Налоговая и аграрная политика в империи Тан в VII и VIII вв.
Содержание
Введение.
1.
Танский Китай и Центральная Азия
2.
Налоговая и аграрная политика в империи Тан в
VII и VIII вв
3.
Аграрные мероприятия в Китае
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Исторические
знания издавна высоко ценились в Китае и достигли значительного развития еще в
древние века В начале новой эры китайские ученые, чаще всего по собственной
инициативе, работали над подбором документов и исторических сведений, подробно
описали современные им или недавно минувшие события, составили биографии
известных тогда деятелей В период внутренних потрясений и нашествий кочевников
многие произведения были утеряны или забыты и - часть из них погибла.
В
VI-VII вв. после объединения Китая под властью династий Суй, а затем Тан,
императоры, придавая большое значение историческим трудам, приказали искать и
переписывать материалы и исторические сочинения, созданные в минувшие столетия.
Второй танский император Ли Ши-минь (Тайцзун, 627-649 гг.) учредил должности
для составителей историй.
Именно
тогда были выпущены в свет 8 крупных произведений по истории Китая III-VI вв.,
которые называют у нас династийными историями потому, что каждое из них
посвящалось хронологическому отрезку, совпадавшему с царствованием какой-либо
династии.
Образцом
для всех этих произведений стали "Ши цзи" - "•Исторические
записки" - знаменитый труд великого китайского ученого древности Сыма Цяня
Подобно "Историческим запискам", династийные истории состоят из 3-4
частей Первой всегда бывает "Бень цзи" - или "Ди цзи" -
основные или императорские анналы, выполненные в строго хронологическом
порядке. Они содержат довольно подробные записи фактов. В анналах отмечены
события, которые происходили в стране и при дворе, урожаи и стихийные бедствия,
войны и народные волнения, назначения и смещения чиновников, космические
явления и явления "таинственные". В этом отделе помещены также
небольшие выдержки из императорских указов и донесений государственных
деятелей.
Для характеристики
аграрных отношений в разделе приведены выдержки из "Цзинь шу",
"Вэй шу" и "Синь Тан шу" (№ 1, 2, 8, 9). В них цитируются
или пересказываются тексты эдиктов императоров о наделении государственной
землей крестьян, учете населения, переделе земельных наделов, порядке взимания
налогов и обложении повинностями.
1.
Танский Китай и Центральная Азия
Правление династии Тан
(618-907) явилось периодом экономического расцвета, политического могущества и
блеска культуры императорского Китая и оказало огромное многостороннее влияние
на весь последующий ход истории целого ряда государств Азии. Именно в этот
период китайская империя сумела в наибольшей степени реализовать свои
геополитические возможности и распространить политическое влияние на огромную
территорию от Кореи до Персии и от Вьетнама до Тянь-Шаня.
Стремление
танского государства создать в землях некитайских народов особые
административно-территориальные единицы было основано на понимании коренного
различия в образе жизни и уровне экономического развития ханьцев и соседних с
ними народов и часто порождало дискуссии при китайском дворе по поводу
целесообразности подобного присоединения. Для танской империи - особенно на
раннем этапе ее существования - создание административно-территориальных
структур цзими имело, прежде всего, политико-стратегический характер, поскольку
создавало обширный плацдарм для дальнейшего территориального расширения.
Идеологический
космополитизм танская империя сочетала с жесткой государственностью. После
победы над Восточнотюркским каганатом разгоревшаяся при дворе дискуссия по
поводу управления новыми землями выявила основные тенденции в официальной
внешнеполитической доктрине. Большинство сановников высказалось за переселение
тюрок на окраинные китайские территории.
Во вновь созданных
административно-территориальных единицах на должности губернаторов и
начальников областей были назначены вожди покорившихся племен.
В землях
восточных тюрок-туцзюэ было учреждено два губернаторства Юньчжун и Динсян, в
каждое из которых было включено по пять областей. На северо-востоке Китая на
территориях, населенных киданями, в 630 г. была создана область Шичжоу, а в 637
г. - область Дайчжоу [5, цз.43.33, С.1127]. Назначенные китайским императором
наместники осуществляли военное и гражданское управление, опираясь на армию и
чиновников-китайцев.
