Барокко в творчестве Агриппы д’Обинье
Барокко в творчестве Агриппы
д’Обинье
Введение
Вооруженная
борьба против католицизма в XVI веке выдвинула
на первое место идеалы и фразеологию Евангелия и Ветхого завета, под знаком
которых совершалась реформация в Европе. Ожесточенный религиозный фанатизм, в
котором тонули реальные интересы борющихся партий, отрицал
материалистически-чувственное, языческое мировоззрения Плеяды и лишал его
определяющего для искусства значения. Новый этап французской поэтической
культуры характеризуется оттеснением античности, место которой занимает
библейская древность с ее суровыми образами и духом моральной непримиримости,
используемая в политической борьбе XVI столетия как удобная образная форма для
выражения общественного протеста и вместе с тем как символическое обобщение
исторических судеб человека.
Первый, кто в эту
эпоху обратился к Библии как к универсальному поэтическому источнику, был
Гильом Саллюст Дю Бартас, библейская поэзия которого создала ему славу
«христианского Ронсара». Попытка Дю Бартаса «возвысить» французскую поэзию
путем ее христианизации и принесения в жертву ее гуманистического содержания
имела огромный успех не только во Франции, но и во всей Европе, особенно в
протестантских странах.
Но ещё более
яркий пример гуманиста и последователя Ронсара Агриппы д’Обинье, который
вынужден был писать о войне, так как того требовал его гражданский долг. В
отличие от Дю Бартаса, у крупнейшего представителя протестантской поэзии
периода гражданских войн и самого выдающегося преемника Плеяды – Агриппы
д’Обинье библейские мотивы приобретают историческую конкретность и остроту
современного содержания.
1. Творчество поэта. Рождение
барокко
Поскольку для
поэзии д’Обинье характерна высокая гражданственность, то некоторые
исследователи, например, А. Шмидт, делая акцент на политическом характере его
стихов, отказывают ему в славе гугенотского поэта. Так, А. Шмидт считает, что
«имена Саллюста дю Бартаса и Агриппы д’Обинье имеют большую известность; но
никто из этих писателей, каким бы ни был его талант, не был, в полном смысле
слова творцом; они выполняли политический заказ».
Однако такая
точка зрения кажется ошибочной; Агриппа д’Обинье выражал свои мысли и чувства;
его строки были продиктованы личными переживаниями, и библейские строки в них –
далеко не дань моде или политическому заказу. О том, что д’Обинье писал не «под
заказ», говорит тот факт, что он был заносчив и дерзок даже с Генрихом IV , и,
в частности, однажды позволил себе заметить, глядя на кровоточащую губу короля:
«Государь, пока вы отреклись от Бога только устами, и он поразил вас в губу, но
когда вы отречетесь от него в сердце, он поразит вас в сердце».
Таким образом,
д’Обинье был ревностным гугенотом; это проявилось еще в детстве, когда Агриппа
ребенком попал в плен к католикам, но держался мужественно и не пожелал
отречься от веры, и ответил, что «месса для него страшнее сожжения». Таким
образом, кажется вернее отнести д’Обинье не столько к гугенотам-«политикам»,
которые примыкали к протестантизму в зависимости от политических выгод, а к т.
н. «религиозным» гугенотам, хотя идеалы гражданственности прибавляют поэту
лучшие черты «политика». Следовательно, можно сделать вывод о том, что д’Обинье
выражал свои искренние чувства.
В «Трагических
поэмах» д’Обинье рисует кошмары эпохи гражданских войн: первая поэма «Беды»
рассказывает о несчастьях, которые переживает родина поэта, ее народ, и в
первую очередь кормилец страны – французский крестьянин; вторая поэма
«Властители» рисует картины придворных нравов, растленность государей, принцев
крови и придворной знати; третья – «Золотая палата» говорит о неправедном и
порочном королевском суде.
Наконец, в
четвертой поэме – «Огни» - д’Обинье изображает дела священной инквизиции и
подвижничество героев Реформации, мучеников за веру, показывая Европу,
озаренную мрачными огнями костров:
Когда охваченный
огнем земной предел
Всевышний
посетил, страданья он узрел
Те, кто за
истину, а против них ораву,
Какая Церковью
зовется не по праву,
Безбожников,
хмельных от крови и вина,
Кому и в мирные
неймется времена,
Несут огонь и меч
и прочие напасти
Во имя почестей
земных, во имя власти,
Сей неуемный скоп
в преследованьях лих…
И лают, словно
псы, когда хотят бедняг
От Церкви
отлучить, от прав и всяких благ.
Четвертая поэма –
«Мечи» - становится кульминацией всего эпоса д’Обинье, где поэт рисует
религиозные сцены искушения и наказания; в шестой поэме – «Возмездие» - Агриппа
показывает, как злодеяния в земной жизни влекут за собой заслуженное возмездие.
