Воспитание санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Неопределено
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,51 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воспитание санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста








Тема:

Воспитание санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста.

План

1. Введение.......................................................................................... 3-4

2. Обзор литературы.............................................................................. 5

3. Методика проведения и анализ практического исследования..... 6-16

4. Заключение – резюме................................................................... 17-19

5. Выводы............................................................................................. 20

6. Список использованной литературы............................................... 21

          1. Введение.

Стратегией развития Республики Казахстан "Казахстан-2030" государство определило одним из основных долгосрочных приоритетов сохранение здоровья и обеспечение благополучия граждан.

В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан, в целях улучшения состояния здоровья граждан Республики Казахстан и реализации их конституционных прав на охрану здоровья   Президент  Республики Казахстан  Указом от 16 ноября 1998 года N 4153 утвердил   Государственную программу "Здоровье народа" 

Программа включает меры краткосрочного (1998-1999 годы), среднесрочного (2000-2003 годы) и долгосрочного (2003-2008 годы) характера и соответствует основным принципам Стратегии Всемирной организации здравоохранения "Здоровье для всех в XXI веке".

Цель Программы - улучшение состояния здоровья населения Казахстана, разработка и реализация краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов мероприятий, способствующих скорейшему выходу здравоохранения на качественно новый уровень предоставления медицинских услуг населению.

Дошкольные учреждения, школы, профессионально-технические училища, средние специальные и высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные объединения, а также предприятия, являющиеся базой для трудового обучения и производственной практики, обязаны обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм, гигиенических нормативов. 

Гигиеническое воспитание и обучение, направленное на повышение культуры населения и профилактику заболеваний, должно носить всеобщий, комплексный и непрерывный характер.

Гигиеническое воспитание и обучение осуществляется:

1) в процессе воспитания детей, обучения школьников и подростков, студентов, подготовки и переподготовки специалистов различного профиля и уровня;

2) путем пропаганды медицинских и гигиенических знаний через средства массовой информации.

Предприятия, учреждения, организации обязаны за счет собственных средств осуществлять профессиональную гигиеническую подготовку руководителей, специалистов и работников, деятельность которых связана:

1) с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;

2) с воспитанием детей, обучением школьников и подростков;

3) с коммунально-бытовым обслуживанием населения;

4) с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами и процессами.

Основными проблемами  в воспитании санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста в настоящее время являются медицинские и социальные проблемы, а также существующие социальные условия.

Воспитание санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста в основном возлагаются на родителей, педагогов, окружение и медперсонал. Повышается роль школы, семьи.

Задачей обследования школ, является подтверждение статистического анализа, проведения анкетирования.

Объектом исследования является – школа. Предметом исследования – беседа.

Проведённый нами литературный поиск выявил, что по данной проблеме отмечается малое количество исследований, а обнаруженные публикации в основном касаются педагогических аспектов и меньше социальных и медицинских. В большинстве своём авторами найденных источников являются педагоги.

Основные направления рефор­мы общеобразовательной   школы выдвигают перед органами здравоохранения новые задачи по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения, подготовке его к дальнейшей трудовой деятельности. В решении этих задач особая роль отводится гигиене детей и подростков, их санитарно-гигиеническому воспитанию.

В связи, с чем все больше возрастает роль медицинской сестры в вопросах воспитания санитарно-гигиенической культуры школьников подросткового возраста.

Актуальность темы, объясняется  проблемами    не просто медицинскими, а методическими и концептуально больше медсестринскими.

 Поэтому целью настоящего исследования является:

Определить роль школьной медсестры-менеджера в приобщении подростков к санитарной культуре, закреплении привитых ранее санитарно-гигиенических навыков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить уровень здоровья по данным медицинской документации;

2) определить наличие и развитость гигиенической культуры у детей;

3) определить влияние условий проживания, социального статуса на наличие гигиенических навыков у детей;

4) определить влияние условий пребывания в школе на уровни здоровья обследованных детей;

5) что может сделать медсестра для повышения санитарной культуры у подростков?

2. Обзор литературы


 В книге «Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей/Авт.: Г. Н. Сердюковская, А. Г. Сухарев, Е. М. Белостоцкая и др.; Под ред. Г. Н. Сердюковской и А. Г. Сухарева.—М.: Медицина, 1986, 496 с., ил.»,  рассматриваются организационные основы санитарно-эпидемиологической службы по разделу гигиены детей и подростков, значение государст­венного санитарно-гигиенического надзора за работой детских и подростковых учреждений. Отдельные главы посвящены гигиеническим основам учебно-воспитательного режи­ма, трудового обучения и профессионально-технического образования, а также гигиене физического воспитания, организации летней оздоровительной работы, ги­гиене питания, гигиеническому обучению и воспитанию детей и подростков. Даны гигиенические принципы планировки, строительства и оборудования разных типов детских и подростковых учреждений

В руководствах изложены методические основы, содержание и задачи гигиены детей и подростков на современном этапе. Описаны система предупредительного и текущего санитарного надзора за учреждениями для детей и подростков. С новых позиций рассматриваются такие вопросы, как гигиена строи­тельства, благоустройство и оборудование учреждений для де­тей и подростков, гигиена их обучения и воспитания, организа­ция питания и летнего оздоровительного отдыха.

