Андрей Рублев

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Неопределено
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,02 kb
  • Опубликовано:
    2008-02-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Андрей Рублев

Факультет СГИ

Курс, группа____1к., гр.511 «Д»____________


Контрольная работа

                 

«Андрей Рублёв»

По  _______отечественной истории._____________________________

Ф.И.О. студента  Сахратова Дмитрия Владимировича____________

Поступила  на ОЗО____________________________________________

Выдана на кафедру ___________________________________________

Проверена___________________________________________________

Возвращена на ОЗО___________________________________________

Отметка о зачёте_____________________________________________

Преподаватель_______________________________________________

Содержание:

Введение……………………………………………………………….3

1. Биографические сведения………………………………………..4

2. Творчество Андрея Рублёва

2.1. Образы и стиль  Андрея Рублёва……………………………..5

2.2. Памятники  его творчества……………………………………6

2.3. Андрей Рублёв – создатель иконостаса………………………8

Вывод, заключение………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………….13

Введение.

В конце 14 -  начале 15 века  древнерусская живопись, как иконопись, так и стенопись, переживала свой расцвет. В последней четверти 14 века, когда объединённая Русь дала решительный отпор Золотой Орде на Куликовом поле, духовная жизнь получила новый мощный импульс. Некоторые исследователи даже склонны идентифицировать этот период с эпохой Проторенессанса в Италии. Действительно, новые черты в иконописи созвучны тому, что делал Джотто при росписи капеллы в Падуе: прежде всего пространственное решение фона и пристальный интерес художника к личности.

  Всё, что было сделано западным искусством, может иметь неоспоримые достоинства во всех  других отношениях, кроме религиозного. «Наша иконопись, в  своём многовековом коснении, всеми своими недостатками искупила себе чистоту строгого церковного стиля. Этого могла она достигнуть по пути только своей собственной истории, которая предохранила её от той заманчивой последовательности в развитии художественных сил…» [2, с.5]. Неоценим исторический вклад в развитие русской иконописи таких художников как  Феофан Грек и Андрей  Рублёв.

Имя Андрея Рублёва обросло легендами,  а в 20 веке – научными гипотезами. Реальные представления о его искусстве появляются после реставрационной расчистки его иконы «Троица» в 1904 г., но в полной мере начиная с 1918 г., когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина.

Цель данной контрольной работы – выяснить, какой вклад  Андрей Рублёв внёс в развитие русской иконописи. Его значение для русской истории. 

Задачи:

 1. Изучить литературу по данной теме.

 2. Обобщить полученные сведения в контрольной работе.

 3. Сделать выводы.

1.Биографические сведения.

Первое упоминание о нём в 1405 году: по свидетельству летописи он расписывает  Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублёв назван «чернецом», то есть монахом, и числится последним в перечне имён, то есть был младшим.

 По позднему источнику – «Сказанию о святых иконописцах» (17век) известно, что Андрей Рублёв жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392 год).

 Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи ( по другой гипотезе – в Андрониковом  монастыре в Москве). В 1408 году, по свидетельству летописи, расписывает вместе с  Даниилом Чёрным древний Успенский собор во Владимире; назван вторым после Даниила.

  В 1420-х годах по свидетельству « Жития Сергия Радонежского» (редакция Епифания Премудрого и Пахомия Серба) и «Жития Никона» - источников 1430-50-х годов – оба мастера расписывают церковь святой Троицы в Троицком монастыре, построенную  в 1423-24 годах над гробом Сергия Радонежского вместо старой деревянной. После смерти Даниила, похороненного в Троицком монастыре, Андрей Рублёв возвращается в Москву в Андроников монастырь, где исполняет свою последнюю работу – роспись церкви Спаса (около 1426-27 года), законченную около 1428 года. Анрей Рублёв умер 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре. Канонизирован в 1988 году, то есть пречислен к лику святых. Он был известен при жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с конца 15 века («Отвещание…» Иосифа Волоцкого); в 16  веке его работы становятся обязательными образцами для подражания ( постановление Стоглавого собора 1551).

