Использование методов научного познания
Лекция - Использование методов научного познания
1. Виды исследований
2. Классификация и состав методов
исследования
3. Выбор методов исследования
Введение
Современная наука
имеет обширный и богатый арсенал методов
исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким
образом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследования
и в какой комбинации эти методы
используются.
Классификация
методов позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях.
Виды
исследований
Исследования
могут быть весьма разнообразными. Как целенаправленный процесс познания объектов,
изучения их элементов и подсистем во взаимосвязи и взаимодействии они обладают соответствующей
методологической базой, включая принципы, подходы, методы и др.
Исследования
любых объектов, в зависимости от целей, организации и сферы использования различаются
по видам (табл.
1).
По
направленности на результат исследования могут быть фундаментальными или прикладными.
К
фундаментальным исследованиям относят экспериментальные или теоретические работы,
выполняемые для получения новых знаний и лежащих в основе явлений и наблюдаемых фактов,
причем в ряде случаев без какой-либо конкретной цели их практического
применения или использования даже в обозримом будущем. Важнейшая задача фундаментальных
исследований — познание новых законов
и закономерностей.
Прикладные
исследования —
это оригинальные познавательные работы, проводимые для реализации конкретной практической
цели на базе
достижений фундаментальных исследований в области техники и технологии, т.е. решение
практических проблем и задач. Прикладные исследования включают, как правило, работы по
внедрению полученных результатов. Таким образом, в прикладном отношении цель исследования
применительно к социально-экономическим системам заключается в выявлении и
обосновании на научной основе направлений
их совершенствования, разработку мероприятий по реализации направлений и повышение на этой основе эффективности функционирования (например, более полное
удовлетворение потребностей потребителей и повышение прибыли
организации).
Таблица 1 Виды
исследований
Классификационный признак исследования
|
Вид исследования
|
Направленность на результат
|
Фундаментальное,
прикладное
|
Решаемая задача
|
Текущее
(оперативное), перспективное
|
Продолжительность
проведения
|
Экспресс,
краткосрочное (непродолжительные), долгосрочное (продолжительные)
|
Емкость
используемых ресурсов
|
Малоресурсоемкое,
среднересурсоемкое, ресурсоемкое
|
Используемая информация
|
Внутренне
информационное, внешне информационное
|
Число
исследователей.
|
Индивидуальное,
коллективное
|
Тип
консультантов-исследователей
по отношению к
среде
|
Внутренне
консультационное, внешне консультационное, смешанно-консультационное
|
Организованность
|
Спонтанное,
организованное
|
Полнота
изучения и число
исследуемых объектов
|
Тематическое,
общее; частное, общее; локальное, глобальное
|
Регулярность
проведения
исследований
|
Регулярное
(периодическое), эпизодическое, разовое
|
Сложность
|
Простое,
сложное
|
Подход к
исследуемому
объекту
|
Локальное,
системное
|
Место
проведения
|
Лабораторное,
промышленное
|
Наличие модели
исследования
|
Натурное
(реальное), модельное
|
Характер
объекта
|
Геополитическое,
политическое, социологическое, экономическое, техническое, технологическое и др.
|
Отношение к
периоду функционированию
объекта
|
Ретроспективное
(предшествующее), реально-временное, прогнозное (последующее)
|
Методология
проведения
|
Контрольное,
диагностическое, сравнительное, классиикационное и др.
|
Характер
исследования
|
Поисковое,
научно-исследовательское, опытно-промышленное
|
Отношение к
методу исследования
|
Теоретическое
(позволяющее объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности на базе имеющейся
теории — комплексе взглядов, представлений, идей, и дающее возможность определять и формулировать
общие для
исследуемого предмета новые законы, закономерности, принципы и т.п.) Эмпирическое (позволяющее на базе
установленных
опытным путем новых фактов и их последующего обобщения сформулировать новые знания и прогнозы)
|
Форма
ожидаемого результата
|
Количественное,
качественное
|
Вид
используемой информации
|
Экспертно-оценочное,
логическое, математическое, статистическое и др.
|
Обязательность
|
Инициативное,
директивное
|
Следует
отметить, что подавляющее большинство исследований экономических систем относятся к задачам
прикладного характера, но вместе с тем они могут быть как эмпирической, так и теоретической
направленности.
В первом случае результаты исследования достигаются с помощью различного рода
наблюдений и экспериментов, а во втором — познание систем и определение
характеристик ее элементов основывается на использовании неких абстрактных
объектов.
