Обоснование целесообразности и экономической эффективности создания малых фирм

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Информатика, ВТ, телекоммуникации
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    61,75 kb
  • Опубликовано:
    2008-11-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обоснование целесообразности и экономической эффективности создания малых фирм

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

КРЫМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
И ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА

Экономический факультет




КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине: "Экономика предприятия"

на тему:

Обоснование целесообразности и экономической эффективности создания малых фирм


Работу выполнил студент III курса

заочного отделения группы 03-34

ХХХХХХХХХ А.А.

Руководитель:

ХХХХХХХ Е.П.


Симферополь 20ХХХ г.

 


План


Введение. 2

1. Малые предприятия и их развитие. 3

1.1. Значение и задачи малого предприятия. 3

1.2. Этапы развития малого предпринимательства в Украине. 6

1.3. Характеристика экономической деятельности МП.. 15

1.4. Государственная поддержка малого бизнеса. 17

1.5. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Украине. 19

2. Частное предприятие "Эллада". 27

2.1. Устав ЧП "Эллада". 27

2.2. Структура предприятия и технология производства. 38

2.3. Основные показатели. 39

Заключение. 41

Список литературы: 43


Введение

Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий разнообразного профиля практически во всех отраслях.

В настоящее время в экономике Версии одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Малый бизнес предоставляет возможность попробовать свои силы в производстве и коммерции десяткам миллионов людей, которым для этого оказывается серьезная государственная поддержка и помощь со стороны крупных компаний. Особую роль малое предпринимательство играет в переходе к рыночной экономике. Не требуя большого стартового капитала, оно способствует структурной перестройке, создает конкуренцию на рынке товаров и услуг и новые рабочие места для высвобождаемых из государственного сектора работников и незанятого населения.

Малые предприятия более гибко и оперативно реагируют на запросы потребителей их продукции и услуг, содействуют развитию регионов и небольших населенных пунктов, где нет крупных предприятий, полнее используют местные сырьевые и трудовые ресурсы. Соединение собственника и предпринимателя в одном лице позволяет сократить управленческий персонал, повысить сплоченность и способность трудовых коллективов и ускорить окупаемость затрат. Все это делает оправданным предоставление малому бизнесу экономических льгот.

1. Малые предприятия и их развитие

 

1.1. Значение и задачи малого предприятия


Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

О масштабах развития малого бизнеса в Украине и за рубежом говорят данные таб.1

таб.1

Страна

Количество малых и средних фирм

Число занятых, млн. чел.

Доля малых и средних фирм, %

Тыс. единиц

в расчете на 1 тыс. жителей

в общей численности занятых

в ВВП

1

2

3

4

5

6

Великобритания

Германия

Италия

Франция

Страны ЕС

США

Япония

Россия

Украина

2930

2290

3920

1980

15777

19300

6450

836,6

140,4

46

37

68

35

45

74,2

49,6

5,65

3,08

13,6

18,5

16,8

15,2

68

70,2

39,5

8,1

2,1

49

46

73

54

72

54

78

9,6

8,3

50-53

50-54

57-60

55-62

63-67

50-52

52-55

10-11

7-8

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу в Украине.

Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, т.е. происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.

Малые предприятия пользуются государственной поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам Украины. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Украина не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

 

1.2. Этапы развития малого предпринимательства в Украине.


В реформировании украинской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики Украины и 14% числа занятых, производят 7% ВВП. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства. (см. таб.2)

Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием МП Украины необходимо критически рассмотреть некоторые страницы их "новейшей истории".

Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

таб.2. Отраслевая структура малого предпринимательства

Отрасль

Отраслевая структура числа МП (%)

Отраслевая структура полной численности занятых на МП (%)

Структура произ­водства продукции (работ, ус­луг) по основным отраслям МП (%)

Промышленность

14,6

24,0

20,0

Сельское хозяйство

1,1

0,8

0,3

Лесное хозяйство

0,05

0,05

Транспорт и связь

2,3

2,2

Строительство

16,6

29,9

16,3

Торговля и общественное


питание

42,7

24,6

50,5

Материально-техническое


снабжение и сбыт

1,8

1,3

6,0

Информационное обслужи-


вание

0,8

0,5

0,2

Общая коммерческая


деятельность

4,8

3,9

2,5

Прочая деятельность в материальном производстве


1,5

1,4

0,7

Бытовые услуги, жилищ-


ное хозяйство

1,8

1,1

3,3

Здравоохранение, спорт,


социальное обеспечение

1,9

1,3

0,1

Народное образование

0,9

1,0

0,04

Культура и искусство

0,9

0,7

0,06

Наука и научное обслужи-


вание

5,6

5,3

Финансы, пенсионное


обеспечение

1,3

0,9

Прочие

1,05

3,15

Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринимательстве методом "доразграбления" госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.

Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

Однако нельзя не заметить, что "золотой век" малого бизнеса и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата.

Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в независимой Украине. Начался новый, второй, этап и в развитии украинского малого предпринимательства.

1991 - 1993 годы - характеризовались самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности.

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования (2,8 раза).

В то же время в 1992 г. в общей структуре украинского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере материального производства.

