Россия между Востоком и Западом
РОССИЯ.
МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
0,
Запад есть Запад,
Восток
есть
Восток,
и с Mест они не сойдут.
Пока
не предстанет Небо с Землей
на
Страшный Господень Суд.
Но
нет Востока, и Запада нет, что —
племя,
родина, род,
Если
сильный с сильным лицом к лицу
У
края земли встает?
«Баллада о Востоке и Западе», Джозеф
Редьярд Киплинг
Запад есть Запад, Восток есть Восток,
Только в России духовности исток!
Автограф поэта из Киплинговского
архива Академии Лагадо:
ВВЕДЕНИЕ
Почему в реферате
культура рассматривается с религиозной точки зрения?
1.
Все без
исключения проявления религиозной жизни включены в реальную культуру.
2.
Логически
понятия “культура” и “религия” связаны отношениями части и целого, религия есть
часть культуры, то аксиологически (в сфере отношений ценности и оценки) они
равноправны: не только религия может быть оценена с позиций культуры, но и
культура – с позиций религии.
«Проблема
Востока и Запада, в сущности, всегда была основной темой всемирной истории, её
осью», — писал Н.А.Бердяев в 1918 г. На полвека раньше Н.Я.Данилевский признал:
«Запад и Восток, Европа и Азия представляются нашему уму какими-то
противоположностями, полярностями». Это противопоставление ассоциируется с
антитезами: рацио-интуицио, деяние-созерцание, элементаризм-холизм. Запад — это
линейное время, горизонтальные отношения, внутренняя (непроявленная)
духовность; Восток — цикличное время, вертикальные отношения, внешняя
(проявленная) духовность.
В реферате
сделана попытка понять:
-
во-первых,
как проявила себя религия в той или иной культуре (большую часть истории
человечества религия культуру попросту определяла);
-
во-вторых,
как связаны с религией наиболее своеобразные проявления каждой конкретной
культуры,
-
в-третьих,
как религия представлена в том вкладе, который внесла данная культура в
вершинные проявления человеческого духа, в духовную сокровищницу человечества.
1. ВОСТОК, ЗАПАД И РОССИЯ
В Библии написано, что, когда народы земли
объединились в общем энтузиазме для осуществления дела неугодного Богу и начали
строить башню высотой до неба, Господь воспрепятствовал такому их объединению,
смешав языки, почему люди перестали понимать друг друга и вынуждены были
разделиться на племена и народы и разойтись по земле. Можно думать, что слово
«языки» следует понимать не только в узколингвистическом смысле, но и в смысле
ментально-логическом, что означает еще и смешение и разделение по типу
менталитета, по некоторой изначальной схеме мышления и типу восприятия бытия.
Люди, относящиеся к разным ментальным типам, даже если они говорят на одном и
том же языке, с трудом друг друга понимают и вряд ли смогут надолго и прочно
объединиться для совместного осуществления какой-либо идеи, какого-либо
строительства.
Восток, Запад и христианство
Одним из самых глобальных таких
мировоззренческо-ментальных разделений является с незапамятных времен
существующее разделение между Востоком и Западом, двумя половинами мира.
П.Я.Чаадаев писал:
«Мир искони делился на две части – Восток и Запад. Это
не только географическое деление, но также и порядок вещей, обусловленный самой
природой разумного существа: это – два принципа, соответствующие двум
динамическим силам природы, две идеи, обнимающие весь жизненный строй
человеческого рода. Сосредоточиваясь, углубляясь, замыкаясь в самом себе,
созидался человеческий ум на Востоке; раскидываясь вовне, излучаясь во все
стороны, борясь со всеми препятствиями, развивается он на Западе… тем не менее
и в той, и в другой сфере жизнь была сильна и плодотворна; там и здесь
человеческий разум не имел недостатка в высоких вдохновениях, глубоких мыслях и
возвышенных созданиях»#"_ftnref2">#"_ftnref3">#"_ftnref4">#"_ftnref5">#"_ftnref6">#"_ftnref7">#"_ftnref8">#"_ftnref9">#"_ftnref10">#"_ftnref11">#"_ftnref12">#"_ftnref13">#"_ftnref14">#"_ftnref15">#"_ftnref16">#"_ftnref17">#"_ftnref18">#"_ftnref19">#"OLE_LINK2">славянофилов и почвенников – с одной стороны, и западников
– с другой. В ХХ веке эта полемика продолжалась и в среде русской эмиграции, и
в советской России, которая, несмотря на катастрофическую и, казалось бы,
случившуюся под влиянием западных идей трансформацию 1917 года, сделалась по
отношению к Западу даже еще более оппозиционной, чем Россия царская. И в
настоящее время, после крушения коммунизма, проблема эта не утеряла своей
остроты.
