Рентабельность производства и продукции
кафедра бухгалтерского учета
и финансов
Контрольная работа
по дисциплине «Экономика предприятия»
Вариант №19
2003
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Показатель
рентабельности производства и продукции. Значение показателя в условиях
рыночных отношений…………………………3
2. Задание………………………………………………………………...…8
3. Литература……………………………………………………………...10
1. Показатель
рентабельности производства и продукции. Значение показателя в условиях
рыночных отношений.
Рентабельность — это относительный показатель уровня
доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность
работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности
(производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем
прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их
величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными
ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент
инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели
рентабельности можно объединить в несколько групп:
а) показатели,
характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
б) показатели
рентабельности продаж;
в) показатели, определяющие доходность капитала и его частей.
Если
предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели
рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют
относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и
рентабельности предприятия. Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах:
рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия.
Рентабельность реализованной продукции это отношение прибыли от реализации
продукции к ее полной себестоимости. Рентабельность товарной продукции
характеризуется показателем затрат на денежную единица товарной продукции или
его обратной величиной.
(Т-С)/
Т100, где
Т -
товарная продукция в оптовых ценах предприятия;
С -
полная себестоимость товарной продукции .
Классической
формулой вычисления рентабельности товарной продукции является формула (Т-С)/
С100.
Рентабельность изделия - это отношение прибыли на единицу изделия к
себестоимости этого изделия. Прибыль по изделию равна разности между его
оптовой ценой и себестоимостью.
Рентабельность предприятия (общая рентабельность) , определяют как отношение
балансовой прибыли к средней стоимости Основных производственных фондов и
нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к
ним затратам отражает доходность предприятия. По иному говоря, уровень общей
рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала
(
активов)
, равняется прибыли до начисления процентов*100 и делённой на активы.
Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе
рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие фирмы
исходя из уровня ее общей рентабельности , необходимо вычислить дополнительно
еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.
Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой ( оборотом)
предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:
прибыль до начисления процентов * 100
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
ОБОРОТА = —————————————————
валовая
выручка
Чем
больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия , тем больше
рентабельность оборота. Число оборотов капитала отражает отношение валовой
выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется п фоормуле валовая
выручка
ЧИСЛО
ОБОРОТОВ КАПИТАЛА = ————————————————
активы
Чем выше валовая выручка
фирмы , тем больше число оборотов ее капитала.
В
итоге следует , что
УРОВЕНЬ
ОБЩЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ = РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ БОРОТА * ЧИСЛО ОБОРОТОВ КАПИТАЛА.
Показатели
рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они
отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им
продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является
отношение
общей суммы прибыли к производственным фондам. Существует много факторов,
определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно
подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы не зависящие от
усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию,
тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем
масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно –
хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте
продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость
и рентабельность производства.
Задача экономического анализа - выявить влияние внешних факторов , определить
сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов,
отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования
производственных
ресурсов. Показатели рентабельности ( доходности ) являются
общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в
бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе
и рентабельности.
Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико -
экономических факторов , а значит как объекты технико - экономического анализа
, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных
финансовых результатов производственно - хозяйственной деятельности от основных
технико
- экономических факторов
Рентабельность
является результатом производственного процесса , она формируется под влиянием
факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств , снижением
себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.
Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда
количественных показателей - факторов : структуры и фондоотдачи Основных
производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств ,
рентабельности реализованной продукции. Это 2-й подход к анализу
рентабельности предприятия . Для такого анализа используют модифицированную
формулу расчета показателя общей рентабельности, предложенную А.Д.Шереметом.
1 1
Р = Е
/ ———— + ———, где
УМ К
Р -
общая рентабельность предприятия %
Е -
общая (балансовая) прибыль,% к объему реализованной
продукции;
У -
удельный вес активной части в общей стоимости основных
производственных
фондов , доли единицы;
М -
коэффициент фондоотдачи активной части основные производственных фондов ;
К -
коэффициент оборачиваемости нормированных средств.
