Основные культурологические концепции. Человек, творчество, культура в философии Н. Бердяева
РЕФЕРАТ
по культурологии
на тему: «Основные
культурологические концепции. Человек, творчество, культура в философии Н.
Бердяева»
Выполнила: Чаплина Галина
Владимировна
Ставрополь, 2006
Содержание
Введение. 3
1.
Человек. 4
2.
Творчество. 9
3.
Культура. 12
Заключение. 17
Список
литературы.. 18
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – русский
религиозный философ. Основное направление его работ – богоискательство,
философия личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма, персонализма
и христианской эсхатологии.
Тема личности, ее исторической судьбы, проблема
отношения творчества (культуры) к жизни (бытию) человека имела основополагающее
значение для Н.А. Бердяева. То, что было им написано о «рабстве и свободе
человека» в условиях современной цивилизации, и в настоящее время представляет
не только историко-философский интерес. Не вызывает сомнений интеллектуальная
и, в существенной мере, прогностическая ценность бердяевской апологии
экзистенциального опыта личности, творчески противостоящей все новым и новым
формам «объективации», угрожающей самим основам человеческой идентичности как
разумного и свободного существа [12, с.3].
События, происходящие в мире, Н.Бердяев расценивал не
как кризис культуры и гуманизма, а как кризис человека: «Ставится вопрос о том,
будет ли то существо, которому принадлежит будущее, по-прежнему называться
человеком. Мы присутствуем при процессе дегуманизации во всех областях культуры
и общественной жизни» [9, с.325].
В творчестве Бердяева отражены и глубоко проработаны
традиции как отечественных, так и зарубежных мыслителей и философов. О себе он
писал так: «Я наследую традицию славянофилов и
западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского,
даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие миросозерцаний, и более
всего Достоевского и Л. Толстого, Вл. Соловьева и Н. Федорова. Я русский
мыслитель и писатель» [5, с.10].
Рассмотрим концепции человека, творчества и культуры в
работах Н.Бердяева более подробно.
«Разгадать тайну и человеке и значит разгадать тайну
бытия», - писал Н.Бердяев в своей работе «Смысл творчества: Опыт оправдания
человека» (1914) [6, c.87]. Вопросы познания человека и
через него – философского познания мира автор затрагивал в работах «Откровение
о человеке в творчестве Достоевского» (1918), «О достоинстве христианства и
недостоинстве христиан» (1928), «О назначении человека» (1931), «Судьба
человека в современном мире» (1934), «Проблема человека (К построению
христианской антропологии)» (1936), «О рабстве и свободе человека» (1939),
«Экзистенциальная диалетика божественного и человеческого» (1944) и др.
По мнению Н.Бердяева, все попытки внешнего познания
мира, без погружения в глубь человека, дают лишь знание поверхности вещей. Если
идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка
смысла скрыта в самом человеке. Позитивизм, по мнению Бредяева, был крайним
выражением стремления не только постигнуть мир внешним путем, уходящим как
можно дальше от внутреннего человека, но и самого человека поставить в ряд
внешних вещей мира, и в этом крылось противоречие, т.к. «акт исключительного
самосознания человеком своего значения предшествует всякому философскому
познанию. Это исключительное самосознание человека не может быть одной из истин
философского познания мира, оно как абсолютное a priori предшествует всякому
философскому познанию мира, которое только через это самосознание и делается
возможным. Если человек будет сознавать себя одной из внешних,
объективированных вещей мира, то он не может быть активным познающим субъектом,
для него невозможна философия» [6, с.87].
По мнению Бердяева, антропологическое сознание
предшествует не только онтологии и космологии, но и гносеологии, и самой
философии познания, предшествует всякой философии, всякому познанию. Он
подчеркивает, что «само сознание человека как центра мира, в себе таящего
разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой
философии, без которой нельзя дерзать философствовать» [6, с.87].
Человек, в понимании Бердяева, – малая вселенная,
микрокосм. Вселенная может входить в человека, им ассимилироваться, им
познаваться и постигаться потому только, что в человеке есть весь состав вселенной,
все ее силы и качества, что человек – не дробная часть вселенной, а цельная
малая вселенная. Человек познавательно проникает в смысл вселенной как в
большого человека, как в макроантропос. Вселенная входит в человека, поддается
его творческому усилию как малой вселенной, как микрокосму
В христианской философии библейское представление о
человеке как образе и подобии Бога, внутренне раздвоенном вследствие
грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой
природы в образе Христа, следовательно, возможности внутреннего приобщения
каждого человека к божественной благодати.
