Встреча с поэзией Владимира Высоцкого
ВСТРЕЧА
С ПОЭЗИЕЙ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
…он
делал то, что сегодня настоятельно требуется от художника и на что раньше
способны были немногие. Артист и Поэт – оба эти определения по отношению к нему
требуют употребления с большой буквы
(
«Советская культура» -1986.-1апреля)
Владимир
Семёнович Высоцкий, русский советский поэт,1938 – 1980.
Среди лучших
наших поэтов, чьё творчество звучит особенно актуально, вызывает живой отклик у
читателей, никого не оставляя равнодушным, -
Владимир
Высоцкий.
В предисловии к
сборнику стихотворений В.С.Высоцкого «Нерв» известный поэт Роберт
Рождественский писал: «Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в
плавание по морям и океанам нашей планеты. Вместе с самолётами взмывают в небо.
А однажды из космоса донеслось:
Если
друг оказался вдруг
И
не друг и не враг, а так.
Если
сразу не разберёшь,
Плох
он или хорош.
Парня
в горы тяни – рискни.
Не
бросай одного его.
Пусть
он в связке с тобой одной,
Там
поймёшь кто такой.
Да, пожалуй, не
найдёшь сегодня среди вас ни одного, кто бы не слышал или даже не знал наизусть
песен и стихотворений В. Высоцкого.
Сегодня у нас
«встреча» с поэтом В.Высоцким. Это действительно « встреча», в результате
которой перед вами раскроется идейно-нравственное богатство творчества поэта,
70-летие которого мы отмечаем сегодня.
Мы не вправе
забывать высказывание Р. Рождественского: «Песни Высоцкого о войне – это,
прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных,
мужественных, усталых и добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь
и Родину.
Вы должны понять,
что поэзия Высоцкого гражданственна и мужественна.
Звучит песня
«Сыновья уходят в бой»
Я не случайно
начала нашу встречу – разговор о творчестве поэта этой песней.
В ней создан
образ воина-патриота: человек падает, грудью хватая свинец, т.е. смертельно
раненный, но думает напоследок не о себе, а о родине, о том, кто сменит его.
Мне представляется солдат много воевавший, с сединою на висках, простой солдат
из тысяч.
И слово у него
характерное напоследок. Но рядом с этим старым солдатом, вернее вместо него, в
строй станет другой – вон тот, одетый во всё не по росту. Может показаться
странным, почему умирающий герой выбирает именно его. Ведь если форма для
солдата велика, если ему всё не по росту, - значит, это совсем ещё юный воин,
возможно, даже мальчишка. Почему выбран он, а не какой-нибудь мускулистый,
физически сильный?
Наверное, потому,
что главная черта героя – сила духовная.
Сейчас вы
услышите воспоминания отца поэта Семёна Владимировича Высоцкого, участника боёв
за Украину, Польшу, Берлин, освобождавшего Прагу.
Полковник,
награждён 4-мя боевыми орденами и 12 медалями:
« Я, конечно,
много говорил Володе о Пражской операции и о других боях, в которых мне
довелось участвовать. Он вообще, когда у нас дома заходила речь о войне,
напрочь забывал обо всём – об уроках, об играх с друзьями. Часами мог слушать взрослых.
После окончания
войны я остался служить в небольшом красивом немецком городке.
Туда же в январе
1947 года переехали из Москвы моя жена и Володя. Прожили мы там 2 года. Каким
он был тогда?
Да, пожалуй,
самым обычным. Играл в «казаки-разбойники», лазил по деревьям, часами пропадал
на речке Финнов, хотя купаться там было небезопасно: ещё не выловили со дна все
снаряды и мины… Бывало, вместе с дружками находили в лесу патроны, бросали их в
костёр… Вообще парень рос боевой. Думаю, будь он годков на 5 постарше, во время
войны наверняка бы сбежал на фронт…»
В многогранном
творчестве В.Высоцкого важное место занимают стихи о войне.
1. Представьте: 9
мая 1945 года. Весть о том, что фашистская Германия капитулировала, уже
долетела до самых окраин нашей Родины, а в это время ещё шли тяжёлые бои за
Прагу, в которых сражался и отец поэта.
Жена и сын, уже
радуясь вместе со всеми, глядели в победное Москвы, расцвеченное салютом, а в
этот миг их близкий человек ещё стоял на краю гибели.
Это мгновение, в
котором слились уже и ещё, радость и боль, горькая память и светлые надежды,
мне думается, навсегда запечатлелось в сердце поэта.
Он не только
написал об этом в своих стихах и песнях, но и придал эмоциональную окраску
этого мгнове6ния всему своему творчеству: грусть и надежда у Высоцкого
неразделимы, как например, в «Песне о конце войны».