2. Творчество Андрея Рублёва.

2.1. Образы и стиль  Андрея Рублёва.

Андрей Рублёв воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по произведениям созданным Феофаном Греком в его московский период (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе). Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублёва является живопись московской школы 14 века, с её проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 – нач.13 вв.

  Образы  Андрея Рублёва в целом адекватны образам византийского искусства около 14 века и первой трети 15 века. Но отличаются от них большей просветлённостью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдаётся скромности и простоте. Лица – русские, с некрупными чертами, без подчёркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.

(апостолы Пётр и Павел в «Шествии праведных в Рай», там же).

   Классическое чувство композиции, ритмов, всякой отдельной формы, воплощенное в ясности, гармонии, пластическом совершенстве, у Андрея Рублёва столь же безупречно, как у греческих мастеров первой трети 15 века. При этом некоторые черты классической системы Андрей Рублёв как будто специально приглушает: округлость формы не подчёркивается, иллюзионистические моменты (например, анатомически верная передача суставов) отсутствуют, благодаря чему объемы и поверхности кажутся преображенными. Как и в византийском искусстве, всякая форма предстает у Андрея Рублёва перевоплощенной, одухотворенной Божественными энергиями. Это достигнуто приемами, общими для всего искусства византийского круга: лаконичные контуры и силуэты, придающие фигурам невесомость; замкнутые параболические линии, сосредотачивающие мысль и настраивающие на созерцание; тонкие очертания складок одежд, сообщающие тканям хрупкость; световая насыщенность каждого цвета, делающая колорит сияющим и т.д. Однако эти общевизантийские черты  стиля раннего 15 века Андрей Рублёв видоизменяет, ибо идеальные классические формы, привычные для  греческих мастеров с античных времен, не являются для него самостоятельной ценностью. Кроме того, качествам, свойственным всему византийскому искусству, Андрей Рублёв сообщает черты, характерные для русского искусства конца 14 – начала 15 веков: линии становятся певучими, ритмы -  музыкальными, повороты фигур и наклоны голов – мягкими, одеяния – воздушными, красочная гамма –светлой и нежной. Во всем отблески гармонии Рая и одновременно расположенность к человеку, доброта.

   Истоки присущей  Андрею Рублёву созерцательной глубины  восприятия – в духовной ситуации позднего 14 века, при Сергии Радонежском, и раннего 15 века, при его учениках. Это было время сильнейшего распространения исихазма в Византии, получившего широкий отклик на Руси. Интонация райской гармонии, пронизывающая творчество Андрея Рублёва, характерна для искусства всего христианского мира первой половины 15 века – Византии (фрески Пантанассы в Мистре – около 1428 года), Сербии (фрески Манасии до 1418 и Каленича, ок. 1413), Западной Европы (Гентский алтарь Яна Ван Эйка, 1432).

2.2. Памятники  творчества Андрея Рублёва.

В основе творчества Андрея Рублёва лежит иная, нежели у Феофана, философская концепция. Она лишена мрачной безысходности и трагизма. Она строится на добре и красоте, гармонии духовного и материального начал. В христианском учении Рублев, в отличие от Феофана, видел не идею беспощадного наказания грешного человека, а идею любви, всепрощения, милосердия.

 

«Спас» (икона, Москва, ГТГ):

Его Спас  - не грозный вседержитель и беспощадный судья, а сострадающий, любящий и всепрощающий Бог. Он справедлив и благожелателен, он один может примирить противоположность духа и плоти, небесного и земного. Взгляд его не устрашает, как взгляд феофановского Пантократора, а утешает. Такого Христа византийское искусство не знало. Звенигородский Спас – это идеал Богочеловека, о котором страстно мечтал весь христианский мир, но воплотить которого  в искусстве удалось только русскому художнику Андрею Рублёву.  Соединение двух миров – духовного и материального – в творчестве Феофана доведено до трагедии, а у Андрея Рублёва это единство мудрости, добра и красоты.