Создавая области и
губернаторства цзими в приграничных землях, танское государство выполняло
функции защиты некитайских племен, обитавших на территориях, вошедших в состав
империи.
Мирные дипломатические
средства танское государство стремилось сочетать с наступательными войнами.
Необходимость и неизбежность войн объяснялась цивилизаторской ролью Китая -
превратить кочевое население в оседлое податное сословие и привить «варварам»
добрые нравы. Главным способом реализации широкой военной программы Тан были
«карательные походы». А «усмирением окраин» считались меры по освоению
завоеванных территорий: создание губернаторств и областей, учреждение
должностей на местах и назначение глав племен, переселение покоренных народов
из приграничных земель во внутренние.
Установившиеся
к середине VII в. территориальные пределы танского государства на западе
реально включили бывшие территории Западнотюркского каганата и простирались до
северных склонов Тянь-Шаня восточнее современного города Урумчи. Более поздние
попытки императора Гао-цзуна (650-683) провозгласить на обширных пространствах
к западу от этих территорий новые административно-территориальные единицы имели
лишь амбициозный номинальный характер и свидетельствовали о глубоком понимании
китайской стороной значения формальных структур как фактора распространения
влияния. В девятом месяце 659 г. было объявлено о создании 127 областей и
уездов на территориях государства Шиго (Чач) в районе современного Ташкента,
Миго (Маймург) юго-восточнее Самарканда, Шиго (Кеш) на территории Узбекистана,
Великого Ань (Да Ань) и Малого Ань (Сяо Ань) в районе Бухары, Цао (Газни)
юго-западнее Кабула, Боханьна (Ферганы), Шулэ (Кашгара) в Восточном Туркестане,
Чжуцзюйбань западнее Хотана, в землях эфталитов (ида), занимавщих часть Средней
Азии, Афганистана, северо-западной Индии [6, цз.200, С.6317]. Затем в шестом
месяце 661г. было объявлено о создании на территории 16 государств - Тухоло
(Тохаристан) на юге Узбекистана и Таджикистана, а также на севере Афганистана;
Цзибинь (Кашмир) на стыке высокогорных районов Центральной Азии, Тибета,
Гималаев; Босы (Персия) - 8 губернаторств, 76 областей, 110 уездов и 126
военных подразделений (цзюньфу). По высочайшему распоряжению танского государя
все вновь созданные структуры подчинялись наместнику Аньси [6, цз.200,
С.6324-6325].
Притом, что реальной
власти китайские императоры над данной территорией не имели, контакты с
государствами Центральной Азии развивались достаточно активно, о чем
свидетельствуют китайские источники. Известия о некитайских народах,
приводившиеся в разделе «Биографии» (Ле чжуань) династийных историй, включали
обычно указание (описание) местопребывания правителя, расстояние от китайской
столицы, сведения о численности населения и армии, иногда информацию
исторического и этнографического характера, т.е. представляли собой набор
данных, необходимых для эффективного управления народом или местностью.
Определенная «хаотичность» изложения данных в разделах династийных историй о
некитайских народах объяснялась тем, что в качестве основных источников
государственного историописания использовались докладные записки чиновников,
адресованные трону. В исторических источниках применительно к некитайским народам
использовалась китайская титулатура, а названия государств иногда
воспроизводились по имени (собственному или родовому) местного правителя,
иногда фиксировались по-китайски, иногда воспроизводились в соответствии с
местным наречием, иногда на языке третьих народов.
2.
Налоговая и аграрная политика в империи Тан в
VII и VIII вв.
Если
государство нуждалось в дополнительных средствах, то следовало, прежде всего,
доложить императору, а затем приступать к взиманию налогов. Сумму налогов,
которую предстояло собрать, следовало писать на воротах \уездного города, а
также в деревнях для того, чтобы она стала всем известной.
