Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого
Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого
(09.09.1828
- 20.11.1910).
Сентябрьским утром в большой дворянской
семье, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии родился четвертый ребенок.
Назвали его Левой. Его мать, урожденная княжна Волконская, имела блестящее
образование, склонность к рефлексии, чуткость к искусству. Когда мальчику
исполнилось два года, она умерла. По материнской линии Толстой принадлежал к
роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными,
Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был
родственником А. С. Пушкина.
Отец Толстого, был участником Отечественной
войны 1812 г, имел добродушно-насмешливый характер, любил читать и охотиться.
Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от
встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении
"Кремль". Москва здесь названа "величайшим и многолюднейшим
городом Европы", стены которого "видели стыд и поражение непобедимых
полков Наполеоновых". Отец скончался в 1837 и Толстой осиротел, потеряв
теперь и отца.
Воспитанием детей занималась дальняя
родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она
научила меня духовному наслаждению любви". - говорил он. Детские
воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными.
Первый период московской жизни юного Толстого
продолжался менее четырех лет. С сестрой и тремя братьями юный Толстой
переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей.
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом опекунши П. И.
Юшковой.
Живя в Казани, Толстой два с половиной года
готовился к
поступлению в университет, где учился с 1844
г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Изучал турецкий и
татарский языки у профессора Казембека. В зрелую пору жизни писатель свободно
владел английским, французским и немецким языками. Читал на итальянском,
польском, чешском и сербском. Знал греческий, латинский, украинский, татарский,
церковнославянский. Изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и
другие языки. Там он проучился неполных два года.
Занятия по казенным программам и учебникам
тяготили Толстого - студента. Он увлекся самостоятельной работой над
исторической темой и, оставив университет в 1847, подав прошение об увольнении
из университета "по расстроенному здоровью и домашним
обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением
изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном),
"практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю,
географическую статистику, написать диссертацию и достигнуть высшей степени
совершенства в музыке и живописи.
После лета в деревне, разочарованный неудачным
опытом хозяйствования осенью 1847 Толстой поехал сначала в Москву, затем в
Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни
в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то
страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал
поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие
до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам.
В семье его считали "самым пустяшным
малым", а сделанные тогда долги, ему удалось отдать лишь много лет спустя.
Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что
отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни.
Тогда же у него возникло серьезное желание
писать, и появились первые незавершенные художественные наброски.
Затем он отправился в Москву, где в конце 1850
г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского
быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня ("История
вчерашнего дня"). Тогда же была начата повесть "Детство". Вскоре
Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич,
офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже
он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской
войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса"
(1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки"
(1852—1863). На Кавказе была завершена повесть "Детство", в 1852 г.
напечатанная в журнале "Современник".
В 1851 старший брат Николай, уговорил Толстого
ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на
берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных
действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа
и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с
бытом
дворянского круга и с мучительной рефлексией
человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести
"Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах
"Набег"
(1853), "Рубка леса" (1855), а также
в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912).
Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край
дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные
вещи
война и свобода". На Кавказе Толстой
написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал
"Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под
инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество",
1852-54, и "Юность", 1855-57, составила автобиографическую трилогию).
Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.
В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую
армию, в Бухарест, которая действовала против турок.
Скучная штабная жизнь вскоре заставила его
перевестись в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и
Турции. Командуя батареей на 4-м бастионе, Толстой был награжден орденом Анны и
медалями "За защиту Севастополя" и "В память войны 1853—1856
гг.". Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом
но, однако "Георгия" он так и не получил. В Крыму Толстого захватили
новые впечатления и литературные планы (собирался издавать журнал для солдат),
здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре
напечатанных и имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре
месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили
литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной
"диалектики души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы,
появившиеся в эти годы, позволяют угадывать
В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и
сразу вошел в кружок ’’Современника’’, в котором уже были Н. А. Некрасов, И. С.
Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др., где его встретили как
"великую надежду русской литературы". Толстой принимал участие в
учреждении Литературного фонда и там оказался вовлеченным в споры и конфликты
писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал
позднее в "Исповеди" (1879-82): "Люди эти мне опротивели, и сам
себе я опротивел". Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную
Поляну и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие (1857),
посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию(швейцарские впечатления отражены
в рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в Москву, затем в Ясную Поляну.
В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне
школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных
деревнях. Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути,
он издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (1862). С целью
изучить постановку школьного дела в зарубежных странах писатель в 1860 г.
вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой
много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто
виделся с А. И. Герценом), был в Германии,
Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в
основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в
специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть "свобода
учащегося" и отказ от насилия в преподавании.
После манифеста 1861 Толстой вошел в число
мировых посредников первого призыва, стремившихся помочь крестьянам решать их
споры с помещиками о земле.
В начале 1860-х гг. на десятилетия
устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери
московского врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из
Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным
заботам.
В 1862 издавал педагогический журнал
"Ясная Поляна"
с книжками для чтения в качестве приложения,
ставшими в России такими же классическими
образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х
гг. "Азбука" и "Новая Азбука". В тот же год в отсутствие
Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию), которую
писатель якобы завел после того, как общался в Лондоне с А. И. Герценом.
