Предметное и методологическое познание
ЛЕКЦИЯ
ТЕМА
ПРЕДМЕТНОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
1. Предметное
познание
1.1. Эмпирические основы
1.2. Теоретические основы
2. Методологическое познание
2.1. Эмпирическое основы
2.2. Теоретические основы
3. Роль
методологии в развитии познания
1. Предметное познание
Предметное познание протекает на
прикладном и на философском уровнях.
На стадии прикладного предметного
познания каждой предметной области соответственно множеству выделяющихся
основных объектов изучения образуются относительно самостоятельные устойчивые
системы знаний в виде так называемых предметных наук и предметных учений.
Предметная наука (предметное
учение) как система знаний представляет собой науку об объектах познания
соответствующей предметной области, не являющихся методами и теориями.
Предметные науки, как правило, получают названия типа "предметология"
(зоология, филология, стоматология, экология, социология и т.д.),
"предметика" (физика, ботаника, информатика и др.), либо получаемые
по иным правилам словообразования, обычно позволяющим явно подчеркнуть
основной предмет познания. Предметные учения получают наименования по фамилии
автора (учение Павлова, учение Дарвина и проч.). Возникновение предметных наук
и учений характерно как для прикладной, так и для философской ступеней
познания.
Следует отметить, что на любой стадии
познания получаемые новые знания интегрируются с уже имеющимися в относительно
самостоятельные устойчивые образования ещё одного вида, представляющие собой
разнообразные научные основы рассматриваемой предметной области, соответствующие
двум основным уровням познания - эмпирическому и теоретическому.
1.1. Эмпирические основы
Развитие науки на эмпирическом уровне
прикладного предметного познания обычно соответствует самому начальному этапу
человеческого познания конкретной предметной области. Эмпирическое познание, как
правило, становится исходным и для всех других более высоких стадий и ступеней
познания.
Период эмпирического познания знаменует
первое вторжение науки в область, где прежде безраздельно властвовало только
искусство. Эмпирический уровень познания реализует лишь возможности описания и
предсказания фактов, свойств и явлений рассматриваемой предметной области, но
не даёт им объяснения. Последующее развитие науки эмпирического уровня познания
характеризуются всё большим использованием количественных методов, но в простейших
формах - в виде статистических данных.
В итоге развития любой (частной) науки
на уровне эмпирического предметного познания формируются эмпирические основы
предметной науки, включающие в свой состав следующие основные элементы:
Эмпирические факты - это
факты, приводящие к эмпирическим выводам. Эмпирические факты на стадии
прикладного предметного познания - предметные, а на стадии философского
предметного познания - философско-предметные. На основе эмпирических фактов,
представляющих собой первичные знания соответствующей стадии познания, с
помощью познавательных методов (а иногда и реализующих их средств)
эмпирического уровня образуется массив вторичных знаний в виде эмпирических
данных.
Методические
основы предметной науки эмпирического уровня складываются как
результат объединения методов получения эмпирических знаний, которые,
как правило, являются простейшими познавательными.
В их перечень обычно входят измерение,
сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абдукция.
Метод - совокупность
приёмов или операций практического или теоретического освоения
действительности, подчинённых решению конкретной задачи.
Измерение - познавательный
процесс, имеющий целью определение характеристик материальных объектов с
помощью соответствующих измерительных приборов.
Сравнение - сопоставление
объектов с целью выявления признаков сходства или различия между ними .
Анализ - метод
исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически
расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из
которых затем исследуется в отдельности как часть расчленённого целого.
Синтез - мысленное или
практическое соединение частей предмета, расчленённого в процессе анализа,
установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как
единого целого.
Индукция - форма мышления,
посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, общее
положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класса.
Дедукция - форма
мышления, посредством которой новая мысль выводится чисто логическим путём из
некоторых данных мыслей-посылок .
Абдукция - метод
исследования, заключающийся в генерировании и проверке новых научных гипотез на
основе имеющихся фактов.