Если
в результате наводнения, засухи, инея и налета саранчи урожай уменьшился на
четыре десятых, то освобождали от зернового налога - цзу. Тех, у кого совсем
погибли тутовые деревья и конопля, освобождали от подати тканями- дяо. У кого
урожай уменьшился на шесть десятых, их освобождали и от зерновой подати - цзу и
от подати тканями- дяо. Кто же собрал со своего поля урожай ниже обычного на
семь десятых, освобождался от всех податей.
Все
дворы новоселов освобождались весной в третий месяц от отработочной повинности,
летом в шестой месяц они освобождались от налога, осенью в девятый месяц
освобождались как от налога, так и от повинностей. О людях, которые
переселялись в обширные волости (куан сян), уездные начальники должны были
докладывать в область, а если кто-либо уходил за пределы уезда, то докладывать
следовало ведомству финансов - ху бу. Чиновники должны были подать доклад по
истечении месяца.
Запрещалось
переселяться из столичного округа за его пределы, а также из уездов столичного
подчинения в другие уезды.
Всех
окраинных варваров, которые подчинились империи, селили в обширных волостях
(куан сян) и освобождали их от налогов на 10 лет. Рабов, получивших свободу,
освобождали от налогов на 3 года. Варваров, которые бежали за границу и
возвратились через год, освобождали от налогов на 3 года. А тех, кто вернулся
через 2 года, освобождали от налогов на 4 года, а возвратившихся через 3 года -
на 5 лет.
...В
первые годы правления Чжэньгуань4 количество учтенных дворов приближалось к 3
млн. Кусок шелковой ткани можно было сменять на 1 доу риса. В четвертый год
Чжэньгуань [630 г.] один доу риса стоил 4-5 монет (цянь). Человек, уходя из
дома на несколько месяцев, мог оставлять дверь незапертой. На землях паслись
стада лошадей и быков. Отправляясь в дальний путь за много тысяч ли, люди не
брали с собою продовольствия. Населения и продуктов было много. Варвары,
которые обитали у окраин, покорились и присоединились [к империи]. Их число
превосходило 1 200 тыс. человек. В том году во всей Поднебесной к смертной
казни было приговорено всего 29 человек. То время называют "Великим
спокойствием".
Некогда
в годы правления Юнхуй5 были запрещены купля и продажа наследственных земель
(шие)6 и земель пахотного надела (коу фэнь). Впоследствии сильные и богатые
захватили землю, бедные лишились своих хозяйств. Поэтому император издал указ,
в котором приказал покупателям возвратить землю, а их самих наказать. В ту пору
в Янчжоу зерновой налог - цзу и подать тканями - дяо вносились деньгами, в
Линънане их вносили рисом, в Анане - шелком, в Ичжоу - шелковым полотном,
тафтой... Был издан императорский указ, повелевавший вместо зернового налога -
цзу взимать в Цзяннане холст...
В
3-й год Тяньбао [744 г.]8 внесены были изменения: человек из народа (минь)
старше 18 лет уже стал считаться "чжуннань" [мужчиной среднего
возраста], а старше 23 лет - "чэньдин" [совершеннолетним тягловым].
В
5-й год [746 г.] был издан указ, согласно которому в каждой волости от
земельного налога - цзу и отработок - юн освобождались 30 тягловых - дин,
которые были так бедны, что неспособны были сами себя прокормить. Мужчины
старше 75 лет и женщины старше 70 лет могли держать при себе одного чжуннань
[мужчину среднего возраста] в качестве обслуживающего. А после 80 лет о них
издавалось особое распоряжение.
Тогда
страна была богатой и обильной. 1 доу риса стоил 13 монет, а в областях Цин и
Ци 1 доу риса стоил только 3 монеты. 1 кусок шелковой ткани стоил 200 монет.
Вдоль дорог сплошь и рядом были открыты лавки, в которых для путников были
приготовлены еда и вино. На постоялых дворах держали мулов. Отправляясь в
путешествие за тысячи ли, не нужно было брать с собой даже малого оружия.