 

«Троица» (икона):

Несомненно, вершиной творчества Андрея Рублёва является «Троица». Он написал ее в память Сергия Радонежского для церкви, посвященной, как и весь монастырь, Троице. Рублев использовал хотя и достаточно древний, но редкий в его время вариант изображения: в нем нет Авраама и Сары и бытовых подробностей их гостеприимства. Остаются лишь три ангела за трапезой – сама Троица. В иконе нет ни движения, ни действия, особая тишина ощущается в ней.

Изображая Троицу как нераздельное триединое божество, Андрей Рублёв избрал очертания круга, символизирующего вечность. За левым ангелом изображен дом как символ «Божественного домостроительства», так называли в старину устроение вселенной. За средним – встает дерево как напоминание о деревянном кресте, на котором был распят Иисус. За правым – виднеется гора, знак возвышенного. Особая, таинственная природа ангелов гениально передана Рублевым, создавшим необыкновенно нежные и вместе с тем величавые образы. Душевное согласие, чувство любви   передается с помощью плавных линейных ритмов, которые подчёрктваются изысканной цветовой гаммой. Красочная палитра Рублева является необычайно яркой: багрянец, чистая ляпис-лазурь, золото, нежная зелень – краски сияющего летнего дня, на который приходится  праздник Троицы, в них голубизна неба, зелень травы, золото солнца.

Икона была высоко оценена уже современниками художника, вызвала множество повторений, и на ее основе сложился канон, ставший основным в древнерусском искусстве при изображении Троицы.

 

Фрески  Успенского собора во Владимире:

 Он писал их вместе с Даниилом Черным. Основная часть сохранившихся фресок с композицией Страшного суда находится под хорами в западной части собора. Внешне фреска кажется вполне традиционной, но по тональности она представляется совершенно новым явлением в мировой живописи. Древнерусские художники, как и  византийские, и западноевропейские, воплощали в Судном дне идею возмездия за грехи человеческие. А рублевым он представлен как день духовного согласия людей, объединенных чувством любви. Важнейшей особенностью фресок являются русские типы лиц, в противоположность удлиненным византийским, а также тяготением художника к массовым сценам.

2.3. Андрей Рублёв – создатель иконостаса.

Иконостас – чрезвычайно важная деталь внутреннего убранства храма. В Византии, где церковное зодчество было исключительно каменным, а традиция монументальной живописи никогда не пресекалась, проблема высокого иконостаса никогда не возникала. На Руси, где зодчество было в основном деревянным, а каменные храмы 14 века подолгу стояли без росписи, ограничений  к увеличению иконостасов вширь и в высоту не существовало, поскольку они закрывали собой только  голые стены.

  Андрей Рублев и Феофан Грек увеличили размеры и число деисусных икон, занявших весь  архитрав алтарной преграды. В нем с молитвой  к Богу обращались не только Богородица и Иоанн Предтеча, но и архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, великомученики Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. Эти иконы вкупе выражают идею заступничества святых за человечество перед Иисусом Христом.

  Но формирование иконостаса началось лишь с присоединением к Деисусу праздничного ряда икон, отражающих земной путь Иисуса.

  Эти три иконных ряда, слитые воедино, и составили иконостас. Именно такие ряды стали подниматься на алтарных преградах во всех русских храмах с 15 века. Завершает иконостас праотеческий ряд.

2.4. Проблемы атрибуции.

Из указанных в источниках произведений  Андрея Рублёва, сохранилось крайне мало:  фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря. Из двух дат написания «Троицы», предлагаемых источниками, - 1411 и 1425-27 – более вероятной представляется последняя. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не Андрею Рублёву, а его ученикам – членам артели, возглавляемой Даниилом Черным и Андреем Рублёвым (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря).

