Основные направления социальной политики в переходный период

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Неопределено
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,47 kb
  • Опубликовано:
    2006-02-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные направления социальной политики в переходный период

Содержание

Введение. 3

1.Меры для выхода из социального кризиса на первоначальном  этапе. 4

2.Социальные приоритеты и пути их реализации. 6

3.Реформирование системы социальных выплат. 11

4.Социальная защита основных прав человека в сфере труда. 11

5.Социальная политика в области образования. 12

6.Преобразования в сфере здравоохранения. 14

7.Перспективные направления социальной политики. 17

Заключение. 19

Список литературы.. 20

Приложение. 22

 

 

Введение

Социальная политика в переходной экономике - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д., в то же время проведение этих мер затруднено ограниченными ресурсами, сложившимися чрезвычайными ситуациями и т.п.

В переходной экономике изменяются при­оритеты и цели, как в экономической, так и в со­циальной сфере. Ликвидируется уравнительная система в распределении материальных и духов­ных благ, вместо которой создается механизм со­четания социально гарантированного минимума с платными услугами. Глубокие изменения про­исходят в формировании и распределении общес­твенных благ, в финансировании социально-куль­турных отраслей. Создаются новые социальные институты, адекватные рыночной экономике. Экономика по-прежнему остается основой соци­альных решений, но роль социальной сферы в решении проблем экономического роста возраста­ет. Взаимодействие этих двух факторов определя­ет единую, общую стратегию развития общества — стратегию перехода от одного этапа к другому в осуществлении экономических реформ. Конечной ее целью является переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Преобразования в переходной экономике— приватизация, либерализация цен, финансовая стабилизация и др. — не являются самоцелью, не могут быть сведены к формированию рынка и созданию конкурентной среды. Они имеют смысл и оправдание только в том случае, если их результатом будет достижение высоких жизнен­ных стандартов.

Таким образом, переходный период влечет за собой множество перемен, в данный период социальная защита населения особенно важна, именно поэтому данная работа актуальна.

В данной работе  рассмотрены  основные направления социальной политики Российской Федерации в переходный период.

1.Меры для выхода из социального кризиса на первоначальном  этапе


В переходный период для преодоления социального кризиса необходима разработка единой и целостной социальной стратегии, ясной и понятной населению, рассчитанной на его поддержку, способной восстановить доверие к государственной власти. Социальная политика по своей сути яв­ляется долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспектив­ной модели социально-экономического устройства общества. Социаль­ная политика должна содержать стратегические установки, направлен­ные на достижение крупномасштабных целей.

Для выработки и реализации социальной стратегии, как и всей социальной политики, необходимы соответствующие рычаги государ­ственного регулирования. Среди них наиболее важную роль играют:

  - нормативы, определяющие минимальные стандарты потребления и действующие как законодательно установленные и обязательные (величина прожиточного минимума, минимальная зарплата и пенсии, гарантированный минимум услуг здравоохранения, образования, жилья и др.);

-   социальные трансферты, т.е. различные способы перераспределе­ния доходов (региональные субвенции, социальные выплаты и т.п.);

  -  налогообложение, стимулирующее создание новых рабочих мест; введение прогрессивной шкалы для сверхвысоких доходов; индексация доходов; регулирование занятости.

Широкое развитие должно получить территориальное самоуправ­ление. Предстоит выработать механизмы социального партнерства и обеспечения социального согласия.

Наряду со стратегическими установками социаль­ная политика содержит комплекс первоочередных неотложных мер пре­одоления кризиса. Их разработка требует определения социальных приоритетов. К ним, прежде всего, относится прекращение дальнейшего снижения реальных доходов, объемов и калорийности питания, своев­ременная выплата заработной платы и пенсий, замедление расшире­ния зоны бедности и безработицы, приостановка разрушения социаль­ной сферы. Социальные приоритеты касаются также уровня и качества жиз­ни, здравоохранения, образования, культуры, экологии. Для их опре­деления необходимо установить соотношение бюджетных и не бюджет­ных средств; разграничить области применения прямых и косвенных методов государственного регулирования; разработать социальные программы, предполагающие структурную переориентацию экономи­ки на производство ради потребления, развитие жилищного строительства, образования, здравоохранения, природоохранных мер.

2.Социальные приоритеты и пути их реализации


Ныне общепризнанно, что целями социальной политики (социаль­ными приоритетами) являются:

- достижение улучшения материального положения и условий жиз­ни людей;

- обеспечение занятости населения, повышение качества и конку­рентоспособности рабочей силы;

- гарантии конституционных прав граждан в области труда, соци­альной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспече­ния жильем;

- переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

- нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;  улучшение социальной инфраструктуры.

