Влияние транспорта на окружающею среду
Министерство
образования
Российской
Федерации
ГОУ
ВПО
Ростовский
Государственный Экономический
Университет
« РИНХ»
Кафедра рег. экономики
и природопользования
Реферат на тему : « Влияние
транспорта
на окружающую среду»
Выполнила
студентка
Сулацкая Е.
Код
03142
Группа
516
Факультет финансовый
Специализация
финансы и кредит
Проверил к.э.н.
старший
преподаватель
А.В Карпиленко
Ростов- на- Дону
2003
Содержание
Введение
………………………………………………………3стр.
Против природы на
авто……………………………………….3стр.
Авиация и
ракетоносители…………………………………….6стр.
Загрязнение
окружающей среды судами……………………...8стр.
Декларация и
Общеевропейская программа по транспорту,
Охране окружающей
среды и здоровья………………………10стр
Заключение
……………………………………………………11 стр.
Приложение…………………………………………………….13стр.
Список используемой
литературы…………………………... 15стр.
1 Введение
Транспортный комплекс , в частности в России, включающий в себя
автомобильный, морской, внутренний водный, железнодорожный и авиационный виды
транспорта, - один из крупнейших загрязнителей атмосферного воздух его влияние
на окружающею среду выражается, в основном, в выбросах в атмосферу токсикантов
с отработавшими газами транспортных двигателей и вредных веществ от
стационарных источников, а также в загрязнении поверхностных водных объектов,
образовании твердых отходов и воздействии транспортных шумов.
К главным источникам загрязнения
окружающей среды и потребителям энергоресурсов относятся автомобильный
транспорт и инфраструктура автотранспортного комплекса.
Загрязняющие выбросы в атмосферу от
автомобилей по объему более чем на порядок превосходят выбросы от
железнодорожных транспортных средств. Далее идут ( в порядке убывания)
воздушный транспорт, морской и внутренние водный. Несоответствие транспортных
средств экологическим требованиям, продолжающееся увеличение транспортных
потоков, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог-все это приводит к
постоянному ухудшению экологической обстановки.
Так как автотранспорт по сравнение с
другими видами транспорта приносит наибольший вред окружающей среде, мне бы
хотелось подробней остановиться именно на нем.
2
Против природы на авто
Мысль о том , что с автотранспортом нужно
что- то делать, крутиться в голове каждого сознательного человека. Страшный
уровень загазованности воздуха, по сумме вредных газов ПДК, например, в Москве
в 30 раз превышает предельно допустимую норму.
Жизнь в
мегаполисах стала невыносимой. Токио, Париж, Лондон, Мехико, Афины… задыхаются
от избытка автомобилей. В Москве более 100 дней в году смог. Почему? Никто не
хочет понять, что энергия, которую потребляет автомобильный транспорт, превышает
во много раз все экологические нормы. Об этом много сказано и написано, но вопрос
остается нерешенным, так как никто не вникал в суть проблемы. И поэтому автотранспорт
– самый энергетически невыгодный.
Избыточное
количество воздуха от автомобильного выхлопа вызвало европейский потоп летом
2002 года: наводнение в Германии, Чехословакии, Франции, Италии, в Краснодарском
крае, Адыгее. Засуха и смог в центральных областях европейской части России, в
Московской области. Потоп можно объяснить тем, что к атмосферным течениям и
флюктуациям воздушных потоков добавились мощные потоки горячего воздуха от автомобильного
выхлопа CO2 и паров H2O отработанных газов из Центральной и Восточной Европы, где рост
количества автомобилей превысил все допустимые нормы. Числшо автомобилей на
трассах и городах у нас возросло в 5 раз . от этого резко увеличились тепловое
нагревание воздуха и его объем от паров автомобильного выхлопа. Если в 1970-е
годы нагрев атмосферы автомобильным транспортом был значительно меньше нагрева
поверхности Земли от солнца, то в 2002 году количество двигающихся машин
возросло во столько раз, что нагрев атмосферы от автомобилей становится
соизмерим с нагревом от солнца и резко нарушает климат атмосферы. Нагретые CO2 и пар H2O от автомобильного
выхлопа дают избыток воздушной массы в центре России, эквивалентный потокам
воздуха с Гольфстрима, и весь этот избыточный нагретый воздух повышает
атмосферное давление. И когда ветер дует в сторону Европы, здесь сталкивается
два потока с Атлантического океана и из России, дающие такое избыточное
количество осадков, которое ведет к Европейскому потопу.
