Основы политики Эстонского государства в отношении образования и здравоохранения
ТАЛЛИННСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
Основы политики Эстонского государства в отношении
образования и здравоохранения
(Исследовательская работа)
Предмет: Экономическая политика
Студентка: Наталья Юргенс Преподаватель: Елена Матина
Группа: AZDA 930609
Дата представления: 04.12.1998 Дата проверки: ____________
Таллинн
1998
Оглавление
Система народного образования в Эстонской Республике
|
2
|
Министерство просвещения
|
3
|
Финасирование учреждений народного образования
|
4
|
Финансирование научной деятельности
|
6
|
Сотрудничество с иностранными организациями
|
8
|
Дополнения к Закону о народном образовании
|
10
|
Учебный кредит
|
12
|
Система здравоохранения в Эстонской Республике
|
13
|
Огранизация обязательного медицинского страхования
|
13
|
Основные финансовые показатели по государственному медицинскому страхованию
|
16
|
Основные финансовые показатели по государственному медицинскому
страхованию относительно предыдуших лет
|
18
|
Бюджет кассы медицинского страхования
|
19
|
Выплаты возмещения по обязательному медицинскому страхованию
|
21
|
Ограничения по выплатам возмещений
|
23
|
Заключение
|
24
|
Библиография
|
25
|
Система народного образования в Эстонской Республике
Закон Эстонской Республики «О
народном образовании» является основным документом, главной задачей которого
является правовое обеспечение формирования, функционирования и развития системы
народного образования. В Законе дано определение народному хозяйству, как
системе предусмотренных учебными программами знаний, умений, навыков, ценностей
и норм поведения, усвоения которых подвергается контролю.
В зависимости от задач
образование в Эстонской Республике делится на обшее, профессиональное и
образование по интересам, а также, согласно международному стандарту, принятому
ЮНЕСКО, народное образование имеет следующие уровни:
1. Дошкольное
образование;
2. Начальное
образование (первый уровень образования);
3. Среднее
образование (второй уровень образования);
4. Высшее
образование (третий уровень образования).
Государственные стандарты образования были определены для
каждого из уровней и представлены в государственных учебных планах.
Образование в Эстонской
Республике приобретается путем посещения, определенных в Законе, учреждений
народного образования, каковыми являются дошкольные заведения,
обшеобразоватльные школы, профессиональные учебные заведения, высшие прикладные
школы, университеты, школы по интересам, курсы пофышения квалификации, а также
научно-методические учреждения. Закон также определяет, что все учебные
учреждения могут базироваться на всех формах собственности, не протеворечащих
Закону «О собственности», где базирующиеся на государственной и муниципальной
собственности, за исключением университетов, называются «открытыми».
В Эстонской Республике
предусмотренна система всеобшего обязательного обучения, которое начинается с
семилетнего возраста и продолжается до окончания основной школы. Государство и
местное самоуправление обеспечивают возможность всеобшего обязательного
обучения. Среднее образование в открытых учебных заведениях является бесплатным
и материальное обеспечение отделено от педагогического руководства и контроля.
Каждый из уровней власти
обладает должным обьемом компетенции в принятии решений сваязанных с народным
образованием. Верховный Совет Эстонской Республики определяет принципы
формирования и развития системы народного образования. В компетенцию
Правительства Эстонской Республики входит: принятие государственных программ
развития образования и создания гарантий для их реализации; установление
государственных льгот, в том числе льгот на получение крелита для учащихся,
студентов и работников просвещения; установление основ оплаты труда работников
открытых учреждений народного образования и государственных университетов.
Органы местных самоуправлений, согласно Закону, обеспечивают хозяйственное
обслуживание и финансирование, а также назначают на должность и освобождают от
должности руководителей подведомственных им учреждений.
Министерство просвещения
Министерство просвещения
является основным органом, заведущим вопросами образования в Эстонской
Республике. Основной задачей министерства является разработка и реализация
государственных программ развития народного хозяйства. В компетенцию
министерства также входит составление и внедрение национального стандарта
классификации народного образования, оссуществление координации, методического руководства,
и консультации органов местного самоуправления по вопросам организации
народного образования, участие в реализации политики Эстонской Республики в
области науки, предоставление универститетам государственных заявок, а также
разработка нормативов государственного финансирования народного образования.
Кроме перечисленных основных положений министерство занмается широким рядом
вопросов связанных с просвещением в Эстонской Республике.
Финансирование учреждений народного образования
Открытые учреждения народного образования и
государственные университеты финансируются за счет государственных,
муниципальных и собственных средств. В 1998 году деньги выделенные министерству
просвещения из государственного бюджета составили 2 659 899, 1 тысяч крон. Это
составило 17.8% от обшего государственного бюджета на тот же год. За последние
пять лет расходы министерства увеличились в несколько раз, хотя средства
выделяемые из государственного бюджета остались в пределах 16-18%. Следующий
график представляет динамику изменения величины расходов Министерства
просвещения.
