Возрождение в Германии
Содержание
Введение............................................................................................................... 3
1.
Становление гуманизма в Германии................................................................ 4
2.
Искусство Германии XVI века......................................................................... 8
3.
Литература Германии 16 века........................................................................ 11
4.
Музыка Германии 16 века.............................................................................. 13
Заключение......................................................................................................... 14
Литература......................................................................................................... 15
Введение
Исторический
период, в течение которого Германия не существовала как целостное государство,
оказал большое влияние на формирование культуры немецкой нации.
К началу XVI в.
Германия была крупнейшей составной частью Священной Римской империи, страной,
раздробленной политически и хозяйственно, но уже вступившей в период заметного
роста рыночных отношений и новых элементов в производстве.
Процесс
приспособления различных слоев населения к новой ситуации шел трудно, старые
общественные противоречия усугублялись новыми, и вся эта атмосфера еще больше
накалялась из-за финансовых притязаний римской курии, укрепления
территориальной власти и бесконечных междоусобиц духовных и светских князей,
провала попыток проведения имперских реформ. Обстановка, в которой происходило
развитие новых явлений в культуре, оказалась чревата возможностями
разнообразных кризисов.
ХV-ХVП века -
время, когда политическая раздробленность Германии отрицательным образом
сказывалась на развитии ее культуры. Культурная жизнь существовала
преимущественно при княжеских дворах. Вместе с тем, это был период начала
немецкого Возрождения.
ВОЗРОЖДЕНИЕ (франц.
— Ренессанс) — это эпоха в культурном развитии ряда стран Европы, переходная
от средневековья к новому времени и отмеченная ростом светских тенденций,
гуманистическим в своей основе мировоззрением, обращением к античному
культурному наследию, своего рода "возрождению" его.
В Германии
гуманистическая культура начинает складываться в XV в. К этой культуре
принадлежали представители самых разных творческих областей — философы,
естествоиспытатели, лингвисты, литераторы, поэты, проповедники гуманистического
толка. Немецкими гуманистами обсуждался вопрос о создании единой Германии.
1. Становление гуманизма в Германии
Гуманизм зародился
в Германии в 1430-е годы, на столетие позже, чем в Италии, под воздействием ее
культуры.
Его первые веяния
проявились в пору Базельского собора, и с самого начала в силу местных условий
и идейных традиций страны гуманизм обрел на немецкой почве специфические
оттенки, позже ставшие его характерными чертами: в Германии поборники гуманизма
проявляли особый интерес не только к античному наследию и новой системе
образованности, но и к религиозно-этической и церковно - политической
проблематике.
Почва для гуманизма
и ренессансной культуры в целом была подготовлена в стране общим высоким
уровнем духовной и материальной культуры, в развитии которой важную роль играли
города, возраставшим обмирщением жизни общества, а также различными явлениями
«осени» средневековья в Германии.
Хотя «местные
корни» гуманистической культуры нельзя недооценивать, главную роль на ранней
стадии ее развития сыграло растущее воздействие Италии — образцы творчества,
идеи, методы подхода к проблемам жизни и науки. С ними знакомили итальянские
гуманисты, приезжавшие в Германию, а также немецкие пропагандисты новой
культуры, прошедшие обучение в Италии. Из числа последних вышли переводчики
итальянской гуманистической литературы на немецкий язык, герольды гуманизма —
странствующие поэты, читавшие лекции об античной культуре в различных
университетах, лидеры первых гуманистических кружков в южногерманских городах и
при дворах князей, стремившихся использовать новые тенденции в своих интересах.
Определенный вклад в освоение гуманизма внесло также знакомство с ним через
французское, а позже —и английское посредничество.
Особая роль
принадлежала книгопечатанию — великому открытию середины XV в., назревавшему в
ряде стран, но сделанному в Германии И. Гутенбергом. Издания
гуманистического характера поступали в Германию преимущественно из Италии,
однако к концу столетия, когда окрепло собственное гуманистическое движение,
быстро повысилось значение местных изданий. К этой поре в немецких землях
действовали около 50 центров книгопечатания, но гуманистическую литературу
публиковала пока лишь небольшая их часть.
Распространению
гуманизма способствовали кризисные явления в поздней схоластике и
университетском преподавании. В первые годы XVI в. в Германии существовали уже
15 университетов (не считая Пражского и Базельского на территории империи), из
них 9 были основаны с середины XV в. «Молодые» университеты сохраняли роль
оплота борьбы церкви с ересями, они так же, как «старые», получали привилегии
на цензуру книг; их преподаватели были обязаны немедленно опровергать «ложные
мнения», расходившиеся с учением церкви, если они встречались в текстах,
которыми пользовались при обучении студентов.
