Русское искусство конца XIX - начала XX века
Введение.
Культура одна из важнейших областей
общественной жизни. В понятии “культура” человек и его деятельность выступают
как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека,
результат его творческих усилий. Но в культуре человека не только действующее,
но и само изменяющееся существо.
Предмет истории культуры имеет свое содержание и
специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде
всего, комплексное изучение различных ее сфер – истории науки и техники,
просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории
искусства и т.д. по отношению к ним история культуры выступает как обобщающая
дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и
взаимодействии всех его областей.
Русское искусство
конца XIX – начала XX века.
Скульптура
Пути
развития русской скульптуры конца 19-начала 20 века были во многом определены
ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется ее демократизм и
содержательность.
Скульпторы активно участвуют в поисках
нового, современного героя. Более разнообразными становятся материалы:
применяются не только мрамор и бронза, как прежде, но и камень, дерево,
майолика, даже глина. Делаются попытки внедрить в скульптуру цвет. В это время
работает блестящая плеяда скульпторов – П.П.Трубецкой, А.С.Голубкина,
С.Т.Коненков, А.Т.Матвеев.
На искусстве Анны Семеновны Голубкиной
(1864-1927) лежит печать ее времени. Оно подчеркнуто одухотворенно и всегда
глубоко и последовательно демократично. Голубкина – убежденный революционер. Ее
скульптуры “Раб” (1905,ГТГ), “Идущий” (1903, ГРМ), портрет Карла Маркса (1905,
ГТГ) – естественный отклик на передовые идеи современности. Голубкина – большой
мастер психологического скульптурного портрета. И здесь она остается верной
себе, с одинаковым творческим подъемом работая над портретами и Великого
писателя (“Лев Толстой”, 1927, ГРМ), и простой женщины (“Марья”, 1905. ГТГ).
Особенным богатством и разнообразием
стилических и жанровых форм отличается скульптурное творчество Сергея
Тимофеевича Коненкова (1874-1971).
Его работа “Самсон, разрывающий узы”
(1902) навеяна титаническими образами Микеланджело. “Рабочий-боевик 1905 года
Иван Чуркин” (1906) – это олицетворение несокрушимой воли, закаленной в огне
классовых битв.
После поездки в Грецию в 1912г., подобно
В.Серову, он увлекается древней архаикой. Образы языческой древнегреческой
мифологии переплетаются с образами древнеславянской мифологии. Абрамцевские
идеи фолькллерности воплотились также в таких работах, как “Великосил”,
“Стрибог”, “Старичек” и др. “Нищая братия” (1917) воспринималась как уходящая в
прошлое Россия. Вырезанные из дерева фигуры двух нищих горемычных странников,
сгорбленных, корявых, закутанных в лохмотья, одновременно реалистичны и
фантастичны.
Традиции классического ваяния возрождал
Иван Тимофеевич Матвеев (1878-1960), ученик Трубецкого в Московском училище. Он
разработал минимум основных пластических тем в мотивах обнаженной фигуры.
Наиболее полно пластические принципы матвеевской скульптуры раскрываются в
образах юношей и мальчиков (“Сидящий мальчик”, 1909, “Спящие мальчики”, 1907,
“Юноша”, 1911, и ряд статуй, предназначенных для одного из парковых ансамблей в
Крыму). Античные легкие изгибы фигур мальчиков у Матвеева сочетаются со
специфической точностью поз и движений, напоминающих полотна Борисова-Мусатова.
Матвеев в своих работах воплотил современную жажду гармонии в современные
художественные формы.
Архитектура
Архитектура
как вид искусства в наибольшей степени зависит от социально-экономических
отношений. Поэтому в России в условиях монополистического развития капитализма
она стала сосредоточением острых противоречий, что привело к стихийной
застройке городов, что нанесло ущерб градостроительству и превратило крупные
города в монстры цивилизации.
Высокие здания превратили внутренние дворы в
плохоосвещаемые и проветриваемые колодцы. Из города вытеснялась зелень.
Гримассаобразный характер приобрела диспропорция между масштабами новых
сооружений и старой застройки. В тоже время появляются промышленные
архитектурные сооружения – заводы, фабрики, вокзалы, пассажи, банки,
кинематографы. Для их постройки применялись новейшие планировочные и
конструктивные решения, активно применялся железобетон и металлические
конструкции, позволяющее создавать помещения, в которых одновременно находятся
большие массы людей.
Что касается стилей в это время?! На
ретроспективно-электрическом фоне возникли новые течения – модерн и
неоклассицизм. Первые проявления модерна относятся к последнему десятилетию 19
века, неоклассицизм формируется в 1900-х г.
Модерн в России принципиально не
отличается от западного. Однако, четко прослеживалась тенденция к смешению
модерна с историческими стилями: Ренесанса, Барокко, Рококо, а также
древнерусских архитектурных форм (Ярославский вокзал в Москве). В Петербурге
были распространены вариации скандинавского модерна.
В Москве основным представителем стиля
модерн являлся архитектор Федор Осипович Шехтель (1859-1926), он построил
здание МХАТа и особняк Рябушинского (1900-1902) – произведения наиболее
типичные для чистого модерна. Его же Ярославский вокзал – образец стилически
смешанной архитектуры. В особняке Рябушинского архитектор отходит от
традиционных заданных схем построения и использует принцип свободной
асимметрии. Каждый из фасадов скомпонован по-своему. Здание выдержанно в
свободном развитии объемов, и своими выступами напоминает растение, пускающее
корни, это соответствует принципу модерна – придавать архитектурной постройке
органическую форму. С другой стороны особняк довольно монолитен и отвечает
принципу буржуазного жилища: “Мой дом – моя крепость”.