Основное внимание в литературе уделено методическим приемам работы медицинской сестры при осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора. Рассматриваются вопросы организации государственного санитарного надзора за работой  школьных учреждений.

В литературе подробно освещены гигиенические аспекты трудового, поли­технического и профессионального образования детей и под­ростков, а также медицинские аспекты воспитания школьников.  Представлен новый материал по разработке системы оздоровительных мероприятий при обуче­нии детей с 6 лет в подготовительных классах общеобразова­тельных школ, а также при обучении и воспитании детей  и подростков с от­клонениями в состоянии здоровья и развития.

Так же излагаются методические подходы к изучению и гигиени­ческой оценке организации физического воспитания, даны реко­мендации суточной двигательной активности, закаливания детей и подростков.

Таким образом, материалы литературы охватывают широ­кий круг наиболее существенных и актуальных проблем, имею­щих серьезное значение для решения задачи государственной важности — воспитания  физически  здорового, гармонически развитого, санитарно гигиенически образованного молодого поколения.

3. Методика проведения и анализ практического исследования


3.1. Результаты обследования городской школы №85.

Инженерно-санитарные коммуникации в школе.

1. В школе №85 есть столовая.

2. Пища приготавливается в школьной кухне

3. В столовой есть умывальник для мытья рук перед едой.

4. В умывальнике есть тёплая вода.

5. На каждом этаже по 2 умывальника для мытья рук.

6. На каждом этаже по 2 туалета: один женский и один мужской.

7. В каждом туалете и в женском и в мужском по 4 очка.

8. На 1, 2, 3, этаже по 3 умывальника для мытья рук после посещения  туалета.

9. Есть мыло для мытья  рук.

10. Руки сушатся после мытья самостоятельно.

11.  Питьевой режим осуществляется в столовой.

12. В школе есть постоянный медработник.

13. Наблюдение за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей осуществляется

- санитарно-просветительной работой, методики Минздрава, ВОЗ,

- классные часы, конференции, дискуссии, диспуты,

- санпосты, сандружинники.

3. 2. Обследование  сельской школы №30.

1. Школа маленькая, одноэтажное здание.

2. Столовой нет.

3. Питание осуществляется всухомятку.

4. Туалеты надворные: 1 мужской, 1 женский.

5. На всю школу один умывальник 

6. Нет  мыла для мытья  рук.

7. В школе нет постоянной медсестры, но существует ФАП, где есть медсестра и врач на всё село.

8. Наблюдение за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей  за 2000 год,    проводилось на низком уровне.

3. 3. Анализ результатов обследования школ №85 и №30.

В городской школе №85 инженерно-санитарные коммуникации соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, в отличие от сельской школы №30.

Уровень наблюдения за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей в городской школе №85, также находится на должном уровне, в отличие от сельской школы №30, где фактически отсутствует эта работа, из-за отсутствия постоянной медицинской сестры.

3. 4. Распределение учеников по группам здоровья.

Таблица №1. Анализ распределения учеников по группам здоровья в городской школе № 85.

Группа здоровья

Пол

Всего

абс

%

I

М

21

54,8

Д

15

41,7

О. П.

36

54,5

II

М

14

38,9

Д

14

43,8

О. П.

28

42,4

III

М

2

6,3

Д

2

9,4

О. П.

2

3,1

Всего

М

37

53,0

Д

31

47,0

О. П.

68

100


В городской школе № 85 не обнаружено детей с IV и V группами здоровья, то есть, среди учащихся нет детей имеющих тяжёлые хронические заболевания.  Однако  около половины учащихся (54,5%), отнесены к I группе здоровья, а именно 58,3% - мальчиков и 41,7 % - девочек. Также, если остальные девочки имели II группу здоровья (43,8%), то мальчики составляют (38,9%), то есть ко II группе здоровья отнесено меньше половины учащихся (42,4). Но необходимо отметить, что в этой школе есть дети с III группой здоровья, то есть с хронической патологией из них, мальчики составляют (6,3%), а девочки (9,4%), а в общем они составляют (3,1%).

Сравнительный анализ здоровья детей в исследованных школах №85 и №30 не проведён, из-за отсутствия сведений по группам здоровья в сельской школе, так как дети не наблюдаются медицинской сестрой..

3. 5. Половозрастное распределение

В исследовании участвовало 134 учащихся из двух школ от 12 до 15 лет, которые были разделены на возрастные группы 12-13 лет (36,4%) и 14-15 лет (63,6%). Среди них мальчиков было 49,3%, а девочек – 50,7%.

Таблица №2. Половозрастное распределение детей подросткового возраста №83 и №30 школ.

№ Школы

Пол

12-13 лет

14-15 лет

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

№85 город-ская

М

12

32,4

25

67,6

37

100

Д

9

29

22

71

31

100

О.П.

21

30,9

47

69,1

68

100

№30 сель-ская

М

12

41,4

17

58,6

29

100

Д

9

24,3

28

75,7

37

100

О.П.