Звучит
стихотворение «Песня о конце войны»
Звучат
стихотворения «Братские могилы», «Высота», «Звёзды»
2. Это чувство
беспокойства, тревоги пронизывает всё творчество поэта. Не случайно сборник
назван – «Нерв». Высоцкого интересуют прежде всего такие ситуации, в которых
характер раскрывается до конца. В стихотворениях и песнях военного цикла – это
мгновения между жизнью и смертью. Об одном из них мы уже говорили сегодня. В
другом – «Як-истребитель» - рассказывается о гибели боевого самолёта.
Стихотворение посвящено двум героям, двум товарищам – погибшему в воздушном бою
Николаю Горбунову и поклявшемуся на могиле друга мстить врагу до победы дважды
Герою Советского Союза Н.М.Скоморохову.
Звучит
стихотворение «Як-истребитель»
Давайте
попробуем представить образный мир песни.
3. Это
стихотворение построено на метафоре. По такому же принципу созданы многие
стихотворения Высоцкого: у него есть целый цикл, посвящённый лошадям – умным
друзьям человека. Лошади тоже говорят, думают и чувствуют, как люди. Говорят не
только лошади, но и волки, на которых человек затеял жестокую охоту с
вертолёта. У Высоцкого плачут скалы, в которых жило горное эхо, поют корабли, и
судьбы этих кораблей похожи на людские.
4. Здесь и
метафора и перевоплощение (в переносном смысле, конечно) поэта-певца в
истребитель. В этой песне, наверное, как и во многих других, выражена личность
самого поэта. «Як-истребитель» - одна из любимых его песен. Рассказывая о
Высоцком, его товарищи часто цитируют её строки. Во многих из этих строк –
черты его характера.
Но тот, который
во мне сидит,
Опять заставляет:
в штопор!
Приводя их, Алла
Демидова (актриса театра на Таганке) пишет: «Он был неповторимым актёром. И при
этом какая-то самосъедающая неудовлетворённость. И нечеловеческая
работоспособность. Я не помню Высоцкого просто сидящим и ничего не делающим, не
видела его праздногуляющим или лениво, от нечего делать болтающим с приятелями.
Всегда и во всём
стремительность и полная самоотдача. Вечная напряжённость, страсть, порыв, крик.
Предельные ситуации, когда надо выкладываться до конца, до изнанки.
5.Драматург
А.Володарский рассказывал о том, как однажды военные лётчики уверяли его, что
«Як-истребитель» написан воздушным асом. А сам Высоцкий получал письма от
«однополчан», которые спрашивали: не тот ли он Высоцкий, который воевал на 1-м
Украинском или выходил из окружения под Оршей… Есть у Высоцкого стихотворение о
войне, которое Р.Рождественский по праву назвал лучшим.
Звучит песня
«Он не вернулся из боя»
6. Исследователи
называют это стихотворение одной из самых странных эпитафий. Наверное, потому,
что друг погиб, а его товарищ, оставшийся в живых, перечисляет претензии к
нему. С другой стороны, если бы он говорил о друге только хорошее, это был бы
образ идеального человека. Но ведь так не бывает. Мы бы не поверили такой
песне.
Значит, не лгать
ни единой буквой. Этот девиз поэта отразился и на художественных особенностях
песни. Если вспомнить то, что мы читали о войне, то можно сказать, что эти произведения
и стихотворение сближает чувство человеческой связанности.
7. Хемингуэй
вышел когда-то из круга подобных мыслей, написав роман «По ком звонит колокол».
Маяковский ещё раньше пробовал выразить то же: «На братском кладбище, у сердца
в яме, легли миллионы…» ,так определяют исследователи круг идейно близких
военной лирике Высоцкого произведений. Мысль о всеобщем человеческом братстве,
единстве всего живого пронизывает всё творчество Высоцкого. О том и
стихотворение «К вершине», посвящённое памяти грузинского альпиниста Хергиани.
Звучит
стихотворение «К вершине»
8. Стихотворение
названо «К вершине». Смысл названия как бы двоится: это и альпинист,
стремящийся к покорению вершины, и символ духовного совершенствования человека.
К духовному совершенствованию
стремился всю жизнь и сам поэт. Нравственный максимализм – таким было его
отношение к людям, но, прежде всего к себе:
Дурацкий
сон как кистенём избил нещадно.
Невнятно
выглядел я в нём и неприглядно -
Во
сне я лгал, и предавал, и льстил легко я…
А я и
не подозревал в себе такое…
Я не
шагал, а семенил на ровном брусе,
Ни
разу ногу не сменил, трусил и трусил.
Я
перед сильным лебезил, пред злобным гнулся.
И сам
себе я мерзок был, но не проснулся.
