Налоговая и аграрная политика в империи Тан в VII и VIII вв.

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,87 kb
  • Опубликовано:
    2008-09-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговая и аграрная политика в империи Тан в VII и VIII вв.

Содержание

Введение.

1. Танский Китай и Центральная Азия

2. Налоговая и аграрная  политика в империи Тан в VII и VIII вв

3.  Аграрные мероприятия в Китае

Заключение

Список использованных источников

Введение

Исторические знания издавна высоко ценились в Китае и достигли значительного развития еще в древние века В начале новой эры китайские ученые, чаще всего по собственной инициативе, работали над подбором документов и исторических сведений, подробно описали современные им или недавно минувшие события, составили биографии известных тогда деятелей В период внутренних потрясений и нашествий кочевников многие произведения были утеряны или забыты и - часть из них погибла.

В VI-VII вв. после объединения Китая под властью династий Суй, а затем Тан, императоры, придавая большое значение историческим трудам, приказали искать и переписывать материалы и исторические сочинения, созданные в минувшие столетия. Второй танский император Ли Ши-минь (Тайцзун, 627-649 гг.) учредил должности для составителей историй.

Именно тогда были выпущены в свет 8 крупных произведений по истории Китая III-VI вв., которые называют у нас династийными историями потому, что каждое из них посвящалось хронологическому отрезку, совпадавшему с царствованием какой-либо династии.

Образцом для всех этих произведений стали "Ши цзи" - "•Исторические записки" - знаменитый труд великого китайского ученого древности Сыма Цяня Подобно "Историческим запискам", династийные истории состоят из 3-4 частей Первой всегда бывает "Бень цзи" - или "Ди цзи" - основные или императорские анналы, выполненные в строго хронологическом порядке. Они содержат довольно подробные записи фактов. В анналах отмечены события, которые происходили в стране и при дворе, урожаи и стихийные бедствия, войны и народные волнения, назначения и смещения чиновников, космические явления и явления "таинственные". В этом отделе помещены также небольшие выдержки из императорских указов и донесений государственных деятелей.

Для характеристики аграрных отношений в разделе приведены выдержки из "Цзинь шу", "Вэй шу" и "Синь Тан шу" (№ 1, 2, 8, 9). В них цитируются или пересказываются тексты эдиктов императоров о наделении государственной землей крестьян, учете населения, переделе земельных наделов, порядке взимания налогов и обложении повинностями.

1.   Танский Китай и Центральная Азия

Правление династии Тан (618-907) явилось периодом экономического расцвета, политического могущества и блеска культуры императорского Китая и оказало огромное многостороннее влияние на весь последующий ход истории целого ряда государств Азии. Именно в этот период китайская империя сумела в наибольшей степени реализовать свои геополитические возможности и распространить политическое влияние на огромную территорию от Кореи до Персии и от Вьетнама до Тянь-Шаня.

Стремление танского государства создать в землях некитайских народов особые административно-территориальные единицы было основано на понимании коренного различия в образе жизни и уровне экономического развития ханьцев и соседних с ними народов и часто порождало дискуссии при китайском дворе по поводу целесообразности подобного присоединения. Для танской империи - особенно на раннем этапе ее существования - создание административно-территориальных структур цзими имело, прежде всего, политико-стратегический характер, поскольку создавало обширный плацдарм для дальнейшего территориального расширения.

Идеологический космополитизм танская империя сочетала с жесткой государственностью. После победы над Восточнотюркским каганатом разгоревшаяся при дворе дискуссия по поводу управления новыми землями выявила основные тенденции в официальной внешнеполитической доктрине. Большинство сановников высказалось за переселение тюрок на окраинные китайские территории.

Во вновь созданных административно-территориальных единицах на должности губернаторов и начальников областей были назначены вожди покорившихся племен.

