Использование финансов в условиях рыночного хозяйства

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,82 kb
  • Опубликовано:
    2008-01-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование финансов в условиях рыночного хозяйства











Использование финансов в условиях рыночного хозяйства

Содержание

Введение. 3

1. Сущность и функции финансов. 5

2. Понятие государственных финансовых ресурсов. 9

3. Основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве  12

3.1 Распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения

воспроизводственного процесса. 12

3.2 Использование финансов в системе платежно-расчетных отношений. 15

Заключение. 18

Список используемой литературы.. 20

Введение

Финансы – это система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода.

Для современного развития экономической науки данная тема весьма актуальна, так как экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями общественного производства (развитием производительных сил, спецификой потребностей обще­ства и т.п.). В этом случае пропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных доходов, отве­чающих структуре его использования, то есть обеспечивают сбалансиро­ванность между материально-вещественным и финансово-стоимост­ным аспектами процесса национального производства.

При выполнении данной работы автором была поставлена следующая цель: изучить основные пути использования финансов в условиях рыночного хозяйства.

         Представляется целесообразным постановка следующих задач:

– раскрыть сущность и функции финансов;

– рассмотреть понятие государственных финансовых ресурсов;

– проанализировать основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве.

Объектом исследования данной контрольной работы являются финансы как составная часть рыночных отношений и одновременно важнейший инструмент реализации государственной экономической политики.

 Предметом исследования являются основные направления эффективного использования финансов в общественном воспроизводстве.

Теоретической основой контрольной работы явились труды ведущих отечественных ученых и экономистов: А.М. Емельянова, Г.Б. Поляк, А.М. Бабич, С.И. Лушина, А.С. Нешитой, Н.Е. Заяц.

Цели и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Макроэкономическая категория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономи­ческого развития и появляется потребность в обеспечении сбалан­сированности материальных и финансовых потоков.

1. Сущность и функции финансов

Финансы – это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяй­ствующими субъектами – предприятиями, домашними хозяй­ствами и государством.

Эти экономические отношения осуществляются:[1]

–   по поводу перераспределения дохода общества в пользу од­ного из них;

– для   обеспечения   адекватного   исполнения   государством функций, в которых нуждается общество;

– в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и рисков.

Финансы, обеспечивающие функционирование государства, на­зываются государственными финансами. В результате перераспреде­ления доходов общества в пользу домашних хозяйств и производи­телей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и ком­мерческих организаций или фирм и корпораций.

Для наглядности необходимо представить национальную экономику в виде системы, в которой в качестве элементов выступают хозяйствующие субъекты (производители, потребители, финансовые посредники), в качестве центра – государство, а структуру системы формируют взаимосвязи. Они могут быть денежными, когда деньги опосредуют движение материальных активов в эквивалентных сделках купли-продажи. В результате таких сделок не происходит перераспределе­ния доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого, а следовательно, не существует и финансов как механизма такого перераспределения. Финансовые взаимосвязи между хозяйствую­щими субъектами возникают в ситуации, когда деньги перемеща­ются без эквивалента в виде материальных или денежных активов, а лишь на основе обязательств одной из сторон сделки. Так, насе­ление и предприятия платят налоги государству в денежной форме в обмен на обязательство государства выполнять свои функции. В результате этих сделок происходит перераспределение дохода об­щества в пользу одного из партнеров по сделке.

Таким образом, финансы – это денежные отношения хозяйствующих субъектов, включая государство, в результате которых доход общества ме­няет свою структуру путем увеличения его в руках одного субъ­екта за счет изъятия (неэквивалентного) этой части у другого.

Если форма активов меняется с денежной на товарную при эквивалентном обмене между хозяйствующими субъектами, то, явля­ясь денежными, эти отношения вряд ли могут быть отнесены к фи­нансовым.

Поскольку современные финансовые рынки на три четверти опосредуют спекулятивные операции – денежные выигрыши за счет проигрыша другого, – то слово финансовые в их названии вполне оправданно: одна часть игроков в случае проигрыша пере­распределяет часть своего денежного дохода в пользу выигравших. Так включается финансовый механизм содержания одной части общества за счет другой. Разница только в том, что в случае госу­дарства отношения по поводу выплаты налогов являются импера­тивными, а в случае спекуляции на рынках производных финансо­вых инструментов эти отношения возникают добровольно.