Разнохарактерные фасады объединяет
широкий мозаичный фриз со стилизованным изображением ирисов (растительный
орнамент характерен для стиля модерн). Характерными для модерна являются
оконные витражи. В них и в оформлении здания преобладают прихотливо-капризные
виды линий. Эти мотивы достигают апогея в интерьере здания. Мебель и
декоративное убранство выполнено по проектам Шехтеля. Чередование сумрачных и
светлых пространств, обилие материалов, дающих причудливую игру отражения света
(мрамор, стекло, полированное дерево), окрашенный свет оконных витражей,
асимитричное расположение дверных проемов, которые изменяют направление
светового потока – все это реальность преображает в романтический мир.
В ходе развития стиля у Шехтеля
появляются рационалистические тенденции. Торговый дом Московского купеческого
общества в Мало Черкасском переулке (1909), здание типографии “Утро России”
(1907) можно назвать предконструктивистскими. Основной эффект составляют
застекленные поверхности огромных окон, скругленные углы, которые придают
зданию пластичность.
Наиболее значительными мастерами модерна
в Петербурге являлись Ф.И.Лидваль (1870-1945, гостиница “Астория”.
Азовско-Донской банк) И.Н.Лялевич (здание фирмы “Мертекс” на невском
проспекте).
Неоклассицизм был сугубо русским явлением
и имел наибольшее распространение в Петербурге в 1910г. Это направление ставило
своей целью возродить традиции русского классицизма Казакова, Воронихина,
Захарова, Росси, Стасова, Жилярди второй половины 18 и первой трети 19в.
Лидерами неоклассицизма были И.А.Фомин (1872-1936; особняк А.А.Половцева на
Каменном острове в Петербурге) В.Шуко (жилые дома), А.Таманян, И.Жолтовский
(особняк Г.А.Тарасова в Москве). Они создали много выдающихся сооружений,
отличающихся гармоничностью композиций, изысканностью деталей. С
неоклассицизмом смыкается творчество Александра Викторовича Щусева (1873-1949).
Но он обращался к наследию национального русского зодчества 11- 17 веков
(иногда этот стиль называют неорусский стиль). Щусевым были построены
Марфа-Мариинская обитель и Казанский вокзал в Москве. При всех достоинствах
неоклассицизм был особой разновидностью в высшей форме ретроспективизма.
Несмотря на качественность архитектурных
сооружений этого времени нужно отметить, что русская архитектура и интерьер не
смогли освободиться от основного порока эклектизма, особый новый путь развития
не был найден.
В связи со слабым развитием профессионального
искусства главную среду духовной культуры белорусской нации периода
формирования капитализма и складывали народные формы искусства, традические
обряды и обычаи. Продолжали существовать такие виды фольклора, как обрядовая
поэзия календарно-рабочего и семейно-обрядового циклов, повествовательный жанр,
лирическая поэзия. Постепенно утрачивали свое значение былины, баллады разного
вида заговоров и магических действий. Фольклор отображал и положение в
обществе, дающую социальную остроту частушкам, песням, сказкам и повестям.
Возник так называемый рабочий революционный фольклор. Развивалось народное
театральное искусство, сохраняя традиции вертепа - народного кукольного театра.
Рабочая деятельность народа нашла свое отражение в танцах “Лянок”, “Бульба”, “Бычок”,
“Крыжачок” и др. В театральных представлениях и на обрядовых праздниках
народной музыки на дудках, свирелях, скрипках, цымбалах, бубнах исполняются
многие песни и частушки.
Отличие белорусского этноса отражается в
своеобразном народном изобразительном и декоративно прикладном искусстве.
Искусстно украшенные вещи из глубокого прошлого широко вросли в быт народа.
Имели распространение узорчатое ткачество, вышивка, вязание, плетение из лозы,
соломки и корней. Отличительной чертой белорусских тканей было употребление в
орнаменте преимущественно геометрических форм – четырехугольника, ромба,
квадрата и других частей. Великолепные узоры белорусского художественного
ткачества преимущественно представляли пояса. В оформлении помещений также
использовались искусные украшения: приобрели распространение резьбовые и
разрисованные планки, фризы, конки.
Заключение
История
отечественной культуры – наше духовное богатство. В культуре заключена память
народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя
частью этого народа.
Культура развивается непрерывно, и каждое
поколение людей опирается на то, что было создано предшествиниками.
Время и пренебрежение потомков привели к
утрате многих памятников культуры. Но история отечественной культуры
свидетельствует о том, что кроме потерь были и находки, и открытия. Так,
спустя много веков в нашу культуру вернулось “Слово о полку Игореве”,
возродилось духовное значение русской литературы. Так, восстанавливались
древнерусские иконы, открытые под несколькими слоями поздней живописи. Вновь
осваивается отечественная немарксистская философия, и приходя в нашу культуру
литература и искусство русского зарубежья 20в.
История отечественной культуры не
ограничивается национальными рамками. Громадный вклад в русскую культуру внесли
представители других народов, так же как и русские по происхождению деятели
отдавали свои силы и талант культурному развитию народов СССР и других стран.
Русская культура формировалась и
развивается сегодня как одна из ветвей могучего дерева мировой общечеловеческой
культуры. Ее вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные
научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное,
верность гуманистическим идеалам.
Овладение культурным богатством
человечества становится все более постоянной потребностью времени, а изучение
истории отечественной культуры приобретает исключительно важное общественное
значение.