В землях восточных тюрок-туцзюэ было учреждено два губернаторства Юньчжун и Динсян, в каждое из которых было включено по пять областей. На северо-востоке Китая на территориях, населенных киданями, в 630 г. была создана область Шичжоу, а в 637 г. - область Дайчжоу [5, цз.43.33, С.1127]. Назначенные китайским императором наместники осуществляли военное и гражданское управление, опираясь на армию и чиновников-китайцев.

Создавая области и губернаторства цзими в приграничных землях, танское государство выполняло функции защиты некитайских племен, обитавших на территориях, вошедших в состав империи.

Мирные дипломатические средства танское государство стремилось сочетать с наступательными войнами. Необходимость и неизбежность войн объяснялась цивилизаторской ролью Китая - превратить кочевое население в оседлое податное сословие и привить «варварам» добрые нравы. Главным способом реализации широкой военной программы Тан были «карательные походы». А «усмирением окраин» считались меры по освоению завоеванных территорий: создание губернаторств и областей, учреждение должностей на местах и назначение глав племен, переселение покоренных народов из приграничных земель во внутренние.

Установившиеся к середине VII в. территориальные пределы танского государства на западе реально включили бывшие территории Западнотюркского каганата и простирались до северных склонов Тянь-Шаня восточнее современного города Урумчи. Более поздние попытки императора Гао-цзуна (650-683) провозгласить на обширных пространствах к западу от этих территорий новые административно-территориальные единицы имели лишь амбициозный номинальный характер и свидетельствовали о глубоком понимании китайской стороной значения формальных структур как фактора распространения влияния. В девятом месяце 659 г. было объявлено о создании 127 областей и уездов на территориях государства Шиго (Чач) в районе современного Ташкента, Миго (Маймург) юго-восточнее Самарканда, Шиго (Кеш) на территории Узбекистана, Великого Ань (Да Ань) и Малого Ань (Сяо Ань) в районе Бухары, Цао (Газни) юго-западнее Кабула, Боханьна (Ферганы), Шулэ (Кашгара) в Восточном Туркестане, Чжуцзюйбань западнее Хотана, в землях эфталитов (ида), занимавщих часть Средней Азии, Афганистана, северо-западной Индии [6, цз.200, С.6317]. Затем в шестом месяце 661г. было объявлено о создании на территории 16 государств - Тухоло (Тохаристан) на юге Узбекистана и Таджикистана, а также на севере Афганистана; Цзибинь (Кашмир) на стыке высокогорных районов Центральной Азии, Тибета, Гималаев; Босы (Персия) - 8 губернаторств, 76 областей, 110 уездов и 126 военных подразделений (цзюньфу). По высочайшему распоряжению танского государя все вновь созданные структуры подчинялись наместнику Аньси [6, цз.200, С.6324-6325].

Притом, что реальной власти китайские императоры над данной территорией не имели, контакты с государствами Центральной Азии развивались достаточно активно, о чем свидетельствуют китайские источники. Известия о некитайских народах, приводившиеся в разделе «Биографии» (Ле чжуань) династийных историй, включали обычно указание (описание) местопребывания правителя, расстояние от китайской столицы, сведения о численности населения и армии, иногда информацию исторического и этнографического характера, т.е. представляли собой набор данных, необходимых для эффективного управления народом или местностью. Определенная «хаотичность» изложения данных в разделах династийных историй о некитайских народах объяснялась тем, что в качестве основных источников государственного историописания использовались докладные записки чиновников, адресованные трону. В исторических источниках применительно к некитайским народам использовалась китайская титулатура, а названия государств иногда воспроизводились по имени (собственному или родовому) местного правителя, иногда фиксировались по-китайски, иногда воспроизводились в соответствии с местным наречием, иногда на языке третьих народов.

2.   Налоговая и аграрная  политика в империи Тан в VII и VIII вв.

Если государство нуждалось в дополнительных средствах, то следовало, прежде всего, доложить императору, а затем приступать к взиманию налогов. Сумму налогов, которую предстояло собрать, следовало писать на воротах \уездного города, а также в деревнях для того, чтобы она стала всем известной.

