Социальные черты современной молодежной культуры в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,97 kb
  • Опубликовано:
    2011-03-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальные черты современной молодежной культуры в России

Министерство образования Российской Федерации.

Филиал ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Вологде.

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра экономики и управления.

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по Социологии.

 

 

Тема: Социальные черты современной молодежной культуры в России.

 

 

 

 

Выполнила: Смирнова О.Н.

Студентка 1 курса Заочная форма обучения 3 года 10 мес. Специальность 080105 «Финансы и кредит»

 

 

Преподаватель: Парова О.С.

Должность: Старший преподаватель

Оценка:    Дата:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Вологда.

2010 год.

Содержание.

Введение.

Глава 1. Социальные черты современной молодежной культуры в России.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Молодежную среду, как составную часть российского и городского социума, и молодежную культуру, как важнейшую составляющую национальной и городской культуры, характеризует целый ряд общих черт позитивного и негативного - конструктивного и деструктивного характера. Молодежь и молодежная культура развиваются в конкретном историческом, социально-политическом и экономическом контексте. И все явления, происходящие в этой сфере должны рассматриваться в диалектическом единстве с этим контекстом.

Актуальность исследования. Молодежь — социально-демографическая группа, характерные черты которой - становление социальной зрелости, адаптация к миру. В силу особых качественных составляющих молодежь как социальная группа предстает индикатором происходящих перемен, определяя потенциал общества.
Современное состояние российского общества отражает объективную необходимость рассматривать молодежь в качестве неотъемлемой составляющей социальной системы, выполняющей особую роль в социальном воспроизводстве. Молодежь как органическая часть общества на каждом этапе его эволюции выполняет интегративные функции, объединяя и развивая опыт предыдущих поколений, в идеале способствуя трансформации социальной системы, прогрессу. Молодежь — движущая социальная сила.

На современном переходном этапе особое значение приобретает согласование интересов социальных групп российского общества, что затруднительно по причине многообразия спектра социальных интересов: политических, экономических, духовных, культурных и т.д. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные стратегии, зависит понимание специфики социального становления. Всестороннее изучение молодого поколения имеет важное значение для корректировки государственной молодежной политики, создания действенных, эффективных программ, способствующих вхождению этого поколения в социум. Инновационное общество, заинтересованное в будущем, должно создать условия самореализации молодежи.

Стремление понять природу механизма взаимосвязи интересов молодежи, ее политической культуры отвечает внутренним потребностям российского общества, заинтересованного в расширении теоретических представлений об этих явлениях, имеющих фундаментальное, в том числе и практическое значение, в деле реформирования общественной жизни.

 

 

 

 

Глава 1. Социальные черты современной молодежной культуры в России.

Понятие молодежной культуры.

 

Этот термин используется учеными и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде. Разные исследователи неодинаково подходят к содержанию, пытаясь интерпретировать термин в зависимости от контекста. Но даже такое разнообразие в подходах позволяет увидеть некоторую общность взглядов применительно к отдельным элементам данного феномена.

Согласно выводам специалиста по молодежной культуре С.И. Левиковой, молодежная субкультура характеризуется следующими чертами:

- молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней; члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения;

- вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);

- как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;

- значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы.

Молодежная субкультура – это культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.

Социально – исторические предпосылки появления молодежной  субкультуры.

Молодежная субкультура отражает перемены, происшедшие во второй половине ХХ века. Ее появление и оформление как социального феномена было подготовлено развитием индустриальных обществ и произошло в начале перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму.

Стремительное, непрерывное ускорение и обновление стали ведущими характеристиками жизни современных индустриальных обществ. Разворачиванием научно-технической революции был положен конец естественно-природной сфере, началась эра искусственно-технологическая. Появилась возможность практически все фабриковать, то есть создавать по заранее заданным параметрам и свойствам. С появлением возможности фабрикации в прошлое ушли уникальность, индивидуальность: сначала в предметах, а затем и в людях. Их место заняли шаблонность, стереотипность, массовость, универсальность, нивелирование.

Наблюдались два взаимосвязанных процесса: люди, желая соответствовать индустриально развитому обществу, принимали его правила игры, вовлекались в создаваемые им индустрии труда, развлечений, потребления, то есть в массовое общество, а общество с той же целью использовало социальные технологии. К числу таких технологий можно отнести: 1) усиленное «промывание мозгов» различными средствами массовой информации, 2) навязывание посредством рекламы, моды, эталонов престижности жизненных стандартов, стереотипов, шаблонов, 3) внедрение посредством поточно-конвейерной индустрии досуга массовой культуры, для которой характерны примитивность, развлекательность, натуралистичность, общедоступность.

Формирование массового общества совпало с началом НТР и пришлось на 50-е годы XX века. В это же время началось и оформление молодежной субкультуры.

