Realite – исключение и выбор, отражающие реальность).
В настоящее время разработан ряд методов семейства ELECTRE.
Методы ELECTRE направлены на решение задач с уже заданными
многокритериальными альтернативами. В этих методах не определяется
количественно показатель качества каждой из альтернатив, а устанавливается лишь
условие превосходства одной альтернативы над другой.
Постановка задачи обычно имеет следующий вид.
Дано: N критериев со шкалами оценок (обычно
количественные), веса критериев (обычно целые числа), альтернативы с оценками
по критериям.
Требуется: выделить группу лучших альтернатив.
Основные этапы методов ELECTRE
1) на основании заданных оценок двух
альтернатив подсчитываются значения двух индексов: согласия и несогласия. Эти
индексы определяют согласие и несогласие с гипотезой, что альтернатива А
превосходит альтернативу В;
2) задаются уровни согласия и несогласия, с
которыми сравниваются подсчитанные индексы для каждой пары альтернатив. Если
индекс согласия выше заданного уровня, а индекс несогласия – ниже, то одна из
альтернатив превосходит другую. В противном случае альтернативы несравнимы;
3) из множества альтернатив удаляются
доминируемые. Оставшиеся образуют первое ядро. Альтернативы, входящие в ядро,
могут быть либо эквивалентными либо несравнимыми;
4) вводятся более «слабые» значения уровней
согласия и несогласия (меньший по значению уровень согласия и больший уровень
несогласия), при которых выделяются ядра с меньшим количеством альтернатив;
5) в последнее ядро входят наилучшие
альтернативы. Последовательность ядер определяет упорядоченность альтернатив по
качеству.
В различных методах семейства ELECTRE
индексы согласия и несогласия строятся по-разному. Основные идеи построения
этих индексов показаны на примере метода ELECTRE1.
Каждому из N критериев ставится в
соответствие целое число p, характеризующее важность критерия. Б.Руа
предложил рассматривать p как «число голосов» членов жюри, голосующих
за важность данного критерия.
Выдвигается гипотеза о превосходстве
альтернативы А над альтернативой В. Множество I,
состоящее из N критериев, разбивается на три подмножества
- подмножество критериев, по которым А
предпочтительнее В;
- подмножество критериев, по которым А
равноценно В;
- подмножество критериев, по которым В
предпочтительнее А.
Далее формулируется индекс согласия с
гипотезой о превосходстве А над В. (В других методах семейства ELECTRE
используются индексы сильного и слабого превосходства).
Индекс согласия подсчитывается на основе весов
критериев. Так, в методе ELECTRE1 этот индекс определяется как отношение суммы
весов критериев подмножеств и к общей сумме весов
Формула
(1)
А в методе ELECTRE II
индекс согласия определяется как отношение суммы весов критериев подмножеств к сумме весов критериев
подмножеств
Формула (2)
Индекс несогласия с гипотезой о превосходстве А
над В определяется на основе самого «противоречивого» критерия –
критерия, по которому В в наибольшей степени превосходит А.
Расчет его одинаков как в методе ELECTRE I, так и в методе ELECTRE II
Чтобы учесть возможную разницу длин шкал
критериев, разность оценок В и А относят к длине наибольшей шкалы
Формула (3)
где - оценки альтернатив А и В по i-му
критерию;
- длина шкалы i-го
критерия.
Укажем очевидные свойства индекса согласия
1)
2) , если подмножество и пусто;
3) сохраняет значение при замене одного критерия
на несколько с тем же общим весом.
Приведем свойства индекса несогласия
1)
2) сохраняет значение при введении более
детальной шкалы по i-му критерию при той же ее длине.
Введенные индексы используются при построении
матриц индексов согласия и несогласия для заданных альтернатив.
В методе ELECTRE 1 бинарное отношение превосходства задается
уровнями согласия и несогласия. Если и , где - заданные уровни согласия и несогласия, то
альтернатива А объявляется лучшей по сравнению с альтернативой В.
Если же при этих уровнях сравнить альтернативы не удалось, то они объявляются
несравнимыми.