Отрывом схоластики
от практических запросов жизни не преминули воспользоваться гуманисты,
выдвигавшие идею «реформации университетов». Как правило, гуманисты начинали с
чтения не обязательных для посещения лекций на артистических (философских) —
самых многолюдных факультетах, подготовительных для «высших» факультетов
теологии, права, медицины. Всюду гуманисты вносили изменения в предмет, методы,
цели образования, способствуя его секуляризации и сближению с практической
жизнью. Резко расширялся круг изучаемых древних авторов, острой критике
подвергались традиционные учебники, формализм схоластической логики, труды
средневековых комментаторов.
Главным завоеванием
гуманистов в немецких университетах XV—начала XVI в. стала подготовка на основе
этих местных высших школ, притом за сравнительно короткие сроки, достаточно
широкого круга образованных людей, осведомленных в нормах новой, светски
ориентированной культуры, а в какой-то своей части и руководствующихся ими.
Сам процесс
«освоения» гуманистами университетов был длительным и неравномерным в разных
территориях Германии. В целом он продолжался в течение всей второй половины XV
— начала XVI в.
Уже сам характер
гуманистического движения в Германии, тесно связанного с университетами и
школой, с задачами воспитания и образования на новой культурной основе,
обусловил большое значение в немецком гуманизме педагогической мысли. В
становлении гуманистической педагогики решающую роль сыграли недолгая, но
энергичная деятельность Р. Агриколы и творчество Я. Вимпфелинга, плодовитого
автора, на протяжении всей жизни связанного по взглядам с традициями XV в. Оба
принадлежали к распространенному в Германии типу гуманистов, сочетавших
преданность новым культурным запросам с верностью церковной ортодоксии.
Сравнительно
невелик в Германии круг выдающихся гуманистов, которые смогли возвыситься в
своей деятельности до творчества общенационального, а в ряде случаев — и
европейского культурного значения.
Рудольф Агрикола
(1444—1485), выходец из Нидерландов. Вел занятия по
античным источникам со студентами Гейдельбергского университета и много писал,
проявив себя как неутомимый поборник изучения античности. Он суммировал
установки древней и итальянской гуманистической педагогики, красноречиво
утверждая идеал образования, основанного на комплексе гуманистических наук.
Свой главный философский труд Агрикола посвятил проблемам диалектики, сочетания
логики и риторики. Он заложил основы развитого позже, в XVI в., учения об общих
логических и этических понятиях, на которые должно опираться изучение
многообразия мира. Агрикола сделал, таким образом, важную попытку поставить
вопрос о научном методе с учетом гуманистического опыта.
Якоб Вимпфелинг (1450—1528) был поборником осторожных внутрицерковных преобразований,
не затрагивающих католическую догму, и вместе с тем разоблачителем нравственных
пороков и невежества клира, особенно монашества. Широкой известностью
пользовались его педагогические рекомендации, которые он методично и настойчиво
повторял и варьировал во многих сочинениях, и разработанные им учебные планы.
Он стремился к реформе воспитания и образования «на благо отечества», к их
сближению с практической жизнью, к синтезу правоверия и классики, которую, на
его взгляд, следовало очистить от всего, что могло бы нарушить
благовоспитанность, подобающую юношескому возрасту. Опираясь на античные и
средневековые источники, он изучал германскую древность и эпоху Карла Великого,
утверждал патриотические идеи.
Новые характерные
тенденции в гуманизме рубежа веков выразили К. Цельтис и С. Брант. С именем Конрада
Цельтиса (1459— 1508), самого значительного неолатинского поэта в Германии
эпохи Возрождения, связан расцвет чувственной, жизнерадостной любовной лирики.
Стремясь «приумножить славу отечества», надеясь на то, что центр новой культуры
сможет переместиться из Италии в Германию, он основывал, укреплял, вдохновлял
все новые гуманистические содружества в разных городах, где вел научную и
преподавательскую деятельность. Именно Цельтис выдвинул самую широкую программу
коллективной работы немецких гуманистов. Он призывал собирать, изучать и
издавать источники, освещающие историю родной страны, ее этнографические и
географические особенности, культурные достижения разных веков. Он выступал за
политическую централизацию Германии, мечтая о времени, когда будет положен
конец княжеским междоусобицам.
