Генезис и основные вехи в развитии философии экстремальности
Генезис и основные вехи в развитии философии экстремальности
Экстремальная cитуация (лат. extremum – крайнее, предельное; situatio – положение) – понятие,
посредством которого дается интегративная характеристика радикально или
внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или
угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой
проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности
в данных условиях. Философский смысл данного понятия сопряжен с отражением
экстремального развития событий и их познания во взаимосвязи с функциональной
деятельностью субъекта. Система координат измерения существования и
деятельности человека – «действующее лицо – ситуация» – предполагает коррелятом
содержания понятия экстремальной ситуации определенные субъект-объектные
отношения: отражение субъектом объективно-сложных условий деятельности в виде
проблемно-экстремальной задачи.
Развиваемое с античных времен понимание
сущности экстремумов, экстремальности и принципов экстремального (Аристотель,
Николай Кузанский, Бруно, Мопертюи, Лейбниц и др.), поднятое до современных
философских обобщений о закономерностях эстремальных изменений (М. Планк, М.
Борн, М. Бунге, Л. Канторович, Пригожин и др.), находят свое отражение и в
содержании понятия экстремальной ситуации.
Экстремальность, как это было зафиксировано еще
античной философией, указывает на предельные состояния в существовании
вещей. Экстремумы образуют, по сути, границы меры существования вещей, с
превышением которых вещи перестают быть самими собой и обретают иное
существование. В теоретическом выражении принципы экстремальности утверждают,
что та или иная величина, характеризующая состояние, процесс или структуру,
принимает крайнее (условно – минимальное или максимальное) значение.
Экстремальность проявляет себя как «наискорейшее движение, проходящее по
наикратчайшей линии» (Аристотель).
Диалектика этого процесса «в доведенных до
крайностей состояниях» (Бруно) насыщена бурным взаимным проникновением и
превращением противоположностей друг в друга (Гегель), закономерно влекущим
«катастрофические или разрушительные изменения» (Р. Том).
В рамках современных подходов (П.
Лагадек, С. Лихтенстайн и др.) в качестве определяющего или универсального
сущностного признака экстремальная ситуация рассматривается фактор опасности –
прежде всего, непосредственной угрозы для здоровья и жизни людей либо же угрозы
срыва их деятельности по решению жизненно важных задач.
Понятие экстремальной ситуации, таким
образом, отражает не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное
событие или совокупность опасных событий относительно и только во взаимосвязи с
деятельностью людей, их существованием. Экстремальные ситуации (стихийные
бедствия, катастрофы, аварии, кризисы, конфликты), являющиеся порой неизбежными
реалиями жизнедеятельности людей, в том числе, их профессионально
осуществляемой деятельности, несмотря на разнообразный характер, имеют ряд общих
сущностных характеристик:
Þ
внезапность наступления, требующая специальной
готовности к экстремальностям;
Þ
резкий выход за пределы нормы привычных действий и
состояний;
Þ
насыщенность развивающейся ситуации противоречиями,
требующими оперативного разрешения;
Þ
прогрессирующие изменения в состоянии обстановки,
условий деятельности, элементов, связей и отношений экстремальной ситуации,
т.е. темпоральность изменений;
Þ
возрастание сложности протекающих процессов в связи
с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоречий, состояний;
Þ
релевантность, переход ситуации в фазу
нестабильности, выход к пределам, критичности;
Þ
порождение изменениями опасностей и угроз (срыва
деятельности, гибели, разрушения систем);
Þ
насыщенность ситуации неопределенностью ряда
изменений по причине их стохастичности, непредвиденности и новизны;
Þ
нарастание напряженности для субъектов
экстремальной ситуации (в плане ее осмысления, принятия решений, реагирования)
и др.
