История экономики
Содержание.
1.
НАЧАЛО РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И
ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ СТРАН ЗАП. ЕВРОПЫ.
2.РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО
УКЛАДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД.
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В ЦАРСКОЙ РОССИИ.
4. ЭТАПЫ И ОБЪЕКТЫ
НАЦИОНАЛИЗАЦИИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ.
5. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ
1947-1970ГГ.
6. ПРИЧИНЫ ЗАМЕДЛЕНИЯ ТЕМПОВ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СССР В 70-80ГГ.
ЛИТЕРАТУРА.
1.
Начало
развития железнодорожного строительства и его влияние на экономику стран
западной европы.
Первая паровая железная дорога Ливерпуль - Манчестер
была открыта в 1830 г. С этого времени началось быстрое развитие
железнодорожного транспорта. Затем железнодорожное строительство начали одна за
другой европейские страны:
1832-1833 гг.- Франция, Сен-Этьен-Лион, 58 км;
1835 г.- Германия, Фюрт - Нюрнберг, 7 км;
1835 г.- Бельгия, Брюссель-Мехельн, 21 км;
1837 г.- Россия, Санкт-Петербург-Царское Село, 26,7
км.
Во Франции первая железная дорога была построена в
1832 г. между Лионом и Сент-Этьеном. В 30-х годах железнодорожное строительство
расширилось. В 40-х годах оно получило правительственную поддержку. В 1844 г.
был принят специальный закон о поощрении железнодорожного строительства. В
1859г. Правительство гарантировало дивиденды железнодорожных компаний.
Держателям акций железных дорог гарантировалась прибыль в 4%. Все эти меры
способствовали расширению железнодорожного строительства.
Германия в 1840г. занимала второе место, а в 1880г. – первое
место в Европе по длине рельсового пути. По относительной плотности она
уступала лишь Бельгии и Англии. В 1840-1870гг. железные дороги строились на
средства государства и частных акционерных обществ. За 1865 – 1875гг. в Пруссии
государственные железные дороги выросли на 41%, а частные - на 103%. В конце
70-х годов казна начала выкупать частные дороги (в 1919г. только 6,1% всех
железнодорожных линий находилась в частной собственности). Причины
огосударствления железных дорог носили как политический, так и фискальных
характер. Дивиденды частных дорог в 60-е годы составляли 15-20%, что служило
стимулом для железнодорожных компаний к расширению сети, а это, в свою очередь,
способствовало росту промышленности.
Государство при постройке железных дорог получало
дополнительные средства за счет выпуска железнодорожных займов. Банковский и
промышленный капитал охотно помогал государству, поскольку железнодорожное
строительство являлось одним из источников его обогащения.
Железнодорожный транспорт отличался быстротой
движения, непрерывностью и всепогодностью, гарантиями сроков доставок и
дешевизной перевозок, что делало его преимущества в сравнении с другими видами
перемещений того времени очевидными
Железные дороги содействовали вовлечению в
товарооборот новых районов, они привели к росту специализации районов и
усилению торговли между ними, они упрочили связь хозяйства страны с мировым рынком.
2.
Развитие
капиталистического уклада в сельском хозяйстве России в пореформенный период.
В
пореформенный период в стране в целом ускорилось развитие сельского хозяйства.
В наибольшей степени это касалось частных, или, как их еще называли,
владельческих земель. Частными владельцами выступали представители всех слоев
российского общества, землю могли приобретать и иностранцы. Средний размер
частного землевладения в России в конце XIX в. составлял 115 га на одно
хозяйство (для сравнения: в Англии — 23 га, во Франции — 8 га, в США - 55 га).
В движении
земельной собственности отмечалась основная тенденция: наиболее активно
покупали землю крестьяне, а продавали — дворяне, за вторую половину XIX в. размер
дворянского землевладения уменьшился почти в два раза. Это свидетельствовало
о перестройке сельского хозяйства страны на капиталистический лад.
Для
сельскохозяйственного производства, организованного на частных землях, было
характерно стремление использовать наемную силу, применять усовершенствованные
орудия и машины, удобрения, в том числе и искусственные, производить продукцию
на рынок. Таким образом, в массе своей это были хозяйства,
развивающиеся по фермерскому пути.
Однако
частные земли составляли только четверть всех земель, участвующих в
сельскохозяйственном производстве. Две четверти составляли общинные земли, принадлежащие
не конкретному крестьянину, а крестьянской общине в целом: община выступала как
коллективный собственник земли.