Ежегодный
приход Поднебесной составлял от земельного налога - цзу более 2 млн. связок
монет, свыше 19800 тыс. ху проса. По трудовой повинности - юн и подати тканями
получали 7400 тыс. кусков шелкового полотна, свыше 1 800 тыс. туней ваты и
10350 кусков холста.
Сын
неба вел праздную и роскошную жизнь и не помышлял о бережливости. Часто расходы
превышали доход.
...В
первый год правления Гуаньдэ9 [763 г.] император издал указ, согласно которому
в семьях, где имелось 2 тягловых- дин, один освобождался от подати. С каждого
му должны были взимать зерна 2 шэн10. Совершеннолетним тягловым- чэндин
считался мужчина в возрасте от 25 лет, а стариками считались достигшие 55 лет.
Это должно было облегчить положение народа, но сильные разбойники [мятежные
феодалы] не были еще усмирены и потому народ нес очень тяжелое бремя. Когда
туфаньское [тибетское] войско подошло к самой столице, а вблизи ее было
расквартировано несколько десятков тысяч солдат, все чиновники отдали свое
жалованье и вместе с местными крестьянами [дворами] снабжали войска продовольствием.
В
первый год правления Дали11 [766 г.] был издан указ императора, гласивший, что,
когда бродячий народ возвращается, его следует освобождать от налогов на срок в
2 года. Если же их поля и усадьбы не сохранились, им следует нарезать землю, которая
принадлежала беглым.
С
каждого засеянного му земли в Поднебесной взималось деньгами 15 монет...
В
силу крайней нуждаемости правительства в средствах казна взимала налоги в пору,
когда осень еще не наступила и хлеба были еще зелены. Это называлось "цин
мяо цянь" - денежный налог с зеленых побегов. Кроме того, существовал и
"ди тоу цянь" - денежный налог с земли. С каждого му взимали по 20
монет. Все это именовалось "цин мяо цянь" - деньги с зеленых побегов.
В
5-й год [770 г.] издали закон, по которому с каждого му земли высшей категории
летом взимали 6 шэн, а низшей категории - 4 шэн. Осенью с каждого му высшей
категории взимали 5 шэн, а с низшей - 3 шэн. Взимание податей с залежных земель
оставалось по-прежнему. Вдвое увеличили взимание денежного налога с зеленых
побегов [цин мяо цянь], при этом денежный налог с земли [ди тоу цянь] в него не
входил.
Система
зернового налога - цзу, отработок - юн, налога тканями - дяо основывалась на
количественном учете тяглового населения (жэнь дин). С годов правления Кайюань
[713 - 741 гг.] списки податного населения в Поднебесной долгое время не
пересоставлялись. Со временем некоторые переселились, другие умерли, некоторые
купили или продали землю, произошли перемены в имущественном положении
[богатства и бедности]. Таким образом, реестры не соответствовали
действительному положению.
В
последнее время государственные власти расходовали средства без всякого
ограничения. В связи с мятежом крупных разбойников [феодалов] и началом войн
финансы еще более истощились. В результате всего этого система "цзу, юн,
дяо" нарушалась.
При
императоре Дайцзуне1 впервые установили тариф налога с му и начали взимать
подати по два раза в году: летом и осенью. Во время царствования Дэцзуна2
канцлер (сян) Ян Янь разработал систему "ляншуй"3 - двойных податей.
Летний налог должен был взиматься не позднее шестого месяца, а осенний взнос -
не позднее 11 месяца. Для руководства учреждалась должность ляншуиши -
начальника по наблюдению над сбором двух поборов. Сначала подсчитывали
необходимые расходы и соответственно этому устанавливали сумму налогов.