Примечательно, что наряду с Каином, Иродом и Нероном в поэме рассмотрены Карл IX
и крупнейший деятель контрреформации – Филипп II ; Екатерина Медичи выступает в
роли Иеззавель, а Карл IX – в качестве Ирода.
Важно также
подчеркнуть, что для д’Обинье характерно сочетание гуманистических идеалов и
религиозных идеалов кальвинизма. Единственной возможностью для д’Обинье
разрешить это противоречие между художественными идеалами школы Плеяды и
реальным содержанием было принятие христианского идеала жертвенности, признания
высшей земной награды в мученическом пути.
Примечательно,
что Агриппа д’Обинье увидел причину идейной трансформации гугенотской поэзии.
Никто лучше него не выразил эту неизбежную необходимость:
Тому, кто скажет
мне, что раскаленный стих
Из крови создал я
и из убийств одних,
Что ужас только
там, свирепость и измена,
Раздор, позор,
резня, засады, яда пена –
«В вину ты
ставишь мне, - отвечу я ему,
словарь,
присвоенный искусству моему.
Льстецы любовь
поют, свои беспутства славя;
Слова отобраны,
чтоб рисовать, лукавя.
Там только смех и
мед, игра, любовь и пыл,
Досуг безумия. Когда
я счастлив был,
…………………………………………
И я сплетал венки
такие ж, как они,
И я для
праздности губил когда-то дни.
Век, нравы
изменив, иного стиля просит, -
Таким образом,
д’Обинье прямо указывает на причины, побудившие его изменить стилю Ронсара,
отойти от идеалов Возрождения и изменить свой стиль. « Век, нравы, изменив,
другого стиля просит»: так потрясения гражданских войн и кровавых
религиозно-политических неурядиц преродились в созидательную творческую энергию.
Однако в этой
фразе - « Век, нравы, изменив, другого стиля просит» - отразилось и еще одно
немаловажное изменение: изменение стиля д’Обинье от ренессансного к барокко. И
действительно: «ужас… свирепость и измена, раздор, позор, резня, засады, яда
пена» – что это, как не эстетика ужаса?
И отечественные,
и зарубежные историки соглашаются с тем, что в творчестве д’Обинье выражаются
первые шаги барокко во французской литературе. А. Ревич считает, что именно
д’Обинье «создал стиль французского барокко, сам того не подозревая, и
посмертно оказался лидером этого направления и бесспорно лучшим его
представителем» (интересно привести пример Виктора Гюго, который старался изо
всех сил повторить яркую поэтику Агриппы, оживить приемы барокко, отчасти
соответствующие задачам романтизма).
Особенно важно,
что в поэзии д’Обинье резко обнажился тот самый переход, переход от гуманизма и
ренессансных традиций (в данном случае выражаемых эстетикой Плеяды) к барокко.
2. Проза д’Обинье
Перу д’Обинье
принадлежит также ряд прозаических произведений. Его «Приключения барона
Фенеста», изданные в 1617-1630 гг., - первый опыт плутовского романа во
французской литературе. Книга отмечена также несомненным воздействием «Дон
Кихота» Сервантеса. Здесь д’Обинье решает столь острую для него проблему
действительной значимости человеческой личности. Написанный в форме диалога
между придворным Фенестом и сельским дворянином Эне роман содержит сатиру на
придворные нравы. В противопоставлении глубокой духовности внутреннего мира Эне
поверхностности и корыстной суетности Фенеста ясно выражено этическое кредо
д’Обинье. Изобилующий живо рассказанными эпизодами, восходящими к новеллистике
XVI столетия и эпопее Рабле, роман д’Обинье - значительное произведение
французской прозы. Другое прозаическое сочинение - «Жизнеописание Агриппы
д’Обинье, написанное им самим для его детей» было создано автором в изгнании, в
Женеве, куда он вынужден был бежать после поражения гугенотского восстания 1620
г. и где умер, забытый своими соотечественниками, в 1630 г. Мемуары д’Обинье -
яркий образец художественной автобиографии. Так же, как и «Трагические поэмы»,
они содержали моральный и религиозный завет, оставленный Агриппой д’Обинье его
детям и духовным союзникам. На протяжении всей своей жизни д’Обинье пишет и «Всемирную
историю», значительная часть которой посвящена религиозным войнам во Франции и
соседствующих с ней странах в период с 1552 по 1612 г.
Заключение
Поэты-гугеноты не
были объединены в определенную литературную школу, подобно поэтам Плеяды,
однако поэзии гугенотов присуще ясно ощутимое единство тем, образов, стиля,
общего тона. Это единство связано с самим существом религиозной доктрины
кальвинизма, с особым мироощущением гугенота. Это мироощущение трагично,
контрастно, оно заключает в себе невозможность гармонического состояния.