Гипотеза (научная) -
научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.
Эмпирические данные (научные данные
эмпирического уровня) представляют собой совокупность (относящихся к
рассматриваемым объектам, предметам, ступеням и стадиям познания) научных
{эмпирических) положений, в том числе научных (эмпирических) выводов, гипотез,
соотношений, принципов, концепции, закономерностей и законов, вытекающих из
эмпирических фактов, известных науке, и обусловленных ими научных
(эмпирических) рекомендаций.
Научные положения - это
выраженные в виде чётких формулировок основные научные результаты-сведения (как
ранее известные, так и вновь выдвинутые в процессе проведенного исследования),
имеющие научное объяснение.
Объяснение - этап,
форма научного исследования, состоящие в раскрытии сущности изучаемого
объекта.
Обоснование - цепь
рассуждений, приводящих к неопровержимым выводам.
Доказательство - рассуждение,
имеющее целью обосновать истинность (или ложность) какого-либо утверждения.
Научные выводы представляют
собой итоговые утверждения, имеющие научное обоснование.
Соотношение - взаимная связь
между чем-нибудь.
Принцип - основное
исходное положение теории, учения, науки, мировоззрения и т.д..
Концепция -
определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета {явления,
процесса), основная точка зрения на предмет.
Теория - в наиболее
общем случае это совокупность обобщённых положений, образующих какую-либо
науку или ее раздел.
Особую ценность представляют научные
выводы, приводящие к формулированию ранее неизвестных законов и закономерностей.
Закономерность - это объективно
существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений, описанная, как
правило, на качественном, содержательном уровне.
Закон - необходимое,
существенное, устойчивое, повторяющееся соотношение между явлениями (необходимая
связь явлений).
Научные рекомендации представляют
собой научные выводы предписывающего типа.
Эмпирические научные результаты,
получаемые на философской ступени познания, оказываются применимыми не только
по отношению к различным предметным наукам, возникающим на стадии прикладного
предметного познания, но и к разнообразным предметным областям. Польза науки,
даже если она не достигает своего совершенства, как правило, оказывается
настолько ощутимой, что побуждает дальнейшее ее развитие, а недостатки
используемых научных методов восполняются за счёт искусства тех, кто
занимается практической деятельностью. Дальнейшее познание выводит науку на
более высокий уровень теоретического познания.
1.2. Теоретические основы
Развитие науки неразрывно связано с непрерывным
совершенствованием методов. Именно это обстоятельство находит выражение в
утверждении, о том, что "развитому знанию предмета" обычно
предшествует "выработка научного метода". Для теоретического познания
характерны такие общенаучные познавательные методы исследования, как
абстрагирование, выдвижение гипотез, моделирование, идеализация, обобщение,
мысленный эксперимент и др.
Абстрагирование - процесс
мысленного выделения, вычленения отдельных или общих интересующих в данный
момент признаков, свойств и отношений предмета и мысленного отвлечения от
множества других признаков, свойств и отношений этого предмета.
Моделирование - метод
исследования, основанный на построении моделей.
Модель - объект, который
отображает или воспроизводит свойства другого объекта (оригинала) и
используется для его исследования.
Особая роль при выполнении исследований
принадлежит математическим моделям - аналитическим и имитационным.
Математическая модель - это
модель, представленная в виде совокупности математических соотношений.
Математическое соотношение - математическая
структура, отображающая взаимосвязь понятий (конкретных или абстрактных)
представленных в символьной форме.
Аналитическая модель - математическая
модель, представленная в виде совокупности математических утверждений.
Математическое утверждение - математическое
соотношение, описывающее взаимное соответствие (равенства, неравенства,
принадлежности, истинности, ложности и др.) понятий, представленных в
символьной форме.
Имитационная модель - математическая
модель, представленная в виде совокупности математических предписаний.
Математические предписания -
математические соотношения, устанавливающее последовательность операций
(арифметических, логических и др.) над понятиями, представленными в символьной
форме.
