Роман Л. Толстого 'Анна Каренина' (доклад)
Роман «Анна Каренина»
создавался в период 1873-1877 годов. С течением времени замысел претерпевал
большие изменения. Менялся план романа, расширялись и усложнялись его сюжет и
композиции, менялись герои и самые имена их. Анна Каренина, какой ее знают
миллионы читателей, мало похожа на ее предшественницу из первоначальных
редакций. От редакции к редакции Толстой духовно обогащал свою героиню и
нравственно возвышал ее, делал ее все более привлекательной. Образы же ее мужа
и Вронского (в первых вариантах он носил другую фамилию) изменялись в обратном
направлении, т. е. духовный и нравственный уровень их снижался.
Но при всех изменениях, внесенных Толстым в образ Анны Карениной, и
в окончательном тексте Анна Каренина остается, по терминологии Толстого,
одновременно и «потерявшей себя», и «невиноватой» женщиной. Она отступила от
своих священных обязанностей матери и жены, но у нее другого выхода не было.
Поведение своей героини Толстой оправдывает, но в то же время трагическая
судьба ее оказывается неизбежной.
В образе Анны Карениной развиваются и углубляются поэтические
мотивы «Войны и мира», в частности сказавшиеся в образе Наташи Ростовой; с
другой стороны, в нем временами уже пробиваются суровые нотки будущей
«Крейцеровой сонаты».
Сопоставляя «Войну и мир» с «Анной Карениной», Толстой заметил, что
в первом романе он «любил мысль народную, а во втором - семейную». В «Войне и
мире» непосредственным и одним из главных предметов повествования была именно
деятельность самого народа, самоотверженно защищавшего родную землю, в «Анне
Карениной»-преимущественно семейные отношения героев, взятые, однако, как
производные от общих социально-исторических условий. Вследствие этого тема
народа в «Анне Карениной» получила своеобразную форму выражения: она дана
главным образом через духовные и нравственные искания героев.
Мир добра и красоты в «Анне Карениной» гораздо более тесно
переплетается с миром зла, нежели в «Войне и мире». Анна появляется в романе
«ищущей и дающей счастье». Но на ее пути к счастью встают активные силы зла,
под влиянием которых в конечном счете она и гибнет. Судьба Анны поэтому полна
глубокого драматизма. Напряженным драматизмом проникнут и весь роман. Чувства
матери и любящей женщины, испытываемые Анной, Толстой показывает как
равноценные. Ее любовь и материнское чувство-два великих чувства –остаются для
нее несоединенными. С Вронским у нее связано представление о себе как о любящей
женщине, с Карениным - как о безупречной матери их сына, как о некогда верной
жене. Анна хочет одновременно быть и той и другой. В полубессознательном
состоянии она говорит, обращаясь к Каренину: «-Я все та же... Но во мне есть
другая, я ее боюсь—она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла
забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся» .
«Вся», т. е. и та, которая была прежде, до встречи с Вронским, и та, которой
она стала потом. Но Анне еще не суждено было умереть. Она не успела еще
испытать всех страданий, выпавших на ее долю, не успела она также испробовать и
всех дорог к счастью, к которому так рвалась ее жизнелюбивая натура. Вновь
сделаться верной женой Каренина она не могла. Даже на пороге смерти она
понимала, что это было невозможно. Положение «лжи и обмана» она также не
способна была более переносить.
Следя за судьбой Анны, мы с горечью замечаем, как рушатся одна за
другой ее мечты. Рухнула ее мечта уехать с Вронским за границу и там забыть про
все: не нашла своего счастья Анна и за границей. Действительность, от которой
она хотела уйти, настигла ее и там. Вронский скучал от безделья и тяготился, а
это не могло не тяготить Анну. Но самое главное на родине остался сын, в
разлуке с которым она никак не могла быть счастливой. В России ее ожидали
мучения еще более тяжкие, чем те, которые она переживала раньше. То время,
когда она могла мечтать о будущем и тем самым в какой-то степени примирить себя
с на стоящим, прошло. Действительность теперь представала перед ней во всем
своем страшном облике.
