"Тpагедия
Раскольникова".
В центpе pомана
Ф.Д.Достоевского "Пpестyпление и наказание" хаpактеp геpоя
шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночица, бедного стyдента
Родиона Раскольникова. Раскольников совеpшает пpестyпление: убивает
стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестру, безобидную, простодушную Лизаветy.
Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не
воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем
трагическим.
В чем же трагедия
Раскольникова? своего героя Достоевский наделил прекрасными качествами:
Родион был "замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами,
ростом выше среднего, тонок и строен." В его поступках, высказываниях,
переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное
благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль
острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится
последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны
Мармеладова, с которым был едва знаком. Он презирает тех, кто равнодушно
проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Лучшие
герои романа: Разумихин - преданнейший друг Раскольникова, Соня - несчастное
создание, жертва гниющего общества, восхищаются им, даже его преступление не
может поколебать эти чувства. Он вызывает уважение у следователя Парфирия
Петровича - очень умного человека, догадавшегося раньше всех о его
преступлении.
И вот такой человек
совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случится?
Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за
"униженных и оскарбленных", совершил убийство "по
теории", реализуя абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью,
безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам
находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную
теорию "крови по совести", а теория вылилась в преступление.
Трагедия Раскольникова
в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу
"все дозволено", но в то же время в нем живет огонь жертвенной
любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие:
теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями,
ненавидящий "хозяев жизни", сближает его с негодяем Лужиным и
злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные два характера
считает, что человеку, обладающему силой и злостью, "все
дозволено."
"Мы одного поля
ягоды," - говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что
это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, "перешагнули через
кровь".
Конечно, нельзя
равнять Свидригайлова и Лужина с Раскольниковым. Первый имеет, как я уже
сказал, весьма противоречивый характер: он одновременно добрый, честный
человек, совершает ряд добрых поступков, таких как, например, огромная помощь
детям Мармеладовых, но в то же время на его совести оскорбленная честь Дуни,
несколько странная смерть его жены, Марфы Петровны. Свидригайлова нельзя
назвать ни плохим, ни хорошим человеком, нельзя назвать его и
"серостью", скорее, это человек, в душе которого борется добро и
зло. И то и другое попеременно держат победу, но к сожалению, в результате
берет свое зло - Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством. С Лужиным
несколько проще: сладострастное ничтожество, которое в своих мечтах
стремится унизить и властвовать над более умным и чистым душой, чем он сам.
Такого человека невозможно противопоствлять Родиону Раскольникову.
Трагедия Раскольникова
усиливается потому, что теория, которая должна была вывести его из тупика,
завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Сознание этого
вызывает страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную
отторженность от мира и людей: он не может находится рядом с любимой матерью
и сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя от всех.
Муки совести,
леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу,
мысли о том, что он не Наполеон, а "тварь дрожащая",
"вошь", сознание бессмысленности совершенного злодеяния - все это
невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Родион понимает
несостоятельность своей теории "сильного человека", она не выдержала
проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с
ложной идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова.
Достоевский-психолог с
такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы,
безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести
сильнее наказания катаргой.
И мы не можем не
сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и
страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое
преступление.
Очень чутко, во многом
пророчески Достоевский понял уже в девятнадцатом веке роль идей общественной
жизни. С идеями - по Достоевскому - нельзя шутить. Они могут быть
благотворны, но могут оказаться разрушительной силой для человека, и для
общества в целом.
|
" Униженные и
оскорблённые "
Роман Ф.М.
Достоевского-это "психологический отчёт одного преступления",
преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший
старуху процентщицу. Однако в романе речь идёт о необычном уголовном
преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а
исполнитель его –преступник – мыслитель, убийца-философ. Он убил ростовщицу
отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким:
матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических
обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных
размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе всех "униженных и
оскорблённых", о социальных и нравственных законах, по которым живёт
человечество.
