Программа элективных курсов по математике
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
ПО
МАТЕМАТИКЕ
ОБЩАЯ
ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ
Пояснительная записка
Рыночная экономика наполняет
новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет
повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение
статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры
рынка, изучения тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия
оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров
и услуг.
Термин "статистика"
употребляется в различных значениях. Под статистикой понимается практическая
деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных,
характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления
в жизни общества.
Статистикой также называют особую
науку, т.е. отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их
количественной стороны. Как учебная дисциплина статистика составляет важный
блок учебного плана подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей
квалификации.
Между статистической наукой и
практикой существуют тесная связь и зависимость. Статистическая наука
использует данные практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических
исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются
теоретические положения статистической науки для решения конкретных
управленческих задач.
Становление экономико-рыночных отношений в нашей стране ставит перед
школой новые задачи.
Умение анализировать, сравнивать различные ситуации необходимо на
сегодняшний день каждому современному человеку. Элективный курс « Общая теория
статистики»
с помощью математического аппарата даст начальные понятия о
статистике, которые необходимы при решении управленческих задач. Курс рассчитан
для учащихся 11 класса экономико-математического и социально-экономического
профиля.
В процессе прохождения данного курса
учащиеся познакомятся с различными методами статистики, статистическими
наблюдениями, статистическими сводками, группировками, таблицами, индексами, получат
начальные понятия о задачах статистики в условиях рыночной экономики.
Общие понятия статистики имеют сугубо
практическое назначение. Предложенные методы разовьют математическое и
экономическое мышление, подтолкнут к самостоятельному решению нетрадиционных
ситуаций.
Содержание курса дает возможность
включить в учебный процесс исследовательскую деятельность, что дает учащемуся
возможность реализовать себя в творческой работе.
Элективный курс «Общие понятия
статистики » тесно связан с предметами: математика, информатика и экономика.
Объем требуемых математических знаний
практически не выходит за пределы базового курса «Алгебры и начала анализа».
Несложные примеры показывают практическое применение арифметической и геометрической
профессий, логарифмов, пределов, свойств степеней, вычисление процентов, что
повышает интерес учащихся к математике и позволяет повысить качество подготовки
к единому государственному экзамену.
Расчеты простых и сложных процентов, составление
таблиц -помимо аналитического решения рассматриваются на компьютерах в
программе Excel, что позволит расширить знания и возможности
в компьютерной технологии.
Статистические термины, изучаемые на
уроках экономики, закрепляются с помощью математического аппарата.
Взаимосвязь между перечисленными
предметами активизирует познавательный интерес учащихся в их профессиональном
самоопределении.
Цель элективного курса «Общие понятия статистики»
Помочь учащимся
определиться в дальнейшем выборе будущей профессии, повысить математическую,
компьютерную и финансовую грамотность и успешно сдать единый государственный
экзамен по математике.
Задачи элективного курса «Общие понятия статистики»
1. Познакомить учащихся с историей
возникновения статистики как науки.
2. Дать начальные понятия статистики, которые входят в блок базовых дисциплин
университет - ской подготовки специалистов в области бухгалтерского учета,
финансового менеджмента, банковского дела.
3. Отработать вычислительные навыки.
4. Научить учащихся пользоваться
инженерным калькулятором при вычислениях.
5. Развивать способности учащихся к
математической деятельности.
6. Развивать у учащихся
исследовательскую деятельность.
7. Научить учащихся самостоятельно
составлять задачи по пройденному материалу с дальнейшим его решением.
8. Научить учащихся применять
возможности компьютерных технологий в расчетах.
9. Научить разрешать
самостоятельно экономические вопросы окружающие нас в повседневной жизни.
10. Обогатить жизненный опыт учащихся при помощи решения
статистических задач.
Содержание курса
Тема 1. Предмет и метод статистической
науки.
Вводный урок – лекция, знакомящая с историей
возникновения статистики как науки, о ее предмете исследования, о статистических
показателях, совокупности, методах статистики.
Тема 2. Статистическое наблюдение.
Разбираются понятия: статистическая
информация, статистическое наблюдение, общегосударственная и ведомственная
отчетности, единицы наблюдения и совокупности, статистические формуляры.
Тема 3. Статистическая сводка. Группировка. Таблицы.
Формулировка задачи сводки на основе целей
статистического исследования, формирование групп и подгрупп, определение
группировочных признаков, числа групп, проверка полноты и качества собранного
материала, оформление статистического наблюдения в виде статистических рядов,
простых и групповых таблиц
Тема 4. Графический метод в изучении коммерческой
деятельности. Классификация статистических графиков
Разбираются понятия диаграмм: линейная,
столбиковая, ленточная (полосовая), круговая, радиальная, фигурная.
Тема 5. Обобщающие статистические показатели.
Абсолютные и относительные величины, их
значения и виды. Разбираются примеры.
Тема 6. Средние величины.
Вводится понятие средней величины, её виды:
средняя арифметическая, средняя геометрическая, средняя гармоническая, средняя
квадратичная. Рассматриваются понятия: мода и медиана.
