Тема 1.8.Учет
готовой продукции и ее реализации
Учет
готовой продукции ведется на счете 43 «Готовая продукция». К нему открываются
следующие субсчета :
43/1
– продукция растениеводства
43/2
– молоко
43/3
– продукция промышленного производства
43/4
– продукция консервного цеха
43/7
– садоводческая продукция
Для
учета готовой продукции используются :
·
Журнал
учета надоя молока - составляется за каждый день и содержит данные о том,
сколько молока ежедневно было получено (приложение )
·
Дневник
поступления сельскохозяйственной продукции – в данном случае бригадой №7
цветочно-декоративного участка было получено 768,2 кг
зеленого лука и 220 пакетов садово-огородной смеси ( приложение )
·
Ведомость учета движения
молока – составляется за месяц и содержит данные о количестве полученного
молока, реализованного и израсходованного на выпойку телятам за каждые сутки
·
Накладная на отпуск
материалов на сторону – составляется в случае выдачи молока в счет зарплаты
работникам организации ( приложение100 )
Реализация готовой
продукции производится через использование 90 счета «Продажи». К нему
открыты следующие субсчета :
90/1 –
растениеводство
90/2 –
животноводство
90/3 –
пиломатериалы и забой
90/4 – консервный
цех
90/5 – тара
90/6 – услуги
90/7 – садоводство
90/8 – коммерческие
и управленческие расходы
90/9 – результаты
деятельности
По дебету счета 90
отражается себестоимость продукции, а по кредиту – ее реализация.
В конце года 90
счет закрывается, составляется оборотная ведомость по 90 счету на конец года
по 90 счету остается нулевой остаток, так как результат переносится на 99
счет.(приложение )
Если получена
прибыль, то составляется запись Дт 90 кт 99, а если убыток – Дт 99 Кт 90.
Изучив
данную тему я научилась заполнять
·
Дневник
поступления с/х продукции
·
Ведомость
учета движения молока
·
И
журнал учета надоя молока
1.9. Учет
финансовых вложений
Финансовые
вложения - вложения организации в ценные бумаги, акции, облигации, в уставные капиталы других организаций,
предоставленные другим организациям займы.
Виды
финансовых вложений:
-
Вложения в ценные бумаги (приобретение акций, облигаций,
векселей, депозитных и сберегательных сертификатов)
-- Долевое
участие в деятельности других организаций -
вклады в уставные
капиталы других организаций.
--
Предоставление займов другим организациям
--
Предоставление вкладов по договору простого товарищества
Учет финансовых
вложений ведется на счете 58 «Финансовые вложения». Он активный, балансовый и
денежный. Сальдо начальное показывает сумму стоимости приобретенных ценных
бумаг и выданных займов на начало месяца. Дебетовый оборот – сумма
приобретения ценных бумаг и предоставления займов в отчетном месяце;
Кредитовый оборот - сумма реализованных и погашенных ценных бумаг и
возвращенные займы.
Финансовые
вложения в бухгалтерском учете оцениваются по
фактическим
затратам на их приобретение или по фактическим суммам
вложенных
средств.
Счет 58 имеет
следующие субсчета
0-путевки
1-краткосрочные
финансовые вложения
2-долгосрочные
финансовые вложения
(Приложение 118)
Аналитический учет финансовых вложений ведут по видам вложений (паи, акции и
т.д.), а синтетический учет ведут в оборотной ведомости
Для осуществления
финансовых вложений в ценные бумаги необходимо выполнение следующих условий:
1. Наличие
свободных денежных средств
2.
Изучение рынка ценных бумаг
3. Присутствие в
организации лица, которое осуществляет размещение денежных средств в ценные
бумаги.
При
движении ценных бумаг из одной организации
в другую должны
оформляться
акты приема - передачи и купли - продажи.
Например:
Акт приема –
передачи векселей. (Приложение 117)
Изучив данную тему
я узнала как составляется Акт приема - передачи векселей.
Изучила виды
финансовых вложений на предприятии
- Вложения
в ценные бумаги (приобретение акций, облигаций,
векселей, депозитных и сберегательных сертификатов)
-- Долевое
участие в деятельности других организаций -
вклады в уставные
капиталы других организаций.