2. Искусство Германии XVI века
В культуре
Возрождения в Германии исключительно важная роль принадлежала искусству. Конец
XV — начало XVI в. стали периодом недолговременного, но блистательного расцвета
немецкой ренессансной живописи и графики, которые в значительно большей мере,
чем в Италии, сохраняли связь с традициями готики, но дали художественные
достижения мирового значения.
Центральное место в
искусстве этой поры принадлежало творчеству Альбрехта Дюрера
(1471—1528). Дюрер обладал универсальным дарованием: разносторонний живописец,
график, который стал величайшим мастером гравюры в Европе, он был также ученым,
занимавшимся проблемами линейной перспективы и пропорционирования человеческого
тела, теоретиком искусства, который настойчиво стремился постичь законы
красоты. Не порывая с богатством опыта готики, Дюрер полнее других немецких
мастеров своего поколения овладел достижениями итальянского Ренессанса. Он сочетал
в своем творчестве рациональность и страсть, тягу к точности изображения натуры
и полет фантазии, орнаментальность линейного строя произведений и их
пространственную глубину. В сериях гравюр на дереве — «Апокалипсис», «Большие
страсти», «Малые страсти», в прославленных шедеврах гравюры на меди: «Рыцарь,
смерть и дьявол», «Св. Иероним в келье», «Меланхолия», в картине «Четыре
апостола» он воплотил напряженность чувств и драматизм мироощущения человека
реформационной эпохи.
Новые представления
времени были выражены Дюрером с редкой многогранностью. Дюрер стал одним из
создателей портретного жанра в Германии: он написал ряд автопортретов, правдиво
запечатлевших не только его облик в разные годы жизни, но и различные душевные
состояния автора; он оставил целую галерею живописных и графических образов
своих современников: гуманистов, купцов, политических деятелей, которым дал
индивидуальные характеристики. Значение его творчества для национальной
культуры Германии оказалось столь велико, что пору расцвета немецкого
Возрождения часто называют «эпохой Дюрера».
Одновременно с
Дюрером работал крупнейший художник — Матис Нитхардт (1460/1470—1528),
прозванный Грюневальдом. Грюневальд — мастер экспрессивных, драматических
религиозных образов, проникнутых мистическим визионерством. С особой силой эти
качества сказались в его «Изенгеймском алтаре» для монастырской церкви,
центральное место в котором занимает «Распятие». Грюневальд больше Дюрера
связан с наследием готики, но мощью образов и грандиозностью ощущения природы
он неотделим от Ренессанса. Колористическое богатство его живописи принадлежит
к высшим достижениям национальной художественной культуры.
Выдающийся
портретист, мастер мифологических и религиозных сцен Лукас Кранах Старший
(1472—1553) особенно тесно связал свое творчество с задачами Реформации.
Ренессансная острота и свежесть восприятия мира отличают его ранние работы. Эти
качества все реже проявлялись в его более поздних маньеристских произведениях,
часто подчинявшихся благочестиво-дидактическим целям. Он обладал, однако,
виртуозным искусством декоративных решений и тонким чувством красоты пейзажа.
Его влияние сказалось на творчестве целой плеяды художников, в живописи и
графике которых важную роль играл пейзаж и которых объединяют названием «Дунайская
школа». Крупнейшим из них был Альбрехт Альтдорфер (1480—1538), автор
алтарных образов и картины «Битва Александра Македонского с Дарием», ставшей
вершиной его искусства. Своим поэтическим восприятием природы, воплощенным то в
лирических, то в мощных величаво-космических образах, Альтдорфер внес большой
вклад в становление пейзажного жанра в Европе. Немецкая живопись и графика
эпохи Дюрера была богата и другими славными именами.
В скульптуре
Германии этой поры высшие достижения также связаны с творчеством ряда мастеров.
Фейт Штос (Вит Ствош, ок. 1455—1533), принадлежал не только немецкому,
но и польскому искусству: в начале и конце своего пути в искусстве он работал в
Южной Германии, но самым крупным его созданием стал резной раскрашенный
деревянный алтарь в церкви Марии в Кракове.
Выдающимся
мастером деревянной скульптуры стал
Тильман Рименшнейдер (ок. 1460—1531). Он был создателем одухотворенных
образов, в которых уже наметился отход от традиций поздней готики.
Адам Крафт (ок.
1460—1508) и Петер Фишер Старший (1460—1529) прокладывали дорогу
ренессансным тенденциям, один — в каменной скульптуре, другой — в бронзовой.