С методологической точки зрения введение
понятия несравнимости было важным этапом развития теории принятия решений. Если
оценки альтернатив в значительной степени противоречивы (по одним критериям
одна намного лучше другой, а по другим – наоборот), то такие противоречия никак
не компенсируются и такие альтернативы сравнивать нельзя.
Понятие несравнимости исключительно важно и с
практической точки зрения. Оно позволяет выявить альтернативы с «контрастными»
оценками, как заслуживающие специального изучения. Похожие идеи используются и
в других методах семейства ELECTRE.
Важно подчеркнуть, что уровни коэффициентов
согласия и несогласия, при которых альтернативы сравнимы, представляют собой
инструмент анализа в руках лица принимающего решение и консультанта. Задавая
эти уровни постепенно понижая требуемый уровень коэффициента согласия и повышая
требуемый уровень коэффициента несогласия, они исследуют имеющееся множество
альтернатив.
При заданных уровнях на множестве альтернатив
выделяется ядро недоминируемых элементов, которые находятся либо в отношении
несравнимости, либо в отношении эквивалентности. При изменении уровней из
данного ядра выделяется меньшее ядро и так далее. Аналитик предлагает лицу
принимающему решение целую серию возможных решений проблемы в виде различных
ядер. В конечном итоге можно получить одну лучшую альтернативу. При этом
значения индексов согласия и несогласия характеризуют степень «насилия» над
данными, при которых делается окончательный вывод.
Важным достоинством методов ELECTRE
является поэтапность выявления предпочтений ЛПР в процессе назначения уровней
согласия и несогласия и изучения ядер. Детальный анализ позволяет лицу
принимающему решение сформулировать свои предпочтения, определить компромиссы
между критериями.
Использование отношения несравнимости
позволяет выделить пары альтернатив с противоречивыми оценками, остановиться на
ядре, выделение которого достаточно обоснованно с точки зрения имеющейся
информации. Трудности при применении методов ELECTRE связаны с
назначением ЛПР весов. В ряде случаев при выделении ядер могут возникнуть
циклы.
Данный метод оценки конкурентоспособности лег
в основу проводимого мною практического анализа конкурентоспособности
компьютерных фирм.
Оценка конкурентоспособности начинается с определения
цели исследования:
-
если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то
достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
- если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на
конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая
сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения
об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики
потребительского спроса.
Независимо
от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение
рыночных условий,
которое
должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в
ходе ее реализации.
Задача
стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в
определенном секторе рынка
-
рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
-
анализируются направления развития аналогичных разработок;
-
рассматриваются сферы возможного использования продукции;
-
анализируется круг постоянных покупателей.
На
конкурентоспособность фирм, занимающихся продажей компьютеров и комплектующих к
ним, влияют следующие параметры: качество, надежность, стабильность работы,
стаж работы на рынке, то есть известность фирмы, цена комплектующих и многие
другие, которые мы будем определять по 20-ной шкале экспертным методом.
Проведем
оценку конкурентоспособности пяти компьютерных фирм, для чего используем два
метода ELECTRE I и ELECTRE I I.
Введем
весовые параметры, максимальный из которых равен 20. Данные весовые параметры
будут одинаковы во всех пяти фирмах.
Таблица
1 – Оценка показателей конкурентоспособности на фирмах А, В, С, D и E.
Показатели
конкурентоспособности
|
Оценка
(в баллах)
|
Весовой
параметр
|
Фирма
А
|
Фирма
B
|
Фирма
C
|
Фирма
D
|
Фирма
E
|
1) Квалификация персонала
|
19
|
19
|
14
|
19
|
19
|
13
|
2) Рекламная стратегия
|
20
|
11
|
5
|
20
|
11
|
18
|
3) Стаж работы предприятия на рынке
|
13
|
10
|
10
|
6
|
16
|
7
|
4) Качество продукции
|
20
|
20
|
15
|
20
|
18
|
20
|
5) Цена
|
14
|
20
|
13
|
17
|
8
|
20
|
6) Покупательная способность потребителя
|
17
|
10
|
7
|
17
|
10
|
16
|
7) Величина предприятия
|
20
|
13
|
11
|
16
|
16
|
10
|
8) Имидж предприятия
|
20
|
15
|
8
|
18
|
15
|
15
|
9) Сервисное обслуживание
|
18
|
16
|
16
|
18
|
16
|
12
|
10) Разнообразие выбора продукции
|
20
|
20
|
10
|
20
|
13
|
19
|
Теперь
будем рассчитывать индексы «согласия» и «несогласия». Для этого сначала
необходимо сравнить оценки в баллах при различных конфигурациях фирм.
