Финансовое состояние предприятия: анализ, проблемы и пути их решения на примере ООО "Сарапульск...

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Информатика, ВТ, телекоммуникации
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    378,81 kb
  • Опубликовано:
    2008-09-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовое состояние предприятия: анализ, проблемы и пути их решения на примере ООО "Сарапульск...

Федеральное агентство по образованию

 

Гоу впо «удмуртский государственный университет»

 

Институт экономики и управления

 

Кафедра отраслевой экономики

 

 

 


Курсовая работа

 

на тему «Финансовое состояние предприятия: анализ, проблемы и пути их решения на примере ООО «Сарапульского молочного комбината»

 

Выполнил

Студент гр. З-060400-51

Макшаков А.В.

Руководитель

 

Ижевск 2008

Содержание

Введение

1.технико-экономические показатели предприятия

1.1 Краткая характеристика предприятия

1.2 Анализ объемов производства и реализации

1.3 Анализ основных производственных фондов

1.4 Анализ численности и заработной платы

1.5 Анализ себестоимости и производительность труда

2. финансовые показатели предприятия

2.1 Анализ прибыли и рентабельности

2.2 Оценка финансового состояния

3. АСОИ на ООО «Сарапульском молочном комбинате

Заключение

Список использованной литературы

Приложение






Введение

На современном этапе развития экономики вопрос финансового анализа предприятий является очень актуальным. От финансового состояния предприятия зависит во многом успех его деятельности, именно поэтому анализу финансового состояния предприятия следует уделять особое внимания.

В последние годы, в условиях рыночных отношений, в деятельности предприятия финансовые результаты стали занимать одно из ведущих направлений, как в области учета, так и при анализе и аудите деятельности предприятия.

Собственники предприятий заинтересованы в максимизации прибыли, поскольку именно за счет прибыли предприятия могут развиваться, увеличивать масштабы производства, а, следовательно, и приносить больший доход своим владельцам.

В данной работе будет анализироваться хозяйственная деятельность ООО «Сарапульского молочного комбината», которое находится в г. Сарапуле, Удмуртской республике. Молоко и молочные продукты являются одним из основных источников питания населения. Молоко занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения. Являясь источником полезных веществ широкого спектра действия в рационе человека, оно хорошо переваривается и легко усваивается организмом. Потребление молочных продуктов нельзя исключить или существенно сократить. В расчетах будем сравнивать данные 2006 и 2007 гг.

Анализ финансового состояния является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, осно­вой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективно­сти функционирования предприятия.

Ключевой целью финансового анализа является получение опреде­ленного числа основных параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия. Это относится, прежде всего, к изменениям в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредитора­ми, в составе прибылей и убытков.

Автоматизация обработки информации на предприятии и подготовка финансовой отчетности в налоговые органы является одной из наиболее важных задач. Ситуация такова, что сам по себе бухгалтерский учет на предприятии может рассматриваться как внутреннее дело предприятия, а основой для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны государства служит отчетность (бухгалтерский баланс и многочисленные другие отчетные формы), которая должна ежеквартально предоставляться в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия. Кроме того, существуют плановые и внеплановые налоговые проверки, при проведении которых могут потребоваться все бухгалтерские документы, включая первичные. Все это обуславливает широкое применение САБУ в современной России.

Цели исследования достигаются в результате решения ряда анали­тических задач:

♦ характеристика имущества предприятия: внеоборотных и оборот­ных активов;

♦ характеристика источников средств: собственных и заемных;

♦ оценка финансовой устойчивости;

♦ анализ прибыли и рентабельности;

♦ обзор бухгалтерской отчетности;

♦ анализ АСОИ на данном предприятии.

♦ разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятия.



1. технико-экономические показатели предприятия

1.1 Краткая характеристика предприятия

ООО «Сарапульский молочный комбинат» был введен в эксплуатацию еще в 1979 году. Начиная с 1983 года каждые последующие десять лет проводилась техническая реконструкция завода. С 1994 года предприятие начинает работать на новой производственной площадке, на улице Азина. Мощность переработки достигает 70 тонн молока в сутки. Первая молочная перерабатывала до 20 тонн сырья в день. Еще через 15 лет завод акционируется и становится частным, изменяется его название на акционерное общество «Сарапульский молочный комбинат». С этого момента начинается непростой период в жизни коллектива.

В годы советского дефицита молочные продукты шли нарасхват, была прибыль. Непростая экономическая ситуация в республике, жесткая конкуренция вынуждают осваивать все новые и новые виды продукции, а для этого необходимо новое оборудование. В первые месяцы 2003 года предприятие еще имело огромную задолженность, и только поддержка государства спасла предприятие от банкротства.

Государством был выделен кредит на погашение задолженности. По сравнению с 2002 годом производственные объемы увеличились почти на 60 процентов, и это при высоком качестве продукции.

За столь длительное время работы предприятие сохранило лучшие традиции производства молочной продукции. На современном этапе работы предприятия главной целью деятельности является удовлетворение потребностей потребителя в натуральной, качественной и полезной молочной продукции. ООО «Сарапульский молочный комбинат» - один из лидеров молочной промышленности Республики Удмуртия, специализирующийся на производстве сметаны и сырково-творожных изделий, сырков глазированных, молока, кефира, йогуртов и творожных десертов. Для производства своей продукции предприятие использует только натуральное цельное и обезжиренное молоко и сливки без добавления консервантов. Предприятие освоило выпуск молочных продуктов профилактического назначения: с лактулозой- молоко, кефир и сметана; с бифидобактериями – творог, обогащенный бифидофлорой, биокефир; продукты с использованием молочной сыворотки – напиток апельсиновый, грейпфрутовый, яблочный, Визитная карточка завода – молочный коктейль «Молочная речка» с фруктовыми наполнителями.

