Формы сотрудничества и органы управления внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Неопределено
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,81 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формы сотрудничества и органы управления внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь

Министерство образования Республики Беларусь

 

Белорусский Национальный Технический Университет

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

На тему  «Формы сотрудничества и органы управления внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь »

 

 

 

 

Выполнила студентка

Приборостроительного Факультета

IV курса, заочного отделения,      гр. 313813

Евлаш Елена Анатольевна

Научный руководитель

Дубков В.У.

 

 

 

Минск 2007

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Внешняя торговля. Производственное кооперирование и научно-техническое сотрудничество.

2. Лицензионная торговля. Концессии и международный туризм.

3. Цели и основные принципы реализации национальной экспортной политики Республики Беларусь.

Литература

1.   Внешняя торговля. Производственное кооперирование и

научно-техническое сотрудничество.

 

 Научно-технический прогресс ведет к концентрации в одном продукте  затрат труда работников все большего количества специализированных  отраслей,  что усложняет производственные связи и вызывает  развитие  кооперирования.  Под кооперированием понимаются  планово-организованные  производственные  связи между предприятиями, совместно  изготовляющими  какой-либо  вид  продукции.

Являясь следствием развития специализации, производственное  кооперирование характеризуется относительным постоянством и устойчивостью связей, строгим соблюдением технических условий предприятий-смежников.

  Производственное кооперирование существенно  отличается  от  материально-технического обеспечения,  которое  не  вытекает  непосредственно  из  форм специализации и не всегда основано на длительных  производственных  связях. Если кооперирование охватывает производственные связи  по  деталям,  узлам, агрегатам, полуфабрикатам, определенным технологическим операциям,  которые осуществляются  с  конкретными  предприятиями,  то  материально-техническое обеспечение включает в себя поставки  сырья,  материалов,  топлива,  машин, оборудования и других средств производства любому потребителю.

  В промышленности кооперированные связи могут различаться по отраслевому и территориальному    признаку.    По    отраслевому    признаку    различают внутриотраслевое    кооперирование,    когда     производственные     связи устанавливаются между предприятиями одной отрасли, и межотраслевое  —  если оно имеет место между предприятиями разных отраслей.

По территориальному признаку кооперирование делится: на внутрирайонное, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одного экономического района, и межрайонное — между предприятиями, расположенными в разных экономических районах страны.

В соответствии с формами специализации  различают  три  формы кооперирования:

Предметное  (или   агрегатное)   кооперирование   —   это   такой    вид  производственных связей, когда  головной   завод,   выпускающий   сложную  продукцию,  получает  от  других  предприятий  готовые  агрегаты   (моторы,  генераторы, насосы, компрессоры и др.), идущие на комплектование  продукции  этого завода.    Данная форма кооперирования характерна для машиностроения, многие отрасли  которого производят сложные машины и оборудование.

Подетальное кооперирование, когда предприятия-смежники   поставляют  головному заводу детали и узлы (карбюраторы, радиаторы, поршни и др.),  для  выпуска готовой продукции. Эта форма кооперирования присуща многим отраслям  промышленности, и прежде всего   машиностроению, деревообрабатывающей, текстильной и обувной промышленности.

Технологическое (или стадийное) кооперирование  проявляется  в  поставках одних предприятий другим  определенных  полуфабрикатов  (отливок,  поковок, штамповок) или в выполнении для  них  отдельных  технологических  операций, связанных с обработкой выпускаемых изделий.

 

Уровень кооперирования определяется следующими показателями:

- удель­ным весом в себестоимости продукции комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых по кооперированию;

- удельным весом полуфабрикатов, изготавливаемых предприятием на сторону, в общем их выпуске и в выпуске всей продукции;

- количеством предприятий, кооперирующихся с данным предприятием.

Рассмотренные формы общественной организации производ­ства дополняют одна другую, а часто действуют совместно.

Экономическая эффективность специализации (и коопери­рования) проявляется главным образом в снижении себестоимо­сти за счет повышения производительности труда и уменьшения условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции. На основе специализации и кооперирования производства возникают более устойчивые связи с поставщиками и потребите­лями, улучшается и упрощается материально-техническое обес­печение и сбыт.

Экономическая эффективность коопери­рования предполагает расчет годового экономического эффекта, срока окупаемости капитальных вложений, а также среднегодо­вой выработки на одного работающего, трудоемкости, материалоемкости, фондоотдачи, рентабельности.