Толстому пришлось закрыть школу и прекратить
издание педагогического журнала. Всего его перу принадлежат одиннадцать статей
о школе и педагогике ("О народном образовании", "Воспитание и
образование", "Об общественной деятельности на поприще народного
образования" и другие). В них он подробно описал опыт своей работы с
учениками ("Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы", "О
методах обучения грамоте", "Кому у кого учиться писать, крестьянским
ребятам у нас или нам у крестьянских ребят"). Толстой-педагог требовал сближения
школы с жизнью, стремился поставить ее на службу запросам народа, а для этого
активизировать процессы обучения и воспитания, развивать творческие способности
детей.
Вместе с тем, уже в начале творческого пути
Толстой становится поднадзорным писателем. Одними из первых произведений
писателя стали повести "Детство", "Отрочество" и
"Юность", "Молодость" (которая, однако, не была написана).
По замыслу автора, они должны были составить роман "Четыре эпохи развития",однако
уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время
носил название
"Тысяча восемьсот пятый год". Время
создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного
уединенного труда.
Толстой читал воспоминания и переписку людей
Александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в
архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь
в работе медленно, через множество редакций
(в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки
друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865
напечатал в "Русском вестнике" первую часть
"Войны и мира". Роман читался
взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического
полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни,
органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части
романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории.
Прозвучали упреки в том, что писатель "передоверил" людям начала века
интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне
действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное
общество.
Сам Толстой характеризовал свой замысел как
попытку "
писать историю народа" и считал
невозможным определить
его жанровую природу ("не подойдет ни под
какую форму,
ни романа, ни повести, ни поэмы, ни
истории").
Писатель работает над романом "Война
и мир" (1863—1869). Завершив "Войну и мир", Толстой несколько
лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав
"петровского" романа, Толстой отказался от своего замысла. В начале
1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание
"Азбуки", а затем и "Новой азбуки". Тогда же им были составлены
"Книги для чтения", куда он включил много своих рассказов.
Весной 1873 г. Толстой начал и через
четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по
имени главной героини — "Анна Каренина".
В начале 1880 гг. Толстой переехал с
семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим
подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в
которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и
описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам
делать?" (1882—1886).
В них писатель сделал основной вывод:
"...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!". "Исповедь"
и "Так что же нам делать?" представляли собой произведения, в которых
Толстой выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий
психолог и смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений — по жанру
публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины,
насыщенные элементами образности,— займет большое место в его творчестве.
В эти и последующие годы Толстой пишет также
религиозно-философские сочинения: "Критика догматического
богословия", "В чем моя вера?", "Соединение, перевод и
исследование четырех Евангелий", "Царство божье внутри вас". В
них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных
воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы
учения официальной церкви.
В середине 1880 гг. Толстой и его
единомышленники создали в Москве издательство "Посредник", печатавшее
для народа книги и картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для
"простого" народа, был рассказ "Чем люди живы". В нем, как
и во многих других произведениях этого цикла, писатель широко воспользовался не
только фольклорными сюжетами, но и выразительными средствами устного
творчества. С народными рассказами Толстого тематически и стилистически связаны
его пьесы для народных театров и, более всего, драма "Власть тьмы"
(1886 г.), в которой запечатлена трагедия пореформенной деревни, где под
"властью денег" рушились вековые патриархальные порядки.
В 1880 гг. появились повести Толстого
"Смерть Ивана Ильича" и "Холстомер" ("История
лошади"), "Крейцерова соната" (1887—1889). В ней, а также в
рассказе "Дьявол" (1889—1890) и повести "Отец Сергий"
(1890—1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.
На основе социального и психологического
контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная
стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами
ранее Толстой написал для "домашнего спектакля" комедию "Плоды
просвещения". В ней также показаны "хозяева" и
"работники": живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из
голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически,
вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых
сценах и их "подает" в ироническом свете.
Все эти произведения писателя объединены
мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных
противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка".
"Какая будет развязка, не знаю,— писал Толстой в 1892 г.,— но что дело
подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,— я
уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества
"позднего" Толстого — роман "Воскресение" (1889—1899).
Менее десяти лет отделяют "Анну
Каренину" от "Войны и мира". "Воскресение" отделено от
"Анны Карениной" двумя десятилетиями. И хотя многое отличает третий
роман от двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении
жизни, умение "сопрягать" в повествовании отдельные человеческие
судьбы с судьбой народной. Толстой сам указывал на единство, существующее между
его романами: он говорил, что "Воскресение" написано в "старой
манере", имея, прежде всего, в виду эпическую "манеру", в
которой были написаны "Война и мир" и "Анна Каренина".
"Воскресение" стал последним романом в творчестве писателя.
В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой
был отлучен его от православной церкви.
В последнее десятилетие жизни писатель
работал над повестью "Хаджи-Мурат" (1896— 1904), в которой стремился
сопоставить "два полюса властного абсолютизма" — европейский,
олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время
Толстой создает одну из лучших своих пьес — "Живой труп".
Ее герой — добрейшей души, мягкий, совестливый
Федя Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему средой, попадает
на "дно" и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства
"добропорядочных" людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с
жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу
молчать", в которой он протестовал против репрессий над участниками
событий 1905–1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя
"После бала", "За что?".
Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой
не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу
"вместе-врозь" уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно
покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был
сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер.
10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага,
где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую
"секрет", как сделать всех людей счастливыми.
Русские писатели. Библиографический словарь.
Т2. М., Просвещение. 1990. С.295