Идеализация - мыслительный акт,
связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, которые не могут быть
созданы на практике опытным путём
Обобщение - логический
процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию,
а также результат этого процесса: обобщённое понятие, суждение, закон науки,
теория.
Результатом теоретического познания
является развитие теоретических основ предметных наук, возникающих как
на прикладной, так и на философской ступенях познания. В составе теоретических
основ предметной науки в наиболее общем случае могут быть выделены следующие
основные элементы:
исходные эмпирические основы;
исходные теоретические основы;
методические основы;
теоретические результаты.
Исходные эмпирические основы представляют
собой неопровергаемые (на данном этапе развития науки) знания, воспринимаемые
как отправные, от науки эмпирического уровня, выступающей в роли предшественницы,
к науке более высокого - теоретического уровня.
Исходные эмпирические основы включают
множество относящихся к предмету изучения данной науки научных фактов, эмпирических
гипотез и концепций, выявленных эмпирических соотношений, необходимых
для выполнения теоретических построений.
Научный факт - это факт, имеющий
описание и обоснование в результате обобщения определённого класса событий,
явлений, процессов. Как известно, научный факт - это особый тип знания,
связанный с непосредственным истолкованием наблюдений или экспериментов;
существенными чертами научного факта являются его воспроизводимость и/или
постоянство, инвариантность относительно индивидуальных особенностей
наблюдателя.
Исходные теоретические основы предметной
науки в качестве элементов включают:
термин - слово или
словосочетание, являющееся названием определённого понятия какой-нибудь
специальной области науки, техники, искусства;
понятие - целостная совокупность
суждений об отличительных признаках исследуемого объекта;
категория -
основное понятие, отражающее наиболее общие свойства, стороны, отношения
явлений действительности и познания;
определение - пояснение,
раскрывающее смысл понятия, даваемое, как правило, в виде одного
повествовательного предложения;
аксиома - отправное,
исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательства других
положений этой теории, в пределах которой она принимается без доказательства;
постулат - принцип или
положение научной теории, принятое в ней в качестве исходного, не доказуемого в
её рамках.
В совокупности исходные эмпирические
основы и исходные теоретические основы представляют собой первичные знания
предметной науки, главным образом об основных объектах изучения и их элементах.
Методические основы предметной науки интегрируют
в своём составе два основных элемента - научно-методический аппарат и
методологические основы данной науки.
Научно-методический аппарат - это
разработанный и разрабатываемый в ходе развития науки и практики
соответствующей предметной области арсенал процедурных знаний (в том числе и
материально реализованных), применяемых для обоснования и доказательства
теоретических результатов данной науки.
Термины "теоретические
основы", "методические основы", "научно-методический
аппарат", "методологические основы" обычно не упоминается в
энциклопедических изданиях, но применяются в научной деятельности, особенно в
практике экспертизы научных работ, потому что при частом обращении к ассоциируемым
с ними совокупностям элементов требуются краткие названия.
В сущности, научно-методический аппарат
представляет собой инструментарий для получения научных результатов.
Элементами научно-методического аппарата являются
апробированные на практике, прошедшие экспертизу специалистов, официально
признанные и опубликованные (научные) методы (способы, приёмы, методические
подходы, методики) решения научных и практических задач в области описания и
анализа свойств рассматриваемых объектов познания, Синтеза и оптимизации
требуемых свойств, объяснения (доказательства) и предсказания (прогнозирования)
рассматриваемых явлений (процессов), а Также конкретные реализации этих методов
в виде методик и средств (вычислительных, моделирующих, испытательных и
др.) теоретического и Экспериментального исследования, приводящие к
получению научных (в том числе и практических) результатов, обладающих
обоснованной степенью достоверности. В составе научно-методического аппарата
могут оказаться самые разнообразные методы, модели и алгоритмы, начиная от эвристических
и вплоть до строгих математических. Элементы научно-методического аппарата
создаются с учетом вполне определённых
ограничений и допущений, что влияет на область их применимости и на целесообразное
разнообразие.