Количество вредных
веществ, поступающих в атмосферу, в составе отработавших газов, зависит от
общего технического состояния автомобилей и особенно от двигателя – источника
наибольшего загрязнения. Так, при нарушении регулировки карбюратора выбросы СО
увеличиваются в 4 – 5 раз.
Применение
этилированного бензина, имеющего в своем составе соединения свинца, вызывает
загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными соединениями свинца. Около
70% свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в атмосферу с
отработавшими газами, из них 30% оседает на земле сразу, а 40% остается в
атмосфере. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5 – 3
кг свинца в год. Концентрация свинца в воздухе зависит от содержания свинца в
бензине:
Содержание свинца
в бензине, г/л…………0,15 0,20 0,25 0,50
Концентрация
свинца в воздухе, мкг/м3…..0,40 0,50 0,55 1,00
Доля участия
автомобильного транспорта в загрязнении атмосферного воздуха крупных городов
мира составляет, %:
Оксид
углерода Оксиды Азота Углеводороды
Москва 96,3 32,6 64,4
Санкт-Петербург 88,1 31,7 79
Токио
99 33 95
Нью-Йорк
97 31 63
В некоторых
городах концентрация СО в течении коротких периодов достигает 200 мг/м3
и более, при нормативных значениях максимально допустимых разовых концентраций
40 мг/м3 (США) и 10 мг/м3 (Россия).
В Московской области ОГ (отработанные
газы автомобилей) CO,CH, CnHm - создают смог, и высокое давление приводит к тому, что дым горевших
торфяников стелется по земле, не уходит вверх, суммируется с ОГ, в результате
ПДК в сотни раз превышает допустимую норму.
Это приводит к развитию широкого спектра
заболеваний (бронхиты, пневмонии, бронхиальная астма, сердечная
недостаточность, инсульты, язвы желудка, через который эти газы выделяются…) и
увеличению смертности людей с ослабленным иммунитетом. Особенно трудно
приходится детям6 бронхиты, бронхиальная астма, кашель, у новорожденных нарушение
генных структур организма и неизлечимые болезни, в итоге увеличение детской
смертности на 10% в год.
У здоровых людей
организм справляется с отравленным воздухом, но на это уходит так много
физиологических сил, что в результате все эти люди теряют работоспособность,
производительность труда падает, а мозг работает совсем плохо.
В России на 1 км
автомобильных дорог приходится от 2 до 7 га. При это не только изымаются
сельскохозяйственные, лесные и другие земли, но и происходит расчленение
территории на отдельные замкнутые участки, что нарушает обитания популяций
диких животных.
Около 2млр тонн
нефти потребляет автомобильный и дизельный транспорт6 автомобили, трактора,
суда, комбайны танки, самолеты.
Разве это не
безумие, 2млр тонн нефти выбрасывать на ветер и только 39млн тонн использовать
для перевозки грузов. При этом , например, в США нефть закончится через 10 лет,
через 20 лет останется военный резерв через 30 лет черное золото будет стоить
дороже желтого.
Если не изменить
расход нефти , то через 40 лет не останется ни капли. Без нефти цивилизация
погибнет, не достигнув зрелого возраста, способности возродить цивилизацию в
другом месте.
Меры
предпринимаемые в России для уменьшения отрицательного влияния автотранспорта
на окружающую среду :
Принимаются меры
для улучшения качества отечественного автомобильного топлива: растет выпуск
высокооктанового бензина российскими заводами, организовано производство
экологически более чистого бензина в АО «Московский нефтеперерабатывающий
завод». Однако импорт этилированных бензинов сохраняется. В результате в атмосферу
от автотранспорта поступает меньше свинца.
