Исторический материал на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности
Исторический материал на уроках математики как средство активизации
познавательной деятельности.
Математика и история-две неразрывные области науки.
Математика, в отличие
от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего
изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а
количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой
особенностью математической науки в первую очередь объясняются те хорошо
известные методические трудности, которые неизбежно встают перед преподавателем
математики и которых почти не знают преподаватели других наук: перед учителем
математики стоит нелегкая задача - преодолеть в сознании учеников возникающее
со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере,
оторванности этой науки от жизни и практики.
Но этой же
особенностью математической науки в значительной мер объясняется и специфика
задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание
своей науки в воспитательных и образовательных целях. Ясно, что и здесь стоящая
перед ним задача труднее, чем в случае большинства наук. Ибо научная
дисциплина, занятая изучением не самих вещей, а лишь отношений между ними и
потому необходима требующая поднятия на некоторую ступень абстракции, - такая
дисциплина, очевидно, лишь в редких случаях способна давать учителю повод к
эффективному воздействию на формирование характера и мировоззрения учащихся, на
регулирование их поведения.
Лучшие педагоги прошлого постоянно подчёркивали недостаточность и
педагогическую ошибочность чисто абстрактного изложения математики и настаивали
на том, чтобы математика получала зримые черты метода познания окружающего нас
мира. В этом отношении значительный интерес представляют в замечательной
брошюре М. В. Остроградского и А. Блума «Размышления о преподавании» следующие
слова; «Кто из нас не видел, что из пятидесяти соучеников, по меньшей мере,
сорок испытывали отвращение и падали духом из-за
абстрактности идей, преподносимых до того, как они становились понятными
на примерах из житейской практики» В «обращении к читателям» «Истории
математики в школе» местный педагог, математик Герш Исаакович Глейзер писал,
что на основе своего личного тридцатилетнего опыта работы в школах он рекомендует
на каждые шесть уроков по одной беседе. «Условный термин «беседа» следует
понимать, как сообщение некоторого факта из истории математики, который может
быть преподнесён ученикам в виде
рассказа, рассмотрения
и объяснения рисунка, краткого замечания, разбора задачи, сопровождаемого
исторической справкой.
Обратиться к
историческому материалу на уроках математики меня, безусловно, подвигло моё
давнее увлечение историей в целом и историей математики в частности.
Естественным в данной
ситуации я считаю и огромный интерес детей к данной проблеме. Уроки с
привлечением исторического материала никого не оставляют равнодушными: ни тех,
для кого логика - «наука первая…из всех», ни тех, для кого важна
эмоциональная окраска получаемых знаний. В конечном итоге выигрывают все.
Особое место об
обучении математике занимают задачи, в основу которых положен исторический
материал, разнохарактерные письменные источники, например, старинные задачи,
сказки, свидетельства античных авторов.
Меняются школьные
программы, учебники и методики обучения, взгляды учёных на отдельные
исторические явления и целые эпохи. Но исторические документы обладают
непреходящей ценностью. Общеизвестно, что науки не только граничат друг с
другом, но и взаимно обуславливают и дополняют друг друга.
Математика и история-две неразрывные области знания.
Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два
школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим
содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая
логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в
истории, помогая лучше её понять.
Как, решая проблему формирования интереса учеников к
учению, использовать возможности двух школьных предметов? Сведения из истории
математики, задачи исторического характера, софизмы-лишь немногие «точки
соприкосновения» этих, казалось бы, далёких, но достаточно близких наук.
Как, добиться того, чтобы
ученики с интересом занимались математикой, как научить их решать задачи, как
убедить в том, что математика нужна не только в повседневной жизни, но и для
изучения других предметов? Многие школьные учебники математики решают эти
проблемы. Для развития интереса к предмету в них есть занимательные задачи,
система упражнений, которая формирует необходимые умения и навыки, прикладные
вопросы, показывающие связь математики с другими областями знаний. Конечно, в
учебниках мы встречаем и исторические страницы. Читая их, узнаём о появлении и
развитии математических понятий, возникновении и совершенствовании методов
решения задач.