--
Предоставление займов другим организациям
--
Предоставление вкладов по договору простого товарищества
1.10. Учет фондов
и финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Основным
показателем финансово-хозяйственной деятельности предприятия является
финансовый результат. Он формируется на счете 99 «Прибыли и убытки». По
отношению к балансу активно- пассивный. Счет имеет одностороннее сальдо. В
течение года нарастающим итогом по дебету записываются убытки и потери, а по кредиту прибыли и доходы. Сопоставлением Дт и Кт
оборотов определяется конечный финансовый результат за отчетный период. Конечный
финансовый результат отражен в оборотной ведоиости по счету 99
Конечный
финансовый результат слагается в течение года на счете 99 из:
1. Прибыли (убытка) от обычных видов деятельности
2. Прочих доходов
и расходов
3. Потерь, расходов и доходов в связи с чрезвычайными
обстоятельствами
финансово-хозяйственной деятельности.
Основная часть
прибыли (убытка) организация получает от продажи готовой продукции, товаров,
работ и услуг. Финансовый результат от их продажи определяется как разница
между выручкой без НДС, акцизов и других сборов и затратами на производство и
реализацию. Результат от продажи выявляют на активно-пассивном счете 90
«Продажи».
Дт оборот отражает фактическую
себестоимость продукции, расходы по
продаже, НДС и другие расходы. Кт оборот -
выручка от продажи. К счету 90 организация может открыть следующие субсчета:
90/1
растениеводство
90/2
животноводство
90/3
пило- материалы и забой
90/4
консервный цех
90/5 тара
90/6
услуги
90/7
садоводство
90/8
коммерческие и управленческие расходы
90/9
результаты
В конце
отчетного периода все субсчета поочередно закрываются:
сопоставляются Дт
и Кт обороты, и сумма разницы переносится на счет
90/9, затем
сопоставляются Дт и Кт обороты счета 90/9 и разница списывается на счет 99.
При получении прибыли делается запись: Дт
90/9 Кт 99 при
получении убытка: Дт 99 Кт 90/9. Счет 90 в конце отчетного периода
закрывается, сальдо не имеет и в балансе не
отражается. Для
учета прочих видов деятельности предназначен счет 91 «Прочие доходы и
расходы». На этом счете отражаются операционные и внереализационные доходы и
расходы
Записи по субсчетам
осуществляются накопительно в течение отчетного года. В конце периода
субсчета поочередно закрываются, и сумма переносится на счет 91/9. Затем счет
91 закрывается путем переноса суммы на счет 99. Аналитический учет по счету
91 ведется по каждому виду операционных и внереализационных доходов и
расходов.
Чрезвычайными
доходами и расходами признаются поступления
(расходы)
возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств
хозяйственной
деятельности, они учитываются
непосредственно на
счете 99.
Дт 91/2 Кт 01 - ликвидация основного средства по
первоначальной
стоимости.
Дт 02 Кт 01 -
начислен износ на основное средство на момент его
выбытия.
Дт 91/2 Кт 70 -
начислена заработная плата работникам,
занятым на ликвидации основного средства.
Дт 91/2 Кт 69 -
произведены отчисления в ЕСН.
Дт 10 Кт 91/1 -
поступили материалы от ликвидации ОС.
Дт 99 Кт
91/9 - получен убыток от ликвидации ОС.
Дт 91/9 Кт
99 - получена прибыль от ликвидации ОС.
С 99
счета прибыль или убыток переносится па 84 счет, который носит название
«Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)».
Полученная
прибыль распределяется в строго определенном порядке, утвержденном уставом
на общем собрании пайщиков
В
первую очередь пополняется фонд накопления предприятия, данная операция
оформляется проводкой Дт 84/0 Кт 84/1 – 20860000 рублей
Затем
производится увеличение уставного капитала, так как он должен быть равен
стоимости основных средств, составляется проводка Дт 84/0 Кт 80 – 9637388
рублей
После
этого пополняется фонд выкупа паев, на случай если пайщик решит забрать свой
пай в денежном выражении, данная операция оформляется проводкой Дт 84/0 Кт
84/3 – 562000 Рублей
После
этого пополняется фонд материального поощрения, например для выплаты премий
работникам предприятия, составляется проводка Дт 84/0 Кт 84/2 – 2488616=13
рублей
В конце
оставшаяся прибыль перечисляется в фонд дивидендов – Дт 84/0 Кт 84/4 –
4219520 рублей
Если
дивиденд выдаются деньгами, то оформляются записи :
Дт 84/4
Кт 75 – рассчитаны дивиденды пайщика
Дт 75 Кт
70 – начислены дивиденды
Дт 70 Кт
50 – выданы из кассы дивиденды
Если
пайщик решил увеличить размер пая, то оформляется следующая запись Дт 84/4 Кт
80
Уставный
капитал предприятия учитывается на счете 80. Он может пополняться за счет
прибыли и уменьшаться за счет выдачи паев. Резервный капитал пополняется в
соответствии с уставом; как только он перестает соответствовать уставу, он
пополняется за счет прибыли.