Существующее
законодательство не позволяет ограничить ввоз в страну старых автомобилей с
низким эксплуатационными характеристиками, и количество иномарок с большим
сроком службы, не отвечающих нормам государственных стандартов.
Контроль за
соблюдением экологических требований при эксплуатации автотранспорта
осуществляют региональные отделения Российской транспортной инспекции Минтранса
в тесном взаимодействии с Госкомэкологии России. В ходе широкомасштабной
операции « Чистый воздух», в которой приняли участие все отделения
Ространсинспекции, установлено, что практически во всех субъектах РФ доля
автомобилей, эксплуатируемых с превышением действующих нормативов по
токсичности и в отдельных регионах достигает 40%. По предложению отделений
Ространсинспекции на большинстве территорий субъектов РФ введены талоны
токсичности для автомобилей.
В последние
годы, несмотря на рост числа автомобилей, в Москве наметилась тенденция
стабилизации объема выбросов вредных веществ. Основные факторы, позволяющие
поддерживать такую ситуацию внедрение католических нейтрализаторов отработавших
газов; ввод в действие обязательного экологического сертифицирования автомобилей,
принадлежащих юридическим лицам; существенное улучшение топлива на АЗС.
В целях снижения
загрязнения окружающей среды продолжается перевод предприятий дорожного
хозяйства с жидкого топлива на газ. Принимаются меры для улучшения
экологической ситуации в районах размещения асфальтобетонных заводов и
асфальтосмесительнх установок6 модернизируется очистное оборудование,
совершенствуются мазутные горелки.
3.Авиация
и ракетоносители
Применение
газотурбинных двигательных установок в авиации и ракетостроении поистине
огромно. Все ракетоносители и все самолеты (кроме пропеллерных на которых стоят
ДВС) используют тягу этих установок. Выхлопные газы газотурбинных двигательных
установок (ГТДУ) содержат такие токсичные компоненты, как СО, NОx, углеводороды, сажу, альдегиды и др.
Исследования
состава продуктов сгорания двигателей, установленных на самолетах «Боинг-747»,
показали, что содержание токсичных составляющих в продуктах сгорания
существенно зависит от режима работы двигателя.
Высокие
концентрации СО и CnHm (n –
номинальное число оборотов двигателя) характерны для ГТДУ на пониженных режимах
(холостой ход, руление, приближение к аэропорту, заход на посадку), тогда как
содержание оксидов азота NOx (NO, NO2, N2O5) существенно
возрастает при работе на режимах близких к номинальному (взлет, набор высоты,
полетный режим).
Суммарный выброс
токсичных веществ самолетами с ГТДУ непрерывно растет, что обусловлено
повышением расхода топлива до 20 – 30 т/ч и неуклонным ростом числа эксплуатируемых
самолетов.
Наибольшее
влияние на условия обитания выбросы ГТДУ оказывают в аэропортах и зонах,
примыкающих к испытательным станциям. Сравнительные данные по выбросам вредных
веществ в аэропортах показывают, что поступления от ГТДУ в приземный слой
атмосферы составляют:
Оксиды углерода –
55%
Оксиды азота –
77%
Углеводороды –
93%
Аэрозоль – 97
остальные выбросы
выделяют наземные транспортные средства с ДВС.
Загрязнение
воздушной среды транспортом с ракетными двигательными установками происходит
главным образом при их работе перед стартом, при взлете и посадке, при наземных
испытаниях в процессе их производства и после ремонта, при хранении и
транспортировке топлива, а так же при заправке топливом летательных аппаратов.
Работа жидкостного ракетного двигателя сопровождается выбросом продуктов
полного и неполного сгорания топлива, состоящих из O, NOx, OH и др.
При сгорании
твердого топлива из камеры сгорания выбрасываются H2O, CO2, HCl, CO, NO, Cl, а также твердые частицы Al2O3 со
средним размером 0,1 мкм (иногда до 10 мкм).
В двигателях
космического корабля «Шатл» сжигается как жидкое так и твердое топливо.
