Социальная работа в Скандинавских странах

  • Вид работы:
    Лекция
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,43 kb
  • Опубликовано:
    2008-11-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная работа в Скандинавских странах

Универсальная модель социальной защиты основана на известном принципе всеобщего благосостояния. Она активно действует в Швеции, Норвегии, Исландии и Финляндии. Ее особенностью является наличие стандартной базовой системы государственной социальной защиты, охватывающей широкие слои населения. В национальных социальных программах участвуют практически все граждане этих стран. Сохранение принципа всеобщего благосостояния стало возможным благодаря наличию значительного государственного сектора экономики и высокого уровня налогообложения.

Финансовой основой скандинавской модели социальной защиты служит перераспределение через государственный бюджет подоходных налогов, взимаемых по прогрессивной шкале, иных налогов, страховых взносов, а также государственное регулирование важнейших сфер жизнедеятельности. Подоходным налогом облагаются даже пенсии и некоторые пособия. В Швеции подоходный налог берется с пособий по безработице. К началу 2000-х годов в структуре общей суммы налоговых поступлений 33 % составляли взносы в систему социального страхования, включая платежи трудящихся на пенсионное страхование. Для большинства населения уровень прямого налогообложения был равен 30 – 40 % ежемесячного дохода. Максимальный уровень налогообложения достигает в Швеции 60 % и более доходов.

Система налогового перераспределения позволяет расширять практику государственного субсидирования. В скандинавских странах его размеры играют определяющую роль в выплате различных социальных пособий и особенно в медицинском обеспечении. Менее масштабны государственные дотации в пенсионном обеспечении, где важная роль принадлежит страховому компоненту системы социальной защиты.

Скандинавская модель социальной защиты формировалась исторически. В настоящее время она возведена на уровень обеспечения социальной безопасности. Отличительными сторонами этой модели являются:

- основополагающее значение универсальной государственной системы базовой защиты;

- наличие дополнительного корпоративно – страхового компонента системы социальной защиты;

- вспомогательная роль муниципалитетов и частных социальных служб в сфере социальной помощи.

В ряде скандинавских стран для расчета социальных пособий и выплат введена определенная базовая сумма, размер которой с годами претерпевает изменения. В 1960 году базовая сумма в Швеции составляла 4200 крон (10 шведских крон равнялись примерно 1 американскому доллару), а в 2001 году – 36 900 крон. От размера базовой суммы зависят социальные выплаты.

Пенсионное обеспечение. Пенсионный возраст определен в 65 лет. Однако возможен ранний выход на пенсию – с 58 лет в Финляндии, с 61 года в Швеции. Однако в этом случае будет выплачиваться меньший размер пенсии.

Пенсионное обеспечение состоит из двух частей 40 % выплат приходиться на базовую государственную пенсию, 60 % - из дополнительных корпоративно-страховых фондов. Данные фонды финансируются за счет выплат по социальному  страхованию, выплачиваемых работодателями и лицами, работающими по найму. Размер взноса составляет 13 % от получаемого дохода. Дополнительные пенсии и базовые полагаются всем жителям страны. Размер дополнительной пенсии устанавливается на основе максимальных доходов за последние 15 лет и выплачивается из расчета 2 % от среднего дохода за самые прибыльные годы, помноженного на число фактически отработанных лет, но превышающих 30 лет. Для лиц, проработавших более 30 лет, такая пенсия составляет 60 % от среднего дохода. (В Швеции на начало 2000-х годов размер дополнительной пенсии составлял 138 739 крон). Наряду с базовой и страховой пенсией существуют дополнительные выплаты по условиям коллективного договора. На данные выплаты могут рассчитывать лица, проработавшие длительный срок (30 и более лет) на одном предприятии или в одной отрасли. Размер добавочной пенсии устанавливается по договоренности с профсоюзами, макс. Размер 10 – 15 % от величины последней заработной платы.

Управление национальной пенсионной системой строго централизованно.

Занятость населения. Пособия по безработице выплачиваются из специальных касс, финансируемых государством (до 90 %) и за счет страховых взносов членов профсоюза (обязательно) и жителей (добровольно). Условием его получения служит осуществление выплат в кассу страхования по безработице в течении минимум 12 месяцев предшествующего периода. Компенсация устанавливается в размере 80 % от заработка. Граждане, не имеющие необходимого стажа, получают минимальное пособие по безработице (240 крон в день). Оно выплачивается 300 дней подряд, при условии готовности безработного приступить к работе. Лицам в возрасте 57 – 64 лет пособие выплачивается – 450 дней. Безработный, отклонивший предложение о работе без достаточных оснований, лишается права на получение пособия на 20 – 60 дней. Страховкой не покрываются первые 5 суток после потери работы, а для уволившихся по собственному желанию – 45 дней.

Для снижения уровня безработицы предусматривается следующая система мер:

- предоставление субсидий государством для найма рабочей силы;

- выдача правительственных дотаций предприятиям, предоставляющим работу молодежи;

- организация переквалификации работников с последующим трудоустройством;

- организация общественных работ.