Целевое
финансирование ведется на счете 86»Целевое финансирование». На этом счете
учитываются средства, предназначены для осуществления мероприятий целевого
назначения.
Проводки :
Дт 51 Кт
86 – 10000 руб – перечислены на р/сч дотации на поддержание растениеводства
Дт 86 Кт
99 – 10 000 руб – сумма дотаций отнесена на прибыль
Дт 60 Кт
86 – 194566 руб. – зачтено в счет субсидий(затраты по известкованию)
Дт 86 Кт
99 – отнесено на прибыль 194566 руб.
Отчетность
представляет собой систему показателей,
отражающих
результаты
хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. Она включает
таблицы, которые составляют по данным
бухгалтерского,
статистического и оперативного учета. Данные отчетности используются внешними
пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для
экономического анализа самой организации. Вместе с тем отчетность необходимо
для
оперативного
руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для
последующего планирования. Отчетность должна
быть достоверной и
своевременной, в ней должны обеспечиваться сопоставимость отчетных
показателей с данными за прошлые годы.
По данной теме я
узнала как в СХПК «ПЗ Майский» распределяется прибыль и в какие фонды она
идет :фонд накопления, увеличение уставного капитала, фонд выкупа паев ,фонд
материального поощрения, фонд дивидендов.
1.11.
Бухгалтерская отчетность.
Отчетность
организаций подразделяют на бухгалтерскую, статистическую
и оперативную; периодическую и годовую.
Бухгалтерская
отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и
финансовом положении организации и о
результатах ее
хозяйственной деятельности. Ее составляют на основании данных бухгалтерского
учета по единым формам и в объеме,
устанавливаемом Министерством финансов РФ,
Министерством
сельского хозяйства РФ и Государственным комитетом
РФ по статистике.
Единство форм отчетности позволяет составлять сводные данные по отдельным
отраслям, экономическим районам,
субъектам
Российской Федерации в целом.
Статистическая
отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и
оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям деятельности
организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Оперативная
отчетность составляется на базе данных оперативного учета и содержит сведения
по основным показателям деятельности
предприятия за
короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю,
декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и
управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.
Бухгалтерскую
отчетность, составленную на внутригодовую
дату,
называют
периодической.
Годовая
бухгалтерская отчетность составляется по результатам
деятельности
сельскохозяйственных организаций за отчетный год и
представляется
собственникам организации, органам государственной
статистики, налоговой службы и другим заинтересованным пользователям.
Периодическая и
годовая бухгалтерская отчетность охватывает все виды деятельности. Ее
показатели определяют на основании
проверенных данных
синтетического и аналитического учета,
подтвержденных
первичными документами.
Ответственность за
своевременное представление и достоверность данных бухгалтерской отчетности
несут руководитель и главный
бухгалтер
организации.
Одно из
основных требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности, — ее
достоверность. Это означает, что все учетные
показатели
должны обосновываться надлежаще оформленными первичными документами или
бухгалтерскими записями. Достоверность означает также заполнение плановых
показателей в соответствующих отчетных формах, на основании утвержденных вышестоящей
организацией планов с учетом изменений,
внесенных в эти планы в установленном порядке.
Второе важное
требование — полнота отражения в бухгалтерской отчетности всех хозяйственных
операций, осуществленных в отчетном
четности, —
своевременность ее представления. Лишь вовремя представленные отчетные данные
могут быть использованы соответствующими органами для оперативного управления
хозяйственными процессами с наибольшей эффективностью, для осуществления контроля
за выполнением плановых заданий, предотвращения
нерационального и
неэффективного использования материальных и трудовых ресурсов.
Отчетность
сельскохозяйственных организаций должна быть простой, ясной и доступной для
понимания любым пользователем.
Она составляется
на русском языке в валюте Российской Федерации. В формах бухгалтерской
отчетности не должно быть никаких подчисток
и помарок. В
случае не заполнения какой-либо строки в связи с отсутствием соответствующего
показателя в ней проставляется
прочерк.
Составлению
годового отчета в каждой организации предшествует значительная
подготовительная работа, которая сводится к
проведению
инвентаризации основных видов ценностей и обязательств, списанию выявленных
отклонений по назначению и корректировке затрат со списанием калькуляционных
ризниц и закрытием ряда операционных счетов.
К годовому отчету
прилагают ведомость результатов инвентаризации, в которой по каждой группе
ценностей показывают сводные результаты: недостачи, излишки, порчу продукции
и т.д.