21

31,8

45

68,2

66

100

Итого

М

24

36,4

42

63,6

66

100

Д

18

26,5

50

73,5

68

100

О.П.

42

31,3

92

68,7

134

100


В обоих школах большую часть представляли лица возрастной группы 14-15 лет (68,7%),  и меньшую составляли дети 12-13 лет (31,3%).

3.6. Анкетирование.

1. Вопрос. Умываетесь ли вы утром после сна?

а)  Да – 1,       б) нет – 2,       в) иногда – 3.

№ школы

а

б

в

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

№85

67

98,5

0

0

1

1,5

68

100

№30 

64

97

0

0

2

3

66

100

Ито-го

131

97,7

0

0

3

2,3

134

100


Нами установлено, что подавляющее большинство детей (97,7%) умываются каждое утро, хотя 2,3% детей иногда не умываются.

2. Вопрос. Имеете ли вы индивидуальную зубную щётку?

 а)  Да – 1,            б) нет – 2.

№ школы

а

б

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

№85

67

98,5

1

1,5

68

100

№30 

66

100

0

0

66

100

Ито-го

131

99,3

1

0,7

134

100


При исследовании двух школ, по вопросу «имеете ли вы индивидуальную зубную щётку?», было выяснено, что многие учащиеся имеют индивидуальную зубную щётку. Среди них 99,3% ответили, что у них - «есть зубная щётка», а 0,7%   ответили – «нет».

3. Вопрос. Чистите ли вы зубы?:

а) Ежедневно 1 раз в день – 1,          

б) 2 раза в день – 2

в) 1 раз в неделю – 3

г) Не чищу – 4

д) Редко - 5

№ шко-лы

Пол

а

б

д

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

№85 город-ская

М

23

67,6

10

29,4

1

3

34

100

Д

14

43,8

17

53,1

1

3,1

32

100

О.П.

37

56

27

41

2

3

66

100

№30 сель-ская

М

15

52

13

5

1

3

29

100

Д

11

28,2

28

71,8

0

0

39

О.П.

26

38,2

41

60,3

1

1,5

68

100

Итого

М

38

60,3

23

36,5

2

3,2

63

100

Д

25

35,2

45

63,4

1

1,4

71

100

О.П.

63

47

68

50,7

3

2,3

134

100


Все опрошенные дети чистят зубы. Совсем нечистящих зубы среди опрошенных нет. Однако, чистящих 2 раза в день с соблюдением всех норм и правил оказалось лишь около половины (50,7%), а редко чистящих 2,3%.

4. Вопрос. Делаете ли вы утреннюю гимнастику?

а) ежедневно – 1

б) редко – 2;

в) никогда – 3

Нами установлено, что учащиеся обеих школ делают утреннюю гимнастику очень редко. Хотя на один из вариантов ответа «ежедневно» в городской школе, среди опрошенных, составляют 13,2%, а сельской школе 12,1%.

№ шко-лы

Пол

а

б

д

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

№85 город-ская

М

6

17,6

17

50

11

32,4

34

100

Д

3

8,8

26

46,5

5

14,7

34

100

О.П.

9

13,2

43

63,3

16

23,5

68

100

№30 сель-ская

М

4

13,8

17

58,6

8

27,6

29

100

Д

4

10,8

25

67,6

8

21,6

37

100

О.П.

8

12,1

42

63,6

16

24,3

66

100

Итого

М

10

15,8

34

54

9

30,2

63

100

Д

7

9,9

51

71,8

13

18,3

71

100

О.П.

17

12,7

85

63,4

32

23,9

134

100


5 Вопрос. Моете ли вы руки перед едой?

а) да, всегда – 1,                                   б) не всегда – 2

в) когда напоминают – 3,                    г) нет такой привычки – 4.

№ шко-лы

Пол

а

б

в

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

№85 город-ская

М

6

17,6

17

50

11

32,4

31

100

Д

3

8,8

26

46,5

5

14,7

37

100

О.П.

9

13,2

43

63,3

16

23,5

68

100

№30 сель-ская

М

4

13,8

17

58,6

8

27,6

30

100

Д

4

10,8

25

67,6

8

21,6

36

100

О.П.

8

12,1

42

63,6

16

24,3

66

100

Итого

М

10

15,8

34

54

19

30,2

61

100

Д

7

9,9

51

71,8

13

18,3

73

100

О.П.

17

12,7

85

63,4

32

23,9

134

100


Выяснено, что в городской и сельской школе,  12,7% учащихся моют руки перед едой всегда, а не всегда – 63,4%, когда напоминают – 23,9%.

6 Вопрос. Моете ли вы руки после посещения туалета?

а) да, всегда – 1,                                   б) не всегда – 2

в) когда напоминают – 3,                    г) нет такой привычки - 4

№ шко-лы

Пол

а

б

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

№85 город-ская

М

29

90,6

3

9,4

32

100

Д

32

88,9

4

11,1

36

100

О.П.

61

89,7

7

10,3

68

100

№30 сель-ская

М

30

100

0

0

30

100

Д

35

97,2

1

2,8

36

100

О.П.

65

98,5

1

1,5

66

100

Итого

М

59

95,2

3

4,8

62

100

Д

67

93

5

7

72

100

О.П.