Научно-техническое сотрудничество Республики Беларусь с другими странами  Республика Беларусь развивает тесные научно-технические связи с зарубежными странами. Начиная с 1991 года, заключены соглашения о научно-техническом сотрудничестве с Республикой Словения, Венгрией, Китайской Народной Республикой, Румынией, Республикой Польша, Федеративной Республикой Германия, Республикой Индия, Республикой Болгария, США, Социалистической Республикой Вьетнам, Исламской Республикой Иран, Соединенным Королевством Великобритания и Северной Ирландией, Турцией, Союзной Республикой Югославия, Королевством Нидерланды, Республикой Кипр.

Кроме того, заключены соглашения со странами СНГ, такими, как Украина и Республика Казахстан. Наиболее тесные научно-технические связи Республика Беларусь имеет с Российской Федерацией.

В большинстве стран СНГ в 1997г. продолжалось сокращение численности специалистов, занятых научными исследованиями и разработками. Наибольшее снижение по сравнению с 1996г. произошло в Таджикистане – 1,8 раза, Армении, Кыргызстане, Беларуси - в 1,2 раза, Украине – 1,1 раза.

Объем выполненных научно-технических работ к валовому внутреннему продукту в 1990г. в Беларуси был 2,13%, то есть один из лучших среди стран СНГ (в России - 2,98%, в Армении - 2,54%, в Украине - 2,33%). За прошедшее время он существенно уменьшился во всех странах и составлял уже меньше 0,5%. Только в Беларуси, Молдове, России и Украине это соотношение было больше (Украина – 1,36%, Россия – 1,06%, Молдова – 0,94%, Беларусь – 0,85%).

Научно-техническое сотрудничество Республики Беларусь с зарубежными странами

Страна

Соглашения

Год

Республика Словения

Соглашение между Правительством Белорусской Советской Социалистической Республики и Исполнительным Собранием Скупщины Республики Словения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве

1991

Венгрия

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Венгерской Республики о торгово-экономических связях и научно-техническом сотрудничестве

1991

Китайская Народная Республика

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о научно-техническом сотрудничестве

1992

Румыния

Соглашение между Правительством Республики Беларусь
и Правительством Румынии о торгово-экономических связях и научно-техническом сотрудничестве

Республика Польша

Договор между Правительством Республики Беларусь
и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области науки и технологий

1992

Украина

Соглашение между Правительством Республики Беларусь
и Правительством Украины о сотрудничестве в области науки и технологий

1992

США

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством США о сотрудничестве в области науки и технологий

1992

Федеративная Республика Германия

Договор между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия о развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники

1992

Республика Индия

Соглашение между Правительством Республики Беларусь
и Правительством Республики Индия о сотрудничестве в области науки и техники

1993

Словацкая Республика

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Словацкой Республики о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве

1994

Социалистическая Республика Вьетнам

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о научно-техническом сотрудничестве

1995

Российская Федерация

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о научно-техническом сотрудничестве

1996

Союзная Республика Югославия

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Союзной Республики Югославия о научно-техническом сотрудничестве

1996

Королевство Нидерланды

Протокол Между Республикой Беларусь и Королевством Нидерландов о программе технической помощи

1996

Республика Кипр

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Кипр о долгосрочном экономическом, научно-техническом и промышленном сотрудничестве.

1997

Арабская Республика Египет

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Арабской Республики Египет об экономическом и научно-техническом сотрудничестве

1997

Исламская Республика
Иран

Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Правительством Исламской Республики Иран по вопросам сотрудничества в области высшего образования, науки и технологий

1998

Республика Македония

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Македония о сотрудничестве в области науки и технологий

1998

Сирийская Арабская Республика

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Сирийской Арабской Республики о торговом, экономическом и техническом сотрудничестве

1998

2.   Лицензионная торговля. Концессии и международный 

туризм.

Лицензионная торговля.

Лицензионная торговля (англ. license trade) - форма международной торговли технологией, включающая сделки с "ноу-хау", патентами и лицензиями на изобретения.

Предметом  лицензионной  торговли  являются  лицензии  на  использование технологического опыта, изобретений, промышленных секретов, товарных  знаков и др.