Жизнь предстаёт
перед нами как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду он видит картины
нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему
встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Их примером
служат Соня Мармеладова, Катерина Ивановна и многие другие. Да и сам
Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу,некуда
пойти. Живёт он впроголодь, ютится в жалкой каморке,похожей на шкаф,откуда
его грозят вышвырнуть на улицу. Под угрозой оказалась судьба его матери и
сестры.А судьба Мармеладова? В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в
кабаке звучит мысль о том,что в нищем (а значит и в нём) никто не подозревает
благородства чувств.А в нём это благородство есть.Он способен глубоко чувствовать,понимать,страдать
не только за себя,но и за голодных детей,оправдывать грубое отношение к себе
жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.При всей,казалось
бы,потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать.В словах
Мармеладова - боль за то,что его,однажды выгнав из человеческой компании,уже
больше никогда в неё не допустят.Перед нами оскорблённый человек,но
сохранивший чувство собственного достоинства,глубоко сознающий своё
падение,но не в силах ничего изменить.Осмелишься ли осудить человека,судьба
которого сложилась так трагически
не только по его
вине? Это человек,а в нём не хотят видеть человека.
Вспомним жизнь
Катерины Ивановны.Она больна чахоткой,о чём говорят красные пятна на её
лице,которых так боиться Мармеладов.Из его рассказа о жене мы узнаём,что она
из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте.Выйдя
замуж без родительского благословления,оказавшись в отчаянном положении,с
тремя детьми на руках,она после смерти мужа вынуждена была пойти замуж за
Мармеладова."Можете судить потому,до какой степени её бедствия
доходили,что она,образованная и воспитанная и фамилии известной,за меня
согласилась пойти!Но пошла!Плача и рыдая и руки ломая,пошла!Ибо некуда было
идти".Но облегчения не наступило и после замужества:муж выгнан со службы
и пьёт,грозит выгнать квартирная хозяйка,бьёт Лебезятников,плачут голодные
дети.Не жестокость руководит ею,когда она посылает Соню на панель,а отчаяние
и безвыходность.Катерина Ивановна понимает,что Соня принесла себя в жерву
близким.
Именно
поэтому,когда Соня вернулась с деньгами,она "весь вечер в ногах у неё на
коленях простояла,ноги ей целовала,встать не хотела".Мармеладов даёт
жене точную характеристику,говоря,что она
"горячая,гордая,непреклонная". Но человеческая гордость её,как и
Мармеладова,попирается на каждом шагу,о достоинстве и самолюбии заставляют
забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувсвия у окружающих, "некуда
идти" Катерине Ивановне,везде тупик.Рассказывая о Соне и встретившейся
Раскольникову девочке, писатель не случайно останавливает внимание читателей
на их портретах:чистота и беззащитность,показанные в портретах Сони и
обманутой девочки,не соответствуют образу жизни,который они вынуждены
вести,поэтому Раскольникову"странно и дико было смотреть на такое
явление". Соню толкает на панель нищета и невозможность честно
зарабатывать на жизнь. Её будущее безрадостно,как и будущее обманутой
девочки.Оно укладывается в формулу:"больница...вино...кабаки и ещё
больница...года через два-три - калека, итого житья ей 19 аль 18 лет от роду
всего-с...".Достоевский убедительно показывает,что иные отношения,кроме
безразличия,любопытства,злорадной насмешки,противоестественны в этом мире.
Люди смотрят друг на друга"враждебно и
с
недоверчивостью".Все,кроме Раскольникова,слушают"забавника"Мармеладова,
"фыркая","улыбаясь","зевая",а в общем
равнодушно.Так же равнодушна толпа зрителей,хлынувших посмотреть на муки
умирающего Мармеладова.В сне Раскольникова, так похожем на явь,лошадь секут"с
наслаждением","хохотом и остротами".
Роман"Преступление
и наказание"отразил тревогу Достоевского за будущее человечества.Он
показывает,что такой жизнью, которой сейчас живут"униженные и
скорлённые"жить дальше нельзя."Опираясь на реальный материал
действительности, Достоевский выдвигал и освещал проблемы, имеющие всемирное
значение,проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни, во внутренней
природе людей,темы жизненного призвания человеческой личности, страдания и
протеста,эгоизма и самопожертвования,преступления и наказания, вопросы общественных,духовных
связей
|