Понимание философами экзистенциализма
экзистенции приводит нас к основам, на которых можно рассмотреть проблему
экстремальности. Так как экзистенция является промежуточным бытием между бытием
общества и трансцендентным и направления на потустороннее бытие, ничто, то
есть, характеризуется интенциональностью, то наиболее явно, с точки зрения
экзистенциалистов, она проявляется в при попадании человека в так называемые
пограничные ситуации. Это состояния острейшего эмоционального стресса,
связанного прежде всего с переживанием страха смерти и абсурдности жизни. В
пограничной ситуации человек находится на грани моральной, интеллектуальной или
физической гибели. Именно в таком состоянии к нему приходит озарение и
обретение собственного "я" в ходе соприкосновения с высшим видом
бытия – трансценденцией, которая представляет собой потусторонне бытие,
непостигаемое и недоступное в условиях обычной жизни человека. Пограничная
ситуация экзистенциализма есть экстремальная ситуация.
Различные экзистенционалисты пограничную
ситуацию определяют по-разному. У Хайдеггера это экзистенциальный страх, в
отличие от житейского страха он не связан с боязнью потерять жизнь или
жизненные блага, а представляет собой боязнь не найти такое предназначение,
ради которого человек может добровольно пожертвовать жизнью и ее благами. У
Ясперса это земные болезнь, вина, смертельная опасность. У Сартра – это тошнота
(дурнота), переживание беспочвенности всех ожиданий, скука – предчувствие
бесполезности любых практических начинаний. В любом случае, пограничная
ситуация – это переживание абсурдности жизни, обнаружение "зияющей пустоты
ничто". В то же время для человека это единственное средство вырваться из
обыденности и попытаться обрести самого себя; в понимании экзистенциалистов –
посмотреть в глаза смерти. Такое подлинное существование выносить гораздо
труднее, чем обыденное, в мире вещей.
Понятийный аппарат философии экстремальности
включает в себя основные термины стресса, риска и опасности, страха и др.
Для обозначения психических состояний
человека в трудных условиях исследователи пользуются разными понятиями, среди
которых наиболее популярно понятие "стресс". Его применяют для
обозначения широкого круга не только психических, но и физиологических
состояний, например физического напряжения, утомления и т. д., а также
разнообразных явлений, относящихся к другим областям знания. Характерной
является тенденция рассматривать стресс как особое состояние, рядоположенное с
другими эмоциональными состояниями (аффектами, чувствами, тревожностью и др.) В
литературе имеются многочисленные описания порождающих психическую
напряжённость воздействий и ситуаций, которые называют стрессорами. При
характеристике стрессогенных ситуаций указываются такие признаки, как
"сложные", "трудные", "особые", "эмоциогенные",
"критические", "аварийные", "чрезвычайные",
"экстремальные", "сверхэкстремальные",
"гиперстрессовые" и т. п. Экстремальность есть частный случай стресса
и рассматривается как особенность стрессоров. Хотя существует несколько
определений экстремальности, но при употреблении этого понятия обычно ясно, что
речь идёт не о нормальных, обычных условиях деятельности, а о существенно
отличающихся от них обстоятельствах. Экстремальность обусловливается не только
интенсивностью, но и другими параметрами стрессоров. К ним относятся:
качественное своеобразие последних, характеризующее физиологически особую
среду, в которой может протекать человеческая деятельность (температурные,
барические воздействия, гипоксия, гиподинамия и т.п.), характер действия
стимула (нерегулярность его появления, монотонность и т. п.), объективная
сложность самой задачи (переработка огромных потоков информации в ограниченное
время, отсутствие информации, необходимой для выполнения тех или иных действий,
отвлекающие воздействия, высокий темп работы и т.п.). Одним из важных, но до
сих пор мало исследованных факторов экстремальности является время. Считается,
что этот фактор может существенно определять экстремальность стимула и,
следовательно, степень напряжённости и её эффект. Это объясняется тем, что
доступный человеку оптимальный темп психической активности у разных лиц
неодинаков и переход через индивидуальные пределы этого темпа ведёт к
возникновению психической напряжённости. Общая особенность рассмотренных выше
факторов заключается в том, что они превышают диапазон оптимальных воздействий
и тем самым придают ситуации качество экстремальности. Однако эффект стрессора
не ограничивается лишь его специфическим действием, но обусловлен также и
психологическими особенностями человека. Так, непосредственная опасность для
жизни, сильная боль, которые признаются эффективными стрессорами, могут не быть
таковыми в связи с выполнением определённой социальной роли или, например, в
связи с религиозными мотивами.