Производственная мощность позволяет перерабатывать до 270 тонн молока в сутки. В настоящее время предприятие производит более 50 наименований молочной продукции. ООО «Сарапульский молочный комбинат» выпускает конкурентоспособную продукцию высокого качества с длительным сроком реализации в герметичной упаковке только на основе натуральных продуктов.

Помимо поставок продукции в торговую сеть города Сарапула продукция поставляется в Татарскую, Башкирскую, Кировскую республики, Пермский край, однако, не все ниши рынка регионов охвачены предприятием, что позволит расширить рынок сбыта по республике и увеличить объем продаж.

Продукция ООО «Сарапульского молочного комбината» хорошо известна не только в Республике Удмуртия. В последние годы предприятие является экспортером творога в Чешскую Республику и Российскую Федерацию. С началом его открываются новые экспортные возможности, и совместно с этим продуктом, рассматриваются варианты по поставке полного экспортного перечня в РФ.

Увеличение экспорта в 2008 году позволит получить приток валютных средств, которые будут направлены на техническое перевооружение предприятия.

ООО «Сарапульский молочный комбинат»- это динамично развивающееся предприятие, обладающее передовыми технологиями и новейшим оборудованием. Специалисты предприятия высококвалифицированы, проходят обучение за рубежом. Налажена работа по изучению и внедрению мирового опыта данной отрасли. Продукция ООО «Сарапульский молочный комбинат» имеет хорошую репутацию и пользуется успехом не только на рынке.

1.2 Анализ объемов производства и реализации

На предприятие поступает в среднем 70 тонн молока в сутки. Предполагается, что в ближайшие год- два объемы поставок сырья не изменятся, и будут находиться в этих же пределах. Хотелось бы выделить следующие основные технико-экономические показатели объемов производства и реализации ( в таблице 1).

Таблица 1

Основные технико-экономические показатели ООО «Сарапульского молочного комбината»

Основные технико-экономические показатели

Ед.

изм.

ВСЕГО по Обществу

2006

2007

Объем производства

тыс. руб.

44841

67533

Объем реализации

тыс. руб.

48510

73555

Основными видами деятельности завода являются производство продуктов питания, розничная торговля, внешнеэкономическая деятельность, транспортные услуги, перевозка опасных грузов. Основными видами выпускаемой продукции являются (в таблице 2):

 -сметана;

 -творог зерненый;

- молоко;

 -кефир;

 -сырки сладкие;

 -сырки глазированные;

 -массы жирные;

 -йогурт;

 -творожные десерты;

 -сыр плавленый;

 -напитки из сыворотки;

 -масло крестьянское.

Целью деятельности ООО «Сарапульского молочного комбината» является: удовлетворение спроса покупателей на качественные молочные продукты питания путем переработки закупленного в хозяйствах и у населения молока и молока, поступившего на давальческих условиях, а также получение прибыли для развития производственной базы, приобретения нового оборудования, улучшения условий труда и быта членов трудового коллектива, их оздоровление и оказание шефской помощи. Экспорт творога в Чешскую Республику и Российскую Федерацию с целью получения валюты и для осуществления бартерных операций по приобретению нового оборудования, запчастей к импортному оборудованию, припасов и материалов, которые не вырабатываются в РБ, с обязательным соблюдением положительного сальдо.

За 2007 год поступило молока от заготовок 118895 тонн, в том числе от населения 39852 тонн, что составляет 33,5% в общем объеме молока. По сравнению с 2006 годом объем закупа молока увеличился на 8089 тонн или на 7,3% за счет общественного сектора.

Для увеличения сырьевых ресурсов проводилась большая работа по закупу молока у населения. В целях материальной заинтересованности молокосдатчиков разработаны условия соревнования по закупу излишков молока у населения и поощрение победителей.

Все специалисты завода закреплены за хозяйствами сырьевой зоны для оказания практической помощи в получении хорошего качества молока. Стимулирующим фактором для увеличения закупа молока у индивидуального сектора является и то, что в зимний период расчеты за сданное населением молоко производится по цене молока высшего сорта.

Регулярно хозяйствам оказывается помощь в обеспечении припасами и материалами для приемки молока и проведения анализов. Проводимые мероприятия дали возможность закупить у населения по 1196 кг молока в расчете на одну корову, что больше по сравнению с 2006 годом на 189 кг, или темп роста по закупу молока у населения составил 108,4%.

Таблица 2 –

Удельный вес продукции в общем объеме товарной продукции

     Сметана

11,2%

 Творог жирный

8,8%

     Молоко

6,4%

     Кефир

5,5%

     Сырки

9,9%

     Сырки глазированные

28,7%

     Массы жирные

3,3%

     Йогурт


1,9%




     Творог нежирный

4,0%

     Творожные десерты

6,7%

     Сыр плавленый

1,3%

     Напитки из сыворотки   

0,8%

     Масло «Крестьянское»     

6,8%

   Всего

100%

Оборотные производственные средства должны использоваться эффективно.

- Коэффициент оборачиваемости по отдельным видам оборотных активов, рассчитывается по формуле:

оборотов / год (квартал, месяц)                (1)

        

         где - средняя численность нормативных оборотных средств, тыс. руб.

 оборотов / год

 оборотов / год 

        

         Вывод: Коэффициент оборачиваемости характеризует число оборотов активов за отдельный период времени (обычно за год). Чем больше оборотов, тем лучше работает предприятие.

         Следовательно: на базовый период приходится 22 оборота за год, в отчетном периоде 32 оборота активов за год.

- Рассчитаем скорость оборачиваемости основных средств.

                                           (2)

где - коэффициент оборачиваемости основных средств, оборотов/год.

360 – количество дней в году, дни.

дней/1 оборот

дней/1 оборот

         Вывод: Коэффициент скорости оборачиваемости основных средств, показывает сколько необходимо дней, для совершения одного оборота.

         Следовательно: 16,36 дней понадобится для совершения одного оборота в базовом периоде, и 11,25 дней для совершения одного оборота в отчетном периоде, коэффициент скорости уменьшился 45%.

То есть показатели работы предприятия улучшились.