В зависимости от
поставленных целей и задач, исследование может быть локальным (рассматривающим
изучаемые свойства отдельных объектов без учета взаимосвязей и взаимодействия с другими) и системным (предусматривающим
изучение совокупности свойств элементов и подсистем объекта в их взаимосвязи и взаимодействии между собой, с
другими подсистемами и их элементами, а также
с внешней средой).
Классификация и состав методов исследования
При
проведении исследований используется широкий арсенал разнообразных методов. Для лучшего
понимания возможностей всех этих методов их целесообразно классифицировать.
В
общем плане классификация понимается как разделение исследуемого объекта по
определенным правилам на соответствующие классы — группы, позволяющие раскрыть их сущность,
содержание,
специфику и направления использования. Существует несколько видов классификации, но независимо от этого
классификация всегда осуществляется при
наличии определенного классификационного признака.
Классификации
по своей сущности могут быть содержательными (позволяют определить содержание,
особенности и другие стороны объектов) и искусственными (могут играть только вспомогательную роль, например классифицирование по
алфавиту).
Помимо
этого, классификации могут быть одно- и многопризнаковые, что недостаточно корректно с точки зрения теории.
Во втором случае классификационные группы
могут быть частично пересекающимися.
При
проведении классификационных работ необходимо руководствоваться рядом основных квалификационных
принципов:
• использование единого классификационного
признака (без его
изменения) в рамках одной классификационной группы, что позволяет выделять группы объектов
одного порядка;
• соблюдение соразмерности деления объекта,
позволяющее примерно в одинаковой мере подразделить объекты классификации по однородным группам;
• использование многоступенчатой
классификации, способной обеспечить ее разветвленность в виде «дерева» исследуемого объекта;
• обеспечение классификационной
полноты для каждой ступени классификации.
Следует
отметить, что применяются как простые, так и сложные классификационные признаки. Не
исключено также использование двух или нескольких классификационных признаков,
совмещенных посредством матрицы. Подобный широкий подход к классификации позволяет изучить объект с
разных сторон, а значит более глубоко его исследовать. Такую классификацию называют комбинаторной.
Вместе с тем могут
быть классификации, использующие не один классификационный признак, а два или более. В этом
случае они
называются многокритериальными.
В
любом случае всякая классификация условна, но она способствует более глубокому
и эффективному исследованию объекта.
Состав методов
В
основе любых методов исследования лежат определенные принципы, теории и законы, но их всегда можно
классифицировать по разным
классификационным признакам — основаниям, которые представлены ниже.
1. Философский подход — всеобщие
(методы материалистической
диалектики), общие (теоретические, эмпирические) и частные.
2. Сложность — простые (содержащие четко выделяемый
однозначный способ исследования) и сложные, т.е. комплексные (включающие комбинацию простых способов).
3. Охват явлений — общие и
частные.
4. Области применения —
физические, химические, биологические, экономические, социологические и т.п.
5. Точность результатов
использования — достоверные и вероятностные.
6. Структура — алгоритмические и
эвристические.
7. Содержание — математические,
статистические, экономические, экономико-статистические, технические,
технико-экономические,
параметрические, экспертные, социологические, рефлексивные, интуитивные,
логические, интуитивно-логические, измерительные
и др.
8. Стадии исследования —
подготовительные, исследовательско - проектные, внедренческие.
9. Направления использования — способы обследования
(сбора данных), обработки и анализа
информации, формирования, обоснования
и внедрения (реализации) решений (табл. 2).
10. Отношение к теории и эмпирике
— теоретические (формализация,
аксиоматизация, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному,
моделирование, др.), эмпирические (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, др.), теоретико-эмпирические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и
дедукция, др.).
11.
Отношение к
источнику получения информации — интуитивные
(основанные на использовании знаний и интуиции исследователей), формализованные (основанные на формализованном представлении объектов исследования), комплексные
(основанные на использовании интуитивных и формализованных методов).
12.
Охват
научного инструментария — общенаучные и частно-научные.
Другими примерами классификации методов исследования
может служить
группировка по целям исследования, видам анализа и т.п.
К числу характерных признаков научного метода (к какому бы типу он ни относился)
чаще всего относят: объективность,
воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.
В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и
широте применения).
1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и
метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным
способом мыслительной
деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их
числу также относятся такие методы как аналитический (характерный для современной аналитической
философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.
