Функции метафор в лирике Н.Рубцова

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,36 kb
  • Опубликовано:
    2011-01-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Функции метафор в лирике Н.Рубцова

1

ТЕЗИСЫ РАБОТЫ

 

  В представленной на конкурс исследовательской работе использованы сообщения учащихся, представляющие собой иллюстративный материал  по

проблеме «Функции метафор в лирике Н.М.Рубцова».

  Материалы работы будут полезны учащимся старших классов при  подготовке к урокам по стилистике и культуре речи.  Эта работа может быть также интересна и учителям при подготовке к элективным курсам.

 Актуальность  данной работы обусловлена вниманием современной лингвистики к проблеме исследования изобразительно – выразительных средств, в частности, метафоры  как языкового средства, при помощи которого выполняются различные поэтические задачи.  Целью данного исследования является рассмотрение функций , свойственных метафоре Рубцова, и определение роли метафоры в стихотворениях разной  тематики.

 1. Номинативная функция метафор. Метафоры называет тему или мотив стихотворения  или его фрагмента, а также чувства лирического героя или автора, его душевное состояние, его представления о мире.

2.Характеризующая функция метафор . Характеризующие метафоры  можно разделить на следующие группы: 1) метафоры, характеризующие настоящее мироощущение героя или автора;  2) метафоры, характеризующие чувства лирического героя,  чаще всего они  встречаются в любовной лирике;  3)метафоры, дающие характеристику эмоционально – психологическому состоянию лирического героя или автора.

3. Оценивающая функция метафор. Метафоры, выполняющие оценивающую функцию, можно разделить на следующие тематические группы:    1) метафоры, оценивающие события;  2) метафоры, оценивающие святые для поэта чувства; 3) метафоры, оценивающие психологическое состояние лирического героя.

Рассмотрев выбранные нами метафоры и установив, какие функции они выполняют в стихотворениях Николая Рубцова, мы пришли к определенным выводам.   Во-первых, человек в стихотворном тексте – это и лирический герой, связанный с самосознанием автора, но это в какой-то мере и обобщенная личность.   Такое свойство лирической метафоры можно назвать антропоцентризмом. Во- вторых, указанное  обобщение достигается метафорическим представлением чувств человека.  Автор при помощи метафор говорит о влиянии различных событий жизни на психологическое состояние человека и дает этому явлению  какую –либо оценку.

2

 

 

 

 

  Пояснительная записка к исследовательской работе «Функции метафор в лирике Н.М.Рубцова»

 

 

 

Лирику Н.М.Рубцова по программам  средней общеобразовательной школы изучают в 9 классе в разделе «Современная поэзия» и в 11 классе в разделе «Художественные поиски и традиции в современной поэзии».

Кроме того, на уроках русского языка при подготовке учащихся к итоговой государственной аттестации в 9 классе и при подготовке к ЕГЭ в 11 классе учащиеся подробно знакомятся с художественными изобразительными средствами,

находят их в текстах и определяют  функции  изобразительных средств речи.

  Главная задача учителя – помочь учащемуся увидеть глубину изучаемого материала, вовлечь учеников в творческий процесс решения самых сложных и разнообразных проблем. Участвуя в том или ином исследовании, собирая материал для исследовательской работы, ребята приобретают новые знания.  Выполнение небольших исследовательских заданий по просьбе учителя формирует их интерес к самостоятельным наблюдениям над текстом.

В представленной на конкурс исследовательской работе использованы сообщения учащихся, представляющие собой иллюстративный материал  по

данной  проблеме.

Материалы работы будут полезны учащимся старших классов при  подготовке к урокам по стилистике и культуре речи.  Эта работа может быть также интересна и учителям при подготовке к элективным курсам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3

 

Функции метафор в лирике Н.М.Рубцова

(на материале сборника «Видение на холме»)

Введение

  Стиль поэта Николая Рубцова недостаточно  изучен . Работы

В. Коротаева, С. Чупринина, О.Ереминой  освещают в основном творческий путь и основы поэтики Н.Рубцова. Николая  Рубцова однозначно относят к поэтам «есенинской школы», называют его продолжателем «тютчевской традиции», выделяя основные черты, присущие образному видению Тютчева. Но многие вопросы стиля Рубцова остаются  малоисследованными.

