Роль скаутского движения в социализации личности подростка
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА
Егорьевский филиал
Факультет педагогики и
психологии
РЕФЕРАТ
РОЛЬ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В
СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Выполнила: студентка 5 курса
Проверила:
2005
Сегодня, когда
предаются забвению духовные и общечеловеческие ценности, а на первый план
выходят задачи физического выживания, всё очевиднее становится необходимость
создания условий, способствующих социальному становлению детей и молодёжи, как
ответственных граждан Российской Федерации, формированию у них духовных и
нравственных ценностей, профессиональных качеств и умений, содействие их
личностному развитию, повышению уровня образования и культуры.
За последние годы
в нашей стране резко обострились социальные противоречия, которые происходят в
результате экономической и социальной нестабильности большей части населения.
Разрушение коммунистических устоев повлекло за собой образование идеологической
и духовной пустоты – старые традиции были разрушены, а взамен ничего не
предложено. Люди, на протяжении многих десятилетий ориентированные
идеологическими установками в основном на общественные, а не личностные
ценности, порой инстинктивно, а чаще осознанно стремятся защитить себя от
изолированности в новом «обществе потребления», предлагающем возможности
индивидуального выживания в этом мире.
Особенно это
свойственно молодым людям, которые всё меньше полагаются на традиционные
структуры социальной поддержки и предпочитают ориентироваться на созданные
неформальным путём собственные организованные группы. Естественное желание
молодых людей делать что-то сообща, можно наблюдать повсеместно. Любая группа
детей или молодёжи – это особый микромир, который живёт по своим, установленным
группой, правилам и нормам. И очень часто доступ в этот мир закрыт для
взрослых.
Если общество
думает о своём будущем, заботится о позитивном воспитании подрастающего
поколения, оно не может не учитывать стремление молодёжи создавать такие
неформальные объединения и особенности их функционирования.
Один из лучших
способов сделать значительный положительный вклад в формирование будущего –
проявить инициативу в создании условий, позволяющих молодым людям стать
полноправными участниками социальных процессов, объединиться на основе общих
интересов, т.е. создавать организации, ориентированные на позитивные
общественные ценности.
Огромным и
бесценным педагогическим и методическим материалом, прекрасными традициями и
идеологией, в основе которой лежат традиционные российские ценности –
православие, патриотизм, деятельная любовь к ближнему – обладает одна из
старейших русских детских организаций – скаутская. Основными задачами этой
организации является содействие детям и молодёжи в личностном развитии и
социализации, путём дополнения воспитательных воздействий семьи, школы и иных
общественных институтов.
Однако, делая
основной упор на повышение уровня образования, сегодняшние школы недостаточно
внимания уделяют воспитанию детей. В связи с этим возникла потребность создания
условий для воспитания всесторонне развитой личности, что, по сути, и является
основной целью скаутского движения. Таким образом, можно сказать, что, участвуя
в скаутском движении, ребёнок имеет больше возможностей для полноценного
развития и социализации личности.
Межрегиональная
детская общественная организация «Егорьевский следопыт» в своей деятельности
широко использует скаутский метод.
Основная
цель организации: Содействие личностному развитию членов организации.
Воспитательные цели и задачи организации:
1.
Помочь семье в воспитании детей и подростков
Задачи:
·
побуждение родителей к активной, деятельной ответственности за
личностное развитие детей;
·
создание условий для привлечения родителей к деятельности в
Братстве;
·
повышение воспитательной компетенции родителей, участвующих в
деятельности организации.
2. Содействовать развитию мотивации детей и
подростков к самостоятельному полноценному личностному развитию
Задачи:
·
система поощрения и стимулирования деятельной активности
детей и подростков, направленной на самосовершенствование;
·
различение деятельности, направленной на социальное и
профессиональное самосовершенствование и деятельности, направленной на
нравственное развитие;
·
формирование у детей представлений о целях и задачах
личностного роста, смысле человеческого существования.
3.
Создание условий для полноценного личностного развития детей и подростков.
Задачи:
· создание
многовариативной деятельностной среды;
· создание
воспитательной системы, позволяющей проявиться в деятельности организации
каждому ребенку;
· учет в
формировании системы деятельности организации индивидуальных особенностей,
способностей, склонностей и интересов каждого ребенка.
4.
Осуществление воспитания на основе православных
духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
· сообщение детям и
подросткам, а также наставникам, основ православной веры;
· приведение всей
жизни организации в соответствие устоям жизни православного христианина;
· поиск
воспитательных подходов основанных на православной нравственности применительно
к условиям современной жизни.