Ноу-хау (англ. "know-how") - знания и практический опыт  технического, коммерческого,  управленческого,  финансового  и  иного  характера,  которые представляют   коммерческую   ценность,   применимы   в производстве и профессиональной  практике  и  не  обеспечены  патентной  защитой.  Ноу-хау включает  в  себя  техническую  документацию   (чертежи,   проекты, схемы, методики,  инструкции  и  т.д.),  образцы  изделий,  сведения  коммерческого характера,  данные  об  организации  производства,  подготовке  персонала  и использовании информации в производстве.

  Передача  на  коммерческой  основе,  обмен,  распространение   “ноу-хау” осуществляется, прежде  всего,  путем  заключения  лицензионных  соглашений, предусматривающий не только передачу соответствующей документации, но  также  и подготовку персонала, участие  специалистов  в  налаживании  производства, оказание другой технической помощи импортеру.

  Продажу за границу лицензий на  использование  изобретений,  технических знаний,  опыта,  а  также  товарных  знаков  принято  называть   заграничным лицензированием.

В современных условиях в развитых странах практически все изобретения и новые товары патентуются. Патентные лицензии, т.е.  разрешения на передачу прав использования патентов без  соответствующего  "ноу-хау",  играют относительно  скромную  роль  в  лицензионной  торговле.   Это   объясняется необходимостью проведения дополнительных  НИОКР  и  расходов  на  внедрение, оптимизацией  технологического  процесса,  а  также риском, что данное изобретение окажется экономически нерентабельным   и    технологически неприемлемым.

  Наибольшее распространение в международной   торговле    получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу  одного  или нескольких патентов и связанного с ними "ноу-хау".

Основные понятия и принципы лицензионной торговли.

Лицензиар (англ. lisenser) - юридическое лицо, собственник  изобретения, патента,  технологических  знаний  и  пр.,   выдающий   своему   контрагенту (лицензиату) лицензию на использование своих прав в определенных пределах.

Лицензиат  (англ.  lisensee)  -  юридическое   лицо,   приобретающее   у собственника изобретений, патентов, производственных и  коммерческих  знаний и пр. (лицензиара)  лицензию  на  право  их  использования  в  определенных пределах.

Лицензия - разрешение лицензиара на использование принадлежащих ему прав промышленной собственности (на изобретение, промышленный  образец, товарный знак, “ноу-хау”),  выдаваемое  другому лицу  (лицензиату)  на  определенных условиях. Эти условия (срок, объемы, вознаграждение)  составляют  содержание заключаемого ими лицензионного соглашения.

По характеру и объему прав на использование технологии,  предоставляемой соглашением лицензиату,   различают     неисключительные     (простые), исключительные и полные лицензии. Неисключительная лицензия дает  лицензиару право самостоятельного использования лицензии и выдачи аналогичных  лицензий любым  заинтересованным  лицам.  Исключительная   лицензия   предусматривает монопольное   право   лицензиата   использовать   изобретение   или   секрет производства на  данной  территории,  при  этом  лицензиар  отказывается  от самостоятельного  использования  лицензии  и  ее  продажи.  Полная  лицензия предоставляет лицензиату исключительное право на ее использование в  течение всего срока действия лицензионного соглашения.

Лицензионное соглашение - соглашение о передаче  прав  на  использование лицензий, "ноу-хау", товарных знаков и др.

Лицензионное  соглашение  может   предусматривать   передачу   патентной лицензии; комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними "ноу-хау"; растет также число лицензионных соглашений на использование  "ноу-хау" без патентов на изобретение. Лицензионные соглашения  последних  двух  типов предусматривают помимо  передачи  технических знаний оказание лицензиаром (владельцем патента)  сопутствующих  инжиниринговых  услуг  по  организации лицензионного производства, а также соответствующие  поставки  оборудования, исходного сырья, отдельных узлов и т.п.

Лицензионные соглашения различаются в зависимости от того:

a) разрешают они экспорт лицензионной продукции, полностью исключают     его  или частично ограничивают;

b) наличием или отсутствием в них  обязательства  лицензиара  в  течение срока действия соглашения предоставлять  лицензиату   (покупателю лицензии) информацию  о   новых   усовершенствованиях   лицензионной  техники;

c)  по  способу  передачи  технологии,  т.е.  лицензия   предоставляется независимо или одновременно с заключением контракта на  строительство объекта, поставку комплектного оборудования и оказание инжиниринговых услуг (самостоятельные или сопутствующие лицензионные соглашения).