1.3 Анализ основных производственных фондов

Производственная структура предприятия – состав отделов, служб, их размещение и взаимосвязь, которые обеспечивают рациональное выполнение производственного процесса.

ООО «Сарапульский молочный комбинат» является торгово-производственной фирмой. Так как масштабы производства небольшие и фирма выпускает ограниченную номенклатуру товаров, производственную структуру предприятия можно охарактеризовать как предметную.

Признаком предметной структуры является специализация на изготовлении определенного изделия.

Производственная структура предприятия – безцеховая, т.к. применяется простой производственный процесс. Основой построения такой структуры является производственный участок. Участки бывают: основные, вырабатывающие продукцию; вспомогательные (энергетические, ремонтные, инструментальные и др.),обеспечивающие бесперебойную и эффективную работу основного производства; обслуживающие участки, выполняющие операции по транспортировке и хранению материально-технических ресурсов и готовой продукции.

Участком называется организационно и технологически обособленное звено предприятия, выполняющее основную работу производственного процесса.

К основным участкам относятся:

- участок фасования, участок на котором происходят все основные технологические процессы.

К вспомогательным службам относятся:

- ремонтная служба обеспечивает постоянную работоспособность оборудования и экономичный режим расходования материалов.

Улучшение использования основных фондов связи является одной из важнейших задач отрасли связи (в таблице 3).

Таблица 3

Структура основных фондов

Группа ОС

На начало 2007 года

Поступило

Выбыло

На конец 2007

года

Т.

руб.

%

Т.

руб.

%

Т.

руб.

%

Т.

руб.

%

Здания и сооружения

18874

43,9

356

6,6

34

2,5

20096

42,8

Машины и оборудование

19509

45,4

4847

90,6

1200

88,8

22256

47,4

Инвентарь

834

1,9

20

0,4

-

-

770

1,6

Транспортные средства

3783

8,9

127

2,4

84

8,7

3878

8,2

Всего

43000

100

5350

100

1350

100

47000

100

Стоимостные показатели служат для обобщенной оценки использования основных производственных фондов в целом по предприятию связи.

Основным стоимостным показателем является показатель фондоотдачи, который выражается объемом продукции за год в денежном выражении.

- Фондоотдача (показатель оборачиваемости основных фондов):

                                          (3)

где - выручка тыс. руб.,

 - средняя стоимость основных фондов за соответствующий период, тыс. руб.,

 коп.

 коп.

- Рассчитываем фондоемкость:

                                      (4)

 руб.

 руб.

         Вывод: Это значит, что с повышением количества оборудования отдача от основных фондов увеличилась на 37,5 %.

1.4 Анализ численности и заработной платы

Численность работников предприятия устанавливается при составлении штатного расписания. Штатное расписание составляется в соответствии с организационной структурой предприятия (в таблице 4). При этом учитываются содержание и объемы работ, квалификация специалистов.

Уровень образования работников ООО «Сарапульский молочный комбинат» достаточно высокий.

Все руководители, начальники отделов, бухгалтеры, мастер-технолог и практически все менеджеры имеют высшее образование. Рабочие, грузчики, водители имеют среднетехническое и среднее образование.

Таблица 4

Структура численности

Должность

Количество работников (2006 г.)

Количество работников (2007г.)

Генеральный директор

1

1

Зам. генерального директора

1

1

Начальник отдела по персоналу

1

1

Главный бухгалтер

1

1

Бухгалтер

1

1

Кассир

1

1

Водители

12

12

Начальник склада

1

1

Грузчики

20

20

Начальник отдела

3

3

Начальник службы безопасности

1

1

Охранники

15

15

Начальник отдела

1

1

Главный инженер

1

1

Маркетолог

1

1

Менеджер по рекламе

1

1

Начальник производства

1

1

Начальники участков

10

11

Мастер - технолог

2

2

Электрик

2

2

Механик

3

3

Рабочие

67

72

МОП

7

7

Всего

197

205


Оплата у всех работников различна. В таких отделах как кадровая служба, бухгалтерия, отдел маркетинга установлена фиксированная оплата труда с установлением месячного должностного оклада. В отделе закупок также применяется фиксированная оплата труда. Для транспортного отдела и склада применяется повременная оплата труда с установлением месячного должностного оклада. Сотрудникам торгового отдела и производства выплачивается месячный должностной оклад с ежемесячными выплатами премиальных по итогам работы. В конце года всем сотрудникам организации выплачивается зарплата по итогам года.

Самый большой оклад у генерального директора предприятия, так как он несет ответственность за деятельность предприятия и финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

У остальных руководящих работников заработная плата зависит от масштаба и сложности руководства, степени ответственности и самостоятельности за принятие решений.

Согласно коллективного договора на предприятии установлена сдельно-премиальная и повременно-премиальная система оплаты труда на основании тарифных ставок (окладов) и положений о премировании. Размер тарифной ставки 1 разряда корректируется на рост индекса потребительских цен.

Производятся доплаты к тарифным ставкам (окладам) за условия труда по результатам аттестации рабочих мест, за работу в ночное и вечернее время, за совмещение профессий (должностей), за руководство бригадой.

Выплачиваются надбавки к тарифным ставкам (окладам) за профессиональное мастерство, за увеличение объема работы, за выслугу лет.

Матерям, воспитывающим двух и более детей в возрасте до 16 лет, по их заявлению, ежемесячно предоставляется один свободный от работы день с сохранением среднедневного заработка.

Выплачивается материальная помощь на оздоровление при уходе в отпуск, материальная помощь к юбилейным датам, праздникам, материальная помощь на питание.

Выплата заработной платы производится своевременно в сроки, установленные коллективным договором.

Заработная плата выплачивается за счет средств, предусмотренных на оплату труда. Дирекция предприятия совместно с профсоюзом решает все вопросы применения и изменения форм, систем и размеров оплаты труда, выплаты вознаграждений, премий и материальной помощи, распределение прибыли и решение других вопросов.