Если в результате наводнения, засухи, инея и налета саранчи урожай уменьшился на четыре десятых, то освобождали от зернового налога - цзу. Тех, у кого совсем погибли тутовые деревья и конопля, освобождали от подати тканями- дяо. У кого урожай уменьшился на шесть десятых, их освобождали и от зерновой подати - цзу и от подати тканями- дяо. Кто же собрал со своего поля урожай ниже обычного на семь десятых, освобождался от всех податей.

Все дворы новоселов освобождались весной в третий месяц от отработочной повинности, летом в шестой месяц они освобождались от налога, осенью в девятый месяц освобождались как от налога, так и от повинностей. О людях, которые переселялись в обширные волости (куан сян), уездные начальники должны были докладывать в область, а если кто-либо уходил за пределы уезда, то докладывать следовало ведомству финансов - ху бу. Чиновники должны были подать доклад по истечении месяца.

Запрещалось переселяться из столичного округа за его пределы, а также из уездов столичного подчинения в другие уезды.

Всех окраинных варваров, которые подчинились империи, селили в обширных волостях (куан сян) и освобождали их от налогов на 10 лет. Рабов, получивших свободу, освобождали от налогов на 3 года. Варваров, которые бежали за границу и возвратились через год, освобождали от налогов на 3 года. А тех, кто вернулся через 2 года, освобождали от налогов на 4 года, а возвратившихся через 3 года - на 5 лет.

...В первые годы правления Чжэньгуань4 количество учтенных дворов приближалось к 3 млн. Кусок шелковой ткани можно было сменять на 1 доу риса. В четвертый год Чжэньгуань [630 г.] один доу риса стоил 4-5 монет (цянь). Человек, уходя из дома на несколько месяцев, мог оставлять дверь незапертой. На землях паслись стада лошадей и быков. Отправляясь в дальний путь за много тысяч ли, люди не брали с собою продовольствия. Населения и продуктов было много. Варвары, которые обитали у окраин, покорились и присоединились [к империи]. Их число превосходило 1 200 тыс. человек. В том году во всей Поднебесной к смертной казни было приговорено всего 29 человек. То время называют "Великим спокойствием".

Некогда в годы правления Юнхуй5 были запрещены купля и продажа наследственных земель (шие)6 и земель пахотного надела (коу фэнь). Впоследствии сильные и богатые захватили землю, бедные лишились своих хозяйств. Поэтому император издал указ, в котором приказал покупателям возвратить землю, а их самих наказать. В ту пору в Янчжоу зерновой налог - цзу и подать тканями - дяо вносились деньгами, в Линънане их вносили рисом, в Анане - шелком, в Ичжоу - шелковым полотном, тафтой... Был издан императорский указ, повелевавший вместо зернового налога - цзу взимать в Цзяннане холст...

В 3-й год Тяньбао [744 г.]8 внесены были изменения: человек из народа (минь) старше 18 лет уже стал считаться "чжуннань" [мужчиной среднего возраста], а старше 23 лет - "чэньдин" [совершеннолетним тягловым].

В 5-й год [746 г.] был издан указ, согласно которому в каждой волости от земельного налога - цзу и отработок - юн освобождались 30 тягловых - дин, которые были так бедны, что неспособны были сами себя прокормить. Мужчины старше 75 лет и женщины старше 70 лет могли держать при себе одного чжуннань [мужчину среднего возраста] в качестве обслуживающего. А после 80 лет о них издавалось особое распоряжение.

Тогда страна была богатой и обильной. 1 доу риса стоил 13 монет, а в областях Цин и Ци 1 доу риса стоил только 3 монеты. 1 кусок шелковой ткани стоил 200 монет. Вдоль дорог сплошь и рядом были открыты лавки, в которых для путников были приготовлены еда и вино. На постоялых дворах держали мулов. Отправляясь в путешествие за тысячи ли, не нужно было брать с собой даже малого оружия.