         Эти цели социальной политики следует реализовывать поэтапно. Среди первоочередных целей выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; формирование системы государственных минимальных со­циальных стандартов (социальных нормативов); законодательное за­крепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета; введение налогового кодекса. Предусматривается также повышение минимальных государствен­ных гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожи­точного минимума определенных групп населения; пересмотр системы и базы налогообложения денежных доходов в целях более справедли­вого их распределения; создание полноценной системы защиты трудо­вых прав граждан; начало широкомасштабной пенсионной реформы и реформирования системы социального страхования и жилищно-ком­мунального хозяйства.

В последующем на основе структурной перестройки, устойчивого экономического роста, увеличения инвестиций в реальное производст­во экономика больше будет ориентироваться на эффективное удовлет­ворение потребностей человека, будут создаваться предпосылки для устойчивого социального развития, заметного улучшения материаль­ного положения населения и всего комплекса социальных показателей, характеризующих качество жизни.

В переходной эконо­мике существенно возрастает роль регионов в социальной политике. Принцип социальной справедливости предполагает выравнивание ре­гионов по уровню социального развития, поэтому при разработке со­циальных приоритетов следует учесть потребности регионов в бюджет­ных трансфертах.

Необходима разработка региональных программ занятости, соци­альной защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких про­грамм позволит сосредоточить средства на реализации важнейших со­циальных приоритетов.

 В региональной социальной политике основное внимание должно быть уделено следующим проблемам:

-   выравниванию условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;

- поддержке социальных реформ и социального развития проблем­ных регионов;

- адаптации социальных реформ к условиям зоны Севера. В последнее время регионы вносят свой заметный вклад в реше­ние социальных проблем. Так, среди социальных расходов региональ­ных бюджетов возрастает доля, используемая для материальной под­держки безработных.

Одной из особенностей переходной экономики, как указывалось, является резкая дифференциация доходов населения, разделение общес­тва на бедных и богатых; кроме того существенно изменилась структу­ра бедных слоев населения.

Государственное регулирование включает комплекс мероприятий по борьбе с бедностью и усилению социальной защиты населения: уве­личение помощи социально уязвимым группам населения, предоставление малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилищно-комму­нальных услуг.

Проводимая в России жилищно-коммунальная рефор­ма направлена на снижение льгот населению, сохранение этих льгот только для тех его групп, которые не в состоянии оплачивать жилье. В ходе про­ведения социальных реформ необходимо делать упор на преодоление уравнительно-распределительных отношений, повышение роли трудо­вого вклада каждого человека, усилить адресный характер социаль­ной помощи. Численность лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает 100 млн. чело­век.[1] Поэтому при значительных бюджетных средствах, идущих на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до каждого кон­кретного человека, зачастую чисто символична. Преодолеть бедность можно только в том случае, если трудоспо­собные граждане будут достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальной политики должна заключаться в том, чтобы обес­печить им возможность повышения своего благосостояния за счет сво­его труда, самозанятости, инициативы и предприимчивости. Необхо­димы меры по стимулированию инвестиций для отечественных това­ропроизводителей с целью создания новых рабочих мест. До настоящего времени в стране не создана система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда. Социальная защита требует обеспечения охраны труда на произ­водстве. На частных предприятиях практически отсутствует контроль за соблюдением трудового законодательства в этой области. Плохо обстоит дело и в госсекторе, где резко растет производственный трав­матизм. Основы законодательства РФ об охране труда не дают необходи­мых гарантий ра6отающим. Этот документ не предусматривает соци­альной защиты от профессиональных рисков, не обязывает работода­телей соблюдать правила техники безопасности и гигиены труда.

Реформы в системе охраны труда должны быть основаны на по­вышении ответственности работодателей за улучшение условий и ох­рану труда. Должен быть предусмотрен поэтапный переход от системы льгот и компенсаций работникам за неблагоприятные условия труда к системе, способствующей достижению высокого уровня его безопас­ности. Внедряемый при этом экономический механизм будет выпол­нять две функции: наказания работодателя за необеспечение норматив­ного состояния условий и охраны труда и поощрения его при сущес­твенном улучшении этих показателей.

Социальная защита работников не может ограничиваться только регулированием рынка труда. Следовало бы предоставить гарантию занятости хотя бы одного человека в семье, а взносы в фонд занятости установить с учетом демографической нагрузки увольняемого. Это от­носится и к системе социальных выплат; в частности пенсионерам, уха­живающим за внуками, необходимо установить надбавку к пенсии на уровне надбавки по уходу за престарелыми и инвалидами.