Тема 7. Индексный метод в статистических исследованиях
коммерческой деятельности.
Применение индексов в экономических
разработках государственной и ведомственной статистики на примере об индексах цен
на потребительские товары по каналам реализации.
Свойства индексов: синтетические и аналитические.
Индексируемая величина.
Тема 8. Решение общей задачи линейного
программирования.
Рассмотреть ряд примеров, дающих представление
о линейном программировании:
задача о банке, задача о диете, задача об использовании
ресурсов, транспортная задача.
Тема 9. Итоговый урок.
Презентация учебных проектов. Проводится в
конце 11 класса. В начале учебного года учащимся предоставляется перечень тем,
по которым может проводиться исследовательская работа. Работы могут быть как
индивидуальные, так и групповые. Данный урок можно проводить в виде конкурса,
где победителей определяют жюри из приглашенных на этот урок.
В результате изученного курса учащиеся
Смогут: - анализировать
некоторые статистические данные;
- сформировать собственный взгляд на
дальнейший выбор будущего образования.
Научатся: - с помощью
предложенных методов разрешать некоторые статистические проблемы;
- использовать исследовательскую
деятельность для расширения своего кругозора;
- использовать компьютерные технологии
для обработки статистических данных.
Календарно-тематический
план курса
№
|
Тема занятий
|
Кол-во часов
|
Теория
|
Практика
|
|
Тема 1. Предмет и метод статистической науки
|
2
|
|
|
1
|
Статистика как
наука. Предмет статистической науки. Методы статистики
|
|
1
|
Задачи
статистики в условиях рыночной экономики
|
|
1
|
|
|
Тема 2.
Статистическое наблюдение
|
2
|
|
|
3
|
Понятие о
статистической информации. Основные организационные формы, виды и способы
статистического наблюдения.
|
|
1
|
|
4
|
Программно-методологические
вопросы статистического наблюдения
|
|
1
|
|
|
Тема 3.
Статистическая сводка. Группировка. Таблицы
|
6
|
|
|
5
|
Понятия о
статистической сводке
|
|
1
|
|
6
|
Методологические
вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании
|
|
1
|
|
7
|
Задачи
статистических группировок и их виды.
|
|
|
1
|
8
|
Принципы выбора
группировочного признака. Образование групп и интервалов группировки.
|
|
|
1
|
9
|
Статистические
ряды распределения.
|
|
|
1
|
10
|
Статистические
таблицы.
|
|
|
1
|
|
Тема 4. Графический метод в изучении коммерческой деятельности.
Классификация статистических графиков
|
4
|
|
|
11
|
Признаки статистических графиков. Диаграммы, картограммы,
картодиаграммы.
|
|
|
2
|
12
|
Самостоятельная работа по теме: «Статистические графики»
|
|
|
2
|
|
Тема 5. Обобщающие статистические показатели
|
3
|
|
|
13
|
Абсолютные величины, их основные виды.
|
|
|
1
|
14
|
Относительные величины, их значение и основные виды
|
|
|
1
|
15
|
Самостоятельная работа по теме: «Абсолютные величины»
|
|
|
1
|
|
Тема 6. Средние величины.
|
4
|
|
|
16
|
Сущность и значение средней величины.
|
|
1
|
|
17
|
Виды средних и методы их расчета.
|
|
|
1
|
18
|
Структурные средние величины.
|
|
|
1
|
19
|
Самостоятельная работа по теме: «Средние величины».
|
|
|
1
|
|
Тема 7. Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой
деятельности
|
3
|
|
|
20
|
Статистические индексы и их роль в изучении коммерческой
деятельности.
|
|
1
|
|
21
|
Индивидуальные и общие индексы
|
|
Тема 8. Решение общей задачи линейного программирования
|
4
|
|
|
22
|
Задача о банке, задача о диете, задача об использовании ресурсов,
транспортная задача
|
|
|
4
|
23
|
Итоговая контрольная работа .
|
2
|
|
|
|
Тема 9. Итоговый урок.
|
4
|
|
|
24
|
Презентация итоговых работ.
|
|
|
4
|
Литература
А.В. Баскаков, О.Б.Баскакова «Математика. Статистика.
Информатика»М.: ЗШ МИФИ 2000 год.
В.В.Ковалев, В.А.Уланов «Финансы и статистика».М.: 1994год.
Е.И.Кочович «Финансовая математика. Статистика».
М.:1996год.
Г.И.Просветов «Математика в экономике». М.: РДЛ, 2004год.
Е.М., Н.Е.Васильева «Финансовые экономические расчеты.
Финансы и статистика». М.: Дело, 2001год.
Е.М.Четыркин «Методы финансовых и коммерческих расчетов».
М.: Дело Лтд 1995год.
А.П. Черенков «Информационные системы для экономистов». М.:
Экзамен, 2000год.
П.Е.Данко «Высшая математика в упражнениях и задачах». М.:
ОНИКС 21 век Мир и Образование, 2003год.