Ежегодный приход Поднебесной составлял от земельного налога - цзу более 2 млн. связок монет, свыше 19800 тыс. ху проса. По трудовой повинности - юн и подати тканями получали 7400 тыс. кусков шелкового полотна, свыше 1 800 тыс. туней ваты и 10350 кусков холста.

Сын неба вел праздную и роскошную жизнь и не помышлял о бережливости. Часто расходы превышали доход.

...В первый год правления Гуаньдэ9 [763 г.] император издал указ, согласно которому в семьях, где имелось 2 тягловых- дин, один освобождался от подати. С каждого му должны были взимать зерна 2 шэн10. Совершеннолетним тягловым- чэндин считался мужчина в возрасте от 25 лет, а стариками считались достигшие 55 лет. Это должно было облегчить положение народа, но сильные разбойники [мятежные феодалы] не были еще усмирены и потому народ нес очень тяжелое бремя. Когда туфаньское [тибетское] войско подошло к самой столице, а вблизи ее было расквартировано несколько десятков тысяч солдат, все чиновники отдали свое жалованье и вместе с местными крестьянами [дворами] снабжали войска продовольствием.

В первый год правления Дали11 [766 г.] был издан указ императора, гласивший, что, когда бродячий народ возвращается, его следует освобождать от налогов на срок в 2 года. Если же их поля и усадьбы не сохранились, им следует нарезать землю, которая принадлежала беглым.

С каждого засеянного му земли в Поднебесной взималось деньгами 15 монет...

В силу крайней нуждаемости правительства в средствах казна взимала налоги в пору, когда осень еще не наступила и хлеба были еще зелены. Это называлось "цин мяо цянь" - денежный налог с зеленых побегов. Кроме того, существовал и "ди тоу цянь" - денежный налог с земли. С каждого му взимали по 20 монет. Все это именовалось "цин мяо цянь" - деньги с зеленых побегов.

В 5-й год [770 г.] издали закон, по которому с каждого му земли высшей категории летом взимали 6 шэн, а низшей категории - 4 шэн. Осенью с каждого му высшей категории взимали 5 шэн, а с низшей - 3 шэн. Взимание податей с залежных земель оставалось по-прежнему. Вдвое увеличили взимание денежного налога с зеленых побегов [цин мяо цянь], при этом денежный налог с земли [ди тоу цянь] в него не входил.

Система зернового налога - цзу, отработок - юн, налога тканями - дяо основывалась на количественном учете тяглового населения (жэнь дин). С годов правления Кайюань [713 - 741 гг.] списки податного населения в Поднебесной долгое время не пересоставлялись. Со временем некоторые переселились, другие умерли, некоторые купили или продали землю, произошли перемены в имущественном положении [богатства и бедности]. Таким образом, реестры не соответствовали действительному положению.

В последнее время государственные власти расходовали средства без всякого ограничения. В связи с мятежом крупных разбойников [феодалов] и началом войн финансы еще более истощились. В результате всего этого система "цзу, юн, дяо" нарушалась.

При императоре Дайцзуне1 впервые установили тариф налога с му и начали взимать подати по два раза в году: летом и осенью. Во время царствования Дэцзуна2 канцлер (сян) Ян Янь разработал систему "ляншуй"3 - двойных податей. Летний налог должен был взиматься не позднее шестого месяца, а осенний взнос - не позднее 11 месяца. Для руководства учреждалась должность ляншуиши - начальника по наблюдению над сбором двух поборов. Сначала подсчитывали необходимые расходы и соответственно этому устанавливали сумму налогов. Отменялось различие между дворами: чжу - основными и кэ - пришлыми, и всех местных жителей, внесли в реестровые книги. Люди, вне зависимости от того, были ли они тягловыми (дин) или еще не вполне совершеннолетними (чжун - средними), различались только по бедности и богатству. Купцы должны были выплачивать одну тридцатую размера налога. Они также были обязаны наравне с местными жителями выполнять трудовую повинность (и). Налог на землю взимался по количеству земель, возделываемых в 14 году правления Дали [779 г.]. Во все провинции (дао) были посланы чучжи ши [чиновники, уполномоченные повышать и понижать должностных лиц], чтобы проверить соответствие записей [с наличием] тяглового населения и хозяйств, а также для того, чтобы освободить от налога вдовцов и вдов, одиноких, сирот, которые оказались в беспомощном состоянии. Если кто осмеливался взимать налоги сверх установленного тарифа, он подлежал наказанию как нарушитель закона.