Другими словами, финансы являются механизмом неэквива­лентного перераспределения доходов общества в пользу одного из агентов за счет другого с целью обеспечения возможности выпол­нения им его функций, в которых общество нуждается.

Можно сказать, что финансы представляют собой структурные связи в экономиче­ской системе (т.е. денежные отношения определенного свойства между хозяйствующими субъектами, включая государство) или механизм поддержания того социального института, без которо­го общество было бы менее эффективным.

Если сущность финансов можно выразить многоаспектно, то столь же многогранно она выражается в функциях финансов.

Функции финансов со­стоят в следующем:[2]

–  перераспределяют доход общества в пользу одного из хозяй­ствующих субъектов за счет другого;

–  способствуют формированию фонда денежных средств госу­дарства или хозяйствующих субъектов;

– обеспечивают выполнение соответствующими хозяйствую­щими субъектами функций, в которых общество нуждается.

 – регулируют мотивацию хозяйствующих субъ­ектов с целью достижения целей общества на том или ином этапе его развития;

– контролируют, оценивают эффек­тивность использования    перераспределенных денежных средств с целью изменения параметров такого перераспре­деления.

В рамках нормативной теории финансов если вмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и от этого выигрывает общество в целом, то объективно должен сфор­мироваться механизм перераспределения денежных средств в поль­зу государства, достаточных для обеспечения возложенных на него функций. В этой связи встает вопрос о том, сколько средств следует выделять государству, чтобы экономика была эффективной; в какой мере это будет ущемлять интересы хозяйствующих субъектов; какие выбрать показатели оценки эффективности государственных расхо­дов; кто будет регламентировать последние; каковы условия дости­жения «золотой середины» между бюрократическими структурами государства и корпоративным менеджментом (а в целом – между рынком и государством) в управлении денежными средствами, циркулирующими в национальном хозяйстве, и так далее.

Для современной России этот вопрос далеко не риторический, поскольку более половины всех произведенных в обществе товаров и услуг в текущих ценах ежегодно перераспределяется посредством финансов в пользу государства. А их эффективное либо неэффективное использование обеспечивает адекватное развитие общества, изме­нение доходов населения и организаций. Сокращение реальных доходов в стране однозначно свидетельствует о неэффективности государства, о неадекватности финансов как механизма перераспре­деления дохода общества в пользу государственных институтов. В этом случае целесообразным может быть использование финансов для перераспределения доходов общества в пользу частного бизнеса или домашних хозяйств.

 

2. Понятие государственных финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы государства – это совокупность всех фондов денежных средств и поступлений, которыми распола­гает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

В теории и на практике финансовые ресурсы подразде­ляются на централизованные фонды (государственный бюд­жет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финан­совые ресурсы (денежные фонды предприятий).

Необходимость определения объема финансовых ресур­сов связана с определением оптимальной структуры произ­водства, сбалансированности финансовых ресурсов с капи­тальными и материальными затратами.

Неточности в определении объема финансовых ресурсов снижают возможности воздействия финансов на результаты производства и воспроизводства основных фондов. Уменьше­ние финансовых ресурсов при определении их объема приво­дит к структурной несбалансированности, к нарушению фи­нансирования инвестиционных программ.

Объемы государственных финансовых ресурсов опреде­ляются, прежде всего, источниками их образования.

Финансовые ресурсы создаются в процессе распределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Первым и основным источником формирования центра­лизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне (макроуровне) является на­циональный доход. На основе распределения и перераспреде­ления национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств.

Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, то есть создаются децентрализован­ные ресурсы на микроуровне, которые используются на зат­раты производства на предприятиях.

Одним из главных источников формирования финансо­вых ресурсов государства выступают денежные доходы орга­низаций и предприятий производственной сферы. Прежде всего, к ним относится прибыль, выступающая в качестве одной из форм стоимости прибавочного продукта.

Объем финансовых ресурсов, как правило, больше на­ционального дохода, потому что кроме стоимости прибавоч­ного продукта и части необходимого продукта финансовые ресурсы включают амортизационные отчисления.