Однако пропорциональные состав по статьям расходов
значительно не изменился. Большая часть расходов легла на муниципальные школы и
университеты.
Самая большая доля бюджета министерства предназначалась на
заработную плату, коммунальные и административные расходы. Например, в 1996
году из средств министерства было выделено профессиональным школам 256
миллионов крон, что составило в среднем 12 170 крон на одно ученическое место.
Пропорционально расходы распределились следующим образом (в 1998 году не
произошло значительных изменений).
Как видно более 90% расходов связаны с заработной платой и
административными расходами, что оставляет только около 6% или 680 крон на
учебные пособия.
Недавно министерство просвещения опубликовало
стратегию государства в отношение развития просвещения на следующие 10 лет.
Финансирование образования рассматривается как одна из важнейших статей для
дальнейшего развития просвещения в Эстонской Республики. На текущий момент
затраты на образование составляют 4.3% от валового национального продукта
(ВНП). В течение последующих пяти лет данная сумма должна составлять 5.3% от
ВНП, что составило бы 0.2% в год. Оставшуюся сумму требуемую для развития
народного образования планируется покрыть с помощью частных вложений,
сотрудничества с Европейским Союзом и через повышение эффективности.
Министерство просвещения также предлагает освободить частные пожертвования в
сферу образования от подоходного налога.
В 1999 году министерство планирует потратить 2%
от государственных бюджетных средств на базовые науки и 4.5% на обучение в
высших учебных заведениях. Также планируется увеличение этой суммы до 5.5% в
течение последующих лет, что составит 0.1% в год. Это предполагается будет
способствовать дальнейшему развитию высших учебных учреждений, а также позволит
более детальное планирование государственной политики в отношение высших
учебных заведений.
Финансирование научной деятельности
Кроме финансирования учреждений народного
образования Министерство просвещения занимается проблемами научной деятельности
в Эстонской Республике. Крупнейшие университеты, как Тартуский университет и
Таллинский технический университет, активно занимаются исследовательской деятельностью,
что влечет за собой потребность в дополнительной поддержке со стороны
государства. Такая поддержка может приходить как в виде государственных заказов
так и в виде финансирования конкретных проектов, а также стипендий.
Так в 1998 году было принято
совместное заявление Teaduskompetentsi Nõukogu (TKN),
Sihtasutuse Eesti Teadusfond Nõukogu (ETFN) и Sihtasutuse
Eesti Innovatsioonifond Nõukogu (IFN) о целевом финансирование научной
деятельности в Эстонии. Само финансирование должно осуществляться из
государственного бюджета и через Министерство просвещения. В свою очередь
министерство осуществляет финансирование путем консультаций с Teaduskompetentsi
Nõukogu. Финансирование исследовательской деятельности осуществляется из
Sihtasutuse Eesti Teadusfond, которые берет на себя обязательства по
финансированию проектов связанных с развитием экономики в Эстонской Республике.
Данный документ утверждает, что процесс целевого финансирования должен
осуществляться на конкурентной основе и должен послужить гарантией для
дальнейшего сохранения и развития науки в Эстонии. Это также позволит
эффективно разместить средства и обеспечить научных работников заработной
платой и социальными гарантиями.
Гранты на
исследовательские работы выделяются на конкретные проекты. Их целью является
повышение инициативы, развития новых идей и открытий. Финансирование
экономических проектов, как следствие, должно укрепить развитие экономической
мысли и спонсировать конкретные разработки для текущих нужд экономики.
Поддержка может осуществляться путем одним или комбинацией методов: грант,
коммерческое кредитование, гарантия и капитальные инвестиции. Научные работы
финансируемые из государственного бюджета должны покрывать конкретные темы и
осуществляться самим научным работником либо с помощью конкретного руководителя
проекта. Целевое финансирование может осуществляться сроком до пяти лет.
Исследовательские проекты ETF должны иметь конкретную тему и сроки выполнения и
могут финансироваться до 4 лет. Рассмотрение конкрентых проектов и размещение
целевого финансирования происходит один раз в год во втором квартале. ETF рассматривает
проекты в течение всего года и принимает решение в мае месяце. Конкурс по
предоставлению экономических проектов проводится 5 января, 10 февраля, 5
апреля, 1 июня, 31 августа, 15 октября и 30 ноября.
В 1998 году из средств
государственного бюджета на целевое финансирование научной деятельности было
затрачено 116 952 029 крон, что составило 43.83% от денег заявленных на
конкурс. Следующая таблица и график раскрывает
распределение денег по конкретным областям науки и суммы выделенных средств.