Для совместителей применяется форма и условия оплаты труда по соглашению нанимателя и работника. Оплата труда работников определяется его личным вкладом и предельными размерами не ограничивается. Выплачиваются водителям ежемесячные надбавки за классность.

Выплата заработной платы производится два раза в месяц: 20 числа текущего месяца - за первую половину месяца в размере более 50% заработной платы; 12 числа - окончательный расчет по заработной плате за предыдущий месяц.

Определяем заработную плату одного работника:

                                    (5)

где - фонд заработной платы, тыс.руб.

    Ч – среднесписочная численность, чел.

 

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Средняя заработная плата на предприятии за 2006 год составляет 6549,4 тыс. рублей, а в 2007 – 7401,2, то есть произошло ее увеличение на 13%.

1.5 Анализ себестоимости и производительность труда

Издержки формируют себестоимость. Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, работ или услуг. Основными элементами в структуре себестоимости продукции являются затраты на сырье и основные материалы, в том числе покупные изделия и полуфабрикаты; затраты на вспомогательные материалы, топливо и электроэнергию, получаемые со стороны; заработная плата (основная и дополнительная); отчисления на социальное страхование; амортизационные отчисления; прочие денежные расходы. Помимо перечисленных затрат, связанных непосредственно с производственным процессом, в себестоимость включаются также непроизводственные расходы: по таре, упаковке и транспортировке продукции; расходы по сбыту продукции; расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.п. Снижение себестоимости продукции служит для предприятия источником получения дополнительной прибыли, поскольку последняя определяется как разность между выручкой от реализации продукции и суммой всех затрат предприятия на производство и сбыт.

Важным моментом в деятельности предприятия является выявление резервов по снижению себестоимости продукции, которому способствует экономический анализ (в таблице 5).

Таблица 5

Структура себестоимости молока 2,5% на 1 января 2008 года

 Наименование

М о л о к о

тыс. руб.

 Валовое производство

2664

 Затраты труда

1124

 З/пл. с начислением

125

745

 Амортизация

11

 Текущий ремонт

18

Продолжение таблицы 5

 Услуги автотранспорта

18

 Работа тракторов

2

 Электроэнергия

14

 Водоснабжение

1

 Прочие затраты

79,9

 Общех. и общепр. расходы

81

 Всего затрат

4882,9

Себестоимость единицы продукции – это отношение эксплуатационных расходов на общий объем продукции.

                                             (6)

где - общий объем, т.шт.

- эксплуатационные расходы, тыс.руб.

Эксплуатационные расходы являются составляющими расходов операционной деятельности. Для выделения статей эксплуатационных расходов необходимо проводить изучение и анализ каждой группы операционных расходов в каждом предприятии и его структурных подразделениях.

 руб.

 руб.

Чем ниже себестоимость, тем выше прибыль предприятия. Поэтому предприятия связи должны строго соблюдать режим экономии всех статей затрат. При этом темп роста чистого дохода должны опережать темпы роста себестоимости реализации услуг.

Одним из решающих факторов ускоренного развития экономики нашей страны и повышения, ее эффективности является неуклонный рост производительности труда – экономический закон развития народного хозяйства. Производительность труда характеризует степень эффективности труда и отражает затраты труда на производство продукции за определенный отрезок времени.

Производительность труда отрасли связи в настоящее время характеризуется величиной доходов от реализации услуг связи приходящая в среднем на одного работника в единицу времени (год, квартал, месяц).

Определяем производительность труда одного работника, по формуле:

                                           (7)                 

тыс.руб.

тыс.руб.

Пути снижения себестоимости:

1.   Рост производительности труда;

2.   Улучшение использования основных средств;

3.   Экономия материалов и электроэнергии. Внедрение прогрессивных норм расходов материалов.

4.   Уменьшение транспортных расходов, за счет повышения спроса на услуги связи.

2. финансовые показатели предприятия

2.1 Анализ прибыли и рентабельности

В среднем рентабельность на предприятии составляет 47,1%. Наиболее рентабельной продукцией являются сырки (55,4%), напитки из сыворотки (55,3%), йогурт (54,9%), сырки глазированные (52,9%). Эта продукция пользуются спросом у потребителей, и дает возможность предприятию выжить в сложных условиях.

Рентабельность - это показатель экономической эффективности производства. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам или себестоимости продукции. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов и природных богатств. Различают рентабельность продукции, которая измеряется отношением прибыли от производства и реализации продукции к ее полной себестоимости (обычно в процентах), и рентабельность производства, которая характеризует эффективность использования предприятием его производственных ресурсов. Рентабельность производства измеряется как отношение общей балансовой прибыли предприятия за отчетный период к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (зданий, сооружений, станков, оборудования) и нормируемых оборотных средств (запасов сырья, материалов, незавершенного производства и т.п.).

Прибыль - один из обобщающих оценочных показателей производственно-хозяйственной деятельности корпораций, представляющий собой превышение доходов хозяйствующей единицы от реализации продукции, работ или услуг над суммой всех ее затрат на производство и сбыт. Различают валовую (балансовую) и чистую прибыль. Балансовая прибыль представляет собой общую сумму прибыли предприятия, полученной в результате производства и реализации продукции, проведения платных работ и оказания платных услуг, сдачи в аренду помещений и оборудования, превышения полученных штрафов, пени, неустоек над уплаченными. Чистая прибыль - часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов и других платежей в бюджет государства. В акционерных обществах чистая прибыль подразделяется на распределяемую, т.е. выплачиваемую акционерам в виде ежегодных дивидендов, и нераспределенную, капитализируемую прибыль, направляемую на увеличение собственного капитала акционерного общества. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным (в таблице 6).

Таблица 6

Финансовые показатели работы предприятия за 2006-2007гг. (тыс. руб.)