В настоящее время обращается внимание на то, что социальные пособия, выполняющие функции социальной помощи, назначаются и выплачиваются безадресно, без учета доходов семьи. Для обеспеченных слоев населения эти пособия не имеют экономического смысла, а малообеспеченным гражданам не гарантируют необходимой социаль­ной защиты.

В условиях переходной экономики разрушается прежняя система социальных выплат и льгот, которые предоставлялись в течение всей жизни каждому человеку. Вместо нее в этот период создается новая сис­тема, в основу которой положены рыночные принципы. Помощь ока­зывается только тем, кто в ней действительно нуждается и не может зарабатывать сам.

Нельзя не отметить, что введение новых принципов не должно исключать установления гарантированного минимума социальных выплат и льгот для всех групп населения. Все социальные блага сверх минимума должны оплачиваться за счет личного дохода потребителя этих благ (как это имеет место, например, в Великобритании, Швеции и в других странах).

 

3.Реформирование системы социальных выплат

Реформирование системы социальных выплат  осуществляеть­ся по нескольким направлениям. При определении размеров социаль­ных пособий целесообразно отказаться от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда и учитывать при назначе­нии пособий, выплачиваемых в порядке социальной помощи, среднедушевой совокупный семейный доход. Следует законодательно закре­пить право на получение только одного вида социальной помощи, наиболее выгодного для получателя. В дополнение к пособиям и ком­пенсационным выплатам, установленным на федеральном уровне, бу­дет развиваться система денежной и натуральной помощи малообеспе­ченным на уровне субъектов РФ.

Размеры такой помощи намечается определять, учитывая сложив­шийся в регионе среднедушевой доход семьи, прожиточный минимум и демографическую ситуацию. Предусмотрено также поэтапно ввести в практику систему пособий по нуждаемости, предварительно опробовав ее в трех субъектах Российской Федерации, где высок уровень бед­ности.

 

4.Социальная защита основных прав человека в сфере труда


Важную роль при многообразии форм собственности и хозяйство­вания играет социальная защита основных прав человека в сфере труда. Переход к рыночной экономике требует наряду с целевой поддержкой социально незащищенных групп населения государственных гарантий в опреде­ленных областях и в определенном объеме для всего или большинства населения страны. Нормы трудового законодательства (прием и уволь­нение, продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и размер отпусков, регулирование трудовых споров и конфликтов) дол­жны распространяться на всех наемных работников независимо от форм собственности и хозяйствования предприятий и организаций.

5.Социальная политика в области образования


В рамках социальной политики особое место занимает политика в области образования. Состояние образования в современных условиях характеризуется противоречивыми тенденциями. В целом за годы реформ удалось обес­печить конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное образование, на конкурс­ной основе, сохранить сеть государственных и муниципальных обра­зовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессорско-преподавательского состава, развить сеть негосудар­ственных образовательных учреждений. Таким образом, образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социаль­но-экономического развития России. В то же время реформы в сфере образования сдерживались во мно­гом из-за сокращения доли и фактического объема финансирования отрасли.

Для достижения этой цели намечается обеспечить общедоступное, в том числе гарантированное бесплатное, образование в пределах го­сударственных образовательных стандартов на всех ступенях и уров­нях системы в соответствии с законодательством; содействовать раз­витию сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных (под государственным контролем); повысить самостоятельность учреждений и организаций системы образования в выборе стратегии развития, со­держания обучения и воспитательной работы, научной и финансово-хозяйственной деятельности. Особого внимания заслуживают вопро­сы дальнейшего развития высшего и послевузовского образования, что связано в первую очередь с введением платы за обучение при равном доступе граждан к этим формам образования. В России в ближайшие годы возможности применения платы за обучение как источника внебюджетного финансирования будут огра­ничены продолжающимся снижением жизненного уровня населения и отсутствием эффективного механизма контроля за качеством подготов­ки специалистов, которое будет зависеть от конвертируемости дипло­ма. Корпоративное кредитование оправдано в системе краткосрочно­го обучения в центрах и на курсах повышения квалификации, а воз­можности кредитования обучения студентов со стороны предприятий резко сужаются в условиях экономического кризиса. Поэтому  разработана новая модель финансирования высшей школы.