Методика - совокупность
методов, приёмов целесообразного проведения какой-либо работы.
Допущения - предположения,
положенные в основу упрощения описания реальною объекта (процесса),
используемые при исследовании.
Ограничения - требования к
форме представления и пределам изменения варьируемых данных, вводимые при
исследовании.
Методологические основы предметной
науки, являясь (наряду с научно-методическим аппаратом - см. рис.3) важнейшей
составной частью её методических основ, объединяют в своём составе методы
(научного) обоснования конкретных элементов научно-методического аппарата и
сами обоснования.
Таким образом, в предметной науке могут
быть выделены две группы методов - предметные и методологические.
Предметные методы (входящие
в состав научно-методического аппарата методических основ предметной науки) -
это методы обоснования (описания, анализа, синтеза и оптимизации) свойств тех
объектов изучения предметной науки, которые не являются методами.
Методологические методы (входящие
в состав методологических основ предметной науки) - это методы обоснования
методов, развиваемые в рамках создания методологических основ (методологии)
предметной науки.
Следует акцентировать внимание на
диалектической взаимосвязи методологических основ предметной науки с
методическими основами предметной области: входящие в состав методологических
основ теоретические обоснования элементов научно-методического аппарата
осуществляются методологическими методами, развиваемыми в рамках методологии
предметной области. При этом, например, методы доказательства применимости
метода М в различных предметных науках рассматриваемой предметной области - это
знания, относящиеся к методологии предметной области, в то время как
доказательство применимости метода М в конкретной предметной науке - знания,
относящиеся к данной предметной науке.
Теоретические результаты представляют
собой вторичные знания предметной науки, получаемые на основе первичных знаний,
и включают в свой состав
теоретические данные;
логические (предметологические) основы данной науки.
Теоретические данные представляют
собой арсенал декларативных (непроцедурных) знаний об основных объектах
изучения и их элементах, полученных с применением разработанного
научно-методического аппарата как в интересах непосредственной отдачи
практике, так и в целях дальнейшего развития соответствующей науки, выраженный
в виде теоретических выводов и других более сложных теоретических
построений (в том числе теоретических положений, законов,
закономерностей, гипотез, соотношений, принципов, концепций, рекомендаций и
др.), вытекающих из рассматриваемой и пополняемой базы научных фактов.
Логические основы предметной
науки представляют собой множество непроцедурных вторичных знаний,
объединяющих допустимые правила логического вывода, обоснования и
доказательства теоретических данных (включая общие и частные модели, формульные
описания, расчетные соотношения и другие теоретические построения и
конструкции).
К необходимым признакам теории следует отнести:
нетривиальность, то есть
неочевидность теоретических положений, способов получения результатов и/или
самих получаемых результатов, исключающая ситуации, когда "и
без теории все ясно":
прагматичность - теория
как метод должна быть приложима к практике, т.е. должна давать научные обоснования
выводов и рекомендаций, полезных для практической деятельности.
Всякая теория создается при вполне
определённых допущениях и ограничениях, что влияет на область её применимости:
она описывает, объясняет и предсказывает вполне определённую совокупность
фактов, свойств и явлений той предметной области, к науке которой эта теория относится.
Основываясь на общественной практике и давая целостное, достоверное,
систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях
действительности, теория выступает как наиболее совершенная форма научного
обоснования и программирования практической деятельности.
Подводя итог сравнению теории и метода,
следует особо отметить, что теория во многом представляет собой описывающие,
объясняющие и доказывающие {декларативные, непроцедурные) знания, отвечающие на
вопросы.
Методы предметной науки, не являясь
основным предметом её изучения, а лишь выступая в качестве необходимого
инструмента для получения знаний.