Показатели

2006год

2007 год

%

Выручка от реализации, млн. руб

48510

73555

151

Себестоимость РП, млн. руб

36309

38124

105

Прибыль от реализации продукции, млн. руб

12201

35431

290

Прочая прибыль

          В том числе

-

-

-

Внереализац.прибыль, млн. руб

56,4

66

117

Балансовая прибыль, млн. руб

12257,4

35497

289

Рентабельность производства %

25,2

48,1

190

Налоги из прибыли, млн. руб

2941

8519

289

Прибыль остающ. в распоряж. предпр., млн. руб

Из нее:

9316,4

26978

289

В фонд накопления и пополнения

СОС

814

1001

122

В фонд потребления

895

1065

119

Создание резервного фонда

53

64

121

Источники финансирования можно проанализировать на основе бухгалтерского баланса (в таблице 7).

Таблица 7

Бухгалтерский баланс с 1.01.07 по 1.01.08г (тыс. руб.)

Актив

Код стро-ки

На нач. года

На кон. года


Пассив

Код стро-ки

На нач. года

На кон. года

1. Внеоборотные активы





3. Источники собственных ср-в




Основные средства

110

6639

5814


Уставный фонд

510

30

55

Нематер. активы

120

6

1


Собственные акции

515



Доходные вложения

130

64



Резервный фонд

520



Вложения во внеоборотн. активы

140

594

120


Добавочный фонд

530

7774

8914

Прочие внеоборотн. активы

150

-

-


Нераспределенная прибыль

540


1132

Итого по разделу 1

190

7303

5935


Непокрытый убыток

550

262


2. Оборотные активы





Целевое финансирование

560

1


Запасы и затраты

210

1853

2398


Итого по разделу 3

590

7543

10101

В т.ч. -сырье, матер.      

     и др. ценности

211

1853

2398


4.Доходы и расходы




-незавершенное

строительство

213




Расходы будущих периодов

620

-135

-186

 -прочие запасы и затраты

211




Доходы будущих периодов

630



Налоги по приобре-тенным ценностям

220

350

532


Итого по разделу 4

690

-135

-186

Готовая продукция

230

58

532


5. Расчеты




Товары отгруженые

240




Краткосрочные кредиты и займы

710

2330

200

Дебиторская задолженность

250

711

956


Долгосрочные кредиты и займы

720

54


В т.ч. –расчеты с пок-ми и заказч-ми

251

510

748


Кредиторская задолженность

730

621

2524

-расчеты с учредителями

252

1



В т.ч. –расчеты с

поставщиками и

подрядчиками

731

403

1747

-расчеты с дебиторами, кредиторами

253

200

208


-расчеты по оплате труда

732

101

138

-прочая дебиторская задолженность

254




- расчеты по налогам и сборам

734

10

555

Финансовые вложения

260




-расчеты по соц.страх и обеспечению

735

37

66

Денежные средства

270

138

2689


-расчеты с акцион-ми

736

11


Прочие оборотные активы

280




-расчеты с дебитора-ми, кредиторами

737

59

18

Итого по разделу 2

290

3110

6704


Итого по разделу 5

790

3005

2724

Баланс

390

10413

12639

Баланс

890

10413

12639


То есть из него видно, что наибольший удельный вес в структуре источников финансирования занимают добавочный фонд и краткосрочные кредиты и займы.

Анализ расходов можно провести на основе отчета о прибылях и убытках (в таблице 8).

Таблица 8

Отчет о прибылях и убытках

с 1.01.07 по 1.01.08г (тыс. руб.)

Наименование показателя

Код строки

За отч. Период

За анал. Пер. прошл. Года

1

2

3

4

1. Доходы и расходы по видам деятельности

  Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательств).



010



36715



23829

В т.ч. бюджетные субсидии на покрытие разницы в ценах и тарифах

011



Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательств)/ подпункт 48.2 Инструкции


012


36715


23829

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг.

020

33573

23390

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг/ подпункт 48.2 Инструкции


021


32194


22726

Управленческие расходы

030



Управленческие расходы/ подпункт 48.2 Инструкции

031



Расходы на реализацию

040

1160

875

Расходы на реализацию/ подпункт 48.2 Инструкции

041

1160

875

Прибыль (убыток) от реализации (010-020-030-040)

050

1982

-436

Прибыль (убыток) от реализации/ подпункт 48.2 Инструкции (011-021-031-041)

051

3361

228


1

2

3

4

2.Операционные доходы и расходы

Доходы от операций с имуществом


060


2846


4482

Доходы от операций с имуществом/ подпункт 48.2 Инструкции

061

2846

4482

Расходы от операций с имуществом

070

2484

2156

Расходы от операций с имуществом / подпункт 48.2 Инструкции

071

2484

2156

Доходы от финансовых вложений

64


Доходы от финансовых вложений/ подпункт 48.2 Инструкции

081

64


Расходы от финансовых вложений

090

2


Расходы от финансовых вложений / подпункт 48.2 Инструкции

091

2


Прочие операционные доходы

100



Прочие операционные доходы/ подпункт 48.2 Инструкции

101



Прочие операционные расходы

110



Прочие операционные расходы/ подпункт 48.2 Инструкции

111



Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов (060-070-080-090-100-110)

  120

424

2326

Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов (061-071-081-091-101-111) / подпункт 48.2 Инструкции

121

424

2326

Внереализационные доходы и расходы

130

175

169

Внереализационные доходы и расходы / подпункт 48.2 Инструкции

131

175

169

Источники собственных средств, направленные на покрытие убытков

132



Внереализационные расходы

140

77

133

Внереализационные расходы/ подпункт 48.2 Инструкции

141

77

133

Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов (130-150)

150

98

36

Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов (131+132-151) / подпункт 48.2 Инструкции


151


98


36


Итого прибыль (убыток) за отчетный период (050+120+150)

160

2504

1926

1

2

3

4

Итого прибыль (убыток) за отчетный период (051+121+151) / подпункт 48.2 Инструкции

161

3883

2590

Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли

170

1117

811

Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли/ подпункт 48.2 Инструкции

171

1117

811

Нераспределенная прибыль (160-170)

180

1387

1115

Нераспределенная прибыль (161-171)/ подпункт 48.2 Инструкции

181

2766

1779

Справочно:

        -Валовой доход (010-020)

        -Торговая наценка


182

183


3142

31


439

13


Здесь наибольший удельный вес занимают расходы на реализацию и расходы от операций с имуществом. Более детальные расходы можно было увидеть, когда речь шла о себестоимости продукции.

