Любительские движения
План
1. Сущность любительского движения........................................ 3
2.
Негативные тенденции в любительском движении......... 4
3.
Новый этап в развитии любительского движения............ 7
4.
Перспективы развития......................................................................... 8
Литература..................................................................................................... 12
Своеобразной формой добровольного
объединения граждан, примыкающей к существующим формам и в то же время
имеющей свою специфику, самобытность, свою определенную историю и традицию,
свой способ рождения и реализации инициатив - сегодня является любительское
движение.
Активность и самодеятельность, общественная
направленность и массовый характер любительства, его организационная
самовыстраиваемость определяют этот феномен как общественное явление.
Стремление к избранному виду деятельности,
увлеченность ею, осуществление этой деятельности в свободное от основной работы
время, определенный начальный дилетантизм, преодолеваемый через самообразование
и практический опыт, коллективизм, бескорыстие и общественное адресование решаемых
любителем задач, возводящие любительство в статус общественного служения -
таковые сущностные характеристики любительского движения.
Сотни тысяч людей во всех уголках нашей
страны, от Камчатки до Бреста, от Заполярья до южных границ, являясь членами
многих тысяч любительских клубов и объединений, участвуют в общественно
полезной деятельности, занимаются поисковой, изобретательской, коллекционной,
творческой и оздоровительной деятельностью, реставрируют памятники истории,
сохраняют и восстанавливают природу, создают культурные ценности и т.д.
Любительское движение включает многие
общественно важные функции, такие как: рекреация, общение, воспитание и
развитие личности, художественное и техническое творчество, пионерные
начинания, энтузиазм и новаторство. Основными чертами любительства являются:
добровольное стремление к избранному роду деятельности, увлеченность,
осуществление этой деятельности в свободное от основной работы и учебы время,
бескорыстие и общественный характер решаемых любителей задач1.
Однако реализация этого без преувеличения
огромного социального потенциала при общем благожелательном отношении к
любителю и любительству оказалась без необходимой поддержки общества, что
привело к возникновению некоторых негативных тенденций, препятствующих
утверждению созидательно-подвижнического характера любительства.
В первую очередь, это меркантилизм,
выражающийся в попытке подменить любительство чуждыми его природе элементами
кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности. Конечно, мы не отрицаем
важность и нужность кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности, но
подчеркиваем их отличную от любительства природу и неправомерность смешения
этих форм. Ведь неслучайно в законодательстве некоторых государств в
определение добровольных любительских объединений введен следующий признак:
принадлежность к объединению не должна быть связана с несением служебных
обязанностей, а в соответствующем советском законодательстве, действовавшем до
1932 года, в период, когда в стране была широко развита кооперация и
индивидуальная трудовая деятельность, было сказано, что добровольные
объединения "предметом своей совокупной деятельности избирают определенную
постоянную цель, не связанную с извлечением материальных выгод для участников
объединения или удовлетворения их экономических потребностей". Отсутствие
в действующем законодательстве гаранта самодеятельности и немеркантилизма в
любительстве приводит к изменению природы этого важного и самоценного
социального института, а в практике - к возникновению множества полулегальных
"шабашек", развитию "теневой экономики", финансовым
прошениям и злоупотреблениям, наносит значительный ущерб нравственному воспитанию
подрастающего поколения1.
Второй негативной тенденцией является
формализм в развитии любительского движения, отражающий попытки некоторых
государственных учреждений и общественных организаций заорганизовать
любительскую деятельность, навязать принцип планирования "сверху" на
основе взятых часто "с потолка", искусственно насаждаемых валовых
показателей, волевое включение в число любительских клубов и объединений
лекториев, устных журналов, циклов мероприятий, подготовленных
культпросветработниками. Происходит подмена интересов любителей интересами их
организаций - учредителей, что значительно затрудняет развитие любительского
движения.