Методика
анализа общей рентабельности:
1) по
факторам эффективности;
2) в
зависимости от размера прибыли и величины производственных факторов.
деятельности
предприятия; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или
дохода предприятия.
Рентабельность
производственной деятельности (окупаемость затрат) – Rз исчисляется путем отношения прибыли от реализации ( Прп) или чистой
прибыли от основной деятельности (ЧП) к сумме затрат по реализованной или
произведенной продукции (З):
Ппр ЧП
Rз=----------- Rз=
---------
З З
Она показывает,
сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство
и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным
его сегментам и видам продукции. Аналогичным образом определяется окупаемость
инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта
относится к сумме инвестиций в данный проект.
Рентабельность
продаж (оборота) — Rоб рассчитывается делением прибыли от реализации
продукции, работ и услуг ил и чистой прибыли на сумму полученной выручки (В).
Характеризует эффективностью производственной и коммерческой деятельности:
сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот
указатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и
отдельным видам продукции:
Прп
ЧП
Rоб = --------- Rоб =
------------
В
В
Рентабельность
(доходность) капитала (Rк) исчисляется
отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего
инвестированного капитала (суммы K) или отдельных его слагаемых: собственного
(акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного
капитала и т.д.:
БП ЧП
Rк = ——, или Rк = ——
сумК сумК
В процессе анализа
следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение
плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с
предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности
производственной деятельности
(окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех
основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной
продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель
этого показателя имеет вид:
Прп
= ƒ(VРПобщ, Удi, Цi, Сi)
Rз = ---------------------------------------------
Зпл
= ƒ(VРПобщ, Удi, Сi)
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня
рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной
подстановки, используя данные табл. 1 :
Ппл ( при VРПобщпл,
Удпл, Цпл, Спл) 15477
Rз =
-------------------------------------------------------- = ----------- *100 =
22,8%
Зпл
(при VРПобщпл, Удпл, Спл) 67937
Пусл2
(при VРПобщф, Удпл, Цпл, Спл) 15477*0,9
Rз =
--------------------------------------------------------- = ------------*100
=22,8%
Зусл
(VРПобщф, Удпл, Спл) 67937*0,9
Пусл2 (при VРПобщф,
Удф, Цпл, Спл) 15498
Rз =
--------------------------------------------------- = - -----------*100 =23,6%
Зусл
(VРПобщф, Удф, Спл) 65534
Пусл2 (при VРПобщф,
Удф, Цф, Спл) 31586
Rз = ------------------------------------------------ =
------------*100 =48,2%
Зусл
(VРПобщф, Удф, Спл) 65534
Пф (при VРПобщф,
Удф, Цф, Сф) 18597
Rф = ------------------------------------------------ =
------------*100 =23,7%
Зф
(VРПобщф, Удф, Сф) 78523
ΔRобщ = Rф-Rпл
=23,7-22,8 = +0,9%
ΔRурп = Rусл1-Rпл
=22,8-22,8 =0
ΔRуд= Rусл2-Rусл1=23,6-22,8
= +0,8%
ΔRц = Rусл2-Rусл1
=48,2-23,6=+24,6%
ΔRс = Rф-Rусл2
=23,7-48,2 =-24,5%
Полученные результаты
свидетельствуют о том, что план по уровни рентабельности перевыполнен в связи с
повышением среднего уровни и удельного веса более рентабельных видов продукции
в общем объеме реализации. Рост себестоимости реализованной продукции на 189
тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 24,5%.
Далее следует
выполнить факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов
продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы
продукции:
Пi VРПi(Цi- Сi) Цi-
Сi Цi
R = --- = ------------------ = ------------- = -------
-1
З VРПi – Сi
Сi Сi
Поданным табл. 12.10
рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделия
Б способом цепной подстановки:
Цпл-Спл
3,1-2,6
Rпл= --------------------- = ------------*100=19,2%
Спл 2,6
Цф-Спл
3,7-2,6
Rусл= --------------------- = ------------*100=42,3%
Спл 2,6
Цф-Сф
3,7-3,1
Rф= --------------------- = ------------*100=19,4%
Сф 3,1
План по уровню рентабельности
данного изделия перевыполнен ;лом на 0,2% (19,4 - 19,2). За счет повышения цены
он возрос на 1% (42,3 - 19,2). Из-за повышения себестоимости продукции уровень
рентабельности снизился на 22,9% (19,4 - 42,3). Аналогичные четы делаются по
каждому виду товарной продукции.