Вторым важным источником формирования финансовых ресурсов является амортизационный фонд, образуемый за счет части стоимости основных производственных фондов.

Централизованные финансовые ресурсы – это резуль­тат перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления.

Кроме указанных важными источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государ­ственного социального страхования, имущественного и лич­ного страхования, в различные внебюджетные фонды.

Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступлений от внешне­экономической деятельности и др.), а также за счет средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг (облигаций, размещения займов и так далее).

Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения (нало­гов, сборов, доходов от займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источник финансовых ресурсов увеличивается.

Централизованные финансовые ресурсы сосредоточива­ются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, в фонде имущественного и личного страхования.

Целесообразно включать в финансовые ресурсы также кредитные ресурсы Центрального банка как государствен­ный денежный резерв, закрепленный за Центральным бан­ком в виде уставного, резервного и других фондов.

Таким образом, финансовые ресурсы государства – это фонды денежных средств, поступающие от предприятий, организаций и населения, находящиеся в распоряжении го­сударства и предназначенные для обеспечения расширенно­го воспроизводства и общегосударственных потребностей. Ос­новным источником финансовых ресурсов являются нацио­нальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые фонды – составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обла­дает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономи­ки, дает возможность полнее увязать общественные и лич­ные интересы и активнее воздействовать на производство.

Финансовые ресурсы государства и предприятий явля­ются непосредственными объектами управления финансами, то есть управления формированием, использованием и движени­ем денежных потоков.

3. Основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве

воспроизводственного процесса

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется путем распределения национального дохода. Материальными носителями финансовых распределительных отношений являются финансовые ресурсы, представляющие собой денежные средства, накапливаемые государством и экономическими (хозяйствующими) субъектами.

Финансы используют для достижения конечной цели рас­пределения ресурсов – финансового обеспечения воспроизводственного процесса и укрепления обороноспособности государства, повышения жизненного уровня населения.

Государство использует финансы как действенное ору­дие в распределении финансовых ресурсов, которые пред­ставлены совокупным общественным продуктом и нацио­нальным доходом.

Основными экономическими агентами, доходы которых перераспределяются с помощью финансов, являются:[3]

–  частный бизнес – производители материальных и немате­риальных благ и услуг;

–  население – потребители этих ценностей;

–  государство как институт, создающий условия для максими­зации полезностей частного бизнеса и населения.

Основные взаимосвязи между ними могут быть описаны с по­мощью таких макроэкономических показателей, как:[4]

– валовой внутренний продукт (ВВП – текущая стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в течение определенного периода времени (главным обра­зом, года) на экономической территории страны);

– национальный доход (НД – вновь созданная за год стои­мость, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов);

–  инфляция (устойчивый рост среднего уровня цен на товары и услуги в экономике в процентах);

– сальдо бюджетов всех уровней государственной власти (со­отношение доходов и расходов бюджетной системы, кото­рое проявляется либо в дефиците – при превышении рас­ходов над доходами, либо в профиците – при превышении доходов над расходами);

– сальдо текущих операций (соотношение совокупной креди­торской   и   дебиторской   задолженности   в   национальной экономике);

– потребительский и отложенный спрос населения (часть на­ционального дохода, которая расходуется на потребление, и часть его, которая сберегается соответственно);

– сальдо торгового и платежного балансов (результат опера­ций  национальных хозяйствующих субъектов с внешним миром) и т.п.

Максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции, дефи­цита) тех или иных макроэкономических показателей выступает той целью развития экономической системы, которая реализуется (или должна реализовываться) с помощью финансов.

При помощи финансов государство обеспечивает целесо­образное распределение совокупного общественного продукта в денежной форме и соблюдение нужных пропорций в раз­витии отраслей народного хозяйства. Перспективное регули­рование экономики, в том числе отраслевые и территориальные пропорции, формирование фонда резервов, фонда накопления и фонда потребления обеспечивается главным образом распределением валового внутреннего продукта и национального дохода.

Финансы практически используют во всех аспектах экономического роста страны. С помощью финансов осуществля­ется распределение валового внутреннего продукта на фон­ды накопления и потребления  (таблица 3.1).