126

94

8

6

134

100


Нами установлено, что учащиеся обеих школ моют руки всегда после посещения туалета 94%, из них по школе №85 –89,7%, а по школе №30 – 98,5%. Не всегда моют – 6% учащихся подросткового возраста.

7. Вопрос. Сколько раз в день вы принимаете пищу?

а) 3 раза в день – 1,                            б) 4 раза в день - 2

в) как придётся – 3,                            г) 5 раз в день - 4

№ шко-лы

а

б

в

г

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

№85

33

48,5

22

32,4

12

17,6

1,5

68

100

№30

38

57,6

22

33,3

5

7,6

1

1,5

66

100

Ито-го

71

53

44

32,8

17

12,7

2

1,5

134

100


В целом по двум школам дети принимают пищу 3 раза в день 53% (№85 – 48,5%, а №30 – 57,6%), 4 раза в день - 32,8 %, как придётся - 12,7% , однако по №85 –17,6%, а по№ 30 – 7,6%, и 4 раза в день по 1,5%.

8. Вопрос. Имеете ли вы индивидуальную расчёску?

а) да – 1,          б) нет – 2

Имеют индивидуальную расчёску 77,6%,( по №85 – 73,5%, а  по №30 – 81,8%, это показывает, что в сельской школе на 8,3% больше, чем в городской), не имеют 22,4%  (№85 – 26,5%, а №30 – 18,2).

№ школы

а

б

всего

абс

%

абс

%

абс

%

№85

50

73,5

18

26,5

68

100

№30

54

81,8

12

18,2

66

100

итого

104

77,6

30

22,4

134

100


9. Вопрос. Имеете ли вы индивидуальное полотенце?

а) да – 1,         б) нет – 2

№ школы

а

б

всего

абс

%

абс

%

абс

%

№85

47

69,1

21

30,9

68

100

№30

49

74,3

17

25,7

66

100

итого

96

71,6

38

28,4

134

100


Имеют индивидуальное полотенце 71,6%, (по №85 – 69,1%, а  по №30 – 74,3), это показывает, что в сельской школе на 5,2% больше, чем в городской,  а не имеют 28,4%  (№85 – 30,9%, а №30 – 25,7).

10. Вопрос. Как часто стрижете ногти?

а) 1 раз в неделю – 1,        б) 1 раз в месяц – 2

Нами установлено, что подростки стригут ногти 1 раз в месяц 85%, (по №85 школе – 82,4%, а  по №30 школе – 87,9%), это показывает, что в сельской школе на 5,5% больше, чем в городской,  а стригут 1 раз в месяц 15%  (№85 – 17,6%, а №30 – 12,1%).

№ школы

а

б

всего

абс

%

абс

%

абс

%

№85

56

82,4

12

17,6

68

100

№30

58

87,9

8

12,1

66

100

итого

114

85

20

15

134

100


11. Вопрос. Как часто вы купаетесь?

а) 1 раз в неделю – 1,                  б) 2 раза в неделю – 2,

в) в 2 недели 1 раз –3,                 г) ещё реже –4

Нами установлено, что подростки купаются 2 раза в неделю 59%, (по №85 школе – 60,3%, а  по №30 школе – 57,5%), это показывает, что в сельской школе на 2,8% меньше, чем в городской, из-за коммунальной благоустроенности города.

№ шко-лы

а

б

в

г

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

№85

26

38,2

41

60,3

0

0

1

1,5

68

100

№30

27

41

38

57,5

1

1,5

0

0

66

100

Ито-го

53

39,6

79

59

1

0,7

1

0,7

134

100


Моются  1 раз в неделю 39,6%  ( по №85 школе – 38,2%, а  по №30 школе – 41%). В две недели 1 раз по №30 школе 1 подросток – 0,7%, и ещё реже – по №85 школе 1 подросток – 0,7%.

12. Вопрос. Моете ли вы ноги перед сном?

а) ежедневно – 1,                                б) 2 раза в неделю – 2,

в) в   неделю 1 раз –3,                        г) не мою –4.

№ шко-лы

а

б

в

г

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

№85

47

69,1

11

16,2

7

10,3

3

4,4

68

100

№30

44

66,7

19

28,8

3

4,5

0

0

66

100

Ито-го

91

67,9

30

22,4

10

7,5

3

2,2

134

100


Нами установлено, что подростки моют ноги ежедневно 67,9%, (по №85 школе – 69,1%, а  по №30 школе – 66,7%), это показывает, что в сельской школе на 2,4% меньше, чем в городской, из-за коммунальной благоустроенности города.  Моют   ноги 2 раза в неделю 22,4%  ( по №85 школе – 16,2%, а  по №30 школе – 28,8%). В   неделю 1 раз  по №85 школе – 10,3%, а  по №30 школе – 4,5%). Не моют ноги по №30 школе – нет,  а  по №85 школе 3 подростка – 2,2%.

13. Вопрос. Как часто меняете нательное бельё?