И, тем не менее, творчески работающему учителю тесно в рамках
того исторического содержания, которое приводится в учебнике.
Сведения из истории науки расширяют кругозор учеников, показывают
диалектику предмета. Поэтому так важно, чтобы исторические мотивы
искусно вплетались в ткань урока математики, заставляя детей
удивляться, думать и восхищаться богатейшей историей этой
многогранной науки.
Из всего выше
сказанного можно сделать вывод, что на уроках математики необходимо использовать
элементы историзма, так как:
1. Вводимый уроках
исторический материал усиливает творческую активность учащихся. Это происходит
посредством включения их в поиск новых способов решения интересных исторических
задач. Через обзоры жизни и деятельности великих математиков учитель, уже как
воспитатель, имеет возможность познакомить учащихся, с самим понятием
творчества, с творчеством в науке, коснуться многих решающих правительственных
категорий, связанных с этим процессом.
2. С помощью исторических
уходов в уроке, педагог может дать возможность ученикам самостоятельно
приходить к формулировкам теорем, как бы вновь «открывая» их, давать ученикам
искать их доказательства, побуждать в учениках желание самостоятельно выбирать
любопытные факты истории, связанные с математическими открытиями, делиться ими
со своими одноклассниками. Обычно всё это способствует обучению школьников
умению самоопределяться, учиться быть уверенным в своих возможностях и
отстаивать собственные взгляды и убеждения.
3. Тщательно продуманные
и организованные учителем научные споры на уроках, основанные на обсуждении
исторических проблем математики, способствуют воспитанию у учащихся терпимости
к чужому мнению, уважению к себе через уважение к другим, через бережное
отношение к окружающим, то есть толерантность. Эти научные споры обучат также
способности к межличностному взаимодействию - коммуникативным умениям и навыкам,
способности и разрешению конфликтных ситуаций.
4. Математическое
развитие человека невозможно без повышения общей культуры, говорил В. А.
Крутецкий. Исторический материал способен лучше, чем что-либо на уроке,
воспрепятствовать однобокому развитию математических способностей.
Использование исторического материала в процессе обучения математике
для развития познавательной деятельности.
Для того чтобы работа
по внедрению исторического материала в уроки математики была более продуктивной
необходимо учителю следовать следующим рекомендациям:
- начинать работу с 1-го класса;
- проводить
систематически;
- содержание, объём, и стиль изложения вопросов должны
совершенствовать возрастным возможностям учащихся.
- форма сообщения сведений:
* краткая беседа;
* лаконичная справка;
* решение задач;
* экскурс;
* показ фрагмента.
Учителю необходимо
заранее определить объём сведений, сообщаемых на уроке, использовать материалы
из истории математики в определённых «рамках».
Объём материала определяется, исходя из следующих соображений:
а) связь данного материала с материалами урока;
б) время, отводимое на сведения;
в) уровень подготовки учащихся;
г) возраст учащихся.
Эффективность
использования исторических сведений во многом зависит от их содержания.
Содержание этих сведений может быть различным. Здесь нужно учесть возрастные
особенности учащихся, подготовку учащихся к восприятию данного материала,
образовательную и воспитательную ценность материала.
Если сформулировать
основные требования к содержанию исторического материала на уроке, то они будут
выглядеть следующим образом:
а) статность;
в) соответствие уровню знаний учащихся и их возрасту;
г) помощь при усвоении программного материала.
Исходя из этого
необходимо, чтобы учитель имел достаточно широкий запас сведений из истории
математики, чтобы в любой подходящий момент его использовать. Выбор формы
сообщения этих сведений учитель должен сделать в связи с темой урока, в
зависимости от степени заинтересованности, математической подготовки учащихся.