По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду перестройки, в сфере МП стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное, правда, не означает, что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое.

Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у украинского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию украинского общества, группируясь в нишах обслуживания, как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцы и работники которых нередко начинали с "челночной" деятельности.

К позитивной роли торговой и посреднической деятельности МП следует отнести и их участие в создании новых хозяйственных связей. Инициированная либерализацией цен и рядом других факторов (сдача позиций ВПК, утрата рынков стран Восточной Европы и пр.) полная "закупорка" ранее сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открыла широкое поле для деятельности малых фирм по снабжению и сбыту продукции. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных вложений.

Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутрикооперационных связей в украинской экономике. Кроме того, он выполнял роль демпфера, спасающего многие предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же работавших хозяйственных связей.

Рывок малого предпринимательства в сторону торговой и посреднической деятельности стал также закономерной реакцией на введенный правительством налоговый прессинг. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть налоговой системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в практику хозяйственной жизни даже элементов нормальной налоговой ответственности должно было вызвать у не привыкших к этому предпринимателей естественную реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию наложился явный экстремизм правительственной налоговой политики, направленной на изъятие до 70-90% доходов малых предприятий. При этом правительство и не рассчитывало на то, что кто-либо будет сразу же платить налоги в полной мере. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудноконтролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов.

Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии украинского малого предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, значительным сокращением прироста числа МП.

Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и по доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя и вполне достойного, но все же аутсайдера.

К концу 90-х годов все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.

В экономике Украины стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений. Например, в крупных городах на месте еще недавно многочисленных индивидуальных торговых ларьков возникли хорошо оформленные торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме. Менее рентабельные МП также не выдерживают экономической конкуренции со средними и крупными фирмами, они вынуждены свертывать свою деятельность.

Наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализация малого предпринимательства. В этой связи очень показателен наиболее типичный ответ на вопрос выборочных обследований руководителей малых предприятий о влиянии на их деятельность криминальных структур. Значительная часть респондентов отвечают, что они вообще ничего не знают о криминальных структурах. В нынешней ситуации такой ответ указывает не на преодоление зависимости МП от криминальных структур, а как раз, наоборот - на особо сильную их зависимость от этих структур и даже на прямую вовлеченность в эти структуры и страх перед ними. Криминальность продолжает оставаться существенным фактором, препятствующим нормальному развитию украинского малого предпринимательства.

За последние годы спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отражение в отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увеличилось количество МП в строительстве и на транспорте (около 20%). В торговле и сфере общественного питания число МП уменьшилось примерно на 10%. В общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в науке и научном обслуживании произошло значительное сокращение числа малых предприятий.

Можно констатировать, что в конце 90-х годов экономическая политика, проводимая украинским правительством с одной стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества МП, но, с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.

Политика государственной поддержки МП осуществлялась на базе налоговых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирования сети бизнес-парков, налаживания эффективной координации в этой области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с местными органами власти.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности МП активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля помимо основной деятельности занимается еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.

Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста украинского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер украинской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного развития украинского малого предпринимательства.

 

1.3. Характеристика экономической деятельности МП


Малое предприятие функционирует во всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществлено только на основании специального разрешения (лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.

На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия - планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию (услуги) и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами.

В условиях либерализации цен предприятие реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Украины, - по государственным ценам.

Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

Для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций предприятие открывает расчетный и другие счета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия.

Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом Украины "О банкротстве".

Малое предприятие может заключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать инвалютные счета. При условии соблюдения установленных правил, малые предприятия могут самостоятельно выходить на международный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.

Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.

Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда, и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

Работники малых предприятий подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных для рабочих и служащих государственных предприятий. Малое предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.

 

1.4. Государственная поддержка малого бизнеса


Малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Во многих странах рыночной экономики существуют особые фонды государственной поддержки малого бизнеса. В Японии, например, на эти цели в расходной части бюджета выделяется 2-3 млрд. долл. В Украине государственная поддержка малых форм производства с первых шагов малого бизнеса сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль.

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в Украине, является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы малых предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки, которые бы обслуживали малый бизнес. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями.

Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), "Кредит для средних и мелких фирм" (Франция).

В Украине существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы и ассоциации малых предприятий, Украинский фонд поддержки предпринимательства, действует Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены своими собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Малые предприятия нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем кредит - на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают - кредиторам государственные гарантии до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.

Имеются и другие формы государственной поддержки: обеспечение малых предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

Развитие малых предпринимательских форм происходит у нас сейчас в основном в посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений - торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов; обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой - монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы.

Для нормальной жизнедеятельности предпринимателя нужна налоговая реформа. В частности, необходимы внесение поправок в Закон о едином налоге на вмененный доход и, прежде всего переход от принудительного к добровольному применению налога.

 

1.5. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Украине.


Малые предприятия в Украине в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями и проблемами.