Законодательством предусмотрен также государственный контроль за условиями труда осуществляемый Национальным ведомством по труду и Национальным советом по рынку труда. В Швеции ежегодно проводится 30 – 40 тысяч инспекций на предприятиях. В 2001 году в  450 случаях был наложен запрет на продолжение производственной деятельности до устранения недостатков.

Медицинское обслуживание. Медицинское обслуживание – бесплатное или, в зависимости от вида медицинской страховки, с частичной оплатой. Максимальный размер компенсаций за медицинские услуги в течении года составляет 900 крон. Пребывание в больнице обходиться в 80 крон в день, при этом пенсионеры оплачивают только треть суммы, оставшуюся часть вносит государство.

Национальная система медицинского страхования Швеции берет на себя оплату назначенных врачами лекарств и основном за счет отчислений работодателей (от величины начисленной зарплаты), финансируются в Скандинавии пособия родителям. Страховые выплаты родителям в Швеции включают в себя: оплачиваемый отпуск по беременности, пособие в связи с рождением ребенка, пособие по уходу за ним, пособие по случаю ухода за больным ребенком в возрасте до 12 лет и другие.

Национальная система медицинского страхования Швеции берет на себя оплату назначенных врачами лекарств и стоматологических услуг. В начале 2000-х годов эта страховка покрывала оплату лекарств, стоимость которых превышала 400 крон за 12 месяцев.

Из фондов социального страхования, формируемых в основном за счет отчислений работодателей (от величины начисленной зарплаты), финансируются в Скандинавии пособия родителям. Страховые выплаты родителям в Швеции включают в себя: оплачиваемый отпуск по беременности, пособие в связи с рождением ребенка, пособие по уходу за ним, пособие по случаю ухода за больным ребенком в возрасте до 12 лет и другие.

Местное самоуправление. Особенностью универсальной модели социальной защиты является вспомогательная роль муниципалитетов и частных социальных служб в сфере социальной помощи. Деятельность большинства учреждений, занимающихся социальной работой, находится здесь в ведении государственных органов.

Структура служб социальной работы:

- на правительственном уровне занимается Министерство здравоохранения и социальных дел;

- за ту или иную область социальной сферы отвечают социальные государственные службы – национальное бюро, которые действуют во многом автономно. Взаимодействие министерства с ними проявляется в выделении бюджетных средств, в получении итоговых отчетов по работе бюро и использованию ими выделенных финансовых поступлений. Министерство также назначает руководителей национальных бюро;

- на местном уровне – муниципалитеты, которые получают на эти цели государственные субсидии. С начала 2000-х годов шведское правительство увеличило субсидирование местных органов власти – коммун и лэн по статьям здравоохранения, социальной защиты, образования. Значительные средства выделяет государство муниципалитетам для оказания социальной помощи детям и семьям с детьми (размер компенсации доходит до 60 % затрат).

Престарелые и инвалиды. В деле помощи престарелым и инвалидам, проживающих на дому, важная роль в Швеции отводится муниципальным службам домашних услуг. Заключив соответствующие договоры, они помогают пенсионерам и инвалидам в приготовлении пищи, уборке квартиры, сопровождают подопечных на прогулках, выполняют поручения на почте, в банке, в коммунальных учреждениях. За такие услуги клиенты социальных служб платят весьма умеренную и вполне доступную им сумму.

Муниципалитеты в ряде скандинавских стран большое внимание уделяют вопросам защиты здоровья и организации труда лиц, занятых в особых условиях производства (сельское хозяйство и другое). Так, в Финляндии хорошо зарекомендовала себя практика надомной помощи фермерам специальными «заместителями», нанимаемыми муниципалитетами. Чтобы фермеры могли периодически отдыхать и иметь замену без помощи платной рабочей силы, местные самоуправления содержат в своем штате профессиональных заместителей фермеров. Право пригласить такого «заместителя» имеет фермер, занятый в животноводческом хозяйстве и входящий в пенсионную страховую систему сельскохозяйственных производителей страны. В середине 90-х годов продолжительность ежегодного отпуска у фермера составляла в среднем 22 дня. Кроме того, фермеру-животноводу на год полагалось 12 выходных дней. В этот период его замещали «заместители», труд которых оплачивали муниципалитеты. К помощи последних могли прибегнуть не только животноводы, но и фермеры-земледельцы на период болезни, при несчастном случае, при родах и прочих подобных обстоятельствах.

Определенную помощь нуждающимся гражданам в скандинавских странах оказывают частные социальные службы агентства. Причем наблюдается тенденция увеличения числа частных компаний, предоставляющих социальные услуги (уход за детьми, престарелыми и другими). Однако в целом роль частных социальных служб в сфере социальной защиты остается незначительной. Они выполняют преимущественно вспомогательные функции. Основными же субъектами социальной помощи являются государственные органы во взаимодействии с муниципалитетами, а также корпоративно-страховые структуры.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!