Превосходящие факторы обозначим «+», равноценные « = », остальные « - ».
Таблица
2 - Сравнение конфигураций фирм
|
Факторы конкурентоспособности
|
Квалификация персонала
|
Рекламная стратегия
|
Стаж работы
предприятия на рынке
|
Качество продукц.
|
Цена
|
Покупательная способность потребителя
|
Величина предприятия
|
Имидж предприятия
|
Сервисное обслуживание
|
Разнообразие
выбора продукции
|
AB
|
=
|
+
|
+
|
=
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
=
|
BA
|
=
|
-
|
-
|
=
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
=
|
AC
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
CA
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
AD
|
=
|
=
|
+
|
=
|
-
|
=
|
+
|
+
|
=
|
=
|
DA
|
=
|
=
|
-
|
=
|
+
|
=
|
-
|
-
|
=
|
=
|
AF
|
=
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
FA
|
=
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
BC
|
+
|
+
|
=
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
=
|
+
|
CB
|
-
|
-
|
=
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
=
|
-
|
BD
|
=
|
-
|
+
|
=
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
=
|
DB
|
=
|
+
|
-
|
=
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
=
|
BF
|
=
|
=
|
-
|
+
|
+
|
=
|
-
|
=
|
=
|
+
|
FB
|
=
|
=
|
+
|
-
|
-
|
=
|
+
|
=
|
=
|
-
|
CD
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
DC
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
CF
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
=
|
FC
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
=
|
+
|
DF
|
=
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
=
|
+
|
+
|
+
|
FD
|
=
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
=
|
-
|
-
|
-
|
Исходя из таблицы
2, мы подставляем в формулы соответствующие весовые параметры из таблицы 1,
таким образом, рассчитывая индексы «согласия» и «несогласия» для каждой
конфигурации фирм.
Индексы
«несогласия», как уже говорилось ранее, рассчитываются по формуле
(причем длина
шкалы L = 20)
Расчет данного
индекса одинаков как для ELECTRE I, так и для ELECTRE II.
Для расчета
индексов «согласия» и «несогласия» я использовала такую прикладную программу,
как Microsoft Excel, что значительно облегчило мою работу. Данная программа была выбрана в
силу того, что она является более распространенной и простой в использовании.
При помощи Microsoft Excel можно анализировать большие массивы данных. В Microsoft Excel можно использовать большое
количество математических, статистических, финансовых и других специализированных
функций, связывать различные таблицы между собой, выбирать произвольные форматы
представления данных, создавать иерархические структуры.
Рисунок 1 –
Расчёт индексов несогласия в Microsoft Excel.
Теперь
рассчитываем индекс «согласия» для метода ELECTRE I по следующей формуле
Причем
максимальная сумма весов =
150.
Формула индекса
«согласия» для метода ELECTRE II следующая
Тем самым, с
помощью все той же прикладной программы Microsoft Excel мы вычисляем важности
подмножеств по которым X «предпочтительнее» Y, «равноценно» ему, либо Y «предпочтительнее» X (см. таблицу 3).
Таблица 3 - Важность подмножеств Р+(x,
у), Р =(x, у), Р‾ (х, у)
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
A
Р+
|
*
|
78
|
150
|
32
|
130
|
Р=
|
*
|
52
|
0
|
98
|
13
|
Р‾
|
*
|
20
|
0
|
20
|
7
|
|
|
150
|
150
|
150
|
150
|
B Р+
|
20
|
*
|
131
|
27
|
59
|
Р=
|
52
|
*
|
19
|
52
|
74
|
Р‾
|
78
|
*
|
0
|
71
|
17
|
|
150
|
|
150
|
150
|
150
|
C Р+
|
0
|
0
|
*
|
7
|
20
|
Р=
|
0
|
19
|
*
|
0
|
12
|
Р‾
|
150
|
131
|
*
|
143
|
118
|
|
|
|
|
150
|
150
|
D Р+
|
20
|
71
|
143
|
*
|
120
|
Р=
|
98
|
52
|
0
|
*
|
23
|
Р‾
|
32
|
27
|
7
|
*
|
7
|
|
|
|
|
|
150
|
E P+
|
7
|
17
|
118
|
7
|
*
|
Р=
|
13
|
74
|
12
|
23
|
*
|
Р‾
|
130
|
59
|
20
|
120
|
*
|
Теперь строим
матрицы индексов «согласия» и «несогласия» для ELECTRE I и для ELECTRE II. При построении матрицы
индексов «несогласия» выбирают максимальные показатели. (см. таблицу 4, таблицу 5 и таблицу 6).