Мастерская Фишеров в Нюрнберге стала крупнейшим центром художественного литья в
Германии. Именно здесь была создана для одной из церквей города пятиметровая
бронзовая рака св. Зебальда, в которой прихотливый пьедестал, мощехранилище и
высящийся над ним балдахин на колонках были богато украшены статуэтками и
рельефами. Все в целом сочетало черты готики и Ренессанса.
По сравнению с
изобразительным искусством в немецкую архитектуру ренессансные веяния приходят
с запозданием: хотя их первые приметы появляются уже в начале XVI в., более
частое обращение к новым тенденциям начинается лишь с середины столетия.
Развивается преимущественно светская архитектура: княжеские дворцы и замки,
гильдейские и частные дома горожан, ратуши, склады, цейхгаузы. Традиции
позднеготических конструкций как основы зданий сочетаются с ренессансными
формами и орнаментом в декоративном убранстве. В последние десятилетия XVI в.
нарастает нидерландское влияние, все больше торжествуют вычурные
маньеристические формы, сочетающиеся с готическими реминисценциями. Новые
тенденции проникают и в зарождающееся регулярное строительство. В начале XVI в.
в Аугебурге для служащих фирмы знаменитых богачей Фуггеров был построен поселок
Фуггерай, состоявший из 52 типовых двухэтажных домов.
На протяжении всей
эпохи, независимо от того, что происходит в соседних областях художественного
творчества, сохраняют высокий уровень произведения немецких мастеров
декоративно-прикладного искусства — виртуозов обработки металла, дерева, кости
и других материалов.
3. Литература Германии 16 века
В развитии немецкой
литературы с середины XVI в. наметилась пора нового подъема, но он не привел к
созданию произведений, которые по своему художественному значению могли бы
сравниться с вершинами европейской литературы этой эпохи. Самым популярным
жанром городской литературы были прозаические шванки — короткие занимательные
истории, бытовые зарисовки, анекдотические примеры из жизни. Авторы объединяли
эти притязательные сочинения в сборники. Наиболее ранним был сборник
францисканского проповедника И. Паули «И в шутку, и всерьез» (1522),
носивший назидательный характер. С 1550-х годов, когда сборники стали выходить
один за другим, в них нарастала развлекательность: вслед за «Дорожной книжицей»
И. Викрама появились написанные иными авторами «Общество в саду»,
«Книжица для отдохновения», «Ночной дозор» и даже семитомник «Отврати печаль».
Во второй половине
XVI в. продолжали широко издаваться немецкие народные книги, в которых
доминировали традиции средневековья —интерес к рыцарским сюжетам, легендам и
чудесам. В этом потоке выделяются лишь несколько произведений. Одно из них —
«Шильдбюргеры» (1598), книга, высмеивающая тупоумие немецкого мещанства. Ее
комизм носит, однако, иной характер, чем «литература о дураках» начала века —
он лишен сатирической едкости и социальной остроты. Долгая жизнь в литературе
была суждена двум легендам, обработки которых появились в виде народных книг. В
1587 г. вышла «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и
чернокнижнике», в 1602 г. —повествование о «вечном страннике» Агасфере. В
соответствии с духом времени обе книги были пронизаны благочестивыми поучениями
и предостережениями.
С традициями
народной литературы было связано творчество крупнейшего немецкого поэта XVI в. Ганса
Сакса (1494—1576). Он не только черпал из фольклора многие мотивы своих
стихотворений, пьес и коротких забавных рассказов, но и выражал массовые вкусы
и представления. Даже обращаясь к образам античных героев или библейских
пророков, он стремился поведать о немецких нравах. Его работы отличаются
неизменным пристрастием к дидактизму, но зато содержат грубовато-трезвый, мало
поддающийся иллюзиям взгляд на мир. Творчество Сакса широко отразило мозаику
бытовых ситуаций и нравов его времени.
На исходе
Возрождения, продолжая традиции XVI в. и пролагая путь новой литературной
эпохе, развернулось творчество сатирика и мастера бурной, красочной языковой
стихии Иоганна Фишарта (1546—1590). Широко используя гиперболу, гротеск,
причудливые и комические словообразования, нагромождения синонимов и фейерверки
острот, он бичевал упадок нравов общества, религиозный фанатизм, произвол
властей. Самой яркой из его антикатолических сатир стала стихотворная «Легенда
о происхождении четырехрогой иезуитской шапочки» (1580). Он не раз обращался к
свободной обработке известных произведений: написал стихотворный вариант
народной книги о Тиле Уленшпигеле, резко усилив ее сатирические элементы, издал
в вольном немецком преломлении первую книгу «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле,
неистощимой словесной игрой расширив втрое ее объем. Языковое новаторство
Фишарта и напряженность его художнического мироощущения предвещали характерные
тенденции литературы барокко.
