Международное женское движение
Международное
женское движение
Введение
1. История
международного женского движения: причины возникновения и основные этапы
развития.
2. Основные
направления функционирования международного женского движения в 20 в. и
перспективы развития в 21 в.
Заключение
Список
литературы
Введение
Во
второй половине ХХ века сама жизнь заставила активизировать поиски новых
подходов к совершенствованию устройства человеческого общества. В значительной
степени возросла роль сознательного регулирования социальных процессов,
благодаря не только повышению уровня организованности социума, но и благодаря
развитию таких наук, как социальная философия, социология, социальная
психология и т. д. Человечество оказалось перед дилеммой - либо спастись от
самоистребления, усовершенствовав всю систему общественных отношений,
научившись жить в мире с самим собой и с природой, его породившей, либо
деградировать и исчезнуть как разумное сообщество.
В
такой обстановке не мог остаться в стороне женский вопрос - о месте женщины в
современном обществе, о перспективах ее широкого вовлечения в основные
стратегии общественного развития. Многие ведущие футурологи современного мира
(Нэсбитт, Шафф, Тоффлер, Феррароти) говорят о возможности и необходимости
повышения роли женщин во всех сферах общественной жизни для самосохранения
человечества.
Исследователи
отмечают умеренный консерватизм женщин как представителей общественного мнения
и как политических деятелей.
По
своей природе женщина - созидатель, а не разрушитель, хранительница жизни. Но
отсюда зачастую делается неправильный вывод, что женщина - хранительница
домашнего очага, и только. В ее юрисдикции оставляется традиционная немецкая
триада - Kinder, Kьche, Kirche. Но охранительную функцию женщины надо понимать
гораздо шире. Наблюдается и, в первую очередь, в индустриально развитых
странах, отход от традиционной патриархальной модели взаимоотношения полов.
1.
История международного женского движения:
причины возникновения и основные этапы развития.
Движение
женщин за свои права возникает относительно поздно.
“Впервые
идеи феминизма были изложены О. де Гуж в "Декларации прав женщины и
гражданки" (1792) и в книге Т. фон Гиппеля "Об улучшении гражданских
прав женщин" (1792). Представители феминизма требовали обеспечения
равенства полов посредством социально-экономической и юридической реформ. В
развитии идей феминизма немаловажную роль сыграл суфражизм начала 20 в. -
движение за предоставление женщинам избирательных прав, которые открыли бы им
доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство.
Получение женщинами США и Европы избирательных прав, а также рост их занятости
привели к спаду феминистского движения, которое вновь начинает
активизироваться после окончания второй мировой войны”[1].
На
волне освободительных идей Великой французской революции женщина заявила о
себе: "я существую", и второго, наступившего вместе с промышленной
революцией XIX века, когда женщина с полным основанием утверждала: "Я
работаю, значит, я существую". Это утверждение стало в XIX веке опорой для
феминизма, который развивался, осваивая новые идеологические и политические
формы, идеи, лозунги. Но какие бы формы он не принимал, его отправной посылкой
оставались две фразы. Одна совсем короткая: "Мужчина и женщина - вот
социальный индивид", произнесенная Анри де Сен-Симоном. Другая более
развернутая: "Расширение прав женщины есть общий принцип всякого
социального прогресса", - сформулированная Шарлем Фурье.
Великие
утописты двумя фразами в сущности создали основу для переворота в общественных
представлениях о существе гендерных отношений. Они вышли за пределы суждения о
"природном назначении" женщины, нисколько на него не посягая и не
оспаривая. Тем самым появилась возможность говорить о том, что помимо репродуктивных,
природных функций, у женщин могут быть еще и другие - социальные, гражданские
функции, и что все эти функции способны не отрицать, а дополнять друг друга.
Отныне речь шла уже не столько о "естественном", сколько о социальном
праве женщины, праве на свободу, равенство, братство. Этот теоретический
фундамент упрочил все феминистские идейные конструкции.
К
началу XX века их было довольно много: активно действовали суфражистки,
отстаивавшие политико-правовое равенство женщины; социалистки, защищавшие идеи
равной оплаты женского труда, участия женщин в профсоюзах; радикальные
феминистки, пропагандировавшие идеи сознательного материнства и контроля над
рождаемостью; возникали женские благотворительные общества, а на их основе -
христианский феминизм. Все эти направления, каждое на свой манер, помогали
женщине, так или иначе, осваиваться с новой для нее ролью субъекта истории. В
результате медленных, "ползучих" завоеваний в конце XIX - первой
половине XX века женщинам удалось добиться права на образование; на равный с
мужчинами труд и заработную плату, позднее - получить право голоса и право быть
избранными, сначала в местные, затем в высшие эшелоны власти, право входить в
профсоюзные организации и политические партии, право на развод, кое-где - на
применение противозачаточных средств и на аборт; право на государственную
помощь по беременности и родам, на отпуск по уходу за ребенком и т.д. Так,
медленно и постепенно, начинались сдвиги в социальных отношениях пола,
происходило завоевание женщинами права на власть, а затем - и самой власти.