а) каждый день – 1

б) через день – 2

в) в   неделю 1 раз –3

г) редко –4

№ шко-лы

а

б

в

г

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

№85

27

39,7

26

38,2

14

20,6

1

1,5

68

100

№30

35

53

27

41

4

6

0

0

66

100

Ито-го

62

46,3

53

39,6

18

13,4

1

0,7

134

100


Нами установлено, что подростки меняют нательное бельё ежедневно 46,3%, (по №85 школе – 39,7%, а  по №30 школе – 53%), это показывает, что в сельской школе на 13,3% больше, чем в городской. Меняют нательное бельё через день 39,6%  ( по №85 школе – 38,2%, а  по №30 школе – 41%). В   неделю 1 раз  13,4% (по №85 школе – 20,6%, а  по №30 школе – 6%). Редко меняют нательное бельё по №30 школе – нет,  а  по №85 школе 1 подросток – 0,7%.

14. Вопрос. Как часто меняете постельное бельё?

а) в неделю 1 раз – 1,    б) в месяц 1 раз – 2,         в) редко – 3

№ школы

а

б

в

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

№85

63

92,6

5

7,4

0

0

68

100

№30

47

71

15

23

4

6

66

100

итого

110

82

20

15

4

3

134

100


Нами установлено, что подростки меняют постельное бельё 1 раз в неделю 82%, (по №85 школе – 92,6%, а  по №30 школе – 71%), это показывает, что в сельской школе на 21,6% меньше, чем в городской. Меняют постельное бельё в месяц 1 раз 15%  ( по №85 школе – 7,4%, а  по №30 школе – 23%).   Редко меняют постельное бельё по №85 школе – нет,  а  по №30 школе 4 подростка – 3%.

15. Вопрос. Когда у вас гости, приходится ли вам спать (с мамой, отцом, братом, с сестрой)?

а) часто – 1,        б) иногда – 2,           в) нет – 3

№ школы

а

б

в

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

№85

3

10

14,7

55

80,9

68

100

№30

14

21,2

20

30,3

32

48,5

66

100

итого

17

12,7

30

22,4

87

64,9

134

100


Нами установлено, что подросткам не приходится спать (с мамой, отцом, братом, с сестрой)  -  64,9%, (по №85 школе – 80,9%, а  по №30 школе – 48,5%), это показывает, что в сельской школе на 32,4% меньше, чем в городской. Подросткам приходится   спать (с мамой, отцом, братом, с сестрой)  - 22,4%  ( по №85 школе – 14,7%, а  по №30 школе – 30,3%), это показывает, что в сельской школе на 15,6% больше, чем в городской.  Часто приходится   спать – 12,7%  ( по №85 школе – 4,4%, а  по №30 школе – 21,2%), это показывает, что в сельской школе на 16,8% чаще, чем в городской.

16. Вопрос. Участвуете ли вы в уборке квартиры?

а) да  – 1

б) иногда – 2

в) когда попросят – 3

г) если мне за это что-то дадут (деньги, подарок) – 4

д) нет - 5

Нами установлено, что подростки в основном самостоятельно участвуют в уборке квартиры -  78,4%, (по №85 школе – 82,3% (из них мальчики – 71,9%, а девочки активнее – 91,7%), а  по №30 школе – 74,2%(из них мальчики – 61,2%, а девочки активнее – 85,7%)), это показывает, что в сельской школе на 9,1% меньше, чем в городской. Причем, мальчики из №85 школы 71,9% на 10,7% чаще чем мальчики из № 30 школы 61,2%, а так же девочки из городской школы №85 – 91,7% на 6,2% больше, чем девочки из сельской школы № 30 – 85,7%.

№ школы

пол

а

б

в

г

д

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

№ 5

М

23

71,9

4

12,5

3

9,4

1

3,1

1

3,1

32

100

Д

33

91,7

0

0

0

0

3

8,3

0

0

36

100

ОП

56

82,3

4

5,9

3

4,4

4

5,9

1

1,5

68

100

№ 30

М

19

61,2

6

19,4

6

19,4

0

0

0

0

31

100

Д

30

85,7

4

11,4

1

2,9

0

0

0

0

35

100

ОП

49

74,2

10

15,2

7

10,6

0

0

0

0

66

100

итого

М

42

66,7

10

15,8

9

14,3

1

1,6

1

1,6

63

100

Д

63

88,7

4

5,6

1

1,4

3

4,3

0

0

71

100

ОП

105

78,4

14

10,4

10

7,5

4

3

1

0,7

134

100


Подростки иногда участвуют в уборке квартиры -  10,4%, (по №85 школе – 5,9% (  мальчики – 12,5%, а девочки - нет), а  по №30 школе – 15,2%(из них мальчики – 19,4%, а девочки   – 11,4%)).

Подростки  участвуют в уборке квартиры когда попросят -  7,5%, (по №85 школе – 4,4% (  мальчики – 9,4%, а девочки - нет), а  по №30 школе – 10,6%(из них мальчики – 19,4%, а девочки   – 2,9%)).

Подростки  участвуют в уборке квартиры если им за это что-то дадут (деньги, подарок) -  3%, (по №85 школе – 5,9% (  мальчики – 3,1%, а девочки – 8,3%), а  по №30 школе – нет

Подростки  не участвуют в уборке квартиры   -  0,7%, (по №85 школе – 1,5% (  мальчики – 3,1%, а девочки – нет), а  по №30 школе – нет.