Люди считали, что система "цзу, юн, дяо" установлена законами императоров Гаоцзу [618-626 гг.] и Тайцзуна[627- 649 гг.] и ее нельзя так просто отменить. Но император Дэ-цзун верил Ян Яню и не сомневался в нем.

Согласно прежним записям в стране было в общем 3 805 тыс. дворов. В результате проверки, проведенной уполномоченными, оказалось 3800 тыс. основных дворов - чжу ху и 800 тыс. пришлых дворов - кэ ху. Для нужд периферии в год собирали деньгами свыше 20 500 тыс. связок монет и рисом свыше 4 млн. ху. Для обеспечения нужд столицы собирали деньгами еще свыше 9,5 млн. связок монет и рисом более 16 млн. ху.

После проведения в жизнь этого закона о налогах силы народа не укрепились.

В указах императоров говорится также о должностных землях, предоставляемых в качестве вознаграждения чиновникам на время службы в государственном аппарате. Размер этих земель, отдаваемых "на кормление", зависел от занимаемой должности на иерархической лестнице чинов. Установление монопольной собственности класса феодалов на землю и превращение земледельцев в государственных крестьян осуществлялось в значительной части в рамках этой системы.

Распад аграрной системы раннего средневековья, захват земли феодалами, усиление всех видов феодальной эксплуатации привели сельское хозяйство страны в состояние упадка. Крестьянские волнения слились в 874 г. в мощное движение, которое охватило подавляющую часть территории Китая. Повстанцы под руководством Ван Сянь-чжи, а затем Хуан Чао совершили много победоносных походов. От устья Хуанхэ они прошли на юг к Гуанчжоу (Кантону), а затем более западным путем, через Хунань на Янцзы и далее на север. В 880 г они взяли г. Лоян, а в 881 г. - Чанань (две столицы империи). Крестьяне в конце концов потерпели поражение, но им удалось свергнуть династию Тан, истребить многих феодалов, добиться смягчения гнета и укрепления крестьянского хозяйства.

3. Аграрные мероприятия в Китае

1. Указ цзинского императора Сыма Яня в 280 г. (Из "Цзынь шу")

...После покорения государства У1 чиновники вновь подали доклады. Император издал указ, в котором говорилось "Князья (ван, гун) считают княжества (го) своим домом и не должны иметь в столице иных владений (тянь чжай). Пока еще не успели построить княжеских резиденций [в столице], необходимо иметь в городе помещения, где бы они могли останавливаться, а в пригороде - землю для пастьбы. При этом следует установить норму: в столице князья (го-ван, гун, хоу) могут иметь один дом и одно присутственное место. В окрестностях столицы большое княжество может иметь 15 цин2 земли, среднее княжество- 10 цин, малое княжество - 7 цин. Тем, у кого нет в городе дома, но есть дом за городом, разрешить сохранить его"

Кроме того, была установлена норма подворного налога (ху дяо). Двору, во главе которого стоит тягловый мужчина (дин нань), надлежало вносить в год 3 куска (пи)3 шелка-цзюань, 3 цзинь4 шелковой ваты-мянь. Двору, во главе которого стоит женщина или второстепенный тягловый мужчина (цы дин нань), подлежало вносить половину этого. В пограничных областях надлежало вносить две трети нормы, а в отдаленных районах - одну треть нормы. Варварам надлежало вносить от каждого двора по одному куску (пи) ткани-цзун бу, а в дальних краях от каждого двора - 1 чжан5.