В результате проведенного анализа хозяйственно-финансовой деятельности можно сделать следующий вывод, что предприятие увеличивает свои показатели производительности в основном за счет покупки нового оборудования из собственных средств финансирования, которое ведет к росту товарной продукции и прибыли.

Хотелось бы выделить пути снижения себестоимости продукции:

1.   Рост производительности труда; (этот фактор позволяет снизить расходы по статье «Затраты на оплату труда»)

2.   Улучшение использования основных средств; (этот фактор позволит снизить расходы по статье «Амортизация основных средств»)

3.   Экономия материалов и электроэнергии. Внедрение прогрессивных норм расходов материалов.

4.   Уменьшение транспортных расходов.

2.2 Оценка финансового состояния

Оценка финансового состояния производится с помощью следующих коэффициентов:

- Коэффициент ликвидности характеризует обеспеченность предприятия оборотными средствами

К1=ОС/ОП,                            (8)

где ОС – сумма оборотных средств

ОП – сумма срочных обязательств

В зависимости от периода бывает текущая, критическая и абсолютная ликвидность.

К1 2006=3110/2951=1,1

К1 2007=6704/2724=2,46

Критическое значение коэффициента текущей ликвидности – менее 2,0; критической – менее 0,8; абсолютной – менее 0,2.

- Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования

К2=СОС/ЗЗ,                      (9)

где СОС – собственные оборотные средства

ЗЗ – запасы и затраты

К2 2006=1359/1853=0,73

К2 2007=5112/2398=2,1

Критическое значение этого коэффициента – менее 0,6

Коэффициент постоянного актива характеризует возмещение оборотных активов за счет собственных средств

К3=ОСВ/Исос,                 (10)

где ОСВ – сумма основных средств и  внеоборотных активов

Исос – сумма источников собственных средств

К3 2006=7303/7543=0,97

К3 2007=5935/10101=0,58

Чем ближе показатель к 1, тем большая величина оборотных активов создается за счет заемных средств.

- Коэффициент автономии показывает долю собственного капитала во всем капитале

К4=Исос/ВБ,                      (11)

где ВБ – сумма валюты

К4 2006=7543/10413=0,72

К4 2007=10101/12639=0,8

При значении К4≥0,5 означает, что все обязательства предприятия могут быть покрыты собственными средствами.

- Коэффициент соотношения собственных и заемных средств

К5=ОВ/Исос,                  (12)

где ОВ – сумма всех обязательств предприятия

К5 2006=3005/7543=0,40

К5 2007=2724/10101=0,27

Кризисное значение – более 1,0.

Коэффициент маневренности показывает долю собственных оборотных средств к общей величине источников собственных средств.

К6=СОС/Исос                   (13)

К6 2006=3110/7543=0,41

К6 2007=6704/10101=0,66

Кризисное значение – менее 0,33.

Данные показатели говорят о устойчивом финансовом положении данного предприятия.

Имеется множество других коэффициентов оценки финансового состояния, которые рассматриваются в трудах известных авторов. Мы рассмотрели одни из самых основных, служащих основанием для признания структуры баланса предприятия удовлетворительной или неудовлетворительной.






3. АСОИ на ООО «Сарапульском молочном комбинате»

Современная динамика совершения деловых операций требует инструмента позволяющего постоянно «держать руку на пульсе» финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в любой момент получать полную отчетность обо всех ее аспектах. На предприятии ООО «Сарапульский молочный комбинат» для этих целей используется комплексная система автоматизации управления финансово-хозяйственной деятельности на основе 1С:Предприятие 8.0. Эта система устанавливалась с учетом интересов всех подразделений предприятия прежде всего в интересах руководства, планово-экономических служб, отдела продаж, бухгалтерии, службы управления персоналом. Удовлетворение потребностей этих групп пользователей стало возможно только при комплексном подходе к построению информационной системы.

Данный подход позволил:

- обеспечить полноценный поток данных между различными отделами и службами;

- снять противоречия возникающие при решении задач находящихся на пересечении интересов различных служб;

- легко и просто получать любую оперативную и отчетную информацию по всему набору данных.

Взаимосвязанные модули этой системы охватывают все основные процессы управления – от учета финансовых и материальных средств до управления производством, закупками и реализации продукции. Информация вводится в систему и становится доступной любому нуждающемуся в ней сотруднику (если он имеет право на получение этой информации).

Так же система позволила повысить управляемость фирмой. Благодаря встроенной системе электронного документооборота ускоряется процесс согласований и принятия решений. Всегда можно точно узнать кто, когда и при каких обстоятельствах принял (или не принял) то или иное решение. Развитая аналитика позволяет выяснить какие подразделения сработали хорошо, а какие - не очень, операции с какими товарами принесли прибыль, а с какими убытки и т.д.

Эта программа позволяет оформлять платежные документы, договора и накладные, вести учет средств по счетам и товаров на складах, позволяет рассчитать зарплату и готовить балансовый отчет.

На данном предприятии можно выделить следующие виды  обеспечивающей части АСОИ и их источников:

1.   Информационное - используется пятизначная кодировка ТМЦ; бухгалтерские документы

2.   Техническое – 10 персональных компьютеров, локальная сеть и прочая оргтехника, а также интернет.