Исходя из сопоставления силы мотивов
человека и параметров ситуации, в которой протекает его деятельность,
экстремальность можно представить как континуум, который включает по крайней
мере три степени её выраженности, или три типа следующих ситуаций: 1) трудные,
2) параэкстремальные, 3) экстремальные. Для всего ряда характерно постепенное
нарастание экстремальности. Трудная ситуация характеризуется достаточно сложной
для данного субъекта задачей, повышенной значимостью этой задачи, вторая и
третья степени характеризуются строгими условиями, риском, высокой ценой
возможной ошибки, а экстремальная также и тем, что от разрешения этой ситуации
зависит дальнейшее существование субъекта (“быть или не быть вообще”).
Феномен страха включает понятие алармизма. Алармизм
- понятие психологии, психоанализа, включая неофрейдизм, а также
экзистенциализма и социальной философии. Оно отражает присущий высшим живым
системам, обладающим нервными центрами и сетями, феномен самоощущения страха,
боязни чего-либо в настоящем и будущем. Понятие алармизма (от англ. alarmism)
означает «паника» и производно от фр. аlarme - тревога, тревожное состояние,
мироощущение человека, которое буквально означает «К оружию!» – a l’arme!
Термин "алармизм" используется почти во всех европейских языках. С
точки зрения философии, феномен алармизма (как и эсперанция - надежда) –
проявление общей самоактивности материи и духа, а также их рефлексии и
взаимодействия.
В истории философии страх и алармизм – в
центре внимания экзистенциалистов. В философии и социальной психологии алармизм
и мироощущение страха в поведении людей впервые выразил Ф.М. Достоевский.
Именно он подметил, что человек не есть благоразумное существо, а существо иррациональное,
испытывающее страх и имеющее даже потребность в страдании. Человек ко всему еще
и существо рисковое. Он хочет заглянуть в ужасную пропасть, чтобы, отпрянув от
нее, почувствовать радость облегчения от страха. Впервые категорию страха как
центральную в философии существования ввел в XIX в. датский философ С.
Кьеркегор. Здесь он всеобъемлющий и абсолютный феномен. Самоощущение страха
тесно связано с экстремизмом (от лат. extremum - крайний). В истории русской
философии наибольшее внимание на обращение человека к крайностям, границам меры
(«экстремизм» от лат. extremum - крайний) обратил Н.А. Бердяев. Он считал его
глубоко органичным русскому национальному характеру, считал, что мы, русские,
плохо понимаем значение относительного, ступенчатости исторического процесса,
различия сфер культуры. Изучая национальное в социальном алармизма, невозможно
игнорировать оценки Бердяева по этому вопросу. В экзистенциализме причиной
страха считается пребывание в мире как таковом (М. Хайдеггер). Страх
обуславливает человеческое существование и раскрывает его как возможное бытие,
свободное в понимании самого себя, собственного характера вследствие свободы
недетерминированного поведения, которое нельзя предвидеть. По Хайдеггеру, страх
открывает последнюю возможность всей жизни – смерть. Согласно Ж.П. Сартру, есть
метафизический страх, как страх перед самим собой, своей свободой и
возможностями. В психоанализе различают рациональный страх и иррациональный,
глубинный. В свете сказанного, можно смело назвать экзистенциализм философским
алармизмом. Классики этой философии центральными проблемами считали вопросы о
том, стоит ли жить и необходимости самоубийства - личного и группового.
Фактически перед нами индивидуалистическая позиция личности, отрицательные
переживания которой поглотили все и окрасили мир в черный цвет, это философия
комочка протоплазмы, заброшенного в вечно угрожающий ему мир.
