Виды доходов и расходов
|
Сумма
|
Доходы
|
Налоговые
доходы, всего
|
70330
|
Налог на прибыль
|
17126
|
Подоходный налог
|
114
|
Налог на добавленную
стоимость
|
23736
|
Специальный
налог на поддержку сельского хозяйства и угольной промышленности России
|
4225
|
Акцизы
|
4456
|
Ресурсные
платежи
|
1015
|
Плата за землю
|
111
|
Экспортно-импортные
пошлины
|
18992
|
Другие налоговые
доходы
|
556
|
Неналоговые
доходы, всего
|
12468
|
Доходы от
федеральной собственности
|
1581
|
Доходы от
приватизации
|
Доходы от
централизованного экспорта
|
10770
|
Другие
неналоговые доходы
|
4685
|
Возврат
бюджетных кредитов
|
442
|
Всего доходов
|
87925
|
Расходы
|
Народное
хозяйство, всего
|
18878
|
Внешнеэкономическая
деятельность
|
4722
|
Социально-культурные
мероприятия
|
10477
|
Наука
|
2965
|
Оборона
|
28018
|
1
|
2
|
Правоохранительная
деятельность и прокуратура
|
10754
|
Управление
страной
|
3847
|
Расходы по
чрезвычайным обстоятельствам
|
1268
|
Обслуживание и
выплаты внешнего и внутреннего долга
|
10631
|
Финансирование
местных бюджетов
|
36005
|
Другие расходы
|
18854
|
Специальные
бюджетные фонды
|
5239
|
Всего расходов
|
151658
|
|
-63733
|
Построение бюджета должно подчиняться бюджетному тождеству:
Трансферт –
денежная сумма, передаваемая государством беднейшим гражданам для повышения их
уровня жизни и формируемая за счет средств, изъятых с помощью налогов у более
состоятельных граждан.
Но
управлять государственными финансами на основе этой формулы на самом деле
крайне сложно: от правительства все время требуют новых и новых расходов.
Требуют бедняки и пенсионеры, требуют отрасли находящиеся в кризисе, требуют
музыканты, учителя, требует армия и т.д. И у каждого просителя свой резон, но
ведь и финансовые ресурсы государства не бесконечны.
И если государство уступает
этим просьбам, то, в конце концов, оно попадает в ситуацию, когда сумма
обещанных расходов начинает превышать возможные доходы государства от
налогообложения. Иными словами, левая часть уравнения оказывается больше, чем
правая и бюджетное тождество превращается в неравенство:
Это
означает, что государственный бюджет составлен с дефицитом.
В такой ситуации наша страна находится уже много лет. По расчетам экспертов,
еще в 1987 г. размер дефицита государственного бюджета СССР достиг величины
почти 9%. Возможно, дефицит государственного бюджета существовал и раньше, но
это всегда было государственной тайной, и теперь уже правдивых данных не найти.
Если же сравнить величину дефицита бюджета с его доходами, то мы обнаружим,
что, скажем, в декабре 1993 г. дефицит госбюджета РФ составлял 16% к доходам
бюджета, а в декабре 1994г. – уже 35%. Годовой бюджет на 1995г. был принят с
дефицитом на уровне примерно 29%.
Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:
1)
сокращение
бюджетных расходов;
2)
изыскание
источников дополнительных доходов;
3)
выпуск
необеспеченных денег для расхода;
4)
одалживание денег
у граждан, банков, организаций, других государств и иностранных организаций.
Сокращение бюджетных расходов. Этот путь преодоления бюджетного дефицита
самый простой, а реально самый безболезненный. К началу 90-х годов доля
государственных расходов в общей стоимости товаров и услуг, произведенных
страной за год, составляла 60%. Даже после приватизации, освободившись от предприятий
с титулами “планово-убыточные” доля госрасходов страны никак не опускается ниже
50% (хотя в развитых странах 40%), а причина в том, что государству достаются
финансировать те нужды общества, которые больше никто финансировать не хочет
или не может. Например “на шее” госбюджета висит почти вся сфера образования.
В других странах значительная доля образовательных услуг оказывается за плату и
немалую. Но в России для большинства граждан пока не по силам учить своих детей
в школах и вузах за плату.
Если государство в этой ситуации откажется поддерживать из госбюджета
систему образования, то молодежь лишиться шансов на образование, а школьные и
вузовские педагоги окажутся на улице в толпе безработных.