Продукты сгорания топлива по мере удаления корабля от Земли проникают в различные
слои атмосферы, но большей частью в тропосферу.
В условиях
запуска у пусковой системы образуется облако продуктов сгорания, водяного пара
от системы шумоглушения, песка и пыли. Объем продуктов сгорания можно
определить по времени (обычно 20 с) работы установки на стартовой площадке и в
приземном слое. После запуска высоко температурное облако поднимается на высоту
до 3 км и перемещается под действием ветра на расстояние 30 – 60 км, оно может
рассеятся, но может стать и причиной кислотных дождей.
При старте и
возвращении на Землю Ракетные двигатели неблагоприятно воздействуют не только
на приземный слой атмосферы, но и на космическое пространство, разрушая
озоновый слой Земли. Масштабы разрушения озонового слоя определяются числом
запусков ракетных систем и интенсивностью полетов сверхзвуковых самолетов. За
40 лет существования космонавтики в СССР и позднее России произведено свыше
1800 запусков ракет-носителей. По прогнозам фирмы Aerospace в XXI в. для транспортировки грузов на орбиту
будет осуществляться до 10 запусков ракет в сутки, при этом выброс продуктов
сгорания каждой ракеты будет превышать 1,5 т/с.
Согласно ГОСТ
17.2.1.01 – 76 выбросы в атмосферу классифицируют:
1) по агрегатному состоянию вредных веществ в выбросах, это – газообразные
и парообразные (SO2, CO, NOx углеводороды и др.); жидкие
(кислоты, щелочи, органические соединения, растворы солей и жидких металлов);
твердые (свинец иего соединения, органическая и неорганическая пыль, сажа,
смолистые вещества и др.);
2) по массовому выбросу, выделяя шесть групп, т/сут:
1) менее 0,01 вкл.;
2) свыше 0,01 до 0,1 вкл.;
3) свыше 0,1 до 1,0 вкл.;
4) свыше 1,0 до 10 вкл.;
5) свыше 10 до 100 вкл.;
6) свыше 100.
В связи с
развитием авиации и ракетной техники, а также интенсивным использованием
авиационных и ракетных двигателей в других отраслях народного хозяйства существенно
возрос их общий выброс вредных примесей в атмосферу. Однако на долю этих двигателей
приходится пока не более 5% токсичных веществ, поступающих в атмосферу от
транспортных средств всех типов.
4. Загрязнение окружающей среды судами
Морской флот
является существенным источником загрязнения воздушная атмосферы и мирового
океана. Жестокие требования международной морской организации ( ИМО) от 1997
года по контролю качества выпускных газов судовых дизелей и удаляемых за борт
льяльных, бытовых и сточных вод направлены на ограничение отрицательного
воздействия эксплуатируемых судов на окружающую среду.
Для
уменьшения загрязнения газов при работе дизеля металлами, сажей и другими
твердыми примесями дизеле-и судостроители вынуждены в кратчайшие сроки оборудовать
судовые энергетические установки и пропульсивные комплексы техническими средствами
по очистке выпускных газов, более эффективными сепараторами льяльных нефтесодержащих
вод, очистителями сточных и бытовых вод, современными инсинераторами.
Рефрижераторы, танкерыгазо-и химовозы, некоторые другие суда являются источниками
загрязнения атмосферы фреонами ( окислами азота0, используемых в качестве рабочего
тела в холодильных установках. Фреоны разрушают озоновый слой атмосферы Земли,
являющийся охранным щитом для всего живого от жестокого излучения ультрафиолетового
излучения.
Очевидно,
что чем тяжелее топливо используемое для тепловых двигателей, тем больше в нем
тяжелых металлов. В связи с этим применение на судах природного газа и
водорода, наиболее экологически чистых видов топлива, является весьма
перспективным. Отработавшие газы дизелей, работающих на газовом топливе,
практически не содержат твердых веществ ( сажи , пыли) ,а также окислов серы,
гораздо меньше содержат угарного газа и несгоревших углеводородов.