В структуре теории можно выделить
основные элементы, соответствующие ранее рассмотренным ранее элементам
конкретной науки. В частности, логически взаимосвязанные элементы теории,
объединяющие в споём составе общие и частные методы решения научных и
практических задач соответствующей предметной области, в совокупности образуют
научно-методический аппарат данной теории.
В наиболее развитом виде теория включает
в качестве элементов своего научно-методического аппарата представленный
в набор более элементарных взаимоувязанных методов, охватывающих все основные
этапы познания применительно к той предметной области, к которой она
относится.
Содержательное описание - это
описание на естественном (профессиональном или литературном) языке.
Формальное описание - описание
в специфических терминах и символических обозначениях той или иной теорию
Формализованное описание - содержательное
описание с элементами формального описания.
Процесс перехода от содержательного к формализованному и
формальному описанию (процесс формализации) развивается от использовании
первичных идеализаций через выдвижение теоретических концепций к построению на
основе располагаемого научно-методического аппарата (или вновь создаваемою)
более или менее общей теоретической модели рассматриваемых явлений
(процессов).
Факторы - это причины,
обстоятельства, движущие силы, определяющие причинно-следственные связи в
рассматриваемом явлении (процессе).
Показатель - качественная или
количественная характеристика, вводимая для оценки отдельного свойства или
совокупности свойств рассматриваемого объекта (процесса). Показатель обычно
имеет наименование, обозначение и значение. Различают количественные
показатели (значение - численная величина) и качественные показатели (значение
- словесное, неколичественное описание меры проявления рассматриваемого
свойства или совокупности свойств).
Параметр - это показатель с
пределами допустимых значений, определяемыми конкретной смысловой
интерпретацией.
Критерий - необходимый
и/или достаточный признак, на основе которого производится оценка (классификация)
или выбор объекта по значениям одного критериального показателя (простой
критерий) или нескольких критериальных показателей (сложный критерий).
Соотношение, в соответствии с которым вычисляется значение критериального
показателя, называется целевой функцией.
В рамках философского предметного
познания возникают задачи распространения научных результатов между
предметными областями и развития наук на стыках той или иной предметной области
(например, физики) с другими (так возникли ядерная физика, биофизика,
геофизика, астрофизика и т.д.).
Расширение и углубление познания
окружающего мира на предметной стадии философской ступени познания находит
выражение в возникновении философских учений в более или менее развитом виде
(например, дедуктивная логика Декарта, аристотелевская логика) как систем
знаний о наиболее общих законах и закономерностях развития окружающего мира.
Относительно самостоятельное философское учение представляет собой диалектика,
интегрирующая ряд философских предметных наук (диалектика природы, диалектика
познания и др.) и сама интегрирующаяся с другими философскими науками и
учениями (так, например, возникла материалистическая диалектика).
Философское учение (как система знаний)
обычно формируется как наука о науке в том смысле, что в рамках вводимых общих
категорий (например, в метафизике Аристотеля - сущность, материя, форма,
возможность, действительность, движение, количество, противоречие; в философии
Канта - множество, всеобщность, реальность, отрицание, ограничение, субстанция,
причина и действие, возможность и невозможность, необходимость и случайность и
т.д.) сосредотачивается внимание на выявлении закономерностей возникновения и
развития объектов познания из разнообразных предметных областей и на
разработке в рамках методологического познания философских принципов, выражающих
методические и методологические подходы к решению самых разнообразных научных
и практических задач.
На философском уровне познаются свойства
и отношения объектов, инвариантные относительно того или иного множества
предметных областей, а также закономерности возникновения, применения и
развития методологий и их составных элементов. Это обеспечивает всеобщность
эмпирических и теоретических основ философского уровня.
2. Методологическое познание
На стадии прикладного методологического
познания в каждой предметной области образуются (см. рис.2) относительно
самостоятельные устойчивые системы знаний в виде методологий.