3.   Программное – комплексная программа 1С: Предприятие

4.   Организационное – Приказ генерального директора №25 от 01.03.2002 «О применении комплексной системы автоматизации 1С:Предприятие 8. Молокозавод»

Эта система включает в себя следующие подсистемы:

1 - Управление производством

2 - Управление основными средствами и ремонтами

3 - Управление финансами

4 - Управление персоналом и расчет зарплаты

5 - Управление продажами

6 - Управление закупками

7 - Управление складом (запасами)

8 - Управление отношениями с покупателями и поставщиками

9 - Элемент получения управленческой и аналитической отчетности

Рассмотрим более детально подсистему «Управление финансами». Организация эффективного управления финансами – одна из наиболее приоритетных задач любого предприятия. Наличие системы управления финансами, ориентированной на комплексное решение задач учета, контроля и планирования доходов и затрат, позволяет предприятию эффективно использовать собственные средства и привлеченные инвестиции, повысить в целом управляемость бизнеса, его рентабельность и конкурентоспособность.

Использование подсистемы управления финансами совместно с механизмами поддержки территориально распределенных информационных баз позволяет наладить эффективное управление финансами холдингов и корпораций, повышая прозрачность их деятельности и инвестиционную привлекательность.

Функциональные возможности подсистемы могут использоваться финансовым директором, сотрудниками бухгалтерии и планово-экономического отдела, а также другими финансовыми службами предприятия.

Элемент реализует функции, необходимые для построения системы финансового планирования на предприятии:

·   планирование движения средств предприятия на любой период в разрезе временных интервалов, центров финансовой ответственности (ЦФО), проектов, остаточных и оборотных показателей, дополнительной аналитики (номенклатура, контрагенты…);

·   мониторинг фактической деятельности предприятия в тех же разрезах, в которых проводилось планирование;

·   составление сводной отчетности по результатам мониторинга;

·   контроль соответствия заявок на расходование средств рабочему плану на период;

·   финансовый анализ;

·   анализ доступности денежных средств;

·   анализ отклонений плановых и фактических данных.

Элемент управления денежными средствами (казначейство) выполняет следующие функции, необходимые для эффективного управления движением денежных средств на предприятии, контролем над осуществляемыми платежами:

·   многовалютный учет движения и остатков денежных средств;

·   регистрацию планируемых поступлений и расходов денежных средств;

·   резервирование денежных средств под предстоящие платежи на расчетных счетах и в кассах;

·   размещение денежных средств в ожидаемых входящих платежах;

·   формирование платежного календаря;

·   оформление всех необходимых первичных документов;

·   интеграция с системами "клиент банка";

·   возможность разнесения (ручного или автоматического) суммы платежного документа по нескольким договорам и сделкам.

Важным элементом при работе с контрагентами является функция управления взаиморасчетами. Реализуемая с помощью подсистемы управления взаиморасчетами гибкая кредитная политика, позволяет повысить привлекательность предприятия для клиентов и его конкурентоспособность на рынке.

Элемент управления взаиморасчетами может использоваться в финансовых, снабженческих и сбытовых структурах предприятия, позволяя оптимизировать финансовые и материальные потоки.
















Рис. 1 - Управление взаиморасчетами

Использование подсистемы позволяет анализировать изменение задолженности во времени и оперирует двумя видами задолженности – фактической и прогнозируемой (отложенной). Фактическая задолженность связана с операциями расчета и моментами передачи прав собственности. Отложенная задолженность возникает при отражении в системе таких событий, как заказ на поставку или передачу на комиссию товарно-материальных ценностей, заявка на получение денежных средств и других аналогичных.

Основное назначение подсистемы взаиморасчетов:

·   фиксация возникновения задолженности контрагента перед компанией и компании перед контрагентом;

·   учет причин возникновения задолженности;

·   поддержка различных методик учета задолженности (по договорам, сделкам, по отдельным хозяйственным операциям);

·   анализ текущего состояния задолженности и истории ее изменения.

Возможности ведения бухгалтерского учета, реализованные в системе, призваны обеспечить полное соответствие как российскому законодательству, так и потребностям реального бизнеса. Принятая методология является дальнейшим развитием учетных решений, реализованных в продуктах системы "1С:Предприятие 7.7", ставших индустриальным стандартом в Российской Федерации.

Элемент бухгалтерского учета обеспечивает ведение учета в соответствии с российским законодательством по всем участкам учета, в том числе:

·   Операции по банку и кассе;

·   Основные средства и нематериальные активы;

·   Учет материалов, товаров, продукции;

·   Учет затрат и расчет себестоимости;

·   Валютные операции;

·   Расчеты с организациями;

·   Расчеты с подотчетными лицами;

·   Расчеты с персоналом по оплате труда;

·   Расчеты с бюджетом.

Организация элемента бухгалтерского учета обеспечивает высокую степень автоматизации формирования бухгалтерской отчетности.

Поддерживается ведение бухгалтерского учета для нескольких юридических лиц в единой информационной базе. Такая организация учета позволяет автоматизировать предприятия с достаточно сложной организационной структурой.

Налоговый учет по налогу на прибыль в конфигурации ведется независимо от бухгалтерского учета. Хозяйственные операции отражаются параллельно в бухгалтерском и налоговом учете. В документах, регистрирующих хозяйственные операции в бухгалтерском и налоговом учете, предусмотрено, что для целей налогового учета данные могут быть введены и отражены в учете позднее.

Для возможности сопоставления данных бухгалтерского и налогового учета методики учета и механизмы хранения информации максимально приближены друг к другу. Основу систем бухгалтерского и налогового учета в конфигурации составляют планы счетов, отдельные для каждого вида учета. При этом кодировка счетов налогового плана выполнена таким образом, чтобы обеспечить сопоставимость обобщаемых на них данных с данными бухгалтерского учета. Такой подход существенно облегчает выполнение требований ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

Организация партионного учета обеспечивает независимость способов оценки материально-производственных запасов при списании для целей бухгалтерского и налогового учета.

Для обобщения данных налогового учета в конфигурацию включены специализированные отчеты – аналитические регистры налогового учета, соответствующие рекомендациям МНС РФ.

Ведение налогового учета по налогу на добавленную стоимость реализовано в соответствии с нормами главы 21 Налогового кодекса РФ, в том числе в условиях применения ставки НДС 0%.