Актуальность данной работы обусловлена вниманием современной лингвистики к проблеме исследования изобразительно – выразительных средств, в частности, метафоры  как языкового средства, при помощи которого выполняются различные поэтические задачи.

Недостаточная изученность этого вопроса по отношению к творчеству поэтов конца ХХ века обуславливает новизну нашей работы. 

Целью данного исследования является рассмотрение функций , свойственных метафоре Рубцова, и определение роли метафоры в стихотворениях разной  тематики.

В лингвистическом  словаре  дается следующее определение метафоры, на которое мы  будем опираться:

  «Метафора – троп или механизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов или явлений для характеризации  и наименования объекта,  входящего в другой класс, либо наименования другого класса аналогично данному в каком-либо отношении». Следовательно, метафора применяется к любым видам употребления слов в непрямом значении. Метафора допускает разные толкования и подразделяется на несколько видов:

  Метонимия (лат. Immutatio – замена) -  вид метафоры , употребление одного имени вместо другого, название содержащего вместо содержимого, признака вместо предмета и наоборот. Например: есть и пить на серебре, читать Крылова, три тарелки съел.


  4


  Синекдоха (греч.synekdoche - cоотнесение) – вид метафоры , употребление названия части вместо целого, вида вместо рода или наоборот. Например: жить на гроши, в закромах – ни зерна, как ликовал француз, мы все глядим в Наполеоны.

  Перифраз, парафраз  (греч.periphrasis - около) - вид метафоры, повторение мысли в иной форме, замена простого выражения окольным, распространенным. Например:  царь зверей, цветы жизни, дитя роскоши.

  Олицетворение – особый вид метафоры, для которой характерно отождествление предметов и явлений природы, растительного и животного мира с жизнью и деятельностью людей. Например: зима – «ведьма злая», «весна умылася в снегу», вьюга рыдает за окнами.

  Все эти виды метафор встречаются в лирике Н.Рубцова и выполняют разные функции.

Функции метафор

1. Номинативная функция метафор. Метафоры называет тему или мотив  стихотворения или его фрагмента, а также чувства лирического героя или автора, его душевное состояние, его представления о мире.

  Например, метафора  «я буду скакать по холмам задремавшей отчизны»  («Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны» 1962г.)  называет одновременно две главные темы стихотворения:  тему пути  и тему России. Кроме того, в этой метафоре выражен и мотив сна, дремоты, в которой  пребывает Россия. Таким образом  в одной стихотворной строке заявлено множество ассоциаций, связанных воедино метафорой.

  Метафора «заря, светясь по сосняку, горит, горит» («Утро» 1965г.) называет  тему утра и открывает мотив движения,  оживления природного мира:   Когда  заря, светясь по сосняку,

  Горит, горит, и лес уже не дремлет,

И тени сосен падают в реку,

И свет бежит по улицам деревни,

Когда, смеясь, на дворике глухом

Встречают солнце взрослые и дети, -

5

Воспрянув духом, выбегу на холм

И все увижу в самом лучшем свете.


  В метафоре «звезда полей во мгле заледенелой, остановившись, смотрит в полынью»  («Звезда полей» 1971г.)  номинизирована  тема судьбы, символическим знаком которой является звезда, и тема возможной смерти, философская тема, выраженная образами мглы заледенелой и полыньи.

В этой метафоре отчетливо звучит и мотив тревоги, растерянности лирического героя перед  жизненными  невзгодами.

Номинативные метафоры  чаще всего начинают стихотворения, в которых выражена тема России, или стихотворные тексты  на философские темы –  судьбы, земного пути человека,  жизни и смерти. Кроме того, такими номинативными метафорами начинаются некоторые стихи, относящиеся к пейзажной лирике. Как правило, это развернутые метафоры, состоящие из основной (название темы) и вспомогательной (мотивы) частей.