С самого начала молодежную субкультуру отличали невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура. Невписываемость при одновременном стремлении привлечь к себе внимание оборачивается симбиозом эпатажных, эскапистских и протестных форм данной субкультуры. Эти формы предоставляют возможность молодежной субкультуре исполнять роль своеобразного компенсаторного механизма, решающего задачу противовеса мощному нивелирующему давлению массовой культуры.

Возникновение молодежной субкультуры практически совпадает по времени с началом эпохи постиндустриализма и с зарождением постмодернистических тенденций в социокультурном развитии общества. Основными чертами постмодернизма являются плюрализм, множественность, неопределенность, фрагментарность, изменчивость, эклектизм. Эти же черты характерны и для молодежной субкультуры. Она тоже:

1) плюралистична, поскольку вбирает в себя и панков, и хиппи, и готов, и многих других;

2) множественна, поскольку у молодежной субкультуры нет стержневого единства;

3) неопределенна, так как нельзя сказать с полной уверенностью, чем же на самом деле является молодежная субкультура;

4) фрагментарна, то есть каждая молодежная субкультура сохраняет свои особенности и своеобразие;

5) изменчива, так как периодически молодежная субкультура обновляется, перерождается;

6) эклектична, так как вбирает в себя абсолютно несовместимые элементы, которые мирно сосуществуют и даже взаимно дополняют друг друга.

 

 

Генезис молодежной субкультуры.

Довольно часто появление феномена молодежной субкультуры исследователи связывают с конфликтом поколений. Однако, как показывают социологические исследования, это представление верно лишь отчасти. Определенное несоответствие во взглядах, вкусах, предпочтениях, ценностях поколений в той или иной форме существовало всегда, но оно необязательно оборачивается возникновением молодежной субкультуры. О проблеме конфликта поколений рассуждали еще Платон и Аристотель.

Конфликт между «отцами» и «детьми» является не причиной ухода молодого человека в молодежную субкультуру, а, скорее, его следствием. Причины того, что молодежная субкультура является структурным элементом индустриально развитых социальных систем, кроются в невиданном ранее удлинении периода обучения, вызванном тем, что новые технологии и техника требуют не просто образованных, но особенно хорошо образованных, специально подготовленных работников. В результате самостоятельность приходит к молодому человеку значительно позднее. Возникают «ножницы»: биологически он уже взрослый, а полного социального статуса у него еще долго не будет. Это положение «ножниц» усугубляется и современной биологической акселерацией, в силу которой в старшей школе обучаются с физиологической точки зрения вовсе не дети. Кроме того, длительный официально признанный период «невзрослости» сам по себе существенно ослабляет для многих молодых людей и стремление к успеху, и желание вхождения во взрослую жизнь и во взрослый мир. Идея нескончаемого детства витает в большинстве молодежных субкультур. Потребность в самовыражении и неопределенность социальной роли молодых людей, порождающая значительную неуверенность у них в занимаемых социальных статусах, приводят их к спонтанному созданию частичной культуры, каковой является молодежная субкультура.

Пока в обществе за молодым человеком не будет признан и закреплен тот или иной социальный статус, ему самому необходимо его создавать, поскольку его потребность в статусе, ощущение принадлежности к некоторому обществу не могут удовлетворить ни семья, ни школа, ни любая формальная молодежная организация. Поэтому и возникают неформальные контактные группы, в которые подростки собираются инстинктивно. Прямой контакт со сверстниками ценен для молодежи как таковой.

 

Влияние внутренних и внешних факторов на развитие процессов в молодежной субкультуре.

Молодежная субкультура, как и любая культура, в процессе своего развития реагирует на меняющиеся внутренние и внешние условия своего существования.

Изменения молодежной субкультуры от внешнего политического фактора определяются колебанием политических режимов правления от жесткого к мягкому, и наоборот. Любые либеральные общественные изменения, граничащие со вседозволенностью, сопровождаются бурным расцветом и разрастанием феномена молодежной субкультуры. Любой режим жесткой политики приводит к резкому уменьшению количества неформальных молодежных объединений, частичному уходу молодежной субкультуры в андеграунд. Вместе с тем умелая молодежная политика и работа с молодежью могут направить выход «пара» в необходимом для правительства направлении.

Зависимость от внешних экономических факторов следующая: колебаниям экономическим волн соответствуют и колебания молодежной субкультуры. Всплеск «гуманитарной» молодежной субкультуры  (хиппи, ролевики, рейверы) – показатель экономического благополучия общества: как только жизнь без лишений превращается в норму, общество сталкивается с тоской будней, «сытые» молодые люди начинают искать себе применение посредством молодежной субкультуры. Волны экономического спада, напротив, приводят к стремительному росту «криминогенного» типа молодежной субкультуры (панки, гопники, скинхеды). В основе этого феномена лежат две причины. Во-первых, в периоды экономического спада происходит обнищание и понижение жизненного уровня населения, увеличение количества бедных семей. Во-вторых, в периоды экономического спада  возрастает безработица. Это приводит к появлению большого количества физически здоровых и сильных, не знающих, как себя занять, молодых людей. Решить проблемы «криминогенных» субкультур мы сможем лишь после того, как страна войдет в период экономического благополучия.