17. Вопрос. Проветриваете ли вы свою комнату перед сном и после сна?

а) да  – 1,                б) нет - 5

№ школы

а

б

всего

абс

%

абс

%

абс

%

№85

38

55,9

30

44,1

68

100

№30

42

63,6

24

36,4

66

100

итого

80

59,7

54

40,3

134

100


Нами установлено, что подростки проветривают свою комнату перед сном и после сна в большей половине случаев -  59,7%, (по №85 школе – 55,9%, а  по №30 школе – 63,6%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% больше, чем в городской. Подростки не проветривают свою комнату перед сном и после сна -  40,3%, (по №85 школе – 44,1%, а  по №30 школе – 36,4%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% меньше, чем в городской.

18. Вопрос. Моете ли вы овощи-фрукты перед употреблением?

а) всегда мою  – 1,          б) редко - 5 ,            в) не мою –3

№ школы

а

б

в

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

№85

59

86,7

9

13,3

0

0

68

100

№30

59

89,4

6

9,1

1

1,5

66

100

итого

118

88,1

15

11,2

1

0,7

134

100


Нами установлено, что подростки  в большей половине случаев моют  овощи-фрукты перед употреблением -  88,1%, (по №85 школе – 86,7%, а  по №30 школе – 89,4%), это показывает, что в сельской школе на 2,7% больше, чем в городской. Подростки редко моют  овощи-фрукты перед употреблением   -  11,2%, (по №85 школе – 13,3%, а  по №30 школе – 9,1%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% меньше, чем в городской. Никогда не моют овощи-фрукты перед употреблением по №85 школе – нет, а  по №30 школе – 1 подросток.

 

4. Заключение – резюме.

 

В городской школе №85 инженерно-санитарные коммуникации соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, в отличие от сельской школы №30.

Уровень наблюдения за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей в городской школе №85, также находится на должном уровне, в отличие от сельской школы №30, где фактически отсутствует эта работа, из-за отсутствия постоянной медицинской сестры.

В городской школе № 85 не обнаружено детей с IV и V группами здоровья, то есть, среди учащихся нет детей имеющих тяжёлые хронические заболевания.  Однако  около половины учащихся (54,5%), отнесены к I группе здоровья, а именно 58,3% - мальчиков и 41,7 % - девочек. Также, если остальные девочки имели II группу здоровья (43,8%), то мальчики составляют (38,9%), то есть ко II группе здоровья отнесено меньше половины учащихся (42,4). Но необходимо отметить, что в этой школе есть дети с III группой здоровья, то есть с хронической патологией из них, мальчики составляют (6,3%), а девочки (9,4%), а в общем они составляют (3,1%).

Сравнительный анализ здоровья детей в исследованных школах №85 и №30 не проведён, из-за отсутствия сведений по группам здоровья в сельской школе, так как дети не наблюдаются медицинской сестрой..

В исследовании участвовало 134 учащихся из двух школ от 12 до 15 лет, которые были разделены на возрастные группы 12-13 лет (36,4%) и 14-15 лет (63,6%). Среди них мальчиков было 49,3%, а девочек – 50,7%.

В обоих школах большую часть представляли лица возрастной группы 14-15 лет (68,7%),  и меньшую составляли дети 12-13 лет (31,3%).

Нами установлено, что подавляющее большинство детей (97,7%) умываются каждое утро, хотя 2,3% детей иногда не умываются

При исследовании двух школ, по вопросу «Имеете ли вы индивидуальную зубную щётку?», было выяснено, что многие учащиеся имеют индивидуальную зубную щётку. Среди них 99,3% ответили, что у них - «есть зубная щётка», а 0,7%   ответили – «нет».

Все опрошенные дети чистят зубы. Совсем нечистящих зубы среди опрошенных нет. Однако, чистящих 2 раза в день с соблюдением всех норм и правил оказалось лишь около половины (50,7%), а редко чистящих 2,3%.

Нами установлено, что учащиеся обеих школ делают утреннюю гимнастику очень редко. Хотя на один из вариантов ответа «ежедневно» в городской школе, среди опрошенных, составляют 13,2%, а сельской школе 12,1%.

Выяснено, что в городской и сельской школе,  12,7% учащихся моют руки перед едой всегда, а не всегда – 63,4%, когда напоминают – 23,9%.

Нами установлено, что учащиеся обеих школ моют руки всегда после посещения туалета 94%, из них по школе №85 –89,7%, а по школе №30 – 98,5%. Не всегда моют – 6% учащихся подросткового возраста.

В целом по двум школам дети принимают пищу 3 раза в день 53% (№85 – 48,5%, а №30 – 57,6%), 4 раза в день - 32,8 %, как придётся - 12,7% , однако по №85 –17,6%, а по№ 30 – 7,6%, и 4 раза в день по 1,5%.

Имеют индивидуальную расчёску 77,6%, (по №85 – 73,5%, а  по №30 – 81,8%, это показывает, что в сельской школе на 8,3% больше, чем в городской), не имеют 22,4%  (№85 – 26,5%, а №30 – 18,2).

