОКР
|
|
100
100
|
|
100
100
|
|
100
100
|
|
100
100
|
Накладные расходы
|
|
25
|
|
25
|
|
25
|
|
25
|
Цеховые расходы
|
|
60
|
|
60
|
|
60
|
|
60
|
Арендная плата
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Расходы на переналадку
|
|
-
|
|
-
|
|
100
|
|
-
|
Плата за факторинг
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Прочие
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Итого постоянные расходы
|
|
305
|
|
285
|
|
385
|
|
285
|
Всего общая сумма расходов
|
|
2465
|
|
3365
|
|
2315
|
|
5015
|
В
4-м году планируется выпуск 29 единиц продукции типа Астра , 12
единиц продукции типа Тюльпан и 8 единиц продукции типа Пион.
Так
как в 5-м году планируется начать выпуск продукции типа Нарцисс ,в
4-м году начинается строительство корпуса «В» и начиная со 2-го квартала
начинаедся наладка поточных линий .
Согласно
нормам,указанным в задании произведем рассчет материальных,трудовых и
прочих переменных расходов предприятия в 4-м году.
В
1-м квартале 4-го года предприятие аносит средства на рекламу,
выставку и т.п.
В
течение всего года по 10 тыс.у.е. ежеквартально вносится на НИОКР по
выпуску продукции типа Нарцисс.
Накладные
расходы составят по 25 тыс.у.е. ежеквартально.
В
4-м году в 1-м квартале будут работать 6 цехов ,а уже во 2-м
квартале планируется запуск цеха в корпусе «В» , несмотря на
продолжающиеся строительные и отделочные работы в данном цеху .
Цеховые расходы составят 10 тыс.у.е. за один цех в квартал.
Расчет
производственных расходов на 4-й год представлен в таблице 2.9.
Таблица 2.9.
Смета производственных расходов на 4-й год
Наименование расходов
|
Объем затрат
|
4-й год
|
1 кв.
|
2 кв.
|
3 кв.
|
4 кв.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
Сырье и материалы
|
|
|
8А
4Т
3П
|
400
400
300
|
10А
8Т
5П
|
500
800
500
|
7Т
4П
|
700
400
|
Зарплата
|
11А
4Т
3П
|
385
280
210
|
|
|
8А
4Т
3П
|
280
280
210
|
10А
8Т
5П
|
350
560
350
|
Прочие переменные издержки
|
11А
4Т
3П
|
935
680
510
|
|
|
8А
4Т
3П
|
680
680
510
|
10А
8Т
5П
|
700
1360
850
|
Итого переменные издержки
|
|
3000
|
|
1100
|
|
4440
|
|
5270
|
Инвестиции в рынок
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Расходы на маркетинг
|
|
20
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Расходы на НИОКР
|
|
100
|
|
100
|
|
100
|
|
100
|
Накладные расходы
|
|
25
|
|
25
|
|
25
|
|
25
|
Цеховые расходы
|
|
60
|
|
70
|
|
70
|
|
60
|
Арендная плата
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Расходы на переналадку
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Плата за факторинг
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Прочие
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Итого постоянные расходы
|
|
205
|
|
195
|
|
195
|
|
185
|
Всего общая сумма расходов
|
|
3205
|
|
1295
|
|
4635
|
|
5455
|
В
5-м году планируется выпуск 25 единиц продукции типа Астра , 27 единиц
продукции типа Тюльпан , 15 единиц продукции типа Пион и в 4-м
квартале планируется выпустить новую продукцию типа Нарцисс в
количестве 3 штук.
Планируется
для производства новой продукции произвести переналадку
специализированного оборудования в цехе № 4 корпуса «А» в 1-м квартале
5-го года.Расходы на переналадку составят 100 тыс.у.е.
Согласно
норм, указанных в задании , произведем расчет материальных , трудовых и
других переменных расходов на 5-й год.
В
5-м году в 1-м квартале планируются расходы на маркетинг в размере
20тыс.у.е.
На
протяжении всего года продолжается инвестирование НИОКР по выпуску
продукции типа Нарцисс по 100 тыс.у.е. ежеквартально.
Накладные
расходы в размере 100 тыс.у.е. в год распределяются равномерно по
кварталам.
На
протяжении 5-го года работали 7 цехов в корпусах «А» , «Б» ,
«В».Цеховые расходы составляют 10 тыс.у.е. за один цех в квартал.
Расчет
производственных расходов на 5-й год представлен в таблице 2.10.
Таблица 2.10.
Смета производственных расходов на 5-й год
Наименование расходов
|
Объем затрат
|
5-й год
|
1 кв.
|
2 кв.
|
3 кв.
|
4 кв.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
шт, вид
|
тыс. у.е.
|
Сырье и материалы
|
8А
7Т
4П
|
400
700
400
7Т
4П
|
850
700
400
|
6Т
3П
3Н
|
600
300
300
|
|
|
Зарплата
|
7Т
4П
|
490
280
|
8А
7Т
4П
|
280
490
280
|
17А
7Т
4П
|
595
490
280
|
6Т
3П
3Н
|
420
210
210
|
Прочие переменные издержки
|
7Т
4П
|
1190680
|
8А
7Т
4П
|
680
1190
680
|
17А
7Т
4П
|
1445
1190
680
|
6Т
3П
3Н
|
1020
510
660
|
Итого переменные издержки
|
|
4140
|
|
5550
|
|
5880
|
|
3030
|
Инвестиции в рынок
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Расходы на маркетинг
|
|
20
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Расходы на НИОКР
|
|
100
|
|
100
|
|
100
|
|
100
|
Накладные расходы
|
|
25
|
|
25
|
|
25
|
|
25
|
Цеховые расходы
|
|
70
|
|
70
|
|
70
|
|
70
|
Арендная плата
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Расходы на переналадку
|
|
100
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Плата за факторинг
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Прочие
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
-
|
Итого постоянные расходы
|
|
315
|
|
195
|
|
195
|
|
195
|
Всего общая сумма расходов
|
|
4455
|
|
5745
|
|
6075
|
|
3225
|
Общая
сумма постоянных издержек на планируемые 5 лет представлена в
приложении 2.