2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и
применение в науке. Они выступают в качестве своеобразной "промежуточной методологии" между философией и
фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук, позволяя формализовать исследования.
К числу общенаучных принципов и подходов относятся
системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование,
формализация и ряд других.
Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина как синергетика
— теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы — природных,
социальных, когнитивных (познавательных).
Общепринятой классификации общенаучных методов и приемов нет; она проводится по самым разным
основаниям. Наиболее удачным нам
представляется подход, в соответствии с которым в структуре общенаучных методов
и приемов выделяются три уровня
("сверху вниз"): общелогический,
теоретический и эмпирический.
3. Частнонаучные методы — совокупность способов, принципов познания,
исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии и
социально-гуманитарных наук.
4.
Дисциплинарные
методы —
система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или
возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой
специфической предмет и свои своеобразные методы исследования.
5. Методы междисциплинарного исследования — совокупность ряда синтетических, интегративных
способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на
стыки научных дисциплин. Широкое
применение эти методы нашли в реализации
комплексных научных программ.
Для общего представления состава методов исследования
более предпочтительным является двухкритериальный классификационный признак их группировки по
отношению к способу и источнику получения информации об исследуемых объектах. В этом случае
можно выделить
следующие группы методов: теоретические; логико-интуитивные; эмпирические;
комплексно-комбинированные (табл. 3).
В каждой из приведенных классификационных групп имеются
определенные базовые методы исследования.
Особое место в исследованиях занимают различные виды
анализа. Среди них следует отметить прогностический,
диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определенная совокупность
конкретных методов.
Таблица 2
Классификация методов исследования по направлениям их использования
Методы обследования (сбора данных)
|
Методы обработки и анализа информации
|
Методы формирования решений
|
Методы обоснования решений
|
Методы внедрения (реализации) решений
|
Самообследование
|
Системный
анализ
|
Системный
подход
|
Аналогий
|
Обучение,
переподготовка и повышение квалификации работников
|
Интервьюрование
|
Экономический
анализ
|
Аналогий
|
Сравнений
|
Беседа
|
Декомпозиция
|
Параметрический
|
Нормативный
|
Фотография
рабочего дня
|
Структуризация
целей
|
Блочный
|
Экспертно-аналитический
|
Привлечение
общественных организаций
|
Изучение
документов
|
Экспертно-аналитический
|
Функционально-стоимостной
анализ
|
Функционально-стоимостной
анализ
|
Функционально-стоимостной
анализ
|
Нормативный
|
Структуризации
целей
|
Моделирование
фактического и желаемого состояния исследуемого объекта
|
Функционально-стоимостной
анализ
|
Наблюдение
|
Параметрический
|
Опытный
|
Другие
|
Моделирования
|
Творческих
совещаний
|
|
|
Функционально-стоимостной
анализ
|
Коллективного
блокнота
|
Расчет
количественных и качественных показателей оценки экономической эффективности
предлагаемых вариантов
|
|
|
Главных
компонент
|
Контрольных
вопросов
|
|
|
Балансовый
|
Метод
6-3-5
|
|
|
Корреляционный
|
Морфологический
анализ
|
|
|
Факторный
|
Экспертно-аналитический
|
|
|
Опытный
|
Моделирования
|
Другие
|
|
|
Матричный
|
Другие
|
|
|
|
Последовательный
|
|
|
|
|
Динамический
|
|
|
|
|
Другие
|
|
|
|
Таблица 3
Классификация методов исследования по способу и источнику
получения информации об исследуемых объектах
Теоретические
|
Логико-интуитивные
|
Эмпирические
|
Комплексно-комбинированные
|
Формализация:
аналитические методы (математические, интегрального, дифференциального и
вариационного исчислений, теория вероятностей,
теория игр, поиск максимумов и минимумов функций, в том числе
методы математического программирования, например,
линейного и динамического, математической логики, теории
множеств); статистические методы: (математической статистики,
исследования операций и массового обслуживания, теории информации); графические
методы (теории графов, номограмм, диаграмм, гистограмм
графиков)
Аксиоматизация
Идеализация
Восхождение от
абст рактного к конкретному
Моделирование
(стати стическое, имитационное моделирование, модели рование операций по
схемам случайных процессов и статистических испытаний, метод Монте-Карло и
др.)