Мужчине давали земли -чжань тянь6 - 70 му, женщине - 30 му. Кроме того, тягловый мужчина должен иметь землю - кэ тянь7 - 50 му, тягловая женщина - 20 му, а второстепенный тягловый мужчина - в половинном размере. Остальные женщины не должны были иметь земли - кэ тянь.

Мужчины и женщины в возрасте от 16 до 60 лет считаются основными тягловыми (чжэнь дин); в возрасте от 13 до 15 и от 61я до 65 лет считались второстепенными тягловыми (цы дин), в возрасте младше 12 лет и старше 66 лет считались стариками и малыми и не должны были возделывать землю.

Варвары на окраинах страны не наделялись землей - кэ тянь, они должны были вносить от каждого двора 3 ху8  необрушенного риса (и ми). Те, которые жили еще дальше, вносили 5 доу9, обитатели особо отдаленных местностей вносили подушный налог (суань цзянь) 28 вэнь (гроша) с человека.

Чиновники от первого до девятого ранга получали землю - чжань тянь10 - соответственно своим рангам. Обладатели первого ранга получали земли - чжань тянь - 50 цин, второго - 45 цин, третьего - 40 цин, четвертого - 35 цин, пятого - 30 цин, шестого - 25 цин, седьмого - 20 цин, восьмого- 15 цин, девятого - 10 цин. В зависимости от ранга чиновники могли распространять свои права (инь) самое большее на 9 поколений11, самое меньшее - на 3 поколения. Императорские родственники, государственные гости, потомки покойных мудрецов, а также дети и внуки образованных людей (ши) пользовались этими же правами. Кроме того, они могли держать при себе ишикэ - людей для услужения, освобожденных от трудовой повинности, и тянькэ - обрабатывающих землю.

Чиновникам шестого ранга и выше разрешалось иметь трех человек ишикэ; обладателям седьмого и восьмого рангов- 2 человек, девятого ранга - 1 человека. Чиновники первого и второго рангов могли иметь тянькэ - обрабатывающих землю не более 50 дворов, третьего ранга-10 дворов, четвертого ранга - 7 дворов, пятого ранга - 5 дворов, шестого ранга - 3 двора, седьмого ранга - 2 двора, восьмого и девятого рангов - 1 двор.

В 9 году1 был издан императорский указ, чтобы народу в Поднебесной поровну давали землю.

"Мужчины в возрасте свыше 15 лет могут получить пахотной земли (лу тянь) 40 му, а женщины - 20 му. Рабы и рабыни могут получать столько же земли, как и "добрые" тягловые (лян дин); на каждого быка давать 30 му, но не более чем на 4-х быков. Норма полученной земли при двухполье может быть удвоена, а при трехполье может быть еще раз удвоена. Земли эти дают для того, чтобы их обрабатывали. Получение и возвращение должны быть регулярными.

Сань тянь - земля для разведения тутовых деревьев - не подлежит переделу"...

"Всем мужчинам, которые впервые получают землю, давать 20 му и взимать налог с посева. На остальной земле следует садить 50 тутовых деревьев, 5 финиковых пальм и три вяза. Если земля не пригодна для выращивания тутов, то ее дают только по 1 му на человека для посадки фиников и вяза согласно правилам. Надел раба приравнен к наделу свободных людей. Срок посадки деревьев установлен в 3 года. У тех, кто не закончил в срок посадки, отбирать часть земли, не засаженную деревьями. Разрешается на участке земли, отведенной для посадки тутов и вяза, сажать вперемежку другие фруктовые деревья или же сажать больше установленного числа тутовых деревьев и вяза. На всех землях, которые подлежат возвращению, не разрешается сажать тутов, вязов, фиников и фруктовых деревьев. Посадивших деревья наказывать как нарушителей закона"...