  Например, стихотворение  «Осенняя луна» (1969г.) начинается номинативной метафорой:

  Грустно, грустно последние листья,

  Не играя уже, не горя,

  Под гнетущей погаснувшей высью,

  Над заслеженной грязью и слизью

Осыпались в конце октября…

Метафора «грустно, не играя, не горя, осыпались листья» называет тему поздней осени, создает элегическое настроение, метонимия «над заслеженной грязью и слизью» рисует образ проселочной разбитой дороги.

  Метафора в лирике Н.Рубцова может номинизировать  самые сложные чувства поэта, которые обычными словами невозможно передать.

  И все ж прекрасен образ мира,

  Когда в ночи равнинных мест




   6


  Вдруг вспыхнут все огни эфира,

  И льется в душу свет с небес.

В этой метафоре из стихотворения «Уже деревня вся в тени…» выражено чувство неразрывного единства земного и небесного, ощущение сопричастности души  человека  небесному свету.

Стихотворение «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны» - это сокровенные размышления поэта о судьбе России, которую он называет «своим божеством». Метафоры в этом тексте  номинизируют представления поэта о мире, выражают его боль по поводу разрухи и бедности российской деревни, по поводу утраты веры русским народом:

Боюсь, что над нами не будет таинственной силы,

Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,

Что, все понимая, без грусти пойду до могилы…

Отчизна и воля – останься, мое божество!

  Итак, все метафоры, выполняющие номинативную функцию, называют тему размышлений или наблюдений автора,  психологическое состояние или какое- либо чувство лирического героя. В этом заключается так называемый антропоцентризм метафор, то есть включение человека в  текст как  автора, который его создал,  и как лирического героя, который является составной частью текста.


2. Характеризующая функция метафор .

Характеризующие метафоры  можно разделить на следующие группы:

1) Метафоры, характеризующие настоящее мироощущение героя или автора. Например:

Когда душе моей

   Сойдет успокоенье

С высоких, после гроз,

Немеркнущих небес… («В глуши», 1962г.)

7



Олицетворение «сойдет успокоение» позволяет представить, как прекрасна жизнь в минуты общения с природным миром, когда этот мир светел и тих «после гроз».

  В метафоре «когда в окно осенний ветер свищет и вносит в жизнь смятенье и тоску…» («Вечерние стихи» 1970г.) тема душевной смуты героя передана устоявшимся в русской лирике образом холодного ветра.

Хотя мотив печали в мироощущении лирического героя Н.Рубцова неизменно присутствует,  в большинстве лирических зарисовок  поэта этот мотив сменяется уверенностью, что жизнь удивительно прекрасна, что  все в этой жизни «не зря»:

  Я не один во всей вселенной,

  Со мною книги и гармонь,

  И друг поэзии нетленной –

  В печи березовый огонь.  («Зимовье на хуторе» 1970г.)

Метонимия «книги и гармонь» подразумевает более широкое  понятие –  литература и музыка , без которых немыслима жизнь творческого человека. Перифраз «друг поэзии нетленной» каким-то непостижимым  образом сближает настроение и  мир этого текста с мироощущением  лирического героя пушкинского стихотворения «Зимнее утро». Одинаковый  ряд ключевых слов: книги, поэзия, печь, огонь.

В стихотворении «Зеленые цветы»  при помощи  развернутой метафоры поэт выражает свое понимание  невозможности достижения идеала, душевной гармонии:

Как не найти погаснувшей звезды,

Как никогда, бродя цветущей степью,

Меж белых листьев и на белых стеблях

Мне не найти зеленые цветы…

Жизнь – это цветущая степь, но человеку всегда «чего-то не хватает», и, даже осознавая, что идеал недостижим, он продолжает искать «зеленые цветы», «звезду» или синюю птицу.

8


  Таким образом, Н.Рубцов при помощи метафор характеризует течение жизни, ее сущность и свое отношение к ней.

2) Метафоры, характеризующие чувства лирического героя,  чаще всего встречаются в любовной лирике.  У Н. Рубцова  они могут характеризовать отношение лирического героя к возлюбленной, его  переживания: ревность, разлад, смятение, радость встречи:

  И стало мне жаль отчего-то,

Что сам я люблю и любим…

  Ты – птица иного полета, -

  Куда ж мы с тобой полетим?   ( «Куда полетим?» 1967г )

 

  В счастливое мироощущение лирического героя врывается печаль, которая  вначале непонятна: ведь он любит и любим.  Но потом печаль осознается героем:  у влюбленных нет общей дороги. Перифраз «птица другого полета» передает характер возлюбленной лирического героя как человека с другими жизненными ценностями и устремлениями. 