Таблица 3.1[5]

Структура использования валового внутреннего продукта России, %

Валовой внутренний (национальный) продукт

1985 г.

1990 г.

2000 г.

2003 г.

Всего

100

100

100

100

В том числе: на потребление

54,3

56,9

61,3

67,7

на накопление

31,9

30,1

18,6

20,8'

экспорт товаров и услуг

13,8

13,0

20,1

11,5


Как видно из таблицы 3.1, доля внутреннего продукта Рос­сии, распределяемая на накопление, снижается, а на по­требление – увеличивается. Размеры этих долей в странах различны и, в конечном счете, зависят от уровня развития экономики. Тем не менее, в развивающихся странах сниже­ние доли средств на накопление признается негативной тен­денцией.

В результате распределения национального дохода часть его образует фонд накопления, который используется на уве­личение основных и оборотных фондов, формирование стра­ховых запасов и др. На практике накопление на увеличение основных фондов осуществляется в форме капитальных вло­жений. Фонд накопления, его объем и структура являются решающим фактором, определяющим темпы расширенного производства.

Использование финансов на предприятиях осуществля­ется на цели финансового обеспечения воспроизводственного процесса путем покрытия производственных затрат за счет финансовых ресурсов предприятий и государства.

Важную роль играют финансы в использовании денеж­ных средств на цели капитального характера (инвестиции на новое строительство, расширение, реконструкцию предпри­ятий и техническое перевооружение).

3.2 Использование финансов в системе платежно-расчетных отношений

Особое место занимают финансовые отношения между государством и экономическими (хозяйствующими) субъек­тами, то есть предприятиями (организациями). Они охватывают систему платежей предприятий (организаций) в государствен­ный бюджет, внебюджетные социальные фонды и иные де­нежные фонды общегосударственного и территориального уровней. Через финансовые отношения с помощью различ­ных способов (налогов, сборов, пошлин и так далее) осуществляется изъятие части доходов предприятий (организаций), формируется государственный бюджет и региональные бюд­жеты. При этом предприятия (организации) при определен­ных условиях получают финансовую поддержку в виде раз­личных налоговых льгот или прямых ассигнований из государственного бюджета.

Существенное значение в системе платежно-расчетных отношений имеют финансовые отношения между предприя­тиями (организациями). Они складываются при заключении хозяйственных договоров, которые регламентируют взаим­ные финансовые обязательства поставщиков и покупателей по платежам. Финансовые отношения такого рода охватыва­ют взаимосвязи не только между экономическими субъекта­ми, но и государственными организациями по поставкам про­дукции и товаров для государственных нужд.

Финансы используются в отношениях между предприя­тиями и организациями в процессе их производственной и коммерческой деятельности при расчетах за поставленные (отгруженные) товарно-материальные ценности (сырье, ма­териалы, топливо, электроэнергию), при реализации готовой продукции и оказании услуг. Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает соответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм стоимости (Т – Д) и возникают платежно-расчетные отношения, в ре­зультате которых предприятие получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником образования прибыли и денежных фондов.

Финансовые отношения между государством и организа­циями регулируются с использованием экономических рыча­гов (системы налогов и предоставления кредитов, регулиро­вания процентных ставок за кредит и пошлин, пре­доставлением различного рода экономических льгот).

В стране действуют различные общественные организа­ции и учреждения в сфере нематериального производства (учреждения культуры, образования, медицинского обслу­живания, физкультуры и спорта), которые также используют платежно-расчетные инструменты. Каждое учрежде­ние имеет свой бюджет, формируемый за счет средств бюд­жета либо независимо от государства (членские взносы, по­жертвования, доходы от побочной деятельности). Финансовые отношения государства с общественными организациями и учреждениями непроизводственной сферы возможны и на двусторонней основе: бюджетное финансирование может со­четаться с системой налогообложения (долевого участия в доходах), а средства общественных организаций могут вкла­дываться на добровольных началах в развитие учреждений государственного сектора.