Анализ состояния малого предпринимательства в Украине, осуществленный по данным официальной статистики, свидетельствует, что сегодня в; этой сфере функционируют 151,4 тыс. малых предприятий с численностью работающих на них 1,032 млн. чел., около 4,7 тыс. совместных предприятий; с прямыми иностранными инвестициями, в которых работает около 95 тыс. чел., 35,5 тыс. фермерских хозяйств с 67 тыс. работающих, а также 930 тыс. индивидуальных предпринимателей без создания юридического лица. В целом в малом предпринимательстве занято свыше 2,1 млн. чел., а доля производственных малых предприятий в ВВП составляет около 7%.

Рыночные трансформационные процессы в экономике Украины способствовали соответствующим изменениям в формах собственности малых предприятий. За период с 1992 г. доля малых предприятий с государственной формой собственности сократилась с 14 до 2%. В структуре негосударственной формы собственности доля коллективной возросла с 50 до 70%, а частной - осталась на уровне 32%.

Ныне сфера малого предпринимательства Украины является неотъемлемой составной частью экономики страны и представляет срез всех ее отраслей в определенных законодательством пределах по численности занятых и объемам производства. По отраслевым признакам малые предприятия преимущественно сосредоточены в торговле и общественном питании - 51% (промышленность - 15%, строительство - 10%, бытовое обслуживание - 5%, прочие области - 19%). В 2001 г. предприятиями малого бизнеса всех форм собственности произведено продукции (работ, услуг) на 12,5 млрд. грн., или почти 8% общегосударственного объема.

Взятый Президентом Украины и правительством курс на продолжение; рыночных реформ означает всестороннюю поддержку развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса, как движущей силы структурной перестройки экономики

В Украине в результате реализации Программы развития малого предпринимательства на 1999-2000 гг., разработанной Минэкономики, а также соответствующих программ, принятых на областном, городском, районном уровнях, количество действующих малых предприятий возросло на 55 тыс. ед., то есть в 1,5 раза; основано свыше 760 новых совместных, с прямыми иностранными инвестициями предприятий, свыше 130 фермерских хозяйств, улучшились условия для деятельности предпринимателей - физических лиц. Был принят ряд решений Президента Украины и правительства по совершенствованию нормативно-правовой базы, устранению административных, экономических и организационных препятствий развитию предпринимательства, государственному дерегулированию в области малого предпринимательства.

Наряду с созданием благоприятных условий для предпринимательства на государственном уровне усиливается роль в данной сфере региональных органы исполнительной власти. Определенные подвижки на местах произошли в результате реализации комплексных региональных программ развития малого предпринимательства на 2001-2002 г.г., и уже осуществить немало мероприятий. Закарпатский фонд поддержки предпринимательства, одним из основателей которого является облгосадминистрация, реализует совместно с Ужгородским горисполкомом проект по созданию бизнес-инкубаторов в рамках программы "TACIS" на сумму 1,8 млн. Евро, изучается также проект создания венчурного фонда микрокредитования за счет: средств местного бюджета. С участием Международной финансовой корпорации (МФК) открыты бизнес-центры в Симферополе, Чернигове, Черновцах, по инициативе местных органов власти - в Сумской, Одесской, Киевской областях, информационно-маркетинговый центр - при Киевском областном государственно-коммунальном фонде. Выделены помещения для центров поддержки предпринимательства в городах Балте, Измаиле, Одессе. В рамках программы Европейского Союза "TACIS" в Тернопольской области на базе бизнес-центра "Ориентир" создано агентство по развитию предпринимательства для предоставления информационно-консультационных и учебных услуг. Ривненский информационно-аналитический центр поддержки предпринимательства приступил к реализации пилотного проекта программы "Бизнес-ассоциации", проводятся тренинг-курсы по таким дисциплинам, как работа на рынке ценных бумаг, бухгалтерский учет, пользование компьютером, деловой иностранный язык, патентование товарных знаков и др.

Совершенствуется система финансовой поддержки субъектов предпринимательства через создание соответствующей инфраструктуры, использование собственных финансовых "возможностей и привлечение средств международных финансовых организаций.

Украинский фонд поддержки предпринимательства продолжает работу по реорганизации региональных отделений и созданию совместно с органами государственной власти и самоуправления соответствующих региональных фондов, которые должны предоставлять кредиты, гарантировать уплату процентов за предоставленные кредиты, финансировать отдельные целевые программы. Такие региональные фонды уже действуют во многих областях и в городах Киеве, Севастополе, Шостке. Начата работа с фондом "Евразия" в рамках Программы малого бизнеса в малых городах Украины (Львовская, Ривненская, Харьковская, Днепропетровская, Донецкая, Ивано-Франковская, Тернопольская, Винницкая, Сумская области).

Реализуется созданная по инициативе Украинского фонда поддержки предпринимательства Программа предоставления поддержки малому и среднему бизнесу и снижения социальной напряженности в результате реструктуризации угольной промышленности в Луганской области. В этой программе объединяются материальный и финансовый потенциалы Луганского областного Совета народных депутатов и облгосадминистрации, Фонда представительства "TACIS" в Украине, Украинской государственной компании по реструктуризации угольной промышленности, фирмы "СЕРАС" (Франция), центра занятости, межрегионального фонда "Бизнес-центр", Регионального фонда поддержки предпринимательства в Луганской области. Программа с общей сметой около 13,5 млн. грн. предусматривает создать приблизительно 4 тыс. предприятий малого бизнеса, где будет занято 16 тыс. чел. В рамках программы создан центр социальной адаптации, предоставивший помощь в трудоустройстве более чем 700 безработным; проведено обучение 112 безработных, 865 субъектов предпринимательства получили консультации.