Алармизм вообще выступает в виде двух
взаимосвязанных форм — биологической и социальной. В рамках психологии алармизм
определяют как особое, тревожное, паническое чувство и мироощущение (часто это
даже предощущение будущего несчастья), как негативную реакцию человека и групп
людей на состояние настоящего или будущего. Это понятие имеет свой смысл в
этологии как теории поведения высших животных. В темпорологическом плане
алармизм играет роль особого инструмента (как в данное время, так и в
последующем, в будущем) оценки меры жизнеспособности и угроз существованию,
функционированию и действиям живых систем, организмов, сообществ, человека
(вместе с его целевой ориентацией, ценностями и идеалами). Прошлое в его
конкретных событиях и состояниях обычно не вызывает у людей никого алармизма. В
этих оценках могут быть стыд, безразличие, гордость, но не страх. Алармизм -
это тревога как за себя самого, так и за судьбу актуального для человека
окружения, т.е. за близких, за судьбы всего человечества, природы, а также за
мир своих ценностей, идеалов и т.п. Именно - здесь, теперь, а также здесь, там,
где-то, но завтра, вообще, - потом. От простого опасения (боязни) страх
отличается тем, что он бывает не связан с каким-то определенным угрожающим
объектом. Утверждение и подавление различных страхов и алармизма на протяжении
всей истории человечества было всегда одним из важнейших элементов его культуры.
Основными характеристиками риска как
проявления свободы человека по отношению к объективной ситуации и своим
внутренним субъективным качествам являются следующие понятия:
Þ
риск есть деятельность, осуществляемая субъектом
несмотря на осознаваемую опасность неудачи, с возможностью допустимой ошибки в
самой деятельности по достижению поставленной цели;
Þ
риск есть надежда на успех в неоднозначной
объективной ситуации;
Þ
риск – это образ действий в неясной неопределенной
ситуации, когда трудно избрать однозначный вариант поведения, а откладывать
выбор действия представляется невозможным;
Þ
риск есть ситуативная характеристика деятельности,
осуществляемой человеком в надежде на успех, но в условиях недостаточной
подготовленности, а потэтому и недостаточной уверенности в достижении
поставленной цели.
В рамках философской концепции риска
разрабатываются структурно-функциональные модели экстремальной ситуации,
выявляющие как механизмы ее возникновения, так и способы реагирования на
вызванную ею дестабилизацию жизнедеятельности (П. Лагадек, А. Томас, П. Словик,
П. Сталлен, Б. Фишхофф и др.) Согласно данной концепции разрыв между
усиливающимися сложностью и могуществом технологии, с одной стороны, и знанием
ее возможных воздействий на окружающую природу и человеческие общности, с
другой, приводит ко все большей рисконасыщенности современного общества,
которая проявляется в экспоненционально растущем количестве технологических,
экологических и иных аварий и катастроф. Возникшая в 80-х гг. XX века концепция
"Цивилизации риска внесла в развитие философии экстремальности идею о том,
что конечность нашей планеты и имеющихся на ней ресурсов с необходимостью
предполагает и наличие пределов человеческой экспансии, прежде всего –
технологической. Отсюда вытекает вывод о необходимости ограничения
технико-экономического роста и технологического давления на окружающую среду.
Философские истоки этой концепции коренятся в учении Кассирера об
амбивалентности техники, которая обусловливает господство человека над
природой, но делает его самого рабом, приводит его к отчуждению от своей
сущности. Опираясь на эту идею, а также на выводы современных западных
алармистов М. Мэмфорда, П. Гудмена, Эллюля и др., поборники идеи цивилизации
риска выстраивают иерархизированную систему рисков, окружающих современного
человека. Допустимость риска на современном этапе цивилизационного развития
рассматривают по трем уровням:
v
нормальный, определяющий область терпимого риска,
соответствующую сложившемуся балансу безопасности в обществе;
v
повышенный, задающий сферу желательного снижения
риска;
v
чрезмерный, указывающий область недопустимого
риска.