Сфера науки
|
Количество
заявлений
|
Количество
финансируемых заявление
|
Заявленные средства
(ЕЕК)
|
Выделенные деньги
|
Процент от
заявленных
|
Естественные науки
|
155
|
141
|
91 834 918
|
42 781 113
|
46.58
|
Технические науки
|
102
|
88
|
56 415 540
|
25 491 483
|
45.19
|
Художественные
науки
|
66
|
40 370 529
|
14 413 950
|
35.70
|
Экономические науки
|
39
|
37
|
23 417 473
|
13 213 683
|
56.43
|
Социальные науки
|
67
|
40
|
28 243 874
|
9 974 000
|
35.31
|
Гуманитарные науки
|
42
|
41
|
26 574 888
|
11 077 800
|
41.69
|
Итого
|
471
|
376
|
266 857 222
|
116 952 029
|
43.83
|
Сотрудничество с иностранными организациями
Министерство просвещения также
активно участвует и поощряет проекты с иностранными партнерами. При нем был
создан специальный отдел для совместной работе с иностранцами. В его
обязанности входит координация образовательного и научного процессов для работы
с Европейским союзом, Европейским советом и Юнеско, а также интегрирование
Эстонии в систему европейского просвещения. На территории Эстонии действует ряд
организаций которые тем или иным способом стимулируют развитие образования в
республике и помогают в проведение реформ в сфере народного образования.
Международная организация PHARE одна их самых активных и начала свою
деятельность на территории Эстонии в 1993 году. На текущий момент организация
осуществляет следующие программы в сфере просвещения:
v Реформа образования в бизнес сфере (Business Education Reform). Начатая в 1993 года, программа
орентирована на реформу бизнес образования на всех его ступенях. Активными
партнерами здесь являются Niels Brock-Copenhagen Business College ja Randers Business
College из Дании.
v
Реформа в сфере
профессионального образования (Vocational Education and Training Reform). Программа
начата в 1995 году и содействует в улучшение интеграции профессионального
обучения и рынка труда. Она также содействует в разработке новых пособий и
материалов.
v
Реформа в сфере
высшего обоазования и научной деятельности (Higher Education and Science Reform). Программа завершилась в 1996 году.
v
Программа по
изучению эстонского языка. Данная программа является частью пакта по
стабилизации, выделенного Европейским Союзом. В цели входит разработка пособий
и финансирование процесса изучения языка.
v
Информационные
системы в образование (Information Systems in Education). Данна программа завершена в 1997 году. Она способствовала в повышение
использования информационных систем в процессе учебы на университетском уровне.
Эстония также сотрудничает с Европейским Союзом в сфере
просвещения. Действующими являются такие программы как SOCRATES, European Youth и LEONARDO DA
VINCI. Основной задачей данных программ является обмен информацией, студентами и
программами между Эстонией и Европейским Союзом.
Министерство просвещения уделяет значительное
внимание на развитие таких программ. Так в уже упоминавшейся стратегии развития
народного образования в Эстонии одним из пунктов является дополнительное
строительство 2000-3000 мест в Таллинне и Тарту для осуществления обмена
студентами. Эстония также собирается запросить Европейский Союз о повышение
совместного финансирования образования в Эстонии до 50-75% в сфере высшего
специального образования.
Кроме иностранные организации отдельно или
совместно с министерством просвещения предлагают программы стипендий для
успешных студентов. Действующими являются стипендия в рамках сотрудничества в
Европейским Союзом, стипендия Visby и программа
обмена в сотрудничестве с Швецией для магистров и докторов, программа обмена и
стипендия Германской академии наук для студентов и преподавателей, программа
обмена Robert
Bosch Fund для
преподавателей немецкого языка, а также степендии из Дании, Польши, Венгрии,
Швейцарии, Исландии и Японии.
Дополнения к Закону о народном образовании
За время действия основного Закона
парламентом Эстонской Республики били приняты рад дополнений, поправок, а также
новых законов напрямую связанных с темой образования.
Так 2 июня 1993 года Парламент принял
«Закон о частных учебных заведениях». Были определены возможные типы частных
учебных заведений, а также основное отличие от остальных учебных заведений.
Согласно Закону частное учебное заведение основывается на собственности
частного или юридического лица. Порядок использования имущества частного
учебного заведения устанавливается владельцем данного заведения в уставе.
Финансирование происходит за счет получаемых денежных средств от уплат за
учебу, поступлений из целевых фондов, пожертвований от учреждений, предприятий,
организаций и частных лиц, выполнения договорных работ, а также пособий из
государственного и местного бюджетов. Закон был дополнен и принят заново 3 июня
1998 года, однако он не несет в себе глобальных изменений предыдущей редакции.