Человек – одно из явлений этого мира, одна из вещей в
природном круговороте вещей; и человек выходит из этого мира как образ и
подобие абсолютного бытия и превышает все вещи порядка природы. «Странное
существо – двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабий,
существо свободное и закованное, сильное и слабое, соединившее в одном бытии
величие с ничтожеством, вечное с тленным» [6, с.89]. Все христианство, по
мнению Н.А. Бердяева, связано с этой двойственностью человеческой природы.
Высшее самосознание человека есть абсолютный предел
для всякого научного познания. Наука с полным правом познает человека лишь как
часть природного мира и упирается в двойственность человеческого самосознания
как свой предел. Но и философия высшего самосознания человека возможна лишь
тогда, если она сознательно «ориентирована» на факте религиозного откровения о
человеке. Антропологическая философия имеет дело не с фактом человека как
объекта научного познания (биологического, психологического или
социологического), а с фактом человека как субъекта высшего самосознания, с
фактом внеприродным и внемирным. Поэтому философия эта опознает природу
человека как образа и подобия абсолютного бытия, как микрокосма, как верховного
центра бытия и проливает свет на таинственную двойственность природы человека.
Философская антропология ни в каком смысле и ни в какой степени не зависит от
антропологии научной, ибо человек для нее не природный объект, а сверхприродный
субъект. Философская антропология целиком покоится на высшем, прорывающемся за
грани природного мира самосознании человека.
Официальная рациональная философия, философия,
признанная общеобязательной, никогда не раскрывала, как считает Н.А.Бердяев,
подлинной антропологии – учения о человеке как микрокосме. Эта философия была в
большей или меньшей степени подавлена зависимым положением человека в природном
мире. Бердяев говорит о «боязливо-скромном» учение о человеке Германа Лотце в
его «Микрокосме», о подавлении философской антропологии натурфилософией у
Шеллинга, для которого основным является понятие природы, а не человека. «В
философии, которая по существу своей задачи предполагает исключительность
человека, можно найти лишь осколки учения о человеке», – пишет Н.А.Бердяев [6,
с.93]. По его мнению, только в мистической и оккультной философии, которой
философы официальные и общеобязательные все еще не хотят знать, раскрывалось
истинное учение о человеке как микрокосме, посвящался человек в тайну о самом
себе. В мистике освобождается человек от подавленности природным миром.
Гуманистический позитивизм XIX века отвергает
двойственную природу человека, стремясь ограничить его свойствами природного
мира и урезать духовную сущность. Но в этом мире, отмечает Н.Бердяев, человек
– раб необходимости, бесконечно малая часть огромного механизма природы.
«Натурализм и позитивизм окончательно принижают человека, отрицают человека,
ибо пучок восприятии, смена ощущений, дробная часть круговорота природы – не
есть человек. В позитивизме исчезает та правда гуманизма Возрождения, которая
связана была с возрождением античности как человеческой ценности. Гуманизм
перерождается в антигуманизм, он отрицает человека. Подлинного человека,
человека-микрокосма, царя природы, нет без Бога и Богочеловека» [6, с.128].
В XIX веке гуманизм принял форму религии человечества.
Антропологизм Л.Фейербаха и позитивизм О.Конта – философские вершины
гуманистического сознания.
Не успел Л.Фейербах провозгласить религию
человечества, как К.Маркс в своем материалистическом социализме довел гуманизм
до окончательного отрицания человека, до последнего порабощения человека
необходимостью, до обращения человека в орудие материальных производительных
сил. Маркс, по мнению Н.А. Бердяева, окончательно отрицает самоценность
человеческой личности, видит в человеке лишь функцию материального социального
процесса.
Кризис гуманистической антропологии завершился в
Ф.Ницше, для которого последняя ценность не человеческая, а сверхчеловеческая,
т.е. гуманизм преодолен им. Человек для него – стыд и боль, человек должен быть
преодолен, человек должен прийти к тому, что выше, чем человек, что уже
сверхчеловек. В Ницше гуманизм побеждается не сверху, благодатно, а снизу,
собственными силами человека – и в этом великий подвиг Ницше.
В один ряд с этим философом Н.А. Бердяев ставит
Ф.М. Достоевского. В Ницше и Достоевском произошло крайнее напряжение и
обострение человеческого самочувствия, антропологического сознания, произошел
переворот от природной необходимости к человеческой свободе.