Серный газ SO2 входящий в состав выпускных газов, окисляясь до состояния SO3, растворяется в воде и образует серную кислоту, в связи с чем степень
вредности SO2 для окружающей среды вдвое выше, чем окислов
азота NO2 эти газы и кислоты нарушают экологический
баланс.
Если принять
за 100% весь ущерб от эксплуатации транспортных судов, то, как показывает
анализ, экономический ущерб от загрязнения морской среды и биосферы в среднем
составляет 405 , от вибрации и шума оборудования и корпуса судна-22%, от
коррозии оборудования и корпуса –18%, от ненадежности транспортных двигателей
–15%, от ухудшения здоровья экипажа-5%.
Правила ИМО от
1997 г. ограничивают предельное содержание серы в топливе на ровне 4,5% , а на
ограниченных акваториях ( например, в Балтийском регионе) до 1,5%. Что
касается окислов азота Nox, то для всех новых строящихся
судов установлены предельных нормы их содержания в выпускных газах в
зависимости от частоты вращения коленчатого вала дизеля, что уменьшает
загрязнения ими атмосферы на 305. При этом значение верхнего предела
содержания Nox, у малооборотных дизелей выше, чем у средне
и высокооборотных, так как они располагают большим временем на сгорания топлива
в цилиндрах.
В результате
анализа всех отрицательных факторов, влияющих на окружающую среду при
эксплуатации транспортных судов, можно сформулировать основные мероприятия,
направленные на уменьшения этого воздействия:
-
применение более качественных сортов моторного
топлив, а также природного газа и водорода в качестве альтернативного топлива;
-
оптимизация рабочего процесса в дизеле на всех
эксплуатационных режимах с широким внедрением систем электронно-управляемого
впрыска топлива и регулирования фаз газораспределения и топливоподачи, а также
оптимизации подачи масла в цилиндры дизеля;
-
полное предотвращение пожаров в утилизационных
котлах благодаря оборудованию их системами контроля температуры в полости
котла, пожаро-тушения, сажеобдува;
-
обязательное оборудование судов техническими
средствами по контролю качества уходящих в атмосферу выпускных газов и
удаляемых за борт нефтесодержащих, сточных и бытовых вод;
-
полное запрещение использования на судах для любых
целей азотосодержащих веществ ( в рефрижераторных установках, противопожарных
системах и т д.)
-
предотвращение протечек в сальниковых и фланцевых
соединениях и судовых системах.
-
эффективное применение валогенераторных установок
в составе судовых электроэнергетических систем и переход к эксплуатации дизель-
генераторов с переменной частотой вращения.
Таким образом
нельзя сказать, что вопросу загрязнения транспортом не уделяется никакого
внимания. Все больше обычные поезда заменяются электровозами, разрабатываются и
уже выпускаются автомобили на аккумуляторных батареях, при современных темпах
прогресса можно надеяться на то что вскоре появятся и экологически чистые авиационные
и ракетные двигатели. Правительства принимают решения против загрязнения планеты.
Об этом свидетельствует и принятая декларация.
ДЕКЛАРАЦИЯ
И ОБЩЕЕВРОПЕЙСКАЯ ПРОГРАММА ПО ТРАНСПОРТУ, ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ
|
В Декларации подтверждается намерение продолжить работу в целях
обеспечения развития экологически чистого транспорта. Рамочная стратегия
Общеевропейской Программы уделяет внимание особым потребностям и проблемам
новых независимых государств (СНГ), а также экологически наиболее уязвимым
районам этого региона. Представители МПС России приняли участие во Втором
совещании по вопросам транспорта, окружающей среды и здоровья под эгидой
Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН) и Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), которое состоялось 5 июля 2002 года в Женеве
(Швейцария).
В совещании участвовали представители 39 стран, ЕЭК ООН, ВОЗ, Комиссии
Евросоюза, ряда международных правительственных и неправительственных организаций.