Отношения к Западу русских мыслителей были сложными –
они колебались в широком диапазоне между неумеренным почитанием и яростным
отрицанием. Из двух этих позиций – восторженной и критической - больший интерес
представляет последняя - по той причине, что она в своей критике глубоко и
разносторонне рассматривает пути западной религиозной и культурной эволюции,
сравнивает их с путями христианского Востока, выявляет проблемы и подвергает их
всестороннему анализу, тогда как позиция западническая, как правило, не видит
всех этих проблем и не занимается ими, но лишь примитивно и слепо принимает
Запад за образец и идеал. Представители критического направления видят в своем
анализе не только слабые места Запада и его ошибки, но также его заслуги и
достижения, что делает их позицию гораздо более глубокой, здравой и
объективной, чем позиция неумеренных и поверхностных почитателей Запада. Нужно
сказать, что примитивизм западнической позиции стал очевиден к концу XIX века, и все значительные мыслители
ХХ века занимают по отношению к Западу позицию объективно-критическую#"_ftnref21">#"_ftnref22">#"_ftnref23">#"_ftnref24">#"_ftnref25">#"_ftnref26">#"_ftnref27">#"_ftnref28">#"_ftnref29">#"_ftnref30">#"_ftnref31">#"_ftnref32">#"_ftnref33">#"_ftnref34">#"_ftnref35">#"_ftnref36">#"_ftnref37">#"_ftnref38">#"_ftnref39">#"_ftnref40">#"_ftnref41">#"_ftnref42">#"_ftnref43">#"_ftnref44">#"_ftnref45">#"_ftnref46">#"_ftnref47">#"_ftnref48">#"_ftnref49">:#"_ftnref50">#"_ftnref51">#"_ftnref52">:#"_ftnref53">#"_ftnref54">#"_ftnref55">#"_ftnref56">#"_ftnref57">#"_ftnref58">#"_ftnref59">#"_ftnref60">#"_ftnref61">#"_ftnref62">#"_ftnref63">#"_ftnref64">#"_ftnref65">#"_ftnref66">#"_ftnref67">#"_ftnref68">#"_ftnref69">#"_ftnref70">#"_ftnref71">#"_ftnref72">#"_ftnref73">#"_ftnref74">#"_ftnref75">#"_ftnref76">#"_ftnref77">#"_ftnref78">#"_ftnref79">#"_ftnref80">#"_ftnref81">#"_ftnref82">#"_ftnref83">#"_ftnref84">#"_ftnref85">#"_ftnref86">#"_ftnref87">#"_ftnref88">#"_ftnref89">#"_ftnref90">#"_ftnref91">#"_ftnref92">#"_ftnref93">#"_ftnref94">#"_ftnref95">#"_ftnref96">#"_ftnref97">#"_ftnref98">#"_ftnref99">#"_ftnref100">#"_ftnref101">#"_ftnref102">#"_ftnref103">#"_ftnref104">#"_ftnref105">#"_ftnref106">#"_ftnref108">#"_ftnref109">#"_ftnref110">#"_ftnref111">#"_ftnref112">#"_ftnref113">#"_ftnref114">#"_ftnref115">#"_ftnref116">#"_ftnref117">#"_ftnref118">#"_ftnref119">#"_ftnref120">#"_ftnref121">#"_ftnref122">#"_ftnref123">#"_ftnref124">#"_ftnref125">#"_ftn33">1.
#"_ftn59">2.
#"_ftn122">3.
#"_ftn80">4.
#"_ftn91">5.
#"_ftn27">6.
#"_ftn24">7.
#"_ftn116">8.
#"_ftn40">9.
#"_ftn53">10.
#"_ftn25">11.
#"_ftn89">12.
#"_ftn13">13.
#"_ftn21">16.
#"_ftn101">17.
#"_ftn29">18.
#"_ftn77">19.
#"_ftn14">20.
#"_ftn68">21.
#"_ftn110">22.
#"_ftn108">24.
#"_ftn88">25.
#"_ftn120">26.
#"_ftn123">27.
#"_ftn105">28.
#"_ftn90">29.
#"_ftn84">30.
#"_ftn43">31.
#"_ftn45">
32.
#"_ftn119">33.
#"_ftn95">36.
#"_ftn31">38.
#"_ftn39">39.
#"_ftn7">41.
#"_ftn18">42.
#"_ftn1">43.
#"_ftn30">44.
#"_ftn15">45.
http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref15Шубарт В. Европа и душа Востока.
46.
Эрн В.Ф.
Борьба за Логос.