Лицензионный договор - договор, по  которому  одна  сторона  (лицензиар) предоставляет право на  использование  изобретения  или  иного  технического достижения (лицензию), а  другая  сторона  (лицензиат)  выплачивает  за  это определенное вознаграждение.

 Объектом лицензионного договора  являются   технические    решения, признаваемые изобретениями по закону страны,  гражданином  которой  является приобретатель лицензии; ими могут быть также иные технические достижения,  в т.ч. секреты производства, "ноу-хау" и т.п.

Условия лицензионного договора могут устанавливать:

a) территорию применения лицензии (часть  государства,  одно  или  несколько  государств),

c) его объем в количественном отношении,

d) срок применения (обычно от пяти до десяти лет) и т.д.

   В  лицензионный  договор  включаются  также   условия   для   передачи приобретателю лицензии технической документации,  оказания  ему  технической помощи путем посылки и приема специалистов,  о  поставке  образцов  машин  и оборудования, взаимной информации сторон о внесенных  в  объект  технических усовершенствованиях, об участии сторон  в  защите  прав  владельца  лицензии против нарушения этих прав третьими лицами, о порядке разрешения  споров  по лицензионному договору и др. В лицензионном договоре  устанавливается  также размер лицензионного вознаграждения, порядок его определения и выплаты.

Лицензионное вознаграждение  -  возмещение  за  предоставление  прав  на использование лицензий, "ноу-хау" и др., являющихся предметом  лицензионного соглашения.

На практике используют несколько видов расчетов за лицензии:

 - периодические процентные отчисления (“роялти”) от стоимости производимой    и продаваемой лицензионной продукции;

 - одноразовые вознаграждения (“паушальные платежи”) - определенная твердо зафиксированная в соглашениях сумма лицензионного вознаграждения, устанавливаемая исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии.

Паушальный платеж может производиться как единовременное, в  разовом порядке, так и в рассрочку. Преимуществом этого  вида  лицензионного вознаграждения является получение лицензиаром (владельцем  лицензии) всей суммы вознаграждения в относительно короткий срок и без  какого  либо риска.

 - в виде взаимного обмена лицензиями.

 - передача ценных бумаг и технической документации,

Международный туризм.

Туризм занимает значительное место в международных отноше­ниях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.

Однако информация о развитии международного туризма не яв­ляется абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных меж­ду странами.

Кроме того, понятие «туризм» имеет несколько расплывчатый ха­рактер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под "временным перемещением" условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к ино­странным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональ­ной деятельности, оплачиваемой в этой стране.

В настоящее время туризм классифицируется:

По целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровитель­ный; самодеятельный, в том числе с активными способами передви­жения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыж­ный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; рели­гиозный; учебный и др.;

 по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешан­ный;

 по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;

 по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный; по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;

 по использованию транспортных средств: автомобильный; желез­нодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; ком­бинированный;

по сезонности: активный туристский сезон,  межсезон (полусезон), несезон;

 по географии: межконтинентальный; международный (межрегио­нальный); региональный; местный; приграничный;

 по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических ви­дов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздуш­ный шар, дельтаплан).

 Международный туризм оказывает влияние на развитие как от­дельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расши­рения международной торговли и иных форм международных эко­номических отношений, повышения уровня культуры и образова­ния международный туризм также будет развиваться.

Туристические услуги  в международном  товарообороте выступают как "невидимый"  товар. Характерной  особенностью и  своеобразным достоинством туристических  услуг как  товара  является  то,  что значительная  часть   этих  услуг   производится  с  минимальными затратами на  месте и, как правило, без использования иностранной валюты. Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми предприятиями туристской индустрии страны назначения. Кроме того, они потребляют  или  покупают  и  вывозят  в  качестве  сувениров определенное количество товаров, приобретаемых в стране посещения за иностранную валюту.

Международный туризм как одна из форм международных экономических отношений  приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать  существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами.