Таблица
4 - Матрица
согласия (ELECTRE I)
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
A
|
-
|
0,8666667
|
1
|
0,8666667
|
0,9533333
|
B
|
0,48
|
-
|
1
|
0,5266667
|
0,8866667
|
C
|
0
|
0,1266667
|
-
|
0,0466667
|
0,2133333
|
D
|
0,7866667
|
0,82
|
0,9533333
|
-
|
0,9533333
|
E
|
0,1333333
|
0,6066667
|
0,8666667
|
0,2
|
-
|
Таблица
5 - Матрица
несогласия (ELECTRE I и ELECTRE II)
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
A
|
-
|
0,30
|
0,00
|
0,15
|
0,15
|
B
|
0,45
|
-
|
0,00
|
0,45
|
0,30
|
C
|
0,75
|
0,50
|
-
|
0,75
|
0,35
|
D
|
0,35
|
0,20
|
0,20
|
-
|
0,50
|
E
|
0,45
|
0,60
|
0,25
|
0,45
|
-
|
Таблица
6 - Матрица
согласия (ELECTRE II)
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
A
|
-
|
3,9
|
150
|
1,6
|
18,571429
|
B
|
0,2564103
|
-
|
131
|
0,3802817
|
3,4705882
|
C
|
0
|
0
|
-
|
0,048951
|
0,1694915
|
D
|
0,625
|
2,6296296
|
20,428571
|
-
|
17,142857
|
E
|
0,0538462
|
0,2881356
|
5,9
|
0,0583333
|
-
|
В соответствии с
правилами об индексах согласия и несогласия – в
качестве пороговых значений для ELECTRE I зададим c1 = 0,126 и d1 = 0,4, а для ELECTRE II – c2 = 0,5 и d2 = 0,4 и таким образом
найдем значения превосходства одной фирмы над другой (см. таблицы 7 и 8),
используя прикладную программу Microsoft Excel.
Рисунок
2 – Построение таблиц превосходства в Microsoft Excel.
Таблица 7 - Таблица превосходства вариантов в ELECTRE I
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
A
|
–
|
+
|
+
|
+
|
+
|
B
|
–
|
–
|
+
|
–
|
+
|
C
|
–
|
–
|
–
|
–
|
+
|
D
|
+
|
+
|
+
|
–
|
–
|
E
|
–
|
–
|
+
|
–
|
–
|
Таблица 8 - Таблица превосходства вариантов в ELECTRE II
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
A
|
–
|
+
|
+
|
+
|
+
|
B
|
–
|
–
|
+
|
–
|
+
|
C
|
–
|
–
|
–
|
–
|
–
|
D
|
+
|
+
|
+
|
–
|
–
|
E
|
–
|
–
|
+
|
–
|
–
|
Таким образом, на основании таблиц
превосходства компьютерных фирм мы выявили наиболее конкурентоспособную
компьютерную фирму. Ею будет являться фирма A (для неё по методам ELECTRA и ELECTRA II
получено максимальное количество плюсов при попарном сравнении фирм).
Литература
1.Ларичев О.И. Теория и методы принятия
решений. – М.: Логос, 2003.
2. Лотов С.М. Методы оценки конкурентоспособности. —
СПб: Издательство «Питер», 2003.
3. Стровальский Р.А. Стратегическая
конкурентоспособность. – М.: Логос, 2002.
4. Самсонов С.Я. Математические методы для оценки конкурентоспособности.- СПб: Издательство «Питер», 2005.