«Свобода – безосновная основа бытия, и она глубже
всякого бытия», – подчеркивал Бердяев [3, с.298]. Для него важно было понимание
истинной свободы человека: «Свобода не есть сознанная необходимость, как учили
германские идеалисты. Необходимость есть дурная, бессознательная свобода,
свобода, не просветленная Логосом. Принудительная необходимость есть лишь
обратная сторона мирового распада и мировой отчужденности. … Подлинная свобода
есть выражение космического (в противоположность хаотическому) состояния
вселенной, ее иерархической гармонии, внутренней соединенности всех ее частей»
[там же, с.317].
Свобода духа для Бердяева является священным символом,
значение которого не может быть связано с временными и преходящими формами той
или иной эпохи. «Истинная свобода человеческой личности имеет духовный, а не
социальный источник, она определяется ее вкорененностью в духовном мире, а не
вкорененностью в мире социальном» [9, с.330].
При этом достижение свободы – нелегкая вещь: «Человек
находится в рабстве, он часто не замечает своего рабства и иногда любит его.
Ошибочно было бы думать, что средний человек любит свободу. Ещё более ошибочно
думать, что свобода легкая вещь... Любовь к свободе, стремление к освобождению
есть показатель уже некоторой высоты человека, свидетельствует о том, что
человек внутренне уже перестает быть рабом» [3, с.149]
Человек свободен, когда, он находится в состоянии
творческого подъема. Таким образом, творчество - это освобождение человека от
рабства.
«Может ли человек спасаться и в то же время творить,
может ли он творить и в то же время спасаться?» - вот основной вопрос, вокруг
которого выстраивается одна из ключевых статей Бердяева «Спасение и творчество»
[7]. Проблема эта чрезвычайно заостряется под пером мыслителя, усугубленная его
собственным религиозным дуализмом, изначально разводящим спасение и творчество
по разным сферам бытия: Церковь занята спасением, творчеством занят светский
мир.
Преодолением этого разрыва должно стать освящение и
оправдание Церковью творческих дел, которыми занят мир светский. Однако идея о
воцерковлении творчества выступает у Бердяева в интерпретации, своеобразие
которой можно приписать романтическому духу Серебряного века. Главную проблему
для творчества он ищет, прежде всего, в самой Церкви. «Система иерократизма,
исключительное господство священства в жизни Церкви, а через Церковь и в жизни
мира, есть подавление человеческого начала ангельским, подчинение человеческого
начала ангельскому началу как призванному водительстовать жизнью» [там же,
с.19].
Однако подавление человеческого начала, недопущение
его своеобразного творческого выражения есть «ущербление христианства» как
религии Богочеловечества, полагает Н.Бердяев. Средневековая культура,
продолжает он, по идее своей была ангельской, а не человеческой. Господство
ангельского начала всегда ведет к символизму, к условному знаковому отображению
в человеческом мире небесной жизни без реального ее достижения.
Достижение Нового времени Н.А. Бердяев видит в том,
что оно низвергло символику и совершило разрыв. Человек восстал во имя свободы
и пошел своим самочинным путем. Это, как ни странно для христианского
мыслителя, особенно импонирует Бердяеву. По его теории, современный христианин
живет в двух перебивающихся ритмах – в Церкви и в мире, в путях спасения и
путях творчества.
Творчество для Бердяева неразрывно связано с идеей
свободы. В статье «О творческой свободе и фабрикации душ», явившейся ответом на
гонения Ахматовой и Зощенко советской властью, он подчеркивает: «Творчество и
есть акт свободы. Творчество духовной культуры никак не может быть организовано
по образцу хозяйственной жизни страны или военной казармы. Это было бы смертью
творчества» [4, с.289].
Отдавая должное смирению, способствующему реальному
изменению и преображению человеческой природы, господству духовного человека
над душевным и плотским человеком, он тем не менее указывает на то, что
смирение «подавляет и угашает» дух.
Н.Бердяев говорит о том, что нужно устранить
устаревший спор о чистом искусстве для искусства. Такого искусства никогда не
существовало – это фикция. Свободный творческий гений или талант не находится в
пустоте, его творческие акты связаны с миром и человеческим обществом, он
микрокосм. «Если творец хочет выразить судьбу своего народа и разделить ее, то
потому, что он внутренне с ней связан, и даже, может быть, более с ней связан,
более есть настоящий народ, чем бескачественная народная масса. О народе мы
судим прежде всего по его гениям, по его вершинам, а не по обыденной жизни человеческих
масс, по качеству, а не по количеству» [4, с.290].