Совместно с местными органами власти и проектом "TACIS" создано четыре учебных центра по подготовке предпринимателей малого бизнеса в городах Луганске, Стаханове, Брянске, Антраците.

В Черкасской области открыта кредитная линия сроком на 3 года, которую профинансирует Украинский фонд поддержки предпринимательства на сумму 650 тыс. грн. Формируются региональные фонды поддержки предпринимательства в Харьковской и Запорожской областях.

Предоставлена финансовая помощь за счет внебюджетных источников субъектам предпринимательства и региональными фондами поддержки предпринимательства: в Львовской области - 18 тыс. грн., Киеве - 510, Хмельницкой области - 15,8 тыс. грн. Создан фонд в рамках проекта "Поддержка создания Центра развития туризма в Крыму". В Волынской области предприятиям малого бизнеса в полугодии 2001 г. коммерческими банками предоставлены кредиты на сумму 14,2 млн. грн., что составляет 18,4%, обшей суммы предоставленных ими кредитов.

На Волыни продолжается практическое воплощение долгосрочного проекта "Развитие частного сектора" при финансовой поддержке Всемирного банка. В развитие малых предприятий инвесторами Швейцарии, Германии, Швеции, Польши было внесено 4,39 млн. дол.

В Тернопольской области для финансирования приоритетных предпринимательских проектов поступили иностранные инвестиции на сумму 134,4 тыс. дол. Дня реализации программы "Регуляторная реформа на местном уровне фонд "Евразия" выделил Агентству городского развития помощь в сумме 25 тыс. дол. Создан информационный центр "Сегмент", который дает возможность оперативно обмениваться информацией, иметь доступ к законодательным базам Украины и других стран, банкам информации фондовых рынков, бирж и т. п.

Несмотря на определенные положительные сдвиги, произошедшие в результате осуществления решений по созданию благоприятных условий для сферы малого предпринимательства, основные препятствия для ее развития остались теми же самыми, что были в прошлые годы. Назовем их: противоречивость и неполнота действующих нормативно-правовых актов; чрезмерная зарегулированность ряда экономических процессов и организационных процедур; неупорядоченность отношений собственности и корпоративных прав; отсутствие системы финансирования и кредитования; неопределенность налогового законодательства; обременительная система налогообложения; неразвитость рыночной инфраструктуры; отсутствие внутренних мотиваций для инвестиций и внедрения новых технологий; усложненная система учета и отчетности; недостаток профессиональных знаний и опыта у лиц, занятых малым бизнесом, маркетингом, менеджментом и т. п. На развитие малого предпринимательства отрицательно влияют неблагоприятная динамика макроэкономических показателей, падение производства, рост цен и тарифов на энергоносители, сырье, материалы, транспортные перевозки и услуги связи, а также неплатежеспособность предприятий. Так, по данным анкетирования, проведенного Международной финансовой корпорацией в ряде городов Украины, среди главных препятствий названы: высокие налоговые ставки (97% опрошенных руководителей малых предприятий), большое число различных налогов (86%), частые изменения налоговой отчетности (77%), нестабильное законодательство (78%), неплатежи клиентов (58%), трудности с получением кредитов (52%). Обобщение информации, предоставленной предпринимателями, свидетельствует, что сегодня в "тени" находится даже больший сегмент экономической деятельности, чем в предыдущие годы. Доля "неофициальной экономики", согласно выводам МФК, достигает 70% официального ВВП Украины. По информации, полученной от опрошенных, в среднем половина всего оборота не учитывается, а значит, и не облагается налогом. Результаты опроса предпринимателей, а также статистические данные о зарегистрированных и действующих малых предприятиях показывают, что неудовлетворительное вхождение в бизнес обусловлено не состоянием регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности, а названными выше причинами. В государстве зарегистрировано в 2,5 раза больше малых предприятий, чем работает (151,4 тыс. ед.).

Общеизвестно, что огромное число людей, не имея иного способа заработать, занимается мелкой торговлей за пределами рынков (на улицах транспортных магистралях и т. д.). Эта часть населения не учитывается официальной статистикой, как правило, не платит налоги, частично способствует незаконному ввозу и реализации контрабандных товаров. Государство должно определиться в данном вопросе, создав благоприятную среду для этого вида предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством Украины.

Комплексный ситуационный анализ и прогнозные оценки развития малого предпринимательства в условиях осуществления рыночных реформ свидетельствуют о необходимости разработать и осуществлять более целенаправленную государственную политику, которая отвечала бы существующим реалиям и стратегическим направлениям подъема экономики.

Нужны новые подходы к организации и регулированию малого предпринимательства, продиктованные стратегией реформ, задачами всестороннего развития внутреннего рынка и укрепления конкурентоспособности украинской экономики.

2. Частное предприятие "Эллада"


Я работаю на частном предприятии "Эллада". Оно основано в 1998 году. ЧП "Эллада" занимается изготовлением и установкой металлопластиковых конструкций (окон и дверей).

