Жанры поздравлений. К постановке проблемы
Жанры поздравлений. К постановке проблемы.
Теория
и практика речевого общения испытывает необходимость в информации как о
становлении разных жанров поздравлений в истории отечественной культуры, так и
об особенностях их функционирования в настоящее время.
Прихотливую
историю интересующих нас жанров мы прослеживаем с XVII
века. Правилом составления поздравлений обучали уже в Киево-Могилянской академии.
Ее воспитанники должны были уметь, как писал Ф.Прокопович, “прилично
поздравлять приятелей, говорить за бокалами благожелательные речи друзьям и
торжественным образом встречать известные годовые праздники” [Цит. по:
Граудина, Миськевич 1989: 23]. Поэтому поздравительные речи сочинялись и
произносились не только на занятиях по риторике, но и по заказу на официальных
мероприятиях. Заметим, что поздравительные письма поэтика предписывала
составлять в стихах.
В
просвещенном XVIII веке внимание к эпистолярным жанрам
значительно возрастает. Условия светской жизни требовали не только особых
манер, но и соблюдения правил хорошей, а порой даже и изысканной речи. В 1708
году под патронажем «всепресветлейшия великия государыни, ея императорского
величества Екатерины Алексеевны» выходит первое печатное руководство по
составлению эпистолярных сочинений – переводный письмовник, давший начало
«кумплиментарной» переписке. Он содержал 130 образцовых писем, в том числе и
поздравительных, и обучал галантному слову частных посланий. Естественно,
издание было предназначено для читателей высшего света.
Эпистолярное
наследие XIX века, в том числе и письма-подзравления, что
создавалось в соответствии с рекомендациями многочисленных письмовников,
кабинетных и купеческих секретарей, также отличает изысканная светская речь,
строгая нормативность языковых средств и устойчивость жанров. Однако детальный
анализ частной переписки – задача будущих исследований.
В
советскую эпоху поздравления – это юбилейные речи, произносившиеся публично,
поздравительные адреса, которые составлялись от имени коллектива, фиксировались
письменно и оглашались публично, и частные поздравления, писавшиеся на
открытках; последний жанр относится к числу наиболее распространенных. Поводом
для написания открыток были семейные и государственные праздники: Новый год,
8-е Марта, 1-е Мая и др.
Смысловая
близость поводов для поздравления и нормативность социально-коммуникативных
жанров речи привели к тому, что структура поздравлений и языковые формы
выражения каждого из компонентов текста приблизились к клишированным. На
поздравительных открытках даже стали печатать стандартные тексты, оставляя
место для имени адресата.
Но
если в XVIII веке следование образцам способствовало
развитию языковой и общей культуры носителей языка, то в XX веке клишированность текста создавала впечатление «отписки»; другими
словами, стандартизированные поздравительные тексты оказались неспособны
выполнять ту функцию, ради которой они создавались.
Необходимое
в этой ситуации преодоление стандарта осуществлялось по двум направлениям.
Во-первых, приходилось пользоваться услугами текстовиков, умевших создавать
личностно ориентированные приветственные адреса и юбилейные речи. Во-вторых,
процветало составление «тетрадок», включавших интересные прозаические и
поэтические варианты дружеских поздравлений.
В
настоящее время эта сфера речевого общения, как и многие другие, динамично
развивается. Значительно возросло количество поводов для поздравлений. В их
ряду и Пасха, и День Святого Валентина, и самые неожиданные личные поводы –
даже просто ясный, солнечный день.
В
частных поздравлениях возрастает доля публичности. Поздравители нередко
прибегают к радиопередачам Стол заказов на Русском радио или Презент на Европе
плюс. Так, обращаются с приветствиями даже к тем, кто находится рядом в момент
телефонного звонка на радио. В таких случаях текст оказывается очень коротким и
спонтанным, поэтому грешит стандартными языковыми формами: “Я хочу поздравить
мою жену Таню с Днем рождения. Я ее очень люблю! Желаю ей здоровья, успехов и
процветания” (Презент: Европа плюс). Но публичность обращения и завершающий его
подарок – заказанная песня сохраняют торжественность жанра.
Еще
одна новая форма поздравления – бегущая строка на ТВ. В силу высокой стоимости
такой текст, как правило, сводится к одному – и очень короткому – предложению:
“Поздравляем Анну Сергеевну с рождением внука!”. Передают поздравления также
при помощи пейджеров и Интернета.
Особую
популярность среди молодых приобрели поздравления, как и ‘записочки’, в местных
газетах. Эти прозаические и стихотворные тексты имеют четкую адресатную
направленность и составляются самими поздравителями. В таких публикациях
находим и обращения по кличкам, и выражения из молодежного жаргона: “Наташка!
Ты клевая девчонка! С Днем рождения тебя, малыш”. Еще пример: “Мусик-пусик,
мама и папа поздравляют тебя с Днем рождения. Не забывай, что мы тебя любим”.
Итак,
богатая история и динамичное состояние жанров поздравлений в настоящее время
обещают при их детальном изучении содержательные выводы.
Литература
Л. К. Граудина, Г. И. Миськевич Теория и практика русского
красноречия. М., 1989.