Скульптура XIX века в России
Скульптура XIX века в России
В начале 19 века русская скульптура,
отразившая подъём национального самосознания, развивавшаяся под влиянием
освободительных патриотических идей русских просветителей, приобретает мировое
значение.
К высшим достижением русской и мировой скульптуры этого времени
принадлежат глубоко правдивые портретные бюсты Шубина. Шубин создал обширную
портретную галерею, запечатлев в мраморе многих крупных деятелей своего
времени. Он с большой остротой и реалистической правдивостью передал их
индивидуальный и социальный облик. Шубину принадлежат известные портреты:
Ломоносова, Павла I, Екатерины II.
Выделяются жизненной полнотой, многогранностью и человечностью образов,
произведения представителей русского классицизма: Ивана Петровича Мартоса, в
его произведениях можно увидеть глубокие человеческие переживания, его работы
всегда волнуют глубиной выраженного в них чувства (памятник Минину и Пожарскому
в Москве, надгробие Кожуховой), а так же : Гордеева, Щедрина, Степан
Степановича Пименова, Демут-Малиновского.
Патриотический пафос и гуманизм, мастерство художественного
обобщения, величественная простота и классическая ясность замысла отличают
скульптуру русского классицизма, давшую замечательные образцы героических
монументальных памятников, станковой круглой скульптуры и рельефа,
органического единства скульптуры с архитектурой и садово-парковым искусством.
В середине 19 века с ростом демократических тенденций в искусстве усиливается
стремление русских скульпторов к исторической и бытовой конкретности образов,
проявившееся в монументальной и особенно в жанровой скульптуре и портрете,
здесь ярко себя проявили: Орловский, Витали (создавшему бюст Пушкина, художника
Брюллова), Клодт (памятник И.А.Крылову в Санкт-Петербурге), Николай Степанович
Пименов.
Во второй половине 19 века крупнейшим представителем
демократического реализма в скульптуре, автором насыщенных глубоким
психологическим содержанием статуй русских исторических деятелей был Марк
Матвеевич Антокольский, создавший композиции: Иван Грозный, Пётр I,
Нестор-Летописец, Смерть Сократа.
Отдельные реалистические памятники создали Опекушин, Микешин,
Волнухин.
Большое значение приобрела станковая жанровая скульптура,
обращавшая к темам крестьянской жизни (Чижов, Беклемишев, Лансере).
Несмотря на значительные достижения скульптуры 19 века, засилье
академических и натуралистических течений в условиях буржуазного общества
вызвало в ряде областей заметное снижение идейно-художественного уровня. В
конце 19 века в условиях разложения буржуазной культуры образуются другие
течения – импрессионизм, «стиль модерн», символизм и другие, которые привели к
полному распаду скульптурной формы: заставили отказаться от национальных
реалистических традиций, изображения действительности, привели к уродливым и
бессмысленным экспериментам.