Маркес Г.Г. "Сто лет одиночества"
Маркес Г.Г. "Сто лет одиночества"
Белов
Андрей (Череповец)
Роман издан в 67-ом году. Пабло Неруда:
«быть может, величайшее откровение на испанском языке со времен “Дон Кихота”».
Действие развивается в Макондо, основанном
Хосе Аркадио Буэндиа. Как отмечают критики, Макондо символизирует собою
Латинскую Америку в целом, ее историю и обычаи. Причем иногда отмечается, что
Макондо и роман в целом настолько связаны с Латинской Америкой, что иностранному
читателю многое в них окажется непонятным.
В романе рассказывается история рода
Буэндиа, обреченного на сто лет одиночества. При этом автор постоянно
обращается к разным временным пластам – начиная со времен Дрейка. Сюжет романа
очень насыщен, так что фабулу его вычленить практически невозможно, на каждой
странице происходят события, важные для романа в целом.
В своих художественных принципах Маркес близок к Сервантесу, который
писал: «Произведения, основанные на вымысле, должны быть доступны пониманию
читателей, их надлежит писать так, чтобы, упрощая невероятности, сглаживая
преувеличения и приковывая внимание, они изумляли, захватывали, восхищали и
развлекали…» («Дон Кихот»).
Роман «Сто лет одиночества» гораздо легче для восприятия, чем
интеллекутальные произведения модернистов. Маркес сознательно делает ставку не
на элитарного, а массового читателя – не случайно он обращался к написанию
сценариев для телесериалов.
И именно в этом плане Маркеса можно назвать подлинным постмодернистом,
в одном из первых манифестов постмодернизма – статье Лесли Фидлера «Пересекайте
границы, засыпайте рвы» (69) в качестве основного было выдвинуто требование
«стирания границ» между искусством массовым и элитарным.
Во многом с ориентацией на массового читателя связан и художественный
метод Маркеса – «магический реализм», который опирается на мифологическое и
суеверное сознание обычного читателя (Латинской Америки). Маркес считал, что
такой способ восприятия мира читателю понятнее. Так, например, никто не
удивляется тому, что Хосе Аркадио разговаривал ночью с мертвецом.
Однако магический реализм отличается от «обычного» реализма, в первую
очередь, не тем, что в нем происходят какие-то невозможные в действительности
вещи, которые вопринимаются как совершенно обычные, а тем, что и обычные вещи
осознаются как волшебные: магнит, лупа, лед («величайшее открытие нашего
времени»); ждали, что родится игуана; эпидемия бессонницы, передающаяся через
еду и питье.
Интересно в этой связи воспоминание самого Маркеса о своей тете: «Это была
необыкновенная женщина. Однажды она вышивала на галерее, и тут пришла девушка с
очень необычным куриным яйцом, на котором был нарост. Уж не знаю почему, этот
дом был в селении своего рода консультацией по всем загадочным делам. Всякий
раз, когда случалось что-то, чего никто не мог объяснить, шли к нам и
спрашивали. Меня восхищала та естественность, с которой она решала подобные
проблемы. Возвращаюсь к девушке с яйцом, которая спросила: "Посмотрите,
отчего у этого яйца такой нарост?" Тогда тетя взглянула на нее и ответила:
"Потому что это яйцо василиска. Разведите во дворе костер". Костер
развели и сожгли это яйцо. Думаю, эта естественность дала мне ключ к роману "Сто
лет одиночества", где рассказываются вещи самые ужасающие, самые
необыкновенные, с тем же каменным выражением лица, с каким тетя приказала сжечь
во дворе яйцо василиска, которого она себе не могла даже вообразить».