Российскую делегацию возглавлял первый заместитель Министра транспорта
А.П.Насонов. На встрече были рассмотрены вопросы среднесрочного обзора
Программы совместных действий, принятой государствами-членами ЕЭК ООН на
Региональной конференции по транспорту и окружающей среде (Вена, ноябрь 1997
г.) и оценки осуществления Хартии по транспорту, окружающей среде и охране
здоровья, принятой на Третьей Конференции на уровне министров по окружающей
среде и охране здоровья (Лондон, июнь 1999 г.). Также были обсуждены вопросы
принятия Общеевропейской Программы по транспорту, охране окружающей среды и
здоровья и принятие Декларации по
транспорту, окружающей среде и охране здоровья.
В ходе работы совещания было
признано, что в современном мире происходит
стремительное развитие автомобильного транспорта, следствием чего является
резкое ухудшение экологической обстановки. Поэтому возникла необходимость
разработать и осуществить на международном уровне комплекс эффективных мер по
всестороннему развитию экологически чистых видов транспорта. В тоже время
отмечалось, что обеспечение экологической безопасности транспорта требует
существенных размеров инвестиций, а большинство стран мира их не имеет. В
новых независимых государствах (СНГ) и государствах Восточной Европы в
настоящее время не хватает финансовых средств на развитие и модернизацию
железнодорожного транспорта, который является экологически более чистым. Происходит
старение основных фондов и, как следствие, снижается экологическая безопасность
железных дорог, их конкурентоспособность.
В ходе работы Второго совещания по вопросам транспорта, окружающей среды и
здоровья под эгидой Европейской Экономической
Комиссии ООН (ЕЭК ООН) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) была
принята Декларация и Общеевропейская Программа по транспорту, охране
окружающей среды и здоровья.
В Декларации транспорт выделен в качестве одного из приоритетных направлений
деятельности на национальном и международном уровнях для достижения цели
устойчивого развития. Подтверждается намерение продолжить работу в целях
обеспечения развития транспорта, отвечающего требованиям охраны окружающей
среды и здоровья (экологически чистого транспорта).
Декларация содержит постановление о принятии Общеевропейской Программы по
транспорту, охране окружающей среды и здоровья, которая будет выполняться под
эгидой ЕЭК ООН и ВОЗ, состоящей из трех компонентов: рамочной стратегии;
плана работы, включающего ряд отдельных конкретных мероприятий; создания
Руководящего комитета по транспорту, окружающей среде и охране здоровья, который будет стимулировать, контролировать,
координировать выполнение Программы.
Рамочная стратегия Общеевропейской Программы особое внимание уделяет
интеграции аспектов охраны окружающей среды и здоровья в транспортную политику;
управлению спросом на перевозки и перераспределению их по видам транспорта в
сторону экологически чистых видов; особым потребностям и проблемам новых
независимых государств (СНГ), а также экологически наиболее уязвимым районам
этого региона.
|
Заключение
Охрана природы - задача нашего века,
проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей
окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но
неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со
всеми выявившимися затруднениями.
Однако воздействие человека на окружающую среду
приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся
целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика
по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы
накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о
взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы
уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.
Приложение
Запасы нефти
Доказанные запасы нефти
|
1999 г (млрд.т)
|
2001г (млрд .т)
|
Всего
139
|
142
|
|
Саудовская Аравия
|
35,8
|
Ирак
|
15,5
|
15,4
|
Кувейт
|
13,3
|
12,9
|
Абу Даби ( ОАЭ)
|
12,5
|
12,7
|
Иран
|
12,3
|
12.3
|
Венесуэла
|
10,0
|
10,6
|
Россия
|
6,63
|
6,57
|
Мексика
|
6,6
|
6,5
|
США
|
3,0
|
2,9
|
Список
используемой литературы
1
Журнал Природа и человек. №8 2003 изд.: Наука
Москва 2000г
2
Журнал Морской флот №11-12 2000год изд.: РИЦ
3
Журнал Конверсия в машиностроении № 1 2001 г изд
.: Москва
« Инфромконверсия.»
4
Журнал Энергия : экономика, техника. Экология.
№11 1999год
изд.: Наука Москва 1999
5
Журнал «Eco News» № 5 2002г www.statsoft.ru
6
Информационный портал по статистике транспорту и
таможне
www.logistic.ru