Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"
Преступление и
наказание Родиона Раскольникова
Центральным героем романа Ф М.
Достоевского "Преступление и наказание" является Родион Раскольников.
Именно он совершает в произведении преступление, именно на него обрушивается
наказание, что и составило основное содержание романа. Я долго думал над чем,
каковы причины совершенного этим героем преступления. И вот мои соображения.
Герой Достоевского отличается
огромной восприимчивостью. Блуждая по Петербургу, он видит страшные картины
жизни большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не
могут найти выхода из социального туника. Невыносимо тяжкая жизнь тружеников,
обреченных на нищету, унижения, пьянство, проституцию и гибель, потрясает его.
Достоевский передал это с таким
горячим, взволнованным сочувствием, что роман стал безжалостным приговором
обществу, основанному на социальной несправедливости. Встреча с Мармеладовым, а
также с Соней, вынужденной убить свою молодость и продавать себя, чтобы не
умерла с голоду ее семья, рождает в душе главного героя стремление к бунту.
Раскольников становится своеобразным мстителем за поруганных и обездоленных
людей. Горячо воспринятые им людские страдания по-особому раскрываются в
символическом сне Раскольникова из V главы романа, где рисуется зверское
избиение лошади, вырастающее в картину величайших человеческих мук.
Другой причиной совершенно! и
преступления является безысходность собственного положения Раскольникова.
Студент юридического факультета, Раскольников настолько "задавлен
бедностью", что принужден оставить университет, ибо ему нечем платить за
обучение. Это озлобляет героя. Он тянется к знаниям, он ищет приложения своих
способностей, хочет радоваться земному, существованию. "Я и сам жить
хочу", — говорит он.
Бедность и унижения
Раскольникова, естественно, усиливают его протест. Интересно в этом плане
сравнение Раскольникова с Германом из "Пиковой дамы" Пушкина. Тот
тоже идет на убийство старухи. Но между ними есть существенная разница. Если
целью Германа становится получение богатства, то Раскольников менее всего
стремится к этому. Примечательно, что он не воспользовался взятыми деньгами и
ценностями старухи-процентщицы, хотя тоже намеревался поправить свое бедственное
положение.
Также причиной совершенною
убийства становятся бедствия близких и родных Раскольникова, людей, живших вне
Петербурга. Он получил от матери, Пульхерии Александровны, письмо, из которого
узнает об оскорблениях, перенесенных его сестрой Дуней в доме Свидригайлова, и
о се решении выйти замуж за Лужина, чтобы этой жертвой спасти от неминуемых
несчастий мать и брата. Родион не может принять этой жертвы. Он говорит сестре
и матери: "Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать
тому, пока я жив, не бывать, не бывать!" Но Раскольников в то же время не
может помочь ни им, ни себе. И эго снова осложняет конфликт Раскольникова с
окружающим его миром.
Но есть еще одна, весьма
немаловажная причина, толкнувшая Раскольникова на преступление. Это его теория,
философская идея, которая оправдывает преступления вообще. Суть её доносится до
читателя сначала в статье героя, затем в его размышлениях и, наконец, в спорах
с Порфирием Петровичем.
Что же это за идея? Герой
романа убежден, что все люди разделяются на два разряда: на низший (людей
обыкновенных), то есть на материал, служащий для зарождения себе подобных, и
высший, то есть людей необыкновенных, имеющих дар или талант сказать в среде
своей новое слово. "Обыкновенные люди — это те, которые живут в
послушании, это "твари дрожащие", которые обязаны быть послушными и
достойными презрения. "Необыкновенные" люди — разрушители. Это
сильные люди. От имеют право преступить закон, молчаливо принятый большинством,
а значит — перешагивать через трупы, через кровь. К этой категории людей
относятся Ликург, Солон, Наполеон. Они не останавливаются перед жертвами,
насилием и кровью. Мир так устроен, что происходит попрание "тварей
дрожащих" Наполеонами. Раскольников не случайно обращается к фигуре Наполеона,
поскольку именно Бонапарт не останавливался перед гибелью многих и многих тысяч
людей. Он жертвовал множеством жизней, стремясь достигнуть своей цели.
Эту теорию Раскольников и
пытается применить по отношению к самому себе, желая выявить свое собственное
место в жизни. Отсюда его признание Соне: "Мне надо было узнать тогда...
вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь
ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?".
Применив эту теорию к себе, Раскольников намеревается сначала опробовать ее,
провести эксперимент, а затем широко воплотить в реальную действительность. Это
поможет, по мнению героя, помимо всего, утвердить себя. Об этом он говорит так:
"Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убивал..."
Наконец, отметим последнюю
причину. Раскольников намерен решить еще и проблему нравственную: можно ли,
преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью?
Итак, герой совершил убийство
"по теории". И тут начались мучительные страдания Раскольникова.
Трагедия его оказалась в том, что он, согласно теории, хочет действовать по
принципу "все дозволено", но в сердце его живет огонь жертвенной
любви к людям. Теория Раскольникова и его поступок сближает его с негодяем
Лужиным и злодеем Свидригайловым, отчего Родион страдает безмерно.
Трагедия Раскольникова
усиливается потому, что теория, которая, как он надеялся, выведет его из
тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Он
чувствует полную отгороженность от мира и людей, не может более находиться с
матерью и сестрой, не радуется природе. Родион понимает несостоятельность своей
теории "сильного человека".
Окончательное становление героя
на путь покаяния и искупления совершается по дороге в контору, где ему предстоит
сделать страшное признание. Он все еще терзается сомнениями. Прерывистый
внутренний монолог, полный самоупреков, свидетельствует и распаде личности на
части, одна из которых совершает поступки, другая их оценивает, третья выносит
приговор, четвертая следит за собственными мыслями. Неожиданно Раскольников
сталкивается с нищенкой, просящей милостыню. Подавая ей последний пятак, он
слышит обычный в таких случаях ответ: "Сохрани тебя Бог!" Но для него
этот ответ наполнен глубоким смыслом.
Герой вспоминает совет Сони:
"Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и
пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: "Я убийца!" И
Раскольников идет на Сенную площадь, где встает перед всем миром на колени и
совершает очистительный обряд целования земли. Происходит мгновенный переход из
душевного состояния раздробленности в состояние внутреннего единства личности.
Родион спокойно относится к насмешкам и пересудам толпы, он испытывает чувство
наслаждения и счастья. Все, что происходит в эти минуты ясности, происходит
"раз навсегда".
Достоевский-психолог раскрыл
трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его
страданий. Писатель привел своего героя к покаянию и нравственному очищению.
Очень чутко, во многом пророчески понял Достоевский роль идей общественной
жизни. Великий русский писатель показал всем, что с идеями нельзя шутить. Они
могут быть как благотворными, так и разрушительными для человека и общества в
целом.