Отменялось различие между дворами: чжу - основными и кэ - пришлыми, и всех
местных жителей, внесли в реестровые книги. Люди, вне зависимости от того, были
ли они тягловыми (дин) или еще не вполне совершеннолетними (чжун - средними),
различались только по бедности и богатству. Купцы должны были выплачивать одну
тридцатую размера налога. Они также были обязаны наравне с местными жителями
выполнять трудовую повинность (и). Налог на землю взимался по количеству
земель, возделываемых в 14 году правления Дали [779 г.]. Во все провинции (дао)
были посланы чучжи ши [чиновники, уполномоченные повышать и понижать
должностных лиц], чтобы проверить соответствие записей [с наличием] тяглового
населения и хозяйств, а также для того, чтобы освободить от налога вдовцов и
вдов, одиноких, сирот, которые оказались в беспомощном состоянии. Если кто
осмеливался взимать налоги сверх установленного тарифа, он подлежал наказанию
как нарушитель закона.
Люди
считали, что система "цзу, юн, дяо" установлена законами императоров
Гаоцзу [618-626 гг.] и Тайцзуна[627- 649 гг.] и ее нельзя так просто отменить.
Но император Дэ-цзун верил Ян Яню и не сомневался в нем.
Согласно
прежним записям в стране было в общем 3 805 тыс. дворов. В результате проверки,
проведенной уполномоченными, оказалось 3800 тыс. основных дворов - чжу ху и 800
тыс. пришлых дворов - кэ ху. Для нужд периферии в год собирали деньгами свыше
20 500 тыс. связок монет и рисом свыше 4 млн. ху. Для обеспечения нужд столицы
собирали деньгами еще свыше 9,5 млн. связок монет и рисом более 16 млн. ху.
После
проведения в жизнь этого закона о налогах силы народа не укрепились.
В
указах императоров говорится также о должностных землях, предоставляемых в
качестве вознаграждения чиновникам на время службы в государственном аппарате.
Размер этих земель, отдаваемых "на кормление", зависел от занимаемой
должности на иерархической лестнице чинов. Установление монопольной
собственности класса феодалов на землю и превращение земледельцев в
государственных крестьян осуществлялось в значительной части в рамках этой
системы.
Распад
аграрной системы раннего средневековья, захват земли феодалами, усиление всех
видов феодальной эксплуатации привели сельское хозяйство страны в состояние
упадка. Крестьянские волнения слились в 874 г. в мощное движение, которое
охватило подавляющую часть территории Китая. Повстанцы под руководством Ван
Сянь-чжи, а затем Хуан Чао совершили много победоносных походов. От устья
Хуанхэ они прошли на юг к Гуанчжоу (Кантону), а затем более западным путем,
через Хунань на Янцзы и далее на север. В 880 г они взяли г. Лоян, а в 881 г. -
Чанань (две столицы империи). Крестьяне в конце концов потерпели поражение, но
им удалось свергнуть династию Тан, истребить многих феодалов, добиться
смягчения гнета и укрепления крестьянского хозяйства.
3.
Аграрные мероприятия в Китае
1.
Указ цзинского императора Сыма Яня в 280 г. (Из "Цзынь шу")
...После
покорения государства У1 чиновники вновь подали доклады. Император издал указ,
в котором говорилось "Князья (ван, гун) считают княжества (го) своим домом
и не должны иметь в столице иных владений (тянь чжай). Пока еще не успели
построить княжеских резиденций [в столице], необходимо иметь в городе
помещения, где бы они могли останавливаться, а в пригороде - землю для пастьбы.
При этом следует установить норму: в столице князья (го-ван, гун, хоу) могут
иметь один дом и одно присутственное место. В окрестностях столицы большое
княжество может иметь 15 цин2 земли, среднее княжество- 10 цин, малое княжество
- 7 цин. Тем, у кого нет в городе дома, но есть дом за городом, разрешить
сохранить его"
Кроме
того, была установлена норма подворного налога (ху дяо). Двору, во главе
которого стоит тягловый мужчина (дин нань), надлежало вносить в год 3 куска
(пи)3 шелка-цзюань, 3 цзинь4 шелковой ваты-мянь. Двору, во главе которого стоит
женщина или второстепенный тягловый мужчина (цы дин нань), подлежало вносить
половину этого. В пограничных областях надлежало вносить две трети нормы, а в
отдаленных районах - одну треть нормы. Варварам надлежало вносить от каждого
двора по одному куску (пи) ткани-цзун бу, а в дальних краях от каждого двора -
1 чжан5.