Особую
роль в этом процессе сыграли марксисты. Прежде всего, им удалось преодолеть
антифеминистскую реакцию, поначалу преобладавшую в рабочем движении. Самым
типичным, самым крупным представителем этой реакции был П.Ж. Прудон. Он
категорически отрицал идеи женского равноправия, право женщины на участие в
гражданской жизни. В 1848 году от имени общественной морали и самой
справедливости он протестовал против выдвижения кандидатуры известной
французской феминистки Жанны Деруан на выборах в парламент - Национальное
собрание.
И
все-таки у марксистских феминистических идей был существенный изъян. Его
заметят позднее, столетие спустя. Подводя итоги развитию идей женского
равноправия, французский социолог Э. Морен напишет, что попытка рассмотреть
проблему угнетения женщины с помощью категорий классового анализа является
упрощением. Эта проблема сложилась в доклассовую, а может быть и
доисторическую, эпоху и имеет не столько социологический, сколько
антропосоциологический характер[2].
Особо
стоит отметить книгу Симоны де Бовуар «Второй пол»[3], которая оказала сильнейшее
влияние на всю историю развития женского движения. В центре
ее внимания - не "женские массы" и их "коллективная
борьба", а женская личность и ее "ситуация" в истории, заданная
физиологией и анатомией, психологией и социальными нормами и правилами.
2.
Основные направления функционирования международного женского движения в 20 в. и
перспективы развития в 21 в.
Под
международным женским движением понимается совокупность ряда крупных
международных женских организаций, действовавших в Европе и Северной Америке, с
целью продвижения идей равноправия полов на уровень принятия государственных
решений и в массовое сознание, структурирования женского движения в различных
регионах мира.
Успех
суфражизма на время приостановил общее развитие женского политического
движения, которое последующие почти четыре десятилетия находилось в состоянии
спячки. Но, несмотря на все достижения феминизма, по-прежнему во всех сферах
жизни главенствовали мужчины. Оказалось, что равноправия на бумаге
недостаточно, необходимо было изменить отношение к женщине и в сознании людей.
Пробуждение, или «женское возрождение» началось в 60-е годы. Его эпицентром
стали США, где именно в эти годы наблюдалась активизация демократических
процессов, направленных на ликвидацию различных форм дискриминации, и прежде
всего расизма. Женское движение обрело новые, зачастую радикальные формы, что
нашло отражение в его названии – «женское освободительное движение» (Women’s liberation).
Новая
волна борьбы за эмансипацию была обусловлена структурными изменениями в социуме
и, прежде всего, - значительным увеличением доли женского труда в общественном
производстве. Так, к 1960г. в США женщины составляли более одной трети трудовых
ресурсов страны, при этом 54% трудящихся женщин были замужними, а 33% имели
детей, что свидетельствует об экономических факторах, побуждавших женщин
включаться в общественную производственную практику.
Феминистское
движение 60-х – начала 70-х годов получило несколько экстравагантную окраску,
проявляясь в вызывающих, даже шокирующих традиционно настроенную общественность
непривычных лозунгах, формах выражения протеста. Стремясь к пробуждению
женского самосознания, освобождению общественного мнения от инерции
патриархально ориентированных нравственных установок, феминистки использовали,
например, приемы «площадного театра». В листовках возникшей в 1968г.
американской организации под скандальным названием «Ведьма» говорилось: «Все,
что репрессивно, имеет исключительно мужскую ориентацию, завистливо, отмечено
пуританством и авторитарностью, должно стать мишенью вашей критики. Ваше оружие
– ваше безграничное прекрасное воображение. Ваша сила исходит от вас самих как
от женщин, и она многократно усиливается от совместной работы с вашими
сестрами. Ваш долг – освободить ваших братьев (хотят они этого или нет) и самих
себя от стереотипов половых ролей».[4]
Шокирующий
характер носили не только формы феминистского протеста, но и его содержание.
Критике подвергались те устои общества, которые способствовали, по мнению
феминисток, закреплению неравноправного положения женщин: замужество,
материнство и т.п. Логика рассуждений сводилась приблизительно к следующему: «В
браке, согласно закону, мужчина и женщина – одно лицо, то есть само бытие или
правовое существование женщины прекращается с началом ее замужества. Ибо «одно»
всегда подразумевает мужское господство».[5]
Экстремизм
феминистского движения имел позитивные и негативные последствия. С одной
стороны, он содействовал пробуждению женского самосознания, а с другой – давал
повод для дискредитации, позволял оппонентам обвинять феминисток в том, что у
них комплекс неполноценности, нездоровое пристрастие к власти, склонность к
половой распущенности и т.д.