Андрею Рублёву приписывают также следующие произведения, о которых нет исторических свидетельств:

1.   некоторые миниатюры и инициалы евангелия Хитрово, начала 15 века;

2.   две иконы из Деисуса и семь икон из Праздничного ряда иконостаса Московского Кремля;

3.   Звенигородский чин: три иконы (Христос, архангел Михаил и апостол Павел) из Деисуса, состоявшего по меньшей мере из семи икон, начало 15 века;

4.   икона Богоматери «умиление» из Успенского собора во Владимире, около 1408 г. (сейчас находится в музее г.Владимира);

5.   три иконы из Деисуса (Христос, Иоанн Предтеча и апостол Павел) и одна икона из Праздничного ряда («Вознесение») из иконостаса Успенского собора во Владимире, 1408г.;

6.   фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) с изображениями Флора, Лавра, Варлаама и Иоасафа, преподобного Пахомия и явившегося ему ангела в монашеской схиме;

7.   фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре около Звенигорода, 1415-20гг., с изображением преподобных отшельников Антония Великого и Павла Фивейского;

8.   несколько икон из Деисуса Троицкого собора Троицкого монастыря и одна из его Праздничного ряда («Крещение»), ок.1428г.;

9.   маленькая иконка «Спас в силах» нач. 15 в. (Государственная Третьяковская галерея).

Из всего перечня, несомненно,  принадлежащими Андрею Рублёву можно считать только миниатюры евангелия Хитрово, Звенигородский чин и икону «Богоматерь «Умиление» из Владимира, а также – с известной  долей допустимости – фрески в Успенском соборе на Городке.

Вывод, заключение.

В основе творчества Андрея Рублёва лежит философская концепция, лишенная мрачной безысходности и трагизма, она строится на добре и красоте, гармонии духовного и материального начал. Лейтмотив творчества великого живописца – это душевное согласие, чувство любви. Рублев был гениальным колористом. Краски его предельно светоносны, и фигуры на иконах как будто преображены мягким сиянием, цветовая гамма изыскана и неповторима.

Оно оказало  огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия. Для него были характерны тонкие красочные сочетания, в отличие от резких цветовых контрастов, присущих иконам Новгорода, и певучая плавность линий, без  ярко выраженного драматического оттенка. Все эти качества прослеживаются и в работах Андрея Рублева. Итак,  им были заложены основы  московской школы  живописи.

Таким образом,  творчество Андрея Рублёва определило в 15 веке расцвет национальной школы русской  живописи, оригинальной по отношению к Византии. Общевизантийские черты  стиля раннего 15 века Андрей Рублёв видоизменяет, ибо идеальные классические формы, привычные для  греческих мастеров с античных времен, не являются для него самостоятельной ценностью. Кроме того, качествам, свойственным всему византийскому искусству, Андрей Рублёв сообщает черты, характерные для русского искусства конца 14 – начала 15 веков: линии становятся певучими, ритмы -  музыкальными, повороты фигур и наклоны голов – мягкими, одеяния – воздушными, красочная гамма –светлой и нежной. Он также стал создателем иконостаса. Ряды иконостаса, сформированные им,  стали подниматься на алтарных преградах во всех русских храмах с 15 века.

Следовательно, личность и творчество Андрея Рублева оказали существенное влияние на историю русской иконописи, оставив особый след в отечественной истории. Русская иконопись сложилась как особое неповторимое искусство, отличное от всего остального, и в этом заслуга Андрея Рублева. Имя Андрея Рублева навсегда вписано в страницы отечественной и мировой истории, как великого художника.

Список литературы:

2. Бореев Ю. Эстетика. В 2-х томах, Русич, Смоленск,1997.

3. Буслаев Ф. Общие понятия о русской иконописи. М., Искусство, 1984.

4. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., Знание, 1996.

5. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура.М., Академия,2000.

6. История/ Амбаров В.Н., Андреев П., и др. – 2-е изд. –М., Дрофа, 1999.

7. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., Знание,1996.

8. Трещеткина И.Г. История. С-Пб, Виктория, 2005.

9. Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М., Искуксство,1996.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!