Понятие 'личность'
Личность
Материал из Википедии — свободной
энциклопедии
Личность — относительно устойчивая система
поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в
социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка,
которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе
сам человек.
·
Отличается
самостоятельностью в поступках;
·
Способна нести
ответственность и решать проблемы;
·
Контролирует
поведение, обладает силой воли;
·
Способна изменяться с
течением времени.
На
настоящий момент существует множество теорий личности, сильно отличающихся
между собой. Различия идут, например, в плоскости: имеет ли личность
неизменяемую сущность, или, напротив, сущность личности менять можно.
В
философских школах определение личности(так же как и других понятий: разума,
сознания, и т. п.) различается совсем кардинально, если вообще имеется. В быту
под личностью понимают характер, всего человека целиком, но при этом надо
отметить, что личность не является индивидуальностью или сознанием.
Личность,
индивид и индивидуальность
Индивид выражает общие свойства человека как
организма.
Индивидуальность выражает специфику отдельного человека,
причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
Личность — результат процесса воспитания и
самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся», говорил Алексей
Николаевич Леонтьев (выдающийся отечественный психолог, занимавшийся проблемой
сознания и деятельности). Дети не обладают личностью, поскольку ответственность
за их поступки вменяется их родителям. По мнению Лидии Ильиничны Божович
(советский психолог, занималась преимущественно проблемами детской психологии),
можно выделить два необходимых и достаточных критерия сформировавшейся
личности:
·
Человека можно
считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом
смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради
чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к
опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым
преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.
·
Способность к
сознательному руководству собственным поведением. Это руководство
осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого
критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное
соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может
иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную
нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его
поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким
образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение,
подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие
самосознания как особой инстанции личности.
Личность
— это индивид, осознающий свою индивидуальность.
У
шизофреников может наблюдаться расщепление личности, а у олигофренов её
отсутствие.
Атрибуты
личности
Воля — способность и умение выбора цели
деятельности и внутренних усилий, которые необходимы для её осуществления. Воля
— это не физическая деятельность, не эмоциональная деятельность и не всегда
сознательная деятельность человека; но деятельность, всегда отражающая принципы
морали и нормы личности и указывающая на ценностные характеристики цели
выбранного действия. Человек, осуществляя волевые действия, противостоит импульсивным
желаниям, формируя в себе сильную личность.
Свобода — в самом общем смысле, наличие
возможности выбора, вариантов исхода события.
Разум – 1. основа синтезирующей творческой
деятельности, создающая новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем,
дающая способность открывать и целеполагать (способность комбинировать
полученные знания и создавать новые знания)
2. высшая, существенная для человека, как такового, способность мыслить
всеобще, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок
Чувство – переживание своего отношения к
окружающей действительности (к людям, их поступкам, к каким-либо явлениям) и к
самому себе.
Кратковременные
переживания (вспышки радости, разочарования и т. п.) иногда называют эмоциями в
узком смысле слова, в отличие от чувств — как более устойчивых, длительных
переживаний (любовь, ненависть и т. п.).
Комплекс
устойчивых компонентов личности
Темперамент - это индивидуально своеобразные
свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и
проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания и остающиеся почти
неизменными в процессе всей жизни.
Характер - типичное
поведение человека.
Способности - это индивидуальные особенности личности, являющиеся
субъективными условиями успешного осуществления определённого рода
деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям,
навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами
и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими
регулятивами, обуславливающими возможность их приобретения.
Мотивация – 1. динамический процесс физиологического и психологического
плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность,
организованность, активность и устойчивость.
2.
способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.
Личность
в психологии
Личность
— это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и
тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт
и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и
связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления
«поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп
взаимодействия.
Проблема
развития личности студентов
Во
второй половине XX в. предметом пристального внимания в отечественной и
зарубежной психологии стал вопрос развития личности в процессе
профессионального обучения и воспитания.
В
зарубежной психологии появляются новые динамичные теории: структурная (С.
Аксельрод, З. Гинзберг, В. Гинсбург, Д. Миллер, Д. Сьюпер), мотивационная (В.
Врум), теории индивидуальности (Дж. Холланд, Л. Тайлер). В этих теориях
укрепляется положение о том, что личность — это сложная, постоянно
развивающаяся система. Большое значение в формировании и развитии личности
принадлежит процессу ее профессионального развития. Значительное по времени и
значимое по важности место в этом процессе занимает период обучения в высшем
учебном заведении.
Проблема
личностно-профессионального развития в период обучения в вузе широко
представлена в трудах отечественных психологов Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева и
др.
В работах отечественных авторов выделяются следующие
основные направления личностно-профессионального развития студентов:
·
развитие
профессиональной направленности и необходимых способностей;
·
профессионализация и
совершенствование психических процессов и состояний;
·
выработка жизненной
позиции и конкретизация жизненных планов;
·
рост уровня
притязаний в области будущей профессии;
·
этическое,
эстетическое и духовное развитие;
·
повышение удельного
веса самовоспитания и формирования качеств, необходимых в будущей деятельности;
·
повышение инициативы
и творчества;
·
формирование
психологической готовности к профессиональной деятельности.
Особое
внимание в современной отечественной психологии обращено на формирование
профессиональной направленности — как значимого направления развития субъекта
труда. Направленность определяет успешность овладения человеком профессией и
выступает «системообразующим» фактором личности профессионала.
На
сегодняшний день в психологии нет однозначного понимания профессиональной
направленности. Профессиональная направленность трактуется как совокупность
мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области
определенной профессиональной деятельности. Теоретической основой изучения
проблемы профессиональной направленности стала концепция направленности
личности как динамических тенденций, Сергея Леонидовича Рубинштейна. Им было
выдвинуто положение о развитии личности в деятельности и поставлена проблема
направленности, как «…вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве
мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь
ее целями и задачами».
Современные
отечественные психологи подходят к проблеме формирования ценностно-смысловых
компонентов профессиональной направленности, отражающих представление человека
о мире и о себе в этом мире, как к важнейшей задаче профессионального
самоопределения. Профессиональное самоопределение — это длительный и
многоаспектный процесс, включающий в себя: осознанный поиск личностно значимых
смыслов профессиональной деятельности, и поиск личностью своего жизненного
пути.
Длительный
период жизни человека связан с выбором, овладением и выполнением определенной
профессиональной деятельности. Вхождение в новую социальную среду и подготовка
к дальнейшей учебной и профессиональной деятельности предполагает формирование
и развитие ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности, освоение
и перестройку профессиональных ценностей. Это есть важная задача периода
обучения в вузе, как центрального периода становления личности.
Психологи
обращают внимание на «интенсивное преображение» в студенческом возрасте всей
системы ценностных ориентаций личности, и формирование ценностно-смысловых
компонентов профессиональной направленности. Задачи учебной и профессиональной
деятельности должны быть не только понятыми, но и внутренне принятыми.
Внутренняя позиция становится тем внутренним условием, через которое по С. Л.
Рубинштейну, преломляются внешние воздействия.
Личностно-профессиональное
развитие студентов в вузе напрямую зависит от тех смыслов и ценностей, которые
они находят в профессиональной деятельности. В процессе профессионального обучения
выделяется задача активизации стремления к самопознанию. Осознание своих
качеств, способностей, возможностей развития способствует содержательному
насыщению учебной деятельности и обогащению смысловых связей. Через
самопознание студент начинает ориентироваться в ценностно-смысловом содержании
своего сознания. Наличие и осознание значимой цели, идеи, смысла, то есть
содержательного компонента профессиональной направленности — важное условие
профессионального и личностного развития студента.