Исходя из данной классификации, П. Лагадек
акцентирует внимание на неуклонно расширяющейся зоне «чрезвычайной
технологической опасности», которая приводит к невозможности определить
«уровень допустимого риска», поскольку она преодолевает сложившиеся в обществе
пространственно-временные границы, охватывая обширные территории и многие
поколения людей, одновременно потрясая власти, неспособные предотвратить
опасность и вызывая «социальную дестабилизацию». В таких условиях, считает он,
катастрофы перестают быть единовременными событиями и превращаются в процессы,
одновременно усиливая негативные канцеро-, мута – и терактогенные эффекты. В
силу этих и других причин современную, чрезвычайно насыщенную технологическими
средствами, далеко не всегда рационально используемыми, цивилизацию следует
именовать «цивилизацией риска». С. Хансен считает необходимым определять риск,
исходя не только из техногенных и иных, внешних по отношению к человеку
факторов, но прежде всего, из человеческих, личностных измерений возможной
степени риска. Поборники философской, социологической и психологической ветвей
складывающейся рискологии стремятся на основе теоретического осмысления
эмпирических исследований сконструировать структурно-функциональные модели,
позволяющие объяснять механизмы субъективного восприятия риска индивидами и
группами, а также воздействие на поведение человека в экстремальных,
рискоопасных ситуациях управленческих структур, специалистов, врачей,
спасателей и т.п., действия которых направлены на минимизацию негативных
последствий различных видов риска (П. Сталлен, А. Томас, П. Словик, Б. Фишхофф,
С. Лихтенстайн). Эти модели, по их мнению, в случае их применения, помогут
минимизировать различные негативные последствия нарастающей массы рисков –
экономические, социальные, политические, психологические, демографические.
Шведский социолог Б.М. Дротц-Шеберг наряду с другими компонентами минимизации
последствий риска, связанного, в частности, с Чернобыльской катастрофой,
выделяет в качестве весьма значимых социокультурные измерения перемещения
(миграции) людей и последующего социального разрыва их с привычными
сообществами. П. Лагадек, обобщая практический опыт катастроф в
Три-Майл-Айланде, Бхопале и Чернобыле и вызванных ими (особенно последней)
посткатастрофных процессов, обращает внимание на предупреждение таких событий,
а также на необходимость усвоения более эффективных способов управления
послеаварийными социальными процессами. Но чтобы все это осуществить,
необходимо, с точки зрения поборников концепции, заменить господствующую в
индустриальной цивилизации продуктивистскую модель развития, которая
подталкивает человечество к рискам и опасностям, принципиально иной –
гуманистической моделью самоценности и самоосуществимости человека как
личности.
В практике особых «профессий риска» понятие
экстремальной ситуации как специальный термин применяется, в зависимости от
акцентуации экстремогенных факторов, в достаточно широком диапазоне
интерпретаций, таких как: «угрожающая ситуация», «опасная девиантность» или
«опасный выход за пределы нормы», «критическая ситуация», «нештатная,
чрезвычайная ситуация» и т.п. В последние годы понятие «экстремальная ситуация»
обретает статус одной из унифицированных, генерализующих категорий в
катастрофологии, конфликтологии, теории безопасности, теориях менеджмента по
оптимизации управления, оперативному управлению и др.
Развитие философии экстремальности выявляет
все новые проблемы с развитием цивилизации. Методология данной проблематики
использует инструменты психологии, антропологии, биологии, социологии для
исследования центрального объекта – индивидума в граничных, стрессовых,
экстремальных ситуациях.
Литература
а. Чуешов В.И. Введение в современную
философию: учебн. пособие / В.И. Чуешов, З.И. Дунченко, О.И. Чеснокова – Мн.:
НТООО "ТетраСистемс", 1997. –128 с.
б. История современной зарубежной философии:
компаративистский подход / под общ. ред. Корнеева М.Я. – СПб., 1997. – 480 с.
в. Экстремальная ситуация Н. П. Баранов.
Философский словарь / http://esopedia.ru/Jekstremal'naja Situacija.
г. Цивилизация риска Н. П. Баранов.
Философский словарь / http://esopedia.ru/CivilizacijaRiska.
д. Социальный алармизм // Полигнозис, 1999,
№ 2. – С. 38-48.
ж. Шаронов В.В. Основы современной
антропологии / СПб.: Изд-во "Лань", 1997. – 192 с.