И третья, не
менее тревожная тенденция - возникновение некоторых анархических и
экстремистских проявлений в любительском движении, выражающихся в уходе
небольшой части любительских коллективов от социально значимых целей,
сотрудничества и взаимодействия с общественными и государственными
институтами, что создает условия для асоциальных и противоправных проявлений,
которые особенно характерны для таких молодежных формирований, как
"фанаты", "рокеры", "металлисты" и др. Причина
этого, на наш взгляд, во многом от неготовности определенной части работников
государственных и общественных организаций к сотрудничеству с самодеятельными
объединениями в деле социально-политического строительства, а порой и в
неумении этих работников дать аргументированный отпор анархически и экстремистски
настроенной группе отдельных лидеров. Для искоренения этой тенденции требуется
не самоустранение, не наблюдение за происходящим со стороны, а оперативная
реакция на все возникающие проблемы, ведение постоянного открытого диалога и
дискуссии с общественностью по очень разным, пусть даже самым острым вопросам.
Противопоставить этой чуждой нашему обществу тенденции можно только тесное
сотрудничество всех заинтересованных государственных организаций и широкой
общественности. Именно сотрудничество составляет квинтэссенцию взаимодействия
между самодеятельными любительскими объединениями и государственными органами,
его содержание. Сейчас стоит задача еще более полного использования,
практической реализации тех огромных возможностей, которые содержит в себе
принцип сочетания общественного и государственного начала в социальном
управлении развитием любительским движением.
Из вышесказанного возникает объективная
необходимость формирования нового этапа в развитии любительского движения,
главными чертами которого могут стать: создание условий для приоритетного
развития качественных сторон любительского движения при продолжающемся
количественном его росте, доукомплектование любительского движения компонентами
правового, финансового и организационного обеспечения; создание условий для
самовыстраивания его организационных структур вплоть до союзно-регионального
уровня, реализация межведомственного подхода к решению проблем и вопросов развития
любительского движения; поиск гибких и эффективных форм взаимодействия общественных
и государственных структур в его развитии.
Для дальнейшего совершенствования развития
любительского движения необходимо сформировать систему обеспечения развития
любительского движения, включающую материально-техническое, информационное,
научно-методическое обеспечение, организацию культурно-массовых мероприятий,
экспертизу, тарификацию и реализацию результатов любительской деятельности,
подготовку и повышение квалификации организаторов и лидеров любительского
движения, а также организацию его международных связей1.
Существует большая потребность в создании
целостной общественно государственной системы содействия развитию любительского
движения, которая, строясь на принципе самоуправления, соединив преимущества
гибкости общественных образований с ресурсной поддержкой государственных
структур нашего общества, смогла бы на качественно новой и более высоком уровне
поставить работу по развитию любительства в нашей стране.
Известно, что воспитание – это важнейшая
функция любого общества, фактор его развития. В науке оно рассматривается в
«широком» и в «узком плане». Воспитание в «широком» плане трактуется как
закономерный социальный процесс передачи исторически накопленного опыта старшим
поколением младшему. В «узком», т.е. в педагогическом смысле, воспитание
определяется как «целенаправленный процесс, осуществлямый под руководством
специально выделяемых обществом людей -–учителей, педагогов, воспитателей,
включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой
воспитательной работы.
Одним из направлений и эффективных средств
воспитания творчески активной личности является социально-культурное
творчество, суть и назначение которой видится в самодеятельной, творческой
инициативе личности, направленное на самообразование, на освоение
социально-культурного опыта поколений, на совершенствование и обновление
общественных отношений, на формирование культурной среды обитания людей.
Идеи непрерывности в освоении и
использовании народных культурно-педагогических традиций как средства
общественного воспитания молодежи основывается на преемственности усилий семьи,
школы, дошкольный и внешкольных культурно-досуговых учреждений и самодеятельных
объединений, на наиболее полном и эффективном использовании воспитательного
потенциала жилой, социокультурной среды, состоящей из разнообразного
контингента индивидуальностей, из нескольких возрастных поколений, способных
активно повлиять на социализацию детей и подростков и активизации их
социально-культурного творчества1.
Культурная среда
является благоприятным условием в сохранении и развитии дарования детей, здесь
сплетаются и взаимодействуют традиционные элементы культурно-художественных
традиций семей, дошкольных учреждений, школ и культурно-досуговых заведений.