Имеют индивидуальное полотенце 71,6%, (по №85 – 69,1%, а  по №30 – 74,3), это показывает, что в сельской школе на 5,2% больше, чем в городской,  а не имеют 28,4%  (№85 – 30,9%, а №30 – 25,7).

Нами установлено, что подростки стригут ногти 1 раз в месяц 85%, (по №85 школе – 82,4%, а  по №30 школе – 87,9%), это показывает, что в сельской школе на 5,5% больше, чем в городской,  а стригут 1 раз в месяц 15%  (№85 – 17,6%, а №30 – 12,1%).

Нами установлено, что подростки купаются 2 раза в неделю 59%, (по №85 школе – 60,3%, а  по №30 школе – 57,5%), это показывает, что в сельской школе на 2,8% меньше, чем в городской, из-за коммунальной благоустроенности города. Моются  1 раз в неделю 39,6%  ( по №85 школе – 38,2%, а  по №30 школе – 41%). В две недели 1 раз по №30 школе 1 подросток – 0,7%, и ещё реже – по №85 школе 1 подросток – 0,7%.

Нами установлено, что подростки моют ноги ежедневно 67,9%, (по №85 школе – 69,1%, а  по №30 школе – 66,7%), это показывает, что в сельской школе на 2,4% меньше, чем в городской, из-за коммунальной благоустроенности города.  Моют   ноги 2 раза в неделю 22,4%  ( по №85 школе – 16,2%, а  по №30 школе – 28,8%). В   неделю 1 раз  по №85 школе – 10,3%, а  по №30 школе – 4,5%). Не моют ноги по №30 школе – нет,  а  по №85 школе 3 подростка – 2,2%.

Нами установлено, что подростки меняют нательное бельё ежедневно 46,3%, (по №85 школе – 39,7%, а  по №30 школе – 53%), это показывает, что в сельской школе на 13,3% больше, чем в городской. Меняют нательное бельё через день 39,6%  ( по №85 школе – 38,2%, а  по №30 школе – 41%). В   неделю 1 раз  13,4% (по №85 школе – 20,6%, а  по №30 школе – 6%). Редко меняют нательное бельё по №30 школе – нет,  а  по №85 школе 1 подросток – 0,7%.

Нами установлено, что подростки меняют постельное бельё 1 раз в неделю 82%, (по №85 школе – 92,6%, а  по №30 школе – 71%), это показывает, что в сельской школе на 21,6% меньше, чем в городской. Меняют постельное бельё в месяц 1 раз 15%  ( по №85 школе – 7,4%, а  по №30 школе – 23%).   Редко меняют постельное бельё по №85 школе – нет,  а  по №30 школе 4 подростка – 3%.

Нами установлено, что подросткам не приходится спать (с мамой, отцом, братом, с сестрой)  -  64,9%, (по №85 школе – 80,9%, а  по №30 школе – 48,5%), это показывает, что в сельской школе на 32,4% меньше, чем в городской. Подросткам приходится   спать (с мамой, отцом, братом, с сестрой)  - 22,4%  ( по №85 школе – 14,7%, а  по №30 школе – 30,3%), это показывает, что в сельской школе на 15,6% больше, чем в городской.  Часто приходится   спать – 12,7%  ( по №85 школе – 4,4%, а  по №30 школе – 21,2%), это показывает, что в сельской школе на 16,8% чаще, чем в городской.

Нами установлено, что подростки в основном самостоятельно участвуют в уборке квартиры -  78,4%, (по №85 школе – 82,3% (из них мальчики – 71,9%, а девочки активнее – 91,7%), а  по №30 школе – 74,2%(из них мальчики – 61,2%, а девочки активнее – 85,7%)), это показывает, что в сельской школе на 9,1% меньше, чем в городской. Причем, мальчики из №85 школы 71,9% на 10,7% чаще, чем мальчики из № 30 школы 61,2%, а так же девочки из городской школы №85 – 91,7% на 6,2% больше, чем девочки из сельской школы № 30 – 85,7%.

Подростки иногда участвуют в уборке квартиры -  10,4%, (по №85 школе – 5,9% (мальчики – 12,5%, а девочки - нет), а  по №30 школе – 15,2%(из них мальчики – 19,4%, а девочки   – 11,4%)).

Подростки  участвуют в уборке квартиры когда попросят -  7,5%, (по №85 школе – 4,4% (  мальчики – 9,4%, а девочки - нет), а  по №30 школе – 10,6%(из них мальчики – 19,4%, а девочки   – 2,9%)).

Подростки  участвуют в уборке квартиры если им за это что-то дадут (деньги, подарок) -  3%, (по №85 школе – 5,9% (  мальчики – 3,1%, а девочки – 8,3%), а  по №30 школе – нет

Подростки  не участвуют в уборке квартиры   -  0,7%, (по №85 школе – 1,5% (  мальчики – 3,1%, а девочки – нет), а  по №30 школе – нет.

Нами установлено, что подростки проветривают свою комнату перед сном и после сна в большей половине случаев -  59,7%, (по №85 школе – 55,9%, а  по №30 школе – 63,6%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% больше, чем в городской. Подростки не проветривают свою комнату перед сном и после сна -  40,3%, (по №85 школе – 44,1%, а  по №30 школе – 36,4%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% меньше, чем в городской.