 

  В стихотворении «В минуты музыки» чувство разочарования, потери любви  выражено  метафорой:

Давно душа блуждать устала

В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

   Что слишком призраки люблю.

Былая любовь лирическому герою представляется «хмельным», то есть  далеким от реальности чувством, надуманным, призрачным.

 

Чувство боли за то, что человек относится к своей земле, к своему дому безответственно, безжалостно выражено в  известном стихотворении «Во время  грозы» .  Появляется очень яркая метафора:

Молчал, задумавшись, и я,

Привычным взглядом созерцая,

Зловещий праздник бытия,

Смятенный вид родного края.

  «Зловещий праздник бытия» - это вся наша жизнь , которая неотделима от жизни космической, вечной. В жизни этой все переплетено: горе и

9


радость, добро и зло, небеса и пропасти. Лирический герой характеризует

свое психологическое состояние, вызванное грозой, включая себя в картину мира. В этом и состоит антропоцентризм характеризующих метафор.

  3) Метафоры, дающие характеристику эмоционально – психологическому состоянию лирического героя или автора.

  В лирике Рубцова есть одноименные стихотворения, названные «Элегия». «Элегия»  1970 года представляет собой развернутую метафору, при помощи которой передано эмоционально - психологическое состояние поэта:

  Отложу свою скудную пищу.

  И отправлюсь на вечный покой.

  Пусть меня еще любят и ищут

Над моей одинокой рекой.

   Пусть еще всевозможное благо

Обещают на той стороне.

Не купить мне избу над оврагом

И цветы не выращивать мне…

  Метафора «отложу свою скудную пищу» дает оценку психологическому состоянию лирического героя, который не удовлетворен своей жизнью, считая ее «скудной», то есть  духовно бедной.  Образ реки в этом стихотворении – основа развернутой метафоры: река – это жизненный путь  лирического героя, путь одинокий, горький. Лирический герой понимает, что его  надежды не сбылись и уже не сбудутся. Мотив невоплотившейся мечты, свойственный элегии, здесь подчеркнут повтором: не купить, не выращивать.

Целый цикл стихотворений Н.Рубцова посвящен деревне, «тихой родине», в которой прошло детство поэта. Простая трудовая жизнь, деревенские жители,  с которыми поэт чрезвычайно любил беседовать и считал их  хранителями народной веры и народной правды – все это, на первый взгляд,  написано без особых красот и стилистических изысков. Но это только кажущаяся простота стиля.

Стоит изба, дымя трубой,

10


Живет в избе старик рябой,

Живет за окнами с резьбой

  Старуха, гордая собой,

  И крепко, крепко в свой предел –

  Вдали от всех вселенских дел –

  Вросла избушка за бугром

  Со всем семейством и добром!  

Характеризующие метафоры здесь скрыты . На первый взгляд, простая картинка, словно бы иллюстрация к сказке про старика и старуху.

  На самом деле  изба – метафора простого и вечного,  как сама жизнь,  деревенского мира. Изба  как живое существо «дымит трубой», смотрит окнами с резьбой, крепко - крепко вросла в землю и этим сильна.

Так при помощи метафоры  характеризует  деревенский  мир  русский поэт Николай Рубцов.


3) Оценивающая функция метафор.

Метафоры, выполняющие оценивающую функцию, можно разделить на следующие тематические группы:

а) метафоры, оценивающие события;

б) метафоры, оценивающие святые для поэта чувства;

в) метафоры, оценивающие психологическое состояние лирического героя.

  В четверостишии

И вот она уже грустна,

И вот уже серьезней встречи,

Совсем запутает она

Клубок моих противоречий.  ( «Зачем?, 1967г.)

В метафоре « запутает она клубок моих противоречий» поэт

  11


оценивает состояние своей настоящей жизни, запутанной, как клубок.

  Причем отношения с  девушкой для него не так просты и  предсказуемы, как бы этого хотелось ей.

