Забота о ближнем. Пути и формы развития
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО
ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
РЕФЕРАТ
по антропологии
на тему: «Забота о ближнем. Пути и
формы развития»
Выполнила:
Чаплина Галина Владимировна
Ставрополь, 2006
Содержание
Введение. 3
1.
Человек – социальное существо. Необходимость заботы о ближнем как условие
выживания. 4
2.
Благотворительность как форма заботы о ближнем. 7
3.
Выделение заботы о ближнем в сферу профессиональной деятельности. Социальная
работа. 9
Заключение. 10
Список
литературы.. 11
Забота о ближнем – неотъемлемая часть существования
человека как социального существа.
Ученые отмечают, что еще на заре человечества, у
неандертальцев, присутствовала забота о членах рода. Даже первобытным людям не
чужды были альтруизм, уважение к старшим. Среди останков неандертальцев был
найден скелет мужчины в возрасте 50 лет, по тогдашним меркам это был глубокий
старик. У него не было ни одного зуба. Питаться он мог только в том случае,
если кто-то из близких пережевывал за него еду и таким образом кормил
пользовавшегося уважением и заботой члена племени.
Человеческая семья в то время не могла существовать в
одиночку, так как она быстро погибла бы, не сумев защитить себя от зверей, а
также добыть себе достаточно пищи. Поэтому с первых шагов своего развития
человек был коллективным животным.
В ходе эволюции менялись формы и способы заботы о
ближнем, но суть их оставалась прежней – обеспечить физическое и духовное выживание.
С первых мгновений жизни ребенок развивается как
социальное существо. Значимость общения со взрослыми для психического развития
ребенка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей,
выросших в изоляции от человеческого общества при резком недостатке
воспитательного воздействия взрослого. Ведь в ходе этого взаимодействия
происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей,
норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. Крайней степенью
изоляции являются примеры так называемых «волчьих детей» («дети-Маугли») [8, c.24].
Забота о старшем поколении необходима для выживания с
точки зрения, что старики являются носителями накопленного жизненного опыта,
который передается ими последующим поколениям. Уже в первые века нашей эры
специфика отношения к человеческой старости, принесенного христианством в
европейскую культуру, заключалась в поддержании высокого ценностного статуса
старости в обществе.
Семья – многостороннее отношение, которое регулируется
нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи
рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру. Семья - это
исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между
родителями и детьми; это малая группа, члены которой связаны брачными или
родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в физическом и
духовном воспроизводстве населения.
Первоначальную основу семейных отношений составляет
брак – легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм
сожительства и партнерства, которые сопровождаются рождением детей [3, с.65].
Но семья может представлять собой более сложную систему отношений, чем брак:
семья может объединять не только супругов и детей, но также и других
родственников. Поэтому можно заключить, что семья – это основанная на единой
общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества –
родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и
преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание
существования членов семей [там же, с.66].
Семья как воспитывающий коллектив характеризуется
непрерывностью и длительностью отношений между людьми разного пола и возраста.
Эмоциональный настрой семьи, чувства, связывающие чувства ее членов, являются
тем фундаментом, на котором строится вся семейная жизнь. Семья выполняет
несколько важных функций:
1. Хозяйственно-бытовая функция – поддерживание
физического состояния семьи, уход за престарелыми.
2. Экономическо-материальная функция – поддержание
одними членами семьи других – несовершеннолетних престарелых и нетрудоспособных.
3. Функция социального контроля – ответственность
членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность.
4. Духовная функция – духовное обогащение членов
семьи.
5. Социально-статусная функция – предоставляет членам
семьи определенное положение в обществе.
6. Досуговая функция – организация рационального
досуга.
7. Эмоциональная функция – осуществление
психологической защиты, организация эмоциональной поддержки, стабилизирующей
личность, предотвращающая дезинтеграцию личности [5, с.309].
Функционируя, семья формирует свой образ жизни,
микрокультуру, причем основой выступают ценности и элементы культуры,
признанные во всем обществе или в социальных группах.
Самые первые формы социальной помощи – милостыня. С
появлением государства процесс оказания помощи обогащается системными
свойствами (законодательное основание помощи, регламентация процесса и т. п.).