 

2.1. Устав ЧП "Эллада"


Статья 1. Общие положения.

1.1. Частное предприятие "Эллада", именуемое в дальнейшем Предприятие, создано на основании законов Украины "О предпринимательстве", "О собственности" и "О предприятиях в Украине".

1.2. Учредителем Предприятия является Марченко Николай Александрович, паспорт серия ЕС номер 566398, выданный 01.04.1996 г., Евпаторийским ГОГУ МВД Украины в Крыму.

1.3. Местонахождение Предприятия: Украина, АР Крым, г. Евпатория, ул. Революции 40.

Название предприятия: частное предприятие "Эллада"

1.4. Предприятие создается для осуществления рыночных взаимоотношений с юридическими лицами и гражданами, получения прибыли от предпринимательской деятельности в рамках выбранного предмета деятельности.

1.5. Предприятие становится самостоятельным субъектом хозяйствования и приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации

1.6. В случае внесения изменений или дополнений в учредительные документы Предприятия оно обязано в пятидневный срок зарегистрировать их в органе, зарегистрировавшем Предприятие.

1.7. На территории Республики Крым Предприятие действует в рамках Конституции и других законодательных актов Украины, а также в строгом соответствии с настоящим Уставом.

1.8. Предприятие имеет круглую печать с изображением своего наименования, угловой штамп, Фирменные бланки со своими реквизитами, а также может иметь товарный знак и эмблему.

1.9. Предприятие имеет право создавать на территории Украины и за рубежом филиалы, дочерние предприятия и представительства в соответствии с действующим законодательством.

1.10. Филиалы, дочерние предприятия и представительства Предприятия могут иметь свои круглые печати, штампы и фирменные бланки с реквизитами.

1.11. Предприятие имеет право открывать расчетные, валютные и иные счета в банках Украины и за рубежом в соответствии с действующим законодательством, имеет свой баланс, может приобретать имущественные и личные неимущественные права, вступать в обязательства, выступать в суде, арбитраже и третейском суде.

1.12. Предприятие может быть участником другого Предприятия, входить в объединения, ассоциации и союзы, если это не противоречит действующему антимонопольному законодательству, а также создавать совместные и учреждать малые предприятия, быть соучредителем бирж, банков, акционерных обществ в соответствии с действующим законодательством Украины .

1.13. Предприятие несет ответственность по обязательствам всем своим имуществом, на которое в соответствии с законодательством может быть по требованию кредиторов обращено взыскание.

1.14. Государство, его органы и организации не отвечают по обязательствам Предприятия, равно как и Предприятие не отвечает по обязательствам государства, его органов и организаций.

1.15. Государство обеспечивает Предприятию равные права и экономические условия хозяйствования.

1.16. Вмешательство в хозяйственную деятельность Предприятия со стороны государственных и общественных органов не допускается за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

1.17. Предприятие использует межреспубликанскую и международную телефонную, телексную и телефаксную связь, пользуется международными сетями коммуникации и баз данных, применяет копировальные устройства, другие средства оргтехники.

Статья 2. Предмет и цели деятельности.

2.1. Предметом деятельности Предприятия является:

- Производство и реализация строительных конструкций;

- Оказание услуг по строительству объектов промышленного и иного назначения;

- Ремонт и реконструкция жилых и нежилых помещений;

- Организация товароснабжения предприятий и организаций города товарами народного потребления;

- бытовое и сервисное обслуживание граждан и юридических лиц;

- оптовая и розничная торговля горючесмазочными материалами;

- оказание представительских, посреднических услуг;

- осуществление рекламной, издательской, консалтинговой и информационной деятельности;

- экспортно-импортные торговые операции и прочая внешнеэкономическая деятельность, связанная с основной деятельностью;

Статья 3. Имущество, прибыль и фонды.

3.1. Имуществом Предприятия являются денежные вклады учредителя, основные фонды, внесенные учредителем в качестве взноса в Уставный Фонд, продукция, произведенная Предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, полученные доходы, а также иные материальные ценности и финансовые ресурсы, полученные на основаниях, не запрещенных законом, и отражаемые в самостоятельном балансе Предприятия.

3.2. Предприятие является собственником указанного в п. 3.1. Устава имущества и осуществляет право владения, пользования и распоряжения им, имеет право продавать имущество, обменивать его, сдавать в аренду или взаймы, а также списывать его с баланса на основании решения Учредителя.

3.3. Риск случайной гибели или повреждения имущества, являющегося собственностью Предприятия или переданного ему в пользование, несет Предприятие.

3.4. Балансовая прибыль Предприятия образуется из поступлений от финансово-хозяйственной деятельности Предприятия после возмещения материальных и приравненных к ним затрат на оплату труда.

3.5. Учредитель является собственником имущества, приобретенного предприятием в соответствии с законодательством.

3.6. Право распоряжения имуществом предприятия принадлежит Учредителю.

3.7. Из балансовой прибыли Предприятия выплачиваются проценты по кредитам банков, вносятся предусмотренные действующим законодательством налоги и обязательные платежи в бюджет.

3.8. Чистая прибыль, полученная после проведения расчетов, предусмотренных настоящим Уставом, остается в полном распоряжении Предприятия.