Применяется широкий спектр финансовых отношений между государством и населением. Финансовые отношения между государством и населением возникают, прежде всего, по поводу получения от государства различного рода вып­лат (пенсии, пособия, стипендии) и льгот из общественных фондов потребления. К последним относятся средства на об­разование, лечение, покрытие расходов на другие цели, пре­доставляемые населению бесплатно, полностью либо час­тично.

 

Заключение

Финансовые ресурсы –  это объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материаль­но-финансовой сбалансированности экономики. Равенство поступ­ления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, что платежеспособный спрос предприятий и организаций, форми­рующийся в результате финансирования затрат на развитие нацио­нального хозяйства и функционирование государственных учрежде­ний, имеет материальное покрытие, поскольку соответствует соз­данным финансовым ресурсам. Поэтому условие материально-финансовой сбалансированности может быть представлено как в форме соответствия суммы финансовых ресурсов и объема матери­альных благ, так и в виде балансового равенства их поступления и расходования.

Поскольку необходимость финансов обусловлена рядом причин: наличием товарного производства и товарно-денеж­ных отношений; действием закона стоимости; потребностью распределительных процессов в обществе и финансового обес­печения воспроизводственного процесса целесообразно рассмотреть основные направления использования финансов в экономике страны.

Одна из важных задач государства – решение пробле­мы экономического роста, в котором воплощается расширен­ное воспроизводство. Вопрос об экономическом росте очень важен для определения перспектив развития страны и регио­нов, развития отраслей. Это ставит задачу эффективного использования финансов в распределительных процессах и во всем воспроизводственном процессе народного хозяйства. Объективные предпосылки сознательного использования фи­нансов в общественном воспроизводстве заключаются, преж­де всего, в экономической сущности финансов, в их распре­делительной и контрольной функциях.

Можно выделить следующие основные направления эф­фективного использования финансов в общественном воспро­изводстве:

1)  распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса;

2)  использование финансов в системе платежно-расчет­ных отношений хозяйствующих субъектов с государством и другими экономическими субъектами;

3)  использование финансов как инструмента экономичес­кого стимулирования производства и труда.

4)  финансирование бюджетных расходов государства, в том числе на содержание государственного аппарата управ­ления, на правоохранительную деятельность,  обеспечение безопасности государства, финансирование международной деятельности, финансирование фундаментальной и отрасле­вой науки, финансирование развития отраслей экономики и социальной сферы, обслуживание государственного долга, финансирование инвестиционных программ и капитальных вложений, а также других программ и затрат, предусмот­ренных законом о федеральном бюджете.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые документы

1) Конституция Российской Федерации: Официальный текст. ─ М.: Рольф, 2002.

3) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 г.) (ред. от 15 мая 2001 г.).

4) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22 декабря 1995 г.) (ред. от 17 декабря 1999 г.).

         5) Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, частям первой и второй. – М.: Изд-во Экемо, 2005. – 1120 с.

6) Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95, №39-ФЗ.

Учебная и учебно-методическая литература

1) Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 687 с.

2) Емельянов, А.М. Финансы, налоги и кредит: Учебник / А.М. Емельянов, И.Д. Мацкуляк, Б.Е. Пеньков. – М.: РАГС, 2002. – 546 с.

3) Заяц, Н.Е. Теория финансов: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 381 с.

4) Лушин, С.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / С.И. Лушин, В.А. Слепова. – М.: Экономисть, 2006. – 763 с.

5) Нешитой, С.И. Финансы: Учебник; 6-е изд., перераб. и доп. / А.С. Нешитой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 512 с.

6) Поляк, Г.Б. Финансы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям «Финансы и кредит» (080105); 3-е изд., перераб. и доп. / Г.Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с.


[1] Поляк, Г.Б. Финансы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям «Финансы и кредит» (080105); 3-е изд., перераб. и доп. / Г.Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 15.

[2] Лушин, С.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / С.И. Лушин, В.А. Слепова. – М.: Экономисть, 2006. – С. 89.

[3] Заяц, Н.Е. Теория финансов: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др. – Мн.: БГЭУ, 2005. – С. 99.

[4] Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2002. – С. 102.

[5] Нешитой, С.И. Финансы: Учебник; 6-е изд., перераб. и доп. / А.С. Нешитой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – С. 80.

Похожие работы на - Использование финансов в условиях рыночного хозяйства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!