Методология как
частная система знаний, возникающая на методологических стадиях познания,
является в существенной степени (и это отражено в её названии, происшедшем от "метод"
и "...логия") учением о методах (и теориях), возникающих
на соответствующих ступенях познания. Методологию не следует сводить к
совокупности методов, подобно тому, как не сводится метрология к совокупности
измерений, зоология к совокупности зверей и т.д.
Наиболее важные точки приложения методологии:
выявление объекта и предмета исследования;
постановка научной задачи или проблемы
(именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие,
например, к выдвижению псевдопроблем, что существенно затрудняет получение
результата);
построение путём сочетания известных
элементов научно-методического аппарата и/или создания новых элементов,
пополняющих научно-методический аппарат науки, метода (или теории) решения
рассматриваемой научной задачи (проблемы) и оценка его применимости;
решение проблемы выбора между
конкурирующими методами и теориями, поиск критерия истинной теории;
анализ обоснованности и оценка достоверности получаемых
выводов;
оценка научно-технического уровня и
значимости получаемых научных результатов.
Другими словами, методология формирует
представление о последовательности движения исследователя в процессе решения
научной задачи (проблемы): даёт научное обоснование основных компонент
проводимого научного исследования, таких как:
объект исследования - это
вполне определённая часть познаваемой предметной области (процесс, явление и
т.п.), изучение которой является целью исследования;
предмет исследования - та
сторона объекта, которая рассматривается в данном исследовании.
Один и тот же объект может быть предметом
ряда различных исследований. Пример, относящийся к военной науке:
объект исследования - боевые действия
(БД) войск;
предмет
исследования (варианты):
На стадии методологического познания
получаемые знания интегрируются (на уровне элементов как действующих, так и
пока ещё складывающихся, иногда альтернативных, методологических теорий) в научные
основы методологической науки эмпирического и теоретического уровней.
2.1. Эмпирические основы
Эмпирические основы
методологического уровня и предметного уровня по составу элементов
не отличаются. Особенностью является лишь то, что эмпирические факты на стадии
прикладного Методологического познания - методологические, а на стадии
философского методологического познания - философско-методологические (отражают
свойства философских предметных наук и учений, процессы их возникновения и
развития, а также свойства методологий различных предметных областей).
2.2. Теоретические основы
Теоретические основы методологической
науки в качестве составных элементов включают
исходные
эмпирические основы (методологической науки); исходные теоретические основы
(методологической науки); методические основы (методологической науки)
методологические результаты.
По своей структуре теоретические основы
методологической науки аналогичны теоретическим основам предметной науки.
Понятийный аппарат
методологического уровня познания представляет собой совокупность
специфических понятий, категорий, терминов и определений, вводимых в рамках
создания методологических основ данной науки (так понятийный аппарат
философского уровня включает совокупность специфических философских
терминов и понятий - объект, субъект и др., а также наиболее общих категорий -
единичное, особенное, всеобщее и др., вводимых по определению в рамках создания
философских теоретических основ науки, причём "философские понятия и
представления обладают предельной общностью";
Методические основы
методологической науки включают научно-методический аппарат
методологической науки и методологические основы методологической науки, объединяющие
в своём составе методы обоснования и сами обоснования конкретных элементов
научно-методического аппарата методологического уровня.
Методологические результаты интегрируют
в своём составе логические основы методологического уровня и
методологические данные.
Методологические данные - это
совокупность методологических положений и выводов (в том числе методологических
гипотез, соотношений, принципов, концепций, закономерностей и законов, вытекающих
из рассматриваемых методологических фактов) и обусловленных этими выводами методологических
рекомендаций, которыми следует руководствоваться при применении и развитии
наук как частных систем знаний. (уровень методологии предметной области) и
науки в целом как общей системы знаний (уровень всеобщей методологии научного
познания).
В рамках развития методологических наук
наиболее совершенно, формой организации знаний является методологическая
теория. Основным объектом изучения методологической теории, в отличие от
предмет! ной, является та или иная совокупность методов.