9 июня 1993 года был принят «Закон о
дошкольных детских учреждениях». Закон определяет дошкольные детские учреждения
как предоставляющие возможность присмотра и ухода за детьми дошкольного
возраста и получения ими дошкольного образования.
Закон об основной школе и гимназии от
15 сентября 1993 года устанавливает правовой статус и порядок работы основной
школы и гимназии, находящихся в собственности государства и местного
самоуправления (в муниципальной собственности).
14 июня 1995 года был принят «Закон о
профессиональных учебных заведениях», задачами которго являются установление
порядка учреждения, объединения, разделения и прекращения деятельности
профессиональных учебных заведений. Закон был пересмотрен и принят во второй
редакции 17 июня 1998 года.
Прикладные высшие учебные заведения
подчинены Закону принятому 10 июня 1998 года, который устанавливает основания
учреждения, преобразования, деятельности и прекращения деятельности данного
типа учраждений.
Парламентом были также проведены
незначительные поправки к основному закону об образовании 9 февраля 1994 года и
4 ноября 1997 года. Обе поправки незначительные корриктировки текстов статей
первой редакции.
Особого внимания заслуживают принятый
12 января 1995 года «Закон об университетах», с последующими дополнениями от 26
июня 1996 года. Он определяет схему финансирования определенную для
Министерства образования и источники денежных поступлений. Закон также
затрагивает новые понятия учебного кредита и бюджета университета. Бюджет
университета составляется по всем расходам и доходам университета. Доходы,
поступающие помимо государственного бюджета, направляются в бюджет университета
и распределяются через него. Об исполнении бюджета составляется отчет,
утверждаемый советом университета. Совет университета также одобряет проект
боджета и представляет его Министерству образования.
Старейший университет Эстонии также
не был обойден вниманием законодателей и 16 февраля 1995 года был принят
соответствующий закон. Был определен правовой статус Тартуского университета в
отношениях с государственными институтами. Законом была установлена автономия
университета, а также особенности оснований и организации деятельности по
сравнению с другими государственными университетами. Так в частности учреждения
университета каковыми являются клиника, библиотека, ботанический сад, музеи
обладают правами юридических лиц и действуют на основании уставов, утвержденных
советом университета. Тартуский университет является собственником своего
имущества распоряжается им в объеме и порядке установленных своим уставом.
Однако имущество клиники при Тартуском университете отражается в отдельном
балансе и университет не отвечаетпо имущественным обязательствам клиники.
Финансирование учебной деятельности университета происходит из государственного
бюджета, а также за счет платы за обучение и других поступлений. Лечебная деятельность
клиникифинансируется на одинаковых с государственными больницами основаниях с
учетом специфики, вытекающей из учебной деятельности. Отчет о выделенных из
государственного бюджета средств на диагностику и лечение клиника представляет
в Министерство финансов и в Министерство социальных вопросов.
Учебный кредит
Важным дополнением к Закону о
народном образовании было принятием статьи 9 «Учебный кредит». В соответствие с
этим студенты, магистранты и докторанты, обучающееся на территории Эстонии в
дневной форме, имеют право на получения данного кредита. Особенностью его
является то, что государство выступает в качестве гаранта по кредиту в объеме
установленном Правительством Эстонской Республики. Получатель кредита
уплачивает кредитному учреждению с гарантированной государством суммы учебного
кредита 5 процентов в год. Разность между указанным и коммерческим процентами
уплачивает кредитному учреждению государство на условиях, установленных
договором. Предоставляемый кредитным учреждением учебный кредит должен быть
дополнительно гарантирован двумя гражданами Эстонии или находящимся в Эстонии
недвижимым имуществом.
Система здравоохранения в Эстонской Республике
Система здравоохранения в Эстонской
Республике основана по принципу медицинского страхования. Медицинское
страхование- это гарантированная государственная система целью которой является
сохранение здоровья населения Эстонской Республики, выплату страхового пособия
по беременности и родам, покрытие расходов в соответсвии с законом на лечение и
в связи с временной нетрудоспособностью, обусловленной заболеванием или
увечьем.
Организация медицинского страхования
Медицинское страхование организуют
Центральная больничная касса и региональные больничные кассы. Взносы
обязательного медицинского страхования уплачивают все работодатели, хуторские
семьи, частные лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том
числе на основании разрешения на трудовую деятельность. Из взносов
обязательного медицинского страхования покрываются расходы на медицинское
страхование работополучателей, работодателей, членов хуторской семьи, частных
лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и остальных лиц
приравненных к застрахованным (см. таблица 2).
Задачи больничной кассы:
v ведение учёта членов больничной кассы;
v оплата медицинских обследований и
услуг;
v выплата возмещения (не полученной
заработной платы) в результате временной нетрудоспособности из-за заболевания
или увечья;
v выплата возмещения в случае
беременности,
родов и ухода за
заболевшим членом семьи;
v компесация стоимости лекарств, выписываемых на льготных условиях.
