Истоки философии: мифология и религия
Министерство образования и науки РФ
Костромской государственный университет им.
Некрасова
Кафедра философии и политологии
Доклад по теме:
«Истоки философии:
мифология и религия»
Выполнила:
Шаршова М.С.
Бух. учет, анализ и аудит 1.1
Проверила:
Доцент
кафедры философии и
политологии
Свиридова Г.И.
Кострома
2005 г.
Содержание
1.
Введение 3
2.
Мифология 4
3.
Религия 5
4.
Вывод 7
5. Литература 8
ВВЕДЕНИЕ
Философия (от греч. Phileo – люблю и Sophia –
мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Она зародилась около 2500
лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет). Классическая форма -
в др. Греции. Первый человек, называвший себя философом - Пифагор. В качестве
особой науки философия выделена Платоном. Данная наука сначала включала в себя
всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея
задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе,
человеке.
Кроме познания мира, «любовь к мудрости»
предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном
устройстве и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить
сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и
действия, указывала правильный путь, служила руководством человеческого
поведения и образа жизни.
Для раскрытия специфики философии важно обратиться к
истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному
миропониманию как предпосылке, предтече философии.
Мифы –древние сказания разных народов о фантастических
существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат
нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и
фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.
Мифы разных стран заключают в себе попытки
ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных
явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование
мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из
первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в
космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также
мифы– эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с
последующим его возрождением.
Особое место занимали мифы о культурных
достижениях людей – изобретении ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах,
обычаях. Кроме того много внимания уделялось и происхождению, рождению людей,
стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном
пути.
Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось
в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах. В
мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты
переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались
космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов,
художников. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась
и обобщенная работа мысли – анализа, классификаций, особого символического
представления мира как целого.
Действительно, мифологическое сознание в
рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью
мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь
поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы
поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства
природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии,
внутреннего согласия человеческой жизни.
Через сказки, легенды, исторические предания
мифологические образы вошли в культуру различных народов – в литературу,
живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии – христианство,
ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления
сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою
прежнюю роль.
С угасанием первобытных форм общественной
жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел
с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск
ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных
навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали
от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения – религия и
философия.
Религия
Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность,
святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира
осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный,
воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхчувственный.
Религиозное
мировоззрение отличается от мифологического
верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в
мироздании и жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим
силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны
религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха
и уважения верующих по отношению к высшим силам.
Позднее формируется образ единого Бога – высшего
существа. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое,
освобождается от него. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции,
нравственности.
Вера – способ существования религиозного сознания,
особое настроение, переживание. Внешней, социально значимой формой проявления
веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов.
Религиозные представления невозможно вывести из
чувств, переживаний отдельного человека. Они – продукт исторического развития
общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных верований.
Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по
сей день и имеют большое число приверженцев в разных странах.
Религия – сложное духовное образование и общественно-историческое
явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики.
Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире
небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства
человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей. С
помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие
чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга,
справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с
переживанием возвышенного, священного.
Но в религиозном же мировоззрении могут выражаться и
совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему
немало примеров в прошлом и настоящем.
Родственность, близость философии и религии состоит в
том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие
сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но
велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли
ничтожно малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Естественно, что
мыслить свободно, самостоятельно способны были только образованные,
интеллектуально развитые люди. Большинство же черпало свои моральные и
общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с
ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий
философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.
Вывод
Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение
мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом
реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.
Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность
вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но
отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется
стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе
мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое,
рациональное истолкование.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками
философии являются мифология и религия.
литература
2. В. Г.
Афанасьев. Основы философских знаний.— М.: Изд-во ” Мысль ”, 1986. – с. 399
3. Философия. Курс лекций. Учебное пособие./ Под ред. Бычко. - К.:
1993.