3.9. Предприятие может создавать следующие фонды: - резервный фонд: - фонд развития производства; - фонд оплаты труда; - фонд материального поощрения и соцкультбыта; - другие фонды, необходимые для деятельности Предприятия.

3.10. Резервный фонд создается путем ежегодных отчислений в фонд части чистой прибыли, при этом размер отчислений в фонд должен составлять не менее 5% от суммы чистой прибыли.

3.11. Убытки Предприятия возмещаются за счет резервного фонда, а в случаях, если его недостаточно, - за счет других средств Предприятия.

3.12. Предприятие самостоятельно устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда работников, их материального стимулирования и социальных льгот.

3.13. Предприятие вправе переводить своим филиалам, дочерним предприятиям и представительствам средства, в том числе в СКВ, необходимые для организации их деятельности.

3.14. Имущество и гражданская ответственность Предприятия могут быть застрахованы в государственных или специализированных страховых компаниях, как на территории Украины, так и за ее пределами.

Статья 4. Права и обязанности Учредителя Предприятия.

4.1. Учредитель Предприятия

- утверждает устав Предприятия;

- принимает решение об открытии дочерних предприятий, филиалов, представительств;

- утверждает штатное расписание предприятия и его структурных подразделений;

- назначает директора предприятия и главного бухгалтера;

- определяет направления экономического, производственно-хозяйственного и социального развития;

- определяет форму и системы оплаты труда другие виды доходов работников предприятия;

- определяет порядок формирования и размеры отчислений в фонды предприятия;

- определяет порядок, и направления использования чистой прибыли предприятия;

- утверждает годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- принимает решения об участии в приватизации объектов, отчуждении имущества своего предприятия;

- вынесение решений о привлечении к имущественной ответственности должностных лиц Предприятия;

- утверждение правил процедуры и других внутренних документов Предприятия, определение организационной структуры штатного расписания и должностных инструкций членов Дирекции Предприятия;

- принятие решений о продаже, передаче, сдаче в аренду, предоставлении в безвозмездное временное пользование или взаймы юридическим и частным лицам принадлежащего Предприятию имущества, а также о списании его с баланса Предприятия;

- решение вопросов о вхождении Предприятия в объединения и выходе из них, об участии Предприятия в совместных предприятиях, создании новых предприятий;

- принимает решения о ликвидации, реорганизации предприятия и внесении изменений в учредительные документы предприятия;

- осуществляет контроль над деятельностью предприятия;

- имеет право быть сотрудником Предприятия, в том числе и директором;

- имеет право получать на льготных условиях услуги Предприятия;

4.2. Наследники умершего Учредителя пользуются всеми правами Учредителя Предприятия, при этом право на наследование наступает в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

4.3. Трудовые отношения лиц, работающих в Предприятии на условиях найма, регулируются действующим законодательством о труде, Правилами внутреннего распорядка, трудовыми договорами (контрактами) и должностными инструкциями, утверждаемыми Дирекцией.

Статья 5. Органы управления Предприятия и должностные лица.

5.1. Исполнительным органом Предприятия является Дирекция, возглавляет которую Директор. В состав Дирекции входят:

- Директор;

- его заместитель;

- Главный бухгалтер.

5.2. Дирекция правомочна решать все вопросы деятельности Предприятия за исключением тех, которые отнесены к исключительной компетенции Учредителя и не делегированы Дирекции.

5.3. Директор назначается на должность Учредителем и вправе без доверенности на принципах единоначалия осуществлять действия от имени Предприятия:

- оперативно руководить деятельностью Предприятия, обеспечивая при этом эффективную финансово-хозяйственную деятельность;

- открывать или закрывать расчетный и иные счета в кредитных учреждениях;

- заключать договоры и контракты, включая трудовые и внешнеэкономические;

- осуществлять подбор и расстановку персонала согласно утвержденного учредителем штатного расписания;

- давать указания, обязательные для всех работников Предприятия;

- подписывать документы Предприятия, издавать в пределах своей компетенции приказы, в т.ч. о приеме и увольнении, и распоряжения;

- выдавать доверенности;

- представлять Предприятие во всех инстанциях, в отношениях с юридическими лицами, а также с государственными органами по всем вопросам деятельности Предприятия;

- распоряжаться имуществом и денежными средствами Предприятия в порядке определенном Учредителем;

- выполнять вышеперечисленные и другие функции, вытекающие из настоящего Устава, в пределах компетенции, определенной Уставом и решениями Учредителя.

Директор в соответствии с законодательством обязуется обеспечить:

- охрану окружающей среды от загрязнения и иных вредных воздействий

- безопасность производства, санитарно гигиенические нормы и требования по защите здоровья работающих, населения, и потребителей продукции;

- льготы и компенсации за работу в условиях, отличных от нормативных

- заключение коллективного договора;

Директор несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный здоровью и трудоспособности работающих.

5.4. Директор выносит на утверждение Учредителю предложения по кандидатуре главного бухгалтера, штатному расписанию и смете затрат на содержание аппарата управления Предприятием.

5.5. Главный бухгалтер организует оперативный, бухгалтерский учет и статистическую отчетность о финансово-хозяйственной деятельности Предприятия по нормам, предусмотренным действующим законодательством Украины.