По мере развития конфликта открывается смысл всего происшедшего.
Так, Анна, узнавая петербургскую аристократию, подразделяет ее на три круга:
первый круг-это сослуживцы Каренина, к которым она вначале питала почти
набожное уважение. Познакомившись ближе с этим кругом, она потеряла к нему
всякий интерес. Ей стало известно, «кто за кого и как и чем держится и кто и с
кем и в чем расходится». Второй круг был тот, с помощью которого Каренин сделал
свою карьеру. В центре этого круга стояла Лидия Ивановна. Первое время Анна
дорожила этим кругом, имела даже друзей в нем. Вскоре, однако, он стал невыносим
для нее. «Это был кружок старых, некрасивых, добродетельных и набожных женщин и
умных, ученых, честолюбивых мужчин». Анна поняла, что все они лицемерят,
притворяются, что добродетельны, а на самом деле злы и расчетливы. Анна порвала
с этим кругом после своего знакомства с Вронским. Встречаясь с ним, она
оказалась втянутой в третий круг, центром которого была Бетой Тверская. Княгиня
Бетой внешне противостоит Лидии Ивановне с ее набожностью. Бетой не скрывает
своего вольного поведения, но собирается в старости стать такой же, как Лидия
Ивановна. Поведение княгини Бетой Тверской и графини Лидии Ивановны–это две
стороны одной и той же медали. Признание Бетой, что она в старости станет
похожей на Лидию Ивановну, бросает яркий свет на образ жизни и ее самой, и
Лидии Ивановны; им обеим необходима маска лицемерия. Лицемерно было все
общество, с которым сталкивалась Анна. С каждым поворотом своей трудной судьбы
она все более убеждалась в этом. Она искала честного, бескомпромиссного
счастья. Вокруг же себя видела ложь, лицемерие, ханжество, явный и скрытый
разврат. И не Анна судит этих людей, а эти люди судят Анну. Вот в чем ужас ее
положения.
Потеряв для себя сына, Анна осталась только с Вронским.
Следовательно, привязанность ее к жизни наполовину уменьшилась, так как сын и
Вронский были для нее одинаково дороги. Здесь разгадка того, почему она теперь
стала так дорожить любовью Вронского. Для нее это была сама жизнь.
Но Вронский с эгоистической природой не мог понять Анну. Анна была
с ним и потому мало интересовала его. Между Анной и Вронским теперь все чаще и
чаще возникали недоразумения. Причем формально Вронский, как ранее и Каренин,
был прав, а Анна не права. Однако суть дела заключалась в том, что поступками
Каренина, а затем и Вронского руководило «благоразумие», как понимали его люди
их круга; поступками же Анны руководило ее большое человеческое чувство,
которое никак не могло согласоваться с «благоразумием». В свое время Каренин
был напуган тем, что в «свете» уже заметили отношения его жены с Вронским и что
это грозит скандалом. Так «неблагоразумно» вела себя Анна! Теперь общественного
скандала боится Вронский и причину этого скандала видит все в том же
«неблагоразумии» Анны.
В поместье Вронского разыгрывается в сущности заключительный акт
трагической судьбы Анны Карениной.
Анна, человек сильный и жизнелюбивый, казалась многим и даже
хотела самой себе казаться вполне счастливой. В действительности она была
глубоко несчастна. Последняя встреча Долли и Анны как бы подводит итог жизни
той и другой. Судьбу Долли и судьбу Анны Толстой рисует как два противоположных
варианта судьбы русской женщины. Одна смирилась и потому несчастлива, другая,
напротив, осмелилась отстаивать свое счастье и тоже несчастлива.
В образе Долли Толстой поэтизирует материнское чувство. Ее жизнь -
подвиг во имя детей, и в этом смысле своеобразный укор Анне.
Перед нами новый пример широты и глубины освещения и раскрытия
Толстым судьбы своей героини.
За несколько минут до смерти Анна думает: «Все неправда, все ложь,
все обман, все зло!..» Поэтому ей и хочется «потушить свечу», т. е. умереть.
«Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко
смотреть на все это?»