Другие
|
Экспертные «Мозговой» штурм
(прямая «мозговая» атака, обмен мнениями, комиссия,
деловая игра, конференция идей, коллективная генерация идей, творческие
совещания, коллективный блокнот)
Метод синектики Сценарий
Дельфи Постановка проблем Доказательства Конструирование гипотез
Классификация и
типология
Научное обсуждение
Морфологический
анализ
Анализ
проблем
Аналогий
Тестирования
6-3-5
Главных компонент
ССВУ-анализ
Матричный
Органолептический
Последовательная
подстановка
Другие
|
Наблюдение (активное
наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня,
самообследование) Сравнение Измерение (социологическое,
техническое, экономическое) Нормативный Эксперимент Мысленный эксперимент
Опросов
(анкетирование, интервьюирование, опросы-беседы)
Изучение
документации и информационных материалов
Другие
|
Абстрагирование. Анализ и
синтез Дедукция и индукция Декомпозиция и композиция. Корреляционный
Факторный Динамический Ретроспективный Квалиметрический Индексный ФСА Системный
анализ Параметрический Аналитико-расчетный Анализ
взаимного влияния (совокупность корреляционного, регрессионного,
балансового, и др.)
Факторный,
социологический, прогностический, диагностический, глобальный, детальный,
экономический анализ
Экспертно-аналитический
Гипотетико-дедуктивный
Блочный
Аудит-метод
Другие
|
Независимо от классификации методов исследования, выполняемых в них видов анализа и всех других
исследовательских работ, заслуживают
внимания конкретные методы, наиболее часто использующиеся в практике, к
которым можно отнести:
• наблюдение,
• анкетирование;
• изучение документации и информационных материалов;
• балансовый;
• гипотетико-дедуктивный;
• графический и номографический;
• дифференциальный, комплексный
и смешанный;
• индексный;
• интервьюирование,
• беседа;
• корреляционный;
• «мозговой» штурм,
• морфологический;
• параметрический;
• поиск экстремумов;
• самообследование;
• сетевой;
• ССВУ-метод;
• структуризация целей;
• творческие совещания;
• фукнкционально-стоимостной;
• экспертный;
• социологический;
• органолептический.
При решении той или задачи может использоваться ряд методов, приемлемых именно для данного конкретного
исследования.
Каждая из приведенных в лекции классификаций методов
обладает рядом
недостатков: одни не охватывают всего комплекса методов исследования, другие недостаточно
корректно позволяют отнести тот или иной метод к конкретной классификационной группе. Вместе с тем следует заметить,
что отнесение того или иного метода исследования
к какой-либо классификационной группе всегда является относительным и условным, так как все они, как правило, во многом взаимосвязаны между собой.
Из всего перечня способов исследования в дальнейшем
остановимся на
ряде базовых методов и некоторых других из приведенных выше классификационных групп,
наиболее часто применяемых в практической работе.
Выбор методов исследования
Результативность исследований во многом зависит от методов, которые будут
использованы при проведении исследовательских работ. Однако, при выборе того или иного метода исследования необходимо учитывать:
• цели исследовательских работ;
• требования, предъявляемые к конечным результатам
исследований, их точности и достоверности;
• ограничения по срокам,
ресурсам, возможностям исследователей и используемым техническим средствам исследований;
• имеющиеся данные об аналогичных
исследованиях и фактические данные об объекте исследования, производственной системе и
внешней среде;
•достоинства и недостатки каждого из
рассматриваемых методов.
Выбор того или иного метода, (учитывая цели, требования к
глубине и точности
исследования, ограничения по срокам и т.п.), осуществляется:
1)
интуитивно,
руководствуясь опытом исследователя;
2)
эвристически, используя приемы
логики и формальные методические правила;
3)
экспертными
способами, исходя из опыта, логики, знаний и интуиции экспертов;
4)консультативным способом, т.е. на основе рекомендаций специалистов-консультантов;
5)формальными методами обоснования и (или) оптимизации (линейной оптимизации и
др.).
В
любом случае, независимо от выбранного и в дальнейшем используемого конкретного метода,
наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным
применением приемлемых для целей исследования методов. При этом одни из них могут быть
эффективны на одном этапе исследования, а другие — на другом.
Вопросы для
контроля знаний:
1.К каким видам исследований можно отнести работу студента по написанию
диплома?
2.Какова наиболее общая классификация методов научного познания?
3.Какие методы из рассмотренных в данной лекции Вы использовали в учебном
процессе или при самостоятельной работе?