Та блица 1 Факторный анализ рентабельности отдельных
видов продукции
ид ю-к-
W
|
Цена,руб.
|
Себестоимость, руб.
|
Рентабельность,
%
|
Изменение рентабельности,%
|
план
|
факт
|
план
|
план
|
усл.
|
факт
|
Общее
|
в том числе за счет
|
цены
|
себестоимости
|
А
|
5,0
|
6,0
|
4,0
|
4,8
|
25
|
44
|
25
|
—
|
+19
|
-19
|
Б
т.д.
|
3,1
|
3,7
|
2,6
|
3,1
|
19,2
|
42,3
|
19,4
|
+0,2
|
+23,1
|
-22,9
|
2. Задание.
Рассчитать показатели затрат на 1 руб. товарной продукции. Произвести
анализ выполнения плана по уровню затрат на 1 руб. товарной продукции.
№ п/п
|
Показатели
|
План
|
Факт
|
Отклонение
|
% выполнения плана
|
1
|
Полная
себестоимость продукции, млн. руб.
|
10017
|
8536
|
-1481
|
85,22
|
2
|
Товарная продукция,
млн. руб
|
12839
|
10388
|
-2451
|
80,91
|
3
|
Выпуск продукции,
шт.
|
128
|
104
|
-24
|
81,25
|
4
|
Затраты на 1 руб.
товарной прод-ии
|
78,26
|
82,08
|
3,82
|
104,88
|
5
|
Прибыль от
реализации
|
2822
|
1852
|
-970
|
65,63
|
6
|
22,05
|
17,81
|
-4,24
|
80,77
|
7
|
Рентабельность в %
к себестоимости
|
28,17
|
21,70
|
-6,47
|
77,03
|
8
|
Уровень прибыли
|
21,98
|
17,83
|
-4,15
|
81,12
|
1) % выполнения плана = (факт/план)*100
2) Затраты на 1 руб. товарной продукции
А) план 10017/128=78,26 или (10017/12839)*100= 78,02
Б) факт 8536/104=82,08 или (8536/10388)*100 = 82,17
3) Прибыль от реализации = Товарная продукция – Себестоимость
А) план 12839-10017=2822
Б) факт 10388-8536= 1852
4) Прибыль на 1 руб. товарной продукции
А) план 2822/128= 22,05 или (2822/12839)*100=21,98
Б) факт 1852/104= 17,81 или (1852/10388)*100=17,83
5) Рентабельность в % к себестоимости
А) план (2822/10017)*100=28,17
Б) факт (1852/8536)*100= 21,70
6) Уровень прибыли
А) план
(2822/12839)*100=21,98
Б) факт
(1852/10388)*100= 17,83
7) Влияние изменения
объема товарной продукции
(-2451*78,26)/100=
-1918,15
8) Влияние изменения
затрат на 1 руб. товарной продукции
(3,82*10388)/100=396,82
9) Совокупное влияние
-1918,15+396,82=-1521,33
Таким образом прибыль
от реализации товарной продукции уменьшилась на 970 млн. руб. и план
недовыполнен на 34,37%. Это произошло за счет уменьшения выпуска продукции на
18,75%, что в количестве составило 24 шт. В результате этого затраты на 1руб.
товарной продукции увеличились на 4,88%
ЛИТЕРАТУРА.
1.
Волков «Экономика
предприятия» Издательство ЮНИТИ 1999.
2.
Й.Ворст, П.Ревентлоу
"Экономика фирмы" изд. "Высшая школа" 1993г.
3.
Савицкая Г.В. Анализ
хозяйственнной деятельности предприятия – Мн.: “Экоперспектива”, 1997