"Земля, предназначенная для посадки тутов (сан тянь) считается наследственным занятием (ши е), она не подлежит возвращению после смерти [держателя] и вечно остается за живыми (сянь коу) членами семьи. У кого больше земли, чем положено, ему не давать дополнительной земли, но и не требовать отдать излишки. У кого земли не хватает, то он получит ее для посева согласно закону. Разрешается продавать излишнюю землю, у кого она есть. Разрешается покупать в размере недостающей части, если ее не хватает. Не разрешается продавать установленную долю надела, а также и покупать сверх положенной нормы.

Что касается земли для разведения конопли, то следует поступать так: когда мужчина достигнет возраста, в котором облагают налогами, ему отдельно давать 10 му земли для посева конопли (ма тянь); женщине - 5 му; рабам - столько же, как и свободным людям. На эту категорию земли распространяется закон о наделении и возвращении земли.

Если вся семья состоит из стариков, малолетних, горбунов и инвалидов и никто не получил земли, то тому, кто достиг возраста 11 или более лет, а также горбуну давать землю, но в половину меньше, чем взрослому мужчине. Старику, достигшему семидесяти лет и больше, не нужно возвращать полученного им надела земли. Несмотря на то, что вдовы, которые не вышли замуж вторично, освобождены от налогов, им следует давать землю, равную наделу женщины.

Возвращение и раздачу земли всегда производить в первом месяце года. В случае, если кто-либо вскоре после получения земли умрет или если кго-либо купит или продаст быков и рабов, то все равно землю нужно возвратить или получить лишь в первом месяце следующего года...

Всем местным начальникам по месту их службы давать государственную (общественную) землю (гун тянь). Цыши2 давать 15 цин, тайшу3-10 цин, чжичжун и бэйцзя4 - по 8 цин, сяньлин5 и цзюньчэнь6 - по б цин. При перемещении с занимаемой должности земля подлежит передаче. Если кто-либо продал землю, он будет наказан по закону".

Заключение

Правление династии Тан (618-907) явилось периодом экономического расцвета, политического могущества и блеска культуры императорского Китая и оказало огромное многостороннее влияние на весь последующий ход истории целого ряда государств Азии. Именно в этот период китайская империя сумела в наибольшей степени реализовать свои геополитические возможности и распространить политическое влияние на огромную территорию от Кореи до Персии и от Вьетнама до Тянь-Шаня.

Рассмотрение традиционной китайской идеологией вселенского пространства как единого политического целого во главе с императором Поднебесной формировало практику международных отношений и внешнеполитическую доктрину Китая. Государственная идеология отождествлялась с вселенской, а фактором сущностного сплочения были идеи распространения культуры и защиты «варваров», ищущих в китайском монархе опору. Традиционная китайская идеология связывала основные функции по разделению и организации пространства со сверхъестественной индивидуальной силой-дэ государя Поднебесной. Считалось, что благотворное влияние этой силы-дэ испытывают не только ханьцы, но и «дальние» народы, которые сами покоряются и прибывают ко двору с данью. В связи с этим все народы и племена, находившиеся в разной степени удаленности от Китая, рассматривались либо как реальные, либо потенциальные вассалы китайского государства, а имперские шаги, направленные на включение новых земель в административно-территориальную структуру, официальная идеология объясняла либо патронажем этнических периферий, либо необходимостью покарания за нарушение вассальных обязанностей

Список использованных источников

1. Хрестоматия по истории средних веков 3 том под ред. Сказкина М.1961 г.

2. Хрестоматия по истории средних веков 1 том Раннее Средневековье. стр. 49-54. М.1961 г.

Похожие работы на - Налоговая и аграрная политика в империи Тан в VII и VIII вв.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!