Мужчине
давали земли -чжань тянь6 - 70 му, женщине - 30 му. Кроме того, тягловый
мужчина должен иметь землю - кэ тянь7 - 50 му, тягловая женщина - 20 му, а второстепенный
тягловый мужчина - в половинном размере. Остальные женщины не должны были иметь
земли - кэ тянь.
Мужчины
и женщины в возрасте от 16 до 60 лет считаются основными тягловыми (чжэнь дин);
в возрасте от 13 до 15 и от 61я до 65 лет считались второстепенными тягловыми
(цы дин), в возрасте младше 12 лет и старше 66 лет считались стариками и малыми
и не должны были возделывать землю.
Варвары
на окраинах страны не наделялись землей - кэ тянь, они должны были вносить от
каждого двора 3 ху8 необрушенного риса (и ми). Те, которые жили еще дальше,
вносили 5 доу9, обитатели особо отдаленных местностей вносили подушный налог
(суань цзянь) 28 вэнь (гроша) с человека.
Чиновники
от первого до девятого ранга получали землю - чжань тянь10 - соответственно
своим рангам. Обладатели первого ранга получали земли - чжань тянь - 50 цин,
второго - 45 цин, третьего - 40 цин, четвертого - 35 цин, пятого - 30 цин,
шестого - 25 цин, седьмого - 20 цин, восьмого- 15 цин, девятого - 10 цин. В
зависимости от ранга чиновники могли распространять свои права (инь) самое
большее на 9 поколений11, самое меньшее - на 3 поколения. Императорские
родственники, государственные гости, потомки покойных мудрецов, а также дети и
внуки образованных людей (ши) пользовались этими же правами. Кроме того, они
могли держать при себе ишикэ - людей для услужения, освобожденных от трудовой
повинности, и тянькэ - обрабатывающих землю.
Чиновникам
шестого ранга и выше разрешалось иметь трех человек ишикэ; обладателям седьмого
и восьмого рангов- 2 человек, девятого ранга - 1 человека. Чиновники первого и
второго рангов могли иметь тянькэ - обрабатывающих землю не более 50 дворов,
третьего ранга-10 дворов, четвертого ранга - 7 дворов, пятого ранга - 5 дворов,
шестого ранга - 3 двора, седьмого ранга - 2 двора, восьмого и девятого рангов -
1 двор.
В
9 году1 был издан императорский указ, чтобы народу в Поднебесной поровну давали
землю.
"Мужчины
в возрасте свыше 15 лет могут получить пахотной земли (лу тянь) 40 му, а
женщины - 20 му. Рабы и рабыни могут получать столько же земли, как и
"добрые" тягловые (лян дин); на каждого быка давать 30 му, но не
более чем на 4-х быков. Норма полученной земли при двухполье может быть
удвоена, а при трехполье может быть еще раз удвоена. Земли эти дают для того,
чтобы их обрабатывали. Получение и возвращение должны быть регулярными.
Сань
тянь - земля для разведения тутовых деревьев - не подлежит переделу"...
"Всем
мужчинам, которые впервые получают землю, давать 20 му и взимать налог с
посева. На остальной земле следует садить 50 тутовых деревьев, 5 финиковых
пальм и три вяза. Если земля не пригодна для выращивания тутов, то ее дают
только по 1 му на человека для посадки фиников и вяза согласно правилам. Надел
раба приравнен к наделу свободных людей. Срок посадки деревьев установлен в 3
года. У тех, кто не закончил в срок посадки, отбирать часть земли, не
засаженную деревьями. Разрешается на участке земли, отведенной для посадки
тутов и вяза, сажать вперемежку другие фруктовые деревья или же сажать больше
установленного числа тутовых деревьев и вяза. На всех землях, которые подлежат
возвращению, не разрешается сажать тутов, вязов, фиников и фруктовых деревьев.