Феминизм,
как и всякое другое политическое движение, не мог избежать радикализма,
«левизны» как своего рода болезни роста. Потребовалось время, чтобы пришли
зрелость оценок, умеренность и взвешенность действий, наконец, теоретическая
обоснованность. Этому в значительной степени способствовало создание сети так
называемых женских исследований (women’s studies),
призванных одновременно вести просветительскую работу и подводить научный
фундамент под движение за освобождение женщин. Женские исследования стали
неотъемлемой частью учебных программ многих университетов, появилось немало
специализированных научно-исследовательских центров.
В
70-е годы повсеместно в западных университетах возникают центры «женских» или
«феминистских» исследований с особыми программами, включающими специалистов по
биологии, физиологии, антропологии, этнографии, философии, истории, филологии.
В них переместился спор, разделивший феминистов на сторонников «эгалитарного»
подхода и проповедников «женской субъективности». С распространением женских
исследований спор этот не только не разрешился, но развел оппонентов в разные
стороны.
Свой
выход из этого тупика предложили исследователи, строившие анализ, исходя из
сопоставления «мужской» и «женской» ролей в разных ситуациях в разные периоды.
Они предложили ввести новое понятие «гендер» (от англ. – gender
– род). В русском языке это понятие можно раскрыть только смысловой фразой:
«социальные отношения пола», или социально закрепленное разделение ролей на
мужские и женские. Они стремятся перевести анализ отношений пола с
биологического уровня на социальный, чтобы, наконец, отказаться от постулата о
«природном назначении пола»; показать, что понятие «пол» принадлежит к числу
таких же смыслообразующих понятий, как «класс» или «раса»[6].
В
70-80-е годы международным сообществом приняты документы, которые призывают к
ликвидации всех форм дискриминации женщины. В них женщина признается таким же
полноценным субъектом истории, как и мужчина, а ее личность оценивается выше,
чем ее «природное назначение», в них подчеркивается, что рождение детей,
продолжение рода – это право, а не обязанность женщины.
Начатая
в 60-е годы «женская революция» шла под лозунгом: «Если женщина имеет право на
половину рая, то она имеет право и на половину власти на земле!» - в 80-90-е
годы вынудила власть имущих потесниться и впустить, наконец, и женщин во все
структуры управления обществом. Эти структуры из однополых мужских стали
превращаться в «смешанные». Суфражистки, бабушки американок конца 20в.,
порадовались бы увеличению числа женщин – членов политических партий. В 1969г.
женщины занимали только 3,5% должностей в штатах, к 1986г. эта цифра выросла до
13%. В местных органах власти их представительство составляло 4% в 1975г. и 10%
в 1981г.[7]
Доля женщин в парламенте США составляет 11,2%, в Великобритании – 7,8%. И эти
цифры продолжают расти, хотя и очень медленно. Таким образом, «женская
революция» изменила представление о роли женщины в современном обществе.
Заключение
Таким образом, международное женское движение оказало
огромное влияние на положение женщины в современном обществе, отношение к ней
со стороны мужчин и самой к себе. Теперь женщина более независима,
самостоятельна и воспринимается в большей степени как субъект, а не как объект
воздействия.
Само слово “пол” означает половину чего-либо,
неполноценное, половину целого, и чтобы стать полноценным должны соединиться
две половины. Следуя этой логике, мужчина и женщина являются половинками
единого существа, единой системой, где два элемента тесно взаимосвязаны,
взаимодействуют и дополняют друг друга. А с точки зрения прав человека можно
сказать, что равенство мужчин и женщин – это вопрос равенства человеческого
существования. Недопустима дискриминация между мужчинами и женщинами. В связи
с этим можно вспомнить, что древняя
восточная мудрость рассматривает взаимоотношения полов как "Инь" и
"Янь", черное и белое, соединенные воедино в идеальный круг:
Исторический опыт требует относиться ко всем, как к людям,
соблюдать права человека безотносительно пола. Такой подход к пониманию ролей
мужчины и женщины в цивилизации, вероятно и будет определяющим в их отношениях
в 21 веке.
Список
литературы
1.
Бовуар С. де. Второй пол. М.,Спб.,1997. 832с.
2. Современная
западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990
3.
Феминизм: Восток, Запад, Россия. М.,1993. 243с.
4.
Шенар А. Куда идет феминистское движение? //
Сегодня. 1996. 26 апреля. С.6.
5. Эванс
С. Рожденная для свободы: Пер с англ. М.,1993. 320с.
[1] Воронина
О. А. Феминизма социологические концепции. / Современная западная социология:
Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 366 - 367
[2] Феминизм:
Восток, Запад, Россия. М.,1993. 243с.
[3] Бовуар
С. де. Второй пол. М.,Спб.,1997. 832с.
[4] Цит. по: Феминизм: Восток. Запад. Россия. С.4-5.
[5] Там же.
[6] Бовуар С. Указ. Соч. С.19.