Для  международного  туризма  характерны  быстрый  рост  числа туристов и  резкое увеличение денежных поступлений. Если в 1950г. туристским оборотом  было охвачено 25 млн. человек, в 1960г. - 71 млн. чел.,  то 1982г.  это число  возросло до  280 млн.  чел.,  в 1988г.- до  400 млн.  чел., в  настоящее время перешло за 500 млн человек. Международный  туризм стал  важным  источником  валютных поступлений для  многих развитых  и развивающихся  стран. В  ряде стран  поступления   от  туризма  составляют  существенную  часть валютных поступлений  страны. Например,  удельный вес  доходов от иностранного  туризма  в  общей  сумме  поступлений  от  экспорта товаров и  услуг составляет  более  Э5%  -  в  Испании,  Австрии, Греции; около  20% -  в Португалии,  10-12% в Швейцарии и Италии, 52% -  на  Кипре.  В  большинстве  развивающихся  стран  на  долю иностранного  туризма   приходится  10-15%  доходов  от  экспорта товаров и  услуг (Индия,  Египет, Перу,  Парагвай, Коста-Рика). В ряде стран  этот  показатель  значительно  выше:  в  Колумбии  он составляет 20%, Ямайке - 30%, Панаме - 55%, на Гаити свыше 70%.

Наибольшее   развитие    международный   туризм    получил   в западноевропейских странах.  На  долю  этого  региона  приходится свыше 70%  мирового туристского рынка и 60% валютных поступлений. Примерно 20%  падают на  Америку, менее  10% -  на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.

В классификации  Всемирной туристской  организации  выделяются страны,  являющиеся в  первую   очередь   странами-поставщиками туристов, и  страны, являющиеся  в  первую  очередь  принимающими странами. К  странам-поставщикам туристов относятся США, Бельгия, Дания, ФРГ,  Голандия, Новая Зеландия, Швеция, Австралия, Канада, Англия. К принимающим туристов странам относятся Австрия, Италия, Швейцария, Франция,  Кипр, Греция,  Мексика, Португалия, Испания, Турция.

Виды туристских  услуг,  предлагаемых  в  качестве  товара  на капиталистическом рынке, довольно разнообразны. К ним относится:

- услуги  по размещению  туристов  (  в  гостиницах,  мотелях, пансионатах, кемпингах, боатингах);

- услуги  по перемещению  туристов до  страны назначения  и по стране различными видами пассажирского транспорта;

- услуги по обеспечению туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, кафетериях, пансионатах);

- услуги, направленные на   удовлетворение   культурных потребностей  туристов (посещение  театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, природных и исторических заповедников, памятников истории   и   культуры, фестивалей,   спортивных соревнований);

-  услуги, направленные  на удовлетворение  деловых интересов туристов  (участие   в   конгрессах,    симпозиумах,    научных конференциях, ярмарках и выставках);

- услуги  торговых предприятий  (продажа сувениров,  подарков, открыток, диапозитивов);

- услуги по оформлению документации(паспорта, визы и др.). Туристу могут  быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо полный полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг  может   предоставляться  путем продажи  так   называемых инклюзив-туров (inclusive tour) или пэкидж-туров (packade tour).

3.   Цели и основные принципы реализации национальной  экспортной политики Республики Беларусь.

 

Повышение  жизненного уровня населения,  увеличение  возможностей развития человека и оздоровление   нации,   провозглашенное  в  Концепции  социально- экономического развития Республики Беларусь  до 2015 года, может быть обеспечено лишь в условиях перехода к устойчивому экономическому росту. На 2002 - 2007 годы планируется обеспечить прирост ВВП на 20 - 25%,  что  при  сохраняющейся высокой импортоемкости  производства  требует,  во-первых,  адекватного  роста  валютных поступлений для оплаты критического импорта. Второе,  необходимое  условие роста ВВП  -  сохранение  и  укрепление  конкурентных позиций, что потребует замены  и модернизации существующих технологий.  Для технологической модернизации в период с 2002 по 2007 годы инвестиционный импорт   должен  ежегодно  составлять  не менее  2  млрд.дол.  Обеспечить  такой прирост только за счет прямых иностранных инвестиций  и продажи части госсобственности  нереально.   Необходим  опережающий прирост стоимостного объема экспорта товаров и услуг по сравнению с ростом ВВП и направление на  инвестиционный  импорт  до  трети  экспортной выручки. Исходя из этого, была определена главная цель:  обеспечить  прирост  экспорта  не менее чем на 5,6% в год, т.е. на 30 - 32% за период с 2002 по 2007 годы в первом варианте, и на 9,6% в год, т.е. на 74 - 75% во втором варианте.

Высокий  рост  инвестиционного  импорта,  увязанный  с  приростом  экспорта, позволит  также  получить  выгоды от участия в международном  разделении  труда, облегчит выход на новые рынки, даст экономию от роста масштабов производства.