При этом, подчеркивает Н.Бердяев, недопустимо
смешивать творческую свободу художника и мыслителя с изоляцией, с
индивидуалистической поглощенностью собой, с равнодушием к судьбе мира и
народа. Он настаивает на том, что недопустимо смешивать эту внутреннюю
необходимую связь с жизнь своего народа с рабством, с насилием над творчеством,
с приказом писать на известные темы: «Патриотическое стихотворение можно
написать лишь потому, что поэт горит любовь к родине, а не потому, что в данный
момент генеральная линия власти требует написания таких стихотворений» [4,
с.291].
«Творчество, - поясняет Н.Бердяев, – есть то, что идет
изнутри, из бездонной и неизъяснимой глубины, а не извне, не из мировой
необходимости» [6, с.314].
В своих работах Н.А. Бердяев обращает внимание на то,
что культура подошла к глубочайшему внутреннему кризису. Все линии культуры
доходят до предельных концов и выходят из дифференцированных ценностей.
Основная проблема XIX и XX века – проблема отношения творчества (культуры) к
жизни (бытию). На вершинах культуры мучит человека противоположность между тем,
чтобы создавать что-то, и тем, чтобы быть чем-то. Гении творили, но
недостаточно были; святые были, но мало творили. Творчество рождалось из
несовершенства и недостатка. Слишком совершенные перестают творить. Есть
трагический антагонизм, считает Н.Бердяев, между человеком совершенным как
делом Божьего творчества и человеческим совершенным творчеством как делом
активности самого человека. «Вступите на путь йоги, или православной святости,
или толстовства, на путь собственного совершенствования, и вы перестанете
творить. Существует двоякая трагедия творчества, двусторонне раскрывающая ту
истину, что в мире не было еще религиозной эпохи творчества. Творчество
антагонистично, с одной стороны, совершенству человека, с другой – совершенству
культуры» [6, с.327].
Творчество находится в тисках между устремлением к
совершенству души и устремлением к совершенству культурной ценности.
Религиозное, духовное творчество проходит через жертву и собственным
совершенством, и совершенством культуры во имя создания нового бытия,
продолжения дела Божьего творения. И бесконечно важно, по мнению Н.А. Бердяева,
вскрыть тройной антагонизм: антагонизм домостроительства ценностей культуры и
домостроительства личного совершенства, антагонизм творчества и культуры и
антагонизм творчества и личного совершенства. Лишь творческая религиозная
эпоха, как надеется Бердяев, преодолеет все три антагонизма. Творчество выйдет
из тисков личного совершенства и совершенства ценностей культуры. Творчество
перейдет к космическому совершенству, в котором претворится в единое –
совершенство человека и совершенство его созиданий. Доныне мир знал по преимуществу
два пути: созидание собственной души или созидание совершенной культуры.
Мировой кризис культуры выведет из этой противоположности.
Н.А. Бердяев считал, что культура по глубочайшей своей
сущности и по религиозному своему смыслу есть великая неудача. Философия и
наука есть неудача в творческом познании истины; искусство и литература –
неудача в творчестве красоты; семья и половая жизнь – неудача в творчестве
любви; мораль и право – неудача в творчестве человеческих отношений; хозяйство
и техника – неудача в творческой власти человека над природой. Культура во всех
ее проявлениях есть неудача творчества, есть невозможность достигнуть
творческого преображения бытия. Культура кристаллизует человеческие неудачи.
Все достижения культуры – символические, а не реалистические. В культуре
достигается не познание, а символы познания, не красота, а символы красоты, не
любовь, а символы любви, не соединение людей, а символы соединения, не власть
над природой, а символы власти. Культура так же символична, как и породивший ее
культ.
Культ – религиозная неудача, неудача в богообщении.
Культ был лишь символическим выражением последних тайн. Церковь в своих видимых
воплощениях имеет культурную природу и разделяет судьбу культуры и все ее
трагические неудачи. Культ – религиозный исток культуры и сообщал ей свой
символизм. И все великое в культуре было символически-культовым. В культуре
есть вечная, мучительная неудовлетворенность. Кризис культуры и есть последняя
воля человека к переходу от символически-условных достижений к достижениям
реально-абсолютным.