По этому максимум того, что пока может себе позволить российское государство,
- понемногу урезать различного рода социальные расходы и пособия. В результате
чего государственные школы, больницы перестают получать деньги на ремонт своих
помещений и приобретение новых книг и пособий, а многодетные семьи не могут
купить малышам новую одежду. Нередко приходится сокращать расходы на армию, что
ведет к увольнению в запас кадровых офицеров.
Очевидно, что урезание социальных программ, пособий обычно ведет к росту
напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на
такой шаг правительства идут в самую последнюю очередь – если не удается
реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета.
Изыскание источников дополнительных доходов. Самый лучший способ – привлечение в бюджет
дополнительных доходов.
Однако, реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно пытаться
повышать налоги или пошлины, но это путь опасный и ведет часто к сокращению
налоговых доходов государства.
Причин тому две:
во-первых, люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков
отбирается государством;
во-вторых, люди начинают прятать свои доходы от налогообложения.
Такую картину хорошо иллюстрирует линия Лаффера (рис. 1).
Первая линия – гипотетическая кривая сбора налогов – показывает, как
росла бы абсолютная сумма налоговых поступлений в бюджет при увеличении ставок
налогообложения, если бы людям и фирмам был безразличен их размер. На второй линии
- за определенной гранью рост ставки налогообложения приводит уже не к росту
Рис. 1 Кривая Лаффера – модель налоговой политики.
а к снижению
абсолютной величины поступлений средств в бюджет.
Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег. Самый легкий и самый опасный способ
затыкания дыр в бюджете – выпуск государством денег сверх реальных потребностей
экономики. Этот способ на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще
худшую экономическую ситуацию.
Причина проста – общенациональный рынок, немедленно определяет истинную
цену этим деньгам. На их появление он реагирует скачком цен или исчезновением
товаров с прилавка.
Также известно, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налоговых
поступлений, зависящие от инфляционного роста доходов налогоплательщиков.
Дело в том, что расходы нужно осуществлять сегодня и по нынешним ценам,
а налоги берутся с доходов вчерашних, при старом уровне цен. В итоге дефицит не
сокращается, а возрастает.
Одалживание денег. Государство при нехватке денег может
одолжить их и получится тождество.
У кого же государство может взять деньги взаймы?
Прежде всего у собственного, то есть государственного банка. Но изымая
деньги из Центрального банка, государство теряет те доходы, которые оно как
владелец этого банка могло бы получить. По этому оказывается выгоднее одолжить
деньги у граждан и организаций страны. Формы такого одалживания могут быть самыми
разными, но чаще это делается путем продажи государственных ценных бумаг.
Одалживание денег, решает одну проблему и немедленно рождает другую
проблему иную – необходимость завтра добыть деньги для расплаты по долгам. Заимствование
денег рождает государственный долг.
Государственный долг – сумма ссуд, взятых государственными органами и
еще не возвращенных кредиторам.
Государственный долг бывает двух видов:
1)
внутренний – перед гражданами, банками и фирмами своей
страны;
2)
внешний – перед правительствами, международными
банками и финансовыми организациями предоставившим деньги взаем на основе
правительственных соглашений.
Большинство стран мира сегодня живет с большим государственным долгом.
Впрочем, при разумном ведении дел большой государственный долг не разрушает
экономику страны и не приводит к острым социально – политическим конфликтам.
Иное дело, если привлеченные в долг деньги используются неразумно. Тогда
обслуживание государственного долга повисает на бюджете тяжким грузом и
государство оказывается перед нелегким выбором:
Ø
либо прекратить погашение
долга “заморозить” его до лучших времен;
Ø
либо для погашения долга
сокращать расходы на социальные программы и поддержку национальной экономики.
Очевидно, что любая из этих путей не сулит радости ни руководству
страны, ни гражданам.
Предотвращение таких ситуаций может только проведение очень тщательно
продуманной и последовательной государственной финансовой политики.
1.
Борисов Е. Ф.
Экономическая теория. - М.: Юристъ, 1999
2.
Липсиц И. В. Экономика
(книга1) – М.; Издательство “Вита – Пресс”.1997.
3.
Иохин В. Я. Экономическая
теория: Учебник – М: Юристъ, 2000.
4. Любимов Л. М. Введение в экономическую
теорию: В 2 кн. – М.: “Вита – Пресс”, 1999.
5.
Войтов А.Г. Экономика.
Общий курс (Фундаментальная теория экономики): Учебник., 2000