Расширение экспорта, причем  экспорта промышленного, для Республики Беларусь -  цель,  требующая  колоссальных  усилий   всех   субъектов   хозяйствования  и внешнеторговых   организаций.   Достичь  ее  возможно  только  путем  реализации широкомасштабных,   охватывающих   всю экономику мероприятий, а также внешнеполитических и внешнеэкономических действий  государства. Государственные мероприятия направлены на решение  четырех  важнейших проблем:

    создание макроэкономической среды (включая валютно-финансовую и денежно-кредитную системы), благоприятствующей развитию экспорта;

    создание  на  уровне предприятий микроэкономических  условий  по  укреплению конкурентоспособности продукции;

    создание развитой  системы  экспортного кредитования, в том числе зарубежных покупателей белорусской продукции и страхования связанных с этим рисков;

    создание системы быстрой адаптации экспортеров к изменениям на международных рынках.

Внешнеэкономические мероприятия  направлены  на  решение  главной задачи  -  создание  благоприятной среды для продвижения белорусских товаров на внешние рынки (политико-дипломатическая  поддержка,  интеграция в международные торговые  союзы,  создание  товаропроводящих  и  рекламно-маркетинговых   сетей, платежных систем).

Обеспечение  ежегодного  опережающего  по  сравнению с ВВП прироста экспорта          требует активизации внешнеэкономической политики  государства, частью которой является экспортная политика, представляющая  собой  комплекс  политических, экономических   и  организационных   мер   с   целью   повышения   международной конкурентоспособности.

Стратегическими  принципами  национальной  экспортной политики являются:

суверенитет при открытости экономики и полномасштабной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику;

    многовекторность  и  экономическая  целесообразность  внешней  торговли  при всемерном развитии интеграционных процессов  в  Союзном  государстве  Беларуси и России, а также в рамках СНГ;

    выход на новые международные рынки и диверсификация структуры экспорта  на традиционных рынках;

    перевод  внешней   торговли  Республики  Беларусь  на  систему  принципов  и механизмов  ВТО  с  использованием   протекционистских   мер  в  соответствии  с международной практикой;

    защита  интересов и обеспечение равных условий функционирования  на  мировом рынке для государственных и частных экспортеров;

    преобладание  экономических  методов  и  механизмов  над административными в области внешнеторгового регулирования;

    сохранение  и  наращивание в экспорте доли промышленной  продукции  и  услуг (транспортных, туристических, финансовых);

    увеличение в экспортной  продукции  национальной добавленной стоимости путем снижения импортоемкости (энергоемкость,  материалоемкость)   и   рационального импортозамещения;

    повышение удельного веса в экспорте наукоемких и инновационных товаров;

    совершенствование  правовых  условий,  механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций  для  наращивания  экспортного потенциала;

    повышение  роли  регионов  в  развитии  экспортного  производства  и прямого товарооборота с регионами различных государств.

В  краткосрочной  перспективе (ближайшие 2 года)  экспортная  политика направлена  на  оптимизацию  экспортных  цен  и потоков на  основе  эффективного использования имеющихся возможностей с учетом мировой конъюнктуры и постепенного создания базы для наращивания экспорта в последующие годы. Не должны допускаться методы количественного ограничения экспортных процессов органами государственной власти, которые могут вводиться только в исключительных  случаях при обеспечении национальной  экономической  безопасности  Республики  Беларусь   и   выполнении международных обязательств.

Повышение валютной эффективности экспорта должно обеспечиваться:

    стабилизацией валютного рынка (за счет введения единого курса валюты, отмены ограничений в оплате экспорта и импорта в белорусских рублях и т.д.);

    стимулирующей  экспортеров  налоговой  и  тарифной политикой, обеспечивающей свободный доступ к импортным ресурсам, материалам  и комплектующим по минимально возможным ценам;

    присоединением  (в тандеме с Россией) к ВТО и снижением  тарифных  пошлин  и нетарифных барьеров;

    за  счет  международной   сертификации   и  внедрения  систем  технического, фармакологического, санитарного, ветеринарного,  экологического, фитосанитарного контроля  экспортной  продукции  на основе международных  стандартов,  правил  и обычаев.

Список использованной литературы.

1. Войтиков А.Д. «Внешнеэкономическая деятельность», уч.пособие, Минск, ОДО «Ровноденствие», 2005г.

2. Прокушев Е.Ф. «Внешнеэкономическая деятельность», уч.пособие, М – 2005г.

Похожие работы на - Формы сотрудничества и органы управления внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!