Значение этого
трудно переоценить. Оно обуславливается тем, что в современной ситуации
наблюдается сильная тенденция к разрушению, размыванию локальных культур,
нивелированию их, сведению к некой «общенациональной», в которой тонут и
самобытность, и само содержание традиционных. В этом процессе огромную роль
играют средства массовой информации. Которые активно тиражируют в качестве
эталонов образцы мировой «общенациональной» культуры, пренебрегая при этом
местными культурными традициями. Это повлекло за собой переориентацию человека
с ценностей своей локальной культуры на образцы, предлагаемые профессиональным
искусством. Но профессиональное искусство не может заменить собой местную
культуру, так как они выполняют разные функции.
Поэтому в сети
общественных школ, культурно-досуговых учреждений, на гуманитарных факультетах
вузов следует принять меры для скорейшего улучшения качества преподавания
фольклорной науки в организации кружковой работы, в привитии первоначальных
знаний о фольклоре на местах и, в первую очередь, среди родителей.
Сегодня эти
задачи реальны благодаря усиливающейся тяге народа и общественности к
восстановлению во многом утраченной системы национальных праздников,
обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений. Культурно-досуговая сфера
становится активной силой в деле возрождения искусства, фольклора, народных
ремесел ми других видов национальной культуры. В системе СКД активизируются
национально-патриотические факторы воспитания, которые становятся силой,
способной противостоять распространению безверия, скептизма, цинизма. Развитие
патриотизма способствует укреплению сплоченности и единства всех людей. Через
национальное идет путь к интернациональному. Важным резервом в восстановлении и
развитии самобытного творческого потенциала народа является организованная
художественная самодеятельность, имеющая в своем арсенале богатый опыт
коллективной художественной деятельности, профессиональные кадры, участников,
обладающих определенным мастерством и стажем художественной деятельности,
нормативно-методическую, материально-техническую и учебно-образовательную базу.
Важным условием
эффективности и жизненности программ является наличие соответствующих
педагогических кадров и присутствие государственно-административной и
общественной поддержки на местах. Там, где есть это, там просматриваются
элементы системного, комплексного подхода при решении организационных и
материальных вопросов детско-молодежного движения, обеспечивается
преемственность в развитии СКТ детей в цепи «семья – дошкольные учреждения –
школы – культурно-досуговые центры – трудовые коллективы».
Необходимым
условием преодоления сложившегося несоответствия реального функционирования
системы социально-культурного творчества молодежи их культурно-воспитательным
возможностям видится в разработке научных основ деятельности, в системном,
комплексном решении организационных и педагогических основ управления
социально-культурным творчеством. Это позволяет выявить резервы, объединить
усилия, наладить взаимодействие субъектов и объектов СКТ в рамках целевых
программ и координационных структур всех уровней1.
Подводя итоги,
можно сделать выводы о том, что при всех социальных и экономических трудностях,
которые переживает общество, детско-молодежные инициативы продолжают
развиваться, и активно расширяется поле их творческой деятельности.
1.
Березин Б. И. Советский клуб: состояние и
перспективы развития. – М.: Мин. Культуры СССР. – 1989. – 111с.
2.
Розанов В. В., Рыбаков В. Н. Анализ опыта и
перспективы совершенствования деятельности любительских клубов и объединений. –
М.: Мин. Культуры РСФСР, 1988. – 102с.
3.
Салахутдинов Р. Г. Организационные и педагогические
основы социально-культурного творчества детей и молодежи. – Казань: Гран Дан,
1999. – 462с.
1 Березин Б. И. Советский
клуб: состояние и перспективы развития. – М.: Мин. Культуры СССР. – 1989. –
с.29.
1 Розанов В. В., Рыбаков
В. Н. Анализ опыта и перспективы совершенствования деятельности любительских
клубов и объединений. – М.: Мин. Культуры РСФСР, 1988. – с.53.
1 Березин Б. И. Советский
клуб: состояние и перспективы развития. – М.: Мин. Культуры СССР. – 1989. –
с.31.
1 Салахутдинов Р. Г.
Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей
и молодежи. – Казань: Гран Дан, 1999. – с.196.
1 Салахутдинов Р. Г.
Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей
и молодежи. – Казань: Гран Дан, 1999. – с.201.