Государственная Дума в январе 1995 г. приняла законопроект «О сохранении статуса государственных и муниципальных образова­тельных учреждений и моратории на их приватизацию», в соответст­вии с которым в течение трех лет запрещена приватизация учебных за­ведений. Необходимо предусмотреть, чтобы для строительства новых вузов земельные участки выделялись государственными органами бес­платно на приоритетной основе.

6.Преобразования в сфере здравоохранения


Крупные преобразования необходимы и в сфере здравоохранения в связи с осуществляемой в ней реформой. Основными принципами этой реформы являются: децентрализация управления; муниципализация основной производственной базы отрасли; открытость информации о состоянии здоровья населения; отказ от жесткой регламентации дея­тельности медицинских учреждений; создание рынка медицинских ус­луг; введение многоканальности финансирования; финансирование основной массы лечебных учреждений в соответствии с объемом и ка­чеством осуществляемых медицинских услуг; внедрение социальных и экономических стимулов как для производителей, так и для потребите­лей медицинских услуг; государственное финансирование наиболее при­оритетных научных разработок в области медицины на конкурсной ос­нове. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинс­кой помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологичес­ких условий жизнедеятельности населения требует структурных и фун­кциональных преобразований системы здравоохранения, обеспечива­ющих:

- устойчивость функционирования учреждений здравоохранения за счет изменения порядка и объемов финансирования отрасли;

- приоритетность в государственной и муниципальной системах здравоохранения профилактических мероприятий по снижению забо­леваемости и смертности, угрозы возникновения эпидемий, по форми­рованию здорового образа жизни;

- повышение эффективности использования финансовых, матери­альных и кадровых ресурсов здравоохранения;

- защиту права пациента на получение своевременной и качествен­ной медицинской помощи.

Введение медицинского страхования граждан является одним из аспектов усиления рыночного механизма с целью улучшения качества медицинского обслуживания населения. Кроме того, предприятия, уч­реждения и организации, оказывающие лечебно-профилактические, оздоровительные услуги и осуществляющие научные исследования в области здравоохранения, освобождены от налогов, сборов, пошлин при использовании собственных средств на развитие их материально-технической базы. Важным направлением реформы здравоохранения является раз­граничение функций центра и регионов. Целесообразно, чтобы и в даль­нейшем на федеральном уровне решались многие вопросы организа­ции и финансирования здравоохранения. Но федеральным органам следует сосредоточить усилия на выполнении функций государствен­ного заказчика по федеральным программам здравоохранения, коор­динатора всех федеральных программ, касающихся охраны здоровья населения. Эти функции особенно важны для обеспечения рациональ­ного взаимодействия министерств и ведомств, организаций и учрежде­ний в деле охраны здоровья населения.

Развиваясь как медико-индустриальный комплекс, система охра­ны здоровья требует проведения единой научно-технической политики в производстве оборудования, лекарств и изделий медицинского назначения. В связи с этим центр должен играть особую роль в обеспе­чении развития медицинских технологий, подготовке кадров. Таким образом, деятельность федеральных государственных служб сосредо­точится на стратегических направлениях развития медико-индустри­ального комплекса и финансирования федеральных программ.

Прежде всего, требуется увеличение доли финансирования первич­ного, амбулаторно-поликлинического звена. По ориентировочным расчетам, в настоящее время на стационарную медицинскую помощь в России тратится примерно 80—85% средств, а на амбулаторно-поли­клиническую — 15—20%. [2]Между тем часть услуг, которые сейчас ока­зываются населению в условиях стационара, возможно обеспечить в амбулаторно-поликлиническом звене. Доля последнего в использова­нии ресурсов может достигать 2/5 без какого-либо ущемления интере­сов пациентов. Это направление реформы уже реализуется путем уско­ренного развертывания новых видов медицинской помощи.

7.Перспективные направления социальной политики

в послепереходный период

В долговременной перспективе, это приближение уровня и качест­ва жизни россиян к стандартам постиндустриального общества, достиг­нутым на основе научно-технической революции; в среднесрочном пе­риоде - достижение докризисного уровня и качества жизни, прису­щих им стандартов потребления; в настоящий момент - обеспечение условий для социального и физического выживания людей, предотвра­щения социального взрыва.

Достижение долговременной стратегической цели связано с фор­мированием среднего класса, обеспечением высоких жизненных стан­дартов, высокого уровня качества жизни. Но для этого необходимо определить соотношение этих понятий, ключевое для выработки соци­альной стратегии. К качеству жизни относится широкий спектр явлений: масштабы и характер занятости и условия труда, уровень образования и грамот­ности, обеспеченность жильем и его благоустройство, система социаль­ного обеспечения, экологические условия жизни. К показателям качес­тва жизни тесно примыкают параметры качества самого населения, состояние генофонда, которые включают не только физиологические, но и социально-нравственные характеристики населения (мотивация к высокопроизводительному труду, получению образования и др.).