Молодежная субкультура, будучи культурой в культуре, не существует вне базовой культуры индустриально развитого общества. Базовая культура и молодежная субкультура тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы. Результатом взаимодействия этих двух культур могут быть: 1) усложнение культур, в результате чего культуры переходят на иную ступень развития, 2) эрозия молодежной субкультуры, могущей привести к ее гибели.

Молодежная субкультура не только зависит от базовой культуры, но и влияет на нее. Наша сегодняшняя культура представляет собой некую цельность, включающую в себя элементы и молодежной субкультуры, и криминальной, и богемной, и других субкультур. Каждое молодое поколение, вырастая, вносит в базовую культуру своего общества то, что было выработано им в период молодости.

Неформальные молодежные объединения.

 

Неформальные объединения - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди: дети, подростки, молодежь, взрослые. Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки.

Выделяют следующие основные признаки неформалов.

1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.

2) Слабо выраженная внутренняя структура.

3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.

4) Слабые внутренние связи.

5) Очень сложно выделить лидера.

6) Не имеют программы деятельности.

7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.

8) Представляют альтернативу государственным структурам.

9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

В качестве причин "ухода в неформальные группировки", молодёжь называет:

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье, непонимание в семье.

3) Нежелание быть как все.

4) Желание утвердится в новой среде.

5) Привлечь к себе внимание.

6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

7) Копирование западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие цели в жизни.

11) Влияние криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения.

Объединения неформалов нигде не зарегистрированы, своего устава или положения не имеют. Условия членства в них не оговорены, численность группировок колеблется.

Однако неформалы существуют. Они могут успешно вписываться в процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором, выступая с позиций голого критиканства и открытого противостояния правоохранительным органам и органам власти.

 

Основные молодежные субкультуры.

«Зеленые» - так называют себя различные, существующие почти повсеместно объединения, объединения экологической направленности, активность и популярность которых неуклонно растет. Среди наиболее острых проблем, проблема охраны окружающей среды занимает не последнее место. За ее решение и взялись "зеленые". Экологические последствия строительных проектов, размещение и эксплуатация крупных предприятий без учета их влияния на природу и здоровье людей. Различные общественные комитеты, группы, секции развернули борьбу за удаление таких предприятий из городов или их закрытие.

Так же к неформальным объединениям относятся объединения защиты памятников, памятников архитектуры, общество охраны зверей, общество охраны лесов.

Хакеры (компьютерные фанаты). В основном это студенты технических факультетов вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, далеко не все компьютерные фанаты осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

Гопники.
Наконец, речь зашла о криминально-делинквентых молодежных субкультурах. В первую очередь необходимо упомяуть «гопников», «группировочников», или «мотальщиков». Расцвет данной субкультуры приходится на 80 гг. В середине 90-х появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое ей в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэйверов, роллеров и т.д. Любой подросток, заподозренный в принадлежности к той или иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также еще не ушло в историю, но лишь переместилось на периферию.

Панки – молодежная субкультура, возникшая в конце 60-х годов прошлого века в Великобритании, США, Канаде и Австралии. Ее отличительными особенностями являются стремление к личной свободе и независимости, эпатажное и развязное поведение, максимализм, критическое отношение к обществу и политике и любовь к грубоватой и энергичной музыке панк-рок.
Внешний вид панков очень эпатажный и порой шокирующий. Самая яркая деталь внешности панка – прическа. Выбритые виски, невероятный – например, зеленый или красный – цвет волос, прически-гребни («ирокезы»). Одежда – рваные джинсы, культовая кожаная куртка – косуха. Украшения – металлические клепки, булавки, ошейники, напульсники, тяжелые цепи.
Субкультура панков явилась «родоначальницей» многих других современных субкультур: готов и эмо.

Готы – представители молодежной субкультуры, ведущей свою «родословную» от панков и зародившейся в середине – конце ХХ века. Характерные черты: любовь к готической музыке, интерес к мистицизму, склонность к меланхолии, приверженность «кладбищенской» тематике.
Собственно, готическая культура изначально имеет культовый характер и религиозна по своему содержанию. Их искусство ассоциируется с темами вечности, высших иррациональных сил, с темами нравственного страдания и мученичества. В моде несколько направлений: от близких панку черных рваных одеяний до также черных шелковых и бархатных средневековых платьев и длинных плащей. Корсеты, кружева, широкие поднятые воротники – тоже истинно готические атрибуты. В целом имидж гота достаточно мрачен. Они любят многочисленные украшения, чаще всего серебряные, носят длинные гладкие (в отличие от панков) черные волосы; особенность макияжа – белое лицо и подведенные черным цветом глаз и губ.