Неудача и неудовлетворительность культуры, по мнению
Бердяева, связаны с тем, что культура во всем закрепляет плохую бесконечность,
никогда не достигает вечности. Культура есть лишь творчество плохой
бесконечности, бесконечной серединности. Поэтому культура метафизически
буржуазна.
Кризис культуры, по мнению Н.А.Бердяева, и означает
невозможность дальнейшего существования буржуазной культуры. Творчество новой
эпохи преодолеет культуру изнутри, не извне. Творческая мировая эпоха может
быть лишь сверхкультурной, а не докультурной и не внекультурной – она принимает
положительный религиозный смысл культуры, признает великую правду всякой
культуры против всякого нигилизма. Культура всегда права против нигилизма и
анархии, против дикости и варварства. Сама неудача культуры – священная
неудача, и через неудачу эту лежит путь к высшему бытию. Но до претворения
культуры в высшее бытие она должна пройти через секуляризацию. Государство,
семья, наука, искусство должны стать внецерковны, их нельзя насильственно
удерживать в церковной ограде. Да и подлинная церковь не имеет ограды. Мирская
культура должна свободно, имманентно прийти к новой религиозной жизни. Выход из
религиозной опеки есть наступление религиозного совершеннолетия, выявление
свободной религиозной жизни. В творчестве культуры было прохождение через
богооставленность, через расщепление субъекта и объекта. Сама религия была
разделением, разрывом с Богом, пафосом дистанции.
Трагедия творчества и кризис культуры с особенной
остротой переживаются русским гением. В строе русской души, как отмечает
Н.Бердяев в работе «Смысл творчества» [6], есть противление тому творчеству,
которое создает дурно-бесконечную, буржуазно-серединную культуру, есть жажда
творчества, которое создает новую жизнь и иной мир. Душа России как бы не хочет
создавать культуру через распадение субъекта и объекта. В целостном акте хочет
русская душа сохранить целостное тождество субъекта и объекта. На почве
дифференцированной культуры Россия может быть лишь второстепенной,
малокультурной и малоспособной к культуре страной. Всякий творческий свой порыв
привыкла русская душа соподчинять чему-то жизненно-существенному – то
религиозной, то моральной, то общественной правде. Русским не свойствен культ
чистых ценностей. У русского художника трудно встретить культ чистой красоты,
как у русского философа трудно встретить культ чистой истины. И это во всех
направлениях. Русский правдолюбец хочет не меньшего, чем полного преображения
жизни, спасения мира. С чертой этой связано самое великое и истинно
оригинальное в русской культуре, но она же рождает что-то тяжелое и мрачное в
русской жизни. Русская душа берет на себя бремя мировой ответственности, и
потому не может она творить ценности культуры так, как творит душа латинская
или германская.
Трагедия творчества и кризис культуры достигли
последнего заострения у великих русских писателей: у Гоголя, у Достоевского, у
Толстого. Философскому осмыслению их произведений посвящены работы Н.А.
Бердяева «Откровение о человеке в творчестве Достоевского» (1918),
«Миросозерцание Достоевского» (1926), «О религии Льва Толстого» (1912), «Три
юбилея: Л.Толстой, Генрик Ибсен, Н.Федоров» (1928).
Бердяев считал, что русская культура призвана оказать
влияние на западных людей, подчеркивал ее мессианизм, связанный с русскими
странниками и искателями Града Божьего и правды Божьей. Россия, подчеркивал он,
менее всего страна средних состояний, средней культурности. «У нас всегда и во
всем средний уровень очень низок. В строгом европейском смысле слова в России
почти что и нет культуры, нет культурной среды и культурной традиции. В низах
своих Россия полна дикости и варварства, она в состоянии докультурном, в ней
первобытный хаос шевелится. Эта восточная, татарская некультурность и дикая хаотичность
– великая опасность для России и ее будущего. Но на вершинах своих Россия
сверхкультурна: там заостряется мировой кризис культуры» [6, с.327].
Историческая задача русского самосознания – различить и разделить русскую
сверхкультурность и русскую докультурность, логос кризиса культуры на русских
вершинах и дикий хаос в русских низах.
Исторически в России неизбежен не только мировой
кризис культуры, но неизбежно и послушание мировой культуре. Ибо в России легче
всего восстание против буржуазной культуры принимает форму нигилизма и анархии.