Больничная касса оплачивает стоимость
медицинских услуг, выплачивает
возмещение и компенсирует лекарства, выписываемые на льготных условиях, только в случае действительного медицинского страхования.
Медицинским страхованием охвачены:
v лица, за которых работодатель платит социальный налог;
v предприниматели-физические лица,
которые сами платят социальный налог со своих доходов;
v лица, приравненные к застрахованным
(см. таблицу 2).
Медицинское страхование действительно, если застрахованный
принят на учёт в больничной кассе по месту жительства.
Поскольку наличие гражданства
Эстонской Республики необязательно, медицинским страхованием могут быть также
охвачены работающие в Эстонии иностранцы, не имеющие гражданства Эстонской
Республики, имеющие легальный источник дохода и/или временный вид на жительство
в Эстонии, а также платящие социальный налог.
Таблица 1
Документы, необходимые для принятия на учёт в больничной
кассе
1. Работник, занятый на основном месте работы или
работающий по совместительству
|
представленный работодателем список работников; документ,
подтверждающий постоянное или главное место жительства; паспорт
|
заявление; копия выданной налоговым департаментом по месту
жительства справки о том, что предприниматель принят на учёт как плательщик
авансовых платежей; документ, подтверждающий постоянное или главное место
жительства; паспорт
|
Работодатель предоставляет документы за работника.
Дети, моложе 18 лет и
учащиеся/студенты, обучающиеся стационарно, могут быть приняты на учёт в
больничной кассе на основании списков работодателя матери/отца или учебного
заведения.
Если застрахованный не проживает по
адресу, указанному в паспорте, на основании личного заявления он может
определить постоянное или главное место жительства.
Об изменении личных данных больничную
кассу следует ставить в известность в течение 15 календарных дней.
Выданная больничной кассой членская
карточка подтверждает членство в больничной кассе. В случае окончания
медицинского страхования членскую карточку следует вернуть больничной кассе.
Лица, приравненные к застрахованным:
v состоящие на иждивении
застрахованного и проживающие вместе с ним члены семьи (супруг/а , родитель/прародитель);
v лица, приравненные к застрахованному
на основании закона (см. таблицу2).
Таблица 2
Лица, приравненные к застрахованному на основании закона
|
Документы, необходимые для принятия на учёт в больничной
кассе
|
1. Супруг(а), состоящий(-ая) на иждевении
|
Членская карточка больничной кассы застрахованного;
свидетельство о браке; паспорт; трудовая книжка; заявление
|
2. Родитель/прародитель, состоящий на иждивении
застрахованного
|
Членская карточка больничной кассы застрахованного;
свидетельство о рождении или иной документ, подтверждающий родство; паспорт;
трудовая книжка; заявление
|
3. Ребёнок, в возрасте до 18 лет
|
Свидетельство о рождении или паспорт
|
4. Учащийся/студент, обучающийся стационарно
|
Паспорт; справка, выданная учебным заведением; заявление
|
5. Родитель, опекун или попечитель ребёнка –инвалида в
возрасте до 18 лет или инвалида с детства
|
Решение об оформлении опёки или попечительства;
свидетельство о рождении ребёнка; документ, подтверждающий инвалидность;
заявление
|
6. Ухаживающий за инвалидом I группы
|
Паспорт; решение об оформлении ухода; документ,
подтверждающий инвалидность; заявление
|
7. Неработающее лицо, воспитывающее ребёнка в возрасте до 3
лет
|
Свидетельство о рождении ребёнка; паспорт и трудовая книжка
родителя или опекуна; заявление
|
8. Беременная
|
Паспорт; справка, выданная лечащим врачом; заявление
|
9. Пенсионер
|
Список, предаставленный пенсионным департаментом, или
пенсионное удостоверение и паспорт
|
10. Лицо, зарегистрированное безработным
|
Паспорт; карточка безработного
|
11. Военнослужащий
|
Список, представленный соответствующим ведомством
|
Источником дохода медицинского страхования является
социальный налог.
Социальный налог платят:
v работодатели с выплаченной работникам
зарплаты и иных выплат;
v предприниматели-физические лица с дохода,
полученного от предпринимательства.
Ставка социального налога – 33 % от
облагаемой налогом суммы. Ставка социального налога, перечисляемого в бюджет
медицинского страхования, составляет 13 % .