5. Содействие воспитателям, наставникам организации
в осуществлении личностного подхода в процессе воспитания
Задачи:
·
повышение воспитательной компетенции наставников организации;
·
организация соборного участия наставников организации в обсуждении
и принятии основных целей, задач, подходов к осуществлению деятельности организации;
·
создание системы подготовки кадров для организации.
Скаутский метод
Скаутский метод определенным образом описывает
личностные потребности подростка и предъявляемые ему требования:
В скаутском методе выделяется семь элементов:
1.
Обещание и Закон – потребность в нравственном регулировании жизни
2.
Обучение через дело – потребность в активном освоении
окружающей действительности
3.
Членство в малых группах – потребность в общении и взаимодействии
4.
Программа прогрессивного развития личности – потребность в
постоянном личностном развитии и самостоятельной активности
5.
Символическая основа – потребность в причастности и
самоидентификации
6.
Жизнь в гармонии с природой – потребность в романтических
переживаниях
7.
Поддержка взрослых – потребность в поддержке со стороны
взрослых наставников
Основы деятельности
Местная группа - объединение членов организации
по месту жительства, имеющее воспитательные задачи.
Малая группа - основная единица следопытов,
объединяющая 5-9 человек – носит название патруль для следопытов или ватага для
младших следопытов.
Виды патрулей по составу:
1. Патруль следопытов – объединяет
5-9 человек в возрасте от 10 до 15 лет. Желательно, чтобы возраст членов
патруля был примерно равный с разницей не более чем в 1-2 года. Патрули следопытов
включают однородный по полу состав - отдельно патрули девочек, отдельно патрули
мальчиков.
2. Ватага - объединяет 5-9 младших
следопытов в возрасте от 7 до 10 лет. Могут включать разнородные (смешанный) по
полу состав - мальчики и девочки.
3. Звено витязей или дружинниц
(роверов) - объединяет старших членов организации в возрасте от 16 до 18 лет.
Могут включать разнородный (смешанный) по полу состав или однородный.
Виды патрулей по длительности деятельности:
1. Постоянный патруль – создается
по месту жительства и является основой местной группы следопытов.
2. Временный патруль – создается из
участников краткосрочной программы, представляющих различные местные группы
следопытов.
Патрульные атрибуты:
1. Название патруля – отражает
интересы участников (обычно выбирается из природной среды – птица, животное,
растение и т.д.).
2. Эмблема и девиз патруля -
соответствуют названию патруля и интересам его участников.
3. Патрульный флажок – шьется в
форме переносного вымпела с изображением эмблемы патруля.
4. Патрульный знак - форменная
нашивка с эмблемой патруля, размещается на правом рукаве форменной рубашки.
5. Летопись патруля - прошитая
тетрадь с дневниковыми записями о жизни патруля, включающая основные сведения
об участниках патруля.
Патрульные должности:
2. Помощник патрульлидера - заместитель патрульлидера;
3. Летописец - ответственный за летопись патруля,
ведущий фото и киносъемку во время мероприятий, ответственный за
оформительские работы;
4. Санинструктор - ответственный за аптечку и
санитарную подготовку членов патруля;
5. Завхоз - ответственный за оборудование
патруля;
6. Казначей - ответственный за патрульную кассу и
сбор взносов;
7. Спорт-инструктор - ответственный за спортивное
и игровое оборудование, проведение спортивных и игровых мероприятий;
8. Квартирмейстер - ответственный за оборудование
патрульного места и размещение патруля в походных условиях;
9. Инструктор по специальностям - ответственный
за подготовку членов патруля по следопытским специальностям. И др.
Основная задача патруля – участие в деятельности
местной группы православных следопытов. Однако в плане работы местной группы
постоянно должно учитываться самостоятельное значение патруля. Все мероприятия
местной группы следопытов строятся таким образом, что основные участники этих
мероприятий малые группы. Помимо участия в работе по плану местной группы
следопытов патруль имеет собственный план деятельности, учитывающий: необходимость
еженедельных сборов участников патруля, совместное чествование именинников, мероприятия
с учетом индивидуальных интересов и склонностей участников патруля.
Следопыты - основная часть организации. Понятие «следопыт»
применяется как к мальчикам, так и к девочкам и не склоняется (так же как
например солдат или офицер). Следопыт соответствует международному понятию -
скаут. Возраст следопытов - 10 - 15 лет.
Требования к следопытам:
·
пробыть определенный срок в организации, позволяющий подготовиться
к приему Торжественного обещания;
·
дать Торжественное обещание,
·
пройти испытания по программе прогрессивного развития,
соответствующие следопытской подготовке;
·
получить рекомендацию руководителя местной группы.