Роль общины
в жизни крестьян укрепилась после отмены крепостного права. Без разрешения
общины крестьянин не мог получить паспорт и уйти из деревни, не мог получить
свой надел в собственность и свободно им распоряжаться. Община распределяла и
перераспределяла землю между крестьянами, и основой ее политики было желание
уравнительности, равных условий для всех: каждому должна была достаться часть
хорошей, средней и неплодородной земли. Эго приводило к чересполосице — крестьянская
семья могла владеть десятками крошечных кусочков в разных местах. Неизбежным
итогом чересполосицы был принудительный севооборот: община диктовала крестьянину,
какую культуру ему сеять на каком поле, определяла сроки посева и уборки
урожая.
Результатом такой
организации земледелия на общинных землях были незаинтересованность крестьян в
труде, низкое качество обработки почвы, низкая урожайность и товарность. Давая
шанс слабым хозяйствам выжить — освобождая их на время от налогов, помогая в
обработке полей, община сдерживала развитие потенциально сильных хозяйств.
Тормозящая роль общины стала настолько очевидной в середине 90-х годов XIX в., что
правительство приступило к работе по подготовке новой аграрной реформы,
реализация которой в жизнь произошла уже в XX в.
3.
Основные направления использования бюджетных
средств в царской России.
Государственные
расходы обыкновенного бюджета группировались по министерствам и главным
управлениям, имеющимся тогда в России. В самостоятельные статьи расходов были
вынесены платежи по государственным долгам, затраты на содержание императорского
дома, высших государственных учреждений, Синода. Платежи по внутреннему и внешнему
государственным долгам не были разделены. Такая группировка позволяла прятать
некоторые непроизводительные расходы, например военные. Но даже несмотря на
это, доля прямых военных расходов, проходивших в основном по Военному и
Морскому министерствам, постоянно росла. Постоянно росли и затраты, связанные с
содержанием аппарата управления, проходившие в основном по Министерству
внутренних дел, Министерству Юстиции, высшим государственным учреждениям и
Синоду.
Доля
непроизводительных расходов в бюджете постоянно увеличивалась. В 1913г. она
составляла 59% всей расходной части бюджета.
К
производительным расходам относились казенные затраты, направляемые на развитие
государственного и частного секторов экономики, социальной сферы (медицины,
образования, культуры и т.д.). Самой крупной статьей среди расходов на
развитие социальной сферы были расходы на просвещение. В 1913 г. они выросли
по сравнению с 1900 г. в 2,4 раза, но в то же время составляли всего 4,3%
расходов бюджета.
Россия имела
большой государственный долг, который значительно вырос в начале XX в.
Соответственно росли и расходы бюджета по его обслуживанию.
В расходную часть
чрезвычайного бюджета включались следующие виды расходов: погашение займов;
средства, ассигнуемые на сооружение и выкуп железных дорог, портов;
всевозможные чрезвычайные расходы, в том числе связанные с перевооружением армии,
ликвидацией последствий войны и неурожаев и др.
4.
Этапы
и объекты национализации.
Этапы
национализации.
В ходе
национализации промышленности можно выделить три этапа:
1-й этап —
до весны 1918г. Национализация на этом этапе шла стихийно.
По разным причинам одно предприятие за другим переходило в собственность
государства. Предприятия национализировались или потому, что были оставлены
без управления хозяевами и администрацией, бежавшими от советской власти, или
потому, что хозяева и администрация саботировали решения советской власти. На
этом этапе предприятия национализировались в основном решениями рабочих
комитетов. Они брали управление в свои руки, сообщали об этом в центр, а центр
только подтверждал национализацию.
2-й этап - с
марта по июнь 1918г. Теперь национализация шла уже организованно,
под руководством ВСНХ. От национализации отдельных предприятий государство
перешло к национализации целых отраслей промышленности. В первую очередь было
объявлено о национализации нефтяной и сахарной промышленности. Нефтяной —
потому что в этой отрасли действовали тресты, наиболее высокоорганизованные
монополии, аппарат которых можно было использовать для организации
государственного управления. Сахарной — потому что она находилась
преимущественно в руках помещиков, которым принадлежали посевы сахарной свеклы;
и национализация этой промышленности непосредственно вытекала из декрета о
земле. Впрочем, эта национализация была преимущественно декларативной: основные
районы нефтяной и сахарной промышленности находились вне сферы, контролируемой
советской властью.