5.6. Порядок найма, оплаты труда, увольнения, а также права и обязанности персонала Предприятия определяются индивидуальными трудовыми соглашениями (контрактами).

5.7. Персонал имеет право на соответствующее материальное или иное вознаграждение за труд, а также на социальное страхование в соответствии с действующим законодательством.

5.8. Должностные лица отвечают за причиненный Фирме ущерб в соответствии с законодательством Украины.

Статья 6. Учет и отчетность

6.2. Бухгалтерский, оперативный, статистический учет и отчетность в Предприятии ведутся по нормам, действующим в Украине. Организация документооборота в Предприятии, в его дочерних предприятиях устанавливается Учредителем Предприятия.

6.3. Годовой отчет и баланс Предприятия составляются в сроки, предусмотренные действующим законодательством.

6.4. Предприятие и его должностные лица несут установленную законодательством ответственность за достоверность содержащихся в годовом отчете и балансе сведений.

6.5. Предприятие ведет учет военнообязанных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и принимает участие в мероприятиях по гражданской обороне.

Статья 7. Прекращение деятельности Предприятия.

7.1. Прекращение деятельности Предприятия производится путем его реорганизации (слияния, разделения, присоединения или преобразования) ликвидации.

7.2. Реорганизация Предприятия производится по решению Учредителя, при этом вся совокупность прав и обязанностей Предприятия переходит к правопреемникам.

7.3. Предприятие ликвидируется:

- по решению Учредителя

- на основании решения суда или арбитражного суда по представлению банковских органов в случае неплатежеспособности Предприятия;

- при объявлении Предприятия банкротом в установленном законодательством порядке.

7.4. Ликвидация Предприятия производится назначаемой Учредителем ликвидационной комиссией, а в случаях банкротства или прекращения деятельности Предприятия по решению суда или арбитражного суда - ликвидационной комиссией, назначаемой этими органами.

7.5. Со дня назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Предприятия.

7.6. Ликвидационная комиссия в трехдневный срок с момента ее назначения публикует информацию о ликвидации Предприятия в одном из официальных органов печати с указанием срока подачи заявления кредиторами своих претензий, оценивает наличное имущество, выявляет его дебиторов и кредиторов и рассчитывается с ними, принимает меры по оплате долгов Предприятия третьим лицам, а также его Учредителям, составляет ликвидационный баланс и направляет его Учредителю или органу, назначившему ликвидационную комиссию.

7.7. Денежные средства Предприятия, включая выручку от реализации его имущества при ликвидации, после расчетов по оплате труда работников, работающих на условиях найма, и исполнения обязательств перед бюджетом, банками и другими кредиторами переходят Учредителю Предприятия.

7.8. Имущество, переданное Обществу в пользование, возвращается владельцам в натуральной форме без вознаграждения.

7.9. Ликвидация Предприятия считается завершенной, а Предприятие ликвидированным с момента внесения записи об этом в государственный реестр.

7.10. В случае ликвидации Предприятия его работники пользуются всеми правами и льготами, предусмотренными законом Украины "О занятости".

2.2. Структура предприятия и технология производства


Структура предприятия.


На территории предприятия находятся: офис администрации, три цеха основного производства, три склада сырья и готовой продукции и гараж.

Технологический процесс.

После того как клиент сделал заказ на место выезжает работник фирмы, и производит замеры проема, где будет находиться изделие, а также уточняет конфигурацию данного окна (двери) и используемые материалы.

На фирме заместитель директора составляет смету для заказчика и оговаривает с ним сроки изготовления и установки изделия. Одновременно он составляет рабочую смету для цеха с указанием количества и параметров расходного материала, требуемого для изготовления данного изделия.

В цеху сварки, согласно заданным размерам, нарезают металлические и пластиковые профиля, соединяют их, сваривают раму, фрезеруют ее и передают в цех сборки. В сборочном цеху на конструкцию навешивают створки, врезают импосты, комплектуют соответствующей фурнитурой. В это время в стекольном цеху изготавливают стеклопакеты. После их высыхания пакеты вставляются (пакуются) в рамы и готовое изделие отправляется на склад.

В день установки (согласованный с клиентом) изделие со склада загружается в специализированную машину и доставляется заказчику.

Бригада установщиков производит монтаж данной конструкции (если требуется то и демонтаж старой). После установки клиент расписывается в накладной о том, что претензий к изготовлению и установке не имеет, и в трехдневный срок обязуется произвести оплату.

 

2.3. Основные показатели


Основные фонды предприятия (на 01.12.2004 г.)

№ п.п.

Наименование

сумма

грн.

1

Здания и другие сооружения

50 000

2

Станки и оборудование

200 000

3

Инструмент

50 000

4

Транспорт

10 000

5

Оргтехника

15 000

ИТОГО:

325 000

Оборотные средства предприятия (на 01.12.2004 г.)

№ п.п.

Наименование

сумма

грн.

1

Сырье и материалы

94 000

2

Готовая продукция на складе

15 000

3

Дебиторская задолженность

10 000

4

Расходы будущих периодов

6 000

5

Денежные средства

50 000

ИТОГО:

175 000

Явочный состав (на 01.12.2004 г.)