Обещание православных следопытов:
«Честным словом обещаю, по мере сил моих исполнять
свой долг перед Богом и Родиной, ежедневно помогать ближнему и выполнять законы
следопытов».
Законы следопытов:
1. Следопыт - верен Богу, предан Родине, родителям и ближним.
2. Следопыт – честен.
3. Следопыт - стремиться быть полезным ближним.
4. Следопыт - дружелюбен.
5. Следопыт – вежлив и скромен.
6. Следопыт - друг природы.
7. Следопыт - следует наставлениям своих родителей и
руководителей.
8. Следопыт – весел и никогда не падает духом.
9. Следопыт – трудолюбив и настойчив.
10.Следопыт - чист в мыслях, словах и делах.
Звания следопытов:
Следопытские звания присваиваются руководителем
местной группы при определенном сроке пребывания в организации и соответствия
данному обещанию. При присвоении звания учитывается мнение патруля если
следопыт пробыл в нем не менее полугода. Существуют следующие звания:
• следопыт 3 разряда, подготовка не менее 1 -года, рекомендуемый возраст
10-11 лет;
• следопыт 2 разряда, подготовка не менее 1 -года (после
присвоения III разряда)
рекомендуемый возраст 12-13 лет;
• следопыт I разряда, подготовка не менее 2-х лет (после присвоения II разряда) рекомендуемый
возраст 14 -15 лет. Следопыт первого разряда должен иметь опыт руководства
патрулем или самостоятельного проведения следопытских мероприятий.
Кадеты – члены организации, поступившие в
организацию в возрасте от 10 до 17 лет. Задача кадетов подготовиться к
принятию Торжественного обещания и приобрести недостающий опыт по основным
требованиям программы прогрессивного развития. Кадет после принятия
торжественного обещания может получить звание следопыта или витязя (дружинницы). Возраст
кадетов - 10 - 17 лет.
Младшая ветвь организации, имеющая
самостоятельную программу прогрессивного развития называется младшие следопыты.
(соответствует международному понятию – кабскауты). Возраст -
7-10 лет. Характер деятельности младших
следопытов имеет более игровой характер, а программа прогрессивного развития
носит более рекомендательный, нежели требовательный характер.
Обещание младших следопытов:
«Обещаю любить Бога и Родину, всегда делать добрые
дела и выполнять законы младших следопытов».
Законы младших следопытов:
Младший следопыт:
1. Помнит о своих обещаниях.
2. Любит и уважает своих
родителей.
3. Говорит только правду.
4. Верен дружбе.
5. Стойко преодолевает трудности.
Витязи и дружинницы – старшая ветвь следопытов. Соответствует
понятию ровер. Возраст витязей и дружинниц - 16
- 20 лет. Малая группа витязей и дружинниц -
звено. Звено может быть смешанным по составу и состоять из юношей и девушек или
быть однородным. Особенности программы
деятельности витязей и дружинниц – деятельность носит более самостоятельный
характер; витязи и дружинницы могут
участвовать в качестве руководителей или помощников руководителей в общих
программах, могут иметь свои самостоятельные
программы деятельности.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СБОРА ПАТРУЛЯ
В ГОРОДЕ
Начало сбора:
|
|
1.
|
Строй (сдача раппорта), молитва
«Царю небесный».
|
5 мин.
|
2.
|
Занятия (патрульные дела).
|
15 мин.
|
3.
|
Песни.
|
10 мин.
|
4.
|
Ручной труд (узлы, патенты,
поделки).
|
30 мин.
|
5.
|
Игры.
|
15 мин.
|
Конец сбора:
|
|
6.
|
Строй, молитва «Достойно есть»,
гимн «Будь готов».
|
5 мин.
|
ИТОГО:
|
1ч.20мин.
|
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СБОРА ОТРЯДА В
ГОРОДЕ
Перед сбором
назначается дежурный из числа роверов.
Построение отряда:
Начальник отряда принимает раппорт,
проводит смотр патрулей (стойка, форма).
|
5 мин.
|
2.
|
Молитва «Царю небесный», подъем
флага, гимн России, законы, отрядная песня.
|
10 мин.
|
3.
|
Игры, тренинги, задания, связанные
со следопытской практикой.
|
20 мин.
|
4.
|
Начальник отряда ведет беседу.
|
10 мин.
|
5.
|
Пение.
|
10 мин.
|
6.
|
Межпатрульные состязания - игры.
|
30 мин.
|
Конец сбора:
|
|
|
Строй, молитва «Достойно есть»,
спуск флага, гимн «Будь готов».
|
5 мин.
|
ИТОГО:
|
1ч.25мин.
|
Совет отряда проводит короткое
совещание о
результатах сбора