3-й этап
начался в июне 1918г., когда декретом была объявлена национализация
всей крупной промышленности, т.е. всех предприятий с капиталом свыше 1 млн.
руб.
Издание
декрета не означало, что все крупные предприятия сразу, автоматически перешли в
руки государства. Советское государство тогда издавало именно декреты, а не
законы. Декрет — нечто среднее между законом и воззванием. Издавая декреты,
государство не поручало их исполнение конкретным органам, поэтому их
выполнение определялось конкретной расстановкой сил на местах.
Объекты
национализации.
Первым в
руки нового государства перешел Российский государственный банк. Это не было
национализацией, поскольку он и прежде был государственный. Акционерные банки
пока оставались в собственности прежних хозяев. Но, поскольку логика революции
требовала ликвидации капиталистической собственности, декретом от 14
декабря 1917г. была объявлена национализация всех банков в стране и
государственная банковская монополия. Принято считать, что это было ответом
на саботаж администрации банков, которая нарушала соглашение с государством. В
ходе национализации акционерные банки закрывались или становились отделениями
Народного банка, как теперь стал называться бывший Государственный банк.
Вторым актом
в деле национализации и стала национализация транспорта, т.е. железных
дорог, морского и речного флота. Национализацию железных дорог облегчало то
обстоятельство, что важнейшие дороги и прежде находились в государственной
собственности. Правда, Викжель — Всероссийский исполнительный комитет
профсоюза железнодорожников, выступил против большевиков и объявил забастовку.
Однако к лету 1918 г. национализация транспорта была закончена.
5.
Реформирование экономики Японии
1947-1970гг.
Промышленное производство в Японии к концу войны сократилось в 10
раз по сравнению с довоенным уровнем. Однако уже с 1950г. по 1970г.
среднегодовые темпы роста промышленного производства составили около 15%.
В чем заключаются причины хозяйственных
успехов Японии ?
1). Особый характер и особые условия обновления основного
капитала. В Японии степень военных разрушений потребовала
особенно полного обновления основного капитала.
Техническое
перевооружение японской промышленности и связанные
с ним структурные изменения можно разделить на два этапа. Со второй половины 50-х гг. начинается
освоение новых технологических процессов и новых отраслей производства.
В эmom
период промышленность Японии переключается с трудоемких отраслей
производства на капиталоемкие, т.е. требующие не столь большого количества
живого труда, но зато больших капиталовложений, высокой квалификации рабочих.
С середины 60-х гг. начался второй этап перестройки — переход
к кибернетизации производства, к наукоемким отраслям.
Скорость технической перестройки повышало то обстоятельство, что
вместо самостоятельных научно-технических разработок Япония пошла по пути
приобретения у других стран их научно-технического опыта,
покупки патентов и лицензий. Это оказалось дешевле и быстрее.
2). Особые формы эксплуатации труда и высокий
удельный вес капиталовложений в национальном доходе. Здесь до сих
пор в хозяйство инвестируется около трети валового национального продукта. При
этом 70% капиталовложений делается не за счет прибыли самих промышленных корпораций, а за
счет банковского кредита.
Около трети капиталовложений составляют “сбережения частных лиц”.
Для Японии характерно пожизненное
прикрепление работника к предприятию. Это прикрепление
обеспечивается экономическими факторами. Заработная плата начинающего работника
относительно низка, но она увеличивается ежегодно надбавками за
выслугу лет, так что рабочий в возрасте 45 лет зарабатывает в 2,5 раза
больше, чем начинающий рабочий.
Кроме того, в японской промышленности большое внимание уделяется
социально-психологическим факторам. Администрация принимает меры
для сплочения членов трудового коллектива, для организации семейного отдыха.
3). Высокий удельный вес расходов на развитие хозяйства
связан и с низкими военными расходами. Согласно
японской конституции военные расходы не могут превышать 1 %
валового национального продукта. Они растут, потому что растет сам
национальный продукт.
4). Наконец, объяснение высоких темпов роста японской
промышленности было бы неполным без анализа особенностей государственного
регулирования экономики. В Японии государству принадлежит более
трети основных производственных фондов, 20% валового национального
продукта производится по государственным заказам. Через государственный бюджет
проходит 30% валового национального продукта.