Эмо – (от emotional — эмоциональный) – молодежная субкультура, делающая акцент на внутренних переживаниях и чувствах. Ценность любви и дружбы, искренности и романтичности – вот основные характеристики эмо. Это ранимые, чувствительные, эмоциональные, подверженные перепадам настроения и, в общем-то, инфантильные мальчики и девочки.
Внешний вид эмо достаточно своеобразен. Традиционной прической считается косая рваная челка, закрывающая один глаз, сзади – короткие жесткие волосы, торчащие в разные стороны. Цвет волос – преимущественно черный. Часто встречаются пирсинг, яркий макияж, подчеркивающий глаза, черный лак для ногтей. Эмо носят одежду розово-черных тонов. Считается, что черный цвет символизирует депрессию, чувства покинутости и одиночества, а розовый – положительные эмоции, которые также очень ценны для них. Впрочем, по мнению некоторых представителей эмо, растиражированный образ нытика, одетого в черно-розовую одежду, с плюшевой игрушкой в руках и смешным рюкзаком за плечами и размышляющего о суициде, имеет мало отношения к истинной сущности эмо. Скорее эмо представляются этакими «свободными художниками», действительно ценящими настоящие чувства, страдающими от несправедливости, но любящими жизнь.

Хип-хоп культура.

Хип-хоперы укоренились в российской молодежной среде уже достаточно давно. Хип-хоп — «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг. В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах).

По своему происхождению хип-хоп культура связана с бедными «цветными» кварталами крупных городов США и отразила черты культурных паттернов ряда этнических групп. Так, за основу брейк-данса взяты афро-американский ритм и черты народного «танца в кругу», элементы акробатики, афро-бразильской борьбы капоэйро, приемы китайского кунг-фу. На становление хип-хоп культуры оказало влияние массовое распространение технических новинок в области музыкального оборудования, прежде всего появление виниловых пластинок и техники, позволявшей их проигрывать на уличных «тусовках». На этой базе сформировались первые подходы к ди-джеингу (от DJ — disk jokej — ведущий программу, составленную из звукозаписей).

Брейк-данс (англ. Breakdance — «ломаный танец») — вид «танца в кругу», связанный с хип-хоп культурой. Для его обозначения также используются слова (некоторые вошли в молодежный сленг) «брейкинг», «рокинг» (первоначальное название брейк-данса), «би-боинг» (от b-boy — парень, исполняющий брейк, но, возможно, и от африканского слова boioing — танец, состоящий из прыжков). Возник в конце 1950-х годов в Нью-Йорке как явление молодежной «культуры улиц» в кварталах иммигрантов. Брейк-данс — заметное явление в жизни молодежи современной России.

Граффити (ит. graffito — «нацарапанный») — вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. В этом смысле термина граффити являются феноменом хип-хоп культуры. Это своеобразное направление артдизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социально-художественную практику.

В России с приходом моды на брейк-данс определенной частью молодежи начали осваиваться и практики граффити. Это увлечение сохраняется, хотя столь массового характера, как в европейских странах, не имеет. Граффити выступает как одна из основ определенных стилей жизни в некоторых из молодежных сообществ (прежде всего воспринявших импульс от хип – хоп культуры).

У  современной  молодежи  отдых  и  досуг  -  ведущая  форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Главной характерной особенностью молодежной субкультуры является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная, от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодежная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как контркультура.

Как показывает проведенный анализ, основной причиной возникновения неформальных молодежных групп является нарушение процесса адаптации молодых людей в окружающей социальной среде. Сам факт появления этих групп - процесс закономерный, поскольку в юношеском возрасте повышена потребность в общении со сверстниками, к мнению которых молодые люди склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых. Проблема заключается в том, что адаптированный к социальному окружению подросток выбирает социально одобряемую группу сверстников для самореализации, дезадаптированный - асоциальную.

В большинстве молодежных субкультур возникают своеобразные родоплеменные отношения. Это в каком-то смысле община, например, панков, байкеров, скинхэдов или хиппи-племя, со своей мистической взаимосвязью, предметной магией, харизматическими лидерами. Присущую им символику можно рассматривать не только как явление эстетическое, социальное, психологическое, но и как этнографическое - способ выживания и самоорганизации большого числа людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1. Белъский Ю. Ю., Беляев А.А., Логцаков Д.Г. Социология: Учеб. для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: Учеб. для вузов. -М.: Гардарики, 2003.

3. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 2000.

4. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.


Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!