Проверив полноту
бухгалтерских записей по списанию в отчетном году израсходованных на нужды
производства материальных ценностей, правильность начисления амортизации по
основным средствам и нематериальных активов, приступают к закрытию счетов. Корректировка
затрат и закрытие счетов осуществляются в системном порядке, т. е. с соответствующими записями в системе
синтетических и аналитических счетов, и в строго определенной
последовательности. В первую очередь закрывают счета производств и отраслей,
имеющих максимальное количество потребителей и минимальные размеры встречных
затрат, и в последнюю очередь — счета с максимальными размерами встречных
затрат и минимальным
количеством
потребителей. Исходя из этого принципа корректировку затрат и закрытие счетов
производят в следующем порядке:
1. Делают корректировочные
записи по суммам цеховых расходов ремонтной мастерской, исчисляют
себестоимость услуг вспомогательных производств, делают корректированные
записи по
каждому
производству и закрывают аналитические счета по счету 23
«Вспомогательные
производства».
2. Распределяют
расходы будущих периодов, делают
корректировку общепроизводственных и общехозяйственных расходов и
закрывают счета 97
«Расходы будущих периодов» (по затратам, относимым на издержки текущего года), 25 «Общепроизводственные
расходы», 26
«Общехозяйственные расходы».
3. Распределяют
или корректируют суммы амортизации и отчислений
на ремонт основных
средств.
4. Исчисляют
себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают
выявленные отклонения. Делают корректировку затрат и закрывают счет 20
«Основное производство»
Производят
корректировку затрат и закрывают счет 29 «Обслуживающие производства и
хозяйства».
6.
Списывают затраты по завершенным процессам и делают корректированные записи
на счетах вложений во внеоборотные активы и основные средства.
7. Определяют
финансовые результаты, делают корректировочные записи и закрывают счета 90
«Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы».
8. Распределяют
прибыль или списывают убыток на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый
убыток)» и закрывают счет 99 «Прибыли и
убытки».
После закрытия
счетов в заключительном балансе организации будут отражены инвентарные,
фондовые и расчетные счета.
Операционные счета
войдут в баланс в сумме затрат на незавершенное производство, формирование основного
стада и капитальный ремонт.
В
настоящее время организации представляют в обязательном
порядке
квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Квартальную
бухгалтерскую отчетность составляют:
Бухгалтерский
баланс (форма № 1);
Отчет о
прибылях и убытках (форма № 2);
специализированные
формы отчетности.
В соответствии с
Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от
21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ и Положением по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская
отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовую
бухгалтерскую
отчетность организаций составляют:
Бухгалтерский
баланс (Приложение стр3);
Отчет о
прибылях и убытках (Приложение стр7 );
приложения к
Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и
убытках, предусмотренные нормативными актами;
аудиторское
заключение, подтверждающее достоверность
бухгалтерской отчетности организации (если она в соответствии с федеральными
законами подлежит обязательному аудиту);
Пояснительная
записка.
Формы
бухгалтерской отчетности, а также
инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов
Российской
Федерации. Бухгалтерский
баланс представляет собой таблицу, включающую в
пяти разделах
информацию об имуществе организации и источниках его образования. Имущество
организации отражено в разделах
«Внеоборотные
активы» и «Оборотные активы». Источники образования имущества показываются в
разделах: «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные
обязательства».
Имущество
сельскохозяйственной организации отражается в балансе в следующей оценке:
основные средства
— по остаточной стоимости, т. е. по
фактическим затратам на приобретение, сооружение и изготовление, за минусом
начисленной
амортизации; нематериальные активы — по остаточной стоимости, т. е. по
фактическим затратам на приобретение, включая расходы по их доведению до
состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за
минусом начисленной амортизации;
незавершенные
капитальные вложения — по фактическим затратам для застройщика (инвестора); оборудование
— по фактической себестоимости приобретения; финансовые вложения (инвестиции
в ценные бумаги, в уставные
капиталы других
предприятий, облигации, предоставленные займы и т. п.) — по фактическим
затратам для инвестора; материальные ценности (материалы, топливо, запасные
части, тара
и другие
материальные ресурсы) — по их фактической себестоимости;
незавершенное
производство — по фактически произведенным затратам;
расходы
будущих периодов — в сумме затрат, фактически произведенных в отчетном
периоде, но относящихся к следующим
отчетным
периодам; готовая продукция — по фактической себестоимости; товары — по
стоимости их приобретения; дебиторская задолженность — в сумме, признанной дебиторами; остатки средств по
валютным счетам, другие денежные средства
(включая денежные
документы), ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в
иностранной валюте после пересчета иностранной валюты в рубли по курсу
Центрального банка России на последнее число отчетного периода.