Четкая классификация структурных элементов, характеризующих качество и уровень жизни, — исходный пункт выработки научно обос­нованной социальной стратегии и политики, составной частью кото­рой должна быть специальная программа преодоления резкого сниже­ния качества жизни российских граждан.

Важный стратегический ориентир социальной политики — все­мерное стимулирование мотивации экономической активности чело­века, создание условий для проявления его инициативы, энергии и спо­собностей, возможностей обеспечивать своим трудом достойный уро­вень жизни. Проведение такой стратегической линии требует серьезных сдвигов в общественном сознании и сложившейся системе ценнос­тей, преодоления многолетних стереотипов, привычки рассчитывать не на свои силы, а на благодеяние властей. Для всей долгосрочной перспективы остается актуальной задача обеспечения социальной справедливости.

Социальная справедливость заключается в равных стартовых воз­можностях для всех граждан. В переходный период государство долж­но создать условия для реализации прав человека на прожиточный ми­нимум, труд, образование, охрану здоровья и социальное обеспечение. Это исходная база социальной политики.

Социальная справедливость и эффективность не исключают друг друга, а тесно взаимосвязаны. Развитие науки, образования, здравоох­ранения, обеспечение рациональной занятости, создание комфортных жилищных условий в равной мере способствуют утверждению соци­альной справедливости.


Заключение

В данной работе были рассмотрены такие немаловажные вопросы социальной политики государства, как  обеспечение занятости и политика государства на рынке труда, вопрос о социальной помощи и социальных гарантиях, реформирование в  области образования, преобразования в сфере здравоохранения – обо всех этих процессах в переходной экономике.

В заключение данной  работы можно сделать вывод, что социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать к новым  условиям если не во всех, то во многих сферах жизни.

Для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма можно выделить следующие конкретные шаги:

-   незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на обеспечение государством социальной поддержки населения и повышение занятости;

-   оказание государственной помощи в поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации и т.д.

 

Список литературы

 

1. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в восточной Европе и России / Под ред. Р. Емцова, С. Коммандера, Ф. Коричелли., М.: Инфра-М. -1995. – с.477.

2. Бобков В., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд. –1996. - №6. – с.76-79.

3. Бушмарин И.В. Заработная плата и доходы населения в России и развитых странах // Общество и экономика. – 1996г. - №3-4. – с.69-83.

1. Гутник В.  К публикации глав работы Вальтера Ойкена - Основные принципы экономической политики // Российский экономический журнал. -1993 г. - №2.

5. Зубкова, Яковлев К сбалансированию политики доходов населения // Российский экономический журнал. – 1996. - №11-12. – с.45-53.

6. Катульский Е.Д. Основные направления государственной политики на российском рынке труда // Общество и экономика. – 1997г. - №7-8. – с.8-14.

7. Корнаи Я.  Путь к свободной экономике. - М.: Экономика. - 1993 г. - с.236.

8. Курс переходной экономики: Учебник для вузов по экономическим направлениям и специальностям / Под ред. Абалкина Л.И., М.: Финстатинформ. – 1997. – с.640.

9. Понизов В. Приоритеты социальной политики определены // Человек и труд. - 1996. - №5. – с.22-25.

10. Прокопов Ф. Эффективность системы пособий по безработице // Человек и труд. 1998. - №3.- с.31-36.

11. Роик В. Социальное страхование – ведущий институт социальной защиты // Человек и труд. – 1998г. - №9. – с.19-23.

12. Семья – основа общественной стабильности, мира и прогресса // Человек и труд. – 1995. - №3. – с.48-53.

13. Сидорова Изменение структуры доходов населения и её оптимизация // Экономист. – 1996. - №9. – с.65-76.

14. Учебник по основам экономической теории / Под ред. Камаева В.Д. - М.: Владос. – 1994. – с.374.

15. Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. – 1998г. - №8. – с.54-56.

16. Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. – М.: Издательство Московского института. – 1995. – с.416.

17. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / Под ред. Кэмпбелла Р., Макконнелла, Стэнли Л., М.: Республика. - 1995. – с.400.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Объемы финансирования правительством основных направлений социальной политики(%).

 

 



[1] Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. М., 1997. с.640.

[2] Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. М., 1997. С.640.

Похожие работы на - Основные направления социальной политики в переходный период

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!