Методологическая теория имеет структуру, аналогичную ране
рассмотренной, применительно к теории вообще, и включает не которую
совокупность взаимоувязанных частных методологических методов, применяемых
по отношению к методам теориям тех или иных наук, выступающим в качестве
объекта методологии.
Примером методологической теории,
возникшей в довольно широкой предметной области, а именно в области технических
наук, является теория принятия технических решений.
Результатами наиболее глубокого развития
методологических теорий является возникновение метатеорий.
Метатеория - теория,
анализирующая структуру, методы и свойства другой, так называемой содержательной
теории.
3. Роль
методологии в развитии познания
Развитие методологических наук на стадии
прикладного познания приводит к возникновению методологий тех или иных
предметных областей, а на стадии философского познания - к развитию всеобщей
методологии научного познания.
Методология образуется
той частью науки, которая представляет собой учение о способах системного
познания окружающего мира, и в этом смысле представляет науку о науке данной
предметной области. Как система знаний, методология обеспечивает анализ
имеющихся и возникающих методов и теорий предметных наук, выявление
закономерностей их построения и разработку методологических выводов и
рекомендаций по развитию методов и теорий соответствующей предметной области,
а также по их практическому использованию. Исследователь (разработчик) для
достижения поставленных целей, руководствуясь методологией, которая может
включать как ранее известные элементы, так и вновь предлагаемые, и, как
правило, сочетая процессы исследования с процессами разработки, добивается той
или иной организации знаний в виде совокупности избираемых известных, а также
вновь предлагаемых элементов научно-методического аппарата. Совокупность таких
элементов, приобретающая (в их логической взаимосвязи и взаимообусловленности)
в простейшем случае форму частного либо более или менее общего метода решения
конкретной научной задачи, а в более сложных случаях - форму теории, выступают
в качестве инструмента, с помощью которого выполняется исследование
(разработка), а конкретный способ проведения исследования (разработки) находит
выражение в той или иной методике.
Методика исследования (разработки)
представляет собой выбранную исследователем (разработчиком) совокупность
взаимоувязанных элементов (методов, приёмов, операций, средств, более
элементарных методик) известного и предлагаемого научно-методического
аппарата, применяемых в определенной логической последовательности в ходе
проведения исследования (разработки) или его составной части, имеющей
относительно самостоятельное значение (например, методика эксперимента), для
решения конкретной научной задачи или научной проблемы.
Возникающие и диалектически
развивающиеся методологические науки и учения философского уровня, посягающие
на роль всеобщей методологии научного познания, интегрируются с философскими
предметными, науками и учениями в единую систему знаний (см. рис.2) - философию.
Противоречия в знаниях различных философских наук и учений служат
неиссякаемым источником дальнейшего совершенствования философии, которая на
протяжении своего многовекового развития выступала как всеобъемлющая наука
о науках.
Конечная цель развития научных знаний -
обеспечение исследовательской деятельности в науке и практике соответствующей
предметной области в интересах наиболее эффективного решения возникающих научных
и практических задач.
Что же касается искусства, которое в
донаучный период проявлялось на низшем уровне как индивидуальное умение
приспосабливаться к ситуации, то оно по мере развития науки все более
превращается в умение специалиста приспособить схему действий, даваемую наукой
(теорией, методологией или философией) для типовой ситуации, к условиям
конкретной обстановки. За счёт этого сфера применения науки в рассматриваемой
предметной области расширяется (более искусным становится тот, кто в большей
степени опирается на достижения науки), а сфера искусства соответственно всё
более сокращается. Наука и в дальнейшем отвоёвывает у искусства всё более новые
позиции, и в пределе этот процесс ведет к полному господству науки и
постепенному вытеснению или даже к отмиранию искусства в конкретно
рассматриваемой предметной области. Однако, выесняясь, а в ряде случаев и
полностью отмирая в данной предметной области, искусство не исчезает в целом,
так как постоянно находит в окружающем нас поистине необъятном для познания
мире всё более новые области приложения и тем самым открывает новые горизонты
для науки.