Элемент учета по международным стандартам, разработанная фирмой "1С" при консультационной поддержке компании PricewaterhouseCoopers, предоставляет финансовым службам предприятия готовую методологическую основу для ведения учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и может быть адаптирована к особенностям применения стандартов на конкретном предприятии.

Элемент включает в себя отдельный план счетов в соответствии с МСФО, который может настраиваться пользователем, и обеспечивает:

·   ведение финансового учета и подготовку как индивидуальной, так и консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО;

·   трансляцию (перенос) большей части учетных записей (проводок) из подсистемы бухгалтерского учета (РСБУ) по правилам, которые могут гибко настраиваться пользователем;

·   параллельное ведение учета по российским и международным стандартам по тем участкам, где различия между российскими нормативами и требованиями МСФО существенны (например, учет основных средств, нематериальных активов);

·   проведение собственных регламентных документов (например, начисление расходов, учет резервов, учет обесценения активов и ряда других), а также внесение корректирующих записей в "ручном" режиме.

Возможности подсистемы позволяют:

·   минимизировать трудоемкость ведения учета по МСФО за счет использования данных российского учета;

·   проводить сопоставление данных российского учета и учета по МСФО, тем самым облегчая выверку данных перед подготовкой отчетности по МСФО

·   Консолидировать отчетность группы предприятий









Рис. 2 Консолидация отчетности


Элемент может также быть настроена для ведения учета и составления финансовой отчетности в соответствии с другими зарубежными стандартами, в том числе US GAAP.

Элемент ценообразования позволяет коммерческому директору и руководителю отдела продаж определять и реализовывать ценовую политику предприятия в соответствии с имеющимися аналитическими данными о спросе и предложении на рынке. Основные функциональные возможности подсистемы:

·   построение различных схем формирования цен и скидок;

·   формирование отпускных цен с учетом плановой себестоимости продукции и нормы прибыли;

·   контроль соблюдения сотрудниками предприятия установленной ценовой политики;

·   хранение информации о ценах конкурентов;

·   хранение информации о ценах поставщиков, автоматическое обновление закупочных цен;

·   сопоставление отпускных цен предприятия с ценами поставщиков и конкурентов;

Использование в качестве платформы системы "1С:Предприятие 8" обеспечивает эффективную работу и надежное хранение информации при работе десятков и сотен пользователей. Современная трехуровневая архитектура системы обеспечивает сохранение высокой производительности при значительном росте нагрузки на систему и объемов обрабатываемых данных, а также позволяет увеличивать пропускную способность путем наращивания мощности используемого оборудования, без затрат, связанных с модификацией или заменой используемого прикладного решения.

В "1С:Предприятии 8" реализован механизм управления распределенными информационными базами, который обеспечивает работу единого прикладного решения (конфигурации) с территориально разнесенными базами данных, объединенными в многоуровневую иерархическую структуру.

Это дает возможность строить на основе конфигурации "Управления производственным предприятием" решения для предприятий сетевой или холдинговой структуры, позволяющие эффективно управлять бизнесом и видеть картину "в целом" с необходимой для принятия решений оперативностью.

Заключение

В данной работе был проведен анализ основных финансово-хозяйственных показателей деятельности ООО «Сарапульского молочного комбината» и автоматизированные системы обработки информации на этом предприятии. В результате анализа были получены некоторые финансовые результаты, по которым можно определит положительный рост его деятельности. Была рассмотрена элемент управления финансами предприятия на базе автоматизации обработки финансовых данных предприятия.

Анализ хозяйственной деятельно­сти является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, осно­вой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективно­сти функционирования предприятия.

Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота, и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени. Оно может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Финансовые коэффициенты, являясь показателями хозяйственной деятельности предприятия и степени его финансовой устойчивости, численно выражают риск неблагоприятного развития финансовой ситуации на предприятии.

В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятель­ности. Объективно возрастает значение финансовой устойчивости хо­зяйствующих субъектов. Все это повышает роль финансового анализа в оценке их производственной и коммерческой деятельности и, прежде всего в наличии, размещении и использовании капитала и доходов. Ре­зультаты такого анализа необходимы, прежде всего, собственникам (ак­ционерам), кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым служ­бам, менеджерам и руководителям предприятий.

Автоматизация обработки информации помогает существенно снизить не только временные затраты, но и материальные. Так как десятки людей заменяет один компьютер и верно написанный программный продукт.

В результате анализа выяснилось, что предприятие является активным участником своего сегмента рынка, довольно рентабельным и перспективным. Увеличивается прибыль, численность рабочих мест, заработная плата, расширяется рынок сбыта. Помогает в работе предприятия программный продукт «1С:Предприятие», с помощью которого осуществляется любая количественно- экономическая обработка информации.

Список использованной литературы

1. Грузинов В.Б., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие.-2-е изд. Доп.-М., Финансы и статистика, 2007.-208.

2. Ефимова О.В. Финансовый анализ. 3-е изд., перераб. и доп.- М., 2008.-356.

3. Зайцев Н.А. Экономика промышленного предприятия: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006.-284.

4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.-М.: Финансы и статистика, 2006.-432.

5. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. Любушина Н.П., М.: Юнати-Дана, 2007.-471.

6. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на пред
приятиях (в условиях рыночной экономики). М., 2006.

7. Савицкая Р.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-е изд.-Минск : ИП «Экоперспектива»,2008.-498.







Приложение

Структура предприятия

Управление в обществе осуществляют:            

-Общее собрание акционеров;

-Наблюдательный совет,

-Директор.

Собрание акционеров является высшим органом управления общества.

Наблюдательный совет осуществляет руководство деятельностью общества в период между собраниями акционеров. Руководство текущей деятельностью общества осуществляет директор. Структуру управления предприятием можно представить в виде следующей схеме:















Похожие работы на - Финансовое состояние предприятия: анализ, проблемы и пути их решения на примере ООО "Сарапульск...

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!