В стихотворении «Видения на холме» метафоры выражают и оценивают святые для автора чувства : любовь к родной земле и переживания за судьбу России.

  Россия, Русь – куда я ни взгляну…

  За все твои страдания и битвы

  Люблю твою, Россия, старину,

  Твои леса, погосты и молитвы,

  Люблю твои избушки и цветы,

  И небеса, горящие от зноя,

  И шепот ив у омутной воды,

  Люблю навек, до вечного покоя…

  Россия, Русь! Храни себя, храни!

  Смотри, опять в леса твои и долы

  Со всех сторон нагрянули они,

  Иных времен татары и монголы.

  Они несут на флагах черный крест,

  Они крестами небо закрестили,

 И не леса мне видятся окрест,

  А лес крестов в окрестностях России. 

Субъект в метафоре «они несут на флагах черный крест» - это недруги нашей страны, недоброжелатели, которые не хотели бы, чтобы Россия стала сильной и богатой.  В метафоре « люблю навек до вечного покоя»  заключено не только признание в святом чувстве сыновней любви

  12


к Родине, но  и духовная , «смертная» связь с родной землей.Сходная

по  семантике  оценивающая  метафора появится в более позднем стихотворении  «Тихая моя родина»:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Метафоры, оценивающие психологическое состояние героя, встречаются чаще  в пейзажной и любовной лирике.  Например, в стихотворении  «Цветок и нива» уверенность лирического героя в том, что все в нашей жизни не зря, что любовь вновь и вновь возрождается в сердце человека, как цветок на ниве жизни, передана жизнеутверждающей метафорой: 

  Взойдет любовь на вечный срок,

  Душа не станет сиротлива.

  Неувядаемый цветок!

  Неувядающая нива!

Маленькое стихотворение без названия,  представляющее собой развернутую метафору, - это запечатленное мгновенное состояние души поэта.  

Мы сваливать не вправе

Вину свою на жизнь.

Кто едет, тот и правит,

Поехал, так держись!

Я повода оставил.

 13


Смотрю другим вослед.

Сам ехал бы и правил,

Да мне дороги нет… 

В двустишии «кто едет, тот и правит, поехал, так держись» переданы тяготы бытия, причем образ езды распространяется на все стихотворение.

   Интерпретировать  это стихотворение –метафору  можно следующим образом:  жизнь заставляет человека  решать сложные задачи, и если  он  перестанет идти к цели, « повода оставит»,  то смысл существования утрачивается.  Лирический герой  понимает это, но  не видит перед собой  той цели,  к которой имеет смысл  стремиться. В этом и заключается антропоцентризм метафоры: она оценивает психологическое состояние автора в определенный зафиксированный в стихах момент. 


  Заключение

  Рассмотрев выбранные нами метафоры и установив, какие функции они выполняют в стихотворениях Николая Рубцова, мы пришли к определенным выводам.

  Во-первых, человек в стихотворном тексте – это и лирический герой, связанный с самосознанием автора, но это в какой-то мере и обобщенная личность. Это свойство лирической метафоры можно назвать антропоцентризмом ( от греч. anthropos – человек и  центр – место сосредоточения чего-либо).

  Во вторых, такое  обобщение достигается метафорическим представлением чувств человека.  Автор при помощи метафор говорит о влиянии различных событий жизни на психологическое состояние человека и дает этому явлению  какую –либо оценку.




  14




  ЛИТЕРАТУРА


1. Рубцов Н.М. Видения на холме. Стихи, переводы, проза, письма. М., Советская Россия, 1990 год


2. Арутюнова Н.Д. Метафора. Лингвистический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990 год

3. Еремина О. Поэзия николая Рубцова. М., Чистые пруды, 2005 год

4. Коротаев В. Одна – но пламенная страсть. М., Арион, 1997 год

5. Кормилицына М.А. Антропоцентризм разговорного текста. Вопросы семантики. Саратов, 1998 год

6. Мейлах Б.С. Метафора как элемент художественной системы. Л., Советский писатель, 1958 год

7. Чупринин С. Крупным планом. Поэзия наших дней. М., Советская Россия, 1983 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   15

 


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!