3.ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Согласно
маркетингового плана и плана производства можно обощить результаты и
оценить их в стоимостной форме .
Для
этого обощим данные и разработаем прогнозный баланс в приложении 3
,составим отчет по прибылям и убыткам в приложении 2 , а также
составим план движения денежной наличности в приложении 4.
Для
решщения поставленной задачи предприятию необходимо привлечение
дополнительного капитала, особенно это ощутимо в 1-й год.Поэтому
предприятие на протяжении трех лет принимает решение о привлечении
краткосрочного кредита под 20% годовых.В 4-м квартале кредит погашается
,согласно кредитного договора.
Других
заемных средств на предприятии не прендусмотрено.Денежной наличности у
предприятия хватает для приобретьения материалов ,выплаты зарплаты ,
приобретения нового оборудования и корпуса ,для проведения строитедбных
работ и других мероприятий ,направленных на развитие предприятия.
Предприятие
прибыльно.Причем в 4-м квартале каждого года уплачивается налог в
размере 50%.Оставшаяся прибыль накапливается для дальнейшего
использования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак
, цель поставленная предприятием к окончанию 5-го года, максимизация
объема продаж (в стоимостном выражении) , будет выполнена. Разработанный
план развития действующего предприятия позволит увеличить объем продаж
к концу 5-го года до 42760 тыс.у.е. за год с 1680 тыс.у.е. на начало
анализируемого периода.
Об
эффективности разработанного плана можно судить рассчитав ряд важных
показателей.
1.Уровень
общей рентабельности,рассчитываемый по формуле :
УР
1 =
УР
2 =
УР
3 =
УР
4 =
УР
5 =
Согласно
расчета можно сделать вывод,что уровень общей рентабельности достаточно
высок по предприятию.Причем ,следует отметить,что к середине планируемого
периода ,т.е. в 3-м году рентабельность несколько снизится ,но к концу
планируемого периода она возрастет и составит 62 %.Это достаточно
высокий показатель.
2.Число
оборотов капитала рассчитаем по формуле :
О
1 =
О 2
=
О
3 =
О
4 =
О
5 =
Что
касается числа оборотов капитала ,то в планируемом проекте количество
оборотов практически не меняется, только на сотые доли уменьшется к
концу планируемого периода.
3.Рентабельность
оборота рассчитаем по формуле :
РО 1 =
РО 2 =
РО 3 =
Ро 4 =
РО 5 =
Итак ,расчеты
показали,что рентабельность оборота к середине планируемого периода
несколько снизится ,до 0,42 ,но к концу 5-го года она возрастет и
составит 0,52.
4.Рентабельность
собственного капитала рассчитаем по формуле :
РК 1 =
РК
2 =
РК
3 =
РК
4 =
РК
5 =
Аналогичная
ситуация наблюдается и с рентабельностью собственного капитала. К
середине планируемого периода рентабельность падает , а к концу
анализируемого периода она возросла до 67,22%.
5.Сумма
покрытия рассчитывается по формуле:
Сумма
покрытия + Чистая выручка – Переменные затраты ,
СП
1 = 24270-10030=14240 тыс.у.е.,
СП
2 =22950-10380=12570 тыс.у.е.,
СП
3 =25140-11900=13240 тыс.у.е.,
СП
4 =30850-13810=17040 тыс.у.е.,
СП
5 = 42760-18600=24160 тыс.у.е.
Расчеты
показали ,что сумма покрытия постепенно увеличивается в планируемом
периоде с 14240 тыс.у.е. до 24160 тыс.у.е. Это увеличение происходит за
счет увеличения суммы чистой выручки и превышения роста размера
выручки над суммой переменных затрат.
6.Коэффициент
покрытия рассчитывается по формуле :
КП
1 =
КП
2 =
КП
3 =
КП
4 =
КП
5 =
Расчеты
показали ,что к середине планируемого периода коэффициент покрытия
уменьшается до 54,4% , однако к концу планируемого периода он
возрастает до 59,3%.
7.Точка
безубыточности рассчитывается по формуле :
ТБ 1 =
ТБ
2 =
ТБ
3 =
ТБ
4 =
ТБ
5 =
Итак
,согласно рассчетов, на каждый год определена точка безубыточности,т.е.
рассчитана сумма выручки при которой прибыль будет равна нулю.Если
выручка будет ниже рассчитанной суммы , то предприятие получит убыток.
8.Рассчитаем
запас финансовой прочности надежности) по
формуле :
З
1 =
З
2 =
З
3 =
З
4 =
З
5 =
Согласно
произведенных расчетов , запас финансовой надежности предприятия
несколько снизится к середине планируемого периода ,т.е. в 3-м году
,однако к концу 5-го года запас финансовой устойчивости будет
составлять 23,1%.
Таким
образом, проект в целом можно считать положительным и принимать к
исполнению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бизнес-план инвестиционного
проекта: методические указания /БГСХА; Сост. К.К.Шебеко и др. Горки,2002.
2.Крылова Г.Д., Соколова М.И.
Маркетинг: Теория и 86 ситуаций - учебное пособие для вузов-М: Юнити-Дана,
1999.
3.Предпринимательство: Учебник для
вузов/под ред. Полякова Г.Б. М: Банки и биржи, Юнити,1999.
4.Бизнес-план:Методические
материалы /Под.ред.Р.Г.Маниловского –М.:Финансы и статистика,2006.