Экономическим планированием занимается орган, который так и называется
— “Управление экономического планирования”. Здесь считают, что
планирование хозяйства должно быть делом тех, в чьих руках реально находится
хозяйство.
Разрабатываются
планы двух видов — общегосударственные и отраслевые. Цель
общегосударственных планов — обеспечить определенные темпы
роста. Для достижения этой цели план намечает по каждой отрасли
объем капиталовложений, которые должны делать сами корпорации. Цель отраслевых
планов — ликвидировать слабые места японской экономики, т.е. обеспечить
рост тех частей хозяйства, которые не могут обойтись без государственной помощи. Если
общегосударственные планы обеспечиваются частными инвестициями, то
отраслевые — государственными.
6.
Причины замедления
темпов экономического развития СССР в 70– 80 гг.
Официально
линия на продолжение реформы сохранялась, но фактически в управлении экономикой
проявлялась двойственность принятия решений. Заявляя о развитии хозрасчета и
самостоятельности, предприятиям выдавались все более детальные задания, регламентировались
все доходы и расходы. Усложнялась организационная структура производства.
Образовывались Всесоюзные производственные объединения (ВПО), подчинявшиеся
министерствам, что зачастую создавало удобства только вышестоящим органам — у
них уменьшалось число контролируемых объектов. Эффективность производства при
этом не росла, а многие предприятия стали работать хуже.
Отход от
действительного хозрасчета заметно сказался на росте незавершенного
строительства. За период 1965—1980 гг. "незавершенка" выросла почти
в 5 раз. В обороте оказалась масса платежных средств без соответствующего
материального обеспечения.
Отказ от
радикальных преобразований вел к кризису в экономике, который стал очевиден к
середине 70-х годов. Однако начавшийся мировой энергетический кризис (мировые
цены на нефть подскочили в 20 раз), а также активное освоение нефтяных и газовых
богатств Сибири отодвинули его на несколько лет.
Основной
доход приносил экспорт топлива из Сибири. Нефтедоллары использовались для
закупки зерна, машин и оборудования, товаров народного потребления. Только за
годы девятой пятилетки импорт машин вырос в 4 раза. Однако вместо роста
народнохозяйственной эффективности наблюдались снижение производительности
труда и фондоотдачи, усиление инфляции и всеобщего дефицита.
Постоянно
снижалось потребление населением продуктов питания, одежды, обуви, падал
жизненный уровень. В условиях всеобщего дефицита в 1977 г. были введены
талонно-распределительная система на некоторые виды продуктов питания и
внутренняя распродажа товаров на предприятиях.
Проводимые
реформы носили пропагандистско-косметический характер. Организовывалось
"массовое" движение "За качество", "За экономию и
бережливость", лозунгом эпохи стало выражение "Экономика должна быть
экономной". Акцентируя внимание на необходимости повышения эффективности
производства, пятилетние планы стали называть пятилеткой "качества",
пятилеткой "интенсификации" и т.д.
По оценке
независимых экспертов, в 70-е годы вообще не наблюдался рост
производительности труда, а в начале 80-х годов она снизилась на 8%. Экономика
была построена таким образом, что повышать производительность труда было
невыгодно для предприятия, так как это влекло за собой повышение плановых
заданий.
Стали
очевидны отрицательные долгосрочные тенденции: снижение рождаемости, ухудшение
экологии, дефицит ресурсов. Богатые месторождения сырья в обжитых районах
истощались, а освоение новых, как правило, менее богатых и удобных для добычи,
требовало огромных капитальных вложений.
Экстенсивная
экономика себя исчерпала, необходимо было реально переходить к интенсивным
формам хозяйствования. Для этого требовалась смена экономической модели.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Верт Н. История советского государства.
1900—1991 гг. /Пер. с
франц. — М.: Юридическая литература, 1992.
2. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. История экономики.
Учебно-
практическое пособие. — М; Финстатинформ, 1999.
3. История мировой экономики. Хозяйственные
реформы 1920—1990 гг.: Учеб. пособие / Под редакцией А. Н. Марковой. - M.:
Закон и
право ЮНИТИ, 1995.
4. Тимошина Т.М. Экономическая история России.
Учеб. пособие.
М., 1988.
5. Экономика зарубежных стран. Капиталистические
и развивающиеся страны: Учеб. пособие для экономических вузов. /Под ред. В.П.
Колесова, В.Ф. Железоваидр. — М.: Высшая школа, 1990.