Источники средств
сельскохозяйственных организаций отражаются в балансе в следующей оценке: уставный
капитал — в размере, определенном учредительными документами; резервный
капитал — в сумме неиспользованных средств этого капитала;
резервы по
сомнительным долгам — в сумме созданных в конце отчетного года резервов;
доходы будущих периодов — в сумме,
полученной в
отчетном периоде, но относящейся к следующим отчетным периодам;
прибыль — в сумме,
фактически полученной в отчетном периоде прибыли. В годовой отчетности в
валюту баланса включается лишь
непокрытый убыток
или нераспределенная прибыль отчетного года;
кредиторская
задолженность — в сумме фактических долгов кредиторам.
Отчет о прибылях и
убытках содержит сведения за отчетный и предыдущий годы. Доходы и расходы в
нем показываются с подразделением на обычные и чрезвычайные. Отчет имеет
следующие показатели:
1.
Доходы и расходы по обычным видам деятельности:
а) выручка от
реализации товаров, продукции, работ, услуг (из выручки вычитают НДС, акцизы
и прочие косвенные налоги, и обязательные платежи);
б)
себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
в)
валовая прибыль;
г)
коммерческие расходы;
д)
управленческие расходы;
е)
прибыль (убыток) от продаж.
2.
Операционные доходы и расходы:
а)
проценты к получению и уплате;
б) доходы
от участия в других организациях;
в) прочие
операционные доходы и расходы.
3.
Внереализационные доходы и расходы:
а)
Внереализационные доходы и расходы;
б) прибыль
(убыток) до налогообложения;
в) налог на
прибыль и иные аналогичные обязательные
платежи;
г)
прибыль (убыток) от обычной деятельности.
4.Чрезвычайные
доходы и расходы.
5.Чистая прибыль
(нераспределенная прибыль (убыток) отчетного
периода).
Отчет об
изменениях капитала (форма № 3) состоит из четырех
разделов и
справки.
В разделе
«Собственный капитал» показывается остаток на начало
года, поступления, расход (использование) и остаток на конец года
составных частей
собственного капитала (уставного и добавочного
капитала, резервного фонда, нераспределенной прибыли
прошлых лет,
фонда социальной
сферы, целевых финансирования и поступлений).
В разделе «Резервы
предстоящих расходов» отражаются остатки на
начало и конец
года, и движение резервов предстоящих расходов и
платежей (на
ремонт, оплату отпускных и др.).
В разделе
«Оценочные резервы» показывается остаток на начало
года, поступления,
расход и остаток на конец года оценочных резервов
(под обесценение
вложений в ценные бумаги, по сомнительным
долгам).
В разделе
«Изменение капитала» отражаются, величина капитала на
начало и конец
отчетного периода, причины его увеличения и
уменьшения.
В справке
приводятся сведения о чистых активах сельскохозяйственной организации о
средствах, полученных из бюджета и отраслевых и межотраслевых фондов на
финансирование капитальных вложений, научно-исследовательских работ,
возмещение убытков, социальное развитие и прочие цели. Отчет о движении
денежных средств (форма № 4) содержит сведения о каналах поступления и
расходования денежных средств
сельскохозяйственной
организацией за отчетный период. Пояснительная записка к годовой
бухгалтерской отчетности содержит существенную информацию о
сельскохозяйственной организации, ее финансовом положении, сопоставимости
данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных
статьях бухгалтерской отчетности. В ней должно сообщаться о фактах
неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют
достоверно
отразить
имущественное состояние и финансовые результаты деятельности
сельскохозяйственной организации с соответствующим обоснованием.
В Пояснительной
записке к бухгалтерской отчетности организация
указывает
изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.
Аренда -
предоставление арендодателем арендатору имущества,
которое не теряет своих натуральных свойств в процессе его использования, за плату во временное владение и пользование, или во
временное
пользование, оформляемое договором имущественного найма.(Приложение )
Арендные отношения
различают:
• По срокам -
текущая (краткосрочная) и долгосрочная аренда
• Категориям
арендодателей (органы государственной власти, физические или юридические лиц)
• Формам оплаты
(денежная и натуральная) и другим признаком
У арендатора
имущество, которое находится во временном пользованием, учитывается на забалансовом
счёте 001 «Арендованные
основные средства».
Основные средства учитываются на забалансовом счёте в первоначальной оценке,
определённой в договоре.
Условиями договора
может быть предусмотрено, что арендатор производит капитальные вложения и
капитальный ремонт в арендованные объекты.
Изучив данную
тему я получила возможность просмотреть Бухгалтерскую отчетность
(Приложение ), бухгалтерскую отчетность за 9 месяцев(приложение ), а
также балансовую ведомость (приложение ).
|