Тургенев "Первая любовь"
12 глава повести Тургенева «Первая любовь» занимает
важное место в сюжете, т. к. в ней происходит кульминационный момент, который
раскрывает идею повести. Тургенев проникает в глубины души человеческой,
постигая её диалектику. В этом эпизоде главным становится анализ
психологического состояния героев.
С подростком Зинаида ведёт себя несколько странно для
романтической барышни: то приказывает спрыгнуть ему с высокой стены (так, что
он теряет сознание), то рвёт ему волосы на голове.
Зинаида занимает промежуточное положение между
детством и взрослостью. Об этом свидетельствуют её поступки, от которых веет
ребячеством, необдуманностью (игра в фанты или приказ Вольдемару прыгнуть со
стены). Любовь поклонников её забавляет. К Вольдемару она тоже относится как к
очередному поклоннику.
Владимир искренне любит Зинаиду, он исполняет ее
причуды: прыгает с высокой стены, участвует в нелепых играх. В своем отношении
к герою Тургенев демонстрирует сочувствие, сопереживание — на его голову
свалились проблемы, которые подчас не разрешит и взрослый. Глубину чувства
Владимира автор подчеркивает полным отсутствием у него эгоизма — юноша желает
лишь счастья своей любимой, он хочет, чтоб она не мучилась и была вместе с
тем, кто ей мил.
На всю ситуацию Тургенев смотрит не как на отжившие
воспоминания; он будто сам все переживает, сочувствует Владимиру, его матери, Зинаиде.
В его отношении к Владимиру — а это проявляется в описании черт, поступков —
нет иронии. И хотя Владимир Петрович сам излагает события, он не высмеивает
свои ошибки, не осуждает кого-либо.
Мастерство Тургенева-писателя проявляется, видимо, в
том, что при чтении повести не задумываешься о том, какими именно художественными
приемами автор добивается желаемого эффекта.
Самое главное в произведение – это поэтизация любви
как самого прекрасного, возвышенного чувства, любви как вечной человеческой
ценности.
Несмотря на миновавшее столетие с момента написания
повести, несмотря на значительно изменившиеся отношения между людьми, позиция
автора “Первой любви” остается понятной и близкой современному читателю. Может
быть, оттого, что первая любовь — понятие, существующее вне времени. Талант и
мастерство Тургенева позволяют нам убедиться, что чувства, испытанные его
героями в прошлом веке, вполне актуальны и сегодня.