Но на почве буржуазной культуры Россия никогда не будет талантлива. Ее
гениальность в ином. Россия не может остаться только Востоком и не должна
сделаться только Западом. Миссия России – быть Востоко-Западом, соединительницей
двух миров. И Россия призвана с последней остротой поставить конечную проблему
отношения религиозного сознания к творчеству и культуре.
На Западе огромность и утонченность его культуры
затемняет постановку этой проблемы. Но и на Западе совершается кризис
творчества и кризис культуры. Запад подавлен величием своей старинной культуры,
подмечает Н.Бердяев. Западный человек вечно обращается к богатствам и ценностям
своего великого прошлого, и новые его искания легко принимают форму реставрации
и воскрешения прошлого. Вечно возвращающаяся романтика Запада несет на себе
печать творческого бессилия. А судорожный отрыв рождает уродство футуризма.
Русский человек даже высокой культуры безмерно свободнее в своих исканиях и
сильнее в своих творческих порывах.
Бердяев является несомненно первым из русских
мыслителей, умевших заставить себя слушать не только у себя на родине, но и в
Европе. Его сочинения переведены на многие языки и везде встречали к себе самое
сочувственное, даже восторженное отношение. Не будет преувеличением, если мы
поставим его имя наряду с именами наиболее сейчас известных и значительных
философов – таких, как Ясперс, Макс Шеллер, Николай Гартман, Хайдеггер. Любовь,
милосердие, сострадание – темы, которым во всех писаниях Бердяева посвящено
столько вдохновенных страниц.
Философия Бердяева – это философия личности,
персонализм. Личность – это не эмпирическая индивидуальность, а человек взятый
как творческое и свободное существо, неподвластное объективации. Реализацию
этой свободной внутренней cоциальности Бердяев называет «соборностью» и
противопоставляет ее принудительной социализации, которую несут личности все
безлично-универсальные структуры коллективного, социальные институты – классы,
партии, нации, церкви.
В своих работах Н.Бердяев развивает идеи свободы,
творчества и объективации, личности и, наконец, «метаисторического»,
эсхатологического смысла истории. Он писал: «Культура никогда не была и никогда
не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т.е.
национальная, индивидуально-народная и лишь в таком качестве восходящая до
общечеловечности» [8, с.362].
«Пока в России человек более подчинен экономике, чем
когда-либо, – сокрушенно признавал Н.Бердяев. – Тут мы встречаемся с основным
вопросом, вопросом об иерархии ценностей. Духовная культура есть более высокая
ценность, чем политика и экономика, которые должны бы были быть послушными
средствами. Великая задача в том, чтобы не допускать превращения средства в
цели» [4, с.293].
1. Бердяев Н.А. Кризис
искусства. – М.: Интерпринт, 1990. – 47 с.
2.
Бердяев
Н.А. О назначении человека // Мир философии: Книга для чтения. - М., 1991. -
Ч.II. - с. 256.
4. Бердяев Н.А. О творческой
свободе и фабрикации душ // На пороге новой эпохи: Сб. статей. – СПб, 1996. –
287-296.
5. Бердяев Н.А. Самопознание:
Сочинения.- М.: ЭКСМО-Пресс, 1997. - 624 с.
6. Бердяев Н.А. Смысл
творчества: Опыт оправдания человека. – Париж, ИМКА-ПРЕСС, 1985. –
7. Бердяев Н.А. Спасение и
творчество: Два понимания христианства // Путь. – 1926. - №2. – М:
Информ-Прогресс, 1992. – С. 19-28.
8. Бердяев Н.А. Судьба России /
Сост., вступ. ст., коммент. В.В.Шкоды. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. - 735 с.
- С. 267-478.
9. Бердяев Н.А. Судьба человека
в современном мире: Ст., письма // Новый мир. – 1990. – №1. – С.207-232.
10. Бердяев Н.А. Философия
свободы; Смысл творчества. – М.: Правда, 1989. – 607 с.
11. Бердяев Н.А. Философия
творчества, культуры и искусства / Предисл. Р.А. Гальцевой. – М.: Искусство,
Лига, 1994. Т. I. – 542 с.
12. Гребешев И.В. Опыт
персоналистской философии истории: Н.Бердяев и Г.Федотов. Автореферат диссертации.
– М, 2004.
13. Дмитриева Н.К., Моисеева А.П.
Философ свободного духа (Н.Бердяев: жизнь и творчество). – М.: Высшая школа,
1993. – 271 с.
14. Колеров М.А. О новых
публикациях Н.А.Бердяева // Вопросы философии. – 1990. – №9. – С.164-168.