А
вдруг – в костёр?! И нет во мне шагнуть к костру сил.
Мне
будет стыдно, как во сне, в котором струсил.
Прообраз
героя песни – грузинский альпинист Хергиани – был именно таким человеком:
прекрасный спортсмен («горный тигр» - называли его друзья), смелый,
мужественный, он не признавал мужской трусости. Хергиани любил свою родину,
горы Сванетии, в которых родился. Там, в горах, он и был похоронен после
трагической гибели в Италии. Вот в чём смысл последней строки песни: наклонятся
горные хребты самым прочным в мире обелиском.
УЧИТЕЛЬ.
Драгоценнейший подарок... У Высоцкого есть прекрасное стихотворение,
посвящённое другу. Я прочитаю вам отрывок:
Если
где-то в чужой незнакомой ночи
Ты
споткнулся и ходишь по краю,
Не
таись, не молчи, до меня докричи -
Я твой
голос услышу, узнаю.
Потерпи
– я спешу, и усталости ноги не чуют.
Мы
вернёмся туда, где и воздух, и травы врачуют,
Только
ты не умри, только кровь удержи.
9. Когда
размышляешь над тем, чем привлекает поэзия Высоцкого, вдруг начинаешь понимать
– искренностью. В ней нет никакой фальши. Жил и писал так, как чувствовал.
Я почитаю своё
любимое стихотворение, которое, по-моему, является не только одним из лучших
лирических стихотворений поэта, но и отражает его яростное стремление к правде
в человеческих отношениях:
Я не
люблю фатального исхода,
От
жизни никогда не устаю.
Я не
люблю любое время года,
Когда
весёлых песен не пою.
Я не
холодного цинизма,
В
восторженность не верю и ещё:
Когда
чужой мои читает письма,
Заглядывая
мне через плечо.
Я не
люблю, когда стреляют в спину,
Но,
если надо, выстрелю в упор.
Я
ненавижу сплетни в виде версий,
Червей
сомненья, почестей иглу,
Или
когда всё время против шерсти,
Или
когда железом по стеклу.
Я не
люблю уверенности сытой,
Уж
лучше пусть откажут тормоза.
Досадно
мне, коль слово «честь» забыто
И коль
в чести наветы за глаза.
Я не
люблю себя, когда я трушу,
И не
терплю, когда невинных бьют.
Я не
люблю, когда мне лезут в душу,
Тем
более, когда в неё плюют.
УЧИТЕЛЬ. Я не люблю
– нравственная формула отношения к человеческим
Порокам, но было
бы ошибочно определять ею весь внутренний мир поэта.
Этот мир, на мой
взгляд, полон любви и добра. Только так воспринимая жизнь, можно написать: «…Я
люблю, - то же, что дышу или живу!
Звучит песня
«Баллада о любви»
УЧИТЕЛЬ. Разной
предстаёт перед нами страна любви Высоцкого.
Звучит песня
«Лирическая»
10. В.Высоцкий не
только поэт, но и актёр. Хорошо известно такое высказывание о нём:
«Поэт, рождённый
театром». Мы сегодня говорили о том, что в поэзии Высоцкого чувствуются
есенинские мотивы, космические масштабы Маяковского. Но, может быть, немногие
знают, что Высоцкий играл Маяковского в спектакле «Послушайте!», им
блистательно сыгран Хлопуша в «Пугачёве» Есенина. Вообще в его актёрско
репертуаре _ в основном классика: Гамлет в трагедии Шекспира, Галилей – в пьесе
Бертольда Брехта, Лопахин из чеховского «Вишнёвого сада», Свидригайлов из
«Преступления и наказания». Ролей много, но любимая – одна: Гамлет. Вот, что
говорит сам Высоцкий: «Вечные проблемы добра и зла, в таком очищенном виде, как
они поставлены Шекспиром, звучат сегодня особенно остро. Я бы хотел, чтобы
зрители, встречаясь с Гамлетом в зале нашего театра, волновались, как и я,
чтобы они понимали, как труден, драматичен путь к гармонии человеческих отношений.
Я вообще целью своего творчества – в кино, театре, в песне – ставлю человеческое
волнение. Только оно может помочь духовному совершенствованию».
УЧИТЕЛЬ.
Гражданственная взволнованность – лейтмотив нашей встречи с поэзией
В.Высоцкого. Через неё постигаются глубокие философские истины, красота
поэтического слова. Гражданственность – это та прочная нить, которая связывает
творчество поэта с лучшими традициями русской классики:
Я освещён,
Доступен всем
глазам.
Чего мне ждать:
затишья или бури?
Я к микрофону
встал,
как к образам.
Нет – нет,
сегодня точно – к
амбразуре.