Особую роль в развитии заботы о ближнем сыграло
распространение христианской идеологии. Помимо того, что церковь активно
участвует в реальной деятельности по созданию институтов помощи и поддержки
различных категорий населения, христианская доктрина вносит в процесс оказания
помощи новый нравственный смысл. Пересматривается само понимание таких явлений
как бедность, нищета в контексте своеобразной социально-религиозной активности.
В России период X – середины XVIII вв. отмечен
активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием
государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России
формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь
обездоленным и нуждающимся. Появляются действенные формы и методы помощи
нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым,
нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам и
т. д.
Период с середины XVIII –XIX вв. отмечен
функционированием государственно-общественного призрения. Особое значение в
этом направлении занимает деятельность Екатерины II по укреплению
законодательной и организационной базы призрения (открытие приказов
общественного призрения); развитие системы закрытого призрения под руководством
И.И. Бецкого, и зарождение общественного призрения (создание общественных
благотворительных обществ таких как Вольное экономическое общество,
Императорское человеколюбивое общество и т. п.).
Во второй половине XIX в. активное участие в процессах
оказания помощи начинает играть не только государство, церковь, но и различные
общественные организации, прежде всего – благотворительные, просветительские
общества, феминистские организации.
Государственная система помощи и поддержки
сосредоточила свое внимание, в основном, на лечении социальных недугов, таких,
как бедность, беспризорность, нетрудоспособность. В отличие от государства
общественные организации оказывают помощь тем категориям населения, с которыми
государство не может взаимодействовать в силу различных обстоятельств
(например, работа с девиантными группами в Англии, просветительская деятельность
в России, работа с эмигрантами в Америке).
Социальная помощь как вид практической деятельности
начинает вычленяться в конце XIX – начале ХХ в. в сфере
таких знаний как медицина, социология, психология. Ставится вопрос о
профессиональной системной помощи различным категориям граждан, а это
предполагает специальную подготовку работников в учебных заведениях (первый
факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университет в 80-е гг.
XIX в.). Социальная работа приобретает вид профессии и отдельной области
научного знания.
На современном этапе развития общества социальная
работа как профессия подразделяется на множество подвидов, а в теории
социальной работы выделяются разнообразные концепции. Но независимо от
толкования самого понятия, от особенностей модели помощи главная задача
социальной работы сегодня – помочь клиенту в решении жизненно важных проблем.
В современных условиях идет формирование модели
социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной
России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в
сфере призрения и социального обеспечения.
Забота о ближнем - это принцип бытия человека, закон
«устроения мира», без соблюдения которого распадается «связь времен» и смыслов,
одним из звеньев которой является смысл человеческой жизни.
Забота о ближнем как общественное явление свойственна
человеческому обществу с момента его существования: в различные периоды своего
развития общество помогает своим членам в различной форме помогать выживать.
Конкретная модель помощи определяется уровнем развития общества, его культурой
в конкретно-исторический период.
Милосердие, забота о ближнем, сочувствие являются
непреходящими нравственными ценностями. Почтительное отношение к старшим, культ
семьи, уважение к личности любого человека, сострадание и милосердие – основные
заповеди любой религии. Вместе с тем забвение этих истин ведет к деформации
общества, формированию бездуховной личности.
В ходе эволюционно-исторического развития человечества
менялись формы и пути заботы о ближнем, начиная от непосредственной заботы
каждого о членах своей семьи и заканчивая религиозными заповедями служения
всему человечеству. От благотворительности как одной из форм социальной помощи
современное общество перешло к выделению социальной работы в профессию. Для
социального работника забота о ближнем является его профессиональным долгом.
1. Актуальные проблемы семьи и
детства сегодня. – Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1994. – 104 с.
2. Альперович В.Д. Геронтология,
социокультурный портрет. – М., 1990. – С. 57.
3. Антонов А.И., Медков В.М.
Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – С. 65-66.
4. Благотворительность и
милосердие: Сб. науч. тр./ Под. общ. ред. В.Н. Ярской. – Нижний Новгород, 1997.
– 242 с.
5. Василькова Ю.В. Лекции по
социальной педагогике. – М., 1998. – С. 309.
6. Семья и молодежь:
профилактика отклоняющегося поведения. – Минск, 1989. – С.14.
7. Словарь-справочник по
социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997.
8. Шипицына Л.М., Иванов Е.С.,
Виноградова А.Д. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. –
СПб., 1997. – С.24-25.