Посадивших деревья наказывать как нарушителей закона"...
"Земля,
предназначенная для посадки тутов (сан тянь) считается наследственным занятием
(ши е), она не подлежит возвращению после смерти [держателя] и вечно остается
за живыми (сянь коу) членами семьи. У кого больше земли, чем положено, ему не
давать дополнительной земли, но и не требовать отдать излишки. У кого земли не
хватает, то он получит ее для посева согласно закону. Разрешается продавать
излишнюю землю, у кого она есть. Разрешается покупать в размере недостающей
части, если ее не хватает. Не разрешается продавать установленную долю надела,
а также и покупать сверх положенной нормы.
Что
касается земли для разведения конопли, то следует поступать так: когда мужчина
достигнет возраста, в котором облагают налогами, ему отдельно давать 10 му
земли для посева конопли (ма тянь); женщине - 5 му; рабам - столько же, как и
свободным людям. На эту категорию земли распространяется закон о наделении и
возвращении земли.
Если
вся семья состоит из стариков, малолетних, горбунов и инвалидов и никто не
получил земли, то тому, кто достиг возраста 11 или более лет, а также горбуну
давать землю, но в половину меньше, чем взрослому мужчине. Старику, достигшему
семидесяти лет и больше, не нужно возвращать полученного им надела земли.
Несмотря на то, что вдовы, которые не вышли замуж вторично, освобождены от
налогов, им следует давать землю, равную наделу женщины.
Возвращение
и раздачу земли всегда производить в первом месяце года. В случае, если
кто-либо вскоре после получения земли умрет или если кго-либо купит или продаст
быков и рабов, то все равно землю нужно возвратить или получить лишь в первом месяце
следующего года...
Всем
местным начальникам по месту их службы давать государственную (общественную)
землю (гун тянь). Цыши2 давать 15 цин, тайшу3-10 цин, чжичжун и бэйцзя4 - по 8
цин, сяньлин5 и цзюньчэнь6 - по б цин. При перемещении с занимаемой должности
земля подлежит передаче. Если кто-либо продал землю, он будет наказан по
закону".
Заключение
Правление
династии Тан (618-907) явилось периодом экономического расцвета, политического
могущества и блеска культуры императорского Китая и оказало огромное
многостороннее влияние на весь последующий ход истории целого ряда государств
Азии. Именно в этот период китайская империя сумела в наибольшей степени
реализовать свои геополитические возможности и распространить политическое
влияние на огромную территорию от Кореи до Персии и от Вьетнама до Тянь-Шаня.
Рассмотрение
традиционной китайской идеологией вселенского пространства как единого
политического целого во главе с императором Поднебесной формировало практику
международных отношений и внешнеполитическую доктрину Китая. Государственная
идеология отождествлялась с вселенской, а фактором сущностного сплочения были
идеи распространения культуры и защиты «варваров», ищущих в китайском монархе
опору. Традиционная китайская идеология связывала основные функции по
разделению и организации пространства со сверхъестественной индивидуальной
силой-дэ государя Поднебесной. Считалось, что благотворное влияние этой силы-дэ
испытывают не только ханьцы, но и «дальние» народы, которые сами покоряются и
прибывают ко двору с данью. В связи с этим все народы и племена, находившиеся в
разной степени удаленности от Китая, рассматривались либо как реальные, либо
потенциальные вассалы китайского государства, а имперские шаги, направленные на
включение новых земель в административно-территориальную структуру, официальная
идеология объясняла либо патронажем этнических периферий, либо необходимостью
покарания за нарушение вассальных обязанностей
Список
использованных источников
1.
Хрестоматия по истории средних веков 3 том под
ред. Сказкина М.1961 г.
2.
Хрестоматия по истории средних веков 1 том
Раннее Средневековье. стр. 49-54. М.1961 г.