№ п.п.

Наименование

Численность

чел.

1

Администрация

5

2

Рабочие всего

23

3

В том числе основные

15

4

 вспомогательные

8

5

Младший обслуживающий персонал

2

ИТОГО:

30

Среднесписочный состав:

Общая прибыль ЧП "Эллада" за 2004 год составила 860 тыс. грн.

Себестоимость продукции:

№ п.п.

Наименование

СУММА

грн.

1

Сырье и материалы

350 000

2

ГСМ

5 000

3

Электроэнергия

3 250

4

Фонд заработной платы

198 000

5

Отчисления на соц. нужды

61 000

6

Амортизация основного фонда

48 750

7

Связь

6 000

8

Реклама

2 000

9

Производственные расходы

12 000

10

Прочие расходы

5 000

ИТОГО:

689 000


Заключение


Вклад малого предпринимательства в формирование конкурентной среды, где рыночные отношения приобретают динамичность, так как они связаны с экономической ответственностью и рисками предпринимателей, трудно переоценить. С одной стороны, малый бизнес из-за многочисленности своих составляющих и их подвижности в меньшей степени подвержен монополизации, чем крупные предприятия. С другой стороны, в условиях узкой специализации и использования новейшей техники он выступает как действенный конкурент, подрывающий монопольные позиции масштабных корпораций. Именно эта черта малого предпринимательства сыграла существенную роль в ослаблении, а подчас и преодолении развитыми странами присущей крупному капиталу тенденции к монополизации и сдерживанию научно-технического прогресса (НТП).

Малое предприятие оперативно реагирует на изменения конъюнктуры. Эта гибкость имеет особое значение вследствие быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, расширения номенклатуры промышленных товаров и услуг. Содействуя ускоренной реализации новейших технических и коммерческих идей, выпуску наукоемкой продукции, малое предпринимательство выступает проводником НТП.

Малое предпринимательство много значит для решения проблемы занятости, ибо оно способно создавать новые рабочие места и поглощать излишнюю рабочую силу при циклических спадах и структурных сдвигах экономики. Важная функция малого предпринимательства заключается в смягчении социальной напряженности и демократизации рыночных отношений: ведь именно оно служит формированию активного среднего класса общества, ослаблению имущественной дифференциации, расширению социальной базы реформ.

Способствуя социально-политической стабилизации общества, малый бизнес открывает простор для свободного выбора гражданами путей и методов работы на общее благо и для обеспечения собственного благосостояния. Малое предпринимательство является неотъемлемой составляющей любой рыночной хозяйственной системы, без которой такая экономика не может существовать. Крупный капитал, бесспорно, определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, но основа развития стран с рыночной системой хозяйствования - это малое предпринимательство как самая массовая, динамичная, гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и функционирует значительная масса национальных ресурсов, которая представляет собой питательную среду для среднего и крупного предпринимательства.

Список литературы:


1. Абчук В. Основы предпринимательства. - М., 1995

2. Адамов Б. І. Організаційно – економічний механізм управління містами. К.: ГРОТ, 1998

3. Бавыкин В. "Новый менеджмент".-М.: Экономика, 1997

4. Бреддик У. Менеджмент в организации: Учебное пособие. - М.: "Инфра-М", 1997.

5. Гега П.Т., Доля Л.М. Основи податкового права: Навчальний посібник. – К.: Товариство "Знання", 1998.

6. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятий. - М., 1999

7. Економіка підприємства (Том ІІ)/За ред. проф. С. Ф. Покропивного,-Київ:"Видавництво "Хвиля-Прес",-1995

8. Кісельов А.П. Основи бізнесу. – К.: Вища школа, 1997.

9. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность,-Москва:"Экономика",-1997

10.   Мамедов О.Ю. Современная экономика. - Ростов-на-Дону, 1999

11.   Основы предпринимательского дела /Под ред. проф. Ю. М. Осипова, Е. Е. Смирновой,-Москва:БЕК,-1996

12.   Предпринимательство. /под ред. Горфинкеля В.Я., Поляка Г.Б., Швандара В.А. М., 2000

13.   Препринимательское право. Ученый совет Одесской Национальной Юридической академии. Х., 2002

14.   Розенберг Д. "Бизнес. Маркетинг". Терминологический словарь. - 1997.

15.   Сергеев И. В. Экономики предприятия, - Москва:"Финансы и статистика",-1997

16.   Финансы предприятий /под ред. Бородиной Е.И., М., 1995 г.

17.   Хеддервик К. "Финансовый и экономический анализ деятельности предприятий". - М.: Финансы и статистика, 1996.

18.   Хозяйственное право /под ред. Мамутова Х.Ю. К., 2002

19.   Шмален Г. Основы и проблеми экономики предприятия / Под. ред. проф. А. Г. Поршнева, - Москва:"Финансы и статистика",-1996

20.   Экономика предприятия /под ред. Волкова О.И., М., 2001

21.   Экономика предприятия /под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А., М., 1999

22.   Экономика предприятия /под ред. Кантора Е.Л. С-Пб., 2003

Похожие работы на - Обоснование целесообразности и экономической эффективности создания малых фирм

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!