Нами установлено, что подростки  в большей половине случаев моют  овощи-фрукты перед употреблением -  88,1%, (по №85 школе – 86,7%, а  по №30 школе – 89,4%), это показывает, что в сельской школе на 2,7% больше, чем в городской. Подростки редко моют  овощи-фрукты перед употреблением   -  11,2%, (по №85 школе – 13,3%, а  по №30 школе – 9,1%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% меньше, чем в городской. Никогда не моют овощи-фрукты перед употреблением по №85 школе – нет, а  по №30 школе – 1 подросток.

5. Выводы 


В последние годы наука и практика в области здравоох­ранения обогатились фундаментальными исследованиями, по­священными изучению состояния здоровья, закономерностей роста и развития детей и подростков, научному обоснованию учебной, трудо­вой и спортивной деятельности. Разработаны новые гигиенические подходы и требования к строительству и благоустройству детских и подростковых учреж­дении. Обновились соответствующие официальные материалы нормативного характера.

В работе проведён обзор литературы по вопросу воспитания санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста. А также обследованы городская школа №85 и сельская школа №30 по вопросам  их инженерно-санитарных коммуникаций.

Проведён анализ результатов обследования школ №85 и №30, изучено распределение учеников по группам здоровья, определено половозрастное распределение, проведено анкетирование этих школ по вопросам санитарно-гигиенического воспитания.

В результате обследования определено, в городской школе №85 инженерно-санитарные коммуникации соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, в отличие от сельской школы №30.

Уровень наблюдения за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей в городской школе №85, также находится на должном уровне, в отличие от сельской школы №30, где фактически отсутствует эта работа, из-за отсутствия постоянной медицинской сестры.

Однако по некоторым показателям санитарно-гигиенических навыков подростки сельской школы №30 имеют лучшие показатели, (хотя у них и нет постоянной медицинской сестры и хуже инженерно-санитарные коммуникации) благодаря  санитарно-гигиеническому воспитанию школы, учителей, родителей, сельского окружения.

В городской школе № 85 не обнаружено детей с IV и V группами здоровья, то есть, среди учащихся нет детей имеющих тяжёлые хронические заболевания.

Основные направления рефор­мы общеобразовательной   школы выдвигают перед органами здравоохранения новые задачи по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения, подготовке его к дальнейшей трудовой деятельности. В решении этих задач особая роль отводится гигиене детей и подростков, их санитарно-гигиеническому воспитанию.

В связи, с чем все больше возрастает роль медицинской сестры в вопросах воспитания санитарно-гигиенической культуры школьников подросткового возраста,   роль школьной медсестры-менеджера в приобщении подростков к санитарной культуре, закреплении привитых ранее санитарно-гигиенических навыков подростков на данном этапе, из-за медицинских и социальных проблем, а также существующих социальных условий и экологии.

6. Список использованной литературы


1.   Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. (с изменениями от 7 октября 1998 г.)

2.   Закон Республики Казахстан от 19 мая 1997 года N 111-1 Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами РК от 1.07.98 г. N 259-1; от 17.12.98 г. N 325-1; от 7.04.99 г. N 374-1; от 22.11.99 г. N 484-1 (вступают в силу с 1.01.2000))

3.   Указ Президента Республики Казахстан от 28 января 1998 г. N 3834 О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года (внесены изменения Указами Президента РК от 7.09.99 г. N 206; от 17.02.00 г. N 344)

4.   Справочник практического врача. Под ред. Вельтищева Ю. В. Медицина. М. В 2-х томах. 1990 г.

5.   Задворская А. Б. Справочник медицинской сестры. В 2-х т. 1998 г. 

6.   Руководство к лабораторным занятиям по  гигиене детей и подростков. Под ред. Кардашенко В. Н. М. Медицина. 1983 г. – 264 с.

7.   Lemon/лимон. Учебные материалы по сестринскому делу. Проект ВОЗ по обеспечению материалов для медсестер в странах     Центральной и Восточной Европы и в новых независимых государствах (на территории бывшего СССР). 2000 г.

8.   Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела: Учебное посо­бие. В 2 частях. Ч. I.-M.: 1996.-184 с., ил. - (Учеб. лит. для учащихся мед. училищ).

9.   Научные теории в сестринской деятельности  1999 г.

10. Сафонова А. Г. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. 3-е изд. М. Медицина. 1979 г. 655 с.

11. Гигиена детей и подростков. Учебник под ред. Сердинской  Г. Н. М.:  Медицина. 1989 г. – 320 с.

12. Справочник терапевта. Алма-Ата. Кайнар. – 1981 г. – 656 с. 

13. Справочник фельдшера. В 2-х томах. М. Медицина. 1990 г.

14. Теоретические основы сестринского дела.-В кн.: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, 1993.—с. 30.

15. Харди И. Врач, сестра, больной.—Академия наук Венгрии, 1981.-С. 25-96.

16. Элконин Б. Л. и др. Неотложная диагностика и терапия.—Л.: Медицина, 1987. С. 38-45. 


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!