Гугенот – и грешник (пред лицом бога), и праведник (как исповедующий истинную
веру); он одинок в общении с богом (ибо исповедь, исповедь без посредника –
основная форма гугенотского культа) и сопричастен общим проповедническим
задачам своих сторонников, защищающих веру пред лицом инакомыслящих; он
пассивен, так как согласно кальвинизму земной порядок вещей и судьба человека
предопределены, а страдания и мученичество – знак избранности и подтверждение
истинности гугенотской веры, и вместе с тем для него гонения и преследования –
стимул к активному противостоянию виновникам жестокостей, т. е. к конфликту с
предопределением.
Эта исходная
дисгармоничность, заключенная в мироощущении гугенота, во многом объясняет то,
что именно в гугенотской поэзии наиболее резко отразились кризисные моменты
позднего Возрождения, горечь утраты тех идеалов, которые столь полно и
возвышенно были запечатлены в ранних произведениях Плеяды.
Поэзия Теодора
Агриппы д’Обинье (1552-1630) - это прежде всего трагический документ
трагической эпохи. «Если можно было бы в одном человеке олицетворить целый век,
то д’Обинье стал бы живым воплощением своего века. Интересы, пристрастия,
добродетели, верования, предрассудки, образ мышления его времени – все нашло в
нем наивысшую форму проявления», - так писал о своем соотечественнике Сент-Бёв,
критик XIX в., века, в котором наследие Агриппы д’Обинье было как бы заново
открыто.
Приложение. Биография д’Обинье
Агриппа д’Обинье
родился 8 февраля 1552 г. в Сен-Мори, небольшом городке Западной Франции, в
семье городского судьи, гугенота Жана д’Обинье. Его жизнь с детских лет была
связана с трагедиями религиозных войн. У повешенных и обезглавленных трупов
гугенотов в Амбуазе восьмилетний д’Обинье дает отцу клятву до конца дней своих
защищать дело единоверцев. С двадцати лет и вплоть до знаменитого «Париж стоит
мессы» он ближайший соратник и поверенный будущего короля. Д’Обинье трагически
воспринимает вероотступничество Генриха Наваррского и пишет ему гневное письмо;
отвергает он и предложение Констанса примириться с Генрихом и вернуться к его
двору. Восемь религиозных войн, тридцать лет трагедии Франции - и столько же
лет безоглядного служения д’Обинье «истинной вере», коей была для него религия
гугенотов.
Д’Обинье получил
чисто гугенотское воспитание. Библия и «Наставление в христианской вере»
Кальвина были его постоянными спутниками. Но, как истинный сын Возрождения,
д’Обинье был охвачен жаждой всезнания. Наука, философия, литературная критика,
военное искусство, поэзия, педагогика, история - все сферы человеческого знания
были доступны ему и нашли отражение в его творчестве. Однако д’Обинье
знакомился с ними не в тиши замковых комнат, не в приятной беседе с соучениками
по коллежу, но в перерывах между боями. В его жизни не было покоя и
умиротворения, она подчинена была совсем иному ритму - ритму военных сражений.
И его Муза, как писал д’Обинье в одном из своих ранних стихотворений, всегда
«отдавала печалью, солдатским потом, несчастьями и треволнениями», а его стихи
«пахли порохом, трутом и серой».
Первые
поэтические опыты Агриппы д’Обинье относятся к 1570-1573 гг. когда он создает
сонеты к Диане Сальвиати, оды и стансы, вошедшие в сборник «Весна», увидевший
свет лишь в XIX в. В них очевидно влияние Плеяды и особенно любовной лирики
Ронсара. Д’Обинье воспринимает принципы «Защиты» Дю Белле и поэтическую
практику Ронсара и его учеников.
После поражения
гугенотского восстания д’Обинье бежал в 1620 г. В Женеву, и где умер, забытый
своими соотечественниками, в 1630 г.
Литература
1. Барановская О. Н. Эволюция
жанра новеллы во французской литературе последней трети XVI века. М ., 1999.
2. История французской
литературы. Т. I . С древнейших времен до революции 1789 года. / И. И.
Анисимов, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М. – Л., 1946.
3. Обинье А. д’. Трагические
поэмы [и сонеты]. Мемуары. М., 1949; Обинье А. д’. Трагические поэмы. М., 1996.
4. Ревич А. О Теодоре Агриппе
д’Обинье и его времени // Обинье А. д’. Трагические поэмы. М., 1996. С. 9 – 20.
6. Штейн А. Л., Черневич М. Н.,
Яхонтова М. А. История французской литературы. М., 1988.