4. Музыка Германии 16 века
В немецкой музыке
Возрождения доминирует влияние нидерландских полифонистов. В преемственной
связи с нидерландской школой развиваются самые различные жанры и направления, в
том числе «итальянский» мадригал и «французская» полифоническая песня, не
говоря уже об эволюции инструментальной музыки, от органной до лютневой. В
числе выдающихся мастеров XVI в. были один из основоположников школы
полифонизма в Германии, выходец из Нидерландов Г. Изаак (1450—1517) и
его ученик Л. Зенфль (1486—1542). Любимый композитор Лютера, который не
только высоко ценил музыку, но и сам сочинял духовные песнопения, Зенфль
славился хоралами. Он широко использовал в них обработку напевных мелодий,
включая фольклорные. Хоралы Зенфля (как и его продолжателей) отличались
простотой многоголосия и четкой ритмической структурой. В отличие от
католической традиции, текст песнопений был немецким, а не латинским. Эти
сочинения исполнялись всей церковной протестантской общиной. Некоторые хоралы и
ряд песен, созданных профессиональными композиторами, со временем превратились
в достояние немецкой народной культуры.
Общий уровень
музыкальной культуры в Германии был высок. Во многих городах действовали
объединения мейстерзингеров, при дворах — капеллы (в Мюнхене многие годы
капеллой герцога Баварского руководил прозванный «князем музыки» Орландо
Лассо.) Широкое распространение получило бытовое музицирование, где
любимейшим инструментом была лютня. К концу века, как и в Нидерландах,
возрастает роль сольного пения, инструментальная музыка обособляется от давних
связей со словом и вокалом, начинается расцвет искусства органистов, их
мастерских импровизаций. Итог музыкальным достижениям и традициям XVI в.
подводит обладающее универсальной широтой творчество крупнейшего композитора Генриха
Шютца (1585—1672). Оно, однако, принадлежит уже новой, барочной эпохе,
мировосприятие и стиль которой выразила музыка Шютца.
Со второй половины
XIV в. в Европе начинается тот исторический период, который получил
впоследствии название эпохи Возрождения.
Одним из проявлений
духа Возрождения является гуманизм, составляющий альфу и омегу миросозерцания
ренессансного человека. Другим — рафинированный индивидуализм, взращенный на
почве протеста против десятивекового уничижения личности, осуществляемого всеми
социальными институтами средневековья в соответствии с догматами христианского
вероучения. Духовная диктатура церкви была сломлена; германские народы в своем
большинстве прямо сбросили ее и приняли протестантизм.
Это был величайший
прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха,
которая нуждалась в титанах, которая породила титанов по силе мысли, страсти и
характеру, по многосторонности и учености.
Если же говорить о
вкладе мыслителей Возрождения в разработку теоретической культурологии, то его
следует признать достаточно скромным, особенно по сравнению с их достижениями в
других областях общественной мысли. Как ни парадоксально, гуманисты Ренессанса,
проявляя пристальное внимание к проблеме человека, к вопросам его
производственной деятельности, исследуя вопросы, связанные с постижением
законов природы, практически не обращались к теоретическому осмыслению мира
культуры.
Главное, что
сделали мыслители Возрождения в этой области, состоит в том, что они восстановили
в правах понимание культуры как пайдейи. Для них культура перестает быть
результатом Божественного промысла, неким феноменом, сотворенным Господом и
пребывающим вне времени и пространства, элементом мироустройства, существующим
изначально и до времени Страшного суда. Подобно античным мыслителям они
интерпретируют культуру как нечто творимое и творящее, как результат
целенаправленного воспитательного воздействия.
1. Большая
Российская энциклопедия. Статья Возрождение. 1995
2. Гуревич
А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М., 1991
3. История
культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения (Под. ред. Брагиной Л.М.). -
М.: Высш. школа, 1999
4. Поликарпов
В.С. Лекции по культурологии. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997
5. Реутин
М.Ю. Народная культура Германии: Позднее средневековье и Возрождение. - М.,
1996.
6. Шендрик
А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство,
2002.