Основные финансовые показатели по государственному медицинскому
страхованию за 1992-1998
(в
тыс. ЕЕК)
|
|
1992 факт
|
1993 факт
|
1994 факт
|
1995 факт
|
1996 факт
|
1997 факт
|
1998 факт
|
Часть соц.налога в
мед.страховании
|
438861
|
1048817
|
1692188
|
2131390
|
2563736
|
3142772
|
3425000
|
Часть соц.налога в
мед.страховании на жителя
|
281
|
677
|
1092
|
1421
|
1737
|
2129
|
2397*
|
Купленные мед.услуги
|
324 745
|
666 279
|
983 777
|
1433334
|
1863979
|
2064515
|
Мед.услуги на жителя
|
208
|
430
|
635
|
956
|
1263
|
1398
|
1783*
|
Компенсация по лекарствам
застрахованным
|
5 498
|
55 576
|
97 209
|
110 468
|
146231
|
254268
|
225000
|
Компенсированные лекарства
на жителя
|
3.52
|
35.9
|
62.72
|
73.66
|
99.05
|
172.23
|
157,44*
|
Компесация болевшим (80%)
|
56 592
|
156 311
|
246 829
|
380 238
|
460077
|
552022
|
596600
|
Компесация болевшим на
жителя
|
36.23
|
100.96
|
159.27
|
253.52
|
311.64
|
373.92
|
417,47*
|
* начиная с 1998
года деньги насчитываются с расчёта на одного застрахованного
Как видно из данной таблицы поступления в доходов от
медицинского страхования неуклонно росли. Так с 1992 года они выросли с 438 861
тысяч ЕЕК до 3 425 000 тысяч ЕЕК, что составило чуть менее 800% за 6 лет. Это
представляет собй чрезвычайно удачное развитие ситуации в республике. Хотя
Эстонии потребуется еще некоторое время для дого чтобы достичь показателей
Европейского уровня, однако уровень качества медицинских услуг, а также
качества медицинских препаратов является одним из лучших в Восточной Европе.
Динамика роста социального налога на одного
человека
Основные финансовые показатели по государственному медицинскому
страхованию в сравнении относительно предыдущих лет
|
(в тыс. ЕЕК)
|
|
|
1992 факт
|
1993
факт
|
1994 факт
|
1995 факт
|
1996 факт
|
1997 факт
|
1998 бюджет
|
Часть соц.налога в
мед.страховании
|
438861
|
1048817
|
1692188
|
2131390
|
2563736
|
3142772
|
3425000
|
|
|
Возрастание относительно
предыдущего года
|
|
609956
|
643371
|
439202
|
432346
|
579036
|
282228
|
|
в %-тах
|
|
138.99
|
25.95
|
20.28
|
22.59
|
8.98
|
|
|
|
Купленные мед.услуги
|
324745
|
666279
|
983777
|
1433334
|
1863979
|
2064515
|
2547613
|
|
Возрастание относительно
предыдущего года
|
|
341534
|
317498
|
449557
|
430645
|
200536
|
483098
|
|
в %-тах
|
|
105.17
|
47.65
|
45.70
|
30.04
|
10.76
|
23.40
|
|
|
|
Компенсация по
лекарствам застрахованным
|
5498
|
55576
|
97209
|
110468
|
146231
|
254268
|
225000
|
|
Возрастание относительно
предыдущего года
|
|
50078
|
41633
|
13259
|
35763
|
108037
|
-29268
|
|
в %-тах
|
|
910.84
|
74.91
|
13.64
|
32.37
|
73.88
|
-11.51
|
|
|
|
Компесация болевшим
|
56592
|
156311
|
246829
|
380238
|
460077
|
552022
|
596600
|
|
Возрастание относительно
предыдущего года
|
|
99719
|
90518
|
133409
|
79839
|
91945
|
44578
|
|
в %-тах
|
|
176.21
|
57.91
|
54.05
|
21.00
|
19.98
|
8.08
Бюджет государственного медицинского страхования принимает
парламент.
Государственный бюджет на 1998 год.
Бюджетный остаток на начало года
200 000 000
I. Доход
|
|
1. Социальный
налог
|
3 425 000 000
|
2. Прочие
поступления
|
30 000 000
|
Всего приход
|
3 455
000 000
|
|
II.Расход
|
|
1. Лечение всего
|
2 552 613 000
|
в том числе:
|
|
1.1. улучшение
здоровья
|
14 000 000
|
1.2. профилактика заболевания
|
60 000 000
|
в том числе:
|
|
1.2.1. Тестор для диабетиков
|
2 000 000
|
1.3. Медицинские
услуги
|
2 452 613 000
|
в том числе:
|
|
1.3.1. Зарплата интернантам и
соц.налог
|
9 600 000
|
1.4. восстановительное
лечение
|
20 000 000
|
1.5. послеоперационные
вспомогательные средства
|
6 000 000
|
в том числе:
|
|
1.5.1.Ср-ва по уходу за раковыми
больными
|
2 000 000
|
1.5.2. Контактные линзы для
новорожденных , а также больных керотопатией и кератоконусом
|
500 000
|
1.5.3. Первичные протезы для
ампутированных в ходе хирургических вмешательств рук и ног
|
3 500 000
|
2. Компенсации
|
596 600 000
|
3. Всего лекарства
|
234 000 000
|
а именно:
|
|
3.1 Компенсация
по лекарствам застрахованным
|
225 000 000
|
3.2 Компенсация
по лекарствам больницам
|
9 000 000
|
4. Расходы, связанные с внешними договорами по
мед.страхованию
|
3 000 000
|
5. Расходы по деятельности больничной кассы
|
33 837 000
|
а именно:
|
|
5.1. Центральная больничная касса
|
3 384 350
|
В том числе зарплата и
соц.налог
|
1 788 000
|
5.2. Региональные больничные кассы
|
30 452 650
|
В том числе зарплата и
соц.налог
|
19 147 300
|
6. Инфотехнология
|
12 000 000
|
7. Бланки и печатные издания
|
5 000 000
|
8. Развитие и выработка нормативных документов по
медицинскому страхованию
|
500 000
|
9. Надзор мед.страхования
|
500 000
|
10. Извещения мед.страхования
|
250 000
|
11.
Расходы по переходу к
системе выплат возмещаемых платежей через больничную кассу
|
2 700 000
|
1 520 000
|
Всего расходы
|
3 441
000 000
|
Бюджетный остаток на конец года 214 000
000
Центральная больничная касса
опубликовала также краткое пояснение к бюджету на 1998 год. Как упоминалось
ранее размер взноса обязательного медицинского страхования работодателей,
действующих на административной территории уезда или республиканского города,
равен 13%. Он исчисляется со всех денежных сумм и натуральной платы,
выплаченных работодателем частным лицам, а также со всех введённых в пользу
частных лиц отчислений. Эта так называемая часть уплаченного социального налога
поступает в доход бюджета государственной больничной кассы. Министерство
финансов запланировало получить доход с налогооблажения около 27,320 миллиардов крон. Медицинского страхования предполагалось должно было слставить
96,43% от этой суммы.
Доходная часть бюджета
государственного медицинского страхования варируется в течение всего года.
Обычно денежная разница образовывается между расчётными счетами больничной кассы и медицинских учереждений, а также по
причине предоплат, осуществляемых на основе договоров с аптеками. Прочие
поступления составляют банковские проценты, начисляемые на депозитные суммы
денег на расчётных счетах больничной кассы, а также от возврата ссуд, выданных
в прошлые года медицинским учереждениям для приобретения дорогостоящей
аппаратуры.
Основная часть запланированных расходов,
а точнее 74,2%, происходит из профилактики незастрахованных больных, а также из
расходов, связанных с исследованиями в области здоровья и лечения.
Выплаты возмещения по обязательному медицинскому страхованию
Медицинское страхование Эстонии
руководствуется принципом солидарности:
v стоимость медицинских услуг,
необходимых человеку в случае заболевания, которые оплачивает больничная касса,
не зависит от размера социального налога, уплаченного конкретным человеком;
v из социального налога, уплаченного
работающим населением, больничная касса оплачивает также медицинские услуги,
оказанные людям, не имеющим трудовых доходов ( лица, приравненные к застрахованным , см. таблицу 2 ).
При исчесление размера возмещения за основу берется
исчисленный по утвержденной инструкции доход за один календарный день,
полученный в течение шести календарных месяцев, предшествующих календарному
месяцу первого оформленного врачом страхователю освобождения от работы.
Размер возмещения за доход одного календарного дня
составляет:
v в случае стационарного лечения,
карантина и протезирования в больнице – 60 процентов;
v в случае стационарного лечения – 65
процентов;
v в случае амбулаторного лечени или
карантина – 80 процентов;
v в случае ухода за больным членом
семьи на дому 80 процентов;
v в случае ухода за ребенком в возрасте
до 3 лет, если мать ребенка больна или находится в больнице в связи с родами –
80 процентов;
v в случае отсутствия на работе по
сотоянию здоровья на основании личного заявления – 80 процентов;
v в случае трудового увечья по вине
работодателя, связанного с работой, иного повреждения здоровья,
профессионального заболевания, нетрудоспособности, возникшей в связи с защитой
интересов государства или общества и с пресечением преступления, независимо от
организации лечения 100 процентов;
v в случае ухода за больным ребенком в
возрасте до 14 лет – 100 процентов;
v в случае беременности и родов, а
также усыновления ребенка в возрасте до одного года – 100 процентов.
С суммы возмещения, выплаченной в
случае возникшего у страхователя по вине работодателя трудового увечья,
связанного с работой с данного повреждения здоровья или сопровождающей
профессиональное заболевание временной нетрудоспособностью, больничная касса
взыскивает с работодателя помимо суммы взноса на обязательное страхование также
ту часть суммы, которая отвечает степени виновности работодателя в
возникновении нетрудоспосоности.
Ущерб, причененный вследствие
профессиональной ошибки медицинского работника, возмещается страхователю
больничной кассой. В случае необходимости больничная касса организует
экспертизу для установления профессиональной ошибки и взыскивает сумму
возмещения с причинившего ущерб учреждения здравоохранения или медицинского
работника.
Возмещение по обязательному
медицинскому страхованию, не полученное страхователем в связи с его смертью,
выплачивается наследникам и в состав наследства не включается.
Ограничения выплаты возмещения
В случае временного перехода на другую работу
по состоянию здоровья возмещение страхователю исчисляется и ваплачивается в
размере, который вместе с зароботком за данный период не должен превышать
размера заработной платы, полученного до перевода на другую работу.
Страхователю не исчесляется и не выплачивается возмещение в
случае, если:
v Период временной нетрудоспособности
начинается и кончается во время отпуска без сохранения заработной платы или
частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, а также отпуска по
беременности и родам или по уходу, оформленного листком нетрудоспособности.
v Болезнь, связанное с работой
повреждение здоровья или несчастный случай, вызванный установленным судом
злонамеренным поведением самого страхователя, зафиксированным врачом
алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением, или игнорированием
страхователем предписаний врача, в результате чего затруднено выздоровление;
v Страхователь в период
нетрудоспособности без уважительных причин не явился в назначенное врачом время
к нему на прием, хотя был осведомлен об этом. Врач делает в листке по болезни
соответствующую отметку, и за дни, последующие за указанным днем возмещение не
выплачивается;
Заключение
Данная работа исследует политико-экономическое
отношение Эстонской Республики к вопросам народного образование и медицины.
После восстановления независимости Эстония достигла серьезных успехов в деле
реформирования данных областей. Хотя были проведены многочисленные реформы в
экономике и возрождение рыночных отношений, но была продолжена
социально-ориентированная политика. Был и продолжает использоваться опыт
европейских стран, а также основой всей политики является скорейшая интеграция
Эстонии в Европейское Сообшество. Различные организации, как государственные
так и частные, своими действиями стимулируют эту идею. Многие местные и
зарубежные аналитики прогнозируют, что при дальнейшем проведении таклй политики
и продолжении тесного сотрудничества с развитыми странами Эстонская Республика
сможет занять свое достойное место в мировом сообшестве.
Библиография
1.
Закон о Тартуском
университете, Парламентские Ведомости N. 21, 06.03.95
2.
Закон о дошкольных детских учреждениях,
Парламентские Ведомости N. 38, 23.06.93
3. Закон об университетах, Парламентские Ведомости N. 16, 31.01.95
4. Закон о частных учебных
заведениях,
Парламентские Ведомости N. 32, 14.06.93
5. Закон об основной школе и
гимназии, Парламентские Ведомости N. 41, 24.09.93
6. Закон о частных учебных
заведениях,
Парламентские Ведомости N.42-43, 03.06.98
7.
Закон о
профессиональных учебных учреждениях, Парламентские Ведомости N. 46, 03.07.95
8.
Закон о
внесении изменений в Закон Эстонской Республики о народном образовании, Парламентские Ведомости N. 16, 21.02.94
9.
Закон о
дополнении Закона Эстонской Республики о народном образовании, Парламентские
Ведомости N. 60,
04.11.97
10. Закон о прикладных высших учебных
заведениях, Парламентские Ведомости N.44, 30.06.98
11. Закон о профессиональных учебных
заведениях, Парламентские
Ведомости N.41,
17.06.98
12. Закон о внесении изменений ов Закон
об университетах, Парламентские
Ведомости N.50-51,
10.07.96
13. Закон о внесении изменений в Закон о
народном образовании, “Учебный кредит”, Парламентские Ведомости N.35, 21.05.97
14. Документы Министерства народного
образования ЭР опубликованные на Интернете, www.ee/HM/
15. Порядок исчисления и выплаты
возмещения по обязательному медицинскому страхованию, Парламентские Ведомости N.41, 08.11.91 и постановление Правительства ЭР от
20.05.97 об изменениях и дополнениях к основному порядку
16. Закон о медицинском страховании,
Парламентские Ведомости N. 23, 23.04.91
17. Постановление Верховного Совета
Эстонской Республики о введении в Закона Эстонской Республики о медицинском
страховании, Парламентские Ведомости N. 23, 12.06.91
18. Положение о больничной кассе, Парламентские Ведомости N.41, 08.11.91
19. Данные опубликованные Центральной
Больничной кассой на Интернете, www.сsf